Школа чиновников в древнем Египте. Министерство образования и науки Российской Федерации. Чиновник в древнем египте


Чиновники фараонов

Древний Египет располагался в узкой долине Нила, окруженной безводной пустыней и голыми скалами. Большая часть населения проживала в оазисах и долинах небольших рек. Однако, следует отметить, что благодаря разливам Нила, египтяне успешно и рационально использовали эти земли для ведения сельского хозяйства. Они научились управлять разливами Нила и совершенствовать земледелие. Когда Европа жила в каменном веке, в Северной Африке уже существовала высокоразвитая древнеегипетская цивилизация.

Благодаря наличию в Древнем Египте талантливых архитекторов, художников, писцов, сохранились удивительные объекты, рисунки, летописи и иные предметы, которые обоснованно можно назвать артефактами древней цивилизации.

Искусство Древнего Египта неотделимо от мифологии и религии государства. Все произведения мастера создавали, придерживаясь строгих канонов.

Древнеегипетский мастер письма обязан был владеть языком иероглифов, иератическим и демотическим письмом, а также знать арифметику. Писцами всегда были мужчины из зажиточных семей. Основным местом их работы был двор фараонов, храмы и воинские подразделения. Навыки работы передавались писцами по наследству. Сыновья в таких семьях с раннего возраста воспитывались и обучались с расчетом, что вскоре займут место отца.

Школы писцов организовывались при дворцах вельмож, при храмах. Обучались в них дети с пятилетнего возраста. Вначале учащегося учили правильно и красиво писать, затем составлять деловые документы и религиозные тексты. Маленькому ребенку необходимо было запомнить около 700 иероглифов и освоить все стили написания (беглое, классическое и упрощенное). Основными учебными принадлежностями учеников были небольшая чашечка для воды, дощечка с углублениями для краски из охры и сажи, а также тростниковая палочка, используемая для письма.

Процесс образования был достаточно трудным для малышей. Занятия шли с раннего утра до вечера. Неуспевающих жестоко наказывали. Чтобы добиться успехов в учебе дети жертвовали обычными мирскими радостями. В одном из папирусов найдены наставления для учеников: «Вставай на свое место! Книги уже лежат перед твоими товарищами. Читай прилежно книгу. Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши твоими пальцами и читай ночью. Не проводи дня праздно, иначе горе твоему телу. Спрашивай совета того, кто знает больше тебя. Мне говорят, что ты забрасываешь ученье, ты предаешься удовольствиям, ты бродишь из улицы в улицу, где пахнет пивом. А пиво совращает душу. Ты похож на молельню без бога, на дом без хлеба. Тебя учат петь под флейту. Ты сидишь перед девушкой, и ты умащен благовониями. Твой венок из цветов висит у тебя на шее. Я свяжу твои ноги, если ты будешь бродить по улицам, и ты будешь избит гиппопотамовой плетью».

Только благодаря работе писцов Древнего Египта мы имеем образцы указов и экономических документов, истории, записанные со слов представителей разных слоев общества, рассказы странников и иноземцев.

Профессия писца была очень уважаемой и престижной в древнеегипетском обществе. Большинство писцов были приближены к власти страны. И, конечно, они имели привилегии: освобождались от службы в армии и от уплаты налогов. Совместно с художниками и ремесленниками они украшали надписями дома, статуи, усыпальницы, мебель и многое другое. В одном из папирусов найдена следующая запись: «Смотри, нет другой должности, кроме должности писца, где человек всегда начальник» или «Будь писцом! Это освободит тебя от податей, защитит тебя от работ всяких, удалит тебя от мотыги… и не будешь ты носить корзину… Не будешь ты под владыками многими и под начальниками многочисленными».

Писцы являлись интеллектуальной элитой, участвуя в административном управлении и экономической деятельности государства. Многие из них выполняли функции библиотекарей, сохраняя и преумножая литературные памятники древней цивилизации. Хранитель библиотеки фараона одновременно являлся и наставником наследника престола.

При дворе древнеегипетского фараона существовала и школа подготовки будущих чиновников. Юноши практиковались в переписывании деловых бумаг и написании сочинений, касающихся управленческих методов и прославлении преимуществ карьеры чиновника и принижении роли других профессий.

Вот как автор из школы чиновников пишет о труде земледельца: «Говорят мне, что ты бросаешь книги, предаешься танцам, обращаешь лицо к сельскому хозяйству, а не к слову божьему. Неужели ты не помнишь положения земледельца во время жатвы? Черви воруют половину зерна, гиппопотамы пожирают другую, мыши умножаются в поле… «. А вот как описывает будущий чиновник злоключения офицера: «У него множество неприятностей. С детства приводят его, чтобы запереть в казарму. Обрати сердце твое, чтобы сделаться писцом, ты будешь управлять людьми».

Ученики школы чиновников упражнялись и в литературном жанре: писали оды царям, приветственные послания, жалобы, деловые письма, приказы, а также производили математические вычисления – например, рассчитывали материальные ресурсы, необходимые для снабжения войск или количество рабочих, требуемых для строительства. Будущие чиновники обучались служебному и придворному этикету. Самые лучшие наставники обучали учеников школы чиновников держать себя в обществе правителей и жрецов, в семье, в гостях, с начальством и подчиненными. Вот что писал советник фараона своему наследнику: «Если ты возвысился из ничтожества или разбогател после бедности, не превозносись и не насильничай, полагаясь на свои сокровища. Гни спину перед начальством, тогда твой дом будет в порядке, а твое жалование в исправности. Плохо тому, кто противится начальнику, но легко жить, когда он благоволит. Мудрец сыт тем, что он знает. Хорошая речь выше драгоценных камней. Будь внимателен к тому, что говоришь. Повторяй слово за словом, не пропуская, не заменяя одно слово другим».

Несмотря на, казалось бы, высокие цели, ставившиеся перед чиновниками Древнего Египта, простые люди страшились их, поскольку любое их появление возвещало либо о конфискации скромного имущества, либо битье палками. Конечно, не все чиновники были такими жестокими по отношению к бедным слоям населения. Так везир Птахмес оставил следующую запись: «Я делал то, что хвалят люди и что угодно богам. Я давал хлеб голодному. Я кормил того, кто ничего не имел».

В древние времена считалось, что египетская администрация была самой грамотной и профессиональной. Писцы часто оставляли свои имена с перечислением своих титулов на многих предметах с помощью цилиндрических печатей. В Египте существовало множество должностей и титулов, перечень и описание которых дошли до нас благодаря справочнику египетской иерархии, написанному во времена Рамессидов.

Важными задачами, решаемые чиновниками фараонов, были проведение переписи населения (она проводилась со строгой периодичностью), составление земельных кадастров, осуществление учета всех материальных ресурсов. В одном из найденных документов так описывались обязанности писца: «Учитывает всю страну пред его величеством [и] творит смотры ока каждого (т. е. всех людей) и численность войска, жречества… хему царя (царские рабочие), мастеров всех страны всей целиком (а также крупного рогатого) скота, птицы [и] мелкого скота всего, писец войска…»

Перепись имела еще одно значение – во время ее, получившее хорошее образование юноши, распределялись по видам деятельности: часть становилась чиновниками (писцами), часть – мастерами, часть – воинами, а остальные превращались в царских землевладельцев.

Школа древнеегипетских архитекторов также хорошо известна в мире. В древнеегипетской цивилизации профессия архитектора была одной из самых уважаемых и передавалась по наследству. Начальное образование будущие архитекторы получали в школах писцов, а далее совершенствовали свое мастерство, работая в семье. Многие архитекторы древности были одновременно и жрецами или советниками правителей. К сожалению, считалось, что архитектурные сооружения всегда носят мистический характер, поэтому во время войн или смен династий их старались полностью разрушить.

Древний Египет считается колыбелью древнейшей цивилизации Земли. Именно здесь возникло самое первое государство мира, зародилась математика, письмо, медицина, астрономия. Величественные развалины храмов, постройки, окружающие их, таят в себе загадки и окружены мистическим ореолом. Каждое прикосновение к древнеегипетским летописям – это путешествие к истокам культуры и цивилизации, которая передала нам свое наследие как бесценный дар.

No related links found

tainy.net

Вопросы к главе

1. Чем отличалась первая революция в менеджменте от третьей? Каковы их характерные черты?

2. Что случилось с менеджментом в период диверсификации соб­ственности?

3. Как вы понимаете процесс отделения управления от производ­ства и превращения управления в самостоятельную профес­сию?

4. Почему нужно различать два понятия: менеджеры как само­стоятельная профессия и менеджеры как самостоятельный класс?

5. Когда закончилась четвертая революция в менеджменте и ка­ковы ее характерные черты?

6. В чем состоит специфика управленческих революций в Рос­сии и их отличие от западных?

Конкретный пример 1. Свод законов Хаммурапи

Некоторые законы мудрейшего правителя древно­сти поучительны для потомков. Согласно одному из них, родители могли продавать детей, если к тому их принуж­дала нищета. Если замужнюю женщину обнаруживали с любовником, то ее бросали в воду; а на неверного мужа можно было только жаловаться в суд. За несправедли­вое обвинение клеветник наказывался по суду обстрижением височных волос. За убийство мужа виновницу сажали на кол. За злословие на родителей отрезали язык, за побои — отрубали руку. Муж ничего не получал из приданного покойной жены — оно принадлежало детям. Напротив, вдове возвращали ее приданое и подарки мужа, она пользовалась оставленным имуществом со­вместно с детьми.

Начальники за притеснение солдат подвергались смертной казни. За воровство полагалась смертная казнь, за кражу со взломом грабителя убивали у стены дома и закапывали на месте. К вору приравнивался продавший потерянную вещь, а также ее покупатель, не доказавший, что он купил не заведомо краденое. Хирург, сделавший удачную операцию знатному человеку, по­лучал 10 сиклей, простому — 5, но за неудачную лишал­ся рук.

Архитектора вознаграждали сообразно величине постройки, по мерке за каждую единицу пространства. Если дом обрушится и задавит хозяина, архитектор под­вергается казни; если погибнет сын хозяина, казнят сына архитектора. В случае замеченных погрешностей постройки ремонт производится архитектором. Те же принципы действуют в отношении корабельщиков и представителей других профессий.

Кодекс законов Хаммурапи рассматривает про­ступки исключительно с точки зрения материального вреда для личности или опасности для государства и общества. Он гарантирует права всем замужним жен­щинам на личную безопасность, в нем полностью от­сутствует правило родовой мести. Поэтому считается, что законы Хаммурапи впервые создали правильно организованное культурное государство, которое взяло на себя защиту подданных и отмщение убийцам.

Источник: Тураев Б.А. История Древнего Востока. Т.1.Л., 1936. С. 104—117.

Вопросы к примеру

1. Чем различались позитивные и негативные санкции у Хамму­рапи, была ли между ними симметрия?

2. Как осуществлялось стимулирование труда и контроль за ка­чеством продукции?

Конкретный пример 2. Школа чиновников в Древнем Египте

В Древнем Египте при дворе фараона существо­вали школы подготовки чиновников. Молодые люди, готовящие себя к управленческой карьере, практико­вались в переписывании различных деловых бумаг и со­чинений, прославлявших преимущества такой карьеры. Славословие чиновника разворачивалось на фоне при­нижения других профессий.

В одном из сочинений автор пишет: «Говорят мне, что ты бросаешь книги, предаешься танцам, обращаешь лицо к сельскому хозяйству, а не к слову божьему. Неужели ты не помнишь положения земледельца во время жат­вы? Черви воруют половину зерна, гиппопотамы пожи­рают другую, мыши умножаются в поле... ».

В следующем тексте описываются злоключения офицера. «У него множество неприятностей. С детства приводят его, чтобы запереть в казарму. Обрати сердце твое, чтобы сделаться писцом, ты будешь управлять людьми».

Высмеивание различных профессий в угоду канце­лярской службе являлось действенным приемом воспи­тания будущих чиновников. Кроме трактатов, восхваля­ющих чиновную профессию, будущие египетские управленцы упражнялись в литературном сочинитель­стве. Они писали царям оды, деловые письма и отчеты, приветственные послания, выговоры по службе, жало­бы, приказы, производили различные вычисления, на­пример, при снабжении войска или назначении рабочих для возведения обелиска.

Особо школьные учителя следили за моральным об­ликом будущих чиновников. Высокое призвание и про­фессия, которые они должны получить в будущем, обя­зывают юношей вести достойный образ жизни. Мало уметь играть на флейте, читать нараспев под псалтырь или петь под аккомпанемент гуслей. Надо еще уметь за­ставить себя не делать того, что тебе больше всего нра­вится, например, пить пиво или вино, веселясь в обще­стве девиц. Будущие чиновники должны были в совершенстве знать придворный и служебный ритуал: кому и какие знаки приветствия оказывать, как и в ка­ком тоне разговаривать с лицами одного ранга, выше- и нижестоящими, от кого и через кого принимать пись­менные доклады.

У школяров формировалась своя субкультура, обы­чаи и традиции, существовало особое чиновное остро­умие, непонятное представителям других профессий. Много времени уделялось риторике, написанию гимнов, чтению различного рода «наставлений», «поучений» и трактатов. Например, «Наставления Птахотпа» или «По­учения Аменемхета I» читались и переписывались в школах в течение многих веков.

Чиновник древности — это, как правило, человек ученый, воспитанный, образованный. Занимаясь вопро­сами приличествующего поведения и хорошего тона как знаков принадлежности к высшему классу, школяры много времени посвящали религиозным и этическим проблемам. Они обсуждали проблемы благоустройства государства и общества, экономного ведения хозяйства, справедливого отношения к низшим классам, предотв­ращения недовольства и социального напряжения, за­коноведения и практической астрономии. Мудрые на­ставники учили их, как держать себя в обществе муд­рейших людей, в гостях, в семье, с подчиненными, с начальством.

Школы чиновников назывались «домами учения писанию». Попасть туда было заветной мечтой предста­вителей среднего класса. Научиться грамоте означало выбиться в люди. В «Наставлениях Дуау», египетского гражданина, устроившего своего сына Пиопи в придвор­ную школу, говорится: «Нет ничего выше книг. Как в воде плавай в книгах — ты найдешь в них наставление: если писец находится при дворе, он не будет нищим. Я не знаю другой должности, которая могла бы дать повод к подобному изречению, потому внушаю тебе любить книги как родную мать и излагаю перед тобой все пре­имущества. Они выше всех других должностей: нет на земле ничего выше их».

Советник фараона пятой династии Птахотп заве­щал своему потомству следовать его жизненному при­меру и наставлениям, обещая за это спокойную жизнь, блестящую карьеру, добрую славу и память, долголетие, которое для египтянина составляло 110 лет. Он писал: «Если ты возвысился из ничтожества или разбогател после бедности, не превозносись и не насильничай, по­лагаясь на свои сокровища. Гни спину перед началь­ством, тогда твой дом будет в порядке, а твое жалование в исправности. Плохо тому, кто противится начальнику, но легко жить, когда он благоволит. Мудрец сыт тем, что он знает. Хорошая речь выше драгоценных камней. Будь внимателен к тому, что говоришь. Повторяй слово за сло­вом, не пропуская, не заменяя одно слово другим».

Источник: ТураевБ.А. История Древнего Востока. T.I. Л., 1936. С. 222—223. 321—322.

studfiles.net

ШКОЛА ЧИНОВНИКОВ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Количество просмотров публикации ШКОЛА ЧИНОВНИКОВ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ - 196

Конкретный пример 2

Вопросы к примеру

1. Чем различались позитивные и негативные санкции у Хаммурапи, была ли между ними симметрия ?

2. Как осуществлялось стимулирование труда и контроль за качеством продукции?

В Древнем Египте при дворе фараона существова­ли школы подготовки чиновников. Молодые люди, го­товящие себя к управленческой карьере, практикова­лись в переписывании различных деловых бумаг и сочинœений, прославлявших преимущества такой карь­еры. Славословие чиновника разворачивалось на фоне принижения других профессий.

В одном из сочинœений автор пишет: ʼʼГоворят мне, что ты бросаешь книги, предаешься танцам, обраща­ешь лицо к сельскому хозяйству, а не к слову божьему. Неужели ты не помнишь положения земледельца во время жатвы? Черви воруют половину зерна, гиппопо­тамы пожирают другую, мыши умножаются в поле...ʼʼ.

В следующем тексте описываются злоключения офицера. ʼʼУ него множество неприятностей. С детства приводят его, чтобы запереть в казарму. Обрати сердце твое, чтобы сделаться писцом, ты будешь управлять людьмиʼʼ.

Высмеивание различных профессий в угоду канце­лярской службе являлось действенным приемом вос­питания будущих чиновников. Кроме трактатов, восхва­ляющих чиновную профессию, будущие египетские управленцы упражнялись в литературном сочинитель­стве. Οʜᴎ писали царям оды, деловые письма и отчеты, приветственные послания, выговоры по службе, жало­бы, приказы, производили различные вычисления, на­пример, при снабжении войска или назначении рабо­чих для возведения обелиска.

Особо школьные учителя следили за моральным обликом будущих чиновников. Высокое призвание и профессия, которые они должны получить в будущем, обязывают юношей вести достойный образ жизни. Мало уметь играть на флейте, читать нараспев под псалтырь или петь под аккомпанемент гуслей. Надо еще уметь заставить себя не делать того, что тебе больше всœего нравится, к примеру, пить пиво или вино, весе­лясь в обществе девиц. Будущие чиновники должны были в совершенстве знать придворный и служебный ритуал: кому и какие знаки приветствия оказывать, как и в каком тоне разговаривать с лицами одного ранга, выше- и нижестоящими, от кого и через кого прини­мать письменные доклады.

У школяров формировалась своя субкультура, обы­чаи и традиции, существовало особое чиновное остро­умие, непонятное представителям других профессий. Много времени уделялось риторике, написанию гим­нов, чтению различного рода ʼʼнаставленийʼʼ, ʼʼпоуче­нийʼʼ и трактатов. К примеру, ʼʼНаставления Птахотпаʼʼ или ʼʼПоучения Аменемхета Iʼʼ читались и переписыва­лись в школах в течение многих веков.

Чиновник древности — это, как правило, человек ученый, воспитанный, образованный. Занимаясь воп­росами приличествующего поведения и хорошего тона как знаков принадлежности к высшему классу, школя­ры много времени посвящали религиозным и этичес­ким проблемам. Οʜᴎ обсуждали проблемы благоустрой­ства государства и общества, экономного ведения хозяйства, справедливого отношения к низшим клас­сам, предотвращения недовольства и социального на­пряжения, законоведения и практической астрономии. Мудрые наставники учили их, как держать себя в об­ществе мудрейших людей, в гостях, в семье, с подчи­ненными, с начальством.

Школы чиновников назывались ʼʼдомами учения писаниюʼʼ. Попасть туда было заветной мечтой пред­ставителœей среднего класса. Научиться грамоте озна­чало выбиться в люди. В ʼʼНаставлениях Дуауʼʼ, египет­ского гражданина, устроившего своего сына Пиопи в придворную школу, говорится: ʼʼНет ничего выше книᴦ. Как в воде плавай в книгах — ты найдешь в них настав­ление: если писец находится при дворе, он не будет нищим. Я не знаю другой должности, которая могла бы дать повод к подобному изречению, потому внушаю тебе любить книги, как родную мать, и излагаю перед тобой всœе преимущества. Οʜᴎ выше всœех других должностей: нет на земле ничего выше ихʼʼ.

Советник фараона пятой династии Птахотп завещал своему потомству следовать его жизненному примеру и наставлениям, обещая за это спокойную жизнь, бле­стящую карьеру, добрую славу и память, долголетие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ для египтянина составляло 110 лет. Он писал: ʼʼВ случае если ты возвысился из ничтожества или разбогател после бедности, не превозносись и не насильничай, полагаясь на свои сокровища. Гни спину перед началь­ством, тогда твой дом будет в порядке, а твое жалование в исправности. Плохо тому, кто противится начальни­ку, но легко жить, когда он благоволит. Мудрец сыт тем, что он знает. Хорошая речь выше драгоценных кам­ней. Будь внимателœен к тому, что говоришь. Повторяй слово за словом, не пропуская, не заменяя одно слово другимʼʼ.

Источник: Тураев Б.А. История Древнего Востока. — Т.1.Л., 1936. — С. 222-223, 321-322.

referatwork.ru

ШКОЛА ЧИНОВНИКОВ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Количество просмотров публикации ШКОЛА ЧИНОВНИКОВ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ - 124

Конкретный пример 2

Вопросы к примеру

СВОД ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ

Конкретный пример 1

Вопросы к главе

1. Чем отличалась первая революция в менеджменте от третьей ? Каковы их характерные черты ?

2. Что случилось с менеджментом в период диверсифи­кации собственности?

3. Как вы понимаете процесс отделœения управления от производства и превращения управления в самостоя­тельную профессию?

4. Почему нужно различать два понятия: менеджеры как самостоятельная профессия и менеджеры как самосто­ятельный класс ?

5. Когда закончилась четвертая революция в менеджмен­те и каковы ее характерные черты?

6. В чем состоит специфика управленческих революций в России и их отличие от западных?

Некоторые законы мудрейшего правителя древно­сти поучительны для потомков. Согласно одному из них, родители могли продавать детей, в случае если к тому их при­нуждала нищета. В случае если замужнюю женщину обнаруживали с любовником, то ее бросали в воду; а на невер­ного мужа можно было только жаловаться в суд. За не­справедливое обвинœение клеветник наказывался по суду обстрижением височных волос. За убийство мужа виновницу сажали на кол. За злословие на родителœей отрезали язык, за побои — отрубали руку. Муж ничего не получал из приданного покойной жены — оно при­надлежало детям. Напротив, вдове возвращали ее при­даное и подарки мужа, она пользовалась оставленным имуществом совместно с детьми.

Начальники за притеснение солдат подвергались смертной казни. За воровство полагалась смертная казнь, за кражу со взломом грабителя убивали у стены дома и закапывали на месте. К вору приравнивался продавший потерянную вещь, а также ее покупатель, не доказавший, что он купил не заведомо краденое. Хирург, сделавший удачную операцию знатному человеку, получал 10 сиклей, простому — 5, но за неудачную лишался рук.

Архитектора вознаграждали сообразно величинœе постройки, по мерке за каждую единицу пространства. В случае если дом обрушится и задавит хозяина, архитектор подвергается казни; если погибнет сын хозяина, казнят сына архитектора. В случае замеченных погрешностей постройки ремонт производится архитектором. Те же принципы действуют в отношении корабельщиков и представителœей других профессий.

Кодекс законов Хаммурапи рассматривает проступ­ки исключительно с точки зрения материального вреда для личности или опасности для государства и обще­ства. Он гарантирует права всœем замужним женщинам на личную безопасность, в нем полностью отсутствует правило родовой мести. По этой причине считается, что законы Хаммурапи впервые создали правильно организован­ное культурное государство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ взяло на себя за­щиту подданных и отмщение убийцам.

Источник: Тураев Б.А. История Древнего Востока. — ТА. Л., 1936. С. 104-117.

1. Чем различались позитивные и негативные санкции у Хаммурапи, была ли между ними симметрия ?

2. Как осуществлялось стимулирование труда и контроль за качеством продукции?

В Древнем Египте при дворе фараона существова­ли школы подготовки чиновников. Молодые люди, го­товящие себя к управленческой карьере, практикова­лись в переписывании различных деловых бумаг и сочинœений, прославлявших преимущества такой карь­еры. Славословие чиновника разворачивалось на фоне принижения других профессий.

В одном из сочинœений автор пишет: ʼʼГоворят мне, что ты бросаешь книги, предаешься танцам, обраща­ешь лицо к сельскому хозяйству, а не к слову божьему. Неужели ты не помнишь положения земледельца во время жатвы? Черви воруют половину зерна, гиппопо­тамы пожирают другую, мыши умножаются в поле...ʼʼ.

В следующем тексте описываются злоключения офицера. ʼʼУ него множество неприятностей. С детства приводят его, чтобы запереть в казарму. Обрати сердце твое, чтобы сделаться писцом, ты будешь управлять людьмиʼʼ.

Высмеивание различных профессий в угоду канце­лярской службе являлось действенным приемом вос­питания будущих чиновников. Кроме трактатов, восхва­ляющих чиновную профессию, будущие египетские управленцы упражнялись в литературном сочинитель­стве. Οʜᴎ писали царям оды, деловые письма и отчеты, приветственные послания, выговоры по службе, жало­бы, приказы, производили различные вычисления, на­пример, при снабжении войска или назначении рабо­чих для возведения обелиска.

Особо школьные учителя следили за моральным обликом будущих чиновников. Высокое призвание и профессия, которые они должны получить в будущем, обязывают юношей вести достойный образ жизни. Мало уметь играть на флейте, читать нараспев под псалтырь или петь под аккомпанемент гуслей. Надо еще уметь заставить себя не делать того, что тебе больше всœего нравится, к примеру, пить пиво или вино, весе­лясь в обществе девиц. Будущие чиновники должны были в совершенстве знать придворный и служебный ритуал: кому и какие знаки приветствия оказывать, как и в каком тоне разговаривать с лицами одного ранга, выше- и нижестоящими, от кого и через кого прини­мать письменные доклады.

У школяров формировалась своя субкультура, обы­чаи и традиции, существовало особое чиновное остро­умие, непонятное представителям других профессий. Много времени уделялось риторике, написанию гим­нов, чтению различного рода ʼʼнаставленийʼʼ, ʼʼпоуче­нийʼʼ и трактатов. К примеру, ʼʼНаставления Птахотпаʼʼ или ʼʼПоучения Аменемхета Iʼʼ читались и переписыва­лись в школах в течение многих веков.

Чиновник древности — это, как правило, человек ученый, воспитанный, образованный. Занимаясь воп­росами приличествующего поведения и хорошего тона как знаков принадлежности к высшему классу, школя­ры много времени посвящали религиозным и этичес­ким проблемам. Οʜᴎ обсуждали проблемы благоустрой­ства государства и общества, экономного ведения хозяйства, справедливого отношения к низшим клас­сам, предотвращения недовольства и социального на­пряжения, законоведения и практической астрономии. Мудрые наставники учили их, как держать себя в об­ществе мудрейших людей, в гостях, в семье, с подчи­ненными, с начальством.

Школы чиновников назывались ʼʼдомами учения писаниюʼʼ. Попасть туда было заветной мечтой пред­ставителœей среднего класса. Научиться грамоте озна­чало выбиться в люди. В ʼʼНаставлениях Дуауʼʼ, египет­ского гражданина, устроившего своего сына Пиопи в придворную школу, говорится: ʼʼНет ничего выше книᴦ. Как в воде плавай в книгах — ты найдешь в них настав­ление: если писец находится при дворе, он не будет нищим. Я не знаю другой должности, которая могла бы дать повод к подобному изречению, потому внушаю тебе любить книги, как родную мать, и излагаю перед тобой всœе преимущества. Οʜᴎ выше всœех других должностей: нет на земле ничего выше ихʼʼ.

Советник фараона пятой династии Птахотп завещал своему потомству следовать его жизненному примеру и наставлениям, обещая за это спокойную жизнь, бле­стящую карьеру, добрую славу и память, долголетие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ для египтянина составляло 110 лет. Он писал: ʼʼВ случае если ты возвысился из ничтожества или разбогател после бедности, не превозносись и не насильничай, полагаясь на свои сокровища. Гни спину перед началь­ством, тогда твой дом будет в порядке, а твое жалование в исправности. Плохо тому, кто противится начальни­ку, но легко жить, когда он благоволит. Мудрец сыт тем, что он знает. Хорошая речь выше драгоценных кам­ней. Будь внимателœен к тому, что говоришь. Повторяй слово за словом, не пропуская, не заменяя одно слово другимʼʼ.

Источник: Тураев Б.А. История Древнего Востока. — Т.1.Л., 1936. — С. 222-223, 321-322.

referatwork.ru

ШКОЛА ЧИНОВНИКОВ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Конкретный пример 2

Вопросы к примеру

1. Чем различались позитивные и негативные санкции у Хаммурапи, была ли между ними симметрия ?

2. Как осуществлялось стимулирование труда и контроль за качеством продукции?

В Древнем Египте при дворе фараона существова­ли школы подготовки чиновников. Молодые люди, го­товящие себя к управленческой карьере, практикова­лись в переписывании различных деловых бумаг и сочинений, прославлявших преимущества такой карь­еры. Славословие чиновника разворачивалось на фоне принижения других профессий.

В одном из сочинений автор пишет: «Говорят мне, что ты бросаешь книги, предаешься танцам, обраща­ешь лицо к сельскому хозяйству, а не к слову божьему. Неужели ты не помнишь положения земледельца во … время жатвы? Черви воруют половину зерна, гиппопо­тамы пожирают другую, мыши умножаются в поле…».

В следующем тексте описываются злоключения офицера. «У него множество неприятностей. С детства приводят его, чтобы запереть в казарму. Обрати сердце твое, чтобы сделаться писцом, ты будешь управлять людьми».

Высмеивание различных профессий в угоду канце­лярской службе являлось действенным приемом вос­питания будущих чиновников. Кроме трактатов, восхва­ляющих чиновную профессию, будущие египетские управленцы упражнялись в литературном сочинитель­стве. Они писали царям оды, деловые письма и отчеты, приветственные послания, выговоры по службе, жало­бы, приказы, производили различные вычисления, на­пример, при снабжении войска или назначении рабо­чих для возведения обелиска.

Особо школьные учителя следили за моральным обликом будущих чиновников. Высокое призвание и профессия, которые они должны получить в будущем, обязывают юношей вести достойный образ жизни. Мало уметь играть на флейте, читать нараспев под псалтырь или петь под аккомпанемент гуслей. Надо еще уметь заставить себя не делать того, что тебе больше всего нравится, например, пить пиво или вино, весе­лясь в обществе девиц. Будущие чиновники должны были в совершенстве знать придворный и служебный ритуал: кому и какие знаки приветствия оказывать, как и в каком тоне разговаривать с лицами одного ранга, выше- и нижестоящими, от кого и через кого прини­мать письменные доклады.

У школяров формировалась своя субкультура, обы­чаи и традиции, существовало особое чиновное остро­умие, непонятное представителям других профессий. Много времени уделялось риторике, написанию гим­нов, чтению различного рода «наставлений», «поуче­ний» и трактатов. Например, «Наставления Птахотпа» или «Поучения Аменемхета I» читались и переписыва­лись в школах в течение многих веков.

Чиновник древности — это, как правило, человек ученый, воспитанный, образованный. Занимаясь воп­росами приличествующего поведения и хорошего тона как знаков принадлежности к высшему классу, школя­ры много времени посвящали религиозным и этичес­ким проблемам. Они обсуждали проблемы благоустрой­ства государства и общества, экономного ведения хозяйства, справедливого отношения к низшим клас­сам, предотвращения недовольства и социального на­пряжения, законоведения и практической астрономии. Мудрые наставники учили их, как держать себя в об­ществе мудрейших людей, в гостях, в семье, с подчи­ненными, с начальством.

Школы чиновников назывались «домами учения писанию». Попасть туда было заветной мечтой пред­ставителей среднего класса. Научиться грамоте озна­чало выбиться в люди. В «Наставлениях Дуау», египет­ского гражданина, устроившего своего сына Пиопи в придворную школу, говорится: «Нет ничего выше книг. Как в воде плавай в книгах — ты найдешь в них настав­ление: если писец находится при дворе, он не будет нищим. Я не знаю другой должности, которая могла бы дать повод к подобному изречению, потому внушаю тебе любить книги, как родную мать, и излагаю перед тобой все преимущества. Они выше всех других должностей: нет на земле ничего выше их».

Советник фараона пятой династии Птахотп завещал своему потомству следовать его жизненному примеру и наставлениям, обещая за это спокойную жизнь, бле­стящую карьеру, добрую славу и память, долголетие, которое для египтянина составляло 110 лет. Он писал: «Если ты возвысился из ничтожества или разбогател после бедности, не превозносись и не насильничай, полагаясь на свои сокровища. Гни спину перед началь­ством, тогда твой дом будет в порядке, а твое жалование в исправности. Плохо тому, кто противится начальни­ку, но легко жить, когда он благоволит. Мудрец сыт тем, что он знает. Хорошая речь выше драгоценных кам­ней. Будь внимателен к тому, что говоришь. Повторяй слово за словом, не пропуская, не заменяя одно слово другим».

Источник: Тураев Б.А. История Древнего Востока. — Т.1.Л., 1936. — С. 222-223, 321-322.

refac.ru

Школа чиновников в древнем Египте. Министерство образования и науки Российской Федерации

Стр 1 из 5Следующая ⇒

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Курский государственный университет»

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра менеджмента

 

«ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА»

 

 

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для обучающихся заочной формы обучения

 

 

Направление подготовки 38.03.03 «Управление персоналом»

                                 38.03.06 «Торговое дело»

                                     

Уровень подготовки: бакалавриат

 

 

Составитель: к.э.н., доцент Гальченко С.А.

 

 

 

Курск 2018Содержание

1. Общие положения 3
2. Вопрос 1 4
3. Вопрос 2 7
4. Процедура защиты контрольной работы 64
5. Рекомендуемая к изучению литература 65
Приложение 1.Требования к оформлению контрольной работы 66
Приложение 2. Образец титульного листа 72
Приложение 3. Образец оглавления 73
   

 

 

  1. Содержание и вопросы контрольной работы

Контрольная работа состоит из двух вопросов. Первый вопрос носит теоретико-методический характер и для его раскрытия необходимо использовать учебную литературу, второй вопрос разрабатывается индивидуально каждым студентом.

Порядок расположения текста

1. На титульном листе контрольной работы указывается наименование вуза и кафедры, специальность, фамилия, имя и отчество студента, тема контрольной работы, ученое звание, фамилия, имя и отчество научного руководителя, отметка о результатах проверки работы.

2.Содержание (оглавление).

3. Первый вопрос.

4. Второй вопрос.

5. Список использованной литературы.

6. Приложения.

Контрольная работа должна быть оформлена надлежащим образом. Подробные требования к оформлению представлены в пункте 3.

Вопрос 1.

Номер первого вопроса контрольной работы для каждого студента определяется в соответствии с порядковым номером в общем списке студентов группы.

Список вопросов для направления подготовки 38.03.03 «Управление персоналом» (3,5; 4,5):

1. Историческое значение термина «менеджмент».

2. Античность: зарождение цивилизованного менеджмента.

3. Макиавелли: технология власти и лидерства.

4. Управленческие революции.

5. Школа научного управления.

6. Школа административного управления.

7. Школа управления с позиции человеческих отношений.

8. Школа количественных методов.

9. Зарождение менеджмента в России и развитие его в СССР.

10. Становление и развитие менеджмента в США.

11. Особенности и основные черты японского менеджмента.

12. Особенности западноевропейской модели менеджмента.

13. Сущность и эволюция понятия «мотивация».

14. Содержательные теории мотивации.

15. Процессуальные теории мотивации.

16. Понятие и процесс создания организационной структуры управления.

17. Основные принципы построения организационных структур.

18. Истоки и классические исследования лидерства.

19. Менеджмент как наука и как искусство.

20. Роли менеджера по Минцбергу.

21. Понятие и сущность организации.

22. Функции менеджмента.

23. Цели и задачи менеджмента.

24. Уровни управления.

25. Вертикальное и горизонтальное разделение труда.

26. Ответственность и полномочия.

27. Коммуникации в организации.

28. Понятие управленческого решения как важнейшего типа управленческой и организационной деятельности.

29. Содержательные теории мотивации.

30. Процессуальные теории мотивации.

31. Характеристика и типы личности.

32. Возраст личности как управленческий фактор.

33. Рекомендации менеджерам по управлению группами.

34. Поведенческий маркетинг.

35. Компетенция персонала.

 

Список вопросов для направления подготовки 38.03.06 «Торговое дело» (4,5):

1. Современные западные теории менеджмента

2. Развитие теории и практики управления в России

3. Анализ основных подходов к управлению

4. Принципы управления организацией и персо­налом

5. Системный подход к управлению организацией в современных условиях

6. Роль миссии в управлении организацией

7. Разделение труда в управлении организацией

8. Организационные структуры в современном менеджменте и принципы их построения

9. Информация и коммуникации в управлении организацией

10. Анализ моделей и методов выбора решений в процессе управления

11. Мотивы, потребности и стимулы в управлении организацией

12. Роль организационной культуры в системе менеджмента

13. Авторитет, лидерство и власть в управлении организацией

14. Управленческий учет и контроль в менеджменте

15. Маркетинг-менеджмент как комплексная программа деятельности предприятия в современных условиях

16. Управление инновационной деятельностью предприятий

17. Роль управления персоналом в системе управления предприятием

18. Оперативное планирование и формирование производственных программ

19. Эффективность системы управления в организации

20. Современные подходы и концепции менеджмента

21. Организация разработки и принятия управленческих решений на предприятии

22. Организация внутрифирменного управления

23. Маркетинг как специфическая функция управления предприятием

24. Функции организации и контроля в новых условиях хозяйствования

25. Управление финансовой деятельностью предприятия

26. Межфирменная интеграция и формирование финансово-промышленных групп (ФПГ)

27. Групповая динамика и мотивация в современных организациях

28. Стиль работы менеджера и управление изменениями

29. Повышение производительности и эффективности управленческого труда

30. Роль организационной структуры управления предприятием в рыночных условиях

31. Проведение контроля и контроллинга на современном предприятии

32. Функции менеджмента в рыночной организации

33. Выбор рациональных и адекватных методов управления в сложившейся ситуации в условия рыночных отношений

34. Целевой подход в управлении

35. Организационные и индивидуальные цели в управлении

 

Вопрос 2.

Во втором вопросе необходимо выполнить задание аналитического характера.

Все студенты по списку выполняют задание в соответствии с порядковым номером (вариантом).

Задание 1.

Свод законов Хаммурапи

Некоторые законы мудрейшего правителя древности поучительны для потомков. Согласно одному из них, родители могли продавать детей, если к тому их принуждала нищета. Если замужнюю женщину обнаруживали с любовником, то ее бросали в воду; а на неверного мужа можно было только жаловаться в суд. За несправедливое обвинение клеветник наказывался по суду обстрижением височных волос. За убийство мужа виновницу сажали на кол. За злословие на родителей отрезали язык, за побои – отрубали руку. Муж ничего не получал из приданного покойной жены – оно принадлежало детям. Напротив, вдове возвращали ее приданое и подарки мужа, она пользовалась оставленным имуществом совместно с детьми.

Начальники за притеснение солдат подвергались смертной казни. За воровство полагалась смертная казнь, за кражу со взломом грабителя убивали у стены дома и закапывали на месте. К вору приравнивался продавший потерянную вещь, а также ее покупатель, не доказавший, что он купил не заведомо краденое. Хирург, сделавший удачную операцию знатному человеку, получал 10 сиклей, простому – 5, но за неудачную лишался рук.

Архитектора вознаграждали сообразно величине постройки, по мерке за каждую единицу пространства. Если дом обрушится и задавит хозяина, архитектор подвергается казни; если погибнет сын хозяина, казнят сына архитектора. В случае замеченных погрешностей постройки ремонт производится архитектором. Те же принципы действуют в отношении корабельщиков и представителей других профессий.

Кодекс законов Хаммурапи рассматривает проступки исключительно с точки зрения материального вреда для личности или опасности для государства и общества. Он гарантирует права всем замужним женщинам на личную безопасность, в нем полностью отсутствует правило родовой мести. Поэтому считается, что законы Хаммурапи впервые создали правильно организованное культурное государство, которое взяло на себя защиту подданных и отмщение убийцам.

Вопросы для обсуждения:

1. Чем различались позитивные и негативные санкции у Хаммурапи, была ли между ними симметрия ?

2. Как осуществлялось стимулирование труда и контроль за качеством продукции ?

Задание 2.

Школа чиновников в древнем Египте

В Древнем Египте при дворе фараона существовали школы подготовки чиновников. Молодые люди, готовящие себя к управленческой карьере, практиковались в переписывании различных деловых бумаг и сочинений, прославлявших преимущества такой карьеры. Славословие чиновника разворачивалось на фоне принижения других профессий.

В одном из сочинений автор пишет; «Говорят мне, что ты бросаешь книги, предаешься танцам, обращаешь лицо к сельскому хозяйству, а не к слову божьему. Неужели ты не помнишь положения земледельца во время жатвы? Черви воруют половину зерна, гиппопотамы пожирают другую, мыши умножаются в поле...».

В следующем тексте описываются злоключения офицера. «У него множество неприятностей. С детства приводят его, чтобы запереть в казарму. Обрати сердце твое, чтобы сделаться писцом, ты будешь управлять людьми».

Высмеивание различных профессий в угоду канцелярской службе являлось действенным приемом воспитания будущих чиновников. Кроме трактатов, восхваляющих чиновную профессию, будущие египетские управленцы упражнялись в литературном сочинительстве. Они писали царям оды, деловые письма и отчеты, приветственные послания, выговоры по службе, жалобы, приказы, производили различные вычисления, например, при снабжении войска или назначении рабочих для возведения обелиска.

Особо школьные учителя следили за моральным обликом будущих чиновников. Высокое призвание и профессия, которые они должны получить в будущем, обязывают юношей вести достойный образ жизни. Мало уметь играть на флейте, читать нараспев под псалтырь или петь под aккoмпaнeмент гуслей. Надо еще уметь заставить себя не делать того, что тебе больше всего нравится, например, пить пиво или вино, веселясь в обществе девиц. Будущие чиновники должны были в совершенстве знать придворный и служебный ритуал: кому и какие знаки приветствия оказывать, как и в каком тоне разговаривать с лицами одного ранга, выше- и нижестоящими, от кого и через кого принимать письменные доклады.

У школяров формировалась своя субкультура, обычаи и традиции, существовало особое чиновное остроумие, непонятное представителям других профессий. Много времени уделялось риторике, написанию гимнов, чтению различного рода «наставлений», «поучений » и трактатов. Например, «Наставления Птахотпа» или «Поучения Аменемхета I» читались и переписывались в школах в течение многих веков.

Чиновник древности – это, как правило, человек ученый, воспитанный, образованный. Занимаясь вопросами приличествующего поведения и хорошего тона как знаков принадлежности к высшему классу, школяры много времени посвящали религиозным и этическим проблемам. Они обсуждали проблемы благоустройства государства и общества, экономного ведения хозяйства, справедливого отношения к низшим классам, предотвращения недовольства и социального напряжения, законоведения и практической астрономии. Мудрые наставники учили их, как держать себя в обществе мудрейших людей, в гостях, в семье, с подчиненными, с начальством.

Школы чиновников назывались «домами учения писанию». Попасть туда было заветной мечтой представителей среднего класса. Научиться грамоте означало выбиться в люди. В «Наставлениях Дуау», египетского гражданина, устроившего своего сына Пиопи в придворную школу, говорится: «Нет ничего выше книг. Как в воде плавай в книгах – ты найдешь в них наставление: если писец находится при дворе, он не будет нищим. Я не знаю другой должности, которая могла бы дать повод к подобному изречению, потому внушаю тебе любить книги, как родную мать, и излагаю перед тобой все преимущества. Они выше всех других должностей: нет на земле ничего выше их».

Советник фараона пятой династии Птахотп завещал своему потомству следовать его жизненному примеру и наставлениям, обещая за это спокойную жизнь, блестящую карьеру, добрую славу и память, долголетие, которое для египтянина составляло 110 лет. Он писал: «Если ты возвысился из ничтожества или разбогател после бедности, не превозносись и не насильничай, полагаясь на свои сокровища. Гни спину перед начальством, тогда твой дом будет в порядке, а твое жалование в исправности. Плохо тому, кто противится начальнику, но легко жить, когда он благоволит. Мудрец сыт тем, что он знает. Хорошая речь выше драгоценных камней. Будь внимателен к тому, что говоришь. Повторяй слово за словом, не пропуская, не заменяя одно слово другим».

Вопросы для обсуждения:

1. Что изучалось в древнеегипетской школе чиновников ?

2. Чем отличается круг интересов и обучения будущих управленцев в Древнем Египте от того, что изучают нынешние управленцы в школах бизнеса?

Задание 3.

Платон "Государство"

Государство, по Платону, есть не преходящая временная форма организации общества, а форма, устремленная к идеалу общежития у людей, способных жить в мире и совместными усилиями утверждать торжество нравственности, справедливости и духовности.

Идеальному типу государства у Платона противопоставляется отрицательный, в котором всем движут материальные стимулы.

Все существующие государства Платон относит к этому - отрицательному типу: «Каково бы не было государство, в нем всегда есть два государства, враждебные друг другу: одно - государство богатых, другое - бедных».

Самый важный диалог Платона «Государство» состоит из трех частей.

В первой части (до конца пятой книги) обсуждается вопрос о построении идеального государства - это самая ранняя из утопий. В этой части результатом рассуждения является мысль, состоящая в том, что правителями в идеальном государстве должный являться философы. Определению слова философ посвящена вторая часть - книги шестая и седьмая.

В третьей части обсуждаются различного рода государственные устройства, их достоинства и недостатки.

Формальная цель «Государства» заключается в том, чтобы определить «справедливость». Но уже на ранней стадии было решено, что поскольку легче увидеть любую вещь в большом, чем в малом, то будет лучше исследовать то, что составляет справедливое государство, чем то, что составляет справедливого индивида.

И, поскольку справедливость должна иметь место среди атрибутов самого лучшего воображаемого государства, надо сначала обрисовать такое государство, а затем решать, какие из его совершенств следует назвать «справедливостью».

В трактате «Государство» Платон пишет о том, что главная причина порчи обществ и государств (которые когда-то, во времена «золотого века» имели «совершенный» строй) заключена в «господстве корыстных интересов», обуславливающих поступки и поведение людей. В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания «корыстных интересов» в их строе.

1. Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты «совершенного» строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ.

Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и «при участии жен» спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.

2. Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию.

3. Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы - тирании.

4. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека - тирана.

Отрицательные формы государственной власти Платон противопоставляет своему видению «идеального» общественного устройства.

Вопросы для обсуждения:

1. Почему Платон все существующие государства относил к отрицательному типу?

2. Чем отличаются различные типы государств у Платона?

3. Что должно лежать в основе "идеального" государства по Платону?

Задание 4.

Правила экономии движений

Ральф У.Берне, переработав первоначальные «Правила человеческих движений» Джилбретта, предложил следующие принципы экономичности движений:

1. Работа должна равномерно распределяться между обеими руками так, чтобы они начинали и заканчивали свою работу одновременно.

2. За исключением периодов отдыха, руки не должны бездействовать в одно и то же время.

3. Движения рук должны быть симметричными, но в противоположных направлениях.

4. Надо применять наиболее простые формы движения рук и тела.

5. Следует максимально использовать механический момент, образуемый движениями тела.

6. Ровные и плавные движения вызывают меньшую усталость. Их следует предпочитать отрывистым движениям с частыми остановками и изменениями направления движения.

7. Баллистические движения легче, быстрее и точнее, чем сдержанные или контролируемые. Пример баллистического движения – удар клюшкой гольфа или забивание гвоздя; пример контролируемого – процесс писания (мускулы большого и других пальцев противопоставлены друг другу).

8. Работа должна быть налажена так, чтобы обеспечивался легкий и естественный ритм движения. Инструменты должны быть расположены в пределах естественной досягаемости, то есть так, чтобы работа осуществлялась с помощью наименее сложных движений.

9. Должно быть надлежащее освещение.

10. Высота рабочего места и сиденья должна позволить рабочему принять удобную позу и дать ему возможность стоять или сидеть по желанию.

11. Не следует делать руками то, что может быть сделано с помощью зажимов или приспособлений, приводимых в движение ногой.

12. Там, где возможно, следует использовать сочетания двух или более инструментов.

Вопросы для обсуждения:

1. К какому типу движений – баллистическому или контролируемому – относятся; кладка кирпича, копание лопатой, перенос тяжестей, перевозка груженной тачки?

2. В каком порядке (пределе досягаемости) на столе ученого должны быть расположены писчая бумага для заметок, авторучка, книги, ножницы, клей, настольная лампа ?

3. Какие движения рабочего следует называть естественными: руки двигаются в разных направлениях; руки двигаются в одном направлении с разной скоростью; противоположное и симметричное движение?

Задание 5.

Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 25; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

studopedia.net

Школа чиновников в древнем Египте. Министерство образования и науки Российской Федерации

Стр 1 из 2Следующая ⇒

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Курский государственный университет»

Кафедра менеджмента

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Основы менеджмента»

 

 

Направление подготовки 38.03.03 Управление персоналом

Квалификация (степень) Бакалавр

 

Факультет экономики и менеджмента

Заочная форма обучения

 

Составитель: к.э.н., доцент кафедры менеджмента Гальченко С.А.

 

 

 

Курск 2017Содержание

 

1. Содержание и вопросы контрольной работы 3
2. Процедура защиты контрольной работы 6
Приложение 1.Требования к оформлению контрольной работы 13
Приложение 2. Образец титульного листа 19
   

 

 

  1. Содержание и вопросы контрольной работы

Контрольная работа состоит из двух вопросов. Первый вопрос носит теоретико-методический характер и для его раскрытия необходимо использовать учебную литературу, второй вопрос разрабатывается индивидуально каждым студентом.

Порядок расположения текста

1. На титульном листе контрольной работы указывается наименование вуза и кафедры, специальность, фамилия, имя и отчество студента, тема контрольной работы, ученое звание, фамилия, имя и отчество научного руководителя, отметка о результатах проверки работы.

2.Содержание (оглавление).

3. Первый вопрос.

4. Второй вопрос.

5. Список использованной литературы.

6. Приложения.

Контрольная работа должна быть оформлена надлежащим образом. Подробные требования к оформлению представлены в пункте 3.

 

Вопрос 1.

Номер первого вопроса контрольной работы для каждого студента определяется в соответствии с порядковым номером в общем списке студентов группы.

1. Современные западные теории менеджмента

2. Развитие теории и практики управления в России

3. Анализ основных подходов к управлению

4. Принципы управления организацией и персо­налом

5. Системный подход к управлению организацией в современных условиях

6. Роль миссии в управлении организацией

7. Разделение труда в управлении организацией

8. Организационные структуры в современном менеджменте и принципы их построения

9. Информация и коммуникации в управлении организацией

10. Анализ моделей и методов выбора решений в процессе управления

11. Мотивы, потребности и стимулы в управлении организацией

12. Роль организационной культуры в системе менеджмента

13. Авторитет, лидерство и власть в управлении организацией

14. Управленческий учет и контроль в менеджменте

15. Маркетинг-менеджмент как комплексная программа деятельности предприятия в современных условиях

16. Управление инновационной деятельностью предприятий

17. Роль управления персоналом в системе управления предприятием

18. Оперативное планирование и формирование производственных программ

19. Эффективность системы управления в организации

20. Современные подходы и концепции менеджмента

21. Организация разработки и принятия управленческих решений на предприятии

22. Организация внутрифирменного управления

23. Маркетинг как специфическая функция управления предприятием

24. Функции организации и контроля в новых условиях хозяйствования

25. Управление финансовой деятельностью предприятия

26. Межфирменная интеграция и формирование финансово-промышленных групп (ФПГ)

27. Групповая динамика и мотивация в современных организациях

28. Стиль работы менеджера и управление изменениями

29. Повышение производительности и эффективности управленческого труда

30. Роль организационной структуры управления предприятием в рыночных условиях

31. Проведение контроля и контроллинга на современном предприятии

32. Функции менеджмента в рыночной организации

33. Выбор рациональных и адекватных методов управления в сложившейся ситуации в условия рыночных отношений

34. Целевой подход в управлении

35. Организационные и индивидуальные цели в управлении

36. Управление по целям (УПЦ) как метод интенсификации участия в управлении

37. Коммуникации в управлении

38. Организационные и межличностные коммуникации в управлении

39. История развития техники управления

40. Управление по результатам

 

Вопрос 2.

Во втором вопросе необходимо выполнить задание аналитического характера.

Все студенты по списку выполняют задание в соответствии с порядковым номером.

Задание 1.

Свод законов Хаммурапи

Некоторые законы мудрейшего правителя древности поучительны для потомков. Согласно одному из них, родители могли продавать детей, если к тому их принуждала нищета. Если замужнюю женщину обнаруживали с любовником, то ее бросали в воду; а на неверного мужа можно было только жаловаться в суд. За несправедливое обвинение клеветник наказывался по суду обстрижением височных волос. За убийство мужа виновницу сажали на кол. За злословие на родителей отрезали язык, за побои — отрубали руку. Муж ничего не получал из приданного покойной жены — оно принадлежало детям. Напротив, вдове возвращали ее приданое и подарки мужа, она пользовалась оставленным имуществом совместно с детьми.

Начальники за притеснение солдат подвергались смертной казни. За воровство полагалась смертная казнь, за кражу со взломом грабителя убивали у стены дома и закапывали на месте. К вору приравнивался продавший потерянную вещь, а также ее покупатель, не доказавший, что он купил не заведомо краденое. Хирург, сделавший удачную операцию знатному человеку, получал 10 сиклей, простому — 5, но за неудачную лишался рук.

Архитектора вознаграждали сообразно величине постройки, по мерке за каждую единицу пространства. Если дом обрушится и задавит хозяина, архитектор подвергается казни; если погибнет сын хозяина, казнят сына архитектора. В случае замеченных погрешностей постройки ремонт производится архитектором. Те же принципы действуют в отношении корабельщиков и представителей других профессий.

Кодекс законов Хаммурапи рассматривает проступки исключительно с точки зрения материального вреда для личности или опасности для государства и общества. Он гарантирует права всем замужним женщинам на личную безопасность, в нем полностью отсутствует правило родовой мести. Поэтому считается, что законы Хаммурапи впервые создали правильно организованное культурное государство, которое взяло на себя защиту подданных и отмщение убийцам.

Вопросы для обсуждения:

1. Чем различались позитивные и негативные санкции у Хаммурапи, была ли между ними симметрия ?

2. Как осуществлялось стимулирование труда и контроль за качеством продукции ?

Задание 2.

Школа чиновников в древнем Египте

В Древнем Египте при дворе фараона существовали школы подготовки чиновников. Молодые люди, готовящие себя к управленческой карьере, практиковались в переписывании различных деловых бумаг и сочинений, прославлявших преимущества такой карьеры. Славословие чиновника разворачивалось на фоне принижения других профессий.

В одном из сочинений автор пишет; «Говорят мне, что ты бросаешь книги, предаешься танцам, обращаешь лицо к сельскому хозяйству, а не к слову божьему. Неужели ты не помнишь положения земледельца во время жатвы? Черви воруют половину зерна, гиппопотамы пожирают другую, мыши умножаются в поле...».

В следующем тексте описываются злоключения офицера. «У него множество неприятностей. С детства приводят его, чтобы запереть в казарму. Обрати сердце твое, чтобы сделаться писцом, ты будешь управлять людьми».

Высмеивание различных профессий в угоду канцелярской службе являлось действенным приемом воспитания будущих чиновников. Кроме трактатов, восхваляющих чиновную профессию, будущие египетские управленцы упражнялись в литературном сочинительстве. Они писали царям оды, деловые письма и отчеты, приветственные послания, выговоры по службе, жалобы, приказы, производили различные вычисления, например, при снабжении войска или назначении рабочих для возведения обелиска.

Особо школьные учителя следили за моральным обликом будущих чиновников. Высокое призвание и профессия, которые они должны получить в будущем, обязывают юношей вести достойный образ жизни. Мало уметь играть на флейте, читать нараспев под псалтырь или петь под aккoмпaнeмент гуслей. Надо еще уметь заставить себя не делать того, что тебе больше всего нравится, например, пить пиво или вино, веселясь в обществе девиц. Будущие чиновники должны были в совершенстве знать придворный и служебный ритуал: кому и какие знаки приветствия оказывать, как и в каком тоне разговаривать с лицами одного ранга, выше- и нижестоящими, от кого и через кого принимать письменные доклады.

У школяров формировалась своя субкультура, обычаи и традиции, существовало особое чиновное остроумие, непонятное представителям других профессий. Много времени уделялось риторике, написанию гимнов, чтению различного рода «наставлений», «поучений » и трактатов. Например, «Наставления Птахотпа» или «Поучения Аменемхета I» читались и переписывались в школах в течение многих веков.

Чиновник древности — это, как правило, человек ученый, воспитанный, образованный. Занимаясь вопросами приличествующего поведения и хорошего тона как знаков принадлежности к высшему классу, школяры много времени посвящали религиозным и этическим проблемам. Они обсуждали проблемы благоустройства государства и общества, экономного ведения хозяйства, справедливого отношения к низшим классам, предотвращения недовольства и социального напряжения, законоведения и практической астрономии. Мудрые наставники учили их, как держать себя в обществе мудрейших людей, в гостях, в семье, с подчиненными, с начальством.

Школы чиновников назывались «домами учения писанию». Попасть туда было заветной мечтой представителей среднего класса. Научиться грамоте означало выбиться в люди. В «Наставлениях Дуау», египетского гражданина, устроившего своего сына Пиопи в придворную школу, говорится: «Нет ничего выше книг. Как в воде плавай в книгах — ты найдешь в них наставление: если писец находится при дворе, он не будет нищим. Я не знаю другой должности, которая могла бы дать повод к подобному изречению, потому внушаю тебе любить книги, как родную мать, и излагаю перед тобой все преимущества. Они выше всех других должностей: нет на земле ничего выше их».

Советник фараона пятой династии Птахотп завещал своему потомству следовать его жизненному примеру и наставлениям, обещая за это спокойную жизнь, блестящую карьеру, добрую славу и память, долголетие, которое для египтянина составляло 110 лет. Он писал: «Если ты возвысился из ничтожества или разбогател после бедности, не превозносись и не насильничай, полагаясь на свои сокровища. Гни спину перед начальством, тогда твой дом будет в порядке, а твое жалование в исправности. Плохо тому, кто противится начальнику, но легко жить, когда он благоволит. Мудрец сыт тем, что он знает. Хорошая речь выше драгоценных камней. Будь внимателен к тому, что говоришь. Повторяй слово за словом, не пропуская, не заменяя одно слово другим».

Вопросы для обсуждения:

1. Что изучалось в древнеегипетской школе чиновников ?

2. Чем отличается круг интересов и обучения будущих управленцев в Древнем Египте от того, что изучают нынешние управленцы в школах бизнеса?

Задание 3.

Платон "Государство"

Государство, по Платону, есть не преходящая временная форма организации общества, а форма, устремленная к идеалу общежития у людей, способных жить в мире и совместными усилиями утверждать торжество нравственности, справедливости и духовности.

Идеальному типу государства у Платона противопоставляется отрицательный, в котором всем движут материальные стимулы.

Все существующие государства Платон относит к этому - отрицательному типу: «Каково бы не было государство, в нем всегда есть два государства, враждебные друг другу: одно - государство богатых, другое - бедных».

Самый важный диалог Платона «Государство» состоит из трех частей.

В первой части (до конца пятой книги) обсуждается вопрос о построении идеального государства - это самая ранняя из утопий. В этой части результатом рассуждения является мысль, состоящая в том, что правителями в идеальном государстве должный являться философы. Определению слова философ посвящена вторая часть - книги шестая и седьмая.

В третьей части обсуждаются различного рода государственные устройства, их достоинства и недостатки.

Формальная цель «Государства» заключается в том, чтобы определить «справедливость». Но уже на ранней стадии было решено, что поскольку легче увидеть любую вещь в большом, чем в малом, то будет лучше исследовать то, что составляет справедливое государство, чем то, что составляет справедливого индивида.

И, поскольку справедливость должна иметь место среди атрибутов самого лучшего воображаемого государства, надо сначала обрисовать такое государство, а затем решать, какие из его совершенств следует назвать «справедливостью».

В трактате «Государство» Платон пишет о том, что главная причина порчи обществ и государств (которые когда-то, во времена «золотого века» имели «совершенный» строй) заключена в «господстве корыстных интересов», обуславливающих поступки и поведение людей. В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания «корыстных интересов» в их строе.

1. Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты «совершенного» строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ.

Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и «при участии жен» спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.

2. Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию.

3. Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы - тирании.

4. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека - тирана.

Отрицательные формы государственной власти Платон противопоставляет своему видению «идеального» общественного устройства.

Вопросы для обсуждения:

1. Почему Платон все существующие государства относил к отрицательному типу?

2. Чем отличаются различные типы государств у Платона?

3. Что должно лежать в основе "идеального" государства по Платону?

Задание 4.

Правила экономии движений

Ральф У.Берне, переработав первоначальные «Правила человеческих движений» Джилбретта, предложил следующие принципы экономичности движений:

1. Работа должна равномерно распределяться между обеими руками так, чтобы они начинали и заканчивали свою работу одновременно.

2. За исключением периодов отдыха, руки не должны бездействовать в одно и то же время.

3. Движения рук должны быть симметричными, но в противоположных направлениях.

4. Надо применять наиболее простые формы движения рук и тела.

5. Следует максимально использовать механический момент, образуемый движениями тела.

6. Ровные и плавные движения вызывают меньшую усталость. Их следует предпочитать отрывистым движениям с частыми остановками и изменениями направления движения.

7. Баллистические движения легче, быстрее и точнее, чем сдержанные или контролируемые. Пример баллистического движения — удар клюшкой гольфа или забивание гвоздя; пример контролируемого — процесс писания (мускулы большого и других пальцев противопоставлены друг другу).

8. Работа должна быть налажена так, чтобы обеспечивался легкий и естественный ритм движения. Инструменты должны быть расположены в пределах естественной досягаемости, то есть так, чтобы работа осуществлялась с помощью наименее сложных движений.

9. Должно быть надлежащее освещение.

10. Высота рабочего места и сиденья должна позволить рабочему принять удобную позу и дать ему возможность стоять или сидеть по желанию.

11. Не следует делать руками то, что может быть сделано с помощью зажимов или приспособлений, приводимых в движение ногой.

12. Там, где возможно, следует использовать сочетания двух или более инструментов.

Вопросы для обсуждения:

1. К какому типу движений — баллистическому или контролируемому — относятся; кладка кирпича, копание лопатой, перенос тяжестей, перевозка груженной тачки?

2. В каком порядке (пределе досягаемости) на столе ученого должны быть расположены писчая бумага для заметок, авторучка, книги, ножницы, клей, настольная лампа ?

3. Какие движения рабочего следует называть естественными: руки двигаются в разных направлениях; руки двигаются в одном направлении с разной скоростью; противоположное и симметричное движение?

Задание 5.

Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 16; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

studopedia.net