Четыре древнейших очага цивилизаций. Трагедия четырёх цивилизаций
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История Востока. Четыре древнейших очага цивилизаций


История Востока - страница 66

Специфика региональных очагов цивилизации

Слово «цивилизация» весьма емкое. Прежде всего этот термин используется для обозначения того культурного уровня, достижение которого означало выход первобытных коллективов на рубежи урбанистической культуры. Древний Восток знает четыре основных очага такого типа первичной цивилизации: Египет, Двуречье, Индия и Китай. Но каждый из них тоже правомерно именовать цивилизацией, вкладывая в это слово уже несколько иной смысл, имея в виду специфический, отличный от других именно в цивилизационном плане очаг урбанистической культуры. Не слишком углубляясь в терминологические дебри, будем пользоваться обоими значениями слова.

Итак, четыре основных очага. Для сопоставительного анализа целесообразно ограничиться именно ими, причем для начала выделить и противопоставить остальным трем Двуречье и даже шире - Западную Азию, эту подлинную колыбель мировой цивилизации. Именно из этого региона шел наиболее интенсивный поток культурных импульсов, способствовавших резкому убыстрению развития остальной части человечества. Что касается других трех центров, то для них была характерна заметная замкнутость, а порой и значительная изоляция, и это во многом определило специфику каждого из них.

Западная Азия и в первую очередь Двуречье, долина Тигра и Евфрата, в низовьях которой возникла шумерская цивилизация, всегда была открыта внешним влияниям и воздействиям и умела извлекать из всего этого несомненную пользу для себя. Сюда стремились и здесь укоренялись многочисленные этнические группы, постоянно смешивавшиеся друг с другом. Отсюда открывались торговые пути во все стороны. Здесь был мощный генератор новых идей и технологических новшеств. Нет сомнения, что все это сыграло важную роль в деле ускорения темпов развития: уровень консервативной стабильности, т.е. устойчивой нормы с регенерацией генетически закодированной структуры, в этом регионе был ниже среднего для неевропейских обществ, а коэффициент перемен, нововведений во всех сферах жизни - будь то политическая, социальная, экономическая, технологическая, религиозно-культурная и др. - соответственно выше. Кроме того, неизменное расширение на протяжении тысячелетий зоны западноазиатского очага цивилизации за счет включения в него новых периферийных районов, населенных иными народами, равно как и появление здесь выходцев из Аравии (кочевников и полукочевых семитских племенных групп) или Прикаспия (индоевропейцев) способствовал быстрому экономическому, техническому и культурному развитию региона в целом и всех его древних центров в частности.

Неудивительно, что именно в Западной Азии, чья цивилизация не только возникла раньше других, но и развивалась быстрее и энергичнее их, имела белее выгодные условия для такого развития вследствие достоянных контактов с соседями и обмена нововведениями, чаще, нежели в других древних очагах мировой культуры, возникали новые идеи и совершались важные открытия едва ли не во всех областях производства и культуры. Гончарный круг и колесо, металлургия бронзы и железа, боевая колесница как принципиально новое средство ведения войн, различные формы письма, от пиктограмм до алфавита, - все это и многое другое генетически восходит именно к Западной Азии, через посредство народов которой нововведения со временем становились известными в остальном мире, включая и иные очаги первичной цивилизации.

Ускоренные темам эволюции и технического прогресса сыграли свою роль в том, что именно в государствах Двуречья ранее всего дал знать о себе процесс приватизации, что именно в Западной Азии этот процесс достиг наивысшего для древневосточных обществ уровня и что в результате этого здесь сложились те исключительные варианты структуры (Финикия, Вавилон), в которых степень частнособственнической активности намного вышла за пределы обычной для неевропейских: обществ нормы. Финикийцы не были абсолютно независимой и автономной структурой; напротив, они ухитрялись благополучно существовать и даже процветать лишь под покровительством все тех же восточных держав, которые по раду причин были заинтересованы в существовании финикийского феномена и, во всяком случае, не препятствовали ему. Высокие темпы приватизации и развития общества Вавилонян вызвали к жизни исключительные в своем роде и до известной степени защищавшие частнособственническую активность правовые нормы типа законов Хаммурапи. И хотя те же законы с гораздо большей силой ограничивали произвол собственника в интересах государства, они сыграли определенную роль в том, что именно в Западной Азии централизованная администрация была вынуждена в большей степени, чем где-либо, считаться с частными собственниками. Да и сама эта администрация, временами опиравшаяся на серьезную силу, отличалась не слишком большой степенью сакрализации: хотя правителя Западной Азии нередко обожествлялись, уровень их обожествления был в целом намного ниже того, что был характерен для Египта или Китая.

Все эти особенности, да еще в сочетании с политическим полицентризмом и этнической мозаикой древней Западной Азии, обусловили не только сравнительную неустойчивость здесь централизованной администрации, но и явственную тенденцию к частой смене политически господствующих этносов, а затем и «мировых» держав. И это тоже один из важных показателей более низкого уровня консервативной стабильности Западной Азии и большей открытости ее для изменений. В этом смысле западноазиатский регион стоял ближе других к античному миру, хотя степень этой близости ни в коей мере не следует преувеличивать: ее было достаточно для великого эксперимента Александра и практики эллинизма, но явно недостаточно для того, чтобы подобный эксперимент, длившийся почти тысячелетие (включая эпохи романизации и христианизации, смену господства эллинистических государств римским, а затем и византийским), заложил фундамент для «европеизации» Западной Азии или хотя бы плодотворного синтеза западноазиатской и европейско-античной структур. Как будет показано в последующих разделах работы, исламизация западноазиатского региона в исторически кратчайший срок наглядно подтвердила, что фундаментальные основы восточной структуры и после тысячелетнего эксперимента оказались практически непоколебленными. Тем более все сказанное относится к тем очагам древневосточной цивилизации, которые не отличались заметной открытостью к инновациям и много более очевидно, нежели западноазиатский, развивались за счет преимущественно собственных внутренних потенций на основе все той же фундаментальной восточной структуры.

Что касается Египта и Китая, то эти две цивилизации, несмотря на их отдаленность друг от друга, весьма близки между собой. В силу ряда существенных причин, к числу которых следует отнести большую этническую гомогенность, исторически сложившуюся и устойчивую тенденцию к слиянию политико-административной власти с религиозно-этическим авторитетом, да и еще ряд важных факторов, государство здесь было много более устойчивым, чем в Западной Азии (об Индии речь пойдет особо). Политическая администрация была незыблемой и, главное, почти автоматически регенерировала после катаклизмов очередного цикла, а величие обожествленного правителя (сына Неба или сына Солнца), выступавшего в функции связующего единства и первосвященника, считалось несомненным и неоспоримым.

Соответственно очень большую роль в Египте и Китае играли отношения централизованной редистрибуции и тотальный контроль над населением, с массовым привлечением его к исполнению многочисленных и тяжелых трудовых повинностей. И наоборот, частнособственническая активность была существенно ограничена и находилась под строгим надзором властей, не говоря уже о том, что вся правовая система - точнее, официально фиксированная система правительственных регламентации - была отчетливо сориентирована на защиту интересов всесильного государства. Общая для обеих цивилизаций едва ли не центральная фигура жреца-чиновника различалась лишь акцентом: в Египте он был на слове «жрец», а в Китае - на слове «чиновник». Это маловажное на первый взгляд различие было, однако, весьма существенным. В Египте акцент вел к противопоставлению интересов храма центральной власти, что в итоге привело к сакрализации сословия жрецов, тогда как в Китае противоположный акцент, в сочетании с общей тенденцией примата этики над религией, вел к оттеснению собственно ритуально-религиозных функций на задний план в пользу усиления чиновничье-бюрократической администрации. Конечно, между Египтом и Китаем были и иные различия, особенно в сложившейся системе ценностей, образе жизни, формах социальной организации населения и т.п. Однако в рамках сопоставительного анализа важно обратить внимание на то, что, несмотря на совершенно очевидную уникальность каждой из сравниваемых цивилизаций, между ними было много общего, причем это общее весьма объяснимо и с точки зрения функционально-структурной, и с позиций условий первоначального существования египетского и китайского очагов цивилизации.

    продолжение

www.coolreferat.com

НАЧАЛО НАЧАЛ. ЗАРОЖДЕНИЕ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ, Древнейшие очага цивилизации (IV тыс. до и. э. - сер. I тыс. и. э.), Месопотамия, Каниш - первая паевая компания (III-II тыс. до н.э.) - Экономическая история

Глава 1. Древнейшие очага цивилизации (IV тыс. до и. э. - сер. I тыс. и. э.)

Пролог: историко-экономическое значение аграрной неолитической революции.

Отсчет времени с целью определении предпосылок для зарождении цивилизации на Земле следует вести с аграрной неолитической революции. В Х-VIII тыс. до н. э. в период нового каменного века (неолит) на Ближнем Востоке, т. е. в регионе с благоприятным климатом, первобытные люди начали переходить от присваивающего хозяйства к производящему. Многие тысячелетия они занимались охотой и рыболовством, пока в результате последнего оледенения не исчезли мамонты и не начались проблемы с добычей пищи. У людей объективно появился интерес к собирательству трав, ягод, различных плодов. Так начался естественный отбор наиболее съедобных растений и плодов, одновременно происходит одомашнивание собак, свиней, овец, коз и т. д. Процесс доместикации (окультуривание, одомашнивание) проходил в соответствии с особенностями климата, рельефа местности, привычек людей. В результате люди довольно активно стали заниматься земледелием и скотоводством, т. е. своими руками, своим трудом производить продукты питания, а из шкур и костей животных, камня, глины и дерева мастерить одежду, предметы быта, украшения и т. д.

Таким образом, началось первое в истории разделение труда. Земледельцы переходили к оседлому образу жизни, строили поселения, затем города. Земледельческие общины чаще имели смешанный характер в хозяйственном развитии - они интересовались и скотоводством, так как нуждались в рабочем скоте, в том числе в вьючных животных. Но очень много было на Земле и пастушеских племен, которые занимались только скотоводством. Некоторые из таких племен превратились со временем в агрессивные кочевые орды, разорявшие земледельческие поселения, города и целые царства.

Разделение труда проявилось и в выделении групп людей, приспособившихся к занятиям примитивным до поры до времени ремеслом и первичной меновой торговлей.

Формирование производящего хозяйства на Древнем Востоке завершилось в основном к IV тыс. до н. э. Позднее человечество вступило в бронзовый век, зародились первые очаги цивилизации. Именно благодаря аграрной неолитической революции homo sapiens превратился в истинно "человека разумного" и начался новый отсчет времени.

1.1. Месопотамия

Месопотамией древние греки называли равнинную область между реками Тигром и Ефратом, что в переводе с их языка означало Междуречье . Имелось много пригодной для посевов земли и осуществлялось ее орошение с помощью ирригационных сооружений. К концу IV тыс. до н. э. на юге Месопотамии образовались города-государства Шумер, Ниппур, Ур, Урук, Эриду, Лагаш, Ларе, объединившихся в царство Древний Шумер. На севере Месопотамии появился город-государство Аккад и еще ряд городов. В первой половине III тыс. до н. э. было создано Шумеро-Аккадское царство, а во II тыс. возвысилась

Вавилония. В отдельные периоды времени заметную роль в данном регионе играла Ассирия. Интересной была история маленькой страны - торговой Финикии на самом юге Месопотамии.

Из вышесказанного следует - огромную роль в генезисе (зарождении) мировой цивилизации сыграл городской фактор. А так как во главе шумеро-аккадских городов стоял чаще всего представитель жреческих кругов - энси, это приводит к выводу о важной роли в зарождении цивилизации и религиозного (теологического) фактора. Образовывались храмовые земли. Почти одновременно выделялись земли старейшин и вождей, что вело к созданию щреких земель. В Древнем Шумере, как и в других государственных образованиях в данном регионе, основной была уже объединенная форма собственности в виде щреко-храмовых земель - прообраза государственных. Одновременно функционировал общинный сектор в экономике, постепенно формировался и частнособственнический. Иными словами, применительно уже к эпохе Древнего мира можно говорить и о генезисе многоукладной экономики, этот феномен получит широкое распространение лишь в XX в. н. э.

Царство Древний Шумер имеет все основания считаться первым очагом цивилизации:

1. На основе достижений аграрной неолитической революции определился высокий для того времени уровень материальной и духовной культуры: выращивали просо, ячмень, горох, чечевицу, фасоль, лен; высаживали лук, чеснок, огурцы, баклажаны, тыкву; возделывали виноградники, произрастали и финиковые пальмы. Имелись домашние животные - козы, свиньи, овцы, коровы.

2. Развивалось ремесло: гончарное, ткачество, металлургия меди и бронзы, деревообработка и т. д.

3. Строили глинобитные дома для жилья и занимались монументальным строительством (дворцы и храмы), сложным ирригационным строительством (плотины, дамбы, каналы).

4. Развивали внутреннюю и внешнюю торговлю, носившую меновой характер. Ввозили строительный материал (камень, дерево), золото, серебро, лазурь. Вывозили шерсть, зерно и финики.

5. Эквивалентами денег в товарно-денежных отношениях выступали быки и слитки серебра.

6. Важным этапом на пути инновационного развития, говоря современным языком, были использование с середины III тыс. до н. э. гончарного круга, обшивка дворцов и храмов глазурованным кирпичом, покрытие ритуальных бронзовых сосудов эмалью и, конечно, ирригационное строительство.

Важнейшими признаками перехода к цивилизации является изобретение письменности в виде клинописи.

Образование государственности - обязательный шаг к цивилизации.

Немаловажным обстоятельством является проявление законотворчества в виде хозяйственных регламентов на тысячах дошедших до наших дней глиняных табличках.

Именно древние шумеры очень многое сделали для дальнейшего развития цивилизации: изобрели систему бухгалтерского учета; создали Земельный кадастр; разработали тарифную систему оплаты труда; провели унификацию мер и весов; определили статус арендованных земель и охарактеризовали долговое рабство; развивали кредитное дело и т. д.

Их система функционировала за счет ренты (налога с общинников), дани с покоренных народов, разнообразных общественных повинностей населения. Рабство носило патриархальный (домашний) характер.

Все эти нововведения получили дальнейшее развитие в Вавилонии, где в XVIII в. до н. э. были приняты законы царя Хаммурапи. Главное историко-экономическое значение этих законов:

1. Впервые в мировой истории в них присутствует констатация в стране частной собственности, одновременно многие из 282 статей законов были направлены на охрану собственности царя, храмов и общины (ст. 6-41). Особый интерес для современного читателя вызывают статьи 42-71 и 78-126, которые характеризуются как "Операции с недвижимостью и охрана ее от неправомерных посягательств посторонних"1. Говорится в законах Хаммурапи и об условиях аренды: за арендованное поле платили 1/3 урожая, за аренду сада - 2/3.

2. Некоторые из статей этих законов более чем через тысячу лет были развиты афинским архонтом Солоном, к примеру: "Отец должен научить сына какому-нибудь ремеслу". Данный тезис сыграл свою роль в становлении первого этапа мировой промышленности - ремесленного производства.

3. С помощью свода законов знаменитою царя Вавилонии определились основные социальные группы в стране: мушкенумы - полноправные вавилоняне; авилумы - ограниченные в правах жители; рабы - представители низшего слоя.

4. Как мудрый восточный правитель, Хаммурапи в целях социальной стабильности в обществе ратовал за охрану малоимущих от ростовщиков, кредиторов и т. п. К примеру, долговое рабство ограничивалось лишь тремя годами работы на кредитора, потом раб мог считать себя свободным.

Уже современные исследователи классифицировали статьи этих законов, поделив их на три раздела: право гражданское, уголовное и административное.

Особое место в истории занимают найденные и расшифрованные учеными XX в. материалы о первых паевых компаниях.

Каниш - первая паевая компания (III-II тыс. до н.э.)

Для эпохи Древнего мира повсеместно на первом плане была межстрановая торговля. Главная причина этого - слабое развитие производительных сил в каждой стране. Именно внешней торт влей занимались купцы из юрода Ашшура, будущей столицы Ассирии в Месопотамии. Найдены и проанализированы тысячи клинописных документов из торговой фактории города Каниш в Малой Азии, основанной на рубеже III-П тыс. до н. э. торговыми людьми из Ашшура. Торговые караваны, где тягловой силой были ослы из Сирии, перевозили по специально проложенной дороге через горы Загроса в Малую Азию шерсть, скот, рабов, некоторые изделия ремесленников. Обратно везли в Месопотамию драгметаллы, строительные материалы и т. д.

Ашшурцы организовали торговлю в Канише и иных местах Малой Азии исключительно по частной инициативе, в противовес (конкуренцию) господствовавшей долгое время дворцовой, т. е. государственной торговле. В торговых обменах им помогало то обстоятельство, что во II тыс. до н. э. в Вавилонии появился и распространился повсеместно сикль (8 граммов) - первая весовая единица серебра. Иначе говоря, денег в современном понимании еще не было, а рынок ценных бумаг создавался! Доказательствами служат следующие факты:

1) в Канише, как и в других торговых факториях ашшурцев, велся учет векселей, которыми купцы обменивались друг с другом;

2) с этой целью была налажена система бух1алтсрского учета,

3) купцы с обеих сторон пользовались взаимным кредитом;

4) им в этих операциях помогали торговые агенты;

5) по структуре организации и деятельности торговая фактория напоминала паевую компанию. Доходы от продажи партий товаров распределялись по паям;

6) векселя учитывались кассирами;

1) заказы на разные товары принимались на сумму не более той, которая имелась на счету у торговцев;

8) в случае продления срока кредита документы запечатывались в глиняные конверты и т. д.

Кроме того, есть данные о юридической службе при паевой компании, о развитии налоговой и таможенной служб; о мерах борьбы с контрабандным товаром и т. д. На территории Каниша существовала писцовая школа, все купцы и сотрудники компании были грамотными (в каждом подобном объединении было около 50 апппурцев).

В целом эти материалы свидетельствуют о гениальных догадках древних людей о будущем устройстве мира. Ведь паевые компании в Евразии появились лишь в XVI в., с началом Великих географических открытий.

* * *

Общекультурным вкладом шумеров, вавилонян, ассирийцев в мировую цивилизацию являются: иероглифическое письмо в виде клинописи, что помогло позднее создать алфавитную систему; календарный счет, связанный с астрологическими наблюдениями и элементарной математикой; десятичная система счета; первые географические карты; культура архивного и библиотечного дела; развитие мифологии и изобразительного искусства.

Но хозяйство в Месопотамии в большинстве оставалось натуральным. Техника и наука были еще слабо развиты. Энергетическая база находилась на первом этапе - повсеместно использовалась мускульная энергия человека и животных.

Египетская модель хозяйства и общества несколько отличалась от месопотамской.

geum.ru

Трагедия четырёх цивилизаций

Если присмотреться к содержанию культурного наследия разных народов – мифов, легенд, фольклорных сказаний, можно заметить, что они во многом сходятся. В легендах переплетаются описания одних и тех же событий, но в разной интерпретации. В.А. Шемшук, обратив внимание на эту особенность, и сопоставив ее с фактами из истории развития нашей планеты, вывел общую картину жизни на Земле за последние несколько десятков тысячелетий.

Согласно библейскому содержанию, сегодняшнему Железному веку предшествовали Бронзовый, Серебряный, и Золотой. Подобные сообщения встречаются в древних источниках народов Америки, Австралии и Африки. Наши представления о древних цивилизациях, как о примитивных и малоразвитых, развеваются былинами о том, что сначала землю населяли полубоги – титаны, на смену которым пришли атланты, после которых возникла цивилизация великанов, а после – бореев. Эта информация подкрепляется материальными находками, которые позволяют делать вывод, что древнейшие цивилизации знали технологию изготовления пластмасс, имели электричество, и добывали уголь.

Сообщения о людях огромного роста можно встретить во всех древних письменных источниках с разных континентов, дошедших до наших дней. Обилие легенд о великанах дает основание полагать, что они действительно населяли землю в древности. Тогда становится вполне объяснимым огромный размер древних менгир, крепостных стен, дольменов, террас и домов. Это не является прихотью древних народов, просто эти строения соответствовали их росту.

Недалеко от афганского города Кабул, в сельской местности, сохранилось пять каменных изваяний, высотой два, шесть, восемнадцать, тридцать восемь, и пятьдесят четыре метра. Местным жителям ничего не известно о происхождении этих статуй. У них есть предположение, что это защитные тотемы, защищающие их поселение. Однако по расчетам В.А.Шемшука, высота каждой статуи соответствует натуральным размерам представителей древних цивилизаций, и современной.

Земная атмосфера, на сегодняшний день, является более разреженной, чем в древние времена, поэтому титаны в современных условиях не смогли бы существовать. По мнению ученых физиков, масса тела, соответствующая пятидесятиметровому человеческому росту, составляла бы 30 тонн. Собственный вес стал бы смертельным, и раздавил гигантов. Славянские былины о Святогоре рассказывают, что он большую часть времени лежал, так как ему тяжело было носить свою силу, был он ростом выше леса, а кровать его была длиной шесть саженей.

Наши предки имели колоссальную продолжительность жизни. Согласно теории Е.П.Блаватской, божественные правители Вавилонии, Алор, и Алапар, занимали главенствующие посты 36000 лет, и 10800 лет, соответственно, следовательно, средний возраст титанов достигал 50-100 тысяч лет. Такое долгожительство объясняется тем, что асуры (титаны) имели не прекращающийся на протяжении всей жизни рост. Современными биологами и геронтологами давно установлено, что в период роста и развития организма, отсутствуют старческие изменения. Расчеты Шемшука так же показывают, что, имея рост, достигающий полусотни метров, можно прожить десятки тысячелетий.

Асурская цивилизация просуществовала 100-200 поколений, т.е. примерно десять миллионов лет. Эта цивилизация отличалась стабильностью, так как долгоживущие люди не склонны к прогрессивным изменениям.

Асуры известны не только своей величиной и долгожительством. Сверхъестественные психофизические способности, помогали им воздействовать на некоторые вселенские процессы.

Плазма мысли живых организмов, имеет одну природу с плазмой солнца, и является основным поставщиком плазмы в Солнечной системе. Психофизические способности асуров рождали вокруг них высокочастотное, фиолетовое свечение ауры. Небесное светило должно было быть тоже фиолетовым, поскольку многие титаны превосходили по своему уровню богов. Солнечный спектр имеет ультрафиолетовую составляющую, которая занимает не последнее место. Известно, что в космосе встречаются звезды зеленоватых, красных, и голубых спектров. Эта окраска определяется цветом мыслеформ людей, с аурой подобных цветов. Звезд фиолетовых и синих спектров, астрономами пока не обнаружено.

Изменение ауры современных людей связано с тем, что наши предшественники попытались навести свой порядок во вселенной, устранив рабство. За это их свергли, и самих превратили в рабов.

В 60х годах, ученый Колоссимо проанализировал данные, полученные в результате археологических экспедиций, и из древних письменных источников, и пришел к выводу, что наша планета в древности была полем битвы с применением ядерного оружия. Многие древние источники описывают оружие, похожее на ядерное. В древнеиндийских писаниях оно описывается как огромное и извергающее пламя, без дыма. Взрыв, производимый этим оружием подобен вспышке тысячи солнц, и предназначается оно для умерщвления людей. Выжившие теряют волосы и ногти.

Оплавленные камни, как следы термического воздействия, были обнаружены учеными в разных частях света, на всех континентах. В тех местах, где сейчас расположены пустынные местности, в древности полыхал пожар, охвативший до 70 % суши планеты. О том, что древняя катастрофа, уничтожившая жизнь на земле, говорят и доказательства В.А. Шемшука – мутации животных и человеческих организмов (легенды о циклопах), археологические находки скелетов с двумя рядами зубов, монголоидность так же является частью мутагенеза. В наше время монголоидная раса является самой распространенной на нашей планете.

Результатом многочисленных ядерных взрывов стали ливневые дожди, которые отражены в древних сказаниях наступлением всемирного потопа. Вслед за этим на Земле наступила ядерная зима, известная науке, как ледниковый период. Человечество в своем развитии было отброшено в Каменный век.

В результате пожаров разрядилась земная атмосфера, в которой уже не могли существовать гигантские формы жизни. Глобальная катастрофа, которая уничтожила цивилизацию титанов, произошла 25-30 тысяч лет назад. Дальнейшие катаклизмы привели к тому, что условия жизни ухудшались, и человек постепенно менялся в своем строении.

По мнению автора книги, ядерная война была навязана жителям Земли инопланетной цивилизацией. Дополнительным основанием для этих данных могут служить сказания разных народов о драконах, которым нужно было приносить в жертву домашний скот и людей. Североамериканские индейцы имеют в своей истории легенды о нашествии на Землю драконоподобных чудовищ, которые уничтожили древнюю цивилизацию.

Бессмертие цивилизации должно стать ее целью, и его достижение имеет ряд условий, которые жителями Земли постоянно нарушаются. Обратив взор на экологию планеты, человека, и психофизические способности, мы сможет предотвратить очередную катастрофу краха нашей цивилизации.

No related links found

tainy.net