Буддийский период древней индии. Вопрос 59. Буддийский период в истории древней Индии. Образование и история державы Маурьев.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

«Буддийский период» истории Индии. Держава Маурьев. Буддийский период древней индии


Буддийский период

Середина I тысячелетия до н.э. ознаменовалась крупными переменами в экономике и социальных отношениях, в политическом строе и культуре Северной Индии. Одной из характерных черт этой эпохи явилось возникновение и распространение новой религии - буддизма. Памятники буддийской литературы служат наиболее ценными письменными источниками по истории данного периода, который можно условно именовать "буддийским" (V-III вв. до н.э.).

Обширный буддийский канон принадлежит школе буддизма. Первая часть канона включает в себя множество преданий о жизни Будды, его ближайших учениках и сподвижниках, о ранней истории буддийской общины, а в связи с этим и о правителях государств Индии, бывших современниками Будды. Вторая часть содержит правила поведения буддийского монаха. Здесь же находятся легенды о поводах к установлению того или иного правила.

При царе Ашоке буддизм получил широкое распространение в Индии и начал выходить за ее пределы.

Из санскритских источников большое значение для характеристики социальных отношений имеют описания домашних ритуалов и правила благочестивого поведения. В центре внимания стоит жертвоприношение, понимаемое как средство очищения.

В середине I тысячелетия до н.э. происходит некоторая унификация материальной культуры в долине Ганга. Распространяется железная индустрия. Укрепленные поселения городского типа появились уже в конце "ведийского" периода, а к V-IV вв. до н.э. относится основание важнейших городских центров древней Индии.

Наиболее известные памятники искусства этого времени связаны с именем Ашоки. Скульптурные изображения на колоннах этого царя символизируют определенную религиозную и политическую доктрину. Десятки надписей Ашоки на среднеиндийских языках, а также на греческом и арамейском являются первоклассными источниками по общеиндийскому государству Маурьев2. Они дают возможность представить его границы, состав населения, административную структуру и характер управления, внутреннюю политику и внешние связи.

Священные книги буддизма связаны с другими областями Индии, нежели ведийская литература. Сам Будда был родом из небольшого олигархического объединения, расположенного на территории современного Непала, а легенды о его странствиях и проповедях упоминают преимущественно Северо-Восточную Индию. В предшествующую эпоху составители ведийских текстов отзывались о населении этого района с пренебрежением, рассматривая его образ жизни как чуждый и варварский. Но постепенно именно северо-восток становится наиболее передовой частью страны и в экономическом, и в политическом отношении.

Это связано и с тем, что на большей части Индо-Гангской равнины осадки выпадают в достаточном количестве, в результате чего основной зерновой культурой стал рис. Почвы долины Ганга, отличавшиеся необычайным плодородием, обеспечивали высокие урожаи. Развитие сельскохозяйственного производства во всей Северной Индии способствовало бурному росту населения.

Отличительной чертой периода являлось интенсивное строительство городов.

Показателем развития товарно-денежных отношений служит появление в середине I тысячелетия до н.э. монетной чеканки. Монеты эти довольно примитивны, но сам факт денежного обращения свидетельствует о происходивших в обществе переменах.

В летописях данного периода упоминаются купеческие объединения и цеховые организации ремесленников. Селились члены таких объединений обычно вместе, образуя внутригородские соседские общины – кварталы. Профессиональные навыки передавались по наследству, а браки заключались в пределах своего социального круга. Внутри самой семьи складывались отношения патриархальной зависимости. Строго соблюдались передававшиеся из поколения в поколение семейные обычаи.

Развитие частной собственности способствовало не только имущественному расслоению, но и прямой эксплуатации чужого труда. Настоящим бедствием становилась задолженность, приводившая к закабалению свободных, к продаже членов семьи или самопродаже. Лишь прочность общинных традиций взаимопомощи препятствовала повсеместному распространению долгового рабства.

Постепенно складывался административный аппарат. Важнейшей опорой правителей государств являлась армия. Иным стало ее оснащение: легкие колесницы сменились тяжелыми квадригами3, шире применялись конница и особенно боевые слоны. В середине I тысячелетия до н.э. сельское население было, как правило, безоружно и обязано лишь исправно платить налоги, которые и позволяли содержать государственный аппарат, включая постоянную наемную армию.

Крупных государств в это время насчитывалось около двух десятков, но в отдельных регионах еще господствовала раздробленность.

В целом буддизм здесь сыграл важную роль, придя на смену примитивным общинным культам. Такое же значение имело впоследствии принятие этой мировой религии во многих других странах Азии.

studfiles.net

«Буддийский период» истории Индии. Маурьи

История древнего мира: Восток, Греция, Рим. Ладынин И.А. и др.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА: Восток, Греция, Рим/ И.А.Ладынин и др. М.: Эксмо, 2004 

Раздел 

ВОСТОК

Глава X.

Древняя Индия

w516445left512

schleife--pfeile749841

w516458right512

10.4. «Буддийский период» истории Индии.Держава Маурьев

Середина I тыс. до н. э. была временем бурных перемен, на­чинающих новый, так называемый «буддийский» период исто­рии Индии (V-III вв. до н. э.; именно на это время приходится жизнь Будды и быстрое распространение его учения). К числу этих перемен относится прежде всего широкое распространение железных орудий труда, позволившее распахать новые земли, очистив их от тропических лесов, и проводить масштабную ирри­гацию. В наибольшей степени это коснулось долины среднего и нижнего Ганга, влажный тропический климат которой ограни­чивал возможности ее полного освоения в предшествующие века. Теперь же этот регион, в «ведийский период» считавшийся полу­варварским, переживает бурный хозяйственный подъем и стано­вится ведущим регионом Индии. Главной пищевой культурой здесь был рис. Взлет сельского хозяйства привел к такому росту населения в Северной Индии, что с этого времени ее западные со­седи считали индийцев самым многочисленным народом мира.

Рост продукции земледелия стимулировал обмен и позволял значительной части населения сосредоточиться на ремесле и тор­говле, что привело к масштабной урбанизации. Многие укреплен­ные центры власти и мелкие поселения предшествующего перио­да превращаются в большие густонаселенные города с десятками тысяч жителей, обширным и богатым ремесленно-торговым сек­тором. Ремесленники и торговцы разных специализаций обычно образовывали профессиональные наследственные корпорации, напоминающие средневековые цеха, главы которых играли ре­шающую роль в городском самоуправлении. В середине I тыс. до н. э. в Индии начали чеканить монету.

Формируется социальная группа крупных частных собствен­ников, состоящая прежде всего из купцов, ростовщиков и вер­хушки ремесленных корпораций. Увеличилось количество рабов, своих рабов нередко имели и рядовые общинники. Однако раб­ство по-прежнему носило домашний патриархальный харак­тер — непосредственно в производстве рабы использовались мало.

Увеличение богатств страны привело к росту могущества и ресурсов царей; в североиндийских царствах появляется бюро­кратический аппарат, служилая знать и регулярное налогообло­жение. На смену аристократическим дружинам, связанным с правителем личной преданностью, и народным ополчениям при­ходят большие регулярные наемные армии, содержащиеся каз­ной.

Две другие характерные черты «буддийского периода» — на­рушение региональной изоляции Индии с втягиванием ее северо­западной части в орбиту политики великих ближне- и средневос­точных держав, а также нарастающая территориальная интегра­ция Северной Индии: государства все чаще воюют не за достиже­ние гегемонии над соседними царствами, как ранее, а за прямое включение их в свой состав. Во второй половине VI в. до н. э. дер­жава Ахеменидов аннексировала западные махаджанапады — Камбоджу и Гандхару, а также мелкие образования всей долины Инда и большей части Пенджаба, выйдя к пустыне Тар. Это сти- мулировало связи между индийской цивилизацией и западными странами вплоть до Эгеиды. Впрочем, в IV в. до н. э. Пенджаб и долина Инда безнаказанно отложились от Ахеменидов.

К востоку от пустыни Тар главной силой стала Магадха со столицей в Паталипутре, добившаяся особого могущества в IV в. до н. э. при низкородной династии Нандов, объединившей под своей властью весь бассейн Ганга и смежные области. Когда Александр Македонский в 327-325 гг. до н. э. успешно вторгся в Индию, именно сведения о державе Нандов и их огромной армии в несколько сот тысяч человек вызвали отказ его войск от даль­нейшего продвижения вглубь страны, что и заставило его повер­нуть назад, ограничившись завоеванием Пенджаба (где ему поко­рились крупнейшие местные правители — царь Таксилы к запа­ду от Инда и Пор, правивший к востоку от него) и всей долины Инда.

Во время пребывания Александра в Индии к его двору при­был некий Чандрагупта из рода Маурьев — аристократ из Магадхи, бежавший от ее низкородного царя. Он остался при ма­кедонских наместниках в Индии, а ок. 317 г. до н. э. неожиданно обратился против них и изгнал их, объединив Пенджаб и долину Инда под собственной властью. После он двинулся против Нандов, сверг их и воцарился в Паталипутре, создав тем самым державу, впервые за всю историю объединявшую весь север Индии с доли­нами Инда и Ганга. Ок. 303 г. до н. э. Чандрагупта провел успеш­ную войну против Селевка I — одного из македонских наследни­ков Александра, и тот уступил ему территории былых индийских царств — Камбоджи и Гандхары — и некоторые смежные области Восточного Ирана от Гиндукуша до Аравийского моря. Так была создана громадная общеиндийская держава Маурьев с центром в Магадхе.

Чандрагупте преемствовали его сын Биндусара (293-264 гг. до н. э.) и внук Ашока (264-231 гг. до н. э.), принявший имя «Милый Богам», — наиболее могущественный правитель за всю историю Древней Индии. В начале правления он выступал как свирепый тиран и беспощадный завоеватель, по воцарении истре­бивший всех своих братьев и развернувший опустошительные войны на юге, где присоединил почти весь Декан (вне власти Маурьев остались только государства крайнего Юга Индии).

Затем в политике Ашоки произошел перелом, официально мотивировавшийся потрясением царя при виде бедствий, вызван­ных его завоеваниями; по заявлению Ашоки, «раскаяние охвати­ло царя оттого, что покорил он жителей Калинги, ведь покорить независимую страну — это убийство, смерть или угон людей», и «тогда у царя появилась жгучая жажда добра, страстное стремле­ние к добру, желание наставлять в добре». Началась общеимпер­ская кампания «распространения добра» — дхармавиджаи, при­чем под «добром», как разъяснял сам Ашока, подразумевалось «подобающее отношение к рабам и слугам, покорность матери и отцу, щедрость к друзьям, знакомцам и сородичам, а еще к жре­цам и мудрецам, неубиение живых существ». В рамках этой по­литики Ашока активно покровительствовал буддизму, сам при­нял его и пытался включиться в жизнь буддийской монашеской общины — сангхи. В то же время он обещал защиту всем религи­озным толкам и возвещал: «Царь желает, чтобы повсюду здрав­ствовали все вероучения…. В любом случае следует уважать чу­жую веру… Тот, кто бранит другую веру из-за приверженности к своей, на самом деле только вредит своей вере».

Объективно политика Ашоки являлась попыткой хоть на ка­кой-то основе, кроме прямой силы, сплотить население разных частей огромной страны, совершенно разнородное по этносу и культуре. Учитывая эти огромные различия, найти путь разом ко всем подданным империи было возможно, лишь пропагандируя самые общие ценности и не противопоставляя себя ни одной куль­турной традиции, что и делал Ашока. Отсюда и его особая при­верженность к буддизму — это учение делало акцент на судьбе отдельной личности и игнорировало коллективные традиции, в том числе местные, а именно их сепаратизм пытался ослабить Ашока.

Централизацию империи Маурьев не следует преувеличи­вать. Империя делилась на несколько громадных провинций, управлявшихся царевичами-наместниками; вместе с царем они представляли собой лишь дополнительный этаж власти, надстро­енный над сохранившими свое положение местными структура­ми и элитами и контролировавший их довольно поверхностно, отправляя периодические инспекции. Во многих областях непо­средственное управление осталось за местными династами и пле­менными вождями. Под плотным административным контролем царя находился только регион самой Магадхи, но и там его власть не носила вполне деспотического характера, а была существенно ограничена паришадом (советом) — оплотом аристократии.

Недостаток централизации привел к быстрому распаду дер­жавы Маурьев, периферийные владения которой отложились уже к концу III в. до н. э. На отпавшие от Маурьев страны Восточного Ирана, Гандхару и долину Инда распространял в 206-188 гг. до н. э. свою верховную власть Антиох III Селевкид, совершивший в 206 г. поход вплоть до Инда и победивший гандхарского царя Субхагасену. Маурьи, сохранившие власть в Магадхе, были в 180 г. до н. э. свергнуты и сменены здесь новой династией Шунгов (180-68 гг. до н. э.).

w516445left512

schleife--pfeile749841

w516458right512

 

alpan365.ru

53. Индия в «буддийский период». Держава Мауриев.

Середина I тысячелетия до н. э. ознаменовалась крупными переменами в экономике и социальных отношениях, в политическом строе и культуре Северной Индии. Об этих переменах дают возможность судить как археологические источники, так и письменные, в частности произведения буддийского канона. Традиция относит жизнь Будды и его ближайших учеников к данному, периоду, и наиболее ранние буддийские ~ памятники действительно восходят к V—IV вв. до н. э. Священные книги буддизма связаны с другими областями Индии, нежели ведийская литература. Сам Будда был родом из небольшого олигархического объединения шакьев, расположенного на территории современного Непала, а легенды о его странствиях и проповедях упоминают преимущественно Северо-Восточную Индиго. В предшествующую эпоху составители ведийских текстов отзывались о населении этого района с пренебрежением, рассматривая его образ жизни как чуждый и варварский. Но постепенно именно северо-восток становится наиболее передовой частью страны и в экономическом, и в политическом отношении.

Развитие земледелия в центральной части долины Ганга и далее на восток— вплоть до низовьев реки—было сопряжено со значительными трудностями. Климат здесь жаркий и отличается повышенной влажностью, в древности долину Ганга покрывали густые заросли тропического леса. Не меньшие сложности, чем борьба с джунглями, представляла и распашка твердой, изобилующей корнями почвы. Лишь существенный прогресс в средствах производства мог обеспечить переход к широкому хозяйственному освоению данного региона. По всей видимости, условия для этого были созданы распространением железных орудий труда. Хотя археологические подтверждения такой гипотезы еще недостаточны, трудно представить, что тропические леса могли быть сведены без железного топора, твердые почвы распаханы без плуга с железным лемехом и каналы выкопаны без мотыги и лопаты. Упоминания этих орудий встречаются уже в древнейших буддийских книгах.

На большей части Индо-Гангской равнины осадки выпадают в достаточном количестве (порою даже с избытком), однако только создание искусственных ирригационных сооружений—прудов, колодцев, каналов и дамб — позволяло добиваться устойчивых урожаев, не зависевших от капризов погоды. В условиях поливного земледелия на северо-востоке Индии основной зерновой культурой стал рис, и само слово «пища» уже в древнеиндийских языках имело конкретное значение—«отварной рис». К середине I тысячелетия до н. э. стали применяться совершенные методы рисоводства — использование рассады, отбор сортов и т. д. Почвы долины Ганга, отличавшиеся необычайным плодородием, обеспечивали высокие урожаи. Развитие сельскохозяйственного производства во всей Северной Индии способствовало бурному росту населения. Недаром в античной литературе еще со времен Геродота (V в. до н. э.) установилось мнение о том, что индийцы—самый многочисленный народ на земле.

Отличительной чертой периода является интенсивное строительство городов. Излюбленные персонажи буддийских преданий—купцы и зажиточные горожане, которые слушают проповеди Будды и оказывают покровительство его ученикам и последователям. Археология свидетельствует о том, что крохотные поселки предшествующего времени в течение жизни нескольких поколений превращались в обширные и процветающие города. Для ведийской эпохи можно говорить лишь об укрепленных резиденциях правителей, господствовавших над сельской округой (при этом, поскольку сами династии были племенного происхождения, то и каждая такая крепость представляла собою политический центр всей территории, занятой племенем). Напротив, в середине I тысячелетия до н. э. города строились не только в стратегически важных пунктах, но и на сухопутных и речных путях—в местах, выгодных для торговли. Главной причиной роста городов как торгово-ремесленных поселений стал прогресс в разделении труда.

Показателем развития товарно-денежных отношений служит появление в середине I тысячелетия до н. э. монетной чеканки. Монеты эти еще довольно примитивны и представляли собою кусочки металла (обычно серебра или меди) с «клеймом»—печатью, удостоверяющей качество, но сам факт денежного обращения свидетельствует о происходивших в обществе переменах. Археологические раскопки показывают также, что именно в данный период происходит активное строительство городских укреплений. Это нельзя не связать с накоплением богатств горожанами и с процессом имущественного расслоения.

Площадь наиболее крупных поселений подвергавшихся раскопкам,—таких, как Уджаин и Каушамби,—составляет около 1,5—2,5 кв. км, что соответствует размерам знаменитых городов Древней Греции той же эпохи. Грек Мегасфен, прибывший в качестве посла ко двору Чандрагупты Маурья в конце IV в. до н. э., был поражен обширностью индийской столицы Паталипутры. Он определял длину городских стен примерно в 30 км, насчитав в ней несколько сот деревянных башен и десятки городских ворот. Впрочем, эти цифры еще нуждаются в подтверждении археологов. До проведения специальных полевых изысканий трудно сказать что-либо определенное о городской планировке. Судя по раскопкам в городе Таксиле, застройка происходила довольно хаотично.

О социальной структуре и системе управления городом ценные сведения сохранились в буддийских легендах. В них нередко упоминаются купеческие объединения и цеховые организации ремесленников. Судя по всему, между ремесленниками или торговцами поддерживались не только экономические связи — их объединяли также общие культы, празднества и обычаи. Селились члены таких объединений обычно вместе, образуя внутригородские соседские общины—кварталы. Профессиональные навыки передавались по наследству, а браки заключались в пределах своего социального круга. Отмечены случаи специализации отдельных этнических групп. Таким образом, лица, входившие в объединение, состояли между собою в отношениях родства или свойства, образуя как бы огромные «семьи», или кланы. Главы подобных объединений пользовались значительным влиянием, будучи представителями городского самоуправления.

Когда в произведениях буддийской литературы действие происходит не в городе, а в сельской местности, то и тут непременными его участниками являются зажиточные домохозяева. Сходную картину рисуют и другие источники того времени. В центре их внимания также стоит образ домовладыки, сельского хозяина (обычно брахмана). Описания многочисленных домашних обрядов и религиозно-моральные поучения позволяют представить основные черты деревенского быта. Хозяйство велось силами отдельной семьи, которой принадлежали дом, поля, скот и всевозможный инвентарь. Всем этим имуществом от имени семьи распоряжался ее глава, как правило, старший мужчина. Обычно тексты имеют в виду семью разросшуюся, большую, включавшую несколько поколений. Женатые сыновья оставались под родительской властью. После смерти отца раздел происходил не всегда — место главы семьи занимал часто старший из братьев. В случае, если братья требовали раздела, то старший претендовал на дополнительную долю, ибо он был основным продолжателем рода. Наследовали имущество лишь сыновья и внуки, а дочь, имела право только на свадебные дары, дававшие ей некоторое материальное обеспечение в доме мужа. Сыновья должны были проявлять почтительность по отношению к матери, но полноправной хозяйкой она не становилась, и после смерти мужа домом управлял мужчина. Женщина оставалась до известной степени чужою в большой патриархальной семье. Даже прав на наследство, оставшееся после мужа или сына, она не имела и сохраняла лишь то имущество, что получено из дома ее отца.

Если и те, кого связывали узы близкого кровного родства, не занимали одинакового положения в большой патриархальной семье, тем более это относится к принятым в семью чужакам. Распространена была, например, практика усыновления. В какой-то мере ее можно рассматривать как форму призрения сирот, помощи далеким родственникам, но, как правило, усыновленные не вполне уравнивались с родными сыновьями и имели ограниченные наследственные права. Внутри самой семьи складывались отношения патриархальной зависимости и эксплуатации.

Хозяин от имени всех домочадцев совершал заупокойные жертвоприношения, которые считались основой семейного благополучия. Культ предков объединял все семьи, связанные между собою родством по мужской линии. Поддерживались между ними и другие узы. Строго соблюдались передававшиеся из поколения в поколение семейные обычаи. Наиболее важные вопросы ставились на собраниях родственников, где, видимо, решающее слово принадлежало семьям и отдельным лицам, пользовавшимся особым авторитетом. Между родственниками и соседями складывалась традиционная система отношений, которая лишь частично может найти отражение в письменных источниках. Терминология литературных текстов крайне неотчетлива, но есть основания говорить о том, что наиболее влиятельные семьи оказывали другим покровительство, а взамен широко пользовались их услугами.

Развитие частной собственности способствовало не только имущественному расслоению, но и прямой эксплуатации чужого труда. Настоящим бедствием становилась задолженность, приводившая к закабалению свободных, к продаже членов семьи или самопродаже. Лишь прочность общинных традиций взаимопомощи препятствовала повсеместному распространению долгового рабства.

Естественно, что особенно широкими возможностями приумножения богатств располагали верхи городского населения, главным образом купцы, ростовщики и главы ремесленных корпораций. В буддийских текстах об их сокровищах рассказывается подробно и со множеством сказочных преувеличений. Проявляя вполне естественный скептицизм в отношении отдельных деталей, читатель этой литературы без труда представляет, однако, какое огромное впечатление производила на современников пышность быта отдельных богачей. Следует подчеркнуть, что в подобных описаниях речь идет не только о золоте, драгоценных камнях или одеждах, но и о толпах домашних слуг и рабов, которые повсюду сопровождают хозяев и исполняют всякие их прихоти. В буддийских рассказах неоднократно встречаются упоминания и рабов, принадлежавших крестьянским семьям. что свидетельствует о довольно широком распространении рабства. Типичной при этом является ситуация, когда раб помогает женщинам по дому или относит обед хозяину, работающему в поле. Литературные памятники позволяют сделать вывод о том, что в данный период рабство имело преимущественно домашний характер.

Социальные перемены сказались и на политическом строе. В отличие от племенных царьков предшествующего периода правители североиндийских государств середины I тысячелетия до н. э. опирались на служилую знать, на складывающийся административный аппарат. Наследственной аристократии в отдельных областях пришлось потесниться, уступая место тем, кто был ближе правящей в центре династии. К власти порой приходили и бывшие сельские старейшины или другие выходцы из «народа» (вайшьев). Обеспечив себе и своим родичам устойчивое влияние, они получали возможность фальсифицировать генеалогии и доказывать, что на самом деле происходят от древних кшатрийских царей и героев. Богатство человека и степень его влиятельности в государстве приобрели не меньшее значение, чем происхождение из высших варн. В то же время сохранение иерархии варн ограничивало возможности социальной мобильности, а изменение реального места человека в обществе требовало обоснования с точки зрения сословной идеологии.

Важнейшей опорой правителей государств являлась армия. Иным стало ее оснащение: легкие колесницы сменились тяжелыми квадригами, шире применялись конница и особенно боевые слоны. Еще важнее было существенное изменение ее комплектования и характера в сравнении с поздневедийским периодом. Ядро армии теперь составляли отряды, находившиеся на постоянном царском довольствии, профессиональное войско, таким образом, пришло на смену старинной дружине. Временные ополчения формировались обычно на основе городских ремесленных корпораций, а привычное для ведийской эпохи понятие народа-войска совершенно вышло из употребления. В середине I тысячелетия до н. э. сельское население было, как правило, безоружно и обязано лишь исправно платить налоги, которые и позволяли содержать государственный аппарат, включая постоянную наемную армию.

Многие государства середины I тысячелетия до н. э. занимали обширную территорию (часто далеко за пределами области расселения первоначально основного племени). В большей части из них правили царские династии, но существовали и олигархические государства. Власть в последних принадлежала обычно более или менее узкому кругу знати, из среды которой выбирали главу государства. Каждый представитель этого правящего слоя аристократии носил царский титул «раджа», и все государство составляло как бы федерацию отдельных княжеств. Бюрократический аппарат в таких государствах складывается медленнее, чем в монархиях. Сама форма политического строя, очевидно, зависела от уровня и характера социальных отношений, складывавшихся в различных частях страны. Олигархические государства располагались главным образом на периферии: на крайнем северо-западе—в Пенджабе, и на крайнем северо-востоке— в районе, прилегающем к Гималаям.

Крупных государств в это время насчитывалось около двух десятков, но в отдельных регионах еще господствовала раздробленность. Особой пестротой отличался район Пенджаба. В конце VI в. до н. э. многочисленные племена и небольшие государственные образования в бассейне Инда подчинились Дарию I, и персидские цари приобрели таким образом две новые сатрапии, названные Гандхара и Хинду. Это позволило установить более тесные связи между Индией и странами ближневосточного и греческого мира. Но наиболее значительные индийские государства располагались намного восточнее границ державы Ахеменидов. Это были Магадха и Кошала по среднему и нижнему течению Ганга, Ватса со столицей Каушамби в междуречье Ганга и Ямуны, а также Аван-ти со столицей в Уджаине в верховьях Ямуны. Борьба за гегемонию между этими четырьмя крупнейшими центрами и составляет главное содержание политической истории VI—V вв. до н. э.

К IV в. до н. э. наибольшее влияние приобрела Магадха, правителям которой и было суждено спустя столетие создать первую общеиндийскую державу. О магадхской династии Нандов, которой подчинялась большая часть Северной Индии, сохранились лишь смутные исторические предания. Несколько лучше известны события конца IV в. до н. э., когда на территории Пенджаба появились войска Александра Македонского, уже сокрушившего власть Ахеменидов. Некоторые местные племена и государства покорились греко-македонцам добровольно (например, Таксила) или были сокрушены силою. Античные источники восток и низвергнуть с престола царя сообщают о знатном индийце Сандрокотте, из династии Нандов, который прибыл ко двору Александра. Однако дальнейшие завоевания вызвали столь ожесточенное сопротивление населения, что от реки Беас греко-македонским войскам пришлось пуститься в обратный путь. Тогда тот же Сандрокотт стал во главе антимакедского движения и после изгнания оставленных Александром гарнизонов повел успешную борьбу с царем Магадхи. Упоминаемое греческими писателями имя Сандрокотта полностью соответствует известному из индийской литературы имени Чандрагупты, который, победив Нандов, основал династию Маурьев (317—180 гг. до н. э.).— наиболее важную в древнеиндийской истории.

Северная Индия от Пенджаба до Бенгалии была подчинена уже Чандрагуптой, а его преемники распространили свою власть и на территорию Декана. Расцвета держава Маурьев достигла е середине III в. до н. э., при внуке Чандрагупты Ашоке. Важнейшим источником для этого времени являются многочисленные надписи Ашоки (так называемые эдикты), высеченные на камне по приказу царя. Эдикты Ашоки посвящены изложению благочестия государя и содержат наставления ко всем подданным подражать в этом отношении своему владыке.

Уже самые места находок надписей Ашоки позволяют очертить примерные границы его державы от устья Инда до устья Ганга и от Кабула до южной оконечности Декана (в нее не входили лишь области крайнего юга Индостана). Эдикты, составленные на местных языках и диалектах, позволяют оценить разнообразие населявших Индию народностей (включая ираноязычные и греческие колонии северо-запада). Вошедшие в Маурийскую державу страны образовали несколько обширных провинций. Главные из них соответствовали прежним независимым государствам— Северо-Западная провинция с центром в Таксиле, Западная со столицей в Уджаи-не. Восточная провинция представляла собою Калиту, завоеванную Ашокой в ходе жестокой войны (о своем раскаянии в этом кровопролитии царь сообщает в нескольких надписях).

Правитель общеиндийской державы скромно называет себя царем Магадхи и явно отделяет свои исконные владения от провинций—огромной периферии. Завоевания, как правило, не приводили к полной смене административного аппарата и ликвидации прежнего политического строя. Лишь раз в три—пять лет царь Магадхи или стоявшие во главе провинций «царевичи» отправляли специальных чиновников для контроля положения на местах и демонстрации прав на подвластную им территорию. Структура державы в целом была крайне рыхлой, децентрализованной. В отдельных ее областях продолжали править местные династии или олигархические объединения. На обширных территориях (особенно в Декане) население продолжало жить в условиях племенного строя, и представителям государственной власти приходилось вступать в тесные контакты с племенными вождями, нередко приглашая их на службу. Политическое объединение способствовало известной унификации материальной и духовной культуры различных областей, но особое значение оно имело для ускорения процессов экономического развития и социального расслоения отстававших прежде районов (главным образом Центральной и Южной Индии).

Власть правителя в столице была ограничена царским советом, состоявшим из его родственников и представителей наиболее знатных фамилий, занимавших высшие административные посты. О внутренней политике во времена Нандов и Маурьев можно судить на основе анализа сохранившихся о них преданий. Традиция крайне неодобрительно отзывается о Нандах. Им отказывают в знатности происхождения, подчеркивают их жадность и жестокость. Аналогичные оценки встречаются и в позднейших повествованиях о правителях из династии Маурьев. Есть основания предполагать, что цари крупных держав ограничивали привилегии старинной аристократии—кшатриев, порою заменяя их своими ставленниками из менее славных родов. Видимо, они стремились сосредоточить в своих руках финансовое управление и увеличить доходы государственной казны, сурово подавляя всяческое недовольство.

Другой отличительной чертою политики Нандов и Маурьев (и многих других царей крупных древнеиндийских государств) было покровительство нетрадиционным религиям, главным образом буддизму. В своих надписях Ашока призывает население почитать не только наследственных жрецов-брахманов, но и бродячих проповедников новых учений. Сами эдикты являются проповедями, сложившимися под влиянием буддизма. Царь призывает народ к терпимости, говоря: «Кто из приверженности своей вере хулит чужую, на самом деле лишь вредит своей вере». Провозглашая себя отцом подданных, он обещает поддержку всем религиозным общинам. Носитель верховной власти выступает с истолкованием, что такое истинное благочестие и праведность, высказывает суждения по вопросам буддийского вероучения и настойчиво вмешивается в жизнь монашеской общины. Более того, он назначает специальных чиновников, надзирающих за соблюдением того благочестия, которое проповедует царь. Признание этой праведности царя становится как бы проявлением политической лояльности. Недаром эдикты высекали на общее обозрение именно в пограничных областях и в недавно покоренной, мятежной Калинге. Отсутствие экономического единства страны и рыхлость ее политического устройства способствовали особой роли идеологии, религиозная политика Ашоки составляет основное содержание его эдиктов.

Общеиндийский правитель настойчиво провозглашал и свое стремление к «завоеванию праведностью» всего мира. Именно с этой целью Ашока рассылал специальные миссии, которые должны были проповедовать истинность учения Будды и рассказывать о благочестии царя Магадхи. В эдиктах говорится о том, что Ашока отправил гонцов даже в самые отдаленные известные ему страны запада — к греческим правителям государств Эпира (Северные Балканы) и Кирены (Северная Африка). Впрочем, античные источники о прибытии этих индийских посольств ничего не сообщают.

Значительно более успешной была миссионерская деятельность в областях, тесно связанных с Индией, прежде всего на Ланке. Шри-Ланка (Цейлон) уже раньше испытывала значительное влияние более развитой индийской цивилизации. Местная историческая традиция объясняет появление здесь земледелия, ремесел и государства деятельностью переселенцев из Северной Индии, прибывших на остров в начале V в. до н. э. Во главе их стоял царевич Сингала («Лев»), по имени которого стало называться и господствующее в стране население. Наиболее распространенный ныне на Шри-Ланке индоевропейский— сингальский — язык несомненно принесен пришельцами с Севера. Археологические расколки также свидетельствуют о том, что в середине I тысячелетия до н. э. на острове внезапно появилась культура железного века, сходная с североиндийской.

Цейлонские хроники рассказывают, что брат (или сын) Ашоки, стоявший во главе специальной миссии, убедил местного правителя в преимуществах учения Будды, и уже вскоре здесь появились первые монастыри. Шри-Ланка со времен Ашоки и до настоящего времени остается страной, где господствует буддийская религия. Буддизм на Шри-Ланке сыграл важную цивилизующую роль, придя на смену примитивным общинным культам. Такое же значение имело впоследствии принятие этой мировой религии во многих других странах Азии.

В середине I тысячелетия до н. э. распространение железных орудий труда способствовало хозяйственному освоению всей Северной Индии. В области социальной истории этот период характеризуется бурным строительством городов, развитием частной собственности и эксплуатации. В IV—III вв. до н. э. постепенно сложилась первая общеиндийская держава, которая имела огромное значение для более быстрого становления цивилизации во всех районах Южной Азии. Непрочное политическое объединение распалось уже в начале II в. до н. э., но память о нем осталась. Недаром львы с капители Ашоки являются национальной эмблемой Индийской республики — возникшее в этот период культурное единство сохранилось навеки. С этого времени Индия оказывает все возрастающее влияние и на другие районы Азии.

studfiles.net

Вопрос 59. Буддийский период в истории древней Индии. Образование и история державы Маурьев.

Жизнь Будды и его сподвижников в I тыс. до н. э. Священная книга буддизма connecteduifa others областями Индии (в отличии от вед).

К середине I тыс. до н. э. стали применятся современные методы рисоводства – использование рассады, отбор сортов и д. р. Почвы долины Ганге отличавшиеся необычайным плодородием обеспечивали высокие урожаи. Развитие сельского хозяйственного производства по всей северной Индии способствовало бурному росту населения. Отличительной чертой периода является начало урбанизации, показателем развития торгово-денежных отношений служит появление в середине I тыс. до н. э. монетной чеканки.

О соц. структуре и системе управления городов ценные сведения сохранились в буддийский легендах. В них нередко упоминаются купеческие объединения и церковные организации ремесленников. Селились такие объединения вместе, образуя внутригородские соседские общины – кварталы. Многие государства середины I тыс. до н. э. занимали обширную территорию (часто далеко за пределами области расселения первоначального племени).

Крупных государств в это время насчитывалось около 2 десятков. Особой пестротой отличался район Пенекеба. В конце VI в. до н. э. малочисленные племена и небольшие гос. образования в бассейне Индии подчиняются Дарию I. Это позволило установить более тесные связи между Индией и странами ближнего Востока и греческого мира. Но наиболее значительными Индийскими гос. были Магадха, правителям спустя столетия суждено было создать первую обще индийскую державу. О магадахской династии Нандов, которые подчинили себе часть Северной Индии, сохранились лишь смутные исторические предания. В IV в. до н. э., когда на территории Пендшава появились войска А. Македонского, некоторые племена подчинились ему. Антимакедонские восстания привели к его изгнанию. Их возглавил Чендрагупта. В молодости он служил у Магадхи, но в результате какого-то столкновения с царём сбежал в Пендплаб. Здесь он встретился с Македонским. Возможно ещё до изгнания Македонского он организовал поход в Магадху, сверг царя Магадхи, - Джоне Нанду и сам занял престол, положив начало династии с правления которой связано образования самого мощного в истории древней Индии гос. Династия Маурьев. Вероятно, Чендрагупте удалось подчинить себе северную Индию. Умер Чендрагупта около 288 года до н. э. О его приемнике сыне Биндусаре неизвестно почти нечего. Сын его Ашона получил в наследство от отца огромное гос. За время царствования он присоединил к себе ещё одно гос. южной Индии. – Калингу.

Армия Индийского царя состояла из его собственного войска, войск союзников и ополчения племён. Вскоре после смерти Ашоки в 236 году начался распад империи Маурьев. Вероятно, сыновья Ашоки начанают делить её между собой. Последний представитель династии Маурьев – Брихадратха был свергнут около 187 года и убит своим военно-начальником – Пушьямитрый, основавший династию Шунга. После этого начинается раздел Индии различными странами.

studfiles.net

Тема 5.3. Индия в «буддийский период»

Магадхско-маурийский («буддийский») период как качественно новый этап развития индоарийских обществ. Начало процесса урбанизации. Характер трансформации мелких протогосударств в ранние государства. Возвышение и соперничество индоарийских государств Магадха, Кошала, Ватса, Аванти и др. Держава Нандов. Исторические корни слабости индийской государственности. Замкнутость, автономность и социально-политическая индифферентность как определяющие черты индийской сельской общины. Возникновение буддизма. Сиддхартха Гаутама. «Четыре благородные истины» и философские основы буддизма. Джайнизм. Адживики.

Поход Александра Македонского и проникновение греческой культуры в Индию. Антимакедонское движение. Чандрагупта – основатель державы Маурьев. Расцвет державы Маурьев при Ашоке. Государственно-политическая система и социальная структура «империи» Маурьев. Военные силы Маурийской державы. Религия и идеология. Ашока – чакравартин. Распространение буддизма. Буддийские общины (монастыри). Архитектура и искусство в маурийский период. Буддийские ступы.

Тема 5.4. Индия в «классическую эпоху»

Индо-греческие царства. Вторжения «шаков» (саков) и парфян. Северо-Западная Индия в составе Кушанской державы. Канишка – чакравартин. Буддизм в «классическую эпоху». Хинаяна и Махаяна. Буддийская литература и Палийский канон. Индуизм. Вишнуиты и шиваиты. Брахма и космология индуизма. Борьба религиозно-философских течений. Оформление варново-кастовой системы. Влияние варно-кастовой системы на специфику образа жизни индийцев. Укрепление политического влияния Магадхи при Чандрагупте I. Династия Гуптов. Объединение Северной Индии при Чандрагупте II. Вторжение гуннов-эфталитов.

Раздел VI. История древнего китая

Тема 6.1. Первые государства в Китае. Шан-Инь и Западное Чжоу

Периодизация истории Древнего Китая. Характер источников. Проблемы генезиса древнекитайской цивилизации. Племена и этногенез китайцев. Культура Яншао – древнекитайский очаг земледельческого неолита, ее трансформация в луньшаньско-луншаноидную культуру. Эра пяти добродетельных императоров. Проблема Ся. Эпоха Шан-Инь. Иньское протогосударство. Основные «зоны» государственно-политической структуры Инь. Социальное развитие: байсин и минь. Хозяйственное развитие. Начало процесса формирования двух секторов экономики. Межобщинный обмен. Военные экспедиции У Дина. Захват территории Инь кочевыми племенами.

Чжоуский удел при Вэнь-ване. У-ван (1169–1116 гг. до н.э.) и образование чжоуского государства. Легитимизация власти и специфика политической организации Западного Чжоу. Учение о Мандате Неба. Создание централизованной администрации. Система социальных рангов и титулов. Система «пожалований и возведений» (фэнцзянь). Социально-экономическое развитие. Упадок власти вана и укрепление наследственных уделов.

Тема 6.2. Китай в период Восточного Чжоу

Восточное Чжоу как эпоха упадка власти чжоуских ванов. Феномен феодализации. Период Чуньцю – эпоха борьбы за гегемонию между удельными князьями (чжухоу). «Пять гегемонов». Тенденция к приватизации и разложение общины. Система административных уездов. Укрепление центральной власти в «княжествах». Конфуцианство и легизм. Отработка универсальной модели общества и государства. Период Чжаньго («Сражающиеся царства»). Создание многоступенчатой иерархической сословной лестницы. Развитие экономики. Освоение техники плавки и массовое производство железа как технологическая база завершения трансформации чжоуского общества и создания предпосылок для образования империи. Царства Цинь и Чу в борьбе за объединение Китая. «Вертикальные» и «горизонтальные» союзы. Реформы Шан Яна. Развитие ремесленного производства и товарно-денежного обращения. Создание рыночных сельскохозяйственных и ремесленно-промысловых крупных частных хозяйств. Распространение иероглифической письменности и культурное сближение царств Древнего Китая. Борьба идеологических школ как отражение обострения социальных противоречий. Появление духовной элиты и развитие индивидуально-личностного начала. «Золотой век» китайской философии (даосизм, моизм).

studfiles.net

Индия в “буддийский период” (4-3вв. До н.Э.)

В середине I тыс. до н.э. в Северной Индии насчитывалось несколько десятков небольших и около 16 более крупных государств. В конце 4в. до н.э. Персидская держава захватила области по течению реки Инд, тем самым Индия испытала некоторое персидское влияние.

Наиболее сильными государствами в долине Ганга были Кошала и Магадха. Между ними в основном и развернулась борьба за политическую гегемонию, которую выиграла Магадха, ставшая ядром державы Нандов.

Сведения об империи Нандов скудны и сбивчивы. Создание единой державы, по-видимому, сопровождалось жестокой борьбой с аристократическими родами. Некоторые источники говорят о принадлежности основателя династии к низшим слоям.

Значительные изменения происходят в области идеологии. По стране скитались многие вероучителя, защищающие разные точки зрения – адживики (фаталисты), чарваки (материалисты), джайвы (спасение посредством аскетизма). Некоторые религиозные течения создали свои организации – общины верующих или монахов. Постепенно ведущей становится буддийская община. Со временем “шрамана” (странствующие учителя) начинает обозначать именно буддийского монаха.

В конце 4в. до н.э. внутрь страны вторгается Александр Македонский (327г. до н.э.), подчинив некоторые государства. Другие государства оказали ему сопротивление, из-за чего Александр отступи, оставив в завоеванной части подчиненных правителей и гарнизоны, однако уже в 317г. они покинули страну. Причиной этого были войны между полководцами Александра после его смерти, а также борьба индийцев против завоевателей. По преданию, возглавил эту борьбу Чандрагупта, свергнувший династию Нандов и основавший династию Маурья.

Наивысшего расцвета империя Маурьев достигла при внуке Чандрагупты Ашоке (около 268-231гг. до н.э.). В это время она охватывает почти всю Индию, за исключением крайнего юга. Главная задача – сплочение в единое целое большого числа народов. Вся империя была разделена на 5 основных областей – наместничеств, управляемых членами царского рода. Наместничества были разбиты на более мелкие административные единицы.

Необходимым было создание единой религии. Постепенно Ашока особенно выделил наиболее влиятельное течение – буддизм – и начал способствовать его распространению. Государственная и религиозная политика Ашоки встретили сопротивление со стороны местного правительства и жречества (брахманского). После его смерти (около 231г. до н.э.) началось ослабление империи. Около 180г. до н.э. последний представитель династии Маурьев был свергнут своим военачальником, основавшим династию Шунга. Государство Шунгов вело тяжелые войны с греко-бактрийцами, некоторые области на северо-западе страны попали под сласть иноземных правителей.

Экономика и социальная структура. В с/х происходит освоение новых земель, развитие искусственного орошения, расширение набора возделываемых культур. В наиболее передовых областях Сев.Индии в это время развивается частная собственность на землю, которая переходит по наследству. Хозяйствование ведется силами одной (большой или малой) семьи. Внутренняя жизнь деревни регулировалась общинной организацией. Часть земли была в коллективном владении. Споры решались в основном родственниками и соседями, лишь в крайних случаях доходило до царского суда. Во главе деревни стояли деревенские старейшины, которые представляли общину перед государственной властью. В деревне жили также пастухи, ремесленники, обслуживающие нужды общины, арендаторы, наемные работники рабы. Связи деревни с городом были слабыми. Как и в городе в деревне существовало неравенство. Государство не вмешивалось в дела общины, ограничиваясь лишь сбором налогов. Часто государство награждало чиновников тем, что давало им право на получение налогов с определенной территории в свою пользу. Это право давалось как на время, так и на постоянное взимание налогов. Такие пожалования могли переходить по наследству.

С середины I тыс. начинается рост городов. Многие из этих городов существуют и теперь (Паталипутра – совр. Патна, Уджаяни – совр. Уджайн, Варанаси, Матхура). Городские ремесленники расселялись по специальностям и имели свои союзы (шрени), работали в основном на заказ. Происходит рост торговли, намечается также естественная областная специализация: Магадха – рис и металлы, северо-запад страны – ячмень и лошади, юг – драгоценные камни, жемчуг и пряности и т.д. Государство способствовало росту торговли, так как имело от этого немалые доходы, некоторые товары под монополией государства. Развитие торговли привело к расширению монетного обращения. Имеются данные о ростовщичестве, что влекло за собой частичное или полное лишение должника свободы, обращение в рабство.

Основные классы: господствующий класс землевладельцев, придворная и военная знать, жречество, верхушка общинников и классы мелких производителей и рабов. И господствующий класс и класс свободных мелких производителей делились на несколько варн, а внутри варн – на множество каст. Например, в состав господствующего класса входили как представители брахманов и кшатриев, так и вайшьи и шудры. Сословная принадлежность (варна) не всегда совпадала с реальным положением человека в обществе.

Постепенно разница между варнами начинает стираться, идет процесс образования каст (обособление местных групп родов, объединенных общими наследственными профессиональными занятиями, этническим происхождением, социальным положением). Члены каждой касты имели свои обычаи и обряды, могли заключать браки только с представителями своей касты. Почти все касты считались входящими в какую-либо из древних четырех варн. Однако, существовали касты, занимавшие настолько низкое положение, что их считали стоящими ниже шудр, т.е. вневарновыми (чандалы, занимавшиеся уборкой трупов и нечистот, исполнявшие обязанности палачей). Они жили за пределами деревни или на окраинах города, чтобы не осквернять жителей, их по-другому называют “неприкасаемыми”. Рабы не входили в систему варн и каст.

Происходит развитие рабовладельческих отношений (рабы были детьми рабынь, военнопленными, существовала продажа и самопродажа детей). Рабов проигрывали, дарили, продавали, закладывали, передавали по наследству. Однако, у рабов были некоторые права (хозяин не мог присвоить наследство раба, если у того оставались родственники). Рабы составляли значительную часть прислуги, в государственных хозяйствах использовались на полях. К рабам причисляли и попавших в долговую кабалу, однако их нельзя было продать или заложить, наказывать, заставить выполнять нечистые работы, такой человек не терял принадлежности к своей варне. Однако постепенно положение кабальных приближается к положению рабов. Государство принимало меры по ограничению рабства для индийцев: так, в полное рабство можно было обращать только чужеземцев, представителей низших каст и лесных племен. Источники выделяют также отдельную группу наемных работников – батраков, поденщиков, бродячих ремесленников, художников, лекарей и т.д. Их положение было не лучше, чем у рабов и кабальных. Их можно было нанять на определенный сезон, оплачивали их труд только за это время, что было выгодно господствующему классу. Многие наемные работники принадлежали к низшим кастам и могли выполнять те работы, которые не могли выполнять кабальные более высоких каст.

studfiles.net

История Индии, Харапская история, Ведийская история, Буддийский период, Классическая эпоха

Подробности Создано 17.02.2016 04:03 Просмотров: 1686

На территории нынешней Индии зародилась одна из древнейших земных цивилизаций, история которой тянется на 5 тысяч лет вглубь веков.

Харапская история (III тыс. — XVII в. до н. э.)

Первой индийской культурой считают Хараппскую или Индскую, возникшую около 2500 года до нашей эры. Название дано по имени города Хараппа, находящегося в северном Белуджистане, условно. Подробностей об этой культуре известно мало, ее письменность и по сей день расшифровать не смогли. Считается, что основной территорией, на которой жили дравиды, был Раджастан.

Харапская история

Известно лишь, что дравиды, народ той эпохи, занимались строительством, плавили бронзу, торговали с Месопотамией, Шумером и Аравией, и заложили основы индуизма.

К 14 веку до нашей эры Индская цивилизация закончила свое существование. Почему это произошло, археологи так и не определились, кто-то говорит об ухудшении природных условий, кто-то считает виновными в этом миграционные процессы.

Ведийская история (XIII—VI вв. до н. э.)

Ведийская история

Следующий этап истории Индии – ведийская цивилизация. К этому времени на землю будущей Индии приходят арии, постепенно вытесняя остальные народности. Местные племена разговаривали на многих языках, но объединяющим, как латынь в Европе в средневековье, был санскрит, древнейший язык индоевропейских народов. Кстати, грамматика санскрита, разработанная индийским ученым в 5 веке до н.э., считается самой древней.

Арии к 7-5 векам до нашей эры основали несколько небольших государств, соперничающих друг с другом.

Буддийский период (V—III вв. до н. э.)

Будда

Кризис древней ведийской религии назревает еще с начала 1 тысячелетия до нашей эры вследствие противоречий между брахманами (кастой жрецов) и кшатриями (кастой правителей и воинов). Кстати, и сам Будда, и Вардхамана Махавира (основавший джайнизм) были представителями кшатриев.

Начало буддийского периода ознаменовывается походами царя Персии Кира, впрочем далеко в Индию царь не углублялся. В 327 г. до н.э. Александр Македонский, пройдя огнем и мечом долину Инда, вторгается в долину Ганга, но на этом его победоносное шествие и заканчивается. Государство Магадха в качестве центра борьбы с захватчиком, объединяет несколько соседних государств и наносит поражение Александру.

Возможно, поэтому Александр заканчивает свой поход на восток, и уходит из Индии. Тем не менее, эллинистическая и индийская цивилизации обогащают друг друга, особенно в области медицины и философии.

Вскоре после этого к власти в Магадха приходит Чандрагупта, положивший начало династии Маурьев. Государство бурно развивается превращаясь в мощную империю Маурьев, достигшую расцвета в 3 в. до н. э. при внуке Чандрагупты – Ашоке, правившего с 268 по 231 г. до н.э.

В III в. до н.э. царь Ашок принимает буддизм и способствует распространению этого учения по всей Азии. Он известен также, как объединитель Индии.

Но уже к началу второго века до н.э. разница в экономике и общественном развитии отдельных частей приводит к развалу этой империи.

Классическая эпоха истории (II в. до н. э. —  VI век н.э)

Бактрийцы

Этот период истории примечателен устоявшейся религией и разделением общества на касты. Карта Индии постоянно меняется, создаются небольшие государства, объединяются в непрочные союзы, и вновь распадаются, как сами по себе, так и в результате интервенции.

Греко-бактрийское царство, преобразовавшееся в результате той самой интервенции в Индо-греческое, дотянувшееся до Аравийского моря, прекращает свое существование в конце второго века до н.э.

Следом за ним кочевниками-саками образуется Индо-скифское государство, в свою очередь поглощенное Кушанским.

В первом веке нашей эры на северо-западе Индии возникает империя Кушан, в течение сотни лет поглотившая территории нынешнего Афганистана, Центральной Азии и саму Индию до реки Нарбада.

В 4 веке возродившееся государство Магадха возглавляет династия Гупт, создавшая одноименную империю на севере Индии. В новой империи стремительно развиваются наука и искусство, публикуется архитектурный трактат «Манасара», общество жестко делится на касты, а индийские математики создают так называемые арабские цифры, которые арабы переняли у индийцев. Одно из важнейших достижений индийской математики введение нуля в цифровую систему. Поэт и драматург V в. нашей эры Калидаса в Индии – аналог Шекспира в Европе. Период правления династии Гупт считается индийцами «золотым веком».

История Средних веков

Период владычества мусульман (VII век н.э – XVIII век)

В 7 веке в Индии появляются первые проповедники ислама, и в течение двух столетий становится главной движущей политической силой.

Создается Делийский султанат, на долгие годы вновь объединивший Индию. В 1525 году султан Дели терпит поражение от императора Мугхаль, пришедшего с территории нынешнего Афганистана.

Делийский султанат

К 17 веку упадок империи Великих Моголов приводит к ее распаду и образованию нескольких государств, в результате страна раздирается на части европейцами, и в первую очередь алчными британцами.

Период владычества англичан (1765—1947)

Индия всегда являлась лакомым кусочком для завоевателей, и не только англичане хозяйничали на этой территории. В Гоа с 1510 года обосновались португальцы, и по сей день этот штат отличается от других, он как бы пропитан португальским духом. Имели свою долю пирога с Индии и французы, голландцы и датчане.

Но уже к 1803 г. почти вся Индия контролировалась Британской Восточно-Индийской Компанией, нещадно эксплуатировавшей людские и земельные ресурсы страны, что приводило к восстаниям. Одно из таких восстаний (восстали сипаи – солдаты-индийцы, состоящие на службе у короны) в 1857 году привело к роспуску Восточно-Индийской Компании, и Индия с этого момента контролируется непосредственно правительством Британии.

сипаи

Англичане беззастенчиво выкачивали ресурсы из страны. Сознательная политика Британии по разорению ремесленников привела к голоду в Бенгалии, Бенаресе, Бомбее, Мадрасе и других областях в 1769 – 1773, а затем в1780 – 1790 годах, только в результате этого погибло до 10 миллионов человек. Как выразился тогдашний генерал-губернатор: «Равнины Индии белеют костями ткачей». С 1876 по 1900 умирает от голода около 26 млн. человек, что не удивительно, такое происходило везде, где появлялся цивилизованный от подошвы до цилиндра на голове внешне и неумолимый людоед внутри – английский джентльмен..

В 20 веке борьбу за независимость возглавляет Махатма Ганди.

Длительная освободительная борьба индийцев против англичан завершается в 1947 году объявлением независимости и изгнанием грабителей, благодарная Индия объявляет Махатму Ганди отцом нации.

Современная история

Уходя, англичане, как и везде, успели нагадить, разделив страну на две части: Пакистан и Индию. В 1950 году страна провозглашается демократической республикой, главой ее является президент. Главой правительства является премьер-министр. Первым премьер-министром Индии становится Джавахарлал Неру.

Джавахарлал Неру

В 1961 г. страна пополняется штатом Гоа, а в 1974 – разработано ядерное оружие, в результате чего Индия входит в «ядерный клуб».

Индии, как и другим многонациональным государствам, не удалось избежать внутренних конфликтов. В частности, правящая в 1984 г. Индира Ганди приказала уничтожить сикхских радикалов, которые заняли Золотой Храм в Амритсаре (который, впрочем, считался их главным святым местом), и хотели образовать свое государство Халистан. Армия уничтожила сепаратистов, но в составе службы безопасности самой Ганди оказались телохранители-сикхи, из чувства мести расстрелявшие ее.

В конце 80-х, начале 90-х годов в штате Кашмир с преимущественно мусульманским населением также происходили волнения.

В 90-х годах Индия провела ряд реформ, в результате которых страна совершила резкий рывок, и ее экономика стала одной из самых динамично развивающихся.

На сегодняшний день в стране насчитывается около трехсот партий, из которых 6 являются национальными, а 37 – региональными (по штатам).

Понравилась тема? Полезно? Буду рад комментариям и благодарен лайкам по кнопкам ниже

  • < Назад
  • Вперёд >
Добавить комментарий

История Индии | 2016-02-17 04:03:25 | Viktor Rusnak | Индия | http://sam-turizm.ru/media/system/images/new.png | История Индии, Харапская история, Ведийская история, Буддийский период, Классическая эпоха истории, История Средних веков | История Индии, Харапская история, Ведийская история, Буддийский период, Классическая эпоха истории, История Средних веков

sam-turizm.ru