Доклад древняя русь 5 класс. Презентация к уроку по истории (4 класс) по теме: Презентация к уроку на тему: "Из истории древней Руси"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

План-конспект урока по истории (5 класс) на тему: 02_02_6класс_история_Культура Древней Руси. Доклад древняя русь 5 класс


План-конспект урока по истории (5 класс) на тему: 02_02_6класс_история_Культура Древней Руси | скачать бесплатно

Изучение нового материала начинается с анализа темы урока (тему записать в тетради).

- Что такое культура? (учащиеся дают ответы, учитель подводит итог – клик, слайд 1. Культура – это достижения людей в духовной и материальной жизни. Духовная культура – это наука, искусство, просвещение. Материальная культура – это орудия труда, жилища, одежда).

- Какой период охватывает история Древней Руси? (учащиеся дают свои ответы, учитель подводит итог – клик, слайд 1. Древняя Русь – VIII – первая треть XII в.).

- Сформулируйте цель урока, исходя из анализа темы (Цель урока – познакомиться с достижениями Древней Руси в духовной и материальной жизни в VIII – первой трети XII в.). Для этого мы рассмотрим устное народное творчество, письменность, литературу, зодчество, изобразительное искусство этого периода (слайд 2).

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Культура тесно связана с развитием общества: она формируется под влиянием общественных условий и отражает действительность. Поэтому на каждом этапе исторического развития государства и общества культура характеризуется особенными чертами. Определите самостоятельно, в чём особенности древнерусской культуры? Задание для самостоятельной работы – слайд 3: задание 1 в рабочей тетради. После выполнения задания – проверка (слайд 3, клики).

Какой вывод можно сделать после выполнения этого задания? (Древнерусская культура формировалась на основе наследия восточных славян. Кроме того, она испытала серьёзное влияние византийских культурных традиций). Учитель добавляет, что влияние оказали и другие соседи - хазары, печенеги, финно-угорские племена, но при этом наша культура сохраняла самобытность, неповторимость. В этом и заключаются особенности древнерусской культуры.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Возврат к схеме (слайд 2) – клик по стрелке в правом нижнем углу.

Рассмотрим устное народное творчество наших предков (клик по гиперссылке “Устное народное творчество”). На уроках литературы вы уже знакомились с ним. Что относится к этому виду творчества? (Ответы учащихся, после них –клик). Сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни, былины.

(Клик) Назовите былинных героев (ответы учащихся, после них –клик) Учитель поясняет, что у восточных славян самыми сильными богатырями были Святогор, Волх, Михайло Потык .

Прочтите строки и ответьте, в чём главная идея русских былин, смысл богатырского служения (клик):

Вы постойте-тко за веру, за отечество,

Вы постойте-тко за славный стольный Киев-град.

(Ответы учащихся, после них – клик):

Своеобразие русских былин

Основная идея былин – защита русской земли от врагов.

Освобождение своей земли.

Отсутствует тема борьбы за славу и богатство. (Записать в тетрадь)

Сравните с идеями западноевропейского рыцарского эпоса (для рыцарского эпоса характерны идеи завоевания, обогащения, крещения иноверцев).

Возврат к схеме (слайд 2) – клик по стрелке в правом нижнем углу.

ПИСЬМЕННОСТЬ И ГРАМОТНОСТЬ

(Клик по гиперссылке “Письменность, образование”).

Вместе с крещением из Византии и Болгарии стали приезжать церковные деятели и переводчики, на Русь пришла письменность. Славянская письменность имела две азбуки: глаголицу и кириллицу. Название глаголица происходит от слова глаголати - говорить. Вторая азбука была названа кириллицей по имени одного из братьев Кирилла и Мефодия- славянских просветителей, живших в IX веке на территории нынешней Болгарии, составителей первого славянского алфавита (рассмотреть рисунки на слайде, буквы кириллицы и их названия). Со временем стали открываться школы при монастырях и храмах, была создана первая на Руси библиотека (клик). В 1037 году в нижнем пределе Софийского собора в Киеве Ярослав Мудрый заложил на хранение книги. Так была основана первая государственная библиотека.

Первые книги были рукописными (клик, слайд 6). Рукописные книги – это произведения искусства, так красиво, мастерски они оформлены: яркие разноцветные буквицы (заглавные буквы в начале абзаца), коричневые столбцы текста на розовато-желтом пергаменте. (Клик): Буквица украшалась, её начертание передавало определенный смысл. В буквицах можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры солнца и сердца. (Клик): Миниатюра иллюстрировала текст. В мельчайший порошок растирались изумруды и рубины, из них приготовлялись краски, которые до сих пор не смываются и не тускнеют.

Такие книги были очень дорогими, их владельцами были только богатые люди. Но грамотных людей на Руси было много. Почему? Найдите ответ сами: пункт 3 “Письменность и грамотность”. Ответы учащихся: грамоте обучали и девочек после основания женского монастыря в Киеве и школы при нём, для письма использовали дешёвый материал – бересту, кору берёзы.

Возврат к схеме (слайд 2) – клик по стрелке в правом нижнем углу.

ЛИТЕРАТУРА

Вместе с крещением на Русь пришла письменность, и наряду с устными произведениями стали создаваться письменные. Кто же их создавал? (клик по гиперссылке “Литература”)

Учитель читает отрывок из стихотворения Н.Кончаловской:

В монастырской келье узкой,В четырёх глухих стенахО земле о древнерусскойБыль записывал монах.Он писал из года в годПро великий наш народ.

Вы, наверное, догадались, о ком идёт речь? (Учащиеся уже знают о Несторе, поэтому называют его имя, клик) Нестор – монах Киево-Печерского монастыря, летописец. В работе над главным трудом своей жизни – “Повестью временных лет” – Нестор использовал официальные византийские хроники, народные предания, тексты актов великих князей. “Повесть временных (т.е. прошедших) лет” охватывает период правления семи великих князей, почти два с половиной столетия (850-1110 гг.).

События из истории Древней Руси, которые мы изучали, были записаны и переданы нам монахом Нестором. Давайте прочтём отрывки из “Повести временных лет” и вспомним сами эти события и их даты. (Далее по клику переходим на слайд с текстом летописи – таких слайда три – и по клику появляется название события и дата).

“Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами... И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий Хорив, а сестра их была Лыбедь... И построили городок во имя старшего своего брата...” (Основание Киева. V век)

“Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали они себе: “Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву”. И пошли за море к варягам, к руси... Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”. И избрались трое братьев... и взяли с собой всю русь, и пришли к славянам...” (Призвание варягов. 862 г.)

“Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей... И пришли они к горам Киевским, и узнал Олег, что правят здесь Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошёл к горам, неся ребёнка Игоря. ...и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что де “Мы купцы, идём к грекам от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим”. Когда же Аскольд и Дир пришли, все спрятанные воины выскочили из ладей... И убили Аскольда и Дира...” (Объединение Киева и Новгорода Олегом. в 882 г. Образование Древнерусского государства)

“Неправо говорят волхвы, но всё то ложь: конь умер, а я жив”. И приказал оседлать себе коня: “Да увижу кости его”. И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: “От этого ли черепа смерть мне принять?” И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея и ужалила его в ногу. И от этого разболелся и умер он... И было всех лет княжения его тридцать три”. (Смерть Олега Вещего. 912 г.)

“Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные... И, притащив, кинули его в Днепр. Затем послал Владимир по всему городу со словами: “Если не придёт кто завтра на реку – будь то ботатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг”. На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь...” (Крещение киевлян. 988 г.)

“Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же шёл он назад, поразмыслив, сказал своей дружине: “Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю ещё”. И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим Малом: “Если повадится волк к овцам, то выносит всё стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьем его, то нас всех погубит”... И древляне, выйдя из города Искоростеня против [ ...] , убили [ ...] и дружину его...” (Убийство князя Игоря во время полюдья древлянами. 945 г.)

Кроме летописей первыми литературными произведениями стали жития – описания жизни людей, причисленных к лику святых, а также слово – “Слово о законе и благодати” первого киевского митрополита Илариона. Подробнее о них прочтёте дома, а в тетрадь запишите: Жанры древнерусской литературы:

  1. Летопись (“Повесть временных лет”, автор монах Нестор).
  2. Житие (Житие Бориса и Глеба, автор монах Нестор).
  3. Слово (“Слово о законе и благодати”, митрополит Иларион) .

Возврат к схеме (слайд 2) – клик по стрелке в правом нижнем углу.

ЗОДЧЕСТВО

- Что такое зодчество? (искусство строительства и украшения зданий, сооружений)

- Из чего строили на Руси избы, терема, крепости? (из дерева)

Клик по гиперссылке “Зодчество”.

Задание. Рассмотрите рисунки и определите особенности русского деревянного зодчества (учащиеся называют особенности, характерные черты, после ответов – клик)

Характерные черты русского деревянного зодчества.

  1. Многоярусность строений.
  2. Наличие разнообразных пристроек.
  3. Увенчание построек теремами и башенками.
  4. Художественная резьба по дереву. (записать в тетрадь)

После крещения на Русь приходит каменное строительство. Самая ранняя из известных построек Киева – церковь Богородицы или Десятинная. Рассмотрите картину в учебнике (“Закладка Владимиром Десятинной церкви в Киеве”. Художник В.Верещагин). На её сооружение князь отдал десятую часть княжеских доходов, отсюда и название. Построена церковь была византийскими мастерами в 989-996 гг., разрушена во время осады Киева монголами.

На Руси строятся крестово-купольные храмы (учитель показывает на рисунке слайда, объясняя такое название).

Как вы знаете, большое внимание строительству храмов уделял Ярослав Мудрый (клик). Софийский собор в Киеве – главный храм христиан Киевской Руси – заложен в 1037 г. при Ярославе Мудром. Это 13-главый крестово-купольный храм из кирпича-плинфы в соответствии с византийскими архитектурными традициями. Построен на месте разгрома печенегов.

(Клик) Софийский собор в Новгороде построен в 1045-1050 гг. при князе Владимире Ярославиче (сыне Ярослава Мудрого). Это 5-главый собор из крупного камня. План Новгородской Софии схож с планом Киевской, но Новгородская София отличается не только количеством куполов.

Задание. Сравните изображённые храмы и определите особенности новгородской архитектуры. (Учащиеся отвечают, после этого – клик). Для новгородской архитектуры характерны скупость украшений, строгость и величественность форм.

Возврат к схеме (слайд 2) – клик по стрелке в правом нижнем углу.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Учитель читает текст на слайде:

О чём идёт речь?

“Берется старая, заготовленная за год известь и смешивается в воде с песком, очищенным от всякого сора; этот цемент намазывают на стену так, чтобы он заполнил все ее неровности. Когда эта первая накладка цемента совершенно высохла, ее поверхность скоблят для удаления твердой коры и затем наносят на стену второй слой цемента толщиною приблизительно в 2 см. После того, как вода до известной степени испарилась из этого слоя, по нем трут гладкою деревянною доскою. На него намазывают третий слой цемента, дают ему толщину не более 1 см. Его также трут и сглаживают доскою. Этот верхний слой можно накладывать не один раз, но последний слой должен быть изготовлен не раньше утра того дня, в который надо писать на нем, последний слой необходимо наводить на стену частями, каждый раз лишь на такое ее пространство, какое художник в состоянии расписать в один день. Приступить к работе живописец может тогда, когда вода из грунта испарилась настолько, что он не блестит от мокроты, но остается сырым”. (Учащиеся отвечают)

Учитель: Так сложно и долго рисовалась фреска – картина красками по сырой штукатурке (клик). В Софии Киевской - сцены из жизни той эпохи, кулачный бой, скоморохи, сцены охоты. Перед вами – групповой портрет семьи Ярослава Мудрого. Фрески Софии Киевской – единственный памятник светской живописи. Конечно, в храмах фрески изображали библейские сюжеты, святых.

В Софии Киевской были необыкновенной красоты мозаики (клик). Мозаика – рисунок из разноцветных камешков, стекла.

(Клик) Икона – изображение Бога, святых, ангелов или событий Священной истории. Иконопись – искусство изображения святых по строго определённым правилам – канонам.

Сделайте вывод, какие виды искусства были сосредоточены в храме.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Возврат к схеме (слайд 2) – клик по стрелке в правом нижнем углу.

  1. О каких сферах культуры Древней Руси вы теперь знаете?
  2. Влияние каких народов испытала древнерусская культура? А в большей степени?
  3. В чём проявилось влияние византийских культурных традиций?
  4. Дать определение понятиям: былины, культура, миниатюра, береста, зодчество, мозаика, фреска, икона, летопись, крестово-купольный храм, глаголица, кириллица, буквица.
  5. Клик по гиперссылке “Тест” (учащиеся выполняют в тетрадях). Проверка

nsportal.ru

Презентация по истории на тему "Древняя Русь"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Древняя Русь Повторительно-обобщающий урок по истории. 5 класс Макарова Л.Н., Описание слайда:

Древняя Русь Повторительно-обобщающий урок по истории. 5 класс Макарова Л.Н., учитель истории и обществознания. ГКС(к)ОУ «Волгоградская СКОШИ № 7» 2015 г.

2 слайд Цель урока: Систематизация, обобщение и расширение знаний учащихся по теме « Описание слайда:

Цель урока: Систематизация, обобщение и расширение знаний учащихся по теме «Древняя Русь».

3 слайд  Описание слайда: 4 слайд Летопись Нестор Описание слайда:

Летопись Нестор

5 слайд  Описание слайда: 6 слайд  Описание слайда: 7 слайд  Описание слайда: 8 слайд  Описание слайда: 9 слайд  Описание слайда: 10 слайд  Описание слайда: 11 слайд  Описание слайда: 12 слайд  Описание слайда: 13 слайд  Описание слайда: 14 слайд Спасибо Вам за урок! Описание слайда:

Спасибо Вам за урок!

15 слайд  Описание слайда: 16 слайд Значение : 1. преодоление отчуждения в отношениях с христианскими странами 2 Описание слайда:

Значение : 1. преодоление отчуждения в отношениях с христианскими странами 2. приобщение к греческой, византийской культуре 3. укрепление государственной власти 4. приобщение к христианским ценностям 5. развитие ремесла и торговли

17 слайд Интервью с исторической личностью Княжна, воспринявшая Русь как свою новую ро Описание слайда:

Интервью с исторической личностью Княжна, воспринявшая Русь как свою новую родину и немало сделавшая для величия восточнославянской империи Жена новгородского князя Ярицлейва. В приданое она получила город Альдейгьюборг и довольно большую территорию вокруг Ладожского озера, названную в честь нее Ингерманландией. Именно она придала внешней политике Руси вектор, направленный на Европу Стала матерью семерых сыновей и трех дочерей По ее инициативе в Киеве был сооружен первый женский монастырь при церкви Святой Ирины . Овдовев, она приняла монашеский постриг с именем Анна, это был первый постриг в великокняжеском доме Причислена к лику Святых

18 слайд Ингигерда- Ирина Святая Анна Новгородская Супруга Ярослава Мудрого Описание слайда:

Ингигерда- Ирина Святая Анна Новгородская Супруга Ярослава Мудрого

19 слайд Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или с Описание слайда:

Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен. А если убьют огнищанина по-разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру платит та вервь, где найден убитый. Древний документ-2 Созданию чего на Руси положил начало Ярослав Мудрый?

20 слайд  Свод законов «Русская Правда» Описание слайда:

Свод законов «Русская Правда»

21 слайд  Описание слайда: 22 слайд Задания для болельщиков Путаница «Киевская Русь при Ярославе Мудром» Резервны Описание слайда:

Задания для болельщиков Путаница «Киевская Русь при Ярославе Мудром» Резервные задания: Пропуски «Образование древнерусского государства» Пропуски «Русские князья»

23 слайд Физкультминутка И раздрася, земля русская, (разводим руки в стороны) На погиб Описание слайда:

Физкультминутка И раздрася, земля русская, (разводим руки в стороны) На погибель свою и на слезушки, (качаем головой, обхватив ее руками) И поднятии вверх рученьки, (поднимаем вверх руки) Да у Бога прося помощи (…и тянемся) Люди русские так трудилися, (сгибаем и разгибаем локти) Что порою суставы кручила (крутим кистями рук) Да приди в нашу землю спасение, (шагаем на месте, руки на поясе) И избави нас от страдания (поднимаем и опускаем руки)

24 слайд Древнерусская криминалистика Протокол № 3 (болельщикам). Весна 972 год. Совер Описание слайда:

Древнерусская криминалистика Протокол № 3 (болельщикам). Весна 972 год. Совершено убийство. При переходе через реку был убит один знатный воин. Преступник установлен. Вина фигуранта усугубляется тем, что он совершил святотатство. Сделал из черепа убитого чашу для вина. Событие – убийство князя Святослава печенегами. Печенежский хан Куря велел обить череп прославленного врага золотом и пил из этой чаши на пирах.

25 слайд Событие – убийство, совершил князь Олег при взятии Киева в 882 году. Князья Описание слайда:

Событие – убийство, совершил князь Олег при взятии Киева в 882 году. Князья – Аскольд и Дир Убийца с группой людей совершили умышленное убийство, что усугубляет их вину. Они выманили двух князей сказав, что купцы приехали. Древнерусская криминалистика Протокол № 1.

26 слайд Ноябрь 945 год. Протокол следствия. Было совершено убийство. Группа людей уб Описание слайда:

Ноябрь 945 год. Протокол следствия. Было совершено убийство. Группа людей убила одного знатного человека и его слуг – воинов. Совершив это преступление, они сказали: не убьем его, то всех нас погубит, повадится ходить к нам и нас грабить. Древнерусская криминалистика Протокол № 2. Событие: убийство князя Игоря древлянами

27 слайд Культура Древней Руси Описание слайда:

Культура Древней Руси

28 слайд Домашнее задание Творческие задания (на выбор): - написать сочинение «Путешес Описание слайда:

Домашнее задание Творческие задания (на выбор): - написать сочинение «Путешествие из России сегодняшней в Русь прошлую»; - составить кроссворд «Русь Киевская»

29 слайд Используемы ресурсы http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8B%D1%81%D1%8F%D1% Описание слайда:

Используемы ресурсы http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8B%D1%81%D1%8F%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 http://rossia-rusichi.ru/perv_kniaz_rurik.html http://slavs.org.ua/slavs_vs_bizantine http://900igr.net/prezentatsii/istorija/Pervye-knjazja/030-Pervye-knjazja.html http://culture.ru/atlas/object/1562 http://pedsovet.su/load/130-1-0-16153 http://ithistory.ucoz.ru/ http://ithistory.ucoz.ru/index/povtoritelno_obobshhajushhego_povtorenija_po_teme_quot_drevnjaja_rus_quot/0-84 http://nsportal.ru/ap/shkola/istoriya/library/razrabotka-uroka-drevnyaya-rus http://www.uchportal.ru/load/53-1-0-21336 http://festival.1september.ru/articles/413959/ http://www.uchportal.ru/load/53-1-0-36244 http://sch5.stavedu.ru/naprdeat/metodrab/metoduchhistorymenu/298-2012-10-26-04-18-34 http://lib2.podelise.ru/docs/33/index-10252.html

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДВ-269424

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация к уроку по истории (4 класс) по теме: Презентация к уроку на тему: "Из истории древней Руси" | скачать бесплатно

Слайд 1

Из истории Древней Руси. Презентацию выполнила учитель начальных классов МБОУ ООШ № 279 г. Гаджиево Мурманской области Кунделева О.Е.

Слайд 2

Во времена Древней Руси Тема урока:

Слайд 3

Предки наши, славяне, в незапамятную еще старину пришли из Азии в Европу. Сначала поселились они по нижнему течению Дуная и заняли земли к северу от него до Карпатских гор. На Дунае жить было привольно: климат здесь теплый, земли плодородные, растительность богатая. Не ушли бы славяне отсюда по своей воле, да стали их теснить другие народы. Пришлось славянскому племени раздробиться и двинуться в другие земли.

Слайд 4

Одна часть их все-таки осталась на Дунае. Другая часть славян пошла дальше на север. Третья часть славян пошла на северо-восток, расселилась по Днепру и его притокам да по Ильменю и Волхову. Эти славяне и были нашими предками, от них ведет начало русский народ. Древняя Русь

Слайд 5

Древние славяне были язычниками. Они боготворили леса, водные источники и стихии, старались умилостивить духов, по их верованиям движущих этими стихиями, кланялись и приносили жертвы идолам.

Слайд 6

Нестор-летописец написал «Повесть временных лет». Именно из таких литературных памятников мы узнали многое о жизни своих предков-славян.

Слайд 7

Государей у славян не было. В каждой семье всеми делами заправлял старейший. Для важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща. Правление у славян

Слайд 8

Чужие воины приходили в землю славян, жгли дома и уносили имущество жителей. Сами славяне все ссорились между собой. Некому было разбирать их ссоры, мирить их и заботиться, чтобы никто их не обидел. Причины выбора князя:

Слайд 9

Между славянскими племенами не было согласия, а были у них все ссоры до драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече князя себе выбрать, но не из своих, а их чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени Русь послы, и велено держать им такую речь: Из летописи

Слайд 10

«Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами». Речь послов:

Слайд 11

Три князя варяго-русские Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев послал в другие города. Так началось в 862 году по Рождества Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью. Первые князья

Слайд 12

Великий князь Рюрик

Слайд 13

Русский князь Олег

Слайд 14

Происходит от славянского « конязь » - конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками. Происхождение слова князь

Слайд 15

Родословное дерево первых русских князей Владимир Мономах (1113-1125) Ярослав Мудрый (1019-1054) Владимир Красное Солнышко (Святой) (980-1054) Святослав (964-972) Олег Вещий (Киевская Русь) 912-945 Рюрик (Новгород) 862-879 Игорь (912-945) Ольга (945-964)

Слайд 16

Кроссворд 1 3 2 4 Как древние славяне называли мужчин, которые собирали мёд диких пчёл? Бортник Материал, из которого делали посуду наши предки. глина Бог грома и молнии, покровитель князя и дружины. Перун Доброе фантастическое существо, которое живет в избе за печью. домовой Мы отправимся в Древний Киев в гости к князю Владимиру и узнаем, как началось русское государство Киев

Слайд 17

В 879 году умер Рюрик Олег и Игорь перенесли центр своей державы в Киев. Убив в Киеве князей Аскольда и Дира , Олег захватил в свои руки весь торговый путь «из варяг в греки» и стал княжить в Киеве. 832 год – образование Древнерусского государства – Киевская Русь. Начало образования - Киевской Руси

Слайд 18

Был князь Владимир умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Владимир - Красное Солнышко

Слайд 19

Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри: Илья Муромец Никита Кожемяка Добрыня Никитич Алёша Попович Богатыри Богатырь – человек стойкий, сильный, отважный совершал воинские подвиги.

Слайд 20

Князь Владимир вошёл в историю как креститель Руси. Крещение- обряд с помощью которого человека приобщают к христианской вере. Крещение Руси 988 год – год крещения Руси.

Слайд 21

В числе первых приняла святое крещение княгиня Ольга, названная за это Благоверною и Святой. Первое крещение

Слайд 22

Значение крещения Руси Распространение славянской письменности, грамотности на Руси. Подъем духовности Руси, появление монастырей. Укрепление международного авторитета Руси и установление равноправных отношений с другими государствами. Укрепление государственной власти и порядка в стране. Приобщение к греческой (византийской) культуре, способствовавшее развитию архитектуры, живописи, иконописи. Изживание грубых языческих обычаев: кровной мести, человеческих жертвоприношений, многоженства и т.д. Укрепление семьи и нравственных основ жизни.

Слайд 23

Какого князя на Руси называли Красным Солнышком? С какой целью князь Владимир крестил Русь ? Проверь себя

Слайд 24

Прошли века бурных исторических событий. Потомки древних восточных славян – русские, белорусы, украинцы образовали свои государства. Происхождение у них одно, языки близкие, история – общая. Не зря говорят: «Народное братство дороже всякого богатства», «Старый друг лучше новых двух».

Слайд 25

Итог урока Какой город был столицей Древней Руси? Кто был первым князем на Руси? Откуда он пришел? Какой русский князь знаменит своими походами? Какого князя на Руси называли Красным Солнышком? Какой след в истории он оставил? Какую веру приняла Русь в X веке? В каком году произошло крещение Руси?

Слайд 26

Спасибо за внимание. В работе использованы ресурсы сети Интернет, материал из учебника «Окружающий мир» А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова . 4 класс.

nsportal.ru