Цезарь в древнем риме это. Цезарь (значения)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Цезарь. Цезарь в древнем риме это


Биография Гая Юлия Цезаря - История и этнология. Факты. События. Вымысел.

Завоеванием Галлии Цезарь расширил римскую империю до берегов северной Атлантики и смог подчинить римскому влиянию современную Францию, а также начал вторжение на Британские острова. Деятельность Цезаря в корне изменила культурный и политический облик Западной Европы, оставив неизгладимый след в жизни следующих поколений европейцев. Был убит в результате заговора республиканцев.Происхождение. Ранние годыГай Юлий Цезарь родился в Риме. В детстве он занимался изучением греческого языка, литературы, риторикой на дому. Также он занимался физически: плаванием, верховой ездой. Среди учителей молодого Цезаря был известный крупный ритор Гнифон, который также был одним из учителей Марка Туллия Цицерона.Будучи представителем старинного патрицианского рода Юлиев, Цезарь с юного возраста начал заниматься политикой. В Древнем Риме, политика тесно переплеталась с семейными отношениями: тетка Цезаря, Юлия, была супругой Гая Мария, являвшегося в те времена правителем Рима, а первая жена Цезаря, Корнелия – это дочь Цинны, преемника все того же Мария.Древность самого семейства Цезарей установить трудно (первый известный относится к концу III в. до н. э.). Отец будущего диктатора, тоже Гай Юлий Цезарь старший (проконсул Азии), остановился в своей карьере на должности претора. Мать Гая – Аврелия Котта была из знатного и обеспеченного семейства Аврелиев. Бабушка по отцу происходила от древнеримского рода Марциев. Приблизительно в 85 г. до н. э. Гай потерял отца.

Начало карьерыОсобый интерес молодой Цезарь проявлял к искусству красноречия. В год своего 16-ти летия, Цезарь облачился в одноцветную тогу, что символизировало его зрелость.Молодой Цезарь начал свою карьеру, став жрецом верховного бога Рима Юпитера, и просил руки Корнелии. Согласие девушки дало возможность начинающему политику получить необходимую поддержку во власти, что будет одной из отправных точек, предопределивших его великое будущее.Но его политической карьере не было суждено взлететь слишком быстро – власть в Риме захватил Сулла (82 год до н.э). Он приказал будущему диктатору развестись с супругой, но, услыхав категорический отказ, лишил его титула жреца и всего имущества. Только покровительственная позиция его родственников, которые находились в ближнем окружении Суллы, спасла ему жизнь.И все-же, этот поворот в судьбе не сломил Гая, а только привнес свою лепту в становление его личности. Потеряв жреческие привилегии в 81 году до н.э., Цезарь начинал военную карьеру, отправился на Восток где принял участие в своей первой военной кампании под началом Минуция (Марка) Терма, цель которой была подавление очагов сопротивления власти в римской провинции Азия (Малая Азия, Пергам). В ходе кампании к Гаю пришла первая воинская слава. 78 год до н.э — во время штурма города Митилен (остров Лесбос) за спасение жизни римского гражданина его наградили знаком «дубовый венок».Но Юлий Цезарь не стал посвящать себя только военному делу. Он стал продолжать карьеру политика, возвратившись в Рим после кончины Суллы. Цезарь начал выступать на судебных процессах. Речь молодого оратора была до такой степени увлекающей и темпераментной, что слушать его собирались толпы народа. Так Цезарь пополнял ряды своих сторонников. Речи его записывали, а фразы расходились на цитаты. Гай был по-настоящему увлечен ораторским искусством и все время совершенствовался в этом деле. Для развития своих ораторских способностей он отправился на остров Родос, чтобы учиться искусству красноречия у знаменитого ритора Аполлония Молона.Галльская война.Однако по дороге туда был взят в плен пиратами, откуда позднее был выкуплен азиатскими послами за 50 талантов. Желая отомстить, Цезарь снарядил несколько судов и сам взял пиратов в плен, казнив их распятием. 73 год до н. э. — Цезарь был включен в состав коллегиального органа управления понтификов, где раньше правил его дядя Гай Аврелий Котта.69 год до н. э. — умерла при родах второго ребенка его жена – Корнелия, младенец также не выжил. Тогда же погибла и тетя Цезаря — Юлия Мария. В скором времени Цезарь стал римским ординарным магистратом, что дало ему возможность войти в сенат. Его отправили в Дальнюю Испанию, где ему следовало взять на себя решение финансовых вопросов и выполнение поручений пропретора Антистия Вета. 67 год до н. э. — Гай Юлий женился на Помпее Сулле, внучке Суллы.Политическая карьера65 год до н. э. — Цезарь был выбран в магистраты Рима. В его обязанности входило расширение строительства в городе, поддержание торговли и общественных мероприятий.64 год до н. э. — Цезарь становится главой судебной комиссии по уголовным процессам, что дало возможность ему призвать к ответу и наказать многих сторонников Суллы. 63 год до н. э. — скончался Квинт Метелл Пий, освободив пожизненное место Великого понтифика. Гай Юлий решил выдвинуть на нее свою кандидатуру. Оппонентами Цезаря стали консул Квинт Катул Капитолин и полководец Публий Ватия Исаврик. После множества подкупов Гай Юлий Цезарь выиграл выборы с большим перевесом и переехал жить на Священную дорогу в казенное жилье понтифика.Сдача в плен Цезарю галльского вождя Версиренгеторикса (Худ. Лионель Ройер).Военная карьераВ целях укрепления собственного политического положения и имеющейся власти, Гай Юлий вступил в тайный сговор с Помпеем и Крассом, объединив тем самым двух влиятельных политиков с противоположными взглядами. В результате сговора появился мощный союз военачальников и политиков, получивший название Первый триумвират.Началом полководческого пути Гай Юлия стал его галльский проконсулат, когда в его ведение поступили крупные военные силы, давшие возможность ему начать свое вторжение в Трансальпийскую Галлию в 58 г. до н.э. После побед над кельтами и германцами в 58-57 годах до н.э. Гай приступил к покорению галльских племен. Уже в 56 г. до н. э. обширные территории между Альпами, Пиренеями и Рейном оказались под римской властью.Гай Юлий стремительно развивал успех: форсировав Рейн, нанес ряд поражений германским племенам. Следующим его головокружительным успехом становятся два похода в Британию и ее полное подчинение Риму.53 год до н. э. — произошло судьбоносное для Рима событие: в парфянском походе погиб Красс. После чего судьба триумвирата была предрешена. Помпей не хотел соблюдения прежних соглашений с Цезарем и начал проводить самостоятельную политику. Римская республика оказалась на грани развала. Спор Цезаря и Помпея за власть начал приобретать характер вооруженного противостояния.Гражданская войнаЗахват Галлии сделал в Риме Цезаря, который уже был выдающейся политической фигурой, популярным героем — как считали его противники, слишком популярным и могучим. Когда срок его военного командования закончился, ему было приказано возвратиться в Рим как частному лицу — то есть без своих войск. Цезарь испугался — и, как видно, правильно — что если он возвратиться в Рим без армии, противники могут воспользоваться возможностью и уничтожить его.В ночь с 10 на 11 января 49 г. до н. э. он бросает открытый вызов римскому сенату — перешел с армией через реку Рубикон в северной Италии и маршем повел войска на Рим. Это явно незаконное действие стало причиной гражданской войны между легионами Цезаря и силами сената. Она продолжалась на протяжении 4-х лет и закончилась полной победой Цезаря. Последняя битва произошла под городом Мунда в Испании 7 марта 45 г. до н. э.ДиктатураГай Юлий уже понял, что эффективный, просвещенный деспотизм, требующийся Риму, может быть обеспечен лишь им самим. Он возвратился в Рим в октябре 45 г. до н. э. и в скором времени стал пожизненным диктатором. 44 год до н. э., февраль — ему был предложен трон, но Цезарь отказался.Вся власть Гая Юлия Цезаря опиралась на армию, потому его избрание на все последующие должности было формальностью. За свое правление Цезарь со своими соратниками провел множество реформ. Но определить, какие именно из них относятся ко времени его правления, довольно сложно. Наиболее известная, это реформа римского календаря. Граждане должны были перейти на солнечный календарь, который был разработан ученым из Александрии Созинген. Так, с 45 г. до н.э. появился известный сегодня всем юлианский календарь.Убийство ЦезаряЦезаря убили 15 марта 44 года до н. э., по дороге на заседание Сената. Когда как-то раз друзья посоветовали Цезарю остерегаться врагов и окружить себя охраной, диктатор ответил: «Лучше один раз умереть, чем постоянно ожидать смерти». Во время нападения в руках у диктатора был стилус — палочка для письма, и он как-то сопротивлялся — в частности, после первого удара он проткнул им руку одного из заговорщиков. Одним из его убийц был Марк Юний Брут, один из его близких друзей. Увидав его среди заговорщиков, Цезарь вскрикнул: «И ты, дитя мое?» и перестал сопротивляться.Большинство ран, нанесенных ему, были не глубокими, хоть их было нанесено множество: на теле насчитали 23 колотые раны; испуганные заговорщики сами ранили друг друга, пытаясь дотянуться до Цезаря. Существует две разные версии его смерти: что он умер от смертельного удара и что смерть наступила после большой кровопотери.Источник:http://shtorm777.ru   https://salik.biz/articles/40345-biografija-gaja-yulija-cezarja.html

hist-etnol.livejournal.com

Цезарь - это... Что такое Цезарь?

Цезарь, Гай Юлий, Gaius Iulius, 100-44 гг. до н. э., римский государственный деятель, писатель. Происходил из знатного, хотя и пришедшего к тому времени в упадок рода Юлиев. Его личность тесно связана с важнейшими событиями в древнем мире в середине I в. н. э. Получивший хорошее образование, он прекрасно знал греческую и римскую литературу, интересовался также языком и грамматикой. Учился на Родосе (76 г. до н. э.). В начале своей политической карьеры он был связан с группировкой популяров. Ему удалось обратить себе на пользу тот факт, что его тетка была женой Мария (на ее погребении в 68 г. Ц. произнес речь, прославлявшую род Юлиев; эта речь привлекла к нему внимание римской общественности). В 68 г. до н. э. был квестором Испании, в 65 г. до н. э. - эдилом. Уже тогда он соперничал с Крассом, выдающимся политиком и одновременно одним из самых богатых людей в Риме. До некоторой (точно неизвестной) степени был причастен к заговору Катилины, однако ему удалось избежать репрессий, которым подверглись заговорщики. В 63 г. до н. э. получил звание верховного жреца (pontifex maximus). В 62 г. исполнял обязанности претора, затем уехал в Испанию, где занял должность наместника. По возвращении (60 г. до н. э.) заключил тайное соглашение с Помпеем и Крассом, названное Первым Триумвиратом. Совместные действия триумвиров принесли Ц. консульство в 59 г. В 58 г. Ц. принял наместничество в Галлии. В течение ближайших 9 лет покорил галлов, бельгов, гельветов, германцев, а также предпринял поход на Британские острова. Его победы возбудили беспокойство сената и Помпея. Смерть Красса ускорила разрыв связей между участниками триумвирата. Вызванный в Рим постановлением сената, без своих легионов, Ц. не подчинился приказу и во главе своего войска перешел реку Рубикон, представлявшую собой границу Италии (тогда он и произнес знаменитые слова: «Alea iacta est» - Жребий брошен). Это привело к гражданской войне. Италию, оставленная Помпеем, который бежал на восток к своим легионам, Ц. занял без борьбы. До решающего сражения дело дошло в Греции под Фарсалией в 48 г. до н. э. Помпей был разбит и бежал в Египет, где и был убит. После его смерти Ц. повел дальнейшую борьбу со своими противниками на территории Египта, Африки, Испании и Малой Азии (о победе над царем Понтийским он уведомил сенат тремя словами; «Veni, vidi, vici» - Пришел, увидел, победил). После одержанных на войне побед основной задачей Ц. стало укрепление в различных формах своей неограниченной власти, невзирая на существование республиканских институтов. Ц., как некогда Сулла, объявил себя диктатором. Он занимал эту должность до ближайших консульских выборов в 49 г., затем - в 48 г. В 45 г. пребывание в должности было ему продлено на 10 лет, а в феврале 44 г. он был утвержден в ней пожизненно. Политика Ц., направленная на преобразование Рима в монархию эллинистического типа, выбивала почву из-под ног многих римских общественных группировок, особенно сената. Именно в кругу сенаторов сложился заговор, во главе которого встали Марк Брут и Гай Кассий. Ц. погиб от рук заговорщиков 15 марта 44 г. до н. э. - Ц. развил в Риме активную строительную деятельность. Ему мы также обязаны реформой календаря. В своей необычайно насыщенной жизни Ц. находил также место для литературного творчества. Его собственной политической карьере должны были послужить два произведения, названные Записки (греческое hypomnemata, лат. commentarii). В таких записках государственные деятели в доступной форме описывали события, очевидцами и участниками которых они были, чтобы навязать читателям собственную точку зрения. От других исторических произведений такие hypomnemata отличаются избеганием прямого цитирования известных высказываний (у Ц. они встречаются лишь в форме косвенной речи), отсутствием драматических описаний и упрощенным стилем. Авторы говорят о себе всегда в третьем лице. Записки о Галльской войне (Commentarii de bello gallico) в 7 книгах, описывавшие сражения Ц. в Галлии в 58-52 гг. до н. э., должны были сформировать общественное мнение Рима об успехах и намерениях Ц. Несомненная тенденциозность этого произведения находит свое выражение в приукрашивании фактов и их отборе, однако не приводит к искажению событий. Произведение это ценно для нас как источник сведений о галлах и германцах, ибо Ц. включил в него множество сведений об обычаях этих народов. Записки о Галльской войне являются также выдающимся литературным произведением, их язык, чрезвычайно простой, есть результат тщательного подбора слов и неуклонной заботы о форме. Они получили высокую оценку Цицерона. Дополнением к Запискам представляется VIII книга, написанная Авлом Гиртием, одним из командиров Ц., рисующая заключительный этап Галльской кампании в 52-50 гг. до н. э. Другое сохранившееся произведение Ц., Записки о гражданской войне (Commentarii de bello civili) в 3 книгах, изданные уже после смерти автора, описывают события 49 и 48 гг. до н. э. Этих записок, задуманных как история всей гражданской войны, Ц. не успел закончить. Повествование обрывается в начале так называемой Александрийской войны (пребывание Ц. в Египте). Его продолжает сочинение под заглавием Александрийская война (Bellum Alexandrinum), представляющее дальнейшие события войны, начиная с 47 г., которое, возможно, принадлежит перу Авла Гиртия. Мы не знаем автора ни одной из двух других аналогичных работ: Войны в Африке (Bellum Africanum), описания войны между Ц. и сторонниками Помпея в 47-46 гг., закончившейся победой Ц. под Тапсом в Африке, а также Войны в Испании (Bellum Hispaniense), охватывающей события с 45 г. и победу Ц. под Мундом. Все эти сочинения были объединены с Записками Ц. в так называемый Corpus Caesarianum, известный в таком виде уже Светонию. Другие произведения Ц. пропали. Мы, однако, знаем, что он писал стихи (по-латыни и по-гречески), драмы, речи. Был среди прочего автором двух язвительных политических памфлетов, направленных против Катона Младшего (Антикатоны, нап. В 45 г.), а также грамматического труда Об аналогии (De analogia) в 2 книгах, созданного в пятидесятые годы и адресованного Цицерону, где Ц. включился в спор об аналогии и аномалии, защищая языковые закономерности. Произведениями Ц. пользовались Ливий, Николай Дамасский, Тацит, Дион Кассий, Орозий.

М.В. Белкин, О. Плахотская. Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань», 1998

dic.academic.ru

Цезарь - это... Что такое Цезарь?

(лат. Gaius Julius Caesar)

(100 - 15.III.44 до н.э.)

   римский гос. и политический деятель, полководец и писатель, выходец из патрицианского рода Юлиев; получил блестящее образование, занимал ряд гос. должностей (воен. трибун 73 г., квестор 68 г., эдил 65 г., претор 62 г.). В 60 г., будучи наместником римской провинции Далекая Испания, Ц. вступил в союз с наиболее влиятельными в то время людьми - Г. Помпеем и М. Крассом (1-й триумвират). Став в 59 г. консулом, Ц. провел ряд законов с целью укрепления гос. строя и решения некоторых социальных проблем. Личный опыт, примеры Суллы и Помпея показали Ц., что завоевать власть можно только при помощи преданной и дисциплинированной армии. После того как Ц. сложил консульские полномочия, его назначили наместником Галлии. В 58 - 51 гг. он завоевал Галлию, постепенно увеличив численность войска с двух до 10 легионов. Гибель Красса в 53 г. привела к распаду триумвирата и соперничеству между Ц. и Помпеем, которое переросло в открытую Гражданскую войну 49 - 45 гг: Помпеи возглавил сторонников сенаторской республики, а Ц. - ее противников. Разгромив войска Помпея и его политических союзников под Илердой (49), Фарсалом (48), Тапсом (46) и Мундой (45), Ц. стал главой Римского государства. Имея полномочия диктатора (с 44 г. - пожизненные), консула (с 47 г. - на пять, а с 44 г. - на 10 лет) и трибуна (с 48 г. - постоянно), Ц. сосредоточил в своих руках всю полноту власти, установив военную диктатуру. Он провел ряд реформ, касающихся управления государством; был пересмотрен список сенаторов: противников Ц. вывели из их состава; число сенаторов было доведено до 900 за счет его сторонников. Увеличилось также количество магистратов: преторов стало 16 (было 8), эдилов - 6 (было 3), квесторов - 40 (было 20). При Ц. в Риме были проведены судебная, денежная и календарная реформы, а также перепись населения по всей Италии. Поскольку деятельность Ц. не устраивала часть прореспубликанской знати, которая в его лице видела прямого диктатора, он стал жертвой заговора и был убит во время заседания сената в мартовские иды 44 г.

   Ц. известен также как талантливый прозаик, автор исторических трудов «Записки о Галльской войне» и «Записки о Гражданской войне». «Записки о Галльской войне» последовательно рассказывают о первых семи годах пребывания Ц. в Галлии; наиболее подробные описания событий содержатся в I и VII кн.: война с германским вождем Ариовистом, вторгшимся в пределы Галлии, и последнее большое восстание всех галльских племен под предводительством Верцингеторига. Манера повествования, сам заголовок - «Записки...», не претендующий на серьезность, скрывают истинное намерение их автора - оправдать свои действия. Столь же тенденциозно и другое сочинение Ц, повествующее о его борьбе с Помпеем. Кроме упомянутых «Записок» Ц. приписывают поэму о Геракле и трагедию «Эдип», грамматическое сочинение «Об аналогии», поэму «Путь»; в первые века н.э. были известны также сборник изречений и письма Ц. (все эти произведения не сохранились).

   Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне, о Гражданской войне, об Александрийской войне, об Африканской войне: В 2 ч. М., 1991; История римской литературы: В 2 т. Т. 1. М., 1959. С. 256-272; Ершович Н.И. К вопросу о переходе Юлия Цезаря через Рейн // ВДИ. 1968. № 2; Утченко С.Л. Юлий Цезарь. М., 1985.

   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

   * * *

   Римский патриций, военачальник и государственный деятель Рима. После победы над своим соперником Помпеем - единоличный диктатор Рима. Юлий Цезарь является одной из самых ярких фигур античной истории. Он был хорошим оратором и замечательным писателем - его записки о Галльской кампании и о войне с Помпеем до сих пор служат образцом латинской прозы. Кроме того, Юлий Цезарь прослыл большим женолюбом - одной из его любовниц была Клеопатра. Он пользовался огромной популярностью в армии. Личную жизнь Цезаря красочно описывает Светоний в "Жизни двенадцати Цезарей", Плутарх также дает портрет Цезаря в своих "Жизнеописаниях". Убийство Цезаря Брутом - сюжет пьесы Шекспира "Юлий Цезарь". На эту же тему написаны "Мартовские иды" Уайлдера. При рождении Юлия его матери была сделана операция, которую позже стали называть кесаревым (цезаревым) сечением; кроме того, известно, что Цезарь страдал глухотой на левое ухо и приступами головокружения. "Цезарь" стало официальным титулом римских императоров, от которого затем произошли германский "кайзер" и русский "царь". Известно несколько бюстов Цезаря, сделанных с натуры, и они подтверждают слова Светония о том, что Цезарь расчесывал волосы на прямой пробор. Недоброжелатели замечали - чтобы скрыть свою лысину, Цезарь по любому поводу надевал лавровый венок. Выражение лица у Цезаря - одновременно суровое и рассеянное. К образу Цезаря обращался Рубенс ("Триумф Цезаря").

   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

   * * *

   рим. гос. деятель, полководец, писатель. Происходил из древ, патрицианского рода Юлиев, ведущего свою родословную, согласно мифу, от сына Энея - Юла, и, т. о., от самой богини Венеры. Ц. получил ритор, образование сначала в Риме, а затем у извест. ритора Молона на о-ве Родос, куда отправился во избежание столкновении с диктатором Суллой. В Рим Ц. вернулся в 78 и, используя разл. средства для получения высоких гос. должностей, сделал быструю и успешную карьеру: в 68 был квестором в Испании, в 65 - эдилом в Риме (прославился устроенными им великолепными играми), в 63 избран верховным жрецом, на 62 - претором, после чего получил в годичное управление Испанию. В 60 Ц. заключил полит, союз с влиятельнейшими людьми в Риме - Помпеем и Крассом (1-й триумвират), обеспечивший ему избрание в консулы (59). После проведения в этой должности ряда демократ, законов в 58 получил на 5 лет в управление Галльские провинции, где вел завоеват. войны. С 50 начались разногласия между Ц. и сенатом, закончившиеся в 49 разгромом сенатской партии. После победы, одержанной при Фарсале над Помпеем, Ц. был объявлен пожизненным диктатором. В течение 4 лет своей диктатуры постоянно вел войны в разных концах света, бывая в Риме только наездами. Ему впервые был присвоен сенатом титул императора. В 44 был убит заговорщиками во гл. с Брутом и Кассием, сторонниками разгромленной сенатской партии. Имя Ц. стало присваиваться после его смерти всем императорам. Из произ. Ц. полностью сохран. «Записки о Галльской войне» (52/51) в 7 кн. и «Записки о гражданской войне» (44) в 3 кн. Согласно сведениям антич. авторов, перу Ц. принадлежали также не дошедшие до нас произв., в т. ч. трагедия «Эдип», посвященное Цицерону грамматич. соч. «Об аналогии», 1 памфлета «Антикатоны», поэма «Путь» и сб. изречений, речей и писем. «Записки о Галльской войне» охватывают период с 58 по 52 и рассказывают о первых 7 годах пребывания Ц. в Галлии. О последних 2 годах повествуется в 8 кн. неким Гиртием, офицером армии Ц. В 1-й кн. речь идет о войне с вторгшимся в Галлию племенем гельветов и вождем германцев Ариовистом. Далее Ц. рассказывает о столкновениях с разл. племенами и о своих завоевательных походах на территории совр. Франции, Бельгии и Англии. 7-я кн. посвящена описанию восстания галлов под предводительством Верцингеторига. Рассказ ведется автором от 3-го лица и представляет собой точное и подробное описание сражений с указ, имен (как с рим. стороны, так и со стороны врагов), местностей и геогр. названий. Повышенный интерес Ц. к чисто воен. вопросам явл. средством показать, что все воен. действия и экспедиции, предпринимаемые им, были необходимы для увеличения мощи и престижа рим. гос-ва. Оправдывая этим свои действия, Ц. не умалчивает, одн., и о своих неудачах и ошибках. Говорит он и о трусости нек-рых своих воинов, о храбрости и мужестве врагов, когда это имеет место; причем подробно, с перечнем имен конкретных лиц, что явно имело целью завоевание Ц. приверженцев в Риме среди друзей тех, о ком он пишет. Описание опасностей, к-рым подвергался Ц. и его войско, скрашивало несколько однообраз. повеств. «Записки» представляют интерес не только и не столько для историков (уже у антич. авторов возникали сомнения по поводу того, насколько точен рассказ Ц.), как для специалистов по стратегии и тактике. Ценную информацию . дают геогр. и этногр. сведения. Ц. подробно описывает земли, в к-рых он бывал, приводит интересные бытовые подробности из жизни разл. племен. «Записки о гражданской войне» носят более субъективный характер, хотя форма изложения остается прежней - рассказ ведется от 3-го лица. Здесь перед Ц. стояла довольно сложная задача: оправдаться от обвинений в развязывании гражд. войны, доказать, что она вспыхнула не по его вине. Отсюда в извест. степени апологетический характер его произв. Виновными в разжигании гражд. розни Ц. считает руководителей сенатской партии и самого Помпея. Отношение к ним, в отл. от отношения к своим противникам в «Записках о Галльской войне», всегда резко отрицательное. О себе Ц. говорит мало, одн. подчеркивает популярность, к-рой он пользовался среди солдат. Будучи приверженцем аттикизма и явл. сторонником грамматического единообразия языка (аналогии), Ц. ведет свое повеств. простым, понятным языком, избегает всякой помпезности и напыщенности. Стиль Ц. высоко ценили уже современники, а для потомства он стал одним из образцовых рим. прозаиков.

   Лит.: Дуров В. С. Юлий Цезарь. Человек и писатель. Л., 1991; Утченко С. Л. Юлий Цезарь. М., 1976 (2-е изд. - 1984)

   Б.О.

   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Античный мир. Словарь-справочник. EdwART. 2011.

antiquites.academic.ru

Цезарь - это... Что такое Цезарь?

  • Цезарь — Кай Юлий (С. Julius Caesar). Родился в 100 г. до Р.Х., 12 го июля. Семнадцати лет он женился на Корнелии, дочери Цинны. Сулла требовал, чтобы Цезарь развелся со своей женой, но Цезарь не согласился, чем возбудил гнев Суллы. Затем Цезарь отправил …   Энциклопедия мифологии

  • ЦЕЗАРЬ — То же, что кесарь. См. это слово. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЦЕЗАРЬ То же, что кесарь. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ЦЕЗАРЬ — (лат. Caesar, англ. Caesar) 1. герой 451 эпоса М.Аннея Лукана «О гражданской войне, либо Фарсалия». При жизни император Нерон запретил Лукану публичное чтение и издание эпоса; последний не мог быть опубликован ранее гибели Нерона (68 г. н.э.).… …   Литературные герои

  • Цезарь — я, муж. Заимств.Отч.: Цезаревич, Цезаревна.Производные: Цезарька; Заря.Происхождение: (От лат. caedo (прич. caesum) резать.)Именины: (см. Кесарь) Словарь личных имён. Цезарь См. Цез …   Словарь личных имен

  • цезарь — рассекающий; Кесарь, Нерон, Цесарь Словарь русских синонимов. цезарь сущ., кол во синонимов: 8 • император (16) • имя …   Словарь синонимов

  • Цезарь — Цезарь, Гай Юлий, Gaius Iulius, 100 44 гг. до н. э., римский государственный деятель, писатель. Происходил из знатного, хотя и пришедшего к тому времени в упадок рода Юлиев. Его личность тесно связана с важнейшими событиями в древнем мире в… …   Античные писатели

  • ЦЕЗАРЬ — в Древнем Риме титул императоров …   Большой Энциклопедический словарь

  • цезарь — и устарелое цесарь …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Цезарь Ю. — Цезарь Ю. Древнеримский император. [http://www.rfcmd.ru/glossword/1.8/index.php?a=index d=23] Тематики защита информации EN Caesar …   Справочник технического переводчика

  • Цезарь — Гай Юлий Цезарь; GAIUS IULIUS CAESAR; Диктатор Римской республики …   Википедия

  • Цезарь — (лат. Gaius Julius Caesar) (100 15.III.44 до н.э.)    римский гос. и политический деятель, полководец и писатель, выходец из патрицианского рода Юлиев; получил блестящее образование, занимал ряд гос. должностей (воен. трибун 73 г., квестор 68 г …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • dictionary_of_ancient.academic.ru

    ЦЕЗАРЬ - это... Что такое ЦЕЗАРЬ?

    ЦЕЗАРЬ (лат. Caesar, англ. Caesar)

    1.

    герой 451 эпоса М.Аннея Лукана «О гражданской войне, либо Фарсалия». При жизни император Нерон запретил Лукану публичное чтение и издание эпоса; последний не мог быть опубликован ранее гибели Нерона (68 г. н.э.). Исторический прототип: Гай Юлий Цезарь (100 - 44 до н.э.), с 49 г. - римский правитель; убит заговорщиками. Личность Цезаря - одного из ведущих лиц интереснейшего периода римской истории, знаменитого политика, полководца и писателя - вполне естественно привлекала внимание как историков, так и поэтов уже в античную эпоху. Свидетельством такого внимания являются прекрасные биографии, созданные Плутархом и Светонием. Эпос Лукана выделяется из этого ряда тем, что автор ставит перед собой не столько исторические, сколько именно художественные задачи (при всей условности такого разделения), и Ц. у него - не предмет изучения, но литературный образ, носящий на себе яркую печать авторских пристрастий. Несмотря на то, что Лукан выказывает желание отнестись к героям беспристрастно, уже в самом начале повествования его ненависть к Ц. проявляется вполне отчетливо. (Ж.-Ф.Лагарп считает это противоречие слабостью образа, не искупаемой республиканскими чувствами автора; эта оценка не представляется достаточно обоснованной.) Когда Ц. приблизился к Рубикону, ему предстал печальный образ отечества, умоляющего не переходить этой последней границы; Ц. после недолгих колебаний приступает к переправе и, почти не встречая сопротивления, идет по Италии: «Ц., яростно ждущий сражения, радуется своим путям, если он не залил их кровью, и не стал бы идти, не встретив врага, в геспе-рийские пределы...» Даже милосердие Ц., беспрецедентное в ту эпоху (хотя нет сомнений, что оно было выбрано по соображениям целесообразности), Лукан изображает с отвращением: «Ц. знает, что он стремится к наказанию и страшится прощения. «Хочешь не хочешь - живи! - по милости нашей сказал он. - Смотри на солнечный свет!.. Но если хочешь, снова испытай оружие - и если ты сам меня победишь, ты мне ничем не обязан»«. К свирепости и кровожадности, еще более циничным, когда он прощает защитников закона - своих врагов, добавляется нечестие: при осаде Массилии, где вокруг не было ни одного дерева для осадных работ, кроме священной рощи, Ц. сам подает пример и, выхватив у оробевшего воина топор, начинает ее рубить: «Пусть весь грех падет на меня!» (Ц. изображен в этой сцене, как известный нечестивец Эрисихтон, погубивший дуб Деметры и наказанный за это вечным голодом (Каллимах и Овидий)). В своей ярости он готов отказаться от того, без чего древние вообще не мыслили финала своей жизни. Застигнутый бурей в Адриатическом море, Ц. говорит: «Пусть у меня не будет погребального костра, лишь бы только меня всегда боялись и ожидали в любой части земли». Венцом этой циничной жестокости является Фарсальская битва; после решительной победы Ц., приказав щадить рядовых (перед сражением: «кто убежит, пусть будет гражданином»), направляет удары своих воинов против Сената и запрещает погребать трупы врагов. Безусловно, мрачная жестокость Ц. (которому Лукан не может отказать в доблести) неотделима от стилистики нероновой эпохи (многие подобные мотивы встречаются и в творчестве Сенеки, дяди Лукана). Тем не менее было бы неоправданным преувеличением усматривать (как это часто бывает) в образе Ц. тираноборческий и республиканский пафос.

    Лит.: Буассье Г. Оппозиция при Цезарях

    //Собр. соч. СПб., 1993. Т. 2; Петровский Ф.А. Марк Анней Лукан и его поэма о гражданской войне

    //Лукан М. Фарсалия. М., 1951.

    А.И.Любжин

    2.

    Герой трагедии У.Шекспира «Юлий Цезарь» (1599). Несмотря на то, что трагедия Шекспира названа его именем, Ц. является не главным действующим лицом, а скорее пружиной действия. Именно вокруг него (поначалу живого, а в еще большей степени - мертвого, убитого заговорщиками-республиканцами) разворачиваются все события ее сюжета, а также раскрываются характеры остальных действующих лиц: Брута, Марка Антония, Кассия и других. Сюжет пьесы почерпнут Шекспиром из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха, однако Шекспир, как и всегда, существенно спрессовал реальные исторические события, придав действию пьесы несравнимо больший динамизм и стремительность. Он сознательно (что часто ставилось ему в упрек) оставляет за рамками трагедии знаменитые победы Цезаря-полководца, изображая его как государственного человека, как гражданина города Рима, как римлянина. При всем величии Ц. в трагедии показан суеверным, слабым физически и одряхлевшим; Шекспир неоднократно подчеркивает, что он глуховат. Однако теперь, когда он уже немолод и устал от жизни, отданной служению Риму, он жаждет, чтобы Рим и римляне склонились к его ногам, признав его неограниченную авторитарную власть. У Ц. в пьесе по сути очень мало текста, и, хотя убийство его в Капитолии происходит в начале третьего акта, в предыдущих действиях он появляется всего несколько раз. В одно из таких его явлений к нему выходит Прорицатель, произносящий зловещее пророчество: «Остерегись ид марта». Но даже того немногого, что слышим мы из уст Ц., достаточно, чтобы в полной мере понять, кто перед нами. Шекспир вывел на сцену в своей «римской трагедии», представляющей собой чистейшей воды «политическую пьесу», прожженного политика и политикана, умного, хитрого, познавшего все тонкости закулисья власти. Вот, к примеру, что говорит он Антонию о Кассии: «Он много думает, такой опасен». Опасен тем, что «читает много

    //И любит наблюдать, насквозь он видит

    //Дела людские».

    Сцену, в которой Антоний трижды подносит Ц. корону, а тот трижды от нее отказывается, мы «видим» лишь в пересказе Каски - пересказе, однако, вполне красноречивом, из которого понятны и лицемерие Ц., и его жажда власти, и его склонность к лицедейству, и его умение «подогревать» толпу. Однако перед выходом Ц. в Сенат Шекспир вкладывает в его уста слова, в которых соединились бесстрашие и чувство обреченности. А дальше в Капитолии происходит его убийство, и Ц. произносит свое знаменитое «И ты, о Брут!» (слова, написанные Шекспиром по-латыни, не встречаются у Плутарха, очевидно, они дошли до Шекспира через устные предания). После смерти начинается истинная жизнь Ц. в рассказанной Шекспиром истории. Как говорит Антоний, «дух Цезаря в погоне за отмщеньем,

    //С Гекатою из преисподней выйдя,

    //На всю страну монаршьим криком грянет:

    //«Пощады нет!» - и спустит плот войны...»

    В отличие от большинства пьес Шекспира «Юлий Цезарь» никогда не подвергался существенным переделкам. Значительными событиями в истории мирового театра стали постановки трагедии, осуществленные за пределами Англии: в Германии - Мейнингенской труппой (1874). Первым исполнителем роли Ц. стал молодой актер И.Неспер, во время гастролей в России (1885) его играл П.Рихард. Под влиянием увиденного спектакля, одновременно и в полемике с ним, в 1903 году появилась постановка Художественного театра (режиссеры К.С.Станиславский и Вл.И.Немирович-Данченко, в роли Ц. - В.И.Качалов). В спектакле Малого театра (1924) роль Ц. исполнил М.Ф.Ленин.

    На английской сцене пьеса приобрела особую популярность во второй половине XX столетия - будучи интерпретируемой именно как пьеса с отчетливым политическим подтекстом. Таковы были спектакли Королевского Шекспировского театра 1973 года - часть цикла «Римляне», поставленного Т.Нанном (в роли Ц. - Марк Дигнэм) и 1996 года (постановка А.Ноубла, Ц. - К.Бенджамин).

    Ю.Г.Фридштейн

    3.

    Герой «истории» Б.Шоу «Цезарь и Клеопатра» (1898). Пьеса, названная автором историей, действительно рассказывает о реальных событиях, происходивших в Египте, - о вступлении войск Ц., о его победе над египетской армией и о признании шестнадцатилетней Клеопатры царицей. Однако историческое повествование само по себе не привлекает Шоу, оно лишь фон, помогающий ярче осветить две ключевые фигуры - Ц. и Клеопатры. В образе Ц. он представляет читателям и зрителям идеального государственного деятеля, полководца и философа. Главное, что отличает Ц. в пьесе Шоу, - умение быть реалистом, т.е. видеть и принимать жизнь такой, какая она есть, не уходя в бесплодные мечтания, не поддаваясь иллюзиям, не строя несбыточные проекты. Ц. приводит свои легионы в Египет, вовсе не желая бессмысленного кровопролития, он готов убеждать и договариваться, хотя и ему не чужд азарт воина-победителя. Он удачно сочетает в себе солдата, политика и мудреца, который способен понимать окружающих и готов их выслушивать. Гениальность Ц. в том и состоит, что он отлично знает, когда надо проявлять каждое из этих качеств. Сцены пьесы (где событий, как всегда у Шоу, совсем немного) одна за другой раскрывают разные стороны характера героя: Ц. пытается сделать из непослушной девочки Клеопатры царицу и со знанием дела говорит о тех достоинствах, которыми она должна обладать; Ц. беседует с предводителем мятежников Потином и показывает себя первоклассным дипломатом; он же готов вместе со своими солдатами захватить александрийский маяк и удерживать его, чтобы он не попал в руки повстанцев, испытывая удовольствие от занятий воинским ремеслом.

    Ц. создан Шоу поистине великим человеком - разумным, твердым, лишенным эгоизма и тщеславия - и при этом необыкновенно обаятельным. Секрет его обаяния заключается в естественности поведения и в тех небольших слабостях, которые Ц. не в силах скрыть. Он тщательно прилаживает на голове венок, чтобы скрыть лысину, ему неприятны упоминания о его возрасте, особенно в устах Клеопатры, но, главное, Цезарь способен шутить над самим собой, он остроумен и весел. Именно эта особенность героя Шоу выделяет пьесу из длинного ряда исторической драматургии: юмор и жизнерадостность не покидают драматурга даже тогда, когда речь идет о серьезных событиях.

    Пьеса Шоу впервые была поставлена в Германии М.Рейнгардтом в 1906 г. Ц. стал одной из лучших ролей Р.Я.Плятга (1965).

    Е.В.Кочетова

    Литературные герои. — Академик. 2009.

    dic.academic.ru

    Цезарь (значения) - это... Что такое Цезарь (значения)?

     Цезарь (значения)
    • Цезарь — латинская форма мужского имени, распространённого в странах с языками романской группы. Итальянская транскрипция имени — «Чéзаре», французская и испанская — «Сезар».
    • Цезарь — титул правителей в Древнем Риме.
    • Гай Юлий Цезарь — знаменитый полководец, римский диктатор.
    • Салат «Цезарь» назван по имени изобретателя этого блюда — американского повара Цезаря Кардини.
    • Французская кинопремия «Сезар» (Цезарь).
    • «Юлий Цезарь» — трагедия У. Шекспира (1599).
    • Caesar, Caesar II, Caesar III, Caesar IV — серия компьютерных игр, в жанре градостроительный симулятор.

    Литературные персонажи

    См. также

    Категория:
    • Многозначные термины

    Wikimedia Foundation. 2010.

    • Лацков
    • Коллар, Катрин

    Смотреть что такое "Цезарь (значения)" в других словарях:

    • Юлий Цезарь (значения) — Юлий Цезарь: Гай Юлий Цезарь  римский лидер (100 до н. э.  44 до н. э.) Гай Юлий Цезарь Октавиан Август  первый римский император (63 до н. э.  14 н. э.) Калигула (Гай Юлий Цезарь… …   Википедия

    • Гай Юлий Цезарь (значения) — Гай Юлий Цезарь (лат. Gaius Iulius Caesar): Гай Юлий Цезарь Старший (ок. 135 до н. э.  85 до н. э.)  древнеримский сенатор, квестор, претор, наместник провинции Азия (91 до н. э.) Гай Юлий Цезарь (100 или 102 до… …   Википедия

    • Цезарь (салат) — Цезарь (салат) …   Википедия

    • Цезарь (титул) — У этого термина существуют и другие значения, см. Цезарь (значения). Цезарь один из титулов правителей Римской империи. Произошёл от когномена рода Юлиев «Caesar», носителем которого был политический деятель и полководец Римской республики I в.… …   Википедия

    • Цезарь, Гай Юлий — Гай Юлий Цезарь; GAIUS IULIUS CAESAR; Диктатор Римской республики …   Википедия

    • Цезарь — Гай Юлий Цезарь; GAIUS IULIUS CAESAR; Диктатор Римской республики …   Википедия

    • Цезарь Гай Юлий — Гай Юлий Цезарь; GAIUS IULIUS CAESAR; Диктатор Римской республики …   Википедия

    • Гай Юлий Цезарь — У этого термина существуют и другие значения, см. Цезарь (значения). Гай Юлий Цезарь Gaius Iulius Caesar …   Википедия

    • Юлий Цезарь (фильм, 2002) — У этого термина существуют и другие значения, см. Юлий Цезарь (значения). Юлий Цезарь Julius Caesar …   Википедия

    • Юлий Цезарь (трагедия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Юлий Цезарь (значения). Юлий Цезарь Julius Caesar Жанр: трагедия Автор: Уильям Шекспир Язык оригинала …   Википедия

    dic.academic.ru