Богиня правосудия в древней греции. Древние цивилизации. Правосудие греческих богов
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Фемида – богиня правосудия. Богиня правосудия в древней греции


Фемида – богиня правосудия

Согласно мифологии древней Греции, Фемида - богиня правосудия (римляне называли ее Юстицией). У греков использовались для нее разные имена: Темис, Темида. Фемида являлась титанидой, ее родителями были Уран и Гея, для Зевса она стала второй женой (первая супруга - богиня мудрости Метида).

Значение атрибутов Фемиды

Привычное изображение богини - повязка на глазах, весы и меч она держит в руках. Повязкой на глазах принято символизировать непредубежденность. Фемида не смотрит на мир глазами физически, а видит самую суть событий. Судья не должен видеть людей, участвующих в судебном споре, не видит их имущественных и социальных различий. Он учитывает лишь факты и выслушивает противоположные стороны. Весами и мечом богиня была награждена римлянами, образ был заимствован у греков, божество стали называть Юстицией.

Юстиция в религии римлян

В Римской империи во время правления Тиберия сложился культ этой небо жительницы. У нее был особый жрец. Рог изобилия римлянами был заменен мечом. Духовная сила и воздание символизировались им, в руке богини он означает также символ возмездия, кара за преступное деяние. Поднятое вверх острие у клинка показывает, какова была воля небес, готовность постоянно его применять. Острыми изображаются обе стороны меча, что показывает, что закон имеет не только карательную, но и предупреждающую функцию. Весами изображают символ меры и справедливого решения, на них взвешиваются добрые и злые деяния, которые совершают люди в земной жизни. Судьба человека после смерти подчинялась тому, какая из чаш прибора окажется более тяжелой.

Иносказательное значение Фемиды относится к правосудию и закону. Жрецами богини являются слуги закона, судьи. Ее жрецы – это юристов в целом.

Фемида в семье олимпийских богов

В супружестве с Зевсом она стала матерью большого количества детей - Ор: Эвномии (благозаконие), Дике (справедливость) и Эйрены (мир). Детьми Фемиды были мойры: Клото (Пряха), Лахесис (судьба), Атропос (неотвратимая).

Одну из Ор, Дике, почитали как богиню справедливости. Она информировала своего отца, Зевса про несправедливые деяния, что творятся на Земле. Период ее пребывания среди людей считался как счастливый «золотой век». Когда наступил железный век, богиня оставила планету Земля, теперь под названием Дева, она входит в созвездие Зодиака.

Согласно Эсхилу, Фемиду считают родительницей Прометея, она подобна Гее богине земли. Она являлась прорицательницей и открыла своему сыну тайну: в случае женитьбы Зевса на Фетиде, родится сын, которому суждено отстранить Зевса от власти. Это прорицание расстроило брак Зевса и Фетиды. Фемиде дарован от Геи Дельфийский оракул, она предсказывала судьбу, затем передала его сестре Фебе. Ее внук Аполлон, в свою очередь, также получил этот дар.

Как пишет Овидий, Фемида предостерегла Атланта о том, что сын громовержца совершит кражу яблок у Гесперид (дочерей Атланта).

Роль Фемиды в иерархии богов

Фемиду считали помощницей Зевса в развязывании войны с троянцами. Согласно поэмам Гомера она провозглашает волю верховного бога на Олимпе и передает его повеления, собирает небожителей на совет и возглавляет их пиршества.

Как советница главного божества Олимпа сидит рядом с его троном. Старания Фемиды приводят к соблюдению внешнего порядка в устройстве Олимпа, так и в земной жизни людей. Именем богини пользуются, чтобы обозначать общие понятия правовых норм, которые регулируют порядок в обществе.

Богиня покровительствует людям, нуждающимся в гостеприимности, притесняемым и испытавшим несправедливость. В древности греки в Олимпии алтари жертвоприношений для Зевса, Геи и Фемиды ставили рядом. Это показывало, насколько почиталась богиня, отвечающая за правопорядок.

Фемида была великой богиней, управлявшей годом из 13 месяцев. Год был разделенным на сезоны (летний и зимний), что означало летнее и зимнее солнцестояние. Олицетворялись эти периоды божествами Телло и Карпо, что означало «цветение» и «зрелый плод».

Образ богини в искусстве

Образ богини изображался художниками. Французский живописец Прюдон написал картину «Фемида и Немезида». Итальянскому живописцу Вазари удалось показать богиню в своей манере письма. Итальянец Лука написал картину, изображая Юстицию женщиной. Баттиста показал неразделимость правосудия и мужества. Знаменитый Рафаэль также посвятил одну из картин этой теме под названием «Правосудие». Именем Фемиды был назван астероид, открытый в 1853 году, а имя Юстиции получил астероид, обнаруженный в 1887 году. Символом богини и сегодня олицетворяется правосудие. О божественном происхождении справедливости помнят и в наши дни. Статуя богини правосудия служит практически обязательным атрибутом многочисленных зданий суда.

www.istmira.com

Богиня правосудия

Духовное развитие 31 июля 2012

Фемида или Темис, титанида в мифологии Древней Греции – богиня правосудия, вторая супруга бога Зевса. Слово «фемис» означает «установление по обычаю», его можно встретить в названиях некоторых местностей, известных с эпохи расцвета микенской культуры. От союза с Зевсом у неё родились три Мойры: Лахесис (Судьба), Клото (Пряха), Атропос (Неотвратимая) и три Оры: Дике (Справедливость), Эйрена (Мир) и Эвномия (Благозаконие). Согласно Эсхилу, богиня правосудия Фемида приходится матерью Прометею. Она даже представляется одним божеством, но под разными именами. Обладающая пророческим даром, богиня правосудия Фемида, открывает Прометею тайну, что от брака Зевса и Фетиды родится сын, который свергнет самого Зевса. От Геи она получает в дар Дельфийский оракул, там дает предсказания сестре своей Фебе, которая в свою очередь передает их своему внуку Аполлону. Фемида созывает на совет богов. Помогает Зевсу начать Троянскую войну.

Богиня правосудия учила греков жертвоприношениям, прорицаниям и божественным обрядам, она придумала героический гексаметр. Её главный жертвенник находился у Стомиона в Олимпии рядом с алтарем богини Геи и бога Зевса. В олимпийской мифологии она уже не тождественна земле, а порождена ею и является основой правопорядка в качестве супруги Зевса. Фемида, богиня правосудия, управляла тринадцатимесячным годом, который в свою очередь был поделен солнцестояниями зимним и летним на два сезона. Олицетворяли эти времена года в афинской традиции Карпо и Талло - божества «зрелого плода» и «цветения». Фемиде посвящен семьдесят девятый орфический гимн.

Богиня правосудия изображалась всегда с завязанными глазами. Повязка на её глазах означает беспристрастие, а весы – это древний символ справедливости и меры. На этих весах взвешиваются все поступки смертных, совершенные ими при жизни, все добро и все зло. Судьба же людей после их смерти зависела именно от того, какая из этих чаш перевесит. Богиня правосудия также держит в своих руках рог изобилия – символ воздаяния тому, кто предстает перед её судом.

Фемида иносказательно означает теперь закон, её весы – символизируют правосудие, а жрецы или слуги Фемиды – судьи. В римскую традицию богиня правосудия перешла от греков, но вместо рога изобилия у Юстиции в руках меч. Фемида – признанный во всем мире символ правосудия, её изображение на эмблемах судов, а её статуи - в залах судебных заседаний. Имя Фемиды стало нарицательным, теперь, если говорят, к примеру, «российская Фемида», то имеют в виду российский суд.

Но весы и меч - атрибуты настолько фундаментальные и древние, что нельзя их открытие, как символов справедливости, приписывать древним грекам. Ведь практически во всех древних мифологиях владыка загробного мира взвешивал злые и добрые поступки каждого человека. Весы находятся в левой руке у богини, так как именно левую половину тела считают воспринимающей. Меч же олицетворяет собой духовную силу и воздаяние. В руках у богини правосудия он символизирует возмездие. Поскольку меч расположен острием вверх, то он указывает на высшую справедливость, «волю небес», а кроме того, на постоянную готовность к его применению. Обоюдоострым он является, поскольку не только карает, но и предупреждает. Держит его богиня в правой руке, что означает сторону действия  «правого дела» и силы.

Конечно, в композиционном плане фигура больше выигрывает, когда меч опущен, но опущенный меч - символ окончания борьбы, победы и возврата к мирной жизни. А справедливость в нашем продажном государстве наступит, наверное, ещё не скоро, поэтому рано Фемиде опускать свой меч. Главное, чтобы меч российской Фемиды опускался только на головы действительно преступников и миновал невиновных и добрых.

Источник: fb.ru Образование Богиня Фемида - это символ правосудия

Древние боги оставили свой след во многих сторонах современной жизни. Одним из таких образов, проходящих сквозь века, является Фемида. Это современный символ правовой и всей юридической системы, изображение древней бо...

Дом и семья Кубанское Правосудие

 Правосудие по – кубански-Говори,где деньги, старая,хуже будет! - приставив к горлу нож, преступник пытался заставить говорить женщину,находящуюся в полуобморочном состоянии.- Я Вам все отдала,-...

Духовное развитие Морена - богиня смерти и вечного холода у славян

Богиня Морена в славянской мифологии олицетворяла вечный холод, непроглядную тьму и смерть. Ее гнева боялись как простые люди, так и прославленные небожители. Даже сегодня, спустя тысячу лет, память о ней живет в таки...

Духовное развитие Богиня Калипсо - "та, что скрывает"

Древнегреческая мифология, ставшая родоначальницей философии эллинов, породила множество богов и мифических существ. Одни из них пользовались любовью, другим поклонялись из страха, а были и те, о которых знали только ...

Духовное развитие Мойры – богини судьбы: имена и задачи

С древних времен подмечено, что век у всякого человека складывается особенным образом, не похоже на других. Принято было верить, что руководят этими процессами боги, никак не меньше. Люди описывали их и пытались догов...

Духовное развитие Богини судьбы в верованиях разных народов

Издавна люди были уверены, что их жизнью руководят свыше. Богини судьбы были практически у всех народов. Им поклонялись, старались заполучить их поддержку, ухватить счастье за хвост. Интересно посмотреть на то, чем яв...

Духовное развитие Скандинавская богиня Хель - богиня смерти

Скандинавская мифология полна тайн и легенд. Ее божества являются глубокими, особенными личностями. В них скрыт тайный смысл. Они имеют общие черты и значительные расхождения в сравнении с богами других религий.

Духовное развитие Тиамат – богиня в мифах шумеров

Тиамат – богиня, которая, согласно вавилонским мифам, являлась праматерью всего живого. Она жила в то время, когда на поверхности земли были лишь воды первого пресного мирового океана Апсу, дающие энергию всему ...

Духовное развитие Богиня Нефтида – божество Древнего Египта

Богиня Нефтида (второе имя – Небетхет) в мифологии Древнего Египта считалась сестрой Осириса и Исиды. Она была наименьшей дочерью Нут и Геба. С именем этого божества связано много легенд и мифов. Ей поклонялись,...

Духовное развитие Богиня Хатор - мать всего живого

Египетская мифология – это огромный интереснейший пласт в истории развития всей культуры в целом, который до сих пор не удалось досконально изучить. Ученые постоянно находят все новые и новые подробности развити...

monateka.com

Школьный этап. 8 Класс. Богиней правосудия в Древней Греции являлась

Школьный этап. 8 Класс. Богиней правосудия в Древней Греции являлась - страница №1/1

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2012/2013. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС.

1. Богиней правосудия в Древней Греции являлась:

а) Фемида;

б) Афина;

в) Артемида.

2. Слово «право» в переводе с латинского означает:

а) обязанность, необходимость;

б) правда, справедливость;

в) ограничение, невозможность.

3. В Древней Греции и Древнем Риме правом голосовать обладали:

а) свободные мужчины;

б) женщины;

в) рабы;

г) все граждане;

д) иностранцы;

е) богатые и знатные граждане;

ж) все перечисленные категории.

4. Какие предметы находились в руках у богини правосудия в греческой мифологии?

а) меч и кошелёк;

б) меч и весы;

в) книга и часы;

г) часы и весы.

5. Малолетними по российскому законодательству считаются дети:

а) с момента рождения до 14 лет; б) с 6 до 14 лет;

в) с 8 до 14 лет; г) с 10 до 14 лет.

6. Заполните пропуск в ряду:

А. Большая семья - ________ - Племя - Племенной союз

Б. В Египте – ном, в Древней Греции – полис, в России – область, в США - _____________.

7. Что означает слово «демократия»?

8. Основным законом Российской Федерации является ____________.

9. Назовите древнекитайского философа и государственного деятеля, который считал, что мир может быть восстановлен лишь тогда, когда люди научаться следовать строгим правилам поведения.

10. Как называется форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит выборному органу?

11. Назовите восьмое слово первого куплета гимна Российской Федерации.

12. Назовите фамилию, имя и отчество третьего президента Российской Федерации.

13. Внимательно посмотрите на Герб Российской Федерации. Всё ли на месте или что-то не так? Объясните.

14. Соотнесите названия видов чувств и их определения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

а) аффект 1) общее состояние пережива­ний человека
б) эмоции 2) особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся в пережива­ниях
в) чувства 3) физиологическая реакция организма в ответ на напряжен­ную и неожиданную обстановку
г) стресс 4) отношения к миру, людям, событиям
д) настроение 5) бурная кратковременная эмоциональная реакция в от­вет на сильный раздражитель
Запишите в таблицу выбранные цифры.

15. Соотнесите возраст человека и возникающие в связи с

ним права и возможности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
а) 6 лет 1) право участвовать в выборах в органы государственной власти
б) 14 лет 2) получение паспорта гражданина РФ
в) 16 лет 3) покупка продуктов или игрушек
г) 18 лет 4) право трудоустройства
Запишите в таблицу выбранные цифры. 16. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«В труде, учении,______(1) формируются и проявляются все стороны психики.

Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства ___________(2) – ее способности и характерологические черты - формируются в ходе жизни. Врожденные _______(3) организма являются лишь _________ (4) - весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у чело­века могут выработаться различные свойства - ___________(5) и черты ха­рактера в зависимости от хода его жизни и_________(6) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер».

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.

А. особенность Е. задатки

Б. способности Ж. общение

В. личность З. деятельность

Г. игра И. группа

Д. общество

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

17. Соотнесите между собой науки и высказывания, в рамках которых они прозвучали:
1. Философия А. «Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и правосудии» (Ас-Самарканди)
2. Экономика Б. «Большим авторитетом нужно пользоваться осторожно, как всем тяжелым: иначе можно нечаянно кого-нибудь придавить» (Э. Севрус).
3. Социология В. «Человек есть принципиальная новизна в природе» (Н. А. Бердяев)
4. Политология Г. «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться» (Б. Франклин)
5. Правоведение Д. «Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна»

(А. П. Сумароков)

Запишите в таблицу выбранные буквы.
18. Верны ли следующие суждения?
А. Глобальными называют те современные проблемы, которые представляют угрозу всему человечеству.

Б. Глобальными называют те современные проблемы, которые могут быть преодолены лишь совместными усилиями всех государств и народов.

а) верно только А б) верны оба суждения

в) верно только Б г) оба суждения неверны

19. Ниже приведён ряд терминов. Все они за исключением одного относятся к понятию потребитель. Найдите и укажите термин, выпадающий из этого ряда и относящийся к другому понятию.

Спрос, расход, цена, прибыль, ассортимент, реклама, страховой полис.

20. Продолжите фразу:

«Свобода одного человека заканчивается там, где … » (М. Бакунин)

umotnas.ru

Древние цивилизации. Правосудие греческих богов

О правосудии греческих богов мы знаем из мифов и преданий Древней Греции. Поэтому неизвестно, практиковалось ли подобное в действительности или было придумано эллинами во времена сказочной древности. Но как бы там ни было, а законность у жителей Олимпа представляла собой чрезвычайно эффективную систему. Карающая же рука правосудия была в первую очередь направлена на простых смертных. Именно жители Земли испытывали на себе в полной мере праведный гнев всесильных богов.

У обитателей Олимпа была своя богиня правосудия – Фемида. Контроль за её деятельностью осуществляла дочь Зевса Дика. Это была очень принципиальная богиня. Она нещадно наказывала неправедных судей, а поэтому её авторитет был чрезвычайно высок. Однако судейские функции присваивали себе не только боги, но и цари, и мифологические герои. Вся эта публика, не оглядываясь на Фемиду и Дику, сама вершила правосудие и приводила приговоры в исполнение.

Чрезвычайно жестоко карали боги людей за неуважение к себе. К примеру, Аполлон предал жестокой казни сатира Марсия. Вина несчастного заключалась лишь в том, что он посмел состязаться с Аполлоном в музыке. Это взбесило бога, и он приказал подвесить сатира за руки и содрать с него живьём кожу.

А вот нимфа Арахна навлекла на себя гнев Афины-Паллады, превзойдя её в ткацком мастерстве. Она пряла ткани, которые были такими же прозрачными, как воздух. А вот у Афины такой красоты не получалась. Грозная богиня впала в бешенство, разорвала одно из покрывал Арахны и ударила нимфу челноком. Бедняжка перепугалась и попыталась повеситься. Но вспыльчивая богиня вынула несчастную из петли и превратила в паука. Таким образом, нимфа и её потомство были обречены на вечное прозябание в образе насекомых.

Не меньшую жестокость проявила и Артемида, лишний раз доказав, что правосудие греческих богов не имело ничего общего с подлинной законностью. Во время купания она заметила юношу Актеона, который из кустов подглядывал за ней. Артемиду это разгневало, и она превратила юнца в оленя, а после этого натравила на него его же собственных собак.

Патологическую жестокость проявил и бог Дионис к 3-м молодым девушкам. Они не захотели идти в лес, чтобы плясками и песнями славить бога веселья и виноделия. Красавицы остались дома, а разгневанный житель Олимпа появился перед ними и превратил ослушниц в летучих мышей.

Бесчеловечной казни была подвергнута царица Фив Ниоба. Она не принесла жертву богине Латоне. Та в отместку позвала своих детей Артемиду и Аполлона и заявила, что Ниоба оскорбила всех своим непочтением. Дети богини возмутились и казнили детей Ниобы, выпустив в них золотые стрелы. При этом Аполлон убил семерых сыновей, а Артемида семерых дочерей своенравной царицы. Царь Фив и муж Ниобы не перенёс горя и бросился на меч, а сама царица от горя превратилась в камень.

Неблаговидные поступки были характерны и для смертных героев Древней Греции. К примеру, хитрый Одиссей вероломно подставил мудрого Паламеда во время Троянской войны. Тот, после 10 лет осады Трои, начал говорить, что пора заканчивать эту абсолютно бесперспективную бойню. А Одиссей спрятал в шатре у мудреца мешок, набитый золотом, и стал всем сообщать под большим секретом, что Паламеда подкупили троянцы.

Шатёр обыскали, золото, естественно, нашли и приговорили невиновного человека к смерти. Его заковали в цепи и привели на морское побережье. Паламед клялся, что не виновен, но никто не хотел слушать изменника. Его забили камнями под шум морских волн.

Но одной смерти Одиссею и его приспешникам показалось мало. Они не стали совершать обряд погребения, оставив тело на берегу. Тем самым вероломные греки обрекли душу несчастного на вечные скитания. Но нашёлся один благородный человек. Им оказался Аякс Теламонид. Он не поверил в измену Паламеда и похоронил тело казнённого в соответствии со всеми правилами погребения.

Ничем не лучше Одиссея оказался доблестный греческий герой Ахилл. Для своего погибшего друга Патрокла он устроил высокий погребальный костёр и казнил возле него 12 ни в чём неповинных троянских юношей. Ахилл брал каждого юношу за волосы, подтаскивал волоком к погребальному костру, перерезал ножом горло, а труп бросал на пылающие поленья. Тем самым кровь несчастных окропляла горящее дерево.

Вскоре Ахилл сам был убит в Трое, но проявил патологическую алчность даже после своей смерти. Когда город пал, тень этого героя явилась к грекам и потребовала свою долю добычи в лице пленённой дочери царя Трои Поликсены. Гордая и прекрасная девушка, понимая, что деваться ей некуда, сама бросилась на жертвенный нож. Её кровь обагрила жертвенный камень, а высвободившуюся душу забрал кровожадный Ахилл.

Одним словом, правосудие греческих богов неразрывно переплеталось с правосудием жестоких и бессердечных смертных. Тот же грек Перифет убивал путников железной палицей лишь потому, что те шли по горным тропинкам в его владениях. А Синид казнил людей, случайно забредших в его сосновую рощу. Он сгибал верхушки сосен, привязывал к ним несчастного путника и отпускал деревья. Те распрямлялись, а человеческое тело разрывалось на части. Против этих и других изуверов выступил герой Тесей. Он предал душегубов тем казням, которые те сами совершали над людьми.

Весь этот жуткий беспредел, который мало походил на правосудие, остановила богиня Афина-Паллада. По её инициативе был создан суд старейшин, получивший название Ареопаг. Он стал образцом объективного демократического судопроизводства.

Судебные заседания проходили на холме Ареса, а приговор выносился по результатам голосования. Перед старейшинами стояли две урны, и те бросали в них камешки. Именно с их помощью и осуществлялся подсчёт голосов. Всё это происходило на глазах у многочисленных зрителей.

На самом первом процессе Ареопага рассматривалось дело Ореста, убившего свою мать Клитемнестру. Обвинителями на этом процессе выступили богини мести Эринии, а со стороны защиты присутствовал Аполлон. Именно он произнёс яркую речь, в которой заявил, что Орест убил мать, мстя ей за убийство своего отца Агамемнона.

Когда подсчитали голоса старейшин, то выяснилось, что камешков в обвинительной и оправдательной урнах одинаковое количество. Поэтому, в соответствии с правилами, Ореста оправдали. Этот процесс положил начало грамотному судопроизводству, а правосудие греческих богов стало историей.

Дмитрий Орлов

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

xvastunishka.us

Богиней правосудия в Древней Греции являлась: а) Фемида

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6-7 КЛАСС.

1. Богиней правосудия в Древней Греции являлась:

а) Фемида;

б) Афина;

в) Артемида.

2. Слово «право» в переводе с латинского означает:

а) обязанность, необходимость;

б) правда, справедливость;

в) ограничение, невозможность.

3. В Древней Греции и Древнем Риме правом голосовать обладали:

а) свободные мужчины;

б) женщины;

в) рабы;

г) все граждане;

д) иностранцы;

е) богатые и знатные граждане;

ж) все перечисленные категории.

4. Какие предметы находились в руках у богини правосудия в греческой мифологии?

а) меч и кошелёк;

б) меч и весы;

в) книга и часы;

г) часы и весы.

5. Заполните пропуск в ряду:

А. Большая семья - ________ - Племя - Племенной союз

Б. В Египте – ном, в Древней Греции – полис, в России – область, в США - ______.

6. Что означает слово «демократия»?

7. Последовательное расположение общественных слоёв или служебных званий от низших к высшим, в порядке подчинения называется _______________.

8. Основным законом Российской Федерации является ____________.

9. Назовите древнекитайского философа и государственного деятеля, который считал, что мир может быть восстановлен лишь тогда, когда люди научаться следовать строгим правилам поведения.

10. Как называется форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит выборному органу?

11. Именно эту греческую богиню должны, видимо, больше всего бояться преступники.

12. Как вы думаете, что искал Диоген днём с огнём в толпе людей?

13. Как назывался бы наш министр обороны в Древней Греции?

14. Как называлась администрация древнегреческих городов государств? Нужно заметить, что администрация проявляла чудо, обеспечивая порядок среди далеко не кротких древних греков. Иначе бы искусство управления государством не стали бы называть точно также.

15. Назовите восьмое слово первого куплета гимна Российской Федерации.

16. Назовите фамилию, имя и отчество третьего президента Российской Федерации.

17. Внимательно посмотрите на Герб Российской Федерации. Всё ли на месте или что-то не так? Объясните.

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8-9 КЛАСС.

1. Малолетними по российскому законодательству счи­таются дети:

а) с момента рождения до 14 лет; б) с 6 до 14 лет;

в) с 8 до 14 лет; г) с 10 до 14 лет.

2. Несовершеннолетними по российскому законодательству являются лица:

а) с 8 до 18 лет; б) с 10 до 18 лет;

в) с 14 до 18 лет; г) с 18 до 30 лет.

3. Административная ответственность наступает:

а) с 10 лет; б) с 14 лет;

в) с 16 лет; г) с 18 лет.

4. Соотнесите названия видов чувств и их определения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

а) аффект 1) общее состояние пережива­ний человека
б) эмоции 2) особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся в пережива­ниях
в) чувства 3) физиологическая реакция организма в ответ на напряжен­ную и неожиданную обстановку
г) стресс 4) отношения к миру, людям, событиям
д) настроение 5) бурная кратковременная эмоциональная реакция в от­вет на сильный раздражитель
Запишите в таблицу выбранные цифры.

5. Гражданскими правами человек обладает:

а) с момента рождения; б) с 14 лет;

в) с 18 лет; г) с 20 лет.

6. К гражданским (личным) правам относятся:

а) право на объединение для защиты своих интересов;

б) право избирать и быть избранным;

в) право на неприкосновенность жилища;

г) право обращаться лично в государственные органы.

7. Политическими правами являются:

а) право на жизнь;

б) право на мирные собрания, митинги, шествия;

в) право на выбор места жительства;

г) право на личную неприкосновенность.

8. Соотнесите возраст человека и возникающие в связи сним права и возможности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

а) 6 лет 1) право участвовать в выборах в органы государственной власти
б) 14 лет 2) получение паспорта гражданина РФ
в) 16 лет 3) покупка продуктов или игрушек
г) 18 лет 4) право трудоустройства
Запишите в таблицу выбранные цифры.9. Уголовная ответственность с 14 лет наступает за совер­шение следующих преступлений:

а) убийство; б) разбой;

в) похищение человека; г) угон автомобиля;

д) все перечисленное.

10. Выберите правильные ответы: Конвенция о правах ребенка

а) принята в 1989 году; б) не была подписана Россией;

в) была принята ООН; г) считает ребенком любого человека до 14 лет;

д) закрепляет право ребенка свободно выражать свое мнение.

11. Как называлась администрация древнегреческих городов государств? Нужно заметить, что администрация проявляла чудо, обеспечивая порядок среди далеко не кротких древних греков. Иначе бы искусство управления государством не стали бы называть точно также.

12. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«В труде, учении,______(1) формируются и проявляются все стороны психики.

Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства ___________(2) – ее способности и характерологические черты - формируются в ходе жизни. Врожденные _______(3) организма являются лишь _________ (4) - весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у чело­века могут выработаться различные свойства - ___________(5) и черты ха­рактера в зависимости от хода его жизни и_________(6) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер».

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.

А. особенность

Б. способности

В. личность

Г. игра

Д. общество

Е. задатки

Ж. общение

З. деятельность

И. группа

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

13. Продолжите фразу:

«Свобода одного человека заканчивается там, где … » (М. Бакунин)

14. Ниже приведён ряд терминов. Все они за исключением одного относятся к понятию потребитель. Найдите и укажите термин, Выпадающий из этого ряда и относящийся к другому понятию.

Спрос, расход, цена, прибыль, ассортимент, реклама, страховой полис.

15. Верны ли следующие суждения?
А. Глобальными называют те современные проблемы, которые представляют угрозу всему человечеству.

Б. Глобальными называют те современные проблемы, которые могут быть преодолены лишь совместными усилиями всех государств и народов.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

16. Соотнесите между собой науки и высказывания, в рамках которых они прозвучали:

1. Философия А. «Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и правосудии» (Ас-Самарканди)
2. Экономика Б. «Большим авторитетом нужно пользоваться осторожно, как всем тяжелым: иначе можно нечаянно кого-нибудь придавить» (Э. Севрус).
3. Социология В. «Человек есть принципиальная новизна в природе» (Н. А. Бердяев)
4. Политология Г. «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться» (Б. Франклин)
5. Правоведение Д. «Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна»

(А. П. Сумароков)

Запишите в таблицу выбранные буквы.

18. Перед вами две диаграммы. Проанализируйте их и оцените сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграмм.

1. Главный мотив, заставляющий опрошенных воздержаться от совершения преступления, – это страх перед наказанием.

2. Принципиально отрицательное отношение к преступлению удерживает от совершения преступления занимает подчиненное положение, о чем свидетельствует доля ответов «Из принципиальных соображений».

3. Различия мотивов, удерживающих от совершения преступления мужчин и женщин, существенны и принципиальны.

4. Данные диаграммы доказывают, что наиболее эффективные средства борьбы с преступностью связаны с ужесточением уголовной ответственности.

Причины, удерживающие от совершения преступления

(по данным опроса, 1924 г., в % к числу опрошенных)

Мужчины

Женщины

Совесть не позволила Из отвращения к поступку

Страх наказания Неловко перед людьми

Из принципиальных соображений По нерешительности

РЕШЕНИЯ.

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6-7 КЛАСС.

Ответы:

1. а 1б

2. б 1б

3. г 1б

4. б 1б

5. Заполните пропуск в ряду:

А. Большая семья - Род - Племя - Племенной союз 1б

Б. В Египте – ном, в Древней Греции – полис, в России – область, в США – Штат. 1б

6. Власть народа. 2б

7. Иерархия. 2б

8. Конституция. 2б

9. Конфуций. 2б

10. Республика. 2б

11. Немезида. 2б

12. Человека. 2б

13. Стратег. 2б

14. Политика. 2б

15. Страна. 2б

16. Медведев Дмитрий Анатольевич. 2б

17. Внимательно посмотрите на Герб Российской Федерации. Всё ли на месте или что-то не так? Объясните.

По 3 балла за найденную неточность.

1. Крест.

2. Третья корона

3. Герб Москвы.

4. Крест.

Всего 40 баллов.

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8-9 КЛАСС.

ОТВЕТЫ

1. б 1б

2. в 1б

3. в 1б

4. Ответ: по 1 балу за правильный ответ.

5. а 1б

6. в 1б

7. б 1б

8. Ответ: по 1 балу за правильный ответ.

9. д 1б

10. а, в, д. 2б

11. Политика. 2б

12. Ответ: по 1 балу за правильный ответ.

1 2 3 4 5 6
г в а е б з
13. Продолжите фразу:

«Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого »

(М. Бакунин) 2б

14. Спрос, расход, цена, прибыль, ассортимент, реклама, страховой полис. 2б

15. 3 3б

16. Ответ: по 1 балу за правильный ответ.

1. 2. 3. 4. 5.
в г б д а
17. 1. Обмен. 2. Сословие. 1+1 б

18. Перед вами две диаграммы. Проанализируйте их и оцените сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграмм.

Ответ:

  1. Нет, данные диаграммы показывают, что страх перед наказанием удерживает от преступления 19,6% мужчин и 20% женщин (примерно пятую часть). 5 баллов
  2. Нет, в группу тех, кто занимает по отношению к преступной деятельности принципиально отрицательное отношение, нужно включить также респондентов, ответивший «Совесть не позволила», «Из отвращения к поступку». В сумме с позицией «Из принципиальных соображений» это примерно 75% мужчин и 76% женщин. 5 баллов
  3. Нет, показатели у мужчин и женщин практически совпадают (с учетом предложенной выше группировки). Женщины чаще выбирали эмоционально окрашенную формулировку «Совесть не позволила», мужчины – более сдержанную «Из принципиальных соображений». 5 баллов
  4. Диаграмма не дает оснований для однозначного вывода. С одной стороны, она показывают, что большое значение имеют меры воспитательного, профилактического характера, формирование правовой культуры. С другой, то обстоятельство, что только пятая часть главным мотивом признает страх перед наказанием, может свидетельствовать о слабой вере людей в неотвратимость наказания. 5 баллов.

Всего: 60 баллов

bigpo.ru