Доклад о древней литературе. Доклад: Слово о полку Игореве - величайший памятник древнерусской литературы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Доклад: Значение древнерусской литературы. Доклад о древней литературе


Доклад - Значение древнерусской литературы

                                             Введение.

     Для своей работы я выбралтему “Древнерусская литература, как выдающееся явление культуры”. В библиотекея нашёл небольшое количество литературы об этом периоде. Но, просматривая книгипо древнерусской литературе, я узнал много нового для себя, а также обратилвнимание на то, что литературой этого периода интересовались многие известныелюди, учёные, академики. Древнерусская литература занимает семь веков (периодXI-XVIIIвв.), а это очень большой период. Я же расскажу о небольшом периодеXI-начало XIII века. Я узнал, что древнерусской книжностью интересовался ПётрI, он даже издал указ о собирании по монастырям и церквам различных рукописейна пергаменте и бумаге. По личному указанию царя была изготовлена копияРадзивиловской летописи. Сподвижник Петра I историк В.Н. Татищев продолжилсобирание рукописей и летописей. Я узнал о многих других учёных, которые своюжизнь посвятили изучению древнерусской литературы. Это такие учёные как:Румянцев, Строев, Буслаев, Пынин, Орлов, Шахматов, Лихачёв и другие. Но они нетолько занимались изучением, они собирали рукописи, пытались изучать их идоводить до людей, писать и опубликовывать свои труды.

    Я узнал, что русскаялитература X-XVII вв. развивалась в своеобразных условиях. Она была рукописной.А книгопечатание  почти не изменило способы распространения литературныхсочинений. До XVII века все произведения распространялись путём переписки. Ятакже узнал, что писцы, которые переписывали, вносили свои поправки, изменения,сокращали рукописи, или добавляли своё к написанному.

     Познание, изучениепрошлого – это очень ответственно, нам дороги героические страницы истории.

     В своей работе я рассмотрювопрос возникновение древнерусской литературы, который поможет узнатьисторические условия и причины её возникновения. Зная это, я попытаюсьобъяснить её жанровую систему, расскажу о сложных взаимоотношениях литературы сцерковью. Немного коснусь письменности, расскажу о славянской азбуки и школахграмотности. Также на примере “Повесть временных лет” и “Слова о полку Игореве”расскажу о героических страницах в литературе, об идеях, которые нашли своёвыражение в описаниях героической борьбы русских людей с иноземнымизахватчиками,  о взглядах писателей того времени, об их мудрости и оптимизме.Расскажу о разнообразии жанров древнерусской литературы, о периодизации истории,широком кругозоре писателей и читателей. А  также о высоком мастерстведревнерусских писателей, об особенностях поэтики литературы.

     Без знания этого – нельзяправильно оценить уровень литературы русского средневековья. В древнерусскойлитературе не было вымыслов: её героями были исторические лица (князья, цари,церковные служители, герои-воины), а предметом изображения были действительныесобытия (битвы, сражения).

     А в заключение своейработы опишу мир древнерусской литературы. Где выделена главная мысль, чтолитература была средством познания и средством воспитания человека. Литература– это искусство слова, она обогащает  эстетический  опыт человека, помогаетчеловеку познать самого себя, раскрывает причины человеческих поступков и слов.На героических примерах этой литературы мы учимся быть правдивыми, смелыми,быть послушными, уважать старших.

     На земле существовало исуществует множество народов, каждый из которых обладает своей особой инеповторимой культурой.

             Глава 1.Древнерусская литература, как часть культуры.

           1.1 Возникновениедревнерусской литературы.

В конце X века, возниклалитература Древней Руси, литература, на основе которой развилась литература трёх братских народов – русская, украинская и белорусская. Древнерусскаялитература возникла вместе с принятием христианства и первоначально былапризвана обслуживать потребности церкви: обеспечивать церковный обряд,распространять сведения по истории христианства, воспитывать общества в духехристианства. Этими задачами определялась и жанровая система литературы, иособенности её развития.

       Принятие христианства имело значительныепоследствия  для развития книжности и литературы Древней Руси.

     Древнерусская литератураформировалась на основе единой литературы южных и восточных славян, возникшейпод влиянием византийской и древнеболгарской культуры.

     Болгарским и византийскимсвященникам, которые приехали на Русь, и их русским ученикам потребовалосьпереводить и переписывать книги, которые были необходимы  для богослужения. Анекоторые книги, привезённые из Болгарии, не переводились, читались на Руси безперевода, так как была близость древнерусского и древнеболгарского языков. НаРусь были привезены богослужебные  книги, жития святых, памятники красноречия,хроники, сборники изречений, исторические и историко-бытовые повести.Христианизация на Руси потребовала перестройки мировоззрения, книги об историичеловеческого рода, о предках славян были отвергнуты, и русские книжникинуждались в сочинениях, которые излагали бы христианские представления овсемирной истории, о явлениях природы.

     Хотя потребность в книгаху христианского государства была очень велика, возможности для удовлетворенияэтой потребности были очень ограничены: на Руси было мало умелых писцов, а сам процесс письма был очень длителен, а материал, на  котором писались первыекниги, — пергамент – был весьма дорогим. Поэтому книги писались только длябогатых людей – князей, бояров и церкви.

     Но до принятияхристианства на Руси была известна славянская письменность. Она находилаприменение в дипломатических (грамоты, договора) и  юридических документах,была также перепись между грамотными людьми.

     До возникновениялитературы существовали речевые жанры фольклора: эпические сказания,мифологические легенды, сказки, обрядовая поэзия, плачи, лирика. Большую роль в становлении национальной русской литературы сыграл фольклор. Известны легендыо сказочных героях, о богатырях, об основаниях древних столиц о Кие, Щеке,Хориве. Также существовала ораторская речь: князья выступали перед воинами,произносили речь на пирах.

     Но литература началась нес записей фольклора, хотя он продолжал существовать и развиваться с литературойещё долгое время. Для возникновения литературы нужны были особые причины.

     Стимулом для возникновениядревнерусской литературы явилось принятия христианства, когда возникланеобходимость познакомить Русь со священным писанием, с историей церкви, свсемирной историей, с житием святых. Без богослужебных книг не моглисуществовать строившиеся церкви. А также возникла необходимость перевести сгреческого и болгарского оригиналов и распространить большое количествотекстов. Именно это и явилось толчком для создания литературы. Литературадолжна была оставаться чисто церковной, культовой, тем более что светские жанрысуществовали в устной форме. Но на самом деле всё было иначе. Во-первых,библейские рассказы о сотворении мира содержали много научных сведений о земле,животном мире, устройстве человеческого тела, истории государства то есть неимели никакого отношения к христианской идеологии. Во-вторых, вне культовойлитературы оказались летопись, бытовые повести, такие шедевры как “Слова ополку Игореве”, “Поучение” Владимира Мономаха, “Моление” Даниила Заточника.

То есть функции литературы вмомент её возникновения и в течение всей истории — различаются.

     Принятие христианстваспособствовало быстрому развитию литературы только в течение двух столетий, вдальнейшем церковь всеми силами  тормозит развитию литературы.

     И всё же литература Русибыла посвящена мировоззренческим вопросам. Жанровая система отражаламировоззрение, типичное для христианских государств. “Древнерусскую литературуможно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет –мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни” — так в своей работе Д.Лихачёв сформулировал черты литературы древнейшего периода русской истории.[4.47]

     Нет сомнений в том, что Крещение Руси было событием огромной исторической важности не только вполитическом и социальном отношении, но и в культурном. История древнерусскойкультуры началась после  принятия Русью христианства, и дата Крещения Руси988год становится начальной точкой отсчёта национально-исторического развитияРоссии.

     Начиная с Крещения Руси,русская культура то и дело становилась перед сложным, драматическим,трагическим выбором своего пути. С точки зрения культурологии важно не толькодатировать, но и документировать то или иное историческое событие. 

          

    

                   1.2 Периодыистории древней литературы.

     История древнерусскойлитературы не может не рассматриваться в отрыве от истории самого русскогонарода и Русского государства. Семь столетий (XI-XVIIIвв.), в течении которыхразвивалась древнерусская литература, насыщены значительными событиями висторической жизни русского народа. Литература Древней Руси – свидетельствожизни. Сама история установило несколько периодов истории литературы.

     Первый период – этолитература древнерусского государства, период единства литературы. Он длитсявек (XI и начало XII вв.). Это век формирования исторического стиля литературы.Литература этого периода развивается в двух центрах: на юге Киева и на севереНовгорода. Характерной чертой литературы первого периода является руководящаяроль Киева, как культурного центра всей Русской земли. Киев является важнейшимэкономическим звеном на мировом торговом пути. К этому периоду относится“Повести временных лет”.

     Второй период, серединаXII в. – первая треть XIII в. Это период появление новых литературных центров:Владимира Залесского и Суздаля, Ростова и Смоленска, Галича и ВладимираВолынского. В это период возникают местные темы в литературе, появляются разныежанры. Это период начало феодальной раздробленности.

     Далее наступает короткийпериод монголо-татарского нашествия. В этот период создаются повести “Слова опогибели Русской земли”, “Житие Александра Невского”. В это период в литературерассматривается одна тема, тема вторжения монголо-татарских войск на Русь. Этотпериод считается самым коротким, но и самым ярким.

     Следующий период, конецXIV в. и первая половина XV в., это период патриотического подъема влитературе, период летописания и исторического повествования. Этот вексовпадает с экономическим и культурным возрождением Русской земли перед и послеКуликовской битвы 1380г. В середине XV в. в литературе появляются новыеявления: переводная литература, возникают “Повесть о Дракуле”, “Повесть оБасарге”. Все эти периоды, с XIII в. по XV в. можно объединить в один период иопределить как период феодальной раздробленности и объединение Северо –Восточной  Руси. Так как литература второго периода  начинается с захватаКрестоносцами (1204 г.) Константинополя, и когда основная роль Киева ужезакончилась и из единой древнерусской народности складывается три братскихнарода: русский, украинский и белорусский.

     Третий период – это периодлитературы Русского централизованного государства XIV – XVII вв. Когдагосударство играет активную роль в международных отношениях своего времени, атакже отражает дальнейший рост Русского централизованного государства. И с XVIIв. начинается новый период русской истории. [6.186].

                     Глава 2. Героическиестраницы древнерусской литературы.

                     2.1Русская письменность и литература, образование школ.

    

     Письменность в ДревнейРуси  возникла за долго до христианства и поэтому появление письменности немогло быть результатом заимствования извне. С появлением государственности иразвитием торговли потребовалась письменность. Некоторое время славянеиспользовали греческий алфавит. Происхождение славянской азбуки связана сбратьями Кириллом и Мефодием (около 815-885 г). Славянская письменность имеладва алфавита: глаголицу и кириллицу.  Наука предполагает, что сначала Кирилломбыла создана глаголица,  “глаголить” — говорить. Позднее элементы глаголицы игреческого алфавита составили новую азбуку – кириллицу.  Кирилл и Мефодий переводилис греческого на славянский язык многие книги, некоторые сохранившиеся говорят опочтительном отношении к грамоте и книжности. Но не только книжники на Русиобладали грамотой. К сожалению, древнерусских книг сохранилось слишком мало  (водних книгах указано 130 в других 150), поскольку многочисленные пожары,гибельные нашествия, владычество Орды, небрежное хранение уничтожилизначительные библиотеки. Даже малая доля сохранившегося позволяет  представитьсебе содержимое библиотек. Самым древним считается Остромирово евангелие1056-1057 гг., написанное дьяконом Григорием для ежедневного чтения, начиная сПасхи. Составлялись различные “Изборники”, в которых содержались мудрыеразмышления на все случаи жизни не только религиозного, но и советского содержания.Особенности литературы Древней Руси было в  соединении  произведенийрелигиозного, исторического, военного, поучительного содержания. Ранняярусская  литература имела одну важную отличительную черту: она была не простоповествовательной, а поучающей. Интересно “Поучение” Владимира Мономаха,обращенное к князьям и детям своим. От изложения принципов он переходит кописанию собственной жизни как образца для подражания. В  “Поучении”говориться, что с 13 лет Владимир трудился, бывал в походах, всего перечислено69 походов. Главное место в “Поучении” отводится моральным качествам правителя,он должен быть милосердным, верным в своих клятвах.

     В результате расширенияэкономических и политических связей Древней Руси  с Западом и Востоком вдревнерусской литературе возникает жанр – описание путешествий. В древнерусскойлитературе существовал жанр записок путешественника, например “Житие и хождениеДанила, руськыя земли игумена”. Автор описывает природу Палестины, устои иобычаи Иерусалима, вставляет в повествование легенды и сказания, излагает своидумы о земли русской. “Хождение за три моря” Афанасия Никитина XV век первое вевропейской литературе описание Индии, сделанное с большей наблюдательностью.

     После Куликовской битвы1380 г. начинается национальный подъём, новое отношение к человеку, вера вразум. Начинается этап – жития святых в произведениях Епифания Премудрого,изображающего сложное разнообразие человеческих чувств, психологическиепобуждения и переживания. Иван Пересветов выдвигает принцип равенства всехперед лицом государя – против неравенства по рождению.

     Христианизация Руси даламощный толчок дальнейшему  развитию письменности и грамотности. Первыеграмотеи, переписчики формировались в школах,  которые открывались при церквях,а позднее при монастырях. Cуществовали не только школы для мальчиков, но была ишкола для девиц в Киеве при Андреевском монастыре, где девиц обучали письму иженским ремеслам. С древних времён школы на Руси  были духовными – дляподготовки священнослужителей, где обучали не только чтению, письму ибогословию, но и изучали грамматику и риторику. Грамотность была распространенав городской среде, в кругу богатых. Грамоте учили не только мальчиков, но идевочек.

     Христианская литературазнакомила русских людей с новыми нормами морали и нравственности, расширялаумственный кругозор и сообщала многие сведения исторического, географическогохарактера.

            2.2. Летописание  иисторические повести.

     Источником познания нашей истории является – летопись. Она появиласьна Руси вскоре после введения христианства. Летопись – погодное описаниесобытий происходивших на Руси в течение нескольких веков. [4.35.]

      Почётное место в летописной литературе занимают исторические труды.Первые летописные записи относятся к IX веку, это краткие записи в одну-двестроки. Постепенно летописи становятся подробными. Благодаря историкамШахматову и Насонову удалось восстановить интересную историю летописного дела.

     Первая летопись быласоставлена в X веке. Она была призвана отразить историю Руси со временипоявления династии Рюриковичей и до правления Владимира. Учёные считают что, допоявления летописи существовали отдельные записи: устные рассказы и церковные.Это истории о Кие, о походах русских войск против Византии, о путешествияхОльги в Константинополь, об убийствах Бориса и Глеба, былины, проповеди, песни,жития святых. К первой летописи можно отнести “Поучение детям” ВладимираМономаха. Вторая летопись была создана Ярославом Мудрым. Появление собственных литературныхпроизведений на Руси относится ко времени княжения Ярослава Мудрого. В этовремя на Руси складываются даже новые виды литературных произведений, которыхне знали ни Болгария, ни Византия. Следующий свод был написан  Иларионом,который писал его под именем Никона.

     Древнейшая издошедших до нас летописей – “Повести временных лет”. Она была составлена наоснове предшествующих ей летописей, в начале XII века монахом Киево-Печерскогомонастыря Нестором. Неправильно представлять себе русского летописца стариком –отшельником, как пушкинский Пимен, записывающим из года в год только тесобытия, современником которых он был. В “Повести временных лет” рассказывалосьо происхождении и расселении славян, о древнейшей истории восточнославянскихплемён. О первых киевских князьях, об истории Древнерусского государства доначала XII века.

     Происхождение Руси  Несторрисует на фоне развития всей мировой истории. Русь – это один из европейскихнародов. Используя предыдущие своды, летописец развертывает широкую панорамуисторических событий. Целая галерея исторических деятелей проходит на страницахНесторовой летописи – князья, бояре, купцы,  посадники, церковные служители. Онрассказывает о военных походах, об открытии школ, об организации монастырей. Несторпостоянно касается жизни народа, его настроений. На страницах летописи мыпрочитаем о восстаниях, убийствах князей. Но автор все это описывает спокойно истарается быть объективным. Убийство, предательство и обман Нестор осуждает,честность, смелость, мужества, верность, благородство он превозносит. ИменноНестору “Повести временных лет” обязана своим широким историческим кругозором.Именно Нестор укрепляет, совершенствует версию о происхождении русскойкняжеской династии. Главная ее цель состояла в том, чтобы показать Русскую землю в ряду других держав, доказать, что русский народ – не без роду иплемени, а имеет свою историю, которой вправе гордиться.[3.323.]

     Издалека ведёт свойрассказ Нестор, с самого библейского потопа, после которого земля былараспределена между сыновьями Ноя. Автор рассказывает о славянских племенах, ихобычаях и нравах, о взятии Олегом Царьграда, об основании Киева тремя братьямиКием, Щеком, Хоривом, походе Святослава на Византию и прочих событиях, какреальных, так и легендарных. Он включает в свою “Повесть” поучения, записиустных рассказов, документы, договора, притчи и жития.

     Летописное повествованиеНестора отражает особенности летописей вообще, описывая события, выражал своёотношение к ним. Меняются летописцы — меняются и оценки. Одни авторы делаютглавный акцент на крещение Руси, другие – на борьбе с враждебными племенами,третьи – на военных походах и деяниях князей. [8.499.]

     Но ведущей темойбольшинства летописей становится идея единства Руси.

     В “Повести временных лет”можно выделить два типа повествования – погодные записи и летописные рассказы.Погодные записи содержат сообщения о событиях, а летописные рассказы описываютих. В рассказе автор стремится изобразить событие, привести конкретные детали,то есть пытается помочь читателю представить происходящее и вызывает читателяна сопереживание.

     Русь распалась намножество княжеств и у каждого появились свои летописные своды. В каждом из нихотражались особенности истории своего края, и писалось только о своих князьях.“Повести временных лет” являлось частью местных летописных сводов, которыепродолжали традицию русского летописания. “Повести временных лет” определяетместо русского народа среди народов мира, рисует происхождение славянской письменности,образование русского государства. Нестор перечисляет народы, платящие даньрусачам, показывает, что народы, которые угнетали славян, исчезли, а славянеостались и вершат судьбами своих соседей. [10.100.].

     “Повесть временных лет”,написанная в расцвет Киевской Руси, стала основным трудом по истории.

     Древнерусские писатели илетописцы поднимали в своих сочинениях важнейшие политические проблемы, а нетолько рассказывали о событиях, прославляли героизм. Центральной проблемой былостремление объединить все русские княжества в совместной борьбе противиноземного вторжения.

     Умирая Ярослав Мудрыйзавещал своим сыновьям хранить единство Русской  земли. В “Повести временныхлет” от имени Владимира Мономаха летописец обращается к другим князьям спросьбой прекратить междоусобицы, “то ещё большее зло встанет среди нас, иначнёт брат брата убивать, и погибнет” земля Русская, и враги наши половцы,придя, захватят землю русскую.  [10. 10.]

       Той же теме – обличениюкняжеского несогласия посвящено и “Слова о полку Игореве”, написанное в 1185году в Киеве.  Суть поэмы – призыв русских князей к единению как раз переднашествием монгольского полчица. Именно разобщённость русских князей  сыгралароковую роль в годы нашествия монголо-татар. [8. 324].

     “Слово”– это памятниклитературы. Поэма не только взволнованный призыв  к единению Русской земли, нетолько рассказ о мужестве русского  народа, не только плачь о погибших, этоещё размышления о месте Руси в мировой истории, и связи Руси с другими народами.

     “Слово” написано в связи сразгромом войск северского князя Игоря половецким ханом Кончаком в 1185 году.

     Игорь, Всеволод, Святослав– все они доблестные воины, но личная смелость в бою не показатель патриотизма.Своим необдуманным походом Игорь нанёс большой вред своему делу и соседнимкняжествам. Автор “Слова” любуется и осуждает своего героя, он мирится сраздробленностью Руси, так как время для создания централизованного государстваещё не наступило. [10.12] Автор “Слова”  мечтает о том времени, когда за землюРусскую совместно выступят все русские князья, и защитят землю Русскую, онсмело требует от князей согласованных действий против врагов Руси. Авторговорит как равный со всеми, требует, а не молит. Надо было быть очень смелым человеком,чтобы выступать так. В требовательном обращении автора к русским князьям естьчто-то предвещающее властное обращения к царям Пушкина, Радищева, Лермонтова,Рылеева и других русских писателей нового времени. Русские писатели осознавалисебя независимыми, ответственными только перед народом.

     Главным героемпроизведения является Русская земля, автор поднимает её до необычайногомастерства. Образ родины создан с чувством страстной любви к ней.

     Но как бы ни заслуживалосуждения поход Игоря, сам герой остаётся воплощением княжеских доблестей.Игорь мужествен, но он пренебрегает предзнаменованием-затмнением солнца.Действие “Слова”  разворачивается от Новгорода Великого до Карпат. Чем ширеохватывает автор Русскую землю, тем жизненнее становится ее образ, где оживаютреки, наделяются разумом птицы и звери. Ощущение пространства и простора,постоянно присутствует. Автор “Слова” находился под  сильным влиянием устнойпоэтической культуры и народного языческого миросозерцания. Фольклорныеэлементы слиты с литературными. Это особенно чётко видно в “словах” и “плачах”(плач Ярославны, плач матери Ростислава, плач русских жён).

     Созданное произведение “незатерялось, — по выражению Орлова, — на границе дикого поля”. [9.126.] Во всеэпохи “Слово” было живым явлением русской литературы.

     Мы не знаем, кто написал“Слова” но безымянный автор был человеком с широким историческим кругозором,хорошо разбирался в сложных ситуациях своего времени, патриот, знатокдревнерусской книжности, талантливый писатель, хорошо знающий устное народноетворчество. Это произведение составляет славу литературы.

     Сила любви к родине, кРусской земле, покоряет нас читателей “Слова”. Наполняет горем наше сердце приописании поражения русского войска и гордостью за свою родину при описании силыи смелости воинов. Вот почему значение “Слова” так возросло в наше время, вотпочему оно находит отклик в сердцах всех людей.

     После всего сказанногопопытаюсь сделать некоторые выводы развития русской литературы XI- XIII века.

      Благодаря переписке ипереводов Русь узнала многие жанры, библейские и богослужебные книги. На Русистали известны памятники византийской хронографии, естественнонаучнойлитературы. В первые века русская литература не только училась, но и творилановые культурные и исторические ценности. В XI – XII веке на Руси появляютсясвои образцы торжественных слов и церковных поучений, свои жития, хроники илетописи. “Повести временных лет” самобытна и по форме, и по характеру, и постилю. К началу XIII века древнерусская литература стала зрелой, в каждом изжанров были созданы оригинальные произведения. В активе русской литературы былитакие известные сейчас как “Поучение” Владимира Мономаха, и “Слова о полкуИгореве”, “Повести временных лет”.

    

                                  Глава3. Мир  древнерусской литературы.

     “Всякая литература создаётсвой мир, воплощающий мир представлений современного ей общества”, — пишетакадемик Д.С. Лихачёв. Характеризуя литературу Древней Руси, он пишет: “Чувствозначительности происходящего, значительности всего временного, значительностиистории человеческого бытия не покидало древнерусского человека ни в жизни, нив искусстве, ни в литературе”.[3.213.]

     Литература была средствомпознания мироустройства и средством воспитания человеческого духа.Древнерусский писатель не признавал вымысла. Даже повествуя о чудесах илидалёких диковинных землях и населявших их фантастических существах, он былуверен, что пишет о действительно существовавшем. Древнерусскому писателюказалось, что он в совершенстве знает его историю. Писатель предполагал, чтовеличайшие события уже в прошлом: в прошлом рождение, жизнь, смерть ивоскресение Христа, в прошлом времена деятелей богословов.

     Если поддержать эту точкузрения, то может показаться, что литература обречена на повторение. Ошибочнотакже думать о неграмотности литературы Древней Руси. Но это не так.Грамотность в Древней Руси было распространена гораздо шире, чем предполагалидо сих пор, до находок берестяных грамот. О грамотности нам говорят исохранившиеся древнерусские книги. До нас дошли лишь ничтожные остатки откнижного богатства Древней Руси. Большая часть книг погибла. Огромный урон былнанесён книгам во время московского пожара 1812 года. Вспомним пожар в которомсгорели собрания  А.И. Мусина-Пушкина, владельца списка “Слова о полкуИгореве”. И тем не менее в библиотеках и архивах хранится несколько десятоксотен  рукописных книг. Уже это свидетельствует о высоком уровне книжнойкультуры.

     Система жанров в ДревнейРуси находилась в зависимости от нужд церкви вплоть до XVII века, заисключением летописей, за исключением “Поучения” Владимира Мономаха, “Слова ополку Игореве”, за исключением “Моления Даниила Заточника”, весь остальнойзапас книг имеет узкокультовое назначение.

     Древнерусские книжники неограничивались чтением и перепиской хроник, они создавали своитексты-хронографы. Особенно важное место в ряду отечественных памятниковисториографии занимает “Русский хронограф”, составленный в начале XVI века. Онохватывает всемирную историю от “сотворения мира” до 1453 г. – года завоеваниятурками Константинополя. Уже с XII века на Руси  известна “ХронографическаяАлександрия” — это обширное повествование о жизни и походах АлександраМакедонского. Об истории Греции мы узнаём их “История разрушения Трои”. Этипроизведения также входили  в “Русский хронограф”.

     Кроме историческойлитературы существовал еще и жанр – жития святых. Жития служили как бы ещёодним видом историографической литературы, к которой древнерусский читательпитал особое пристрастие. При чтении которых, читатель убеждён, что всёописанное – происходило в действительности. Русские жития представляли собойнародные легенды, герои, которых отличались не праведностью, а лишьнесчастливой судьбой, которая вызывала сочувствия. В переводных житияхпостоянно упоминается о далёких странах, о Риме, об Александрии. Такие житиярасширяли и расширяют сейчас географический кругозор читателя. Переводные житиябыли построены по сюжетным романов-приключений. Пример: “ЖитиеЕвстафия-Плакиды”, основной частью жития является рассказ об удивительной,полной неожиданностей судьбе Евстафия.

    В заключении делаю выводгде скажу лишь о том, что: древнерусская литература была разнообразна пожанровому составу и богата памятниками, их число составляет десятки тысячназваний. Произведения отвечали самым различным запросам читателей:удовлетворяли интерес к философским и богословским вопросам, к истории далёкихвремён и разных народов.

     Очень жаль, что намизвестно слишком мало древнерусских писателей. И хотя мы произносим именаИлариона, Нестора, Кирилла Туровского, Епифания Премудрого, Ермолая  Еразма,Симеона Полоцкого, Аввакума, перечень древнерусских писателей действительноочень мал. Но есть и такие произведения как: “Слова о полку Игореве”, “Сказанияо Мамаевом побоище”, “Казанской истории”, где авторов мы не знаем совсем.Анонимность памятников – это традиция древнерусской литературы, с ней нужно намсмириться.

     Литература Древней Русибогата и величественна. Величие её в напряжённости идейных поисков и широтеинтересов, в разнообразии и многочисленности памятников, в неоценимых заслугахогромной армии древнерусских книжников – писателей, летописцев, благодарякоторым история нашего народа и душа народная, дошли до нас потомков.

                                               Заключение.

     Значение древнерусскойлитературы состоит в том, что она помогает понять достижения великой русскойлитературы. В древнерусской литературе находятся источники гражданственности иидейности нового времени.

     Древнерусская литературапередала русской литературе свою высокую идейность, свой опыт, богатство языка.

     В древнерусской литературеесть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такиепроизведения как: “Повести временных лет”, — первая русская летопись, “ПоучениеВладимира Мономаха”, “Слова о полку Игореве”, “Хождение за три моря АфанасияНикитина”, и другие. Эти произведения показывают всё лучшее, что создаларусская литература за первые семь веков своего существования.

     Летопись – внушаетубеждения святости власти, она становилась школой патриотизма, школой правды.

     Древнерусская литература –это часть истории страны, она всегда была занята общественными проблемамисвоего времени. Древнерусская литература XI — XII веков была связана свизантийской и болгарской литературой.

     Жанры литературы связаны сцерковной, фольклором, жанрами, которые воспевают любовь к родине. То естьлитература XI — XII веков на Руси находилась в процессе жанрообразования(“Поучение”, “Моление”, “Слова о полку Игореве”).

     Познание древнерусскойлитературы продолжается. Это и правильно. Приобщиться к литературе Руси тоговремени счастье и радость. Всё это не может нас оставить равнодушными к историикультуры нашей Родины. Литература Древней Руси – это зеркало славы нашихпредков, воинов, строителей, философов, политологов, художников слова икнижного дела.  

     Я считаю, чтоДревнерусская литература является хорошим явлением культуры нашего дня.

     Изучение древнерусскойлитературы, памятников древнего искусства является важным делом. Памятникипрошлого должны служить будущему. Лучшие произведения культуры продолжаютучаствовать в нашей жизни. Мы изучаем древнерусскую литературу, продолжаемчитать, расширяем свой кругозор. Правда, не всегда должным образом относимся ккультуре Древней Руси. Но я думаю, что развитие русской литературы X – XIIIввдолжно вестись в интересах современности. Вся литература Руси обращена кбудущему, к нам, она пронизана заботой о будущим.

                                        Литература.

1.   Быстрова А. Мир культуры (основы культурологии).Учебное пособие М.:                      ЮКЭА, 2000г. 686с.

2.   Водорезов Н. История древней русской литературы.Учебник для студентов. М.: Просвещение, 1972г. 383с.

3.   Гриненко Г. Хрестоматия по истории мировой культуры.М.: Юрайт, 1998г. 669с.

4.   Дмитриев Л., Лихачёв Д. История русской литературы Х–Х11 веков. – М.: Просвещение, 1980г. 461с.

5.   Емохонова Л. Мировая художественная культура. Учебноепособие. М.: Академия, 1994г. 448с.

6.   Карпушина С., Карпушин В. История мировой культуры.Учебник для вузов. М.: “Nota bene”, 1998г. 536с.

7.   Кондалов И. Введение в историю русской культуры.Учебное пособие. М.: Аспект Пресс,1997г. 687с.

8.   Мячин А. Мир русской культуры. Энциклопедическийсправочник. М.: Вече 2000г. 624с.

9.   Смелкова З. Литература как вид искусства. М.: Флинте,Наука, 1997г. 280с.

10.      Творогов О. Древнерусскаялитература и её роль. Ленинград, 1985г. 126с.

11.      Шаталов С. Литература видискусства. М.: Знание, 1981г. 160с.

                                              

    

         

www.ronl.ru

Реферат Древнерусская литература 4

Древнерусская литература

Появлению письменной литературы на Руси предшествовало развитие фольклора. Песни, былины, пословицы, сказки, плачи-причеты, загадки и легенды долго жили в народной памяти, Особо следует сказать о таком эпическом жанре, как героический былинный эпос. В настоящее время известно более 3000 древнерусских былин. И это только часть, которая смогла сохраниться в устной традиции.Огромный импульс развитие культуры получило с появлением письменности. Создание упорядоченной славянской азбуки во второй половине IX в. связывается с именами болгарских монахов братьев Кирилла и Мефодия. У восточных славян по данным археологических источников задолго до этого в разных районах были свои письменные знаки. Русское письмо прошло сложный путь от рисунка, изображавшего образ, к звуковому письму. На Руси официальным алфавитом стала кириллица, вытеснившая более ранний алфавит - глаголицу.После принятия христианства на Руси появилось большое количество переводной литературы, которая охватывала самые различные вопросы, начиная с церковно-богословских и кончая естественнонаучными и историческими.Первые произведения русской религиозной литературы создавались под большим влиянием соответствующих жанров византийской письменности. Так возникло старейшее произведение русской оригинальной литературы «Поучение к братии» новгородского епископа Луки, написанное в середине XI в. К заимствованному жанру ораторских произведений относится «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, которое также было написано в середине XI столетия. Основной темой «Слова» стала идея равноправия между народами и право русской церкви на самостоятельность.Под воздействием византийской агиографии стали появляться жития русских святых. Первыми отечественными святыми стали Борис и Глеб - сыновья князя Владимира, убитые их братом Святополком. «Житие Бориса и Глеба» оказало значительное влияние на развитие агиографии на Руси. В это время было написано и «Житие Феодосия Печерского».В Древней Руси появились и первые записки русских путешественников. Не позднее 1113 г. было написано «Хождение Даниила» - игумена одного из черниговских монастырей, совершившего с группой паломников путешествие в Палестину.Особо следует остановиться на таком оригинальном жанре древнерусской литературы, как летописи. Он возник в XI в. и развивался вплоть до XVII столетия. Летопись - это историческое повествование, разделенное по годам. Первым крупным историческим сочинением был свод разных сведений, созданный в 997 г. Летописные записи велись в Киеве, Новгороде, Полоцке и других центрах Руси. Многие из них в начале XII в. вошли в летописный свод «Повесть временных лет», который стал основным трудом истории Руси. Ее автор - монах Киевского Печерского монастыря Нестор.Большинство литературных произведений XI-XII вв. в оригинале до нас не дошли. Некоторые из них сохранились случайно, войдя в другие произведения, дошедшие до наших дней. Примером тому может служить «Поучение Владимира Мономаха», вошедшее в «Повесть временных лет».Со второй половины XII в. в развитии древнерусской литературы начинается новый этап. В период раздробленности увеличивается количество центров летописания, которое приобрело локальный характер.Шедевром древнерусской литературы, ее жемчужиной является «Слово о полку Игореве». Это поэтическое произведение, написанное прозой. Это первое на Руси сочинение художественной литературы. В нем повествуется о неудачном походе князей во главе с новгород-северским князем Игорем Святославовичем против половцев в 1185 г. Этот поход стал для автора поводом к размышлению о судьбах Русской земли.При всей своей первоначальной зависимости от Византии древнерусская литература довольно быстро стала самостоятельным явлением в культуре. Она взяла на себя все функции, как светские, так и духовные по воспитанию соотечественников. Разнообразие заимствованных жанров быстро приняло собственные неповторимые формы. Древнерусская литература обладала особым историзмом, поскольку представляла мир в целом, даже при описании конкретного сюжета. Она охватывала все временные и пространственные представления и образы древнерусского писателя и читателя.

Отечественная литература XIV-XVII вв.

Менее других сфер культуры от монголо-татарского нашествия пострадала литература. Она в это время была представлена произведениями, посвященными трагическим событиям отечественной истории - «Слово о погибели Русской земли», «Сказание о граде Китеже», «Повесть о разорении Рязани Батыем». В устном народном творчестве сложился новый жанр - исторической песни, в которой в отличие от былин, герои и события были конкретными, взятыми из реальности: «Песня об Авдотье-Рязаночке», «Песня о Щелкане Дудентьевиче».Подъем русской литературы наблюдается на рубеже XIV- XV вв. Куликовская битва вызвала появление посвященных ей произведений. Наиболее совершенное из них «Задонщина» - поэтическое прославление победы «За Доном» - и «Сказание о Мамаевом побоище».Весьма распространенным литературным жанром на Руси стали жития святых. Наиболее знаменитое среди них «Житие Сергия Радонежского», а также «Житие Стефана Пермского», написанные монахом Епифаном Премудрым. С течением времени агиографический жанр начинает претерпевать изменения.В первой половине XVI в. выдающимся писателем Ермолаем Еразмом была написана «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Повесть создавалась в связи с канонизацией новых муромских чудотворцев. Фольклорная основа произведения сделала его весьма далеким от настоящей агиографии. Трансформация житийного жанра привела от повести-жития к биографической повести. Таковым уже является «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Автор в корне сломал традиции житийного жанра.В XVI в. появился новый светский жанр литературы - остросюжетная повесть. Примером может служить «Повесть о купце Дмитрии Басарге и сыне его Борзомысле». Помимо занимательного сюжета в этом произведении заметно отразилось влияние общественно-политических идей и взглядов укреплявшегося русского купечества.Следует особо остановиться на таком замечательном литературном памятнике XVI в., как «Домострой». Его автор - наставник Ивана Грозного протопоп Благовещенского собора Сильвестр показывает нормативные отношения в семье, которая предстает маленькой моделью государственного устройства.В центре внимания русских писателей XVI в. стояли поступки человека, внешние события его жизни, то теперь все большее отражение стали находить его психологические побуждения и переживания.Еще больший интерес к человеку свойственен литературе XVII в. Осознание ценности личности вне ее положения в обществе было вызвано выдвижением национальных героев из народной среды в годы смутного времени. Появляются новые светские жанры литературы. Это в первую очередь бытовые повести и демократическая сатира: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о куре и лисице».Среди новых журналов, появившихся в XVII столетии особо следует отметить драматургию. Основоположником русской драматургии выступил Симеон Полоцкий, пьесы которого «Комедия притч о блудном сыне» и «Трагедия о Навуходоносоре царе» поднимали важные нравственные, политические и философские проблемы.С именем Симеона Полоцкого связано рождение и русской рифмованной поэзии. До этого на Руси существовала развитая система стихосложения, но она практически не имела рифмы. Полоцкий заимствовал польское силлабическое или слоговое стихосложение, для которого обязательна концевая рифма. Им были написаны «Букварь», «Рифмованная псалтырь» и два больших сборника «Рифмологион» и «Ветроград многоцветный». Говоря о литературе необходимо отметить и такое важное достижение, как начало книгопечатания на Руси. В 1564 г. Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславич издали на Печатном дворе первую книгу с выходными данными - «Апостол». Книгопечатание не только расширило круг читателей, но и во многом способствовало развитию литературы как самостоятельной отрасли культуры.В XVII в. светская литература стала заметным явлением русской культуры. Литература медленно освобождалась от средневековых традиций. Религиозное мировоззрение было потеснено более рационалистическим видением действительности. Произошла значительная жанровая дифференциация.

Искусство средневековой Руси

Ущерб, который был нанесен отечественному искусству монголо-татарским нашествием, был колоссальным.Следует отметить, что возрождение через полвека каменное строительство на Руси в основном сосредотачивалось в двух районах. Это северо-западные земли Новгорода и Пскова, а также Москва и Тверь во Владимирском княжестве.Важно отметить, что в развитии отечественной архитектуры в рассматриваемый период особая роль принадлежала Москве. Оживление градостроительства здесь началось еще до Куликовской битвы. В 1366 г. начали строить белокаменный Кремль. В 1379 г. в Коломне возведен самый большой в то время на Руси собор Успения.С превращением Москвы в политическую и религиозную столицу, связано стремление поднять художественный и технический уровень строительства. В Москву приглашаются итальянские мастера, которые познакомили русских зодчих с архитектурно-строительной техникой итальянского Возрождения. К концу XV в. Кремль, построенный при Дмитрии Донском, устарел. Для возведения нового были приглашены итальянцы Пьетро Антонио Солари и другие мастера.Итальянские мастера соединяли наиболее характерные древнерусские формы с ренессансным пониманием архитектурного пространства и создавали оригинальные произведения, поражавшие современников. Таковым стал Успенский собор Кремля, построенный под руководством Аристотеля Фиораванти, Итальянец Алевиз Новый создал усыпальницу московских князей Архангельский собор, отделав его наподобие двухэтажного палаццо в духе итальянского Возрождения. Архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари была построена знаменитая Грановитая палата, ставшая частью великокняжеского дворца.В первой половине XVI в. идет складывание новой национальной архитектуры. Русские зодчие осуществили задачу перенесения в каменное строительство наиболее национального в своем типе - шатрового храма. Наиболее известными такими храмами являются церковь Вознесения в Коломенском и Покровский собор на Красной площади, известный и как храм Василия Блаженного.Во второй половине XVI в. в культовом строительстве появилась консервативная тенденция, сдерживавшая творческие начала отечественного зодчества. Это связано с решениями Стоглавого собора, строго регламентировавшего в 1551 г. культовое зодчество и объявившего каноническим образцом Успенский собор московского Кремля. В XVII в. усложняются архитектурные формы, усиливается их праздничное богатство. Современники назвали новый тип архитектуры «дивным узорочьем». Тяга к нарядности сказались в надстройке башен московского Кремля шатровыми верхами. Зодчие Огурцов и Галовей возвели знаменитый шатер над Спасской башней.В 90-е годы XVII в. в русской архитектуре утвердился новый стиль, условно именуемый «нарышкинским» или «московским барокко». Его главные композиционные принципы - ярусность, центричность, симметрия и равновесие масс. Большинство храмов этого типа построено для бояр Нарышкиных. Их сходство с западноевропейским барокко чисто внешнее. Декоративное убранство этих храмов выглядело очень выразительно на красном фоне кирпичных стен. Ярким образцом этого стиля можно назвать церковь Покрова в Филях.Говоря об изобразительном искусстве, следует отметить, что оно развивалось в целом на традициях древнерусской живописи. В связи с нашествием и ордынским игом центры отечественной живописи переместились в северные земли. Разобщенность русских княжеств сказалась в XIII-XIV вв. на усилении местных особенностей в изобразительном искусстве. Оформляются новгородская, псковская, ростовская, тверская, вологодская и московская школа живописи. Прерванные отношения с Византией обусловили определенный отход от греческих канонов иконописи. Появляются изображения святых на красном фоне, усиливается яркость красок, орнаментальность, идущие от самобытного народного искусства.Период XV-первой половины XVI в. называют «золотым веком» русской живописи, вошедшим своими шедеврами в историю мировой культуры. Начало этого периода связано с творчеством выходца из Византии Феофана Грека. Ему принадлежит живопись церкви Спаса в Новгороде, в Москве - церкви Рождества Богородицы и Архангельского собора Кремля. Шедеврами Феофана Грека считаются иконы «Спас», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча» в московском Благовещенском соборе.В росписи Благовещенского собора вместе с Феофаном Греком принимал участие другой выдающийся художник Руси - Андрей Рублев. Самое совершенное из известных произведений Рублева икона «Троица», в которой автор воплотил идеал нравственного совершенства. Крупнейшим мастером рублевского направления на рубеже XV-XVI вв. был Дионисий. Дионисий в своих работах пытался ответить на новые эстетические запросы. Работая над иконой «Митрополит Алексий», он пытался изображать святых как живых людей. Дионисий создал, хотя и идеализированный, но живой портрет конкретного человека. Влияние этого художника сказалось на всем искусстве XVI в.В середине XVI столетия усиливается церковная регламентация и в живописи. Решения Стоглавого собора требовали от иконописцев писать в соответствии с греческими канонами. Было канонизировано и художественное наследие Андрея Рублева.Рассматривая живопись XVII в., следует выделить два периода. Первая половина столетия ознаменовалась борьбой двух направлений в живописи. Первое, «годуновская школа», тяготело к монументальным традициям прошлого и было попыткой строгого следования древнему канону. Другое направление, «строгановская школа», явилось более свежей струей в живописи. Работы этой школы несли в себе усиленное эстетическое начало. Для них характерны виртуозный рисунок, тщательная детализация, многофигурность композиции, насыщенная орнаментация, полихромовый колорит. Наиболее выдающимся мастером этой школы был Прокопий Чирин, иконам которого свойственны мягкость колорита, пластичность и изящность вытянутых фигур.

Иной характер носит живопись Андрея Рублева (ок. 1360-1430). Великолепный колорист, Андрей Рублев создавал умиротворенные композиции. В годы кровавых феодальных междоусобиц, вражеских набегов он отразил в живописи народную мечту о мире, спокойствии, благополучии, человеческой близости. Эти черты особенно ярко проявились в самом знаменитом произведении, созданном им совместно с учениками, — «Троице». На иконе изображены три прекрасных юноши, ведущие неторопливую, дружескую и вместе с тем печальную беседу. Андрей Рублев работал и в области книжной миниатюры; во времена, когда искусство было большей частью безымянным, он оставил после себя прочную память. Даже в середине XVI в. в одном из завещаний среди множества икон без указания авторов особо выделяется образ «Ондреева письма Рублева». Традиции Андрея Рублева продолжались в живописи второй поло- вины XV-XVI в. Особенно выделяются фресковые росписи Дионисия (лучше всего они сохранились в Ферапонтовом монастыре в Белозер-ском крае), не только своеобразные по композиции, но и с неповторимо нежным колоритом. Искусство иконописания сохранило для нас не только имя Дионисия; но и имена Прохора с Городца, Даниила Черного, Прокопия Чирина, Истомы Савина, Симона Ушакова. Об их уровне иконописания грек, диакон Павел Алепский, побывавший в 1666 г. в России, писал: «Иконописцы в этом городе не имеют себе подобных на лице земли по своему искусству, тонкости письма и навыку в мастерстве… Жаль, что люди с такими руками тленны». Во второй половине XVI в. в живописи появляются уже и портретные изображения с чертами реального сходства. Достижения искусства средневековой Руси вошли в. плоть и кровь русской культуры XVIII-XIX вв.

Определенное своеобразие имеет и русская литература, возникшая еще в Х в. Официальное принятие христианства древнерусским государством потребовало не только множества переводных богослужебных и просветительских книг, но и составления, собственных, русских сочинений. Из памятников гражданской литературы до нас дошло так называемое «Поучение Владимира Мономаха», обращенное к детям князя. Литературный прием обращения отца к детям был широко распространен в средневековой литературе, нет ни одной страны на Западе и на Востоке, где бы не было такого рода произведения. Разные по содержанию и окраске, они имели одну цель — дать наставления детям. Таков труд византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей». «Наставления» французского короля Людовика Святого, поучение англосаксонского короля Альфреда и др. Но «Поучение» Владимира Мономаха выделяется среди них своей целенаправленностью и высокой художественностью. Исходя из собственного опыта, Мономах четко формулирует основные жизненные принципы. Он не ограничивается простым призывом сыновей к единству и прекращению усобиц, а обращает внимание и на образ самого князя, который в его представлении должен быть мужественным и смелым, деятельным и неутомимым правителем Русской земли. Князь должен проявлять заботу о смерде, челяди, «вдовицах», не давать сильным погубить человека. Дав крестное целование, нужно блюсти его, чтобы «не погубить души своей». Нужно заботиться о хозяйстве, рано вставать, поздно ложиться, не лениться, быть всегда готовым к походу. Князь должен думать о распространении славы Русской земли, чтить «гостя, откуда бы он к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол… ибо они по пути прославят… по всем землям…» Существенно то, что Мономах стремится убедить детей своим собственным примером. В «Поучении» отразилось глубокая тревога за дальнейшую судьбу родины, стремление предупредить потомков, дать им советы чтобы предотвратить политический распад Древнерусского государства

bukvasha.ru

Доклад - Слово о полку Игореве - величайший памятник древнерусской литературы

«Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы

В 80-х годах XII в. неизвестный нам автор создал величайшее произведение древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве». Открытие и публикация в 1800 г. «Слова» сыграли важную роль в развитии всей русской литературы. Это произведение обозначило исторические дали отечественной художественной культуры, показало, что наша словесность является одной из древнейших в Европе, что произведения древнерусских писателей находятся в ряду виднейших памятников мировой литературы. Интересы развивающегося древнерусского государства требовали создания собственных, оригинальных произведений и новых жанров. Литература была призвана воспитывать чувство патриотизма, утверждать историческое и политическое единство русского народа и единство русских князей, обличать распри и междоусобицы. Многими чертами «Слово» связано с литературными традициями своего времени, но, как произведение гениальное, оно отличается целым рядом черт, присущих только ему: оригинальностью переработки эпических приемов, богатством языка, утонченностью ритмического построения текста, народностью самой своей сути и творческим переосмыслением приемов устного народного творчества, особой лиричностью. Летописи тех времен не блистали изяществом литературного языка. В них он был сух, документален, но ведь летописец и должен был рассказывать только то, что видел, без всяких искажений и прикрас — это было главное правило написания летописей. «Слово» ни на шаг не отступает от этого правила, наоборот, в нем события изложены правдивее, чем в других «свидетельствах истории». Безымянный автор сам указывает на то, что он не будет петь незаслуженную хвалу, как это делал Боян, знаменитый сказитель тех времен, да и как можно восхвалять, ведь поход, о котором идет речь, окончился неудачей! Конкретная тема, которой посвящено «Слово о полку Игореве», — неудачный поход в 1185 г. в половецкую степь новгород-северского князя Игоря Святославича. Но автор озабочен судьбой Русской земли, он вспоминает о событиях далекого прошлого и современности, и истинный герой его произведения не Игорь, не великий князь киевский Святослав Всеволодович, которому в «Слове» уделяется немало внимания, а русский народ, Русская земля. Именно эта любовь к родине, к русским людям до предела усилила чувства автора, сделала их сложными, обострила его слух, зрение, его поэтическое воображение. Именно она, любовь к родине, явилась вдохновительницей и определила выбор художественных средств в «Слове», усилила наблюдательность автора, вдохнула в него подлинное поэтическое воодушевление, придала высокую идейность его произведению. В «Слове» нет систематического рассказа о походе Игоря. Поход против половцев и поражение русского войска — для автора только повод для глубокого раздумья о судьбах Русской земли, для страстного призыва объединиться и защитить Русь. Все «Слово о полку Игореве» проникнуто пафосом защиты родины, объединения Русской земли. В 1184 году объединенными усилиями русских князей под предводительством киевского князя Святослава половцы были разбиты, и опасность, казалось бы, надолго отступила от Русской земли. Однако князь Игорь не мог участвовать в этом победоносном походе: поход начался весной, и гололе-помешала его конному войску подоспеть вовремя. Повидимому, Игорь тяжело переживал эту неудачу; ему не удалось доказать свою преданность союзу русских князей против половцев, его могли заподозрить в умышленном уклонении от участия в походе. Вот почему в 1185 году Игорь отправился в поход против половцев со своими союзниками без уговора с киевским князем Святославом. Его планы простирались очень далеко — он надеялся отвоевать у половцев утраченную Тмутаракань. Смелость, чувство долга столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине — с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы. Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к поражению, которого еще не знали русские. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья — Игорь и его брат Всеволод — оказались в плену. Впервые русское войско потерпело такое страшное поражение. Поражение войск Игоря автор рассматривает как грозное предостережение виновникам несчастий — русским князьям, погрязшим в междоусобных войнах и сделавшим родину добычей алчных кочевников. Автор страстно негодует против междоусобных войн русских князей. Как подлинный выразитель интересов всего населения Руси, страдавшего от раздоров князей и нашествий половцев, он призывает прекратить междоусобные войны и объединиться против внешних врагов. Эта мысль — единение русских против общих врагов — является главной мыслью произведения. Горячий патриот, автор «Слова» видит причину неудачного похода Игоря не в слабости русских воинов, а в княжеских распрях, которые разоряют родную землю. Поражение Игоря и его ужасные последствия для всей Русской земли как бы заставляют автора вспомнить о том, что еще недавно киевский князь Святослав с соединенными силами русских князей победил этих самых половцев. Он переносится мысленно в Киев, в терем Святослава, где Святославу снится зловещий и непонятный сон. Бояре объясняют Святославу, что сон этот сбылся: Игорь, князь, новгород-северский, потерпел страшное поражение. И вот Святослав погрузился в горькие думы. Он произносит «золотое слово», в котором упрекает Игоря и его брата Всеволода за то, что они ослушались его, не уважили его седин, одни самонадеянно пошли на половцев. Речь Святослава постепенно переходит в обращение самого автора ко всем виднейшим русским князьям того времени. Автор «Слова» напоминает им, как они сильны, как сильна их дружина, и просит «вступить в стремя» за землю Русскую, он видит русских князей могущественными и славными. Но вот гневная нота в голосе автора сменяется нежной и лирической: он вспоминает юную жену Игоря, Ярославну, и приводит слова ее полного тоски плача по мужу и по его погибшим воинам. Ярославна плачет на городской стене в Путивле. Она обращается к ветру, к Днепру, к солнцу. Она тоскует и умоляет их о возвращении мужа. Как бы в ответ на мольбу Ярославны «прыснуло море в полночь, закрутились смерчи на море»: Игорь бежал из плена. Описание побега Игоря — одно из самых поэтических мест в «Слове». Заканчивается произведение радостно — возвращением Игоря и пением ему славы при въезде в Киев. Автор «Слова» одним из первых стал использовать многие литературные приемы, он применял разнообразные художественные средства изображения: гиперболы, метафоры, сравнения, эпитеты, контрасты, олицетворения. А какие картины природы вводит автор в произведение! Вообще, в летописях того времени если и встречалось описание природы, то это был неподвижный, мертвый пейзаж, который непосредственно связан с событиями, например, описание местности, где происходило сражение. В «Слове» же природа просто оживает. Через природу автор доносит до нас настроение, атмосферу событий; природа оживляет строки повествования. В основе силы и свежести человеческих чувств автора «Слова» лежала его любовь к родной страдающей земле. Любовь к Родине водила его пером и определила глубокую народность содержания и формы поэмы. Идее единения перед лицом страшной внешней опасности, т. е. перед нашествием кочевников, подчинено все содержание «Слова». Призыв к единению проникнут самой страстной, самой сильной и самой нежной любовью к родине. Чувство это пронизывает все произведение, оно покоряет и нас, современных читателей. Оно наполняет наши сердца печалью при описании поражения русского войска, гордостью за свою родину при описании силы и смелости ее защитников, острой ненавистью к ее врагам в рассказе о разорении Русской земли. Величайшая патриотическая поэма Древней Руси обрела огромную известность и популярность, выделилась из всех подобных произведений тех времен. Художественное своеобразие, необыкновенный поэтический язык «Слова», высокое мастерство автора сделали его произведение бессмертным и общечеловеческим, народным и гуманистическим, полным горячего лиризма.

www.ronl.ru