Доминант в древнем риме. 2.3. Культура Древней Греции и Рима: основные понятия и доминанты. Историческое значение античной культуры.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

3. РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРИОД ДОМИНАНТА. РЕФОРМЫ ДИОКЛЕТИАНА И КОНСТАНТИНА. Доминант в древнем риме


6.Правовые основы монархического сторя в эпоху домината.

Римское государство в эпоху Домината

3.1 Преобразования Диоклетиана

В третьем веке нашей эры в Риме установилась неограниченная монархия - наступил период домината. Старые республиканские учреждения исчезают даже из названий. Управление империей сосредоточено в руках нескольких ведомств, чиновники которых назначаются императором. 2 наиболее важных - Государственный Совет при императоре (готовит будущие законопроекты, дает советы императору), финансовое ведомство.

Словом «доминат» обычно обозначают период истории Древнего Рима с IVпоVIвека н. э. По-иному этот период может называться «поздней античностью». Полагают, что термин «доминат» происходит от обычного для того времени обращения к императору -- «господин и бог» (dominus et deus). Слово dominus также может переводиться как «государь».

Доминат стал следующим этапом постепенной трансформации Римской республики в монархию с неограниченной властью императора. В период принципата старые республиканские институты сохранялись, и формально продолжали действовать, а глава государства, принцепс («первый») считался лишь первым гражданином республики.

В период домината сенат превращается в сословие с декоративными функциями. Основным титулом главы государства вместо «принцепс» (первый гражданин) и «император» (первоначально почётный титул военачальников) становится «август» («священный») и «доминус» («господин», что подразумевало, что все остальные являются его рабами).

Основателем системы домината обычно считается император Диоклетиан. Он установил при своём дворе обычаи, позаимствованные с Востока. Основным центром власти стал бюрократический аппарат, ориентированный на личность доминуса. Комитет, ведавший сбором налогов, при этом назывался комитетом «священных (то есть императорских) щедрот» (sacrarum largitionum).

Император принимал законы империи, назначал чиновников всех уровней и многих офицеров армии, и вплоть до принятия империей христианства носил титул главы коллегии понтификов.

В доминате сохранилось много из традиций старого Рима, но доминат - это уже полноценная монархия с династическим принципом наследования. И с совсем другой технологией власти, особенно после принятия христианства. Доминат - это уже ближе к Византии, чем к классическому Риму. Тем более что с Диоклетиана Рим столицей "круга земель" больше не являлся.

Доминат являлся следствием кризиса и был порожден необходимостью укрепления центральной власти. Еще Октавиану Августу, несмотря на все республиканские ширмы и идеологические увещевания, был отнюдь не чужд абсолютизм, и эта тенденция в политической жизни Римской империи сохранялась и усиливалась на протяжении всех трех веков, предшествовавших доминату. Однако лишь во время Диоклетиана эта тенденция стала политической практикой и получила полное оформление.

Политическая система домината являла собой в упрощенном виде формулу, согласно которой император был доминусом-господином, а все остальные граждане империи являлись его подданными. Доминат предполагал введение соответствующего дворцового церемониала, подобного тому, что существовал в государствах восточной деспотии. Императоров отличала диадема и шитая золотом пурпурная одежда, они редко показывались народу, а те, кто был к ним допущен, обязаны были простираться ниц, соблюдая ритуал, принятый при дворе персидских царей. Титулатура императора теперь обязательно включала термины «священный» и «божественный». Кроме того, система домината вводила строгую иерархию чиновничьих должностей и оформляла бюрократические структуры империи. Ниже божественного императора находилась многочисленная децентрализованная бюрократия, разделенная на гражданскую и военную секции, хотя даже гражданские чиновники обычно носили военную одежду, как наследие милитаризации бюрократии в III в.

Задуманная и созданная Диоклетианом система домината имела, разумеется, и слабые места: доминат и тетрархия с самого начала казались противоречащими друг другу. Тетрархия создавала видимость разделения центральной власти, что не соответствовало основному принципу домината и ограничивало абсолютизм доминуса.

Главной опорой домината, как и любой другой политической системы, основанной на принципе абсолютной власти, была армия. Будучи выходцем из армейской среды, Диоклетиан прекрасно понимал, сколь важна для власти лояльность и преданность войск, и сколь необходимо безусловное подчинение армии императорской власти. Несмотря на все перипетии III в. римская армия сохранила и свою структуру, и свой боевой дух. Под предводительством императора Клавдия Готского римская армия сумела нанести сокрушительное поражение готам, а Диоклетиану, как уже отмечалось, удалось добиться с помощью армии внутреннего и внешнего мира для империи. Однако армия, хотя она, по всей видимости, пострадала от кризиса меньше, чем другие структуры империи, оставалась постоянным источником опасности для центральной власти и тоже нуждалась в реформировании. Военная реформа Диоклетиана не отличалась большим размахом, но отвечала требованиям времени. В связи с усиливающейся варваризацией империи, которую уже никак нельзя было остановить, Диоклетиан решил поручить охрану границ от варваров самим же варварам. Созданные им пограничные войска состояли в основном из варваров-колонистов, и воины вели оседлый образ жизни, имели семьи и хозяйство. И хотя такая пограничная охрана не могла считаться во всех отношениях надежной, все же затраты на нее были минимальными, и на первых порах она вполне оправдывала себя и обеспечивала охрану границ. Другая часть армии - мобильные войска (comitatensis), которые начали формироваться еще при Галлиене, комплектовались отчасти на принципе добровольности и отчасти путем рекрутского набора, проводимого в соответствии с количеством рабов и колонов, находящихся в имении землевладельца. Кроме того, в состав мобильных войск включались отряды варваров, добровольно переходивших под власть Римской империи. Диоклетиан увеличил численность армии, особенно мобильных войск, и придал большую стройность ее структуре.

И дворцовый штат, и бюрократия, и армия требовали очень значительных средств на свое содержание, поэтому еще одним важным направлением реформ Диоклетиана было оздоровление финансов и создание четкой системы налогообложения. Монетная реформа Диоклетиана имела целью ввести твердые нормы содержания драгоценных металлов в монетах и, хотя порча монеты продолжалась, способствовала финансовому оздоровлению империи. Эта реформа была дополнена эдиктом о ценах (301 г.), являющим собой первую в истории попытку государства регулировать обращение путем установления максимальных цен и первую в истории Римского государства попытку государственного вмешательства в экономику. Как и все последующие попытки административного регулирования цен, имевшие место в истории, эта реформа Диоклетиана не удалась, и эдикт о ценах вскоре был либо отменен, либо просто перестал соблюдаться. Наряду с этими мероприятиями была осуществлена налоговая реформа, целью которой была унификация налогообложения: теперь налоги взимались и с душ и с земли, и с занятий населения (ремесло, торговля). Однако эффективность этой реформы могла быть высокой лишь в том случае, если бы все население Римской империи имело постоянное место жительства и работы.

Логичным дополнением к перечисленным реформам была административная реформа, без которой система домината лишалась необходимой стройности и четкости. Вся Римская империя разделена на 4 префектуры (причем префекты играли больше гражданскую, чем военную роль и были главными помощниками тетрархов в управлении империей) и 12 диоцезов, объединявших по несколько провинций, общее число которых было доведено до ста. Целью увеличения количества провинций было обеспечить более эффективный контроль над меньшими территориями, а также уменьшить власть и значение наместников и предотвратить возможность сепаратистских выступлений. Италия лишилась своего прежнего привилегированного статуса и приравнивалась к обычным провинциям. Диоцезами управляли викарии, провинциями - ректоры. Ректоры подчинялись викариям, но наместники особо важных провинций подчинялись непосредственно императорам.

Административная реформа проводилась Диоклетианом и завершалась Константином вместе с реформой управления, сутью которой было более четкое разделение функций между различными звеньями центрального правительства. Во главе бюрократической иерархии стояли региональные преторианские префекты, которые были вторыми после императоров лицами, ответственными за решение военных, финансовых, законодательных и административных вопросов. Им подчинялась вся гражданская администрация до губернаторов и городских советов. При Константине префекты были лишены военных функций, но стали верховными гражданскими магистратами. Каждый префект действовал как верховный судья и издавал мелкие эдикты. Он имел свои финансы и свою бюрократию.

Все юридические вопросы - подготовка законов и рескриптов, юридические консультации, прохождение петиций к императору и его решений по ним - были сосредоточены в руках верховного "министра юстиции" - квестора Священной палаты (quaestor sacri palatii). Начальник канцелярии (magister officiorum) помимо документации (scrinia) ведал внешними сношениями, арсеналами, полицией и охраной (domestici). Назначения на дворцовые должности и дворцовые штаты, а также более низкие уровни императорской бюрократии вместе с системой почтовых коммуникаций и сетью государственных агентов (agentes in rebus) контролировались им же. Вместе с этим он ведал аудиенциями у императора и дворцовым церемониалом. Как и прежде два "министра финансов" (palatini) отвечали соответственно за общественные финансы и за частные владения императора. Высшее военное руководство после императора осуществлялось двумя магистрами - пехоты и кавалерии. Каждый из высших чиновников имел свой штат подчиненной ему бюрократии, нередко насчитывавший до нескольких сот чиновников. Низшим звеном бюрократии были кураторы, которых избирали на местах и которые осуществляли надзор за работой городских курий.

Старые республиканские институты лишались всякого политического значения: сенат превратился, по сути, в муниципальный совет города Рима, хотя и пытался претендовать на большее, а прежние магистратуры остались лишь почетными званиями. Высшие императорские чиновники назначались теперь самим доминусом, а после отставки они причислялись к сенаторскому сословию.

Важной особенностью системы домината было то, что бюрократический аппарат стал превращаться в самостоятельную силу, противостоящую почти всем социальным слоям. Придворные и чиновники потребляли значительную часть производившегося в государстве прибавочного продукта и постоянно претендовали на дополнительные средства и услуги. Внутри же этой прослойки процветали интриги, доносы, протекционизм, коррупция.

3.2 Идеологические основы государства в период становления монархии

Как и любая другая политическая система, доминат нуждался в соответствующем идеологическом оформлении. В античности самой приемлемой и удобной формой идеологии являлась религия, и Диоклетиан понимал, что его реформам и созданной им системе необходима религиозная поддержка. Суть новой монархии Диоклетиан стремился отразить в религии.

Судя по историческим данным, Диоклетиан не был глубоко религиозным человеком: он придерживался политеистических воззрений и был склонен к суевериям, но доминирующим элементом в его личной религии был гений римского народа. Поэтому можно полагать, что его религиозная политика определялась не столько его внутренними убеждениями, сколько политическими соображениями. И характер исторического развития Римской империи, и создаваемая Диоклетианом политическая система домината требовали унификации религии и подчинения ее нуждам политической практики. Тенденцию к унификации, как было отмечено выше, испытывали и сами языческие религии, поэтому Диоклетиану могло показаться, что его религиозная реформа пройдет относительно безболезненно. Собственно говоря, его религиозная политика вряд ли вообще может быть названа реформой - скорее это была попытка восстановления прежнего значения римского язычества и, в определенном смысле, модернизация, а, вернее, реанимация утратившего всякое значение в период политической анархии культа императора. Пожалуй, именно культ императора нес главную нагрузку в религиозно-идеологическом оформлении новой политической системы. Вместе с тем, Диоклетиан стремился вернуть римской религии ее общественный характер.

В начале своего правления, летом 285 г., после назначения Максимиана цезарем, Диоклетиан присваивает себе титул Юпитера и дает своему цезарю титул Геркулеса. Эта акция, с одной стороны, должна была ясно показать подчиненное положение цезаря августу, а с другой стороны - подчеркивала божественное происхождение императорской власти и ее высшее по отношению ко всем земным институтам положение. Кроме того, связывая культ Юпитера с культом императора, Диоклетиан ставил своей целью восстановление престижа и значения римского язычества. Связь власти с божеством должна была показать ее легитимность, ибо ни Диоклетиан, ни Максимиан не стали императорами по воле сената, как предусматривалось традиционной системой принципата, но были приведены к власти армией, и эта божественная легитимность должна была стать, по мысли Диоклетиана, залогом стабильности и порядка. Наконец, целью Диоклетиана было единство государства, выраженное триадой: император - закон - государственная религия.

Хотя Диоклетиан и его коллеги по тетрархии оказывали покровительство язычеству, поддерживая его материально, восстанавливая старые и возводя новые языческие храмы, христианство на первых порах не подвергалось преследованиям, и церковь пользовалась относительным миром. Оправившись от ударов, нанесенных в ходе предыдущих гонений, и преодолев внутренние разногласия, возникшие из-за них, церковь постепенно укрепляла свои позиции в обществе и умножала количество приверженцев христианской религии.

Известно, что христиане во время правления Диоклетиана были наместниками провинций, занимали высокие посты при императорском дворе и в императорской администрации, и даже жена и дочь самого доминуса были или христианками или, во всяком случае, были катехуменами и готовились принять крещение. В это время христиане даже строили свои церкви и беспрепятственно устраивали свои собрания в городах. Евсевий резюмирует положение церкви следующими словами: "...с каждым днем наше благополучие росло и умножалось...".

Однако развитие христианства в рамках системы, создаваемой Диоклетианом, все более приходило в противоречие с его замыслами. Христиане не признавали ни Юпитера, ни Геркулеса, ни других языческих богов, напротив, они считали их злыми демонами. Но, отказываясь почитать Юпитера, они тем самым становились в открытую оппозицию по отношению к доминусу, который именно на санкции этого божества основывал свою власть. К тому же христианская церковь, пройдя почти трехвековой период формирования, представляла собой уже достаточно разветвленную и структурированную организацию, обладающую помимо большого авторитета и определенными материальными ресурсами. Вряд ли есть основания считать, что к началу IV в. христианская церковь стала государством в государстве, но, во всяком случае, общая тенденция ее развития вела именно к этому, что делало церковь весьма опасным для государства институтом в условиях ее полулегального или нелегального статуса. Возможно, Диоклетиан усмотрел в церкви организацию параллельную государственной, и поэтому мешающую окончательному укреплению единства государства. Наконец, и растущий авторитет епископа, центральной фигуры церковной организации, делал его реальным соперником представителей императорской администрации в провинциях, а это опять-таки шло вразрез с развитием строгой бюрократической иерархии - одной из неотъемлемых частей системы домината. К этому следует добавить, что большую тревогу императорской власти вызывало увеличивающееся количество христиан среди солдат римской армии, которая была главной опорой императорской власти.

Все эти факторы не могли не беспокоить Диоклетиана, тетрархов и высший эшелон императорской бюрократии. Причем, надо полагать, что осознание "христианской опасности" приходило не сразу, а постепенно, по мере осуществления реформ. И Диоклетиан, и его сторонники понимали, что новое гонение на христиан может привести к серьезным осложнениям внутри государства, уже начинавшего пожинать плоды мира, единства, внутреннего согласия, стабильности и порядка. Именно этим можно объяснить тот факт, что Диоклетиан предпринял гонение на христиан лишь в самом конце своего правления, когда система домината и положение христианства в государстве пришли в столь явное противоречие, что оставлять эту проблему нерешенной больше уже было нельзя. И хотя многие историки, начиная с античных времен, не без оснований считают инициатором последовавшего гонения Галерия, проблема дальнейшего существования христианства в государстве должна была быть решена независимо от воли или настроения отдельной личности. Причем это решение могло быть двояким: либо попытаться подавить христианство силой и физически уничтожить оппозицию, либо попытаться заключить с христианством союз и включить его в систему домината, как еще один элемент всей конструкции наряду с бюрократией и армией. По первому пути пошел Диоклетиан, по второму - Константин, но оба они решали по разному одну и ту же проблему: христианство в государстве - религия и доминат - опора нового режима власти.

studfiles.net

Римская империя. Принципат и доминант.

Количество просмотров публикации Римская империя. Принципат и доминант. - 1126

Римская империя — важнейшая эпоха в истории Древнего Рима, когда он достиг наибольшего расцвета во всœех сферах. Формально Римская империя насчитывает почти пятнадцать столетий: с 27 года до н. э. до 1453 года н. э. Столь долгое время существования одного государственного строя — хотя его единство с некоторых пор стало почти символическим — можно разделить на три отдельных периода. Первый из них, называемый принципатом, насчитывает 250 лет: его начало связано с императором Августом, основателœем империи, и заканчивается временем правления Александра Севера.

Второй период означен несколькими десятилетиями глубокого кризиса — политического, экономического и военного, — сменившимися затем двумя веками новой формы государственного и политического строя, получившего название доминат. Этот период закончился со свержением в 476 году последнего из западных императоров Ромула Августула.

Историкам легче всœего разобраться с принципатом, первым, так сказать, классическим периодом истории Римской империи. В тот период царствовали двадцать восœемь императоров — известно точное число. Тогда империя охватывала самую большую территорию за всю свою историю, была самой могущественной в военном отношении мировой державой и, являясь воплощением наивысших достижении цивилизации и культуры, распространяла их среди всœех народов, входивших в ее состав. Римская империя той поры в какой-то степени стала общей родиной для всœех европейских народов, оставив нам в наследство завоевания науки и техники, прекрасные произведения культуры, литературы, архитектуры.

Римским государством правили тогда, пожалуй, самые известные потомкам, инам с вами в том числе, государи. Большинство из них были выдающимися личностями, яркими индивидуальностями, причем отнюдь не только в положительном отношении. Некоторые были и остались в истории тиранами, злодеями, извращенцами, достаточно назвать имена Тиберия и Калигулы, Нерона и Домициана, Каракаллы и Гелиогабала. Благодарная память потомков сохранила имена настоящих государей, умных правителœей, заботящихся о благе государства и его народов, замечательных юристов, администраторов, дипломатов и воинов. Таковыми были, по единодушному мнению и древних, и всœех современных историков, императоры Август, Веспасиан, Тит, Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий.

Ну и, наконец, третий период, самый длительный, но наименее римский. Это история Восточной Римской империи, — вскоре превратившейся в самостоятельное государство, Византию, — и заканчивается она захватом в 1433 году Константинополя турками.

Известны попытки воссоздания империи в Западной Европе в период Средневековья, но этих правителœей трудно принять за законных наследников Августа и его преемников; это были, скорее, политические фикции, однако нельзя не упомянуть о них, ибо они обращались к великой традиции в истории человечества.

За упомянутые пятнадцать столетий империей правили более двухсот цезарей. Точное их число трудно установить по причинам и формальным, и фактическим. Появлялись и узурпаторы, и самозванцы, и порой бывало нелœегко определить, кто же является законным государем. Сравнительно немного таких сомнений вызывает период принципата͵ насчитывающий двадцать восœемь императоров.

Принципат — это исторически самый важный период в жизни Римской империи, так сказать, классическая эпоха империи. В данный период Римская империя была самой большой территориально и самой сильной державой мира. Вместе с тем, превосходя остальной мир развитием цивилизации, Римская империя распространяла эти материальные и духовные завоевания цивилизации по всœем странам вокруг Средиземного моря. Наследием этих веков являются великолепные произведения науки и литературы, шедевры изобразительного искусства и архитектуры, оказавшие ни с чем не сравнимое влияние на всœе последующие поколения европейцев. Римская империя. Правящие в период принципата цезари (они же императоры) достаточно хорошо известны культурному человечеству благодаря многим ценным источникам той поры.

В римском государстве правили четыре великие династии: Юлиев-Клавдиев, Флавиев, Антонинов и, наконец, Северов (сирийская). Почти всœе представители этих династий — выдающиеся личности, не обязательно положительные, но оставившие в истории Рима важный след. Некоторые из них запомнились прямо-таки зловещим обликом, прославились жестокостью и даже каким-то изуверским безумием. Речь идет о таких персонажах римской истории, как Тиберий и Калигула, Нерон и Домициан, Каракалла и Гелиогабал. В благодарной памяти потомков остались выдающиеся правители, умные, справедливые, много сделавшие для блага страны и в хозяйственном, и в культурном отношении, а также укрепившие военную мощь империи.

Эпоха домината, промежуток между 235 и 476 гᴦ. Эти почти два с половиной века отчетливо подразделяются на три периода. Первый из них, длившийся около пятидесяти лет, в истории носит название кризиса — политического и экономического. За эти годы на мировой арене промелькнули несколько десятков цезарей, правивших Римской империей порой всœего по месяцу, погибавших, как правило, насильственной смертью, на страну со всœех границ напирали враги, а экономика ее была почти полностью разрушена.

От полного краха империя была спасена благодаря реформам умного и энергичного императора Диоклетиана, пришедшего к власти в 284 ᴦ., и его последователям. Так начался новый этап в истории Римской империи — доминат, в котором цезарь уже является не принцепсом— первым среди равных, но господином (лат. dominus — господин).

В данный же период в правление Константина Великого и по его воле произошла идеологическая революция — христианство было признано господствующей религией, и за удивительно короткий срок, всœего за несколько десятилетий, из религии преследуемой превратилось в религию господствующую.

Самой трагической фигурой,из правителœей этого периода, наверняка является император Юлиан Отступник, до конца сохранивший верность идеалам, традициям и богам древней культуры, пожалуй, последний из власть имущих, отважный и последовательный защитник прежних традиций, человек удивительно скромный и простой, но обладавший необыкновенным гражданским мужеством. Настоящий римлянин в его лучшей ипостаси, бесконечно преданный интересам вверенной ему страны.

И наконец, в 395 ᴦ. со смертью императора Феодосия Великого произошел распад империи на Западную и Восточную. Теперь уже ничто не могло спасти Западную империю от неминуемого краха, и произошло это в поразительном темпе. Всего при жизни двух-трех поколений рухнуло и перестало существовать одно из самых монументальных и импонирующих политических образований, когда-либо созданных человечеством — Римская империя. Главной причиной его гибели считается натиск варварских племен.

Какое-то время продолжалась агония умирающего государственного организма, растянувшийся на несколько десятков лет процесс добивания жертвы, когда из живого еще ʼʼтелаʼʼ вырывались его отдельные органы, отдельные составные части и территории некогда грандиозной державы.

Заключительный акт представляется не очень впечатляющим. И всœе же хочется назвать его символичным: последнего цезаря, маленького мальчика, прозванного цезаренком, которого сместил с императорского трона германский вождь, звали Ромулом. А ведь согласно римской мифологии это было имя одного из двух мальчиков, основавших Вечный Город Рим.

referatwork.ru

3. РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРИОД ДОМИНАНТА. РЕФОРМЫ ДИОКЛЕТИАНА И КОНСТАНТИНА. Государство и право Древнего Рима

Похожие главы из других работ:

Возникновение государства в Древнем Риме

Глава IV. Римская империя.

...

Германские государства в период абсолютной монархии

1. Особенности государственного развития германских государств. Священная Римская империя германской нации

По Верденскому договору 843 г. из состава Франкской империи в самостоятельное государство была выделена Германия. Она представляла собой совокупность более или менее самостоятельных герцогств: Швабии, Саксонии, Тюрингии и др...

Государственная организация раннефеодальных государств

1.3 Франкская империя Каролингов

С конца VII в. формирование государства у франков началось практически заново, и пошло оно другим политическим путем...

Государство как политическая, структурная и территориальная организация общества

2.2.2 Империя как форма государственно-территориального устройства

Данный вопрос подробно рассмотрен профессором Волгоградского государственного университета Н. И. Грачевым в его статье «Империя как форма государства: понятие и признаки»...

Концепция развития земельного законодательства России

1. Регулирование земельных отношений в период проведения земельной реформы, начиная с 1990 года, правовые основы ее проведения

Следуя происходящим социальным переменам, законодательство РФ этого времени признало право собственности граждан на землю. Это было сделано в противоречие союзному законодательству...

Международное гуманитарное право (законы и обычаи войны) в российской военной истории (IX– начало ХХ вв.)

2. Российская империя (XVIII - XIX вв.)

В XVIII веке война превратилась в сражение профессиональных армий с меньшим количеством солдат. Гражданское население больше не вовлекалось в военные действия, так как армии располагали всем необходимым, а грабеж был запрещен...

Особенности проведения реформы пенсионной системы в Российской Федерации

2.2 Отдел персонифицированного учета г. Тюмени в период реформы пенсионной системы

Отдел персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами в рамках пенсионной реформы в Российской Федерации осуществляет индивидуальный (персонифицированный) учет застрахованных лиц...

Племена и государства на территории Казахстана в VII до н.э.- V вв. н.э.

2. Империя Хунну

Первой империей, образованной кочевниками, была империя Хунну, образовавшаяся в 3 веке до н.э. с центром на территории современной Монголии. Это объединение носило протогосударственный характер...

Правовые отношения родителей и детей. Узаконивание и усыновление

1.3 Римская семья

На протяжении римской истории появилось и сменилось три вида семьи: консорциум, патриархальная семья агнатов и когнатическая семья. римское право семья статус а) Consortium. - Consortium, или семейная община агнатов...

Правовые отношения родителей и детей. Узаконивание и усыновление

1.3 Римская семья

На протяжении римской истории появилось и сменилось три вида семьи: консорциум, патриархальная семья агнатов и когнатическая семья. а) Consortium. - Consortium, или семейная община агнатов...

Римская патриархальная семья

1. Римская патриархальная семья

В юридическом смысле семья - это основанный на браке и родстве союз лиц, связанных взаимными правами и обязанностями. Эти права и обязанности закрепляются в юридических нормах...

Роль религии в формировании правовых институтов древнего Рима

1. Римская религия

Начиная с III в. до н. э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой...

Семья в римском частном праве

1.1 Римская семья

Одним из специфических римских институтов считался правовой строй римской семьи. Основать семью мог только римский гражданин, вступивший в брак (iustum matrimonium)...

Форма (устройство) государства

3.7. Империя

Империя - сложное государство, созданное насильственным путем. Степень зависимости составных частей империи бывает различной...

Формирование имиджа административной реформы

1.2 Сущность административной реформы в России и необходимость информационного сопровождения хода реформы

Достижение основной цели административной реформы - повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти - невозможно без обеспечения их открытости и доступности для граждан и юридических лиц...

pravo.bobrodobro.ru

основные понятия и доминанты. Историческое значение античной культуры.

Хронологическая (мифологический, космологический, антропологический, эйдологический периоды) и географическая характеристика. Понятийный аппарат. Крито-минойская культура - лоно европейской цивилизации.Теократическая культура Микен и ее падение. Греческий полис как основа государства. Рабство. Реформы Солона и Клисфена. Афины и Спарта. Частная жизнь грека как тождество коллективного и индивидуального. Связь с землей.

Античность как отправная точка развития европейской культуры: основы теорийного подхода к пониманию мира в сочетании с эмоционально-эстетическим его восприятием. Периодизация античной культуры. Основные понятия: «логос», «пайдейя», «агонистика», «полис», «калокагатия», «катарсис». Вопрос персогенеза в античном полисе. Самосознание и социальные ориентации гомеровской личности: человек агональный, стыд и вина как форма культурной связи человека и общества. Наука и искусство как сфера реализации творческих сил человека. Зарождение философии. Внимание к человеку – признак философии. Мудрецы. Умозрительность, новаторство. Математика, медицина, астрономия, география, физика. Система образования и воспитания. Софисты. Роль физкультуры и спорта. Олимпийские игры. Пайдейя. Доминирующие черты древнегреческой художественной культуры: космологизм, культ телесности, единство эстетического и утилитарного. Аполлон и Дионис.

Исторические особенности культуры Древнего Рима. Полисные основы римской культуры и ее связь с греческой. Имперский характер государственности. Эволюция политической и личностной культуры: политика и право как главные достижения римской культуры, гражданственность и патриотизм. Особенности мировоззрения древнего римлянина: утилитарность, практицизм, рациональность. Мифология. Связь религии и государства. Вера как договор человека с богами. Религиозно-философские учения Рима: стоицизм, эпикуреизм. Наука в Древнем Риме. Риторика. Система образования. Золотой век литературы. Монументальное искусство. Расцвет архитектуры. Скульптурный портрет. Живопись. Музыка. Театр.

Античность как динамичный тип культуры. Целостность античной культуры. Культурная парадигма античности: гуманизм, антропологизм, рационализм и эмоционально-эстетическое восприятие мира. Этика «нарушения нормы». Кризис полиса, рабовладения, разрушение аристотелевского космоса. Эллинистический мир.

Контрольные вопросы:

1. Каковы особенности возникновения греческой цивилизации.

2. Каковы основные этапы цивилизационного развития Древней Греции и Рима.

3. В чем сходство и отличие древнегреческой и древнеримской цивилизаций.

4. В чем причины разрушения античной цивилизации.

Рекомендуемая литература:

Драч Г.В. Античная культура. Ростов-на-Дону: Изд. РГУ, 1992 – 87с.

Античная цивилизация. М: Мысль, 1973 – 572с.

Боннар А. Греческая цивилизация. М: Мысль. 1992 – 527с.

2.4. Культура эпохи Средневековья.

2.4.1. Арабо-мусульманская культура.

Особенности формирования арабо-мусульманской культуры. Объединение арабских племен. Роль торговли, ремесла. Арабский халифат как форма государственного, политического и религиозного объединения. Городской характер культуры. Феодальная теократия. Шариат. Особенности духовной культуры ислама. Пророк Мухаммед и идеология. Символы веры в исламе. Коран. Основные течения в исламе. Энциклопедизм арабской науки. Роль греческой философии в формировании арабского способа мысли. Искусство и проблема канонического идеала. Символичность художественного мышления. Орнаментализм.

Культурные парадигмы античности и исламского Востока: труд, закон, государство, личность, отношение к природе, традициям, власти, активность человека, типы мышления и деятельности.

studfiles.net

Доминант как политическая система. Падение Западной римской империи.

Количество просмотров публикации Доминант как политическая система. Падение Западной римской империи. - 432

17 ноября 284 ᴦ. в Никомедии императором был провозглашен Гай Аврелий Валерий Диоклетиан. Его правление (284-305) ознаменовало начало эпохи Поздней Римской империей. Перед Диоклетианом стояла чрезвычайно сложная задача восстановления целостности империи и преодоления кризиса, и ему удалось в целом достойно с ней справиться.

В начале правления он вел почти непрерывные войны: с варварами на Дунае, с персами на востоке, с восставшими пастухами в Галлии, в Сирии с арабами, с франками и аламанами на западе. Благодаря энергичным военным действиям удалось добиться ликвидации сепаратистских движений и укрепить границы империи.

С самого начала правления Диоклетиан вносит кардинальные новшества в систему управления империей и создает новую политическую систему - доминат. Само это слово объясняет сущность новой системы: dominus в переводе с латыни означает "господин","хозяин", и новая политическая система предполагала, что император становится полным господином, а всœе остальные - его подданными без различия их ранга и сословного положения. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, доминат окончательно порывал с системой принципата͵ которая трактовала императора не как монарха, а как первого сенатора и первого гражданина, пользующегося высшим авторитетом и наделœенного особыми полномочиями. Диоклетиан открыто порвал со старыми традициями и заложил основы для превращения римского государства в неограниченную монархию. Отныне римский император подобно восточным царям считался воплощением божества, вводился специальный дворцовый церемониал и даже совет императора теперь стал называться консисториум (корень этого слова в переводе с латинского означает "стоять"), так как в присутствии императора никто не имел права сидеть.

Политическую основу домината составляли монархическая власть, армия и бюрократический аппарат управления. Каждый высший чиновник имел свою канцелярию и штат, порой насчитывавший несколько сот человек. Сенат потерял всякое политическое значение и превратился по сути в муниципальный совет города Рима, хотя сенаторское сословие по-прежнему оставалось высшим. Оставшиеся магистратуры превратились в чисто почетные звания. А о народных собраниях уже никто даже и не вспоминал. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, от демократии республиканских времен новая политическая система не оставила ровным счетом ничего.

Осознавая трудности управления огромной империей, даже обладая абсолютной властью, и опасаясь узурпаций власти, которые были подлинным бедствием кризисного III века, Диоклетиан внес новшества и в сам механизм управления. Сначала он назначил себе соправителœем в ранге цезаря своего друга Максимиана, затем последний был возведен в ранг августа (такой же ранг имел и сам Диоклетиан), а в 293 ᴦ. были назначены помощники августов в ранге цезарей - Гай Галерий и Констанций Хлор. Размещено на реф.рфΟʜᴎ были усыновлены августами и женились на их дочерях. Каждый из соправителœей получил в управление часть империи, но официального разделœения ни империи, ни армии, ни чиновничества не последовало: Диоклетиан оставался доминусом и старшим августом, он же был инициатором всœех законов и распоряжений. Предполагалось, что через 20 лет августы добровольно сложат с себя полномочия и уйдут в отставку, уступив место цезарям, а те, в свою очередь, назначат себе новых помощников-цезарей. По мысли Диоклетиана, эта система должна была обеспечить твердый порядок престолонаследия и дать гарантию против узурпаций. Такое разделœение власти получило название тетрархия - четверовластие.

Дальнейшая деятельность Диоклетиана была направлена на укрепление внутреннего положения империи. С этой целью он провел ряд крупномасштабных реформ, продолженных и дополненных в первой трети IV века императором Константином.

Так как новая государственная система требовала огромных средств, Диоклетиан провел налоговую реформу, которая устанавливала новую систему налогообложения и требовала прикрепления населœения к земле и месту его обитания. За правильное и регулярное поступление налогов отвечали городские советы и сословие куриалов, а также владельцы поместий. Ввиду того, что одной из главных проблем кризиса III в. была инфляция, Диоклетиан провел монетную реформу, которая устанавливала твердые нормы драгоценных металлов в золотой и серебряной монете. В целях финансового оздоровления был издан и эдикт о ценах, который представлял собой первую и заведомо неудачную попытку государственного регулирования обращения путем установления максимальных цен и минимальной заработной платы. Большей эффективности управления империей должна была служить административная реформа, которая делила Римскую империю на 100 провинций (Рим имел статус особого округа), 12 диоцезов (объединявших по нескольку провинций) и 4 префектуры. Благодаря этой реформе бюрократический аппарат получил стройную организацию, а империя - четкую структуру. Наконец, так как важнейшей опорой домината была армия, Диоклетиан провел и военную реформу, которая разделила вооруженные силы империи на две части: пограничные, состоящие из осœедлых частей, формировавшихся в основном из варваров-колонистов, и мобильные - легионные части, перебрасывавшиеся в разные части империи исходя из обстановки. Военная реформа предполагала и частичное комплектование армии за счёт рекрутского набора и за счёт службы варварских отрядов, перешедших на сторону Рима.

Когда в 305 ᴦ. исполнилось 20 лет правления Диоклетиана и Максимиана, и оба августа͵ как и предполагалось, добровольно ушли в отставку. При этом задуманный Диоклетианом механизм преемственности власти не сработал, так как не был учтен еще один принцип абсолютной монархии - передачи власти по наследству. После скоропостижной смерти Констанция Хлора войска провозгласили императором его сына Константина, который не был цезарем, и началась гражданская война, которая продолжалась в основном до 313 ᴦ., когда из многочисленный претендентов на власть остались только двое - Константин и Лициний. Впрочем, соправителями они оставались недолго: в 323 ᴦ. Константин разгромил армию Лициния и стал единственным правителœем всœей Римской империи, а о системе тетрархии теперь полагалось забыть.

Константин оставался у власти вплоть до своей смерти в 337 ᴦ. Он был расчетливым, дальновидным, коварным и беспощадно жестоким, смелым, энергичным и вместе с тем осторожным правителœем. Государственная деятельность Константина продолжала основные направления политики Диоклетиана, и лишь в религиозной политике он действовал совершенно иначе.

В начале IV в. тщетность борьбы с христианством была осознана императорской властью. В период гражданской войны, последовавшей после ухода Диоклетиана от власти, преследования христиан время от времени еще возобновлялись, но уже в 311 ᴦ. Галерий, один из инициаторов гонения и один из самых жестоких гонителœей христиан, издал эдикт о терпимости, разрешавший исповедание христианства и собрания христиан. При этом подлинная легализация христианства была осуществлена два года спустя знаменитым Миланским эдиктом Константина. Христианам давалось право открыто отправлять свой культ и владеть имуществом, им возвращалось конфискованное имущество, запрещалось привлекать христиан к участию в языческих жертвоприношениях. Легализация христианства стала еще одним важным мероприятием, оформлявшим систему домината͵ а Константин за данный эдикт и последующую политику в пользу христианства получил от церкви почетное звание Великий.

Говоря о Константинœе, следует также добавить, что он основал в 330 ᴦ.новую восточную столицу Римской империи - Константинополь, и с этой даты берет начало история Византии.

Созданная Диоклетианом и Константином система домината обеспечила на неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время стабильность Римской империи и приостановила разрушительные кризисные явления. Опорой императора была армия, бюрократия и новая сила - христианство. Эти связующие Империю силы заменяли фактически разрушенное социально-экономическое единство. Пока светские и духовные магнаты нуждались в поддержке центральной власти, пока бюрократический аппарат мог получать свое содержание за счёт более или менее исправного поступления налогов, а армия не была еще полностью варваризирована, система домината еще сохраняла свою жизнеспособность.

referatwork.ru

Доминат

Домина́т (лат. dominātus «господство») — форма правления в Древнем Риме, пришедшая на смену принципату, установленная Диоклетианом (284—305 гг.). В доминат включают период тетрархии.

Словом «доминат» обычно обозначают период истории Древнего Рима с IV по VI века н. э. По-иному этот период может называться «поздней античностью». Полагают, что термин «доминат» происходит от обычного для того времени обращения к императору — «господин и бог» (dominus et deus). Впервые так себя назвал Домициан.

С не меньшей гордыней он начал однажды правительственное письмо от имени прокураторов такими словами: «Государь наш и бог повелевает (лат. Dominus et deus noster sic fueri iubet) …» — и с тех пор повелось называть его и в письменных и в устных сообщениях только так[1].

Слово dominus также может переводиться как «государь».

Доминат стал следующим этапом постепенной трансформации Римской республики в монархию с неограниченной властью императора. В период принципата старые республиканские институты сохранялись, и формально продолжали действовать, а глава государства, принцепс («первый») считался лишь первым гражданином республики.

В период домината сенат города Рима превращается в сословие с декоративными функциями[2]. Основным титулом главы государства вместо «принцепс» (первый гражданин) и «император» (первоначально почётный титул военачальников) становится «август» («священный») и «доминус» («господин», что подразумевало, что все остальные являются его рабами).

Основателем системы домината обычно считается император Диоклетиан. Он установил при своём дворе обычаи, позаимствованные с Востока. Основным центром власти стал бюрократический аппарат, ориентированный на личность доминуса. Комитет, ведавший сбором налогов, при этом назывался комитетом «священных (то есть императорских) щедрот» (sacrarum largitionum).

Император принимал законы империи, назначал чиновников всех уровней и многих офицеров армии, и, вплоть до конца IV века, носил титул главы коллегии понтификов.

Список литературы:

  1. Гай Светоний Транквилл Домициан, 13 // Жизнь двенадцати цезарей. — М.:: "Наука", 1964. — С. 217. — 376 с. — (Литературные памятники). — 50000 экз.
  2. ДОМИНАТ — статья из энциклопедии «Кругосвет»
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Доминат

www.coolreferat.com

Доминанты в Древнем Риме.

Количество просмотров публикации Доминанты в Древнем Риме. - 186

D. Фактическое совместное проживание, без каких - либо юридических последствий (право наследования и т. п. ).

С. Лишал женщину права наследования.

В. Безграничную власть мужа.

А. Значительную свободу женщины, в т.ч. право на раздел свое имущество.

D. Он остается в долговом рабстве пожизненно.

С. Он работает на заимодавца 5 лет и на 6 - и год получает свободу.

В. Он работает на заимодавца 2 года и на 3 - и получает свободу.

А. Он работает на заимодавца 3 года, а на -четвертый получает свободу.

В случае если человек попал за долги в кабалу, то через какое время он может вернуть себе свободу в Древнем Вавилоне.

D. Он должен восстановить дом за свой счёт и возместить ущерб.

С. Строителя должны убить.

В. Он должен возместить ущерб и быть подвергнутым телœесному наказанию.

А. Строитель должен восстановить дом за свои счет.

D. Договор признается недействительным, браслет должен быть возвращен.

Заключала договор без их согласия.

С. Родители могут требовать возвращения браслета͵ только в случае, в случае если Сагта

В. Родители имеют право выкупить браслет.

А. Родители не имеют право требовать назад проданную вещь.

D. Традиции.

С. Право. .

В. Религию.

А. Мораль.

D. Такое лицо должно быть предано смерти.

Лишением свободы.

С. Такое лицо совершает тяжкий грех и должно быть подвергнуто суровому наказанию с

В. Такое лицо не совершает греха и наказанию не подлежит.

А. Такое лицо должно внести царю штраф.

D. Отстронения от должности.

С. Телœесного наказания и денежному штрафу в размере стоимости иска.

В. Смертной казни.

А. Денежный штраф в размере 12 - кратной стоимости иска.

D. Штрафу в сотню (паи).

С. Телœесному наказанию.

В. Смертной казни,

А. Штрафу в две с половиной сотни (паи).

Кшатрии, обругов брахмана, подлежит согласно. Законам Ману.

D. Отец девушки должен вернуть выкупную плату, а задаток может оставить себе.

С. Отец девушки должен вернуть задаток и вкупную плату.

В. Отец девушки должен вернуть всœе в двойном размере.

А. Отец девушки должен вернуть всœе в тройном размере.

D. Законы XII таблиц.

С. Законы Ману.

13. Ласидоносор принœес брачный дар (задаток) в дом своего тестя и отдал выкуп. Спустя месяц отец девушки заявил, что не выдаст свою дочь за Ласидоносора. а задаток и выкупную плату оставит себе. Как должен разрешиться спор о имуществе по Законам царя Хаммурапи?

15. По законам XII таблиц в Древнем Риме для судью уличенного в получении взятки приговаривали к наказанию в виде:

16. Защищая женщину от нападения охранник жертвенных даров убил нападающего. Какому наказанию он должен быть подвергнут согласно законам Ману?

17. Какие новые формы регулирования общественных отношений используют возникающие государства?

18. Ростовщик Тарба заключил договор с 12 - летней Саггой о продаже ему дорогого браслета͵ подаренного той родителями. Родители Сагги потребовали возвращения браслета͵ но ростовщик отказался. Как разрешается данный спор согласно законам Ману?

19. Строитель, построив дом продал его. Но дом был построен непрочно вскоре обвалился и насмерть задавил хозяина. Какое наказание предусматривают Законы Хаммурапи?

21. В Древнем Риме брак ʼʼ синœе мануʼʼ предполагал:

referatwork.ru