Доклад древнего египта история. Реферат: Фараоны — великие владыки Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История Древнего Египта. Доклад древнего египта история


Реферат - Фараоны — великие владыки Египта

Фараоны — великие владыки Египта

Введение

Долгая история Египта с ее разнообразными, порой драматическими событиями всегда разворачивалась вокруг одного неизменного, неколебимого центра — фараона. Он избирался не людьми, а богами, которые давали ему право и возможность говорить и действовать от их имени. Фараон — владыка Египта, посредник между небом и землей. За каждым фараоном скрывается сокровенная история Египта. Восхождение на трон нового царя становилось для Египта началом новой эры, с него начинался новый отсчет времени. Основной задачей фараона было уничтожение зла и установление Маат — справедливого порядка, управляющего миром людей и всей Вселенной.

Великие владыки Египта

Восхождение на трон нового египетского царя становилось началом новой эры для «Земли Возлюбленной», с него начинался новый отсчет времени. Каждое новое царствование — это возвращение к тому источнику, от которого все произошло. Фараон становится владыкой Египта, посредником между богами и людьми. От божественных предков он получает великое наследие — землю Египта, которую он должен хранить как самое дорогое сокровище.

Молчание колоссов Мемнона

Аменхотеп III — фараон XVIII династии правил Египтом тридцать шесть лет(1402-1364 гг.до н.э.). Это время стало расцветом Нового Царства. За эти годы Египет достигает вершины мощи и богатства. Аменхотеп III правил мощной и благополучной страной. В действительности власть принадлежала богу. Царь лишь исполнял волю неба, был вместилищем божественного ка.

Хатшепсут – женщина фараон

Имя Хатшепсут не вошло ни в один из древних перечней правивших Египтом царей. Ее изображения с атрибутами царской власти и картуши с ее именами впоследствии уничтожались. Существование женщины-фараона противоречило традиционным представлениям египтян, и они хотели скрыть этот факт, чтобы устранить прецедент. Но невозможно уничтожить память о великой женщине, посвятившей жизнь возрождению своей страны.

Клеопатра. Последняя царица Египта

Вот уже две с лишним тысячи лет не утихают страсти вокруг знаменитой царицы, которая стала одной из одиозных фигур истории. Еще античные классики упоминали о ней в своих произведениях, позже ее образ воспели Шекспир, Пушкин и Бернард Шоу, а сегодня Клеопатре посвящается множество повестей, романов и, особенно, заметок в прессе.

Поучения для фараонов

Многие египетские фараоны считали своим долгом оставить духовное завещание своему наследнику. Это делалось в первую очередь для того, чтобы после их смерти Египтом продолжали править Божественная Мудрость и законы справедливости. Одно из самых известных произведений, дошедших до наших дней, — поучения одного из фараонов Древнего царства своему сыну и наследнику, царю Мерикаре.

Историю Древнего Египта делят на пять периодов, в течение которых правили 30 династий фараонов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства (III-I тыс. до н.э.). Фараоны считались воплощением верховного бога Хора на земле. Первым фараоном был Менес, объединивший Верхний и Нижний Египет. В период Древнего царства обожествление фараонов, носивших титул «Сын Солнца», достигло апогея. Символом их величия стало строительство гигантских пирамид — гробниц фараонов. За периодом строительства пирамид начинается время смут, ослабления власти фараонов, распада Египта на враждующие полусамостоятельные княжества (номы). Во времена Среднего царства страна вновь объединилась, но ее сотрясали восстания рабов и городской бедноты. Ослабленный восстаниями Египет захватили дикие азиатские племена — гиксосы. Нанеся урон цивилизации, они одновременно познакомили египтян со своей военной техникой: бронзовым оружием и колесницами с лошадьми. Фараоны XVIII династии сумели изгнать гиксосов и создать грандиозную державу, охватывавшую, кроме самого Египта, весь современный Ближний Восток, часть Ливии, Намибию. В царствование Рамзеса II Египет еще более расширился, а удачливый завоеватель построил новые города, каналы и гигантские храмы. Преемники Рамзеса II воевали много, но неудачно и ослабили страну, ставшую в конце царства добычей иноземных завоевателей. Первыми в Египет вторглись ливийцы, затем эфиопы и ассирийцы. Последний период независимости Египта кончился в VI веке до н.э. захватом его могущественным Персидским царством. В IV веке до н.э. сама Персия пришла в упадок и вместе с Египтом пала под ударами войск Александра Македонского. Полководец Александра Птолемей получил Египет после распада Македонской державы. Для Египта начался новый период — эллинизм, тесно связанный с историей Древней Греции и Древнего Рима.

Фараон: великий архитектор собственной славы. История древнего Египта

Рамсесу II поклонялись как богу. И он в самом деле обессмертил себя — в сотнях грандиозных монументов, созданных за годы его правления.

Одряхлев и сгорбившись, фараон был уже не в силах поднять голову, чтобы увидеть своего отца, Солнечного бога Ра, когда тот начинает свой дневной путь. От артрита его тело сморщилось, как сухой лист. Узкое лицо с орлиным носом совсем не похоже на его изображения — монументальные бюсты, которые он приказал расставить по всему Египту. Артерии поражены склерозом, зубы разрушены, десны покрыты язвами.

Много лет ему приходилось терпеть жестокие боли. Потом, в один августовский день, его страдания прекратились. Сын Солнечного бога Ра стал жертвой заражения крови -последствие челюстного абсцесса. Девяностолетний фараон умер.

Даже его ближайшему окружению понадобилось немало времени, чтобы осознать случившееся: во всем Египте было не так много людей, которые бы хорошо помнили времена, предшествовавшие его правлению.

Почти семь десятков лет его царствования стали временем могущества и процветания страны. Он возглавлял прекрасно организованную армию, которую сам и водил в сражения. Он был высшим чиновником и верховным судьей государства. Он имел по крайней мере семь жен и десятки наложниц, от которых у него было 40 дочерей и 45 сыновей. Ни один из его предшественников за всю историю Египта не воздвиг столько статуй, обелисков и храмов.

Путешествие в царство мертвых

История этого правления началась в августе 1279 года до нашей эры. Расписные корабли, выйдя из гавани стольного Мемфиса, заскользили вверх по Нилу. Берег усеян мужчинами, женщинами и детьми, земледельцами, воинами и жрецами. Они погружены в скорбь. «Ра оставил людей», — говорят египтяне, когда умирает фараон. В период междуцарствия, пока преемник не взойдет на престол, людям грозят беды и несчастья. И вот через два месяца после смерти Сети I его сын, новопомазанный фараон Рамсес II отправляется в путь, сопровождая тело отца к месту его последнего пристанища — в Долину царей.

Отныне Рамсес берет на себя роль посредника между людьми и бессмертными. Своим дыханием он будет удерживать небо и землю на отведенных им местах. Как наместник Солнечного бога он должен следить за тем, чтобы среди египтян царил нравственный закон, олицетворяемый богиней Маат- богиней порядка и истины. По силам ли такая задача в 24 года? Тем более, что Рамсес II появился на свет, когда его отец еще не был фараоном — Сети I командовал отрядом боевых колесниц и лишь в зрелом возрасте стал наследником, а вскоре и правителем новой XIX династии. Ее основал Рамсес I — дед Рамсеса II — уже после рождения внука. Сети правил всего 11 лет, Рамсес I — меньше двух. Что значат 12 лет в сравнении с полуторатысячелетней историей Египта?

Превращение в бога

Рамсес II понимал, что рассчитывать на прочность династии сможет лишь в том случае, если сам придаст ей божественное величие. «Я веду свое происхождение от Pa, — говорится в его речи к верховным жрецам и придворным, которую он приказал высечь на камне в гробнице своего отца. — Сам Всемогущий дал мне жизнь и величие. Это он вручил мне круг земной, когда я был еще в материнской утробе».

Сети повелел выстроить себе в Абидосе поминальный храм. Когда после похорон Рамсес посетил Абидос, он обнаружил, что храм так и не достроен и где-то уже начал разрушаться. О впечатлении, произведенном на него этим зрелищем, можно судить по надписи, в которой, помимо прочего, содержится целая программа строительства и государственной политики:

«Разве не должен сын, пришедший на смену отцу, обновить воздвигнутые ему памятники? — спрашивается в надписи. — Я поставил моему отцу новый памятник из золота. Я приказал восстановить его храм. Подними лицо твое, обрати взор к Солнечному богу, о отец мой Сети, ты, который ныне — один из богов. Смотри, я возлюбил имя твое, я охраняю тебя, ибо я явился народам в образе Бога-Солнца».

Так Рамсес использовал храм Сети I для пропаганды своей божественной сущности. Столь же целенаправленно он добивался обожествления других членов своей семьи.

В свое время Сети, заботясь о будущем династии, самолично выбрал для сына трех жен и несколько наложниц. Самой любимой женой Рамсеса была Нефертари. Ни одна другая царица не прославляется в надписях так часто. Когда Рамсес давал аудиенцию или показывался народу с балкона дворца, рядом с ним почти неизменно была Нефертари. Рисунки и рельефы изображают ее стройной красавицей. Она — «любимица богини Мут», «великая супруга царя», «мать бога»; помимо этих официальных именований встречаются и другие — более личные и нежные. Рамсес называет ее «прелестной госпожой», «прекрас-ноликой», своей «сладостной любовью».

Соавтор первого мирного договора

Как и все его предшественники, взойдя на престол, Рамсес прибавил к своему имени еще четыре. Эти тронные имена — своего рода резюме программы царствования. Два имени не сулили соседям Египта ничего хорошего: «Богат годами, велик победами»; и еще яснее: «Хранитель Египта, повелевающий иным странам».

В то время единственным серьезным соперником Египта было царство хеттов, с центром в нынешней Турции. Уже 58 лет египтяне и хетты боролись за господство в Передней Азии. Против этого врага и выступил Рамсес.

На четвертом году правления он впервые идет походом на северо-восток и покоряет отпавшую от Египта провинцию Амурру. Через год египтяне снова на марше. И снова Рамсес сам ведет войско: 20 000 человек — множество пехотинцев, вооруженных метательными копьями, стрелами, топорами, мечами, и грозный в бою отряд боевых колесниц.

Однако этот поход, в отличие от прошлогоднего, хеттов врасплох уже не застает. Около города Кадеш (на юге нынешнего Ливана) они устраивают засаду. Армия хеттов, разбив египтян, осадила укрепленный лагерь, в котором укрылся фараон с небольшим отрядом. Если верить позднейшему изложению самого Рамсеса, он первым на своей боевой колеснице ринулся на врагов. После жестокого сражения он сумел собрать свои силы и организовал благополучное отступление.

Едва вернувшись в Египет, фараон приказал составить гимны о походе — в стихах и в прозе — и высечь их на огромном числе памятников. Видимо, шок от страшной опасности и спасительное вмешательство богов произвели на него неизгладимое впечатление: «Все чужеземные страны ополчились против меня, и я остался один, и нету со мной никого, — говорит он, — и покинуло меня многочисленное войско мое… Я кричал им, но не слышал из них ни один, когда я взывал. И постиг я, что благотворнее мне Амон миллионов воинов, сотни тысяч колесничих. Вот я обращаюсь к тебе с мольбою у пределов чужих земель, и голос мой доносится до Фив».

Вину за неудачу похода Рамсес возлагает на своих военачальников. Себя же он изображает спасителем армии — и с этих пор перестает прислушиваться к своим генералам.

Воинственный фараон мог себе позволить ограничить власть генералитета. Но, происходя из молодой династии, Рамсес не решался бросить вызов могущественным жрецам. В самом начале правления, когда скончался старый верховный жрец Амона, высшее духовное лицо страны, Рамсес столкнулся с щекотливой проблемой. И выказал при ее решении немалую дипломатическую ловкость.

Фараон уклонился от назначения какого-либо своего фаворита и возложил выбор верховного жреца на самих служителей Амона, которые и позаботились о верном божественном указании (статуя Амона, перед которой зачитывали список кандидатов на место верховного жреца, приводилась в движение при помощи нехитрых приспособлений, показывая свое несогласие или согласие с кандидатурой). Этим Рамсес обеспечил верность священства на все время своего царствования.

Несмотря на неудачу под Кадешем, фараон предпринимает новые походы в Передней Азии. Из-за династических неурядиц в хеттском царстве победы египтянам даются легко. Наконец царь хеттов Хаттусилис III в 1258 году до нашей эры решается начать с Рамсесом мирные переговоры.

Два властителя, каждый из которых теперь именует другого «братом», клянутся не посягать на земли друг друга, улаживать все разногласия миром и оказывать взаимную помощь при нападении третьей стороны. Урегулирован даже вопрос о возвращении беженцев. Договор обязателен не только для Рамсеса II и царя хеттов, но и «для детей их детей». Это самый древний из мирных договоров, сохранившихся в истории, — и он остался нерушимым. (Три тысячи лет спустя высеченный на камне текст договора снова выставят на обозрение — в холле нью-йоркской штаб-квартиры ООН.)

Рамсес хочет, чтобы его подданные ценили блага, которые принес мир с бывшим врагом: в храме Луксора огромный фриз прославляет победы фараона и воссоздает картины военных бедствий: разрушенный город, разоренные поля, унылые пейзажи. Возможно, это первое произведение изобразительного искусства, посвященное ужасам войны.

В последующие годы в тысячекилометровый путь между царскими дворами египтян и хеттов регулярно отправляются караваны. В обе стороны везут подарки: золотые сосуды, рабов, скульптуры, драгоценные ткани.

Мелкие недоразумения лишь вносят некоторую живость в отношения соседних держав. Так, однажды Хаттусилис III попросил фараона прислать ему знаменитого египетского врача. Дело в том, что царь хеттов выдал свою сестру за одного из своих вассалов, а ей уже 50 лет, и она — странное дело! — никак не родит ребенка. Рамсес II отвечает: «Матанаци, сестру моего брата, — царь, твой брат, знает! Разве ей 50 лет? Нет! Ей 60! Никакое врачевание не даст ей детей». По прямоте письма ясно, что мир между бывшими врагами прочен. В конце концов Рамсес все-таки послал «брату» врача и мага. А старшая дочь царя хеттов стала седьмой женой Рамсеса II.

Властитель-монументалист

В первый же год правления новый фараон начал строительство своей гробницы в Долине царей. Он расширил луксорский храм в Фивах, соорудил огромную колоннаду в Карнаке, начал постройку новых святилищ в Абидосе, заложил в Фивах поминальный храмовый комплекс, известный ныне как Рамессеум. И повсюду изображался Он-в колоссальных статуях и на рельефах, как основатель, властитель, воин, любимец богов. При этом изображение ни одного бога не должно превышать изображений самого Рамсеса. И это — только начало.

Вот, например, каменотес трудится над статуей, которой больше 600 лет. Это изображение в натуральную величину одной царицы двенадцатой династии. Скульптор, он же разрушитель, обтесывает черный гранит, скалывает каменную прическу царицы, стачивает ее лицо и вырезает в камне новые черты — лицо Туи, Его матери. Какая разница, что под руками и ногами сидящей на троне Туи различимы следы прежнего изображения? Главное — работа сделана быстро, а статуя имеет величественный вид.

1270 год до нашей эры. Рамсесу 33 года, он правит уже девять лет. Пер-Рамсес в дельте Нила становится новой столицей древнего царства, «Домом Рамсеса, богатого победами». Город окружен рукавами Нила и рыбными прудами, пронизан сетью каналов и улиц. В Пер-Рамсес стекаются купцы из Малой Азии и Микен, поэтому он более космополитичен, чем закосневшие в традициях старые города выше по течению Нила.

Именно здесь живет Рамсес II, в покоях, блещущих бирюзой и лазуритом. Народ видит Его лишь в тех случаях, когда Он соизволит показаться в «окнах явления» — в богато украшенных проемах дворцовой стены.

А тем временем в Нубии достраивают два святилища, которые Рамсес приказал заложить, вероятно, еще при своем восшествии на престол. По воле фараона гора Меха была превращена в памятник его величия, известный сегодня под именем «Абу-Симбел».

Большой храм вырублен в скале на 63 метра в глубину, его фасад украшен не изображениями богов, а четырьмя колоссальными — каждая высотой 22 метра — статуями правителя. На рельефах показаны его победы.

Вырубленный в скалах несколько глубже, Малый храм посвящен богине Хатхор и одновременно — Нефертари, супруге фараона.

Нубийская твердыня

Здесь, в Нубии, на окраине Египта, такие храмы, как Абу-Симбел, имеют двойное назначение. С одной стороны, это — символы Его безграничного превосходства. Сам вид их призван был подавлять в местных жителях любые помышления о мятеже и уклонении от дани. И все же эту мегаломанию нельзя свести только к имперской политике — здесь, безусловно, сыграло роль и личное тщеславие Рамсеса, и его своеобразное эстетическое чувство, сквозящее, например, в такой надписи: «Это красиво — воздвигнуть храм на храме, две прекрасные вещи вместе». Еще в бытность Рамсеса наследником ему было поручено наблюдать за строительством во всем государстве. Заслуживает внимания надпись на одной стеле, относящаяся к восьмому году правления Рамсеса и передающая его речь к строителям:

«О строители, отборные, сильные, с крепкими руками, вы, что воздвигаете для меня столько памятников, сколько мне угодно, опытные в работе с дорогими камнями, знающие месторождения гранита и сведущие в известняке. О вы, те, что возвели мне многочисленные жилища богов, я буду жить, пока живы они! Мне угодно заботиться о вас и поддерживать вас! Ибо я знаю, что труд ваш поистине тяжек; рабочий не может быть весел, когда чрево его не полно».

Ни один фараон ни до Рамсеса, ни после не обращался к рабочим с такими речами.

Отец, переживший своих детей

Конечно, никто не сомневался в божественной сущности Рамсеса. Фараона, подобного ему величием и долголетием, действительно еще не бывало. Только Пепи II (шестая династия) дожил, кажется, до чуть более преклонного возраста. Рамсес превзошел всех.

Но даже Ему пришлось понять, что милость бога-Солнца не бесконечна. Вскоре после освящения Малого храма в Абу-Симбеле умерла Нефертари, любимая супруга Рамсеса. Чтобы сохранить «чистоту крови», фараон взял в жены двух дочерей от Нефертари.

А боги подземного мира между тем требовали все новой дани из числа его домочадцев; казалось, только о нем они забыли. На тридцать четвертом году его правления умерла еще одна его супруга, Исиснефрет, а через три года — наследный принц Амонхерхепе-шеф; затем второй сын Нефертари, двое старших сыновей Исиснефрет и не меньше десяти наложниц и их детей. Фараон осиротел.

После того как и сам Рамсес II, до конца сохранявший ясный рассудок, отбыл в последний путь (это случилось в 1213 году до нашей эры), страна перешла к его тринадцатому сыну Меренптаху. Новому фараону было уже за 60. Время его правления было смутным для Египта. Страну сотрясали восстания. Внуки Рамсеса (а их у многодетного фараона было столько, что хватило бы на небольшую армию) заявляли свои права на престол.

Потом было нашествие «народов моря» -«великое переселение» племен, происхождение которых до сих пор не ясно. Около 1200 года они уничтожили хеттское царство. Египтянам удалось отразить натиск пришельцев, но оправиться от этих потрясений могущественная прежде империя так и не смогла.

Величайший из фараонов — теперь музейный экспонат. Его иссохшее тело выставлено в стеклянной витрине в Египетском музее в Каире. Мумию фараона нашли в 1881 году, а в начале XX века ее исследовал британский анатом сэр Графтон Эллиот Смит. Когда он распеленал тело, три тысячи лет остававшееся под тугим саваном, в нем разогнулся какой-то мускул — и на глазах у потрясенного Смита фараон поднял руку. То был последний царственный жест великого Рамсеса.

www.ronl.ru

Доклад - Древний Египет - История

План.

I. Введение… Место историиДревнего Египта в мировой истории.

II. Внутренняя и внешняя политикаРамсеса II.

1)Широкое монументальное строительство в Древнем Египте эпохи Рамсеса II.

2)Экономическое положение Древнего Египта эпохи Рамсеса II.

3) Военныепоходы Рамсеса II.

III. Заключение. Роль эпохи Рамсеса II в истории Древнего Египта и в мировой истории.

Введение.

Самобытная культура Древнего Египта («СтраныБольшого Хапи”) с незапамятных времен привлекала к себе внимание всегочеловечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонскогонарода. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. ВеликийРим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.

            Минули тысячелетия, но живойинтерес к истории Древнего Египта отнюдь не иссяк. Напротив! Но долгое времяогромный пласт египетской истории был неизвестен людям: ученые не моглирасшифровать таинственные письмена- иероглифы. Попытки проникнуть в их тайнуеще в глубокой древности, над загадкой бились и античные философы, историки,писатели. » Вырезанные на камне изображения — это магические знаки,"-говорил римский поэт Лукиан, живший в I веке нашей эры. " Египетское письмо имеет символический характер.Каждый иероглиф обозначает целое слово или даже фразу ", — предполагалисторик Плутарх, живший на рубеже I и II веков [1].Писали о египетских иероглифах и Апулей, и Геродот, и многие многие другие.Но понадобился кропотливый труд многих поколений исследователей, чтобы доконца выявить все тайны египетского письма. Это знаменательное событие — одноиз самых выдающихся в истории мировой науки — произошло лишь в XIX веке. Емупредшествовали годы мучительных и бесплодных исканий. Всей душой стремясь кзаветной цели, многие ученые незаметно для себя уклонялись в сторону ивступали на такой путь, который уводил их все дальше по запутанному лабиринтуфантазий и домыслов .  Но последешифровки иероглифов перед нами обрисовалась во всем своем величии  могучая цивилизация, процветавшая несколькотысяч  лет на берегах Нила. Египтологияшироко открыла доступ к сокровищнице культурных ценностей, созданных талантливыми трудолюбивым народом. Мы можем сейчас по достоинству оценить огромный вкладдревних египтян в развитие мировой культуры, науки  и искусства.

            Как уже было сказано выше, интереск культуре Древнего Египта не иссякает до сих пор . Написано множество книг  об истории, традициях «Страны БольшогоХапи », о  ее месте в мировойистории. Некоторые из этих книг я использовала при написании этой курсовойработы.

            Первая книга в моем списке — сборник  " Аравия.  Материалы по истории открытия. " Онасодержит обширные сведения не только по истории самой Аравии, но и по всемуДревнему Востоку. Египтяне издревле снаряжали торговые и военные  экспедиции в Аравию, расположенную на стыкетрех материков и служившей соединительным звеном в общении областейСредиземноморья ( в том числе и Египта ) с Восточной Африкой и Индией, а черезнее с Китаем. С отрывками из сочинений путешественников  мы можем ознакомиться, прочитав эту книгу.

            Еще одно издание — работа  Н. Петровского и А… Белова " СтранаБольшого Хапи ". При всей своей научной строгости эта книга читается какувлекательная повесть. Повествование пронизано двумя основными темами.Во-первых, конкретно показаны центры культуры Древнего Египта, жизнь народаво всем ее многообразии и наиболее существенные исторические события.Во-вторых, нарисована красочная картина рождения новой науки египтологии какза рубежом, так и в России. При этом авторы делают нас соучастниками научныхоткрытий,  вводят в лабораториютворчества, показывают романтику научных исследований. Творческий подвиг ученых, положивших начало египтологии, и первого среди них француза Шампольона, представлен в книге во всем своемвеличии. В первой и заключительной главах книги показаны русскиепутешественники по Египту и неутомимые исследователи его древней культуры. Настраницах книги воскресают светлые образы капитан-лейтенанта Бутенева иакадемика архитектуры Ефимова, связь которых с Египтом была несправедливозабыта. Должную оценку нашли и заслуги многих других русских ученых, такихкак Норова, Сенковского, Рафаловича, Голенищева  и Стасова.В конечном итоге  работаегиптолога  Н.С. Петровского и литератораА.М. Белова  в увлекательной и доступнойформе раскрывает  нам  не только историю великого народа, но иэтапы изучения этой истории .

            Одним из основных источниковинформации для этой работы стала Библия. Рамсес II упоминается в Ветхом Заветеприменительно к двум историческим периодам — время поселения израильских племенв Египте ( время Иосифа ) и притеснение потомков Израиля в стране фараонов (время Моисея ). Существует мнение, что в основе  этих библейских рассказов  лежат, скорее  всего, многочисленые   предания ханаанского населения Палестины,неоднократно проникавшего в Египет. Но возможно и сочетание этих преданий спреданиями собственно израильских племен времен первых фараонов девятнадцатой династии .   

            Также при подготовке к курсовойработе я использовала книгу И.А.Стучевского " Рамсес и Херихор ".Она в достаточно полном объеме раскрывает особенности развития Египта эпохи XIX династии. В книге подробноописаны практически все аспекты жизни Древнего Египта. Уникальность этой книгив том, что автор приводит цитаты из подлинных документов для подтверждениявсех своих высказываний. Кроме своего мнения Стучевский приводит мнения идругих исследователей, занимавшихся данной проблемой, что создает   наиболее полную картину, позволят нампридерживаться того или иного суждения или сформировать свое  .

            Мною использована и работа ИммануэляВеликовского " Рамсес II и его время ". Книга написана очень простои доступно. Единственной трудностью, возникшей при работе с этим произведением, было отсутствие его издания  на русскомязыке , и пришлось  переводить книгу с английского языка.Ценность этого издания в том, что оно включает в себя  главы, посвященные обзору библейских стихов, повествующих о жизни египетского народа времен правления Рамсеса II. Также вкниге приведены цитаты из подлинных египетских документов.

            Завершают мой список литературыМалая Советская энциклопедия и Энциклопедия для детей. В них я нашла краткиесведения по интересовавшему меня вопросу. В детской энциклопедии я такжевстретилась с довольно любопытной легендой о фараоне Рамсесе II, которую тожевключила в мою курсовую работу.

           

Внутренняя и внешняя политика Рамсеса II.

Широкоемонументальное строительство в Древнем Египте эпохи Рамсеса II.

Итак, теперь я приступаю непосредственно к описанию ианализу  исторических процессов  Египта периода правления фараона РамсесаВторого, на мой взгляд, одного из интереснейших этапов египетской истории.         Это время в основном характеризовалосьшироким строительством  и многочисленнымивоенными походами. Для времени Рамсеса II характерно стабильноесоциально-экономическое положение, хотя до нас дошли некоторые свидетельства обунтах ремесленников в Фивах.Но в целом, в экономическом плане Египетпроцветал, без этого были бы невозможны длительные военные походы  Рамсеса II. На всех этих вопросах я  остановлюсь ниже.

            Долгое, шестидесятисемилетнеецарствование (1317 — 1251 гг. до н.э.) Рамсеса II оказалось последним более илименее длительным взлетом былого могущества Египта. В дальнейшем фараонам ужене удавалось на сколько-нибудь продолжительный срок закрепить свое влияние ивласть в соседствующих на севере и на юге странах и навязывать им свою волю.

            Наглядным свидетельством могуществаРамсеса II служат развалины многочисленных воздвигнутых по его повелениювеликолепных, богато украшенных храмов и святилищ. Они сооружалисьповсеместно в Египте и в Северной Нубии .

             В соответствиии с древней религиознойдоктриной фараоны считались существами божественной природы, " детьмивеликих богов мироздания"[2] и поэтому являлисьобъектами религиозного почитания. Особенно последовательно это соблюдалось вотношении Рамсеса II, прижизненное и посмертное обожествление и культовоеобслуживание  которого  осуществлялось по всему Египту и за егопределами. Особого развития обожествление Рамсеса II достигло в Нубии. Внекоторых храмах имелись даже изображения Рамсеса II, совершающего поклонениясамому себе  как богу. Ученый  Б.А.Тураев писал: " Рамсес II  выступает богом с такими притязаниями, какникто из его предшественников. Его не стесняет несравнимость божества. "[3]

            Одними из самых замечательных храмовявляются два пещерных храма в Абу-Симбеле, в Нубии. Храмы Абу-Симбел,высеченные в хрупком песчаннике, были сооружены три тысячи двести лет томуназад. Высота одного из них — тридцать три метра, ширина — тридцать восемьметров, глубина — шестьдесят пять метров. У входа в храм возвышаются четыредвадцатиметровых колосса, каждый из которых изображает Рамсеса II. Гигантскиестатуи как бы охраняют древнее святилище. Неизвестный ваятель увековечилтакже  всех детей фараона, расположив иху ног Рамсеса II.

            Четыре статуи буквально подавляютсвоей монументальностью. Можно себе представить размеры этих гигантов, еслиширина лица каждой скульптуры четыре метра семнадцать сантиметров, длина носа — сто два сантиметра, длина уха — сто шесть сантиметров, ширина глаз — восемьдесят четыре сантиметра, ширина рта — один метр десять сантиметров.Поразительно сохранение портретных черт на колоссах такого масштаба [4].

            Все оформление храма  было обусловлено одной идеей — всемивозможными способами превознести могущество великого фараона. Начиная отмасштабов святилища и кончая тематикой его декорировки, все было пронизаноэтой идеей.

            В выборе места для храма сказалосьстоль свойственное египетским зодчим умение поставить памятник с учетомокружающей местности: когда храм, расположенный на западном берегу Нила,освещается первыми лучами солнца, гигантские скульптуры внезапно окрашиваютсятемно- красным цветом и кажутся особенно рельефными на фоне отбрасываемых имииссиня — черных теней. Колоссы производили незабываемое впечатлениевсеподавляющей мощи фараона. Образ Рамсеса II вообще господствует в храме:над входом  высечено его скульптурноеизображение  , в первом помещениипотолок поддерживают пилястры со стоящими перед ними гигантскими  статуями царя ; в культовой молельненаряду  со скульптурами Амона , Птаха, и Ра- Гора- Ахути  есть статуя самого Рамсеса Великого.

            Прославлению военных побед фараонапосвящены рельефы гипостиля. На восточной стене, по обе стороны от входа,помещены традиционные изображения — Рамсес убивает перед богами группы пленных, направо от входа — ливийцев , налево — нубийцев. Правая, северная стена занята грандиозными скульптурными картинами, повествующими о борьбе Рамсеса II с хеттами, в том числе здесь показана изнаменитая битва при Кадеше. На левой, южной стороне  развернуты эпизоды войн с ливийцами инубийцами. На последней, западной стене  видны  итоги победоносных походов  Рамсеса II:  царь приводит пленных к богам, направоот прохода в следующие помещения -хеттов, налево- нубийцев, в соответствии стем, какие войска изображены на примыкающих северной и южной стенах.

 Рядом с храмом Рамсеса II находится меньший поразмерам, но не менее величественный храм его жены .

            На южной стороне храмаАбу-Симбел   на отвесной скале изпесчанника  высечена «брачнаястела» Рамсеса II. Она воспроизводит текст документа, разосланного вразличные храмы Египта для его увековечения на их стенах. Надпись эта неизбежала  повреждений. Резчику,высекавшему в Абу--Симбеле текст " брачной стелы " , не хватило места для ее полноговоспроизведения. Он высек только сорок одну строку, несмотря на то, чтопостепенно уменьшал размеры иероглифов. В конце концов ему пришлось дойти докрая скалы и остановиться, не завершив повествования. Надпись долго подвергаласьвлиянию непогоды, пока ее совершенно не засыпало песком. Поэтомунеудивительно, что немецкий ученый Р.Лепиус, первый взявшийся за изучениестелы  в 1843-1844 годах , списал только восемнадцать строк, так какнижняя часть стелы погребена под песками. Лишь в конце прошлого векафранцузский египтолог Э. Буриан скопировал, хотя и несовершенно, всю надпись.

            Первые двадцать строк текста "брачной стелы " содержат длинное вступление с обычными славословиями ипохвалами Рамсесу II. Далее следует  подробноеописание битвы фараона с хеттами, в результате которой впоследствии и былзаключен брак между хеттской принцессой и Рамсесом II. Подробнее об этом ярасскажу ниже. На " брачной стеле " кроме текста сохранилось ещерельефное изображение прибытия царевны в резиденцию Рамсеса II и изображениеследующего за ней Хаттушиля, ее отца .                        

            Еще один известный египетский хрампериода Нового Царства — Луксорский храм в Фивах. Он чарует посетителейкрасотой своих коллонад и рельефов. Говорят, что в лунные ночи впечатлениееще более усиливается благодаря " таинственности неожиданных эффектовсветотени "[5]. Храм  не был построен при каком-тоодном фараоне. Каждый из державных владык Египта считал своим долгом принятьучастие в украшении обители главного египетского бога Амона-Ра. Храм постоянноперестраивался, иногда даже разрушались целые залы, чтобы на их местепостроить новые, еще более грандиозные. Своеобразные ворота к храму образуютпилоны — две монументальные башни с наклонными стенами. Они были построены вXIII веке до нашей эры. Перед пилонами стоят огромные двадцатипятиметровыеобелиски, покрытые иероглифическими надписями. Обелиски высечены изасуанского гранита и весят более 2500 тонн каждый .

            Но если надписи на обелисках понятнылишь посвященным, то великолепные изображения на пилонах вызывают всеобщеевосхищение .  Здесь запечатленограндиозное сражение, произошедшее между египтянами и хеттами в XIV веке донашей эры при Рамсесе II. Это многофигурная композиция, в которой древниймастер отлично передал напряжение боя, неукротимый порыв наступающих  и отчаянное сопротивление оборонявшихся. Надбесчисленными воинами и боевыми колесницами высится могучая фигура фараона, который на картине раз в десять большепростых смертных. На пилонах начертана целая поэма о битве при городе Кадеше,прославляющая фараона и мощь его бога-покровителя — Амона-Ра. А рядом стоятшесть огромных статуй  победителя хеттов- Рамсеса II. Такое нагромождение грандиозных обелисков, статуй, пилонов сярко раскрашенными картинами, залитыми лучами солнца, должно былоошеломлять  зрителя, вселять в неговосхищение и внушать робость перед могуществом всесильного фараона.

            Очень подробное и яркое описаниедворца и заупокойного храма Рамсеса II  — Рамессеума — в западной части Фив дала М.Э.Матье в своей работе, посвященной искусству Древнего Египта:" Храм Рамсеса II, созданный зодчим Пенра и известный под названиемРамессеума ( древнее название  " Доммиллионов лет Рамсеса — Мериамона во владении Амона " ), намногопревосходил по масштабам и монументальности оформления святилище Сети I.Ксожалению ,  и здесь нам не известны нифасад всего ансамбля, ни способ соединения его с Нилом, так как территорияперед храмом в настоящее время занята полями. Если исходить из того, РамсесIII явно пытался построить свой заупокойный храм … по образцу Рамессеума, можнопредположить, что и перед последним возвышались грандиозные ворота с башнями и находился бассейн, откудашел канал к Нилу. " [6]

            В настоящее время входом натерриторию заупокойного ансамбля Рамсеса II, обнесенную кирпичной стеной,служит гигантский пилон из песчанника. За пилоном находится первый двор.Удачное разрешение декорировки этого двора было достаточно сложным делом, таккак требуемое в египетской архитектуре соблюдение симметрии здесь былозатрудненно тем, что левая, южная сторона двора являлась одновременно ифасадом расположенного здесь дворца. Пенра блестяще разрешил стоящую перд нимзадачу, оформив фасад дворца в виде портика с двойной коллонадой, апротивоположную, северную стену дворца — одним рядом колонн, перед которыми,однако, стояли ассирические колоссы царя. Западная стена дворца не имелаколонн, она была ограничена следующим, сравнительно невысоким пилоном, кпроходу которого вела лестница, так как второй двор был расположен вышепервого. С каждой стороны лестницы стояла гигантская гранитная статуя РамсесаII, около двадцати метров в высоту. Сохранившийся колосс является величайшеймонолитной скульптурой и весит около одной тысячи тонн. Поверхность пилонабыла покрыта раскрашенными рельефами, содержавшими две огромные композиции:битву с хеттами при Кадеше и праздник Мина, во время которого фараонторжественно срезал золотым серпом первый сноп, открывая жатву всей стране.Из портика во дворец вели два входа, расположенные по обе стороны «окнаявлений ». Через небольшие вестибюли посетители попадали в приемный зал сшестнадцатью колоннами, занимавший центральную часть здания. В каждой избоковых стен зала, кроме двери из вестибюля, была еще дверь, ведшая в личныекомнаты царя. В глубине зала, прямо напротив " окна явлений " былпроход в четырехколонный тронный зал .Позади здания дворца был расположен в особой постройке гарем с четырьмяотдельными комплексами, по пяти комнат в каждом.

            Второй двор Рамессеума был оформлениначе, чем первый, так как он служил подходом к зданию заупокойного царскогохрама. Здесь портики шли вдоль  всехчетырех стен, но оформление их было решено различно: боковые портики (северный и южный ) имели по два ряда колонн в форме связок папируса, сгладкими стволамии капителями; с востока, вдоль пилона был возведен один рядколонн с осирическими колоссами перед ними; вдоль западной же стороны двора,перед входом в храм, возвышался двойной ряд колонн и осирические колоссы.Гипостиль, большой зал дворца с тесно поставленными колоннами, был расположенво всю ширину здания и  занимал площадь втысячу двести квадратных метров и имел сорок восемь колонн. В Рамессеумегипостиль предшествовал трем группам дальнейших помещений. За гипостилемнаходилась культовая часть храма из пяти самостоятельных подразделений.Основное лежало на центральной оси здания и состояло из трех последовательно расположенныхвосьмиколоных залов, средние проходы которых служили, таким образомпродолжением большого гипостиля .  Далеенаходилась главная молельня храма, посвященная, вероятно, Амону и царю,потолок которой поддерживался четырьмя четырехгранными столпами. Назначениеостальных комплексов не вполне установлено, но, по некоторым данным можнопредположить, что два южных были предназназначены для культов Сети I и и богаОсириса, а один из северных, с открытым двором, — для солярного культа.Возможно, что за святилищем Осириса были устроены сокровищницы храма.

            Все помещения были богатодекорированы. Потолки, как всегда, изображали небесный свод: на потолкецентрального  гипостиля  были изображены священные коршуны сраспростертыми крыльями, а на синем фоне перекрытий по бокам сияли желтыезвезды. Ососбенно интересен был потолок первого колонного зала центральногокультового помещения, покрытый символическими изображениями созвездий. Настенах и колоннах были размещены то большие композиции походов и побед РамсесаII, то то ритуальные сцены или фигуры фараонов и богов.

            Помимо зданий храма и дворца натерритории Рамессеума стояло много других построек. Огромное место занималикладовые. Бесконечными рядами тянутся здесь сложенные из кирпича длинныесводчатые помещения, сгруппированные в особые, тщательно охранявшиесякомплексы, которые почти вплотную окружали храм с севера, запада и юга. Ониимели различное назначение и соответственно различное оформление. Наиболееважным был, по-видимому, комплекс, занимавший северо-западный уголРамессеума. Перед ним был устроен портик с двадцатью восьмью колоннами, взападном конце которого находилось каменное возвышение с навесом. Из портикабыли двери в двенадцать кладовых, а посередине — вход в длинный узкий зал стридцатью четырьмя колоннами, расположенными в два ряда. Возможно, здесьразмещалось управление кладовыми .

            Как уже отмечалось, на поверхности большого пилона в Рамессеуме изображены сцены битвы  при  Кадеше ( сама битва и военный лагерь Рамсеса). Тоже сражение   представлено и влевой части переднего перестильного двора. В других сценах в различных залахфигурируют фараон, сидящий перед деревом " персея ", изображения богов и культовых лодок. Огромный,из красного гранита сидящий колосс Рамсеса II в Рамессеуме весом в тысячу тонн производит сильное впечатление — онна сто или двести тонн тяжелее танисского колосса. [7]

            Рамессеум представлял собой дворец изаупокойный храм Рамсеса II, расположенный на левом, западном берегу Нила, взападной части Фив. В этой же части Фив, в долине царей, в скале, былавысечена Гробница Рамсеса II, в которой первоначально покоилась мумия фараона. Гробница Рамсеса — грандиозное сооружение, которое уходит в глубь скалы до стадвадцати двух метров. Сорокашестиметровый коридор ведет к двум комнатам; черезвосемнадцать метров начинается большой зал и еще четыре помещения.Гробница  Рамсеса II    по длине  равна  гробнице Сети I , а по площади превосходитпоследнюю.

            Мумию Рамсеса II вместе с мумиямидругих фараонов эпохи нового царства в 1881 году нашли Г.Масперо и  Э.Бругш в пещерном тайнике в скалах Дейр — эль — Бахри. Посмертное  " существование" великого фараона оказалось непростым. Сначала его мумию, чтобы спастиот грабителей, в правление Херихора в Фивах перенесли в гробницу Сети I.Позднее, при Пайноджеме  I, ееперепеленали и поместили в новый саркофаг. Вскоре мумия Рамсеса Великого  оказалась спрятанной сначала в гробницефараона Аменхотепа I, затем  около 960года   до нашей эры в тайнике Дейр — эль- Бахри в гробнице царицы Инхапи. Мумия , ныне находящаяся в Каирском музее , хорошо сохранилась и дает возможность увидеть облик высокого ,  величественного старика, у которогообнаруживаются черты сходства с тем изысканно красивым юношей, которыйзапечатлен в прекрасной базальтовой статуэтке из Туринского музея . 

            В Нижнем Египте, в Восточной частиДельты, по приказу фараона была построена новая резиденция Пер-Рамсес, тоесть " Дом Рамсеса ".Роскошный дворец царя окружали изысканныедворцы приближенных и членов царской семьи. Рядом высились каменные громадыхрамов, стены которых покрывали пестро и ярко раскрашенные рельефы. Сюдапригонялись толпы рабов, доставлялись золото из Куша ( Нубии ), шкурыэкзотических животных и слоновая кость из глубинных районов Африки, благовонияиз Аравии и Сомали, драгоценные породы дерева с гор Ливана.

На улицах, рынках и площадях Пер-Рамсеса можно быловстретить и раба-негра, захваченного в Куше, и горбоносого  финикийского купца в островерхом колпаке ипестрой одежде, и хетта в туфлях с загнутыми кверху носами, и обитателядалекой Ассирии в узорчатой тунике, с тщательно расчесанной и завитой бородой.

           

Экономическоеположение Древнего Египта эпохи Рамсеса II.

 Неисчислимыебогатства в виде дани, податей и добычи, поступавших из покоренных стран,доставались  фараону, храмам и знати.Рамсес II  щедро одарял святилища,стараясь снискать расположение и поддержку не только богов, но и ихслуг-жрецов. В жизни Древнего Египта, как и во всем древнем мире , религия играла огромную роль и в сочетаниис возрастающим экономическим могуществом жречество в иных случаях оказывалорешающее воздействие на важнейшие политические события. Крупные храмы владелидесятками тысяч рабов и огромным количеством земли. В храмовых кладовыхскапливались сотни килограммов золота и серебра, огромные запасы зерна, масла,меда, вина, овощей, тканей, одежды. Храмам принадлежали целые города,десятки торговых судов и ремесленных мастерских .

            Не подлежит сомнению, что  это был период экономического процветанияЕгипта. Как я уже упомянула выше, без наличия больших продовольственныхзапасов в государственных закромах невозможны были бы ни длительные войны, ниширокое монументальное стромтельство в долине Нила.

            Но общее стабильное положение вЕгипте отнюдь не означает, что все население жило безбедно .  Стремление кроскоши и пышности одних неизбежно вело к лишениям, бедствиям и жестокойэксплуатации других. Так описывается участь земледельца в одном из школьныхпоучений: " Вот ты не помнишь участи земледельца при записи урожая.Берет червь половину ячменя, мыши многочисленны в поле, саранча опускается,скот ест, птицы воруют. Горе земледельцу!… Писец причаливает к берегу. Онзаписывает урожай. Его помощники с палками, кушиты с жилами пальмовыхлистьев. Они говорят: " Дай ячмень! ". [ Но] ячменя нет . Они бьют его (то есть земледельца ). Онсвязан и брошен в колодец. Он погружен в воду вниз головой, его жена связана…, его дети скручены. Его соседи оставляют их, убегая, и   пропал их ячмень. "[8]

            Кроме земледельцев в Египте былобольшое ремесленное население. Ведь строительство скальных гробниц и храмовтребовало огромного количества рабочих рук: каменотесов, плотников, столяров, ваятелей ,, живописцев. Бок о бок с ними трудились бальзамировщики и целаяармия ткачей, портных, сапожников, ювелиров, обслуживавших мертвых. А еслик этому добавить пекарей, мясников, рыболовов, водоносов… Рабочиекварталы были обнесены  толстой стеной:египетские властители не особенно верили в покорность простых трудовых людей.

            Сохранились  материалы, рассказывающие о жизниремесленников. Тяжелым был их труд, скудно и однообразно питание, убого жилище. Работа каждого тщательно учитывалась. Ученые нашли своего рода журналы, вкоторых ежедневно отмечался приход на работу. В них указывалась и причинанеявки, является ли она уважительной.

            Писцы, находившиеся в некрополе,аккуратно вели свои записи. Это были очень короткие деловые отчеты “о тех,которые приносят воду”, “о тех, которые приносят овощи”, “о тех, которыеприносят рыб”, “о тех, которые спиливают деревья”, “о тех, которые делаютгипс”. Делались также пометки о выдаче инструментов, продовольствия, одежды.Против многих имен стояли “птички” — пометки писца при проверке списков. [9]

            Есть еще одна интересная запись: ”Вэтот день отряды ремесленников преодолели пять ( имеется в виду пять застав)царского некрополя, чтобы сказать: ”Мы голодаем уже 18 дней”.

            Они сели на окраине храма ТутмосаIII.

            И пришли: писец закрытогонекрополя, оба начальника ремесленников, оба заместителя и оба квартальных ивоззвали к ним, говоря: “Пойдемте внутрь!” (Очевидно внутрь поселения;начальство пыталось уговорить ремесленников вернуться.)

            Но они (ремесленники) дали великуюклятву, говоря: “Уходите! Есть у нас дело к фараону”.

            Целый день провели они здесь,ночевали же в некрополе”.

            Это открытый бунт, организованноевыступление в защиту своих прав, прямое неповиновение начальству. Ремесленникибросили работу, вышли за пределы своего поселка, столпились вокруг храма иотказались вернуться, пока им не выдадут продовольствия.

             Когда же “божьи отцы этого храма” вышлиуспокоить ремесленников, те заявили им:

            “Мы пришли сюда из-за голода ижажды. У нас нет платья, нет масла, нет рыбы, нет овощей. Сообщите об этомфараону...”[10]

            Массовые выступления иногдаприносили победу бастующим. Сохранилось несколько пометок о выдачепродовольствия сразу же после прекращения работы и переговоров с начальством.Иногда же чиновники и жрецы обманывали ремесленников. Они заставляли ихвозобновлять работу, обещая выдать продовольствие, но не сдерживали своегослова. В таких случаях ремесленники снова бросали работу.

            О том, что массовые отказы отработы серьезно беспокоили фараона, свидетельствует тот факт, что несколько разпереговоры с бастующими вел сам главный фиванский сановник.

            Борясь за свое существование, закусок хлеба, ремесленники гневно протестовали против произвола чиновников. Науговоры вернуться однажды последовал такой ответ:

            “Мы не вернемся! Скажи начальникам,что поистине мы преодолели стены не только голода. Мы должны высказать великоеслово. Воистину творятся преступления в этих местах фараона...”[11]

            Проследив маршрут выступления  ремесленников, современные ученыесделали  интересное наблюдение: бастующиевсегда направлялись к тем храмам, в которых в этот день было скоплениебогомольцев. Они, очевидно искали сочувствия у народа, стремились, чтобы об ихборьбе знало все население Фив. Поэтому бастующие располагались обычно возлехрама или у самых оживленных дорог и кричали правителю города, когда онпроходил Ремесленники еще  верят всправедливость царя. Ему они адресуют свои жалобы и от него ждут защиты..

           

Военныепоходы Рамсеса II.

Кроме поборов и природных явлений причиной разорениянаселения были еще и бесчисленные войны, которыми, как уже было сказано выше, прославился Рамсес II. Третьй представитель девятнадцатой династии, началновую эпоху в истории Древнего Египта — эпоху Ремессидов .  Вступив в 1317г. до н.э. на престол послесмерти отца Сети I, правившего около одиннадцати лет ,   юный фараон ( Рамсесу шел тогда двадцатьвторой год ) с первых шагов показал себя человеком с сильной волей. Успешныевоенные компании Сети I  вернули Египтучасть его былых азиатских владений, влили в экономику страны живительную струюв виде рабов, военной добычи и дани. И Рамсес Второй  решил, что настал подходящий момент для новыхзавоеваний. Он даже лелеял мысль не только восстановить египетскую державу в еепрежних границах, но и продвинуть их еще дальше на север. А для этого надопрежде всего разбить хеттов, которые стали центром притяжения для всех тайных иявных врагов Египта.

            Насколько можно судить, опираясь насвидетельства сохранившихся источников, Рамсес II совершил несколько походов вАзию. Первый из них датируется четвертым годом царствования великого фараона,о чем говорится на так называемой средней стеле, поставленной Рамсесом у рекиЭль-Кельб («Собачьей реки » ). По-видимому, в данном случае РамсесII, как когда-то Сети I, стремился подчинить морское побережье Палестины иФиникии в качестве необходимого условия дальнейшего успешного ведения борьбы схеттами.

            Второй поход, датируемый  пятым годом царствования, наиболее хорошоосвещенный египетскими памятниками, завершился битвой под стенами Кадеша наОронте.Об этом сражении я скажу особо.

            Как засвидетельствовано на западнойстороне пилона в Рамессеуме, в восьмой год правления Рамсеса II военные действияпроходили на территории Палестины, в Финики и Сирии. Фараону удалось осадитьи взять штурмом город Дапур в Северной Сирии, а также ряд городов в СевернойПалестине.

            Фрагмент стены тебанского дворцаРамсеса, хранящийся в музее искусств в Нью-Йорке изображает палестинскогопринца, убитого копьем одного из египетских воинов и армию принца в плачевномсостоянии. На стеле, возведенной на втором году правления Рамсеса II, выбитапобедная надпись, продиктованная самим фараоном.

            Обелиск  в Танисе упоминает захват " живыхпалестинских принцев в плен ". Слово «принцы» написано гораздоболее  крупным  шрифтом , чем вся остальная надпись, подчеркивая благородное происхождениепленников.[12]

            В десятый год своего царствованияРамсес II вновь вторгся в Финикию, на что указывает поставленная им у рекиЭль-Кельб южная стела. Существует еще северная стела, но ее текст полностьюразрушен. В это же время Рамсес II совершил военный поход в Северную Сирию, очем сообщают серии рельефов в Карнаке и Луксоре и другие памятники. В СевернойСирии был захвачен город Тунип .

            В восемнадцатый год своего правленияРамсес II был в Палестине в районе Бейт — Шеана, о чем свидетельствуетобнаруженная здесь базальтовая стела, находящаяся в настоящее время в музее филадельфийскогоуниверситета. В Бейт- Шеане были обнаружены развалины египетской крепости ихрама, относящегося ко времени  РамсесаII.

            В период между одиннадцатым идвадцатыми годами  своего правления  Рамсес II был занят укреплением египетскогогосподства в Палестине. В это же время его войско проникло в Заиорданье в город Эдом и город  Моав . 

            Но, вернемся немного назад. Какуже было сказано выше, на пятом году своего правления Рамсес II снованаправился в сторону Евфрата. Тогда и произошла знаменитая битва при Кадеше,которую я уже неоднократно упоминала в этой работе .  

            Кадеш был опорным пунктом хеттов наюге. В этом районе и должны были разыграться в будущем решающие сражения.Рамсес II готовился к ним исподволь и планомерно.

            Чтобы облегчить продвижениесухопутных армий, РамсесII создал на прибрежной полосе покоренной Финикии рядопорных морских баз. Они простирались вплоть до Библа.  Он усилил вербовку в армию наемников. Ученыеполагают, что общее число египетских войск, выступавших против хеттов,достигло 20000 человек,- цифра небывалая для тех времен. Они были разделены начетыре армии, носившие названия главных египетских богов — Амона, Ра, Птаха иСэта.

            Но и хетты не теряли времени. Царюхеттов Муваталлу удалось сколотить большую военную группировку. В нее входилицарьки Нахарины, Арвада, Кархемиша, Кадеша, Угарита, Алеппо, Малой Азии инаемники из среднеземноморских племен. Общая численность войск антиегипетскогосоюза 20000 человек. Основной ударной силой этой армии были отряды хеттскихбоевых колесниц.

            Весной 1312 года до н.э. египетскаяармия вторжения вышла из пограничного города Чару по проторенной дороге всехегипетских завоевателей. Достигнув Ливана, войска Рамсеса II двигались вдольфиникийского побережья, на котором были подготовлены базы снабжения. На 29-йдень похода египтяне вышли к северным высотам Ливанских хребтов. Внизу передними простиралась долина реки Оронт, а город Кадеш   находился на расстоянии однодневного перехода.

            Назавтра Рамсес II переправился на западныйберег Оронта, возле селения Шабтуна,  иустремился к Кадешу.

            Египетские войска не шли компактноймассой. Между каждо

www.ronl.ru

Реферат История Древнего Египта

скачать

Реферат на тему:

План:

    Введение
  • 1 Периодизация
  • 2 Додинастический Египет
  • 3 Династический период
    • 3.1 Закат: конец единого Египта
  • 4 Эллинистический период
  • Литература

Введение

.

Древний Египет — древнее государство в Северо-Восточной Африке, в нижнем течении реки Нил.

1. Периодизация

Историю Древнего Египта принято делить на несколько этапов. Современная египтология в истории Древнего Египта выявляет следующие этапы:

  • Додинастический период;
  • Раннее царство;
  • Древнее царство;
  • Первый переходный период;
  • Среднее царство;
  • Второй переходный период;
  • Новое царство;
  • Третий переходный период;
  • Поздний период, или Позднее царство;
  • Птолемеевский период.

Относительно датировок в египтологии существует множество независящих и относительно одинаково хорошо обоснованных теорий. За недостаточностью источниковой базы на сегодняшний день мы не можем быть на сто процентов уверенными в абсолютных датах того или иного события древнеегипетской истории. О большинстве фактов можно говорить лишь относительно. Так, началом древнеегипетской цивилизации является начало Раннединастического периода, что произошло, как считают современные египтологи, в 4-м тысячелетии до н. э. Конец же Классического Египта известен точно — это 31 г. до н. э., когда закончил правление последний фараон Древнего Египта Цезарион, и Египет стал провинцией Римской империи.

2. Додинастический Египет

В 4-м тыс. до н. э. из многих небольших территориальных образований — номов — возникло два политических объединения — Верхний Египет и Нижний Египет (со столицами в Иераконполе и Буто). Создание единого государства приписывают правителю Верхнего Египта Менесу. Столицей объединённого государства около 3000 г. до н. э. стал Мемфис в южной части дельты Нила. К концу 4-го — началу 3-го тыс. относятся первые памятники, написанные египетским иероглифическим письмом.

В 30-28 веках начались столкновения с соседями: кушитами (нубийцами) — на юге, с ливийцами — на западе и кочевниками с Синайского полуострова — на северо-востоке.

3. Династический период

Маска Тутанхамона

В XXVIII-XXIII веках до н.э. сформировалась древнеегипетская цивилизация. Единство Египта воплощалось во власти фараонов — неограниченных хозяев всей страны. Фараон был главой культов всех богов Египта и сам был обожествлён. Выражением этого было строительство в этот период пирамид — гробниц фараонов Джосера, Снофру, Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура). Возросло значение гелиопольского культа бога солнца Ра, сыновьями которого называли себя все фараоны .

В XXIII-XXI веках до н.э. Египет распадается на множество номов. Новое объединение Египта началось с возвышения номархов Гераклеополя (в Среднем Египте), позднее усилились правители южного города Фивы. Фиванский фараон Ментухотеп I стал правителем объединённого Египта.

В XXI-XVIII веках до н.э.покровителем фараонов объявлен бог Амон. Аменемхет I перенёс столицу из Фив в Иттауи в Файюмском оазисе. Новый распад Египта.

В XVIII-XVI веках до н.э. гиксосы захватили власть в Нижнем Египте и сделали своей столицей город Аварис в восточной части дельты Нила. Уничтожить владычество гиксосов удалось Яхмосу I. Преследуя их, он вторгся в Палестину, Сирию. Его преемники установили господство Египта в Палестине, Финикии, Сирии; страна Куш до 4-го нильского порога стала провинцией Египта.

При Аменхотепе III Древний Египет достиг наибольшего могущества. Из провинций в Азии и в стране Куш Древний Египет получал дань древесиной, медью, оловом, свинцом, серебром, а также скот, рабов, вина, ювелирные изделия, слоновую кость. Из страны Пунт, куда царица Хатшепсут направила экспедицию, в Древний Египет поступали благовония. В этот период армия Египта стала регулярной. Религиозная реформа Аменхотепа IV (Эхнатона) провозгласила культ единого для египтян бога Атона (солнечного диска). В честь этого бога строится новая столица Ахетатон. После смерти Эхнатона в 1335 г. до н. э. было восстановлено почитание прежних богов, и Фивы снова стали столицей Египта. Увлёкшись религиозной реформой, Эхнатон забросил управление государством. Упадок продолжался и после его смерти, но около 1290 г. до н. э. фараон Рамсес II восстановил могущество Египта. Он вёл упорную борьбу с хеттами и их сирийскими союзниками. Столицей Египта при Рамсесе II стал Пер-Рамсес, построенный на месте Авариса.

3.1. Закат: конец единого Египта

.

В XI—VII до н. э. веках укрепилась власть номархов.

В 945 г. до н. э. ливийский военачальник Шешонк I провозгласил себя фараоном, сделав своей резиденцией город Бубастис в дельте Нила. Он взял Иерусалим и разграбил его.

В 671 г. до н. э. ассирийская армия Асархаддона захватила и разграбила Мемфис.

В 667 г. и 663 г. до н. э. ассирийцы овладели Фивами. Псамметиху I удалось вновь объединить Древний Египет. При Нехо II, сыне Псамметиха I, был прорыт канал, связавший Нил с Красным морем.

В 525 г. до н. э. Египет был завоёван персидским царём Камбисом и стал персидской провинцией (сатрапией).

В 405 г. до н. э. Амиртей выдворил персидские войска из Египта и восстановил независимость.

В 342 г. до н. э. персы под предводительством царя Артаксеркса III вновь захватывают Египет, подвергнув его значительному разорению.

4. Эллинистический период

В 332 году до н. э. в Египет вступила армия Александра Македонского: Древний Египет стал частью его державы. После раздела его империи между диадохами Египет достался полководцу Птоломею Лагу — основателю греко-македонской династии Птоломеев Лагидов (в 305-30 гг. до н. э.). Столицей стал город Александрия.

При Птоломеях Египет стал главным поставщиком хлеба в эллинистическом мире. В этот период флот Египта господствовал в Средиземном море. В правление царицы Клеопатры, последней из династии Птоломеев, Египет оказался втянутым в политическую борьбу в Древнем Риме. После поражения флота Египта в сражении при Актиуме в 31 г до н. э. и самоубийства Клеопатры VII Египет был превращён в римскую провинцию (30 г до н. э.).

Литература

  • Брестед Д., Тураев Б. История Древнего Египта.— Мн.: Харвест, 2003. ISBN 5-17-031907-X
  • Коростовцев М. А. Писцы Древнего Египта/ Под общей редакцией А. С. Четверухина.— СПб.: Летний сад, 2001. — 368 с.
  • Перепёлкин Ю. Я. История Древнего Египта.— СПб.: Летний сад, 2001. ISBN 5-89740-011-3
  • Шоу Я. Древний Египет. / пер. с англ. И. Сергеевой.— М.: «АСТ»; «Астрель», 2006.

wreferat.baza-referat.ru