Дракон в древней греции. Драконы в разных культурах мира
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Драконы в греческой мифологии. Дракон в древней греции


Блог о Греции - Драконы в греческой мифологии

Когда в наши дни речь заходит о драконах, на ум в первую очередь приходят  скандинавская и китайская мифологии, поскольку современная литература и киноиндустрия  используют в своих сюжетах гигантских ящеров преимущественно из этих культур. Однако это совсем не значит, что в богатейшей греческой мифологии подобным существам не нашлось места. Совсем наоборот!

 

Начать, пожалуй, следует с того, что само слово дракон произошло от греческого «δράκων», что само по себе намекает на наличие подобных чудовищ в мифологии Древней Эллады. Однако это лишь цветочки, поскольку в преданиях античных греков этим существам уделено так много внимания, что они имеют целые родословные и подразделены аж на несколько видов – змееподобные чудовища Драконы, морские монстры Цетусы, а также женоподобные Драконицы или Дракайны. 

ДРАКОНЫ

Древнегреческие драконы представляли из себя гигантских змеев, среди особенностей которых можно выделить, в основном, обладание смертельным ядом либо наличие нескольких голов. В некоторых случая упоминается и присущее сегодняшним фантастическим драконам умение дышать огнем. А вот летать греческие драконы не умели. 

 

Одним из самых ярких примеров является Колхидский Дракон. Охраняющий золотое руно, этот бдительный монстр никогда не спал и лишь единожды погрузился в сон под действием снадобий царевны Медеи и мелодичных ритмов легендарного Орфея, что и позволило предводителю аргонавтов Ясону похитить руно.

 

 

Другой известный страж – Исменийский дракон,  охранявший священный источник бога войны Ареса. Погиб змей от рук внука повелителя морей Посейдона – Кадма, который затем основал на месте сражения город Фивы.

Не менее известным персонажем древнегреческих мифов является и ящер огромных размеров Кихрид, который был назван так в честь своего убийцы – сына Посейдона Кихрея. При жизни Кихрид совершал опустошающие набеги на остров Саламин, а остановивший его злодеяния Кихрей затем воцарился на Саламине.

 

Нельзя не отметить и хорошо знакомого нам по 12 подвигам Геракла дракона по имени Ладон. Некогда могучий титан, Ладон после нанесенного ему поражения богами-олимпийцами превратился в чудовище – огнедышащего дракона с сотней голов. Однако на этом злоключения Ладона не завершились. Жена Зевса Гера сделала поверженного врага стражем яблок Гесперид – на этой службе дракон и погиб, став жертвой охотившегося за золотыми плодами легендарного героя Геракла.

 

 

Эта история тесно связана с другим чудовищем античной мифологии – лернейской гидрой. Девятиглавое змееподобное существо  отличалось непобедимостью, поскольку стоило вышедшему против нее воину отрубить одну из голов, как на ее месте вырастали две. И все же Гераклу удалось победить гидру, а пропитанные ее кровью стрелы дали возможность герою одержать верх над охранявшим яблоки Гесперид Ладоном.

 

Завершает список драконов одно из самых крупных существ в дренегреческой мифологии – Пифон. Он являлся сыном богини земли Геи и, по легенде, девятью кольцами обвил выси горного хребта Парнас. Змееподобный гигант обитал в Дельфах, охраняя знаменитый дельфийский оракул вплоть до того момента пока бог света Аполлон не поразил его сотней стрел. После гибели дракона святилище перешло во владение Аполлона и считается таковым и по сей день. 

 

ЦЕТУСЫ

Цетусы – чудовища, обитавшие в водной стихии, а мифы, в которых они фигурируют, связаны в основном со спасением героями приносимых в жертву морским монстрам принцесс.

 

В качестве примера можно привести легенду об эфиопском цетусе. Она началась с желания бога морей Посейдона поквитаться с эфиопской царицей Кассиопеей, которая осмелилась назвать себя прекрасней богинь морских нимф нереид. В отместку Посейдон послал морского змея разорить Эфиопию. Единственной возможностью спасти страну от чудовища стало принесение в жертву наследницы престола принцессы Андромеды. Впрочем,  до трагического финала дело так и не дошло - герой Персей одолел морского змея и спас Андромеду.

 

Другим творением Поссейдона стал троянский цетус. На этот раз, как вы уже поняли, гнев бога морей был направлен против Трои. Дело в том, что своими неприступными стенами древний город обязан именно Поссейдону, который рассчитывал на обещанную обильную жертву (годовой приплод скота) от троянского царя Лаомедонта за проделанную работу. Жертвы он так и не дождался, а потому отправил морского змея отомстить лжецу. В конечном итоге Лаомедонту все же пришлось согласиться на подношение богу, правда, в качестве жертвы выступил уже не скот, а его собственная дочь Гесиона. Однако Геракл не дал юную девушку в обиду, умертвив чудовище.

ДРАКОНИЦЫ (ДРАКАЙНЫ)

Драконицы в греческой мифологии представляют из себя некий симбиоз женщины и змеи, причем человеческие и змеиные части тела являются одинаковыми далеко не во всех случаях.

 

Самой известной драконицей является Ехидна. Легенда гласит, что у этой полуженщины-полузмеи было прекрасное женское лицо, пятнистое змеиное тело и очень суровый нрав. Супругом Ехидны являлся великан, а среди детей необычной парочки числится двуглавый пес.

 

Дракайна Кампа, наоборот, изображается существом с телом женщины и пятидесятью змеями вместо головы. Кампа известна тем, что была стражем врат бездонной бездны Тартар, в которой томились циклопы и отец Зевса Кронос. Дракайна была убита верховным богом-олимпийцем, когда тот решил вызволить узников Тартара, чтобы при их помощи повергнуть титанов.

 

Еще одним известным сочетанием женщины и змеи является Скифская дракайна, которая, прельстившись красотой Геракла, помогла ему успешно завершить свой восьмой подвиг и доставить из Скиф микенскому царю Эврисфею кобылиц-людоедов.

 

www.ilovegreece.ru

Убить Дракона -9. Краткий обзор драконов Древней Греции и Рима

. Это цитата

Продолжая рассказ о драконах, захотелось представить забавный текст лекции некоего профессора Мефодия Владимировича по курсу "Мифическая зоология"на тему "Краткий обзор драконов Древней Греции и Рима"Итак, представьте себя студентами третьего курса (ах какое было времечко!):*Преподаватель опередил группу студентов, идущих на занятие. Возглавив этот разбитной строй, Мефодий Владимирович четко скомандовал: «Третий курс, за мной!»...а далее лекция:

Думаю, что никто не станет спорить, что драконы – одни из известнейших мифологических существ...Первые следы драконов следует искать в Древней Греции, там драконами вполне успешно звали всё, начиная от простых огромных змей и до различных змееподобных монстров. Именно греки и подарили всему миру название «дракон». Этимология слова «дракон» восходит к значениям «водная змея», а также «смотреть».Знаете ли вы миф о саде Гесперид? Этот сад богиня Гера, супруга Зевса, получила как свадебный подарок от Геи – богини Земли.

*Мефодий взглянул на учеников, смиренно конспектирующих лекции, и тихо заметил:*

-Надеюсь, что вы знаете хотя бы азы древнегреческой мифологии и наслышаны о богах и героях, про которых сегодня услышите. Продолжим. Вокруг ствола волшебной яблони, стоявшей в саду, лежал, свернувшись кольцами, змееподобный, стоглавый, никогда не смыкающий глаз, «смотрящий» дракон Ладон. Изображения его, стерегущего яблоки, часто встречаются на росписях греческих ваз. Убил дракона и похитил яблоки Гесперид Геракл, сын Зевса и смертной женщины, совершая свои 12 подвигов.

kadmos_dragon_louvre_n3157.jpgАнтичная керамикаmaxresdefault.jpgГеспериды - дочери Атланта, охранявшие золотые яблоки в саду. burne_jones_hesperides.jpgЭдвард Бёрн-Джонс. Сад Гесперид (1880-1881) Темпера, позолота, левкас на дереве Музей Виктории и Альберта, Лондон

0d360c1bf56a7048198cf001190503a3.jpgAlbert Herter Garden of Hesperides

983899223.jpgЛ. Кранах І. Геркулес похищает яблоки Гесперид

Hercules Killing the Dragon Ladon, from The Labors of HerculesГеркулес, убивающий дракона Ladon, Художник: Генрих Олдегревер (Германия приблизительно 1502–1555/1561 Soest) Дата: 1550

ae271964b9d840fd801b2f2ef9eb1ca7.jpgГеракл, убиваюший гидру. Раннехристианская фреска, сер. IV в. н.э. Рим

Лерне́йская ги́дра (др.-греч. Ὕδρα, «водяная») — в древнегреческой мифологии дочь Тифона и Ехидны, змееподобное чудовище с ядовитым дыханием, обитавшее в подземных водах, также убитое Гераклом в качестве одного из его двенадцати подвигов.

lernaean_hydra_louvre_ca73181.jpg Lernaean Hydra, Attic Vase, around 540/30 BC; Musée du Louvre, Paris.

---------------.----------------.jpgАполлон и Пифон. Худ. Корнелис де Вос. Ок.1636-1637. Прадо. Мадрид.

Еще одним драконом древнегреческой мифологии был Пифон – чудовище с головой и грудью женщины и туловищем дракона. По преданиям, он был рожден из грязи и ила, оставшихся на земле после всемирного потопа.Пифон обитал в пещере поблизости от горы Парнас и охранял древнее прорицалище Геи в Дельфах – Дельфийский оракул. Сын Зевсе Аполлон, бог солнца, музыки и поэзии, убил дракона стрелой из лука и завладел оракулом. С тех пор жрица, которая провозглашала пророчества Дельфийского оракула, стала называться пифией. А Аполлон в честь победы над Пифоном учредил Пифийские игры – соревнования в музыке, поэзии и атлетике, которые проводились каждые 4 года, подобно античным Олимпийским играм.

ImageCache.jpgАполлон убивает Пифона (1752) - Франсуа Гаспара Адама-Гроса Фонтан-Санссуси

kadmos_dragon_louvre_e707_full.jpgКадм и дракон, Эвия, от приблизительно 560 до 550 до н.э Лувр

Древнегреческий герой Кадм был также победителем дракона. По совету дельфийского оракула, Кадм отправился в Беотию, где вступил в бой с чудовищным драконом, посвященным богу войны Аресу и растерзавшим спутников Кадма. По указанию богини мудрости Афины, дочери Зевса, Кадм засеял поле зубами дракона. Из земли поднялась армия свирепых воинов-спартов («посеянных»), тут же вступивших в единоборство друг с другом. Пятеро оставшихся в живых после битвы помогли Кадму построить великий город Фивы – крупный политический центр Древней Греции, связанный со многими греческими мифами.

resolve.jpgDP821104.jpgДракон, пожирающий друзей КадмаХудожник: Хендрик Голциус (голландский, Mühlbracht 1558–1617) Дата: 1588

1358116866-1022377-www.nevsepic.com.ua.jpgПитер Пауль Рубенс (мастерская). Кадм сеет зубы дракона (Кадм и Минерва) (XVII в.) Государственный музей, Амстердам

Схожая история фигурирует в мифе об аргонавтах, пересказанном Аполлонием Родосским в эпической поэме «Аргонавтика». Ясон в охоте за золотым руном получил задание посеять зубы дракона. После того как Ясон разгромил войско, выросшее из посеянных в землю зубов, он перехитрил колхидского дракона, охранявшего золотое руно. Он напоил дракона зельем, которое приготовила влюбленная в него волшебница Медея, и спасся невредимым, унеся с собой золотое сокровище.

DP164779.jpgDP164778.jpgСцены из Истории аргонавтов.Художник: Бьяджо д'Антонио (итальянец, флорентиец, 1472- 1516) Картины были, вероятно, установлены как спинки двух скамей

На этих картинах вся история Ясона и аргонавтов в непрерывном рассказе. На первой картине слева, царь Пелий приказывает Ясону привезти золотое руно. Ясон садится верхом на коня и советуется с кентавром Хирон на горе Пелион вместе с Геркулесом и Орфеем. Аргонавты, собирающиеся в путь за волшебным золотым руном, и на расстоянии судно Ясона, Арго. В некоторых эпизодах участвует богиня Афина.

Эпизоды на второй картине включают встречу царя Ээта и его дочерей Медеи и Халкиопы с Ясоном и аргонавтами; Ясон, пашущий поле Ареса, место, где охраняется золотое руно ; Орфей, убаюкивающий дракона, чтобы он спал, пока Ясон мог украсть руно;сцена побега и царь Ээт, посылающий сыновей, чтобы схватить бегущего Джейсона и Медею.

DP153296.jpgde3592cb7a68283751f6fb8951e70ca0.jpgАнтичная керамика

Краткое представление о греческих драконах в лицах вы получили. Теперь я поведаю вам о римском драконе.

*Мефодий взглянул на страдальческие выражения лиц студентов, но по времени прошла лишь половина занятия, поэтому преподаватель продолжил.*

- Римский дракон – крылатый змей, испускающий пламя своим трепещущим языком. Созвездие Дракона, очертаниями напоминающие это мифическое существо и расположенное на дальнем краю северного неба – одно из 48 созвездий, названия который дал математик и астроном Клавдий Птоломей. Некоторые полагают, что это созвездие названо в память о драконе из сада Гесперид, другие считают, что имеется в виду дракон убитый Кадмом или Ясоном. Плиний Старший рассказывает о драконах Эфиопии и Индии, которые обитают в пещерах и подземных логовах и столь огромны, что могут съесть целого слона. В средневековых бестиариях, основанных на римских источниках, дракон наделяется свою жертву сиянием. Таково в общих чертах представление древних римлян о драконах...

Ancient Roman Dragon Mosaic Floor Ostia Antica Rome ItalyДревнеримский Дракон мозаика пола бани Нептуна Остия Антика руины Рима

DP824472.jpgВенера, приказывающая, чтобы Психея взяла воду от фонтана, охраняемого драконами. (Поэма Купидон и Психея)Художник: Михель Коксье (Голландия,приблизительно 1499–1592) Дата: 1530–60

DP106682.jpgБольшой сундук для приданного богатой флорентийки 15 века. Самыми популярными темами для украшения таких сундуков были мифологические рассказы о любви и изобилии, что приводило в бешенство Савонаролу (1452–1498), призывавшего украшать эти сундуки из жизней святых.Предмет украшения на фронте этого большого сундука взят из Метаморфоз Овидия. Обезумевшая от горя, земная богиня Серес, едущая в колеснице, запряженной драконом, с факелом, разожженным от огня горы Этна, через лес, населяемый сатирами, в поисках ее похищенной дочери, Просерпины. В своих страданиях Серес наслала на людей неурожай и голод.Художественное оформление на фронте отражает влияние древнегреческих и римских саркофагов.

DP827749.jpgГравюра, изображающая судно Геркулеса (Barcha del Hercole), с носом с головой дракона и Геркулесом на палубе позади гребцов и солдат из 'Великолепное театрализованное представление на реке Арно во Флоренции для брака Великого герцога' (карусель Le Magnifique fait sur le fleuve de l'Arne Флоренция, le брак потока дю Гран Дюк), для свадебного празднования Козимо де' Медичи во Флоренции, 1608Художник: После Remigio Cantagallina (Италия,приблизительно 1582–1656 Флоренции)Издатель: Джин Сове (Франция 1660–1691) Дата: 1664

Вот такие они – драконы Древней Греции и Рима. Это был краткий обзор. Продолжим тему драконов в следующий раз.

http://pantheon.at.ua/photo/gerakl/bjorn_dzhons_sad_gesperid/40-0-1539http://www.101mif.ru/yason_u_eeta4.htmhttp://greekroman.ru/gallery/heraclesleg02.htmhttp://www.kitez-grad.ru/school/lectures/mythzoo/myth4-1.phphttp://www.metmuseum.org/collection/the-collection...ft=Dragon&rpp=30&pg=36

Серия сообщений "Мой взгляд. Мифы и легенды":

Часть 1 - Нарцисс (мифы и легенды)Часть 2 - Дафнис и Хлоя...Часть 27 - Убить дракона-7 За аждархойЧасть 28 - Убить Дракона-8 Поиск Горы Демонов Часть 29 - Убить Дракона -9. Краткий обзор драконов Древней Греции и РимаЧасть 30 - Амурная жизнь

Серия сообщений "Драконы": Часть 1 - Последний дракон.Часть 2 - О драконах...Часть 22 - По-человеческиЧасть 23 - Убить дракона -10 Дракон больше, чем реальностьЧасть 24 - Убить Дракона -9. Краткий обзор драконов Древней Греции и РимаЧасть 25 - Убить Дракона-8 Поиск Горы Демонов

bagullnik.livejournal.com

Драконы в разных культурах мира

Zefirka > Интересности > Драконы в разных культурах мира

Среди всех легендарных и мифических существ, драконы заняли своё особое место, и не утратили популярности даже в современной культуре. Довольно интересно, но драконы (или, по крайней мере, существа похожие на них) появляются во многих культурах по всему миру, никак не связанных друг с другом.

1.

Кукулькан (Майя).Драконы в разных культурах мираТак же известен как Кетцалькоатль — один из верховных богов в мифологии майя. Считался богом ветра и воды, огня и воздуха, основателем царских династий и крупных городов. По одному из верований майя мир создали боги Кукулькан и Хуроканом. Майя считали что Кукулькан обучил их рыболовству, изобрел для них письменность и календарь, придумал церемонии. В конце концов культ Кукулькана стал своего рода культом знати, в жертву Кукулькану приносили только знатных юношей, и в чрезвычайно торжественной обстановке. Столь большое обилие функций и ролей у Кукулькана можно объяснить тем что его культ был крайне древним. Чаще всего Кукулькан изображался как пернатый змей с человеческой головой.

2.

Друк (Бутан).Драконы в разных культурах мираДрук — не просто персонаж бутанской мифологии, это — национальный символ Бутана и даже изображён на флаге государства, держащим в лапах драгоценность, символизирующую здоровье. На языке Дзонг-кэ Бутан называется Друк Юл — Драконья земля, король Бутана, соответственно, зовётся Друк Гьялпо, драконий король. Во время «тренировочных» выборов в 2007 году, предварявших реальные выборы в национальную ассамблею Бутана в 2008 году, все четыре «партии» назывались «Цветная партия Дракона», при этом каждая партия имела отдельный цвет. Название национального гимна Бутана — Друк Ценден — переводится как «Королевство громогласного дракона».

3.

Фафнир (Скандинавия).Драконы в разных культурах мираПерсонаж скандинавской мифологии некогда бывший человеком, сын колдуна Хрейдмара. Фанир в порыве алчности убил своего отца и завладел золотом, изначально пихищенным у богов. За это он был проклят и превращён в могучего дракона с бронированной чешуёй, которую не могло пробить ничто на свете. Лишь только Сигурд смог сокрушить этого дракона, найдя слабое место у него на брюхе.

4.

Абраксас (Персия).Драконы в разных культурах мираАбраксас — гностическое космологическое божество, верховный глава Небес и Эонов, олицетворяющий единство Мирового Времени и Пространства. В системе Василида имя Абраксас имеет мистический смысл, поскольку сумма числовых значений семи греческих букв этого слова дает 365 — число дней в году. Абраксаса изображали в древнем индийском, персидском, египетском искусстве, на античных геммах в виде существа с телом человека, головой петуха и змеями вместо ног. В одной руке он держит нож или плеть, в другой — щит, на котором начертано имя Йах.

Абраксас обычно представлен со знаком Анх, скипетром и в головном уборе с рогами, над которым располагается знак «Миллионы лет» (маленькая фигурка человека с поднятыми к небу руками). В поздней античности и в Средневековье изображение этого божества трактовали следующим образом: петух — символ предвидения и бдительности, змеи — внутреннего чувства, интуиции и озарения. Считается, что своим происхождением Абраксас обязан древнейшим образам змея, дракона.

5.

Кур (Шумеры).Драконы в разных культурах мираВ шумеро аккадской мифологии Кур — подземный мир, нечно вроде загробного царства Аида. точки зрения шумерской космологии Кур представлял собой пустое пространство между корой земли и первозданным океаном. Именно туда спускались тени мертвых. Однако, иногда его персонифицируют в виде чудовища и рассматривают как первого дракона в истории шумерской мифологии. Однажды этот дракон похитил богиня Эрешкигаль, унеся её в своё подземное царство. Задача по спасению Эрешкигаль легла на плечи героя по имени Энки, и он успешно поразил дракона. Этот миф послужил основой известного «Эпоса о Гильгамеше».

6.

Пифон (Греция).Драконы в разных культурах мираВ древнегреческой мифологии дракон, охранявший вход в Дельфийское прорицалище до занятия его Аполлоном и считавшийся сыном Геи. Легенда гласит, что этот дракон девятью кольцами обвил выси Парнаса, или семь раз обвил Дельфы. Убивая его, Аполлон выпустил либо 100 стрел, либо 1000 стрел. После убийства Аполлон очистился в водах Пенея в Темпейской долине, туда на праздник отправляли священное посольство, чтобы нарубить веток лавра. Аполлон положил его кости в треножник и установил Пифийские игры.

7.

Сторский змей (Шотландия).Драконы в разных культурах мираЭтот змей был самым ужасным созданием на свете. Люди бледнели и осеняли себя крестным знамением, едва заслышав его имя, ибо он был самой ужасной из девяти казней, обрушившихся на человечество. Если земля содрогалась или воды моря внезапно обрушивались на землю — значит, Сторский змей зевает опять. Он был так велик, что, лишь обвив землю кольцами, мог найти себе место. Его дыхание было таким ядовитым, что стоило ему рассердиться и выдохнуть со всей силы — любая живая тварь, оказавшаяся в округе, падала замертво и погибал урожай. Своим раздвоенным языком он сбрасывал холмы и целые деревни прямо в море, подхватывал и ломал не то что дома, но и корабли — а все для того, чтобы сожрать людей, прятавшихся внутри.

8.

Вритра (Индия).Драконы в разных культурах мираВритра, в древнеиндийской мифологии демон, преградивший течение рек; олицетворение хаоса и тьмы. Вритра рожден матерью демонов-данавов Дану. Вритра в ведических текстах — самый известный из демонов, «перворожденный» как повествуется в «Ригведе». Индра рожден и вырос именно для того, чтобы убить Вритру. В «Ригведе» обозначен наиболее характерный эпитет Индры Вритрахан, то есть «убийца Вритры». Демон Вритра змееобразен: без рук и ног, бесплечий, издает шипение; упоминаются его голова, челюсти, затылок, пораженные ваджрой; он — дикий, хитрый зверь, растет во тьме, «не-человек» и «не-бог». В его распоряжении гром, молния, град, туман. Вритра скрыт в воде, лежит в водах, сдерживает воды. В ряде текстов Вритра покоится на горе. У него 99 крепостей, разрушенных Индрой. Иногда упоминается 99 вритр, детей демона-змея.

9.

Колхидский дракон (Греция).Драконы в разных культурах мираЗнаменитый персонаж древнегреческой мифологии, охранявший золотое руно. Его собственное имя в большинстве источников не упоминается, однако некоторые называют его Клхис. Согласно легенде дракон был сыном Тифона и Эхидны. Дракон был усыплён снадобьями Медеи, чтобы Ясон смог похитить золотое руно. Позже дракон поселился на острове феаков и был убит Диомедом.

10.

Змей Горыныч (Россия).Драконы в разных культурах мираОгнедышащий дракон, имеющий несколько голов, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах. Горыныч живёт обычно в горах, нередко у огненной реки и стережёт «Калинов мост», по которому попадают в царство мёртвых. Многоголовость змея — непременная его черта. Чаще всего змей предстаёт трёхглавым. Другие черты змея упоминаются реже или не упоминаются вовсе. В большинстве случаев у змея отмечается способность к полёту, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится.

Интересности Июнь 29, 2015 4 216 просмотров

wpDiscuz

zefirka.net

Уроборос в Древней Греции

Некоторые историки считают, что из Египта символ пожирающей свой хвост змеи перекочевал в Древнюю Грецию, где стал использоваться для обозначения процессов, не имеющих начала и конца. Заметим, что точно установить происхождение этого символа затруднительно, поскольку его близкие аналоги также встречаются в культурах Скандинавии, Индии, Китая и Греции. В Древней Греции наравне с Фениксом уроборос стал олицетворять процессы, не имеющие конца и начала. В Греции змеи были предметом почитания, символом здоровья, а также связывались с загробным миром, что нашло отражение во множестве мифов и легенд. Само слово «дракон» (др.-греч. Draco) переводится дословно как «змей».

Символ свернувшейся в кольцо змеи встречается в неявной форме и на Новом Континенте, в частности, у Ацтеков. При том, что змеи играли значительную роль в их мифологии, вопрос прямой связи пантеона богов индейцев с уроборосом остается открытым.

Интерес к уроборосу сохранялся на протяжении многих веков — в частности, заметную роль он играет в учении гностиков, а также является важным элементом ремесла средневековых алхимиков, символизируя преображение элементов в философский камень, требующийся для трансформации металлов в золото, а также олицетворяя хаос в мифологическом понимании термина.

В новейшее время швейцарским психоаналитиком К. Г. Юнгом был вложен новый смысл в символ уробороса. Так, в ортодоксальной аналитической психологии архетип уробороса символизирует темноту и саморазрушение одновременно с плодородностью и творческой потенцией. Дальнейшие исследования данного архетипа нашли наибольшее отражение в работах юнгианского психоаналитика Эриха Нойманна, обозначившего уроборос в качестве ранней стадии развития личности.

У. Бекер, говоря о символизме змей как таковых, отмечает, что евреи издревле рассматривали их в качестве угрожающих, злых существ. В тексте Ветхого Завета, в частности, змей причисляется к «нечистым» созданиям; он символизирует Сатану и зло в целом — так, Змей является причиной изгнания из рая Адама и Евы. Взгляда, согласно которому между Змеем из райского сада и уроборосом ставился знак равенства, также придерживались некоторые гностические секты, к примеру, Офиты.

drakoshi.net