Чжоу древний китай. Билеты 2013игпзс / 20_Государственность древнего Китая (периода Шан, Чжоу и Цинь)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История и общество Азии. Чжоу древний китай


Династия чжоу древний китай

Один из периодов древней истории Китая носит название эпохи (или цивилизации) Чжоу. Ее считают третьей цивилизацией Китая и, несомненно, она сыграла большую историческую роль в развитии поднебесной империи.

В 12 в. до н.э. чжоуские племена, проживавшие в долине реки Вэй, занимались скотоводством и земледелием. Постепенно они перемещались все восточнее и восточнее, приближаясь тем самым к могущественному городу-государству Шан. Шанцы находились в воинственных отношениях с соседями-кочевниками, которым приходилось отплачиваться данью. Однако к 11 в. до н.э. княжество чжоусцев окрепло. Специально для читателей сайта aziaxpress.ru . Они возглавили антишанский союз племен и сумели завоевать это некогда сильное государство. Наступила эпоха Чжоу, длившаяся около 800 лет.

Завоевания Чжоу

Завоевав Шан, чжоусцы во многом впитали и развили традиции и достижения этой культуры, но в то же время пошли по своему пути развития. Чжоусцы продолжили завоевательную политику шанцев. Им постоянно приходилось сталкиваться с различными кочевыми племенами. Однако их целью было не разграбить, а захватить новые территории и заполучить дешевую рабочую силу. Чжоусцы ввели феодальную систему: завоеванные земли отдавались в управление наставникам вона (правителя) Чжоу.

Таким образом, древний Китай представлял собой несколько десятков (а возможно, и сотен) удельных княжеств, находящихся в повиновении государству Чжоу. Правители этих княжеств часто воевали между собой, их границы постоянно менялись. Этот период называется в исторической литературе периодом Западного Чжоу.

В это время в государстве существовал общинный строй: крестьяне отдавали десятую долю своего доход а государству, а также обрабатывали государственные поля.

Воцарение династии Чжоу

С воцарением династии Чжоу произошли многие изменения в жизни древних китайцев. Чжоусцы ввели культ поклонения Небу и силам природы. Были отменены массовые человеческие жертвоприношения. Вообще этот период запомнился как наиболее благоприятный, а правители - как самые добродетельные и благочестивые, но продлился он недолго.

В 771 г. до н.э. армия Чжоу не смогла противостоять очередному вторжению кочевников. Правительству пришлось бежать в новую столицу. Земли удалось отбить, но фактически власть вана была утрачена - началась так называемая эпоха Восточного Чжоу. Эта эпоха запомнилась как "темное время" постоянных непрекращающихся войн. Однако именно в этот период зародились важнейшие философские течения Китая - конфуцианство и даосизм. Они оказали важнейшее влияние на развитие Китая.

Сторонники конфуцианства характеризовались строгим рационализмом и настаивали на приоритете общественной жизни над частной. Это учение стремилось регламентировать все стороны жизни китайцев. Главными добродетелями в человеке считались гуманность и чувство долга. Каждый человек должен быть на своем месте и выполнять свой долг так хорошо, как он может это делать. Усилился пиетет перед семьей - именно интересы семьи, старших и предков ставились во главу угла. Учитывая, в какое сложной время жил Конфуций, несложно понять, почему он высоко ценил приоритет древности.

Даосизм оказался менее распространен, чем конфуцианство, но его идеи также оказали немалое влияние на формирование самосознания древних китайцев. Его сторонники провозгласили принцип "недеяния", то есть бездействия. Человек должен жить согласно законам природы, не пытаясь нарушить их, принимать мир таким, какой он есть. Все в мире происходит по воле Неба, и пытаться противиться этой воле глупо.

В этот период продолжалась борьба между мелкими удельными княжествами, а Чжоу превратилось, по сути, в одно из них. В результате этой борьбы территория бывшего Чжоусского государства, объединявшего сотни княжеств, разделилась на несколько десятков, среди которых особо выделялись 7 крупных объединений: Цинь, Чи, Чу, Ю, Йен, Хан и Хао. Внутри этих княжеств стали происходить значительные изменения: стала усиливаться централизация, появилось чиновничество, был издан ряд законов, совершенствовалось военное искусство и дипломатия. Несмотря на разделения, все эти государства развивались, по сути, в единой системе и представляли собой единую цивилизацию. Все они боролись за возможность стать правящей династией. В итоге этой длительной кровавой и жестокой борьбы на арену вышла династия Цинь, руководители которой сумели добиться значительного прогресса в своем княжестве. Освоение плавки железа привело к большому прогрессу в развитии производительных сил. Это позволило совершить скачок в земледелии и ремеслах. Железные изделия, применяемые в земледелии, сделали возможным увеличить площадь обрабатываемых полей и перейти к интенсивной системе земледелия.

Династия Цинь окончательно установилась в 221 г. до н.э., стала первой китайской империей и провозгласила начало новой исторической эпохи в истории Китая.

Понравилась статья поделитесь в соц сетях помогите проекту

 При копировании активная ссылка на http://aziaxpress.ru/ обязательна

aziaxpress.ru

Династия Чжоу (1045-221 до н.э.)

Династия Чжоу (1045 до н. э. — 221 до н. э)

Династия Чжоу — китайская династия, правившая в промежутке династия чжоумежду правлением династии Шан и династии Цинь. Правление Чжоу делиться на два периода:

  • Западное Чжоу правило в Китае с 1045 г. до н.э. — 771 г. до н.э.
  • Восточное Чжоу находилось у власти с 770 г. до н.э. — 256 г. до н.э.

Династия Восточное Чжоу также делиться на два временных периода:

  • Период Весны и Осени (Чуньцю)(с 770-476 гг. до н.э.) и
  • Период Сражающихся Царств (Чжаньго)продолжался с 475 — 221 гг. до н. э., когда царствование Чжоу завершилось — политику в Китае определяли другие царства.

В правление династии Чжоу были заложены основы таких филосовско- религиозных идей как конфуцианство и даосизм (около 600 г. до н.э.. Позже, в правление следующих династии они разовьются в массовую идеологию.

Западная Чжоу(1045-770)

Согласно найденной письменности, правитель династии Чжоу, которого звали Чжоу Ву напал на последнего императора Династии Шан, чем и обеспечил себе и своим потомкам императорский титул и 800-летнию династическую историю.

Династия Чжоу была изначально сильным кланом. Но с течением времени, по мере роста территории, местные правители стали еще более мощными. Считается, что империя Чжоу изначально располагалась на небольшой территории вокруг желтой реки — Хуанхе.

В 771 до н. э., после того как Ю-ван заменил свою жену наложницей, столицу заняли войска отца обиженной царицы, который к тому времени заключил союз с кочевниками.

Новым Императором был провозглашён сын царицы, и его признали гуны Чжэн, Лу и Цинь и хоу Шэнь — отец бывшей старшей жены.

Столица Поднебесной была перенесена в Лоян. Это событие, связанное с ослаблением центральной власти и перенесением столицы с запада на восток, для историков знаменует переход от периода Западного Чжоу к периоду Восточного Чжоу.

Стабильные хронологические упоминания начинаются с 841 до н. э., с этой даты история династии прослеживается в Исторических записках — «Шицзи» автором которых являлся Сым Цянь, а также в других китайских летописях того времени.

Восточное Чжоу (770-476)

Период Весны и Осени — дал начало династии Восточное Чжоу. В это время первый Император Восточного Чжоу уже правил в восточной столице — Лоян.

Период Весны и Осени — Чуньцю

В период Весны и Осени, династия, начинавшаяся изначально на династия чжоу, китайские династии, династии китаятерритории реки Хуанхе, уже достигла реки Янцзы, но хотя династический клан уже владел многими землями, их территория была все еще недостаточно обширна, чтобы собрать армию, от которой зависела оборона близлежащих территорий.

Наибольшей властью в этот период были наделены царства Цзинь, Чу, Ци и Цинь, а также царство Чжэн. Благоприятное положение позволяло им активно вмешиваться в дела центрального двора, что зачастую определяло основную политику Китая.

Среди удельных князей в период Чуньцю стали выделяться гегемоны, которые потом формально утверждались ваном. Гегемоны нередко обладали большей властью и влиянием, чем чжоуский ван.

Период Сражающихся царств — Чжаньго

В период Сражающихся царств большие царства покоряли малые, вырастали в размере и формировались вокруг своего правителя, образовывая двор. Подобных царств выделялось семь: Цинь, которая имела крепость в долине на Западе, Чу, Хань, Ци, Вэй, Янь, Чжао.

Правители семи царств после 335 до н. э. присвоили себе титулы вана — царя, вместо предыдущего титула гуна — князя, в следствие чего царство Чжоу утратило последнюю видимость влияния и власти.

Период Чжаньго связан с радикальными изминениями в социальных, политических и экономических сферах, а также активной мыслительной деятельностью, что стало причиной зарождения в этот период многих философских школ. Среди них — конфуцианство моизм, легизм, даосизм, инь ян цзя — школа философов натуралистов, нун-цзя — школа земледельцев, бин-цзя — школа военных.

Также в это время повышается уровень урбанизации, внедряются железные орудия труда, в армии аристократию сменяют массовые армии, составленные из рекрутов. Развиваются товарно-денежные отношения, появляются рынки.

Приход к власти царства Цинь

Основным фактором, оказавшим влияние на политику Сражающихся царств в 4—3 веках до н. э., был постоянный рост могущества династии Цинь. Постепенно царство Цинь добилось значительного превосходства над остальными царствами.

династия чжоу, китайские династии, династии китаяЦарство Цинь предпринимали множество походов по завоеванию близлежащих территорий и вскоре из своей твердыни в бассейне реки Хуанхэ, они завоевали всю территорию империи. Они использовали людей для создания крупных строительных проектов с целью укрепления своей империи.

В 260 до н. э. состоялась битва при Чанпине, в которой столкнулись царства Цинь и Чжао. Войско Чжао было окружено и после 46-дневной голодной блокады было вынуждено сдаться.

Полководец Бай Ци (царство Цинь), нарушив обещание о сохранении жизней пленных — отдал приказ закопать в землю живьём 400 000 сдавшихся в плен солдат. Война негативно сказалась на обеих сторонах, но царство Чжао получило сильный удар, от которого позднее так и не оправилось.

В последующие году царство Цинь продолжало вести агрессивную политику, что в итоге привело к постепенному падению всех, некогда влиятельных, царств.

В 221 до н. э. Цинь завоевало последнее царство — Ци. С этого момента Китай объединился, а империя Цинь утвердилась в своих правах. Первый император династии Цинь сделал город Сиань своей новой столице.

Позже он стал знаменит, строительством колоссальных объектов, таких как — мавзолей для себя с армией Терракотовых Воинов и оригиналом Великой Китайской Стены.

Эпоха династии Чжоу длилась 800 лет, однако к концу своего правления Чжоу постепенно теряли свои силы и авторитет, и в итоге это позволило восторжествовать их врагам. Китайская Династия Чжоу была свергнута династией Цинь, как некогда и сама свергла с правления наследников династии Шан.

Интересно!  История Китая 

azialand.ru

20_Государственность древнего Китая (периода Шан, Чжоу и Цинь)

Государственность древнего Китая (периода Шан, Чжоу и Цинь).

    1. Род и родоплеменные отношения

Общественное положение женщины женщины-матери было достаточно высоким. Китайцы с самого начала боготворили общую прародительницу Юй (иероглиф, ее обозначающий, изображал ребенка, выходящего из чрева матери). Китайцы совершали жертвоприношения как в честь предков-мужчин (цзу), так и в честь предков-женщин (би). Практиковались в древности и сатурналии – аналог группового брака. Цзя (семья) не типичная индоевропейская семья, а общий ряд известных восходящих предков. Племя носило название цзу, в государстве Инь таких цзу было четыре.

В эпоху Чжоу родовые пережитки все больше влияли на государственную жизнь. Был хорошо развит тотемизм. Пережитки матриархата были еще зримее, что проявлялось в Чжао му. Это такая система родства, при которой дети принадлежат роду матери, а внуки – роду отца, два экзогамных рода взаимно переплетаются и составляют один эндогамный. Такая форма эндогамности вначале выражалась в культе одного общего предка – тай цзу (эпонима), своеобразного тотема родового объединения. Внутренняя структура рода была также сложно. Были две возрастные группы фу сюн (отцы и старшие братья) и цзы ди (младшие братья и сыновья). Фу сюн – paterfamilias, главные лица на жертвопроношениях, цзы ди – подчиненные им, входившие в состав рода. Орган управления цзун цзу – сань лао, «совет старейшин», т.е. представителей наиболее прямых нисходящих линий от тай цзу. Помимо общего родового культа их связывала общность имущества, которым распоряжались только патерфамилиас, но в пределах рода, общность кровной мести друг за лруга и военное дело. Цзун цзу были уже огосударствленными родами-уделами, которые входили в состав удела, пожалованного ванном (сюзереном) своему чжухоу (вассалу).

  1. Население

Население делилось на две большие группы – юридически свободные и несвободные. Свободные – бюрократия, военные, крестьянство и горожане: городской патрициат, торговое сословие и городское ремесленное население.

Население в Китае регистрировалось как по месту жительства, так и по роду занятий. При рождении имя заносилось на дощечку, а после смерти соскабливалось.

    1. Чиновничество.

Понятие чиновной службы и государства (как отражения небесных порядков) пересекались. Еще первый (легендарный) император употреблял слово «облако» для обозначения чиновников. Чиновники – служители Неба, что может указывать на связь чиновничества со жречеством.

С незапамятных времен до последней маньчжурской династии существовала система образования, поставлявшая квалифицированные кадры в аппарат управления. Основное – цзюй – аттестационные экзамены на получение низшего чиновничьего чина. Каждое повышение сопровождалось аттестацией. Экзаменаторы были беспристрастны.

В строгом смысле особой замкнутой группой чиновничество никогда не было, наследственность профессий была всего лишь желательна, а не законодательно закреплена. Дворянским достоинством могли похвастаться несколько императорских родов и потомков Конфуция. Ранг знатности получали за заслуги. Правда, сын чиновника имел больше шансов стать чиновником, чем сын крестьянина.

Самые главные чиновничьи посты – дафу и ши. Дальше вниз по иерархической лестнице степени и виды чиновников увеличиваются в зависимости от видов регулирования той или иной отрасли народной жизни. Про оплату «труда». Была строгая зависимость между эффективностью чиновника и его вознаграждением. Высшее чиновничество вместе с феодалами получало оброк, остальные – жалование из казны в размере дохода с участка земли. Потом чиновничество получало доход из казны деньгами. Те, кто обладали «рангом знатности», могли иметь шу цзы – зависимых, это не рабы, скорее крепостные. На каждую степень ранга знатности один шу цзы. Также было выработано учение о том, что все равны перед законом, наказания вне зависимости от прошлых заслуг и можно было населению жаловаться на чиновников – начала административного суда.

    1. Воины

Война – форма жизни государства. Шан Ян проводил реформы для создания сильной армии, причем не для защиты, а для нападения, потому что «сила вызывает уважение к государству».

Два класса воинов – профессионалы, которые больше ничем не занимались, и по набору, народное ополчение, армия милицейского состава. Она не набиралась от войны к войне, а собиралась регулярно для обучения. Законодатель следил за состоянием разряда воинов, награждая отличившихся. Прохождение службы офицерством регулировалось теми же правилами, что и гражданского чиновничества. В период Инь гражданская и военная служба не совпадали, потом стали совпадать, т.е. был установлен принцип взаимозаменяемости гражданских и военных властей.

    1. Крестьяне и ремесленники

Минь или сяоминь (простой народ) состоял из крестьянства и ремесленников. Конфуций считал, что лучше всего организовать их по цехам, это было похоже на общины (ли). Ремесленники жили в трех квадратах города под наблюдением чиновников. Город делился не на девять квадратов, а на 21 сян. Самоуправление корпоративных групп не было в чести у китайцев, предпочтение отдавалось централизации.

    1. Рабы

Рабство сохраняло черты патриархальности. Труд рабов использовался в основном в домашнем хозяйстве. В период Инь обещго термина для раба не было – было множество обозначений для рабства – тун, це, ну и т.д., что объясняется разнообразием обязанностей раба.

Основной источник рабства – плен или торговля неханьцами. Идеальным источником рабов считалось из воспроизводство, а не приобретение на стороне. Была особая категория рабов – нучань-цзы – сын раба, это было и в эпоху Тан – цзячаньну – раб, рожденный в семье. Также источником рабства было уголовное наказание (еще с эпохи Шан), но в незначительном объеме. Неизвестно, был ли в раннюю эпоху пекулий, но потом он точно был. Долговое рабство не было сильно развито, хотя и существовало. Для удержания залогового раба его женили на младшей дочери залогодержателя и он становился чжуйсюй – заложенный зять. Из такой формы рабства его могли выкупить родственники в течение трех лет. Из-за жесткой централизации в эпоху Цинь и регистрации населения, не так легко было изменить статус человека без усмотрения государственной власти. Рабство как термин уничтожили в Китае в 9 г. н.э., реформой Ван Мана запретили говорить «раб», только «зависимый», но сам институт существовал до 1911 года – до учреждения республики.

  1. Государственная власть

У государства не было особо четкого определения. В основе представления о его возникновении лежит первичный хаос, из которого создается упорядоченное общество, совершенномудрые разделили людей на знатных и простых, установили знатности и должности, ввели титулы, чтобы было возможно отделить правителя от сановников.

В гадательных надписях эпохи Инь встречается иероглиф, говорящий о том, что население охраняется вооруженной силой. Он состоял из коу – пиктограмма человеческого рта – и гэ – человека с копьем, так что это можно толковать как состояние, когда дерзкая речь обуздывается вооруженной рукой. У китайцев в основе государства был не логос, а понятие жесткой власти.

    1. Император

Император – Хуан Ди или Тянь Цзы, Сын Неба – появляется в эпоху Чжоу, до того верховная власть обознавалась словом «ванн» - владыка.

Власть ванна была большой, но не сильной, деспотической. Он занимался двумя вещами – земледелием, т.е. у власти его был производственно-хозяственный источник, ванн был распорядителем ирригационных работ, распределял землю, заботился о сборе урожая и его хранении и распоряжался государственным резервом. Вторая вещь – военное дело.

С усложнением жизни общества власть ванна должна была стать более институционализированной. Он руководил чиновничеством, правосудием, за ним было последнее слово, но в сфере религии его роль стала значительной в последнюю очередь. Нельзя сказать, что в период Инь ванн был наделен функциями верзховного жреца. Китайская религия – язычество, примитивное, жречество было слабо развито, божества – духи предков. Жречество развивалось как обособленная группа только на основе общегосударственных празднеств, которые появились в эпоху Чжоу – культ дашэ. Главным жрецов стал ванн – Сын Неба.

В короткую эпоху Цинь сформировалась концепция китайского монархизма. В древности был Небесный властитель – Тянь-Хуан, Властитель Земли – Ди-Хуан и, самый почитаемый, Великий властитель – Тай-Хуан. Один из ванов, Ши Хуан, решил оставить слово Хуан и прибавить к нему «ди» - самый древний титул – «император». Приказы стали именоваться чжи (повеление), а указы – чжао (эдикты). Сам себя Хуанди называл «чжэнь» - мы. Именно этот период стал деспотическим.

В эпоху Хань порядки были похожи на циньские., но лишь внешне. Тоже шла централизация, дополнительный стимул – северная угроза, гунны, в результате чего выросла армия, налоги, усилилась роль государства во всех сферах, а Китай достиг современных своих размеров. Фигура ванна стала трактоваться в патерналистском духе, император – отец нации.

    1. Рудименты народного собрания

Китай – восточная деспотичная страна, если какие-то элементы представительства и были, то в лучшем случае в виде феодальных институтов съездов магнатов чжухоу.

Общеизвестен тезис о народном представительстве в древности как пережитке первобытной демократии. Правда, в ирригационных сообществах роль свободного труда первична по отношению к зависимому труду, все грандиозные сооружения созданы трудом свободных крестьян. Там, где есть свободные крестьяне, есть и политический институт народного собрания. Было были это в эпоху Инь неизвестно, но в эпоху позднего Чжоу до нас доходят сообщения о существовании народных собраний в отделньых царствах: Вэй, Цзюй, Тун, Чжэн, они ыбли и в эпоху «Борющихся госуарств» (Чжаньго, 453-221 гг. до н.э.)

Главные действующие лица собраний – гожэнь, «люди города». Это tiers etat Древнего Китая. Во время тяжелого положения страны их роль возрастает. Например, в 693 г. собрание собирало не только ополчение, но и решало вопрос об избрании нового ванна. Собрание проводилось чаще всего в форме диалога с толпой – чиновник говорит и задает вопросы, а толпа отвечает.

В ведении собрания находились вопросы избрания нового ванна, правда, собрание ограничивалось династией. Также созывалось ополчение, также заключались общественные договоры (царство Вэй), которые были похожи на договор об амнистии политических противников. Потом народное собрание созывалось на местном уровне в помощь правительственной администрации, контроль чиновников (сяосыкоу) становится жестче.

    1. Административный аппарат

При всей сложности дел, которые решал ванн, появление придворного совета кажется естественным. Ван в большом и трудном деле советовался с цинши (высшая аристократия), потом с шуминь (советниками), а потом обращался к гаданию на бирках и панцирях черепах.

Родовая верхушка вплоть до эпохи Цинь сохраняла сильные позиции в аппарате управления страной. Философия легизма с требования равенства всех перед законом нанес ощутимый удар по китайской аристократии, после которого та не смогла снова занять прежнее место. Титулы гунн, хоу и прочие кое-какое время оставались, но с ними не было связано никаких привилегий рождения.

Служилая аристократия появилась в Китае вместе с государством. Иньские шуминь делились на две группы: у – шаманы-плясуны и гадатели – и ши – грамотеи-секретари. С течением времени в эпоху Шан выделились три отрасли управления хозяйцством Китая: чэнь чжэнь – чиновники-администраторы, у гуань – военные, ши гуань – канцелярия.

Первая группа управляла определенной отпраслью или территорией, также отвечала за исполнение личных поручений ванна.

Вторая состояла из придворных и слуг ванна : цюань – псари, до мА – конюшие, шэ – копьеносцы.

Третья группа, 24 должности – канцеляристы, это не обязательно письмо. Они управляли отдельными отраслями жизни, например, некоторыми объединениями людей – ремесленниками и т.п. Они были вблизи ванна, среди них выделяют гадателей и астрологов.

В эпоху Чжоу отраслей стало четыре. Для обучения народа были учреждены институты:

  • Сян – питание

  • Сяо – образование

  • Сюй – стрельба из лука

  • Сио – общее название

Все институты имели цель уяснения законов, если законы человеческих отношений уяснены, то среди народа царит любовь.

Полная картина включала в себя пять отраслей управления. При Чжоу была попытка отделить отраслевое управление от территориального.

Верхи чиновничества организуются в упорядоченный центральный аппрата: сы – министры, тай – главные совестники, министры без портфеля, и тех и других по три.

Первая по важности отрасль управления – центральное ведоство во главе с императором, координатор всех остальных. Руководство осуществляли два первых советника – чэнсянь. При каждом была канцелярия, состоявшая из шичжун и шаншу – чиновников.

Потом шла военная отрасль с военным министром тай вэем. Он командовал армией с помощью генералов (цзювэй). Армия преимущественно из народного полчения.

Судебное ведомство управлялось тинвэем. Суд не был отделен от администрации, осуществлялось судебное производство в административном порядке.

Финансовое ведомство управлялось чжисунэйши, управлявшим сбором налогом с помощью фискалов ючжи и государственными запасами с помощью заведующих государственными складами тайцанлин.

Интересы казны и императора были разграничены – свидетельствует этому ведоство во главе с министром двора (шаофу), где были печатник (фуцзэлин), оружничий (эхолу), советник (боши), начальник телохранителей (вэйвэй) и другие.

И последнее ведоство – Верховная прокуратура (юйши дафу). Ее чиновники (цюйши) вели следствие

studfiles.net

Династия Чжоу в Китае

Все о Китае

  • Главная
  • Города
  • Культура и традиции
  • Язык
  • Туристам
    • Достопримечательности
    • Отдых
    Остров Хайнань, Китай Виза в Китай
  • Экономика и бизнес
  • Разное
Главная История Династия Чжоу в Китае Династия Чжоу в Китае карта

Содержание:

  • 1 Период Весны — Осени в истории Китая
  • 2 Период Воюющих Царств
  • 3 Внутренняя политика государства

mychinaexpert.ru

История Западного Чжоу. Древний Китай

Социально-политическое устройство

После захвата иньских земель перед чжоускими властями встала задача управления покорённым населением. Контролировать огромную территорию помогло создание системы укреплённых пунктов. В них находились войска, которые возглавляли родственники царя, преданные ему сановники и вожди союзных народностей. К созданию системы приступил уже У-ван. Он стал раздавать земельные пожалования с правом передачи их по наследству. Учитывая предназначение пожалований, для их обозначения лучше всего подходит определение «гарнизонные владения».

Параллельно была создана система из пяти аристократических титулов — гун (условный перевод «герцог»), хоу («князь»), бо («граф»), цзы («виконт») и нань («барон»). В соответствии с ними определялись размеры уделов. Чжоусцы заимствовали систему из социально-политического устройства Инь. Однако они придали ей качественно новый характер. Теперь аристократический титул, как и в средневековой Европе, был неразрывно связан с земельным владением. Кроме того, главы «гарнизонных владений» выполняли в первую очередь военные функции и следили за порядком — опять-таки как европейские феодалы в Средние века. Наконец, они обладали всей полнотой юридической и экономической власти на подвластной им территории. Об обязанностях и повседневных заботах чжоуских «владетельных особ» можно составить себе представление по песням «Шицзина».

Бронзовый сосуд ю. Западное Чжоу

Бронзовый сосуд ю. Западное Чжоу

Главы «гарнизонных владений» — князья Чжухоу — составили высший после царствующего дома слой в иерархии общества. Как правило, они находились в родстве с домом царя. Таким образом, раннечжоуская социальная элита представляла собой семейно-клановое объединение, в котором на первый план вновь вышли принципы патронимии. Хотя княжеские владения передавались по наследству, каждый новый князь обязан был явиться к царю, дабы подтвердить присягу вассала, данную его родом царскому дому, и получить от государя право на княжение. О том, как это происходило, повествует «Книга песен» («Шицзин»): Ханьский наш князь на великом пути, Должен к царю за указом идти. Княжеский жезл царь вручает и званье: «Дабы продолжил ты предков деянья. Долг не нарушив пред нами, о князь, Денно и нощно трудись, не ленясь. Если ты долг свой исполнишь исправно, Мы не изменим указ наш державный. Дань ко двору не несущих смиряя, Будешь помощником верным царя». Перевод А. Штукина.

В отличие от иньского «клана царей» при Чжоу установилось жёсткое право первородства (от отца к старшему сыну). Иногда во главе «гарнизонного владения» оказывалось по каким-то причинам семейство, не состоявшее в родстве с царским домом. Тогда, как правило, создавались родословные, доказывавшие родство. Считалось, что правители Китая должны стать одной большой семьёй, кланом.

В высшее сословие входили и люди, выполнявшие государственные административные функции — «министры» (цин). Однако «министры» назначались царём из его ближайших родственников или из тех же «владетельных особ». Царь руководствовался не столько способностями человека, сколько его семейно-клановым статусом. Пост «министра» повышал политический авторитет, открывал доступ к руководству страной и влиянию на царя. Поэтому 4Й для членов царствующего дома и «владетельных особ» солидные должности в скором времени превратились в «яблоко раздора».

Социально-политическое устройство «гарнизонных владений» повторяло устройство «государственного клана». Княжеская семья копировала царствующий дом. Её члены наделялись собственными владениями, теперь уже больше похожими на уделы. Эту ступеньку занимали сановники (дафу) — главы крупных семейно-клановых групп. Все они состояли в родстве с княжеской семьёй и возглавляли собственные уделы.

При дворах князей тоже были «министры» — на эти посты назначались дафу. Нижнее звено местной элиты составляли ши — главы больших семей, входивших в клан дафу. Как отпрыскам боковых ветвей (младшие дети младших сыновей), им уже не доставалось никаких уделов. Вынужденные добывать себе средства собственным трудом, ши поступали на военную службу, становились мелкими чиновниками, занимались интеллектуальной деятельностью. До поры до времени они осознавали своё дальнее родство с «владетельными особами» и княжескими домами и подчинялись устоям патронимии. Но постепенно их родственные связи становились всё более призрачными. И тогда ши начали превращаться в самостоятельное сословие. Они готовы были служить любому, кто больше платит.

Возможно, слабость Чжоуского государства была связана с преобладанием в «гарнизонных владениях» натурального, самообеспечивавшегося хозяйства. Владения были слабо связаны между собой экономически.

«Гарнизонные владения» на первых порах имели небольшие размеры. Они строго распадались на две иерархически неравные части — столицу, называемую «го», этот термин впоследствии был перенесён на царства и государства; и сельскую местность — поля (е). Городское население («столичные люди» — го жэнь) состояло из местной знати, солдат и их домочадцев. Вокруг столицы группировались и ремесленные центры, обслуживавшие княжеский двор и дворы «владетельных особ». Сельские жители («люди полей» — е жэнь) были в основном коренным (ещё иньским) населением, жившим по нормам прежней сельской общины.

Западночжоуское государство являло собой гигантский клан, пронизанный на всех уровнях семей- но-родственными отношениями, подчинявшимися к тому же патриархальным устоям. Большинство современных учёных предлагают характеризовать Западночжоуское государство как феодальное, оговаривая его специфические китайские особенности.

Но упования на действенность семейных устоев и родственных чувств были иллюзией. Это подтвердили первые же серьёзные события начала чжоуской эпохи.

Политическая история западного чжоу

После неожиданной смерти У-вана на трон вступил его наследник — Чэн-ван (1042—1021 гг.до н.э.), в то время ребёнок или подросток. У руля государства встал брат У-вана и один из младших сыновей Вэнь-вана, известный как чжоуский князь — Чжоу-гун. Он занял пост регента (временного правителя) при малолетнем племяннике-царе. И сразу вспыхнул мятеж его старших братьев, объединившихся с иньскими принцами крови. Разразилась настоящая гражданская война, в которую с обеих сторон были втянуты «владетельные особы». Чжоуский князь вышел из неё победителем. Он жестоко расправился с зачинщиками мятежа, не пощадив и старших братьев — чудовищное преступление по устоям китайского общества.

Эти события, видимо, заставили его задуматься над необходимостью срочной реорганизации социально-политического устройства страны. Захваченные после подавления мятежа северо-восточные, восточные и юго-восточные (левобережная часть нижнего течения Янцзы) земли князь раздал уже преимущественно полководцам — людям, не состоявшим в родственных связях с царским кланом. А основную территорию страны разделил на три части.

Одну из них составил домен — личные владения — чжоуского правящего дома (юго-западный район провинции Шэньси). Две другие были своего рода царскими протекторатами. Они по-прежнему состояли из «гарнизонных владений». Но их общее руководство осуществлялось принцами крови, которые одновременно должны были надзирать и за деятельностью князей. Параллельно чжоуский князь попытался создать административные органы, способные централизованно руководить страной. В их штате состояли даже шаманы и колдуны.

Реформы в какой-то степени помогли стабилизировать ситуацию в стране и создали Чжоу-гуну славу спасителя отечества. Последующие поколения признавали его самым выдающимся государственным деятелем своего времени — начала чжоуской эпохи. Ему же приписали идею «небесного мандата» и разработку государственной идеологии, которая предшествовала конфуцианскому учению. После того как чжоуский князь сложил с себя полномочия регента и отошёл от политической жизни (неизвестно, когда и как он умер), государство стало разрушаться. По мере расширения территории и новых пожалований на ещё свободных землях в регионе Хуанхэ число «гарнизонных владений» возрастало. Некоторые, в первую очередь находившиеся на периферии, увеличивали свои размеры за счёт захвата близлежащих территорий, укрепляясь тем самым в экономическом и военном отношении. Они обретали всё большую политическую независимость. Чжоуские власти (царь Муван; 976—922 гг. до н. э.) предприняли новую попытку масштабной военной, социально-политической и судебной (упорядочивание системы наказаний) реформ. Но и эти преобразования не принесли результатов.

Страна неуклонно втягивалась в бесконечные междоусобные конфликты. Царствующий дом раздирали распри. Цари низлагались и возводились на трон, невзирая ни на какие принципы престолонаследия. Подобные события происходили и в княжеских семьях.

Соответственно падал авторитет самого правящего дома. Люди с тревогой смотрели на небо, ожидая знаков, указывавших на утрату династией «небесного мандата». И такие знаки, конечно, появились. В апреле 899 г. до н. э. произошло солнечное затмение, после чего все конфликты и раздоры разгорелись с ещё большей силой.

О стремительном падении авторитета чжоуского правящего дома свидетельствует множество восстаний.

Хозяйственный уклад

Пахота. Фрагмент рельефа

Пахота. Фрагмент рельефа

По хозяйственно-экономическому укладу Западночжоуское государство внешне мало чем отличалось от Иньского. Главным богатством по-прежнему являлись земля и рабочие руки. Крестьянские семьи так и остались на положении арендаторов, плативших дань за пользование землёй. Перераспределение продукции происходило по государственным каналам и в форме обмена данью, подношениями и дарами. Возможно, чжоусцы попытались закрепить земельный участок за каждой семьёй. О такой системе — «колодезных полей» — идеализированно рассказывается в сочинении прославленного конфуцианского мыслителя Мэн-цзы (около 372—289 до н. э.). Система «колодезных полей» представляла собой аграрные комплексы из девяти наделов. Их расположение напоминало иероглиф «колодец». Восемь наделов обрабатывались отдельными семьями, а центральный — всеми вместе в пользу господина. Но такие попытки регулирования аграрного сектора, если они действительно имели место, не могли стимулировать его развитие. Дело в том, что по сравнению с иньской эпохой число потребителей дани намного увеличилось. Прежде чем дойти до государственной казны, дань проходила через руки «владетельных особ» и удельных князей. Каждому из них нужно было обеспечивать собственную семью и штат ши, а князю ещё и содержать войско. Чжоуские крестьяне платили намного большую дань, чем их предки. При этом качество пахотных земель продолжало ухудшаться, а население — расти. Достоверных статистических данных о количестве земли, приходившемся в чжоускую эпоху в среднем на душу населения, нет. По расчётам, сделанным на основании различных источников, это число составляло приблизительно 0,7 га.

В силу произошедших климатических и почвенных изменений обязательным элементом аграрной деятельности стало искусственное орошение пахотных земель. Но регионы бассейна Хуанхэ отличаются разнообразием природных зон и ландшафтов, неодинаковыми гидрологическими условиями. Отсюда существование разобщённых и обладающих собственными водными режимами экосистем. Потому водохозяйственная деятельность должна была вестись комплексно. Для регулирования стока вод и защиты пахотных земель от паводков и наводнений требовалось сооружать дамбы, плотины разных типов, водохранилища, а также искусственные водные артерии. В условиях относительно небольших «гарнизонных владений» создать подобные водохозяйственные системы и поднять с их помощью плодородие почв, было невозможно.

Итак, крестьяне трудились на крохотных клочках истощённой земли, получая мизерные урожаи. Стимула искать средства повышения культуры земледелия у них тоже не было: всё равно большую часть урожая придётся отдать. Остававшейся продукции еле-еле хватало, чтобы прокормиться. Делать запасы на случай неурожая или природных бедствий аграриям не удавалось, и они всё время находились под угрозой голодной смерти. Ни о каком товарообмене не могло быть и речи. Даже повседневную одежду землепашцы получали как подарок.

У крестьянских семей не было никакого имущества, и они не считались владельцами даже собственного жилья. Об этом свидетельствует обычай массового ухода от плохого «господина». Об этом также сообщается в песнях «Шицзина»: Ты, большая мышь, жадна, Моего не ешь пшена... Кинем мы твои поля — Есть счастливая земля, Да, счастливая земля. В той земле, в краю чужом, Мы найдём свой новый дом. Перевод А. Штукина.

Немногим лучше было положение служилых и солдат. Массовая нищета сковывала ремесленные отрасли, препятствовала развитию торговли. Страна оказалась по сути дела на той стадии натурального хозяйствования, из которой уже начало выходить иньское общество.

Народы Западного Чжоу

Западночжоуское государство, состоявшее из огромного числа владений и княжеств, фактически не имело единой границы. На его территории, рядом с собственно чжоускими владениями и в промежутках между ними, обитали другие народности. Чжоусцы отличали их по этническому и культурному признакам. Самих себя, а также прямых потомков иньского населения они называли «хуася», всех прочих обитателей Китая — «варварами». Происхождение и этнокультурные характеристики чжоуских «варваров» точно не известны. Некоторые из них могли иметь центральноазиатские корни. Другие могли быть коренным населением, происходящим от «варварских» народностей ещё иньского времени.

Бронзовая статуэтка ритуального характера

Бронзовая статуэтка ритуального характера. Западное Чжоу

Если в бассейне реки Хуанхэ шло этническое слияние чжоусцев и нечжоуских народностей и объединялись их культурные традиции, то в бассейне Янцзы взрастало самостоятельное «варварское» государство — царство Чу (XI в. — 223 г. до н. э.). С VIII в. до н. э. Чу, поглотив близлежащие владения, развернуло наступление на север. Одно за другим оно завоёвывало южные чжоуские владения. В 706 г. до н. э. правитель Чу провозгласил себя ваном, т. е. государем, равным чжоускому царю и полностью независимым от него.

Есть все основания предполагать, что царство Чу было представителем иного этнокультурного комплекса, чем сами чжоусцы и складывавшееся объединение хуася. Начавшееся противостояние Чу и Западночжоуского государства носило не просто военно-политический характер. Оно сулило вырасти в противоборство между различными народами и их культурными ценностями.

Конец Западного Чжоу

Провинция Шэньси

Провинция Шэньси

В китайской историографии деградация чжоуского правящего дома традиционно объясняется неправедными поступками и личными дурными качествами государей. Именно под таким углом зрения подаются события правления последнего западночжоуского царя — Ю-вана (781—771 гг. до н. а). В 770 г. до н. э. царский домен в очередной раз подвергся нападению западных «варваров» (жунов). Правительственные войска оказались не в состоянии дать им отпор, а удельные князья не пришли царю на помощь. Сыма Цянь повествует о царствовании Ю-вана и об этих событиях так: «На третьем году правления Ю-ван страстно полюбил Бао-сы... Бао-сы родила сына Бо-фу. В конце концов он устранил старшую жену и старшего сына — наследника, сделав Бао-сы государыней, а Бо-фу — наследником... Бао-сы не любила смеяться. Ю-ван всеми способами старался её рассмешить, но она не смеялась. Ю-ван соорудил сигнальные вышки и установил большие барабаны. Когда приближался противник, на сигнальных вышках зажигали огни. Владетельные князья все прибывали на помощь. Однажды все прибыли, но увидели, что неприятеля нет, вот тогда-то Бао-сы громко рассмеялась. Ю-ван обрадовался этому и много раз зажигал сигнальные огни. После этого сигналам перестали верить, и владетельные князья один за другим перестали являться на помощь». К сказанному Сыма Цянем остаётся только добавить, что история любви Ю-вана к Бао-сы превратилась в самый известный в Китае пример пагубности влияния женщины на государственное правление. А образ Бао-сы стал воплощением «красавицы злодейки», способной погубить страну.

Не менее показательный штрих — зловещие небесные знамения и природные катаклизмы — в картину злосчастного правления Ю-вана привносит «Книга песен»: Лишь началась десятая луна, Ив первый день луны, синь-мао день, Затмилось солнце. Горе и беду Великие сулит затменья тень!... Перевод А. Штукина.

Кончилось тем, что жуны разграбили столицу и убили Ю-вана. Так завершился западночжоуский период.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Чжоу (династия) - это... Что такое Чжоу (династия)?

Китай во время династии Западное Чжоу (1045—770 до н. э.)

Династия Чжоу (кит. упр. 周朝, пиньинь: Zhōu Cháo, палл.: Чжоу; с 1045 до н.

э. по 221 до н. э.[1]) — китайская династия и период в истории Китая. Династия Чжоу свергла династию Шан и прекратилась после победы династии Цинь.

Хотя династия длилась формально около 800 лет, этот период был неоднородным, и историки делят его на несколько периодов.

  1. Западная Чжоу (1045 до н. э. — 770 до н. э.) — когда дом Чжоу владел территорией в бассейне Средней Хуанхэ.
  2. Восточная Чжоу (770 до н. э. — 256 до н. э.) — когда дом Чжоу постепенно утрачивал гегемонию, а территория Китая была поделена между отдельными царствами.
2.1 Вёсны и Осени (период) (Чуньцю), соответствующий хронике (чуньцю) царства Лу, которую редактировал Конфуций, период заканчивается в 481 г. до н. э., а берет своё начало ещё в 722 г. до н. э..Тогда на территории Китая существовало большое число отдельных владений (часть из них было китайскими, а часть — создана другими народами). Правитель (ван) царства Чжоу обладал центральной властью — сначала реальной, потом всё более номинальной. 2.2 Период Сражающихся царств (Чжаньго) начиная с 403 г. до н. э. и далее до 221 г. до н. э., когда Царство Чжоу было уже уничтожено — политику в Китае определяли другие царства.

При этом, говоря о Восточной Чжоу, имеют в виду скорее само царство Чжоу, превратившееся к тому времени в удельное царство и утратившее главенство, а периоды Чуньцю и Чжаньго рассматривают с точки зрения взаимоотношения всех государств и удельных княжеств на территории Китая.

Первой столицей государства Чжоу стал город Хао (кит. трад. 鎬, упр. 镐, пиньинь: Hào, палл.: Хао) на реке Вэйхэ, в непосредственной близости от современного города Сиань.

Государство Чжоу при этом продолжало культурную традицию предыдущего государства Шан, расширяя своё культурное влияние и увеличивая империю.

История и конфуцианская интерпретация

Племена Чжоу проживали к востоку от царства Шан, в долине реки Вэй, ок. 12 в. до н. э. Согласно гадательным надписям как Шан, так и Чжоу, правитель Шан У-дин часто направлял своих вассалов против Чжоу, и в определенный момент Чжоу приняло статус подчиненной территории, который сопровождался подачей дани, политическими браками и поклонением предкам-основателям Шан. Усилившись в 11 в. до н. э., княжество Чжоу, возглавляемое правителем У, повело коалицию своих сторонников против Шан, атаковало столицу и свергло шанскую гегемонию. Переход власти к династии Чжоу характеризовался установлением ритуалов почитания Неба взамен почитанию предков, при этом император именовался Сыном Неба[источник не указан 1296 дней].

Китайская историческая традиция, сформировавшаяся в конфуцианской среде, объясняет падение династии Шан в космогоническом ключе, как утрату небесного мандата:

Последний император Шан Чжоу-Синь изображался крайне жестоким и развратным, утратившим добродетели и не внимающим увещеваниям, в то время как чжоуский Вэнь-ван скрыто совершенствовал добродетели и завоёвывал себе сторонников. Сын Вэнь-вана У-ван продолжал дело отца. После серии жестоких и необдуманных поступков со стороны Чжоу-Синя он поднял восстание, Чжоу-Синь покончил с собой, бросившись в огонь. Была установлена новая династия, правители которой стали носить титул ван вместо прежнего титула ди. Сыну Чжоу-Синя был пожалован удел земли и титул при новом дворе. В это время прославился также мудрец Чжоу-гун — советник У-вана.

Армия Чжоу

Войско Западного Чжоу делилась на Шесть западных армий и Восемь армий Чжнчжоу. Армии действовали на северном плато и в долине Хуанхэ. Во времена Чжоу получили распространение боевые колесницы, заимствованные из Средней Азии .[2]

Феодальная система

Общественная система в Китае времён Чжоу состояла в том, что император (ван) утверждал и назначал удельных правителей (чжухоу), которые получали титул гуна и хоу. Во главе многих удельных владений были поставлены представители младших линий династии Чжоу, в частности, во главе княжеств Лу, Cтаршая (Малая) Вэй, У, Цай, Цао, Цзинь, Чжэн. Удельными правителями становились также правители отдельных царств, признававших гегемонию вана. Чжухоу обязаны были регулярно являться ко двору и приносить дары, за что получали от вана также богатые подарки.

В случае слабости или неадекватности центрального правительства чжухоу переставали являться ко двору. Удельные правители постоянно враждовали друг с другом, завоёвывали соседние княжества, и нередко устраивали в своем владении систему, подобную дому Чжоу.

В 403 г. до н. э. правители царств Чжао, Хань, Вэй провозгласили себя ванами, после чего формальная централизованная система отношений нарушилась, с ваном Чжоуского домена вообще перестали считаться.

Западное и восточное Чжоу

Музыкальный инструмент — бронзовый колокол времён Западного Чжоу

Датировка начала династии Чжоу остаётся предметом дискуссий, годом установления власти в Китае и победы над династией Шан традиционно считается 1122 до н. э., критики указывают на 1027 до н. э., существуют и другие концепции.

Западное Чжоу

История и жизнь Западного Чжоу известна по классическим трактатам «Чжоули» — Чжоуские ритуалы, «Шуцзин» — Книга Истории, «Шицзин» — Книга Песен, «Ицзин» — гадательная Книга Перемен, дополнительно имеются многочисленные надписи на бронзовых сосудах.

Поначалу семейство Цзи осуществляло достаточно крепкий контроль над всей страной. В 771 до н. э., после того как Ю-ван устранил свою жену, заменив её наложницей, столица была занята войсками отца свергнутой царицы, который заключил союз с кочевниками. Новым царём был провозглашён сын царицы, и его признали гуны Чжэн, Лу и Цинь и хоу Шэнь — отец бывшей старшей жены. Столица была перенесена в Лоян.

Это событие, связанное с ослаблением центральной власти и перенесением столицы с запада на восток, для историков знаменует переход от периода Западного Чжоу (кит. упр. 西周, пиньинь: Xī Zhōu) к периоду Восточного Чжоу (кит. трад. 東周, упр. 东周, пиньинь: Dōng Zhōu).

Стабильная хронология начинается с 841 до н. э., с этой даты история достаточно аккуратно прослеживается в Исторических записках (Шицзи) Сыма Цяня и других летописях.

Восточное Чжоу

Перенос столицы (формально по соображениям безопасности от жунов) был предпринят удельными князьями, утвердившими Пин-вана на царствование после свержения Ю-вана. При этом значение дома Чжоу резко упало, получив ограниченный удел, дом Чжоу, по сути дела, превратился в такое же удельное княжество, а ван стал «первым среди равных». Тем не менее главенство вана сохранялось.

Период Восточного Чжоу с 722 до н. э. по 481 до н. э называется Период Весны и Осени (Чуньцю) — по названию известной исторической летописи.

Чунцю

Более детально события этого периода изложены в хронике «Цзочжуань», которая является комментарием на скупую хронику «Чуньцю». В этот период с центром (Чжоу) взаимодействовали вассальные царства Цай, Чэнь, Чу, Хуа, Цзинь, Лу, Ци, Цинь, Шу, Сун, Вэй, У, Янь, Юэ, Чжэн.

Наибольшее значение приобрели царства Цзинь, Чу, Ци и Цинь, а также царство Чжэн, которые активно вмешивались в дела центрального двора и нередко определяли политику.

Среди удельных князей в это время стали выделяться гегемоны, которые потом формально утверждались ваном. Гегемоны нередко обладали большей властью и влиянием, чем чжоуский ван.

Чжаньго

Следующий период называется Период Сражающихся царств — с 480 до н. э. по 221 до н. э. по другому хронологическому сочинению. Период Сражающихся царств длится 34 года уже после падения Восточного Чжоу в 256 году до н. э. Этот период описан в первую очередь в поздней хронике «Стратегии Сражающихся царств» (кит. упр. 戰國策/战国策, пиньинь: Zhàn Guó Cè, палл.: Чжаньгоцэ, буквально: «Стратегии Сражающихся царств»). В начале этого периода могущественное царство Цзинь в 403 распалось на три части — Хань, Чжао и Вэй. В дальнейшем история периода характеризуется как противодействие царств Чу, Хань, Ци, Цинь, Шу, Сун, Вэй, Янь, Юэ, Чжао. Многие правители этих царств получили титул вана (императора), ван царства Чжоу практически полностью утратил власть и влияние. В результате длительной борьбы за гегемонию император Цинь Шихуан смог объединить Китай и основал новую династию Цинь.

Литературное наследие эпохи Чжоу

В этот период созданы произведения, не только заложившие основу китайской цивилизации, но и оказавшие свое влияние на развитие всего человечества. Наиболее значимы следующие сочинения:

Существенная часть чжоусских источников была использована Сыма Танем и Сыма Цянем при компиляции Исторических записок. Известно, что чжоусский двор хранил архивы, и они оберегались как историческая и, возможно, ритуальная ценность. Так, согласно Цзо чжуань, в 517 до н.э. Чао, сын покойного чжоусского монарха, бежал от армии царства Цзинь в Чу; сопровождаемый другими членами дома Чжоу, он увёз с собой архивы династии. Сам Сыма Цянь упоминает, что его предки были хранителями архивов Чжоу. Мифологизированноое повествование из Анналов Люй Бувэя сообщает, что чжоусские архивы представляли собой хранилище документов прошлых династий: "[на закате династии Ся] старший историограф Чжун Гу с рыданиями извлёк документы и постановления... и сбежал ко двору Шан. Когда [последний шанский монарх] становился всё более безрассудным и лживым, историограф Сян Чжи сбежал в Чжоу - вместе с документами".[3]

Важный источник по изучению языка и литературной стилистики Чжоу представляют собой надписи на бронзе: в отличие текстов, сохранённых традицией, они избежали редакторских правок.

Упадок

Сельское хозяйство

Археологические находки времён династии Чжоу

В Шанхайском музее хранится большая коллекция находок и реликвий, связанных с династией Чжоу. Особое значение имеют бронзовые ритуальные сосуды, количество которых отображало иерархический статус их обладателя. Создание таких сосудов являлось делом государственной важности и требовало сложной экономической и дизайнерской планировки.

См. также

Примечания

  1. ↑ Ancient Dynasties
  2. ↑ Shaughnessy, Edward L. Historical Perspectives on The Introduction of The Chariot Into China. Harvard Journal of Asiatic Studies, Vol. 48, No. 1 (Jun., 1988), pp. 189—237
  3. ↑ Tsien, Written on Bamboo and Silk, 2004:9-10.

Источники

  • Lee, Yuan-Yuan and Shen, Sinyan. (1999). Chinese Musical Instruments (Chinese Music Monograph Series). Chinese Music Society of North America Press. ISBN 1-880464-03-9
  • Shen, Sinyan (1987), Acoustics of Ancient Chinese Bells, Scientific American, 256, 94.
  • Sun, Yan. 2006. «Cultural and Political Control in North China: Style and Use of the Bronzes of Yan at Liulihe during the Early Western Zhou.» In: Contact and Exchange in the Ancient World. Edited by Victor H. Mair. University of Hawai’i Press, Honolulu. Pages 215—237. ISBN 978-0-8248-2884-4; ISBN 0-8248-2884-4.
  • Feng, Li. 2006. Landscape and Power in Early China: The Crisis and Fall of the Western Zhou 1045—771 BC

Литература

Ссылки

Предшественник:Шан Династия Чжоу1045 – 256 до н. э. Преемник:Цинь

dic.academic.ru

Начало эпохи Чжоу. История Древнего Китая

Эпоха Чжоу (1046—221 гг. до н. э.) занимает особое место в истории китайской цивилизации. И не только потому, что она самая протяжённая. В ходе относящихся к ней столетий в Древнем Китае произошли грандиозные изменения во всех сферах жизни общества. В процессе этих изменений сложились базовые для империи модель государственности, хозяйственно-экономический уклад, духовные традиции и ценности.

В соответствии с последовательностью историко-политических событий в этой эпохе различают два основных периода — Раннее (Западное) Чжоу (1046—770 гг. до н. э.) и Позднее (Восточное) Чжоу (770—221 гг. до н. э.).Во втором из них выделяют ещё два самостоятельных исторических отрезка — Вёсны и осени (Чуньцю; 770—475 гг. до н. э.) и Борющиеся (Сражающиеся, Воюющие) царства (Чжаньго; 475— 221 гг. до н. э.).

На рубеже эпох

О родословной чжоуского правящего дома и протоистории чжоусцев в древних книгах повествуется под робнее, чем о шанцах. Прародителем чжоусцев называют Хоу-цзи (Государь-просо). Рассказывается о том, как чжоусцы, первоначально обитавшие к северо-западу от Инь (местность Бинь на северо-западе центральной провинции Шэньси, около 100 км к северо-западу от города Сиань), подверглись набегам «варваров». Спасаясь, они переселились в другое место (район гор Цишань, юго-западная часть Шэньси, в 120—130 км к западу от Сианя). Там усердно занялись земледелием и постепенно приступили к строительству собственного государства. В самом конце XII в. до н. э. (по новейшим данным) его возглавлял правитель, обладавший необыкновенными мудростью и добродетелями. Он получил посмертный титул Просвещённый царь — Вэнь-ван (1099?—1050? гг. до н. э.). В глазах всех последующих мыслителей и историков Вэнь-ван воплощал собой образец идеального государя. Это принесло ему уважение не только среди собственных подданных, но и среди других народностей, находившихся в зависимости от иньского правящего режима. В «Исторических записках» сказано, что он «был неизменно милосерден, чтил старых, заботился о малых, уважал мудрых и склонялся перед ними. Целыми днями принимал служилых, не имея времени на еду, и поэтому служилые в большом числе шли под его руку...».

Бронзовые боевые топоры

Бронзовые боевые топоры — элемент вооружения древнекитайской армии. Эпоха Чжоу

Во главе Иньского государства в то время стоял царь-тиран Чжоу-синь, который был средоточием зла, ужасных пороков. «Царь Чжоу, — пишет Сыма Цянь, — отличался красноречием, живостью и остротой ума, воспринимая всё быстро, а способностями и физической силой превосходил окружающих. Мог голыми руками бороться с дикими зверями... Бахвалился перед подданными своими способностями, славой вознося себя над Поднебесной (древнее самоназвание Китая. — Прим. ред.), считая всех остальных ниже себя. Любил вино, распутство и развлечения, питая пристрастие к женщинам... Пренебрежительно относился к духам усопших и небесным духам. Собирал большие увеселительные сборища в Шацю, вином наполнял пруды, развешивал туши, устраивая из них лес, заставлял мужчин и женщин нагими гоняться друг за другом и устраивал оргии на всю ночь. Народ роптал...»

Опасаясь роста политического авторитета Вэнь-вана и ненавидя его, Чжоу-синь повелел заточить праведника в темницу. Вэнь-вана спасли родственники и друзья, вызволившие его за огромный выкуп. Отпущенный на свободу, мудрец продолжил свои деяния на благо собственного государства. Он собирал вокруг себя всё новых соратников и бывших иньских вассалов, уже открыто переходивших на его сторону. Однако сам продолжал хранить верность присяге, данной его родом иньским царям, и воздерживался от выступления против Чжоу-синя. И это также неизменно ставилось ему в заслугу последующими поколениями. Миссию покарать Чжоу-синя и свергнуть «насквозь прогнившую» иньскую династию взял на себя лишь сын Вэнь-вана — У-ван (Воинственный царь; 1049? —1043 гг. до н. э.). После одержанной победы У-ван вернулся в родные места, избрав своей столицей отстроенный ещё Вэнь-ваном город Хао (на месте современного Сианя).

Город Хао (ныне Сиань)

Город Хао (ныне Сиань), ставший после прихода к власти царя У-вана столицей государства Чжоу. Современный вид. Эпоха

Итак, в эту эпоху первоочередное значение придавалось не только личным моральным качествам государя, но и его религиозным убеждениям и даже таким видам художественной (в нашем сегодняшнем понимании) деятельности, как музыкальное творчество. В целом же события, сопутствовавшие гибели Инь, китайские историки рассматривают как сугубо политическое противоборство между «хорошими» и «плохими» правителями, причём исходя преимущественно из моральных критериев. Никакие другие возможные причины случившегося не оговариваются.

Сам факт чжоуского завоевания и правдоподобность рассказа о том, как оно свершилось, не вызывали сомнений у современных историков. Однако по поводу происхождения чжоусцев высказывались различные гипотезы.

Одно время господствовала точка зрения, что чжоусцы были кочевниками, стремительно вторгнувшимися в бассейн Хуанхэ и разрушившими более развитую цивилизацию. Ныне частично признаётся верность письменных сведений о протоистории чжоусцев. Предполагается, что, исходно действительно бывшие кочевниками и принадлежавшие, видимо, к прототюркскому миру, чжоусцы проникли на территорию Китая приблизительно в первой половине иньской эпохи. Постепенно они перешли к оседлому образу жизни. С середины XIII в. до н. э. приступили к строительству собственной государственности, взяв за образец политический, административный и духовный опыт Инь. При этом сохранили элементы собственных культурных традиций, что позволило им не только сравняться с иньцами, но и превзойти их. Поэтому события XI в. до н. э. были скорее сменой правящих режимов, чем завоеванием. Но что же всё-таки случилось?

Экологическая катастрофа

К XIII—XII вв. до н. э. до Дальнего Востока дошла волна «малого ледникового периода» — глобального похолодания, начавшегося на рубеже II— I тысячелетий до н. э. Природные условия Центральной Китайской равнины менялись. Стало суше и значительно холоднее. Климатические изменения привели к засухам и наводнениям. Всё вместе повлекло решительные изменения флоры и фауны. В лесах перевелись влаго и теплолюбивые животные, озёра пересохли, просторные луга исчезли. Ещё недавно крестьяне собирали с одного поля по два урожая в год (просо и пшеница). Теперь следовали неурожайные годы, до десяти голодных лет на один удачный.

Губительные для сельского хозяйства последствия природных катаклизмов усугублялись другими факторами. На рубеже III—II тысячелетий до н. э. в Китае произошёл переход от мотыжного к пашенному подсечно-огневому земледелию. Данное событие совпадает с периодом формирования в Китае государственности. Потому логично предположить, что оно было вызвано как естественным прогрессом в технологии земледелия, так и возрастанием экономических нужд нарождающейся государственности. В качестве основного земледельческого орудия теперь использовалась соха. В неё впрягались не тягловые животные, а люди.

Дальнейшее усиление государственности сопровождалось разрастанием управленческих структур и вооружённых сил. Расходы казны увеличивались. Для их покрытия требовалось повышение производительности главной отрасли экономики — сельского хозяйства (в нём было занято подавляющее большинство населения). Но вместо совершенствования технологии земледелия шанцы шли по пути механического расширения сельскохозяйственных угодий. Они приступили к массовой вырубке лесов, при этом практически не занимались ни садоводством, ни скотоводством. Из-за неразвитости данных отраслей местные жители лишались определённого набора продуктов, страдал и весь природно-экологический комплекс.

Провинция Шэньси

Провинция Шэньси — один из древнейших земледельческих районов Китая

Можно сравнить сложившееся в Китае положение с хозяйственными традициями Средиземноморья. Земледелие Эллады даже после повсеместного распространения там зерно-водства было ориентировано в основном на маслины и виноград, а производство — на оливковое масло и виноделие. К началу новой эры Италия представляла собой огромный сад, дополняемый пастбищами и полями злаковых. Иными словами, в Средиземноморье леса (естественный ландшафт) сводились не столько под пашню, сколько под пастбища, сады, рощи плодовых и технических культур, которые способны поддерживать само-регуляцию природных комплексов. Древнекитайское пашенное земледелие привело к распашке Лёссового плато до такой степени, что естественный ландшафт был почти полностью заменён сельскохозяйственными угодьями. Природные комплексы стали терять способность к саморегуляции, причем в самый уязвимый для себя момент.

Главная же опасность, поджидавшая аграрное население бассейна реки Хуанхэ, заключалась в подверженности лёссовых почв эрозии (размыв наиболее плодородных слоёв). Теперь к данным проблемам присоединились результаты человеческого вмешательства. Эрозии почв препятствуют не только лесные массивы, но и небольшие заросли деревьев, кустарников, а также травянистая растительность, находящаяся между пашнями, например на склонах холмов или оврагов. В Инь эти островки дикой природы уничтожались. Деревья и кустарники продолжали вырубаться ради новых клочков пахотных земель. Кое-где оставшаяся травянистая растительность пускалась на удобрение и топливо. В результате страна оказалась на грани страшного экологического кризиса.

Дань, собираемая с трудового населения, стремительно иссякала. Для пополнения казны власти вынуждены были увеличивать размеры поборов, и крестьянские общины, отдававшие последнее, с трудом сводили концы с концами. Лишней продукции для товарного обмена не оставалось. Хозяйства, специализировавшиеся на промыслах, и региональные ремесленные центры лишались источников

Повседневная одежда китайского крестьянина. Эпоха Чжоу

Повседневная одежда китайского крестьянина. Эпоха Чжоу

продовольствия. Материальное обеспечение казённых ремесленников, низового чиновничества и, что самое опасное, армии ухудшалось. Можно не сомневаться, что государство прибегало и к карательным мерам, насильно отнимая у населения причитавшуюся дань. Не воспоминания ли о таком насилии отразились в рассказе о богатырской удали, своеволии и свирепости Чжоусиня? Но сами карательные акции требовали дополнительных расходов и служили лишним поводом для проклятий в адрес правящего дома и царя.

Внутренние политические и экономические сложности усугублялись внешними угрозами. На глазах слабеющее государство сделалось заманчивой добычей для соседей. И похоже, что шанцы терпели в битвах одно поражение за другим.

Нужно учитывать особенности иньской картины мира. Беды, обрушившиеся на страну, воспринимались не только как результат «неправедного правления» властей. В них видели и знак того, что царствующая династия прогневала высшие силы, лишилась их покровительства. В последние годы правления Чжоусиня произошло зловещее «небесное явление». Оно потрясло шанцев и уверило их в неизбежности грядущей катастрофы. Этим «знамением» было чрезвычайно редкое астрономическое событие — «парад планет», состоявшийся, по расчётам современных специалистов, в конце мая 1059 г. до н. э.

Нельзя не удивляться историческому чутью Сыма Цяня, позволившему ему так точно передать массовый психологический настрой шанцев. Народ роптал, вассалы и «служилые» толпами бежали к чжоусцам, иньские солдаты отказывались воевать и переходили на сторону врага. Чжоусцы сумели разобраться в этих настроениях и использовать те же религиозно-идеологические факторы в своих целях.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru


Смотрите также