Древнее кладбище в крыму. Древнее караимское кладбище в Иосафатовой долине (Украина, Крым)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнее караимское кладбище в Иосафатовой долине в Крыму. Древнее кладбище в крыму


Караимское кладбище в Чуфут-Кале (Бахчисарай, Крым): фото, как добраться, описание

Древняя столица Крыма – весьма популярное у туристов место. Сюда приезжают посмотреть прославленный Пушкиным выдающийся Ханский дворец с его фонтаном, окрестные пещерные монастыри и города, необычные пейзажи, известные многим по приключенческим советским фильмам. Но есть здесь и достопримечательности, о которых слышали немногие из числа тех, кто приезжает в Бахчисарай. Караимское кладбище Балта-Тиймез в долине с библейским названием Иосафат – одна из них.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится Балта-Тиймез в Бахчисарае?

Найти его несложно – оно связано с очень известным местным объектом, городом в пещерах Чуфут-Кале. Оттуда к кладбищу проложена в скалах дорога, видная до сих пор. Ее протяженность – примерно полкилометра. Некрополь открыт для посещения, его охраняют только совесть визитеров да многовековые караимские дубы.

Караимское на карте Крыма

Открыть карту

Из истории возникновения близ Чуфут-Кале

Похоронены здесь в основном караимы – представители весьма загадочного народа. Основная их масса называет своей родиной Крым, но они также есть и Западной Европе, и в Египте. Национальность эта тюркская по происхождению, но исповедует иудаизм в весьма древней его форме.

Сами караимы не потрудились обзавестись толковыми летописями, что прояснили бы их происхождение. Иногда говорят, что они – потомки населения Иудеи, переселившегося в Крым еще до нашей эры. Таким образом, декларируется их «алиби» в опасном религиозном «преступлении» — евангелическом распятии Христа, что служило поводом для преследования христианами иудеев в течение многих веков.

Более мотивированная версия гласит, что они – потомки хазар, тех самых, с которыми враждовал вещий Олег. Хазарские памятники на полуострове встречаются часто, есть свидетельства тому, что ведущей религией каганата был иудаизм (хазары в принципе были веротерпимы и воевали с соседями из других соображений). В Российской империи караимов признавали «не совсем евреями»,караимское кладбище в чуфут кале незадолго до революции они были уравнены в правах с православными.

Теоретически не признали их евреями и нацисты Гитлера, что не помешало на практике уничтожать представителей этого народа тысячами. Уничтожение караимской национальности – главное обвинение, предъявлявшееся после войны крымским татарам и ставшее поводом для их депортации. Впрочем, если были среди татар убийцы, то находились и честные, храбрые люди, героически спасавшие соседей-караимов, «грести всех под одну гребенку» никак нельзя.

На Караимском кладбище можно убедиться, что традиции этой народности отличаются от еврейских. Первым на это обратил внимание А.С. Фиркович. обследовавший его незадолго до революции. Формы надгробий, язык надписей, изображения не соответствовали классическому иудаизму – и это при условии, что еще в XIX веке здесь, как на почетном месте, хоронили уважаемых крымских евреев.

Трудно установить, когда появился некрополь Балта-Тиймез – он очень древний. Некоторые утверждают, что на нем встречаются захоронения Х века нашей эры. Большинство специалистов более скромны, полагая, что хоронить здесь начали в XIII столетии, упокоевая жителей города Чуфут-Кале. Караимское кладбище в Иосафатской долине действовало активно до XIX века, когда жители оставили это поселение, но и после проводились захоронения и ставились кенотафы – памятники уважаемым караимам, похороненным в чужих краях.

Чем интересно Караимское кладбище?

«Топор не коснется» – таким словосочетанием именуют Караимское кладбище татары, имея в виду дубы, украшающие территорию. У караимов они неофициально почитаются священными, рубить их запрещено. Деревьев этих осталось немного, в основном могилы заросли молодым лесом. Но все же несколько гигантов растут возле входа, один из них служит постаментом для таблички, характеризующей историю достопримечательности.

Балта-Тиймез занимает 4 га, на нем не менее 5000 (некоторые говорят, что более 10000) могил. Они имеют ориентацию север-юг, что типично для караимов, но необычно для евреев. Большинство памятников имеют изображения (солярные и сакральные знаки), а также эпитафии, выполненные с помощью иудейского алфавита, но на караимском языке. Как можно увидеть на фото, они сильно разнятся по исполнению. Зачастую встречаются камни с двумя «рогами», похожие на детскую колыбель.караимское кладбище фото Историки полагают, что они символизируют седло, которое кочевники имели обычай класть на могилу погибшего всадника. Есть и обелиски, и горизонтальные стелы, и другие облики. Все это объясняется древностью – форма надгробий менялась одновременно с традициями.

Отдана здесь дань и памяти известных караимов. Правда, чаще это не могилы, а кенотафы, так как похоронены эти люди в других местах. Один камень напоминает о Б.Я. Кокинае, филологе и фольклористе. Во время Великой Отечественной войны ученый пытался спасать соотечественников, представив оккупантам доказательства тюркского происхождения народа.

Есть здесь и герои, какими может похвастаться разве что Севастополь. Во время битвы за Порт-Артур в 1904 г. Марк Тапшасар в одиночку захватил японскую позицию. Он был убит, но рядом с ним озадаченные японцы обнаружили 16 своих погибших – это не считая тех, кто вовремя убрался в тыл. Самураи умели ценить мужество и воинское умение врага – Тапшасара похоронили с почестями. С его сабли сняли копию и поместили в императорский музей, а оригинал вернули российскому командованию. Не зря, видно, у Крыма хорошо складываются отношения с Китаем – дух Марка Тапшасара надежно связал долину под Бахчисараем и Порт-Артур, ныне китайскую гавань Далянь.

Посетителей на кладбище вблизи Чуфут-Кале немного – место мало кому известно. Но многие в Бахчисарае и в Крыму считают, что это неправильно, мол, древняя история караимского народа заслуживает того, чтобы ее уважали, помнили и изучали.

Как добраться (доехать)?

Караимское кладбище находится примерно в 7 км к востоку от Бахчисарая, добраться до него можно на такси или пешком за 1-1,5 ч ходу.

На машине от центра Бахчисарая доехать вы сможете таким образом:

Открыть карту

Туристу на заметку

  • Адрес: Бахчисарайский район, Крым, Россия.
  • Координаты: 44.737288, 33.929288.

И для историка, и для простого туриста это очень интересный город – Бахчисарай. Караимское кладбище – его пока неоцененная достопримечательность, заслуживающая большего внимания и уважения. Смотрите в завершении небольшое видео о ней.

Это может быть интересно:

krymania.ru

Древнее караимское кладбище в Иосафатовой долине (Украина, Крым): vakin

Недалеко от средневекового города Чуфут-Кале, в Иосафатовой долине, находится старинное и самое известное в мире караимское кладбище. В этом таинственном и печальном городе мертвых в дубовой роще зафиксировано, по разным данным, от 5000 до 10000 надгробий. Такое большое различие в цифрах от того, что наряду с надмогильными надгробиями, здесь есть очень много безмогильных памятников, называемых кенотафами (или йолджы таш) – камень путнику в виде прямоугольника. Они по традиции устанавливались умершим на чужбине. Это место - ценнейший археологический и исторический комплекс, вызывающий огромный интерес у ученых. Самые древние надгробия датируются XIII в., но большинство относится к XVI-XVII вв. Почти все они представляют собой двухвершинные изваяния, испещренные древнееврейскими письменами.1.

2. Попасть на кладбище в Иосафатовой долине несложно. Если идти от Чуфут-Кале, то выйдя из Восточных ворот, нужно пройти около полукилометра по вырубленной в скале дороге к верховьям долины. В один момент выходишь прямо в арке, являющейся входом на кладбище. От нее, от входа, уходит далеко вглубь леса тропа, вдоль которой расположены многие сотни памятников...

3. Около арки видны руины сторожки, а далее... сколько хватает глаз - дубовая роща и теснящие друг друга надгробия

4. Судя по эпиграфическим данным (датировкам надгробных надписей), кладбище появилось в середине XIV века (приблизительно 1360-е гг.) и просуществовало до второй половины XIX столетия, охватив, таким образом, огромный исторический промежуток, связанный с завоеванием Крыма татарами в XIV ст., турками - в XV в. (Османская империя), периодом вассального Крымского ханства (1441-1783) и включением Крыма в состав Российской империи в конце XVIII в. Эта стела - одно из многочисленных свидетельств взаимоотношений между империей и караимами в XIX-XX веках и степени их интеграции в имперский организм

5. Большая часть надгробий содержит эпитафии на древне-еврейском языке. Последние несколько лет они активно исследуются, но полных их публикаций пока еще не существует. Часто в эпитафиях приводятся краткие цитаты из Ветхого завета. Кроме того, встречаются эпитафии и на караимском языке, но часто написанные древнееврейскими символами. Часть надгробий, относящихся к концу прошлого века, имеют двуязычные надписи - на иврите и русском языках.

6. Газан чуфут-кальской общины Соломон Бейм, сопровождавший русскую путешественницу О. Шишкину, посетившую кладбище в 40-х гг. XIX века, уверял, что здесь покоится около 40 тысяч человек. Как показали раскопки, проводившиеся здесь в прошлом веке, многие надгробия ныне скрыты под землей.

7.

8. Надгробные плиты прослеживаются практически перпендикулярно тропе в направлении с севера на юг на протяжении более чем 500 метров

9. Бросается в глаза разнообразие форм надгробий: прямоугольные плиты, домикообразные двурогие или однорогие, обелиски, стелы, столо- и гробообразные.

10. Чаще всего встречаются именно такие - седловидные памятники в виде детской колыбели -”бэшика” с двумя или одним рогом

11.

12. На некоторых надгробиях можно увидеть разнообразные символы. Среди них концентрические окружности - солярные знаки, дошедшие со времен язычества; кипарисы - символы скорби; розетки - торжество радости жизни.

13.

14.

15. Когда-то в Иосафатовой долине было почитаемое место захоронения, сюда привозили умерших караимов даже из городов, находящихся далеко за пределами Крыма. На сегодняшний день в долине растет около десяти огромных дубов – остатки священной дубовой рощи караимского народа. У караимов существовал культ священных дубов, их нельзя было рубить ни при каких обстоятельствах, отсюда – второе названия этого места: Балта Тиймэз, что в переводе с тюркского значит «топор не тронет». Говорят, караимы верили в то, что имеется связь между существованием священных дубов Иосафатовой долины и судьбой караимского народа. Теперь могучих деревьев почти не осталось, а территория кладбища почти полностью заросла кустарником и молодым лесом.

16. Время не щадит ни живых, ни умерших, ни камень...

17.

18.

19.

20.

21.

Источник - turizm.mirvokrugnas.com

vakin.livejournal.com

Крым. Иософатова долина и древнее караимское кладбище

Иософатова долина - ущелье возле пещерного города Чуфут-кале в Бахчисарайском районе Крыма Это название дано ей по аналогии одноименной долины в окрестностях Иерусалима, где имеется древнее кладбище, и где, по преданию состоится Страшный Суд. Кладбище очень древнее, самые ранние надгробия датируются 1-м веком нашей эры. На кладбище в наши дни осталось около 5000 надгробий.Кладбище сильно пострадало в советское время от рук вандалов. В частности, постамент памятника Ленину в Бахчисарае, говорят, сложен из этих самых надгробий, скрытых под гранитной облицокой.Караи?мы (караимск. крымский диалект: ед. къарай, мн. къарайлар; тракайский диалект: ед. karaj, мн. karajlar; от ивр. ????????? — «караим», букв. читающие) — немногочисленная тюркская (или тюркоязычная) народность. Караимы традиционно исповедуют караизм, являющийся, по разным источникам, либо четвёртой, самой малочисленной авраамической религией, либо особым ответвлением от иудаизма. Богослужение проводилось не только на языке Ветхого Завета, но и на караимском языке.Караимы пишут на тюркском языке, но буквами ивритского алфавита. Наряду с надписями на некоторых надгробиях встречаются древние тюркские символы в виде розеток.По разным оценкам, в мире в общей сложности проживает от 24.000 до 50.000 караимов. Больше всего их в Израиле, где у них есть свой бейт-дин (раввинский суд), запрещающий браки с евреями. Около 2.000 караимов живут в Соединенных Штатах, более малочисленные караимские общины есть в Литве, Польше, России и в Крыму. Культурные различия между караимами углублялись с годами. Особенно заметны они между теми общинами, которые, подобно израильской и американской, считают себя евреями, и теми, которые, скажем, как крымская, подчеркивают свои тюркские этнические корни. (Караимы Крыма: Сотни лет история и туманное будущее Владимир Матвеев)

venividi.ru

Заброшенные кладбища — Крымские горы

Галерея

This gallery contains 6 photos.

В июле 2018 года во время строительных работ в симферопольской школе №21 на улице Красноармейской были обнаружены многочисленные человеческие останки. Как выяснилось, на этом месте располагалось мусульманское кладбище, которое до Продолжить чтение →

Опубликовано в Заброшенные кладбища | Оставить комментарий

Галерея

This gallery contains 15 photos.

Еврейское кладбище Симферополя — это одно из кладбищ уничтоженных во время фашистской оккупации Крыма. После освобождения полуострова кладбище не использовалось, были восстановлены лишь некоторые могилы и памятник комсомолкам-подпольщицам Фани Шполянской Продолжить чтение →

Опубликовано в Заброшенные кладбища | Оставить комментарий

Галерея

This gallery contains 12 photos.

  После падения Мангупа в 1475 году село Ашагы-Фоти-Сала (Нижняя Голубинка), вместе с землями бывшего княжества, входило в Мангупский кадылык Кефинского эялета (провинции) Османской империи. Около 1604 год а в Продолжить чтение →

Опубликовано в Бельбекская долина, Заброшенные кладбища | Оставить комментарий

Галерея

This gallery contains 12 photos.

Инкерман со всеми его жемчужинами — крепостью Каламита и Свято-Климентовским монастырем, входит в золотой фонд крымских достопримечательностей. Крепость Каламита сильно пострадала за время войн XIX–XX веков. От нее остались лишь Продолжить чтение →

Опубликовано в Заброшенные кладбища | Оставить комментарий

Галерея

This gallery contains 9 photos.

Кладбище села Дозорное хранит в себе множество следов исчезнувшего населения деревни — крымских греков. Это и забор, и резной портал с кованными воротами, и старинные надгробия с надписями на греческом Продолжить чтение →

Опубликовано в Заброшенные кладбища | Оставить комментарий

Галерея

This gallery contains 3 photos.

В предместье Фоти-Салы под названием Куртлер находится еще один холм с названием Кильсе-баир. Он расположен по южную сторону ручья впадающего в Бельбек с восточной стороны. На верхней площадке холма видны Продолжить чтение →

Опубликовано в Бельбекская долина, Заброшенные кладбища | Оставить комментарий

Галерея

This gallery contains 3 photos.

В одном километре от поселения Нижняя Голубинка (Средняя Фоти-Сала) к северо-востоку от шоссе, по бывшей дороге в Верхний Айиргул, на высоком холме под названием Кильсе-баир (в переводе означает Церковный холм) Продолжить чтение →

Опубликовано в Бельбекская долина, Заброшенные кладбища | Оставить комментарий

Галерея

This gallery contains 6 photos.

На окраине бывшего села Карло, на склоне горы, среди густого подлеска стоит железная, покрашенная в зелёный цвет ограда вокруг могилы, рядом- источник, а чуть ниже- круглый бассейн. Это и есть Продолжить чтение →

Опубликовано в Бельбекская долина, Заброшенные кладбища | Оставить комментарий

Галерея

This gallery contains 21 photos.

Если подниматься в пещерный город Мангуп по тропинке из села Ходжа Сала, первое, что мы увидим, это крепостная стена. Как положено, за стеной начинается кладбище. Караимские “рогатые”, с надписями на Продолжить чтение →

Опубликовано в Заброшенные кладбища, Крымчаки и Караимы, Мангуп-Кале | Оставить комментарий

Галерея

This gallery contains 9 photos.

Бешуй — исчезнувшее село в Симферопольском районе Республики Крым, находившееся в горах на юго-востоке района, в верховье реки Альмы. Бешуй располагалось в обширной котловине, образованной стыком долин Альмы, правого притока Продолжить чтение →

Опубликовано в Альминская долина, Заброшенные кладбища | 3 комментария ↓

Галерея

This gallery contains 9 photos.

В верховьях долины Балта-Чокрак, рядом с уже несуществующем селом Алешино, бывшее Балта-Чокрак, на косогоре, расположено старое христианское (греческое) кладбище. В нем несколько десятков камней с разного вида крестами и надписями, Продолжить чтение →

Опубликовано в Заброшенные кладбища | Оставить комментарий

Галерея

This gallery contains 12 photos.

После депортации крымских татар, греков, немцев и других коренных народов Крыма в 1944 году, христианское кладбище в Высоком было уничтожено. Судя по следам повреждений, по могилам прошел бульдозер и собрал Продолжить чтение →

Опубликовано в Заброшенные кладбища | 3 комментария ↓

Галерея

This gallery contains 12 photos.

Старинное мусульманское кладбище в селе Высокое сохранилось лучше многих других татарских кладбищ (например, в Биюк-Озенбаш) и было восстановлено. Сейчас надгробные камни кажутся частью леса, многие на столетия старше выросших здесь Продолжить чтение →

Опубликовано в Заброшенные кладбища | Оставить комментарий

Галерея

This gallery contains 30 photos.

Остатки большого мусульманского крымскотатарского кладбища слева от дороги у въезда в село Многоречье. Тут имеются многочисленные надгробия с надписями на арабском. Это кладбище сохранилось лучше, чем кладбище Биюк-Озенбаш в соседнем Продолжить чтение →

Опубликовано в Бельбекская долина, Заброшенные кладбища | Оставить комментарий

Галерея

This gallery contains 12 photos.

Руины старинного татарского кладбища Биюк-Озенбаш расположены в селе Счастливое. Последнее захоронение на нем было произведено в 1944 году. Сейчас это кладбище заброшено, как и многие другие мусульманские кладбища Крыма, оно Продолжить чтение →

Опубликовано в Бельбекская долина, Заброшенные кладбища | Оставить комментарий

Галерея

This gallery contains 6 photos.

Древнее мусульманское кладбище в Синапном находится за селом, по дороге в Крымский заповедник, в сторону Бешуйских Копей. Так же, как и готское кладбище, оно было разрушено в 50х годах прошлого Продолжить чтение →

Опубликовано в Заброшенные кладбища, Качинская долина | Оставить комментарий

Галерея

This gallery contains 9 photos.

Готское кладбище в Синапном находится за селом, слева от дороги, ведущей в Крымский заповедник к Бешуйским копям. На некоторых картах, например, на Викимапии, кладбище называется караимским. Но это не верно, Продолжить чтение →

Опубликовано в Заброшенные кладбища, Качинская долина | Оставить комментарий

Галерея

This gallery contains 12 photos.

Храм архангелов Михаила и Гавриила находится на северной окраине села Кудрино (б. Шурю), буквально в сотне метров в сторону от современного шоссе Бахчисарай — Синапное. Чтобы осмотреть развалины храма, нужно Продолжить чтение →

Опубликовано в Заброшенные кладбища, Качинская долина, Монастыри и церкви | Оставить комментарий

Галерея

This gallery contains 6 photos.

Седая древность села Верхоречье (бывшей Бия-Салы) видна сразу с автобусной остановки. Здесь, на восточной окраине села, на безлесном холме разбросаны могильные плиты наиболее сохранившегося и одного из самых больших средневековых Продолжить чтение →

Опубликовано в Заброшенные кладбища, Качинская долина | Оставить комментарий

Галерея

This gallery contains 6 photos.

Гора Азаз-Баир расположена в сотне метров юго-восточнее Мангупа, между монастырем и автомобильной дорогой. Собственно, половина автомобильного подъема на Мангуп проходит по склонам Азаз-Баира, дорога огибает его с трех сторон. Иногда Продолжить чтение →

Опубликовано в Заброшенные кладбища, Мангуп-Кале | Оставить комментарий

Галерея

This gallery contains 9 photos.

Поднимаясь от Салачика и Успенского монастыря к Чуфут-Кале, можно увидеть два средневековых кладбища. Одно из них, расположенное ближе к дороге, старинное мусульманское кладбище Газы-Мансур, захоронения на котором проводились с XV Продолжить чтение →

Опубликовано в Город Бахчисарай, Заброшенные кладбища | Оставить комментарий

Галерея

This gallery contains 19 photos.

Как уже упоминалось, Русская слобода поглотила армянский квартал Бахчисарая Ермени Маале. Здесь находятся остатки монастыря во имя св. Григория Просветителя, построенного на рубеже XV-XVI вв. В пределах Бахчисарая до наших Продолжить чтение →

Опубликовано в Город Бахчисарай, Заброшенные кладбища | 4 комментария ↓

Галерея

This gallery contains 9 photos.

Героическая оборона Севастополя длилась 349 дней, и в течение этого времени Бахчисарай испытывал все тяготы тылового города, близкого к театру военных действий. Сюда стягивались обозы с военным снаряжением, продовольствием, шел Продолжить чтение →

Опубликовано в Город Бахчисарай, Заброшенные кладбища | Оставить комментарий

Галерея

This gallery contains 12 photos.

Памятник погибшим в Крымскую войну итальянским воинам расположен прямо у шоссе Ялта-Севастополь и к нему есть асфальтированный подъезд. Если мы поедем дальше памятника, по уходящей вверх грунтовой дороге, то скоро Продолжить чтение →

Опубликовано в Автотуризм, Заброшенные кладбища | Оставить комментарий

Галерея

This gallery contains 35 photos.

Средневековое караимское кладбище в Иосафатовой долине около Чуфут-Кале. На кладбище около 20000 захоронений, при этом число живых караимов не превышает 1500 человек. Долина названа так в честь ветхозаветной Иосафатовой долины Продолжить чтение →

Опубликовано в Город Бахчисарай, Заброшенные кладбища, Крымчаки и Караимы | Оставить комментарий

www.mangupa.net

Древнее караимское кладбище в Иосафатовой долине в Крыму.: vladimirkrym

Недалеко от средневекового города Чуфут-Кале, в Иосафатовой долине, находится старинное и самое известное в мире караимское кладбище. В этом таинственном и печальном городе мертвых в дубовой роще зафиксировано, по разным данным, от 5000 до 10000 надгробий. Такое большое различие в цифрах от того, что наряду с надмогильными надгробиями, здесь есть очень много безмогильных памятников, называемых кенотафами (или йолджы таш) – камень путнику в виде прямоугольника. Они по традиции устанавливались умершим на чужбине. Это место - ценнейший археологический и исторический комплекс, вызывающий огромный интерес у ученых. Самые древние надгробия датируются XIII в., но большинство относится к XVI-XVII вв. Почти все они представляют собой двухвершинные изваяния, испещренные древнееврейскими письменами.

1.

2. Попасть на кладбище в Иосафатовой долине несложно. Если идти от Чуфут-Кале, то выйдя из Восточных ворот, нужно пройти около полукилометра по вырубленной в скале дороге к верховьям долины. В один момент выходишь прямо в арке, являющейся входом на кладбище. От нее, от входа, уходит далеко вглубь леса тропа, вдоль которой расположены многие сотни памятников...

3. Около арки видны руины сторожки, а далее... сколько хватает глаз - дубовая роща и теснящие друг друга надгробия

4. Судя по эпиграфическим данным (датировкам надгробных надписей), кладбище появилось в середине XIV века (приблизительно 1360-е гг.) и просуществовало до второй половины XIX столетия, охватив, таким образом, огромный исторический промежуток, связанный с завоеванием Крыма татарами в XIV ст., турками - в XV в. (Османская империя), периодом вассального Крымского ханства (1441-1783) и включением Крыма в состав Российской империи в конце XVIII в. Эта стела - одно из многочисленных свидетельств взаимоотношений между империей и караимами в XIX-XX веках и степени их интеграции в имперский организм

5. Большая часть надгробий содержит эпитафии на древне-еврейском языке. Последние несколько лет они активно исследуются, но полных их публикаций пока еще не существует. Часто в эпитафиях приводятся краткие цитаты из Ветхого завета. Кроме того, встречаются эпитафии и на караимском языке, но часто написанные древнееврейскими символами. Часть надгробий, относящихся к концу прошлого века, имеют двуязычные надписи - на иврите и русском языках.

6. Газан чуфут-кальской общины Соломон Бейм, сопровождавший русскую путешественницу О. Шишкину, посетившую кладбище в 40-х гг. XIX века, уверял, что здесь покоится около 40 тысяч человек. Как показали раскопки, проводившиеся здесь в прошлом веке, многие надгробия ныне скрыты под землей.

7.

8. Надгробные плиты прослеживаются практически перпендикулярно тропе в направлении с севера на юг на протяжении более чем 500 метров

9. Бросается в глаза разнообразие форм надгробий: прямоугольные плиты, домикообразные двурогие или однорогие, обелиски, стелы, столо- и гробообразные.

10. Чаще всего встречаются именно такие - седловидные памятники в виде детской колыбели -”бэшика” с двумя или одним рогом

11.

12. На некоторых надгробиях можно увидеть разнообразные символы. Среди них концентрические окружности - солярные знаки, дошедшие со времен язычества; кипарисы - символы скорби; розетки - торжество радости жизни.

13.

14.

15. Когда-то в Иосафатовой долине было почитаемое место захоронения, сюда привозили умерших караимов даже из городов, находящихся далеко за пределами Крыма. На сегодняшний день в долине растет около десяти огромных дубов – остатки священной дубовой рощи караимского народа. У караимов существовал культ священных дубов, их нельзя было рубить ни при каких обстоятельствах, отсюда – второе названия этого места: Балта Тиймэз, что в переводе с тюркского значит «топор не тронет». Говорят, караимы верили в то, что имеется связь между существованием священных дубов Иосафатовой долины и судьбой караимского народа. Теперь могучих деревьев почти не осталось, а территория кладбища почти полностью заросла кустарником и молодым лесом.

16. Время не щадит ни живых, ни умерших, ни камень...

17.

18.

19.

20.

21.

Оригинал взят у https://vakin.livejournal.com/2088371.html

vladimirkrym.livejournal.com

Кладбище Старого Крыма.: natalba

Мы давно вынашивали мечту  посетить Крым на автомобиле. В этом году появилась такая возможность.Одним из обязательных,  а возможно и самым главным пунктом посещения, был Старый Крым и его кладбище.Об этом я мечтала еще в юности, зачитываясь "Алыми парусами" и "Бегущей по волнам" А.С.Грина."Волшебник из ГельГью" навсегда остался для меня воплощением всего романтичного, возвышенного в литературе.

На втрой день нашего приезда на полуостров мы поспешили в Старый Крым. Это был день смерти Грина - 8 июля.В доме-музее готовились к годовщине, ждали гостей, но все-таки провели для нас экскурсию и объяснили, как найти могилу.

Мы нашли ее не сразу, предворительно поплутав, но было-бы обидно уехать ни с чем.Результатами нашего поиска была не только могила Александра Степановича, но и другие достопримечательности.Здесь наш маленький экскурс в историю старо-крымского кладбища.Ибо я, как Б.Акунин, нахожу эту часть нашей культуры достойной внимания.

Городское кладбище Старого Крыма. Расположено вдоль трассы Симферополь — Керчь.

Время возникновения кладбища не известно.

Расположено на холме, старое название которого звучит как Кузгун-Бурун (Воронья горка, предгорье массива Агармыш).На вершине холма путешественники прошлого видели многочисленные развалины.И в наши дни встречаются обломки архитектурных деталей неизвестных сооружений.Попадаются здесь и фрагменты керамики, в том числе и клейменной, IV в. до н.э.,на одном из секторов кладбища при копке могил нашли надгробные плиты с надписями на греческом языке.

Греческие захоронения встечаются до сих пор. Возможно, здесь раньше было греческое кладбище и потомки "древних греков" из Крыма верны традициям.

Старо-крымское кладбище известно, прежде всего, как место упокоения писателя Александра Грина.

Его похоронили 9 июля 1932 года, на следующий день после смерти.Место для могилы выбирала вдова писателя Нина Грин:«...На кладбище — пустом и заброшенном — выбрала место.С него была видна золотая чаша феодосийских берегов, полная голубизны моря,так нежно любимого Александром Степановичем...»

У могилы писателя по его завещанию посадили маленький отросток алычи из-под окон его дома.В 1944 году рядом с Грином была похоронена мать жены писателя, Ольга Алексеевна Миронова.В годы отсутствия в Старом Крыму Нины Грин (середина 1940-х — середина 1950-х),лишенная ухода могила находилась в страшном небрежении, плита была разбита,ограда сломана.

27 сентября 1970 года в Киеве скончалась вдова писателя — Нина Николаевна Грин.

Из-за прямого запрета властей, не позволивших её захоронение рядом с мужем,

она была похоронена в пятидесяти метрах от могилы Грина.

Однако назначенные ей в завещании душеприказчики — киевляне Юлия Первова и

Александр Верхман сумели тайно перезахоронить Нину Николаевну год спустя,

в ночь на 23 октября 1971 года.

Установленный в 1980 году памятник на могиле Александра Грина создан скульптором

Татьяной Гагариной и архитектором И. Лохановым.

Сейчас же такое трогательное проявление уважения к памяти писателя наблюдается,

в основном, дважды в год: 23 августа — в день рождения Грина, и 8 июля н день его смерти.

Неужто наш век стал настолько прагматичным и рациональным, что почти вытеснил дух романтики и светлой мечты?

Рядом с семейным захоронением Гринов возник литературный некрополь,

в 1964 году здесь похоронен  Вадим Охотников — известный изобретатель и писатель-фантаст.

Две таблички, вмонтированные с обратной стороны памятника, напоминают нам о его более

чем 50 изобретениях в области звукового кино, военной техники, электроники ирадиоакустики, а также о литературном наследии Охотникова, ушедшего из жизни в 1964 году.

Неподалеку от могилы Охотникова покоится Григорий Петников - поэт-переводчик,«патриарх футуризма» - проживший в Старом Крыму около тринадцати лет и умерший10 мая 1971 года.

Справа от тропинки, ведущей к могиле A. C. Грина, похоронен изобретатель русской

стенографии Зенон Иосифович Сапонько (1932−1960).

Захоронен на этом же кладбище, согласно их завещанию, прах российского

кино-драматурга Алексея Яковлевича Каплера (1904 - 1979) и

русской поэтессы Юлии Владимировны Друниной (1924 - 1991).

Каплер Алексей Яковлевич (1904-1979) — советский кинодраматург, заслуженный деятель

искусств РСФСР (1969). Сценарии фильмов «Ленин в Октябре» (1937) и

«Ленин в 1918 году» (1939, совместно с Т. С. Златогоровой), «Котовский»,

«Она защищает Родину» (оба в 1943) и другие. Государственная премия СССР (1941).

Алексей Каплер был незаурядной и многогранной личностью.

Он был талантливым тележурналистом — «Кинопанорамы», которые вел Каплер,

до сих пор в памяти старшего поколения.

Море юмора, обаяния, интеллекта — все это привлекало, тянуло к нему разных людей

и конечно же, женщин.

Он неосторожно позволил влюбиться в себя Светлане Аллилуевой — дочери Сталина,

за что получил «подарок» от ее отца — 10 лет лагерей.

Знакомство с Юлией Друниной, которая была моложе Каплера на 20 лет, переросло влюбовь — нежную, по-юношески пылкую, до конца жизни.

Они часто посещали Старый Крым, который необъяснимо производил на них такоевпечатление, что Друнина посвятила городу не одно своё стихотворение, а Каплер,очарованный этими местами, завещал себя здесь похоронить.

В 1979 году Юлия Друнина выполнила завещание своего мужа:

Журавлиные эскадрильи,

Агармыш, что вплывал во тьму.

Не в Москве тебя хоронили —

В тихом — тихом Старом Крыму.                   

Я твою выполняла волю…

Громко бился об урну шмель.

Было с кладбища видно поле

И дорога на Коктебель.

Эти строки — из поэмы «Ноль три», которую Друнина посвятила памяти Каплера.Она уже тогда знала, что не оставит его одного лежать в старо-крымской земле,и на надгробной мраморной плите, которую Друнина привезла из Москвы,было место и для ее имени:

Старый Крым — последняя обитель,

Черный камень — все как в страшном сне...

Не судите, люди, не судите:

Здесь лежать положено и мне.

Поэты — люди с обнаженной совестью, с обостренным чувством добра и зла, чутко реагирующие даже на чужую боль.А когда больно всему народу, когда беда — со всей страной, — поэтам больнее всего.В считанные дни до распада Советского Союза Юлия  Друнина принимая решение уйти из жизни.Своему другу, Владимиру Савельеву, оставляет предсмертную записку:«... Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов сжелезными локтями в мире такому несовершенному существу, как я можно только имея крепкий личный тыл...А я к тому же потеряла два своих главных посоха — ненормальную любовь к старо-крымским лесам и потребность «творить»...Правда, мучает мысль о грехе самоубийства, хотя я, увы, неверующая.Но если Бог есть, он поймет меня... 20.11.91 г.».

В предсмертном письме к Виолетте Орловой Юлия Друнина завещает: «А теперь самое сложное.После кремации урну надо отвезти в Старый Крым и захоронить ее рядом с памятником Алексея Яковлевича.Под плитой, понимаешь? Я бы с удовольствием сделала это сама, но...Еще бы мечталось перенести на плиту наш общий снимок, который прилагаю...Так надо! 20.Х1.91. Господи, спаси Россию».

В этот же день она в своем дачном гараже принимает снотворное и, включив обогреватель автомобиля,навечно засыпает... Все, что ей так было дорого, — любимый человек, старо-крымские леса, — теперь рядом с ней.

...Я не удержалась и сделала еще несколько фото захоронений наиболее характерных и примечательных.

Здесь  мирно соседствуют председатель ревкома и представители враждебного класса «бывших».

Истории жизни, любви и смерти, такие разные,  - здесь переплелись и успокоились.

natalba.livejournal.com

Новогодний трип в Крым. Ч7. Древнее кладбище караимов.

Это место было помечено у меня как крайне желательное для посещения. Несмотря на то, что на Чуфут-Кале я уже бывал, но до кладбища этого не добирался. Хотя как по мне оно поинтереснее пещерного города. Караимы - это древняя тюркоязычная этническая группа, исповедовавшая какую-то там странную форму иудаизма - караизм. Вот такой интересный народ. К сожалению, в мире их осталось около 2000 тысяч, а родным языком владеют и того меньше - 100 человек. Можно сказать, что фактически вымерший народ.

01. Отправляюсь из Северной бухты до Бахчисарая на вот этих адовых уродцах, индусских повозках украинской сборки. Это самый худший общественный транспорт в моей жизни. На уровне тех же украинских микроавтобусов БОГДАН. Гореть его создателям в Аду.

02. Автобусный вокзал в Бахчисарае довольно близко от Чуфут-Кале. Это удобно.

03. Красной армии - слава!

04. Интересные улицы тут.

05. Почтовый ящик студии Лебедева добрался и до Бахчисарая.

06. Успенский пещерный монастырь знают наверное все.

07. В 2013 я тут уже бывал.

08. Не знаю, что за растение, ощущение будто деревья накрыты каким-то саваном. Учитывая, что недалеко два кладбища - символично.

09. Там выше Чуфут-Кале. Вообще классное место себе выбрали караимы.

10. Но собственно цель вот - древнее кладбище караимов в Иосафатовой долине.

11. Существует кладбище, надо полагать, где-то с века 13-го. Невероятно атмосферное место.

12. Сын караимского народа, поручик Тапсашар, погибший за Царя и отечество под порт Артуром. Были же люди. И надгробия. Сейчас эта культура крайне унылая у нас.

13. Тюркоязычный народ, но с еврейским алфавитом. Такие дела.

14. Не понимаю людей, которые не любят кладбища. Это же самое спокойное место на планете. Здесь уже все давно спят.

15. На этом кладбище можно проводить просто часы своей жизни, читая старые надгробия. Совсем древние прочитают только сами караимы и специалисты по языку.

16. Очень не хочется, чтобы это место стало популярным и засранным туристами. Поэтому, чем больше людей боятся кладбища, тем в принципе мне лучше.

17. Главное ко всему этому относиться с уважением. Этим камням и могилам уже много веков.

18. Два часа на посещение мне было совсем мало. Одна из причин, чтобы вернуться в Крым ещё.

19.

Далее Балаклава.

Предыдущие части:

Новогодний трип в Крым. Ч1. Прибытие в Ялту.

Новогодний трип в Крым. Ч2. Прогулка по Ялте.

Новогодний трип в Крым. Ч3. Зимнее Ай-Петри.

Новогодний трип в Крым. Ч4. Ялта заброшенная.

Новогодний трип в Крым. Ч5. Демерджи, долина привидений.

Новогодний трип в Крым. Ч6. Севастополь.

fotoded.livejournal.com