Богиня древнего египта кошка. Как кошке поклонялись? От египетской богини до любимицы Пророка
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Почитание кошки в Древнем Египте — интересные факты. Богиня древнего египта кошка


Богини-кошки - alandinna

Богиня Баст(Бастет)

В религии Древнего Египта существовал пантеон богов, который делился на триады, представляемые тремя корнями божества - Отец, Мать и Сын. Египтяне почитали своих божеств, а подражание их поступкам и способу мышления приближало обычного человека ближе к божественным творцам.

Древний Египет является еще и большим почитателем женских божеств. По примеру богини, в руках египетской королевы было сосредоточено больше власти, чем у короля. А в браке жена была главенствующей в отношениях с мужем. Богиня для древних египтянок была объектом восхищения. Подражать богине и слушаться ее наставлений - это дар, верное обещание вечной жизни.

Поклонение кошкам и большим и маленьким уходит корнями в эпоху еще более далёкую чем, времена сфинкса с его человеческой головой и львиным телом. В период ранних династий фараона Богиню кошку Бастет попирающую ногами врагов Египта изображали в виде львицы.

Египтяне наделяли кошку магической силой. И это нашло отражение в мифе о Боге солнца Ра. Считалось, что Ра, в образе кошки готовясь сразиться со змеем ночи, волшебным способом удерживал солнечные лучи. Эта вечна битва заканчивалась на рассвете каждого дня и вновь начиналась, когда сумерки опускались над Нилом. Кошка стала домашним животным Египтян и это метаморфоза затронула Богиню Бастет и её стали почитать в образе не большой кошки.

Богиня Баст изображалась с кошачьей головой, ее называли Матерью кошек. В правой руке она носила систрум, а в левой - корзину. Одеяния же ее были зеленого цвета. "Забот" у богини-кошки числилось много: она почиталась как богиня огня (тепла, уюта), Луны, деторождения, плодородия, благотворительности, удовольствий и веселья, сексуальных обрядов, музыки и танцев, защиты от болезней и злых духов, покровительствовала не только кошкам, но и всем животным. Ее особым даром была интуиция.

Приблизительно с 1500 года до н. э. и на протяжении более тысячи лет египтяне поклонялись доброй богине Баст (Бастет) с кошачьей головой и ее жестокой сестре с львиной головой - богине войны Сехмет.Первоначально почиталась как дочь Ра, его Око, а также отождествлялась с богинями-львицами (Тефнут, Сохмет и др.).

Начало появления культа. Вторая Династия. Поклонялись до I в. н.э.

Генеалогия. Дочь и жена бога солнца Ra, жена Птаха, мать Махеса и Хенсу.

Атрибут. Музыкальный интрумент систр.

Центр культа. Бубастис на востоке дельты Нила Центром культа Богини Бастет был древний город Бубастис в дельте Нила. Здесь поклонение домашней кошки было выражено больше всего. Храм, посвященный Богини Бастет, относится к самому раннему культу кошки, Его начали строить те же самые фараоны, что воздвигли статуи сфинкса. В 945 году до нашей эры Бубастис стал столицей всего Египта. Местную Богиню Бастет возвели в ранг общенационального божества. Кошек почитали до такой степени, что хозяева сбривали брови в знак траура по умершей любимице, а возницу, случайно переехавшую кошку, толпа на смерть забивала камнями. Даже фараоны совершали жертвоприношения в Храме Бастет. Богиню с четырьмя котятами у ног символ плодородия, часто изображали в виде женщины с кошачьей головой, в руках она обычно держала священный систрум, музыкальный инструмент типа погремушки.

О том, что происходило в Бубастисе, мы знаем благодаря греческому историку Геродоту, который там побывал в 5 веке до нашей эры в период самого расцвета кошачьего культа. На ежегодный праздник в честь Бастет съезжались женщины со всех концов Египта, плыли на лодках, пели и хлопали в ладоши. Женщины гремели систрумами символами плодородия. За этот период выпивалось больше вина, чем за весь год. Это было самое крупное ежегодное паломничество в древнем Египте, иногда собиралось до 700 тыс. участниц. И вся эта толпа направлялась в Храм Богини кошки Бастет.

Святилище богини Баст

Святилище же Бубастис (Баст) вот какое. Оно целиком, за исключением входа, лежит на острове. Храм был расположен в центре города и был виден со всех сторон. Так как город этот поднят насыпью, а святилище осталось на своём прежнем месте, то поэтому оно и доступно обозрению [из города] со всех сторон. Храм огражден стеной, украшенной рельефами, а внутри его - роща с могучими деревьями, которыми обсажено высокое храмовое здание со статуей богини. Длиной и шириной священный участок с каждой стороны в одну стадию. От входа ведёт дорога, мощёная камнем, около 3 стадий длиной, через городскую рыночную площадь на восток. Ширина её 4 плефра. По обеим сторонам дороги стоят высокие до небес деревья. Ворота высотой в 18 метром украшены вырезанными на камне фигурами. В тени деревьев к зданию Храма от реки Нил подходит два канала каждый шириной по 30 метров и осенён деревьями. Преддверие же высотой в 10 оргий и украшено замечательными статуями в 6 локтей вышины. Внутри Храма в святилище возвышается статуя Богини

В храмах, посвященных богине Баст , содержалось много кошек, почитаемых как священные животные. Когда кошка умирала, в семье объявлялся траур, все домочадцы сбривали брови и скорбели. Трупы кошек бальзамировались и захоранивались в пышных гробницах на специальных кладбищах. Археологами обнаружено около 300 тысяч мумий, относящихся к IV тысячелетию до н. э. Закон был также на стороне этого священного животного: за убийство кошки грозило суровое наказание вплоть до смертной казни (о несчастном греке, по незнанию убившем кошку, рассказывает Геродот). С умершими кошками и котятами поступали так же как и с фараонами: бальзамировали. Мумии кошек приносили в дар богине Баст. Кошек называли «добрыми духами жилища». Египтяне верили, что душа хозяйки дома после смерти переселяется в кошку. Сейчас на месте Храма остались одни развалины. Но, если приглядеться, то можно понять почему Геродот побывавший тут в 450 г.д.э написал "Нет Храма более приятного на вид чем Храм Богини кошки Бастет" в Бубастисе.

ЛЬВИЦА-СЕХМЕТ

Сехмет — полная противоположность Баст. Баст олицетворяет роскошь, чувственность, женственность, а Сехмет устрашает. Сехмет связана с Верхним Египтом, Баст — с Нижним.

Сехмет ("могучая"), в египетской мифологии богиня войны и палящего солнца, дочь Ра, жена Птаха, мать бога растительности Нефертума. Священное животное Сехмет — львица. Богиню изображали в виде женщины с головой львицы и почитали во всем Египте. В мифе о том, как Ра покарал человеческий род за грехи, она истребляла людей, пока бог хитростью не остановил ее. Вместе с богиней-коброй Уто и богиней царской власти Нехбет Сехмет охраняла фараона, а во время битвы повергала врагов к его ногам. Ее вид наводил ужас на противника, а огненное дыхание уничтожало все, Обладая магической силой, Сехмет могла убить человека или напустить на него болезнь; гнев богини приносил мор и эпидемии. Вместе с тем Сехмет — богиня-целительница, которая покровительствовала врачам, считавшимися ее жрецами.

Слуги богини Бастет

В 30 километрах к югу от Каира, рядом с поселением Саккара находится один из некрополей Древнего царства (XXVIII-XXIII вв. до н. э.) — Мемфиса. Среди погребальных комплексов особенно выделяется пирамида Джосера (2789-2760 гг. до н.э.), основателя III династии. Именно при этом фараоне египтяне начали возводить грандиозные гробницы-пирамиды — символы неограниченной власти обожествленного правителя.

Однако Саккаре принесли известность не только руины Древнего царства. На территории некрополя, занимающего 9 кв. км, можно найти памятники почти всех эпох древнеегипетской цивилизации. Царей и знатных египтян здесь погребали на протяжении более трех тысячелетий.

В некрополе хоронили не только людей, но и животных — в северной части обнаружены большие захоронения соколов, ибисов, бабуинов... Каждому животному был посвящен отдельный храм, где их специально разводили, чтобы потом принести в жертву и мумифицировать.

Уже в конце XX века на востоке Саккары археологи нашли огромный кошачий некрополь у подножия холма, на котором в эпоху Нового царства стоял храм богини Бастет, женщины с головой кошки. Весь ансамбль получил название Бубастион — в переводе с греческого "Святилище Бастет".

Такие бронзовые статуи кошек паломники покупали в храме и жертвовали богине Бастет, надеясь обрести ее благоволение и покровительство. Заботливая кошка с выводком котят стала символом плодородия.

Изучая вырубленные в скалах гробницы вельмож Нового царства, ученые обнаружили множество скелетов и мумий кошек. Начиная с XI века и вплоть до греко-римкого периода (332 год до н. э. — 395 год), в катакомбах Бубастиона были погребены десятки тысяч животных.

Древние егопитяне любили и почитали кошек — об этом говорят многочисленные папирусы и росписи на стенах гробниц. Как и другие священные животные — напрмер, соколы, ибисы, крокодилы, — кошки выступали посредниками между богом и людьми. Египтяне видели в кошке воплощение богини Бастет (греки называли ее Бубастис).

Изображали богиню в виде женщины с головой кошки, вокруг которой резвятся котята. В руках Бастет держит музыкальный инструмент систр. Иногда ее отождествляли с другими богинями-львицами — богиней влаги Тефнут, богиней войны и палящего солнца Сехмет и богиней неба Хатор...

Сложно сказать, когда именно египтяне приручили кошек. Историки сходятся на том, что в середине III тысячелетия кошки уже обитали в домах жителей долины Нила. Они охотились на грызунов, оберегая амбары великой аграрной цивилизации, и постепенно превратились в домашних питомцев. Крестьяне так сильно любили своих хвостатых помощников, что после смерти обожаемой кошки безутешные домочадцы сбривали себе брови в знак траура.

На стенах одной из фиванских гробниц изображена сцена охоты на Ниле. Притаившийся в зарослях камыша кот неожиданно бросается на диких уток. Испуганные птицы поднимаются в воздух, и их без труда ловит молодой охотник.

Бастет символизировала домашний очаг и почиталась как защитница дома, семьи, женщин и детей. Изображения кошки, статуэтки и "кошачьи" амулеты должны были принести их обладателю успех в любви и уберечь от зла и темных сил.

Святилище Бастет осаждали толпы паломников. В храме крестьяне и ремесленники покупали мумии кошек и преподносили их жрецам, которые погребали священных животных Бастет с специальных камерах. По всей видимости, в загробном мире кошки должны были передать богине просьбы паломников — об удачном браке, о рождении ребенка, выздоровлении родственника...

От желающих послать весточку богине Бастет не было отбоя, и производство мумий поставили на поток. Об этом говорят бесчисленные останки кошек, найденные в Бубастионе. Торговле мумиями положил конец принятый в Египте закон об охране древностей.

Геродот, посетивший Бубастис в V веке до н. э., был поражен гигантским храмом богини-кошки. Греку удалось побывать на ежегодном празднестве в честь Бастет. В эти дни египтяне пили вино, веселились и ликовали.

Среди останков кошек встречаются два вида животных — дикий камышовый кот и одомашненная степная кошка.

Некоторые мумии изготовлены с особенной тщательностью. Перед погребением животных бальзамировали, обертывали льняными бинтами, высушивали и расписывали. Такие "произведения искусства" могли себе позволить купить и пожертвовать Бастет только богатые паломники.

Археологи собирали данные и о возрасте животных, во многих случаях удалось определить и причину смерти.Некоторые мумии изготовлены с особенной тщательностью. Перед погребением животных бальзамировали, обертывали льняными бинтами, высушивали и расписывали. Такие "произведения искусства" могли себе позволить купить и пожертвовать Бастет только богатые паломники.Большинство найденных скелетов принадлежат котятам не старше 6 месяцев. Есть среди них молодые коты в возрастеот полутора до года. Более двух третей животных были убиты — кому-то размозжили череп, других задушили. В Древнем Египте только жрецы могли принести в жертву кошку. Остальным египтянам за подобное преступление грозила смертная казнь.

Кошек в Бубастионе находят в двух позах. Одни напоминают кеглю — лапы и хвост у них сложены вдоль тела. Другие вытянули лапы, а иногда и хвост, в стороны. Может быть, мумии относятся к разным эпохам? Или у них разное предназначение? Археологам еще предстоит выяснить этот вопрос.

Среди многочисленных кошачьих останков исследователи обнаружили несколько мумий, которые значительно отличаются от остальных. Их мумифицировали с особой тщательностью и погребали в солидных каменных или деревянных саркофагах. В загробный мирони отправлялись не налегке, а нагруженные украшениями, амулетами и другими дорогими подарками.

Археологам также попалось несколько ложных мумий — пустые или неполные коконы, в которых лежит пара костей и какой-то неорганический наполнитель. Видимо, жрецы продавали их по дешевке бедным паломникам. Купив такую "второсортную" мумию, египтянин тем не менее имел возможность обратиться с просьбой к милостивой Бастет.

Не исключено, что хитрые жрецы намеренно наживались на торговле фальшивками. Мумии пользовались большим спросом, и, наверное, животных не всегда хватало. Храмовые работники просто не успевали вырастить нужное количество кошек для мумификации. Вот и прибегали к таким маленьким уловкам. Главное — себе не в убыток.

Мумии кошек в музее

О Бастет и Сехмет eще можно прочитать тут и тут

alandinna.livejournal.com

Кошки в истории Древнего Египта: почитание, интересные факты

Физиология кошек

Древнеегипетская надпись на обелиске в Небре гласит: "О, чудесная кошка, дарованная навеки". Культ этого маленького хищника начался еще во времена Древнего Царства и длился на протяжении многих столетий. Никогда, ни в одном государстве мира это грациозное животное не почиталось так, как в стране пирамид. Кошки в Древнем Египте не просто были полноправными членами египетских семей и любимыми питомцами фараонов, люди присваивали им божественный статус и возводили в их честь храмы и даже целые города. Это был золотой век в кошачьей истории.

1

Роль кошки в Древнем Египте: почему этих животных обожествляли?

Древние статуэтки египетских кошек

Прошлое Древнего Египта и история одомашнивания диких кошек неразрывно связаны между собой, поскольку именно в стране пирамид предки современных котов впервые стали обитать рядом с человеком. Об этом говорит множество источников, датированных III тысячелетием до нашей эры.

Уже тогда на росписях в гробницах знатных граждан и даже самого фараона пушистые зверьки запечатлелись живущими в доме в качестве почетных членов семьи и носящими специальные ошейники. Египетские художники старались рисовать священного зверька в любых видах и позах на погребальных плитах или папирусах. Скульпторы ваяли их из золота, бронзы, камня или дерева, лепили из глины, вырезали из слоновых бивней. Юные египтянки всегда держали при себе амулеты с кошачьими образами, которые назывались «утчат» и являлись символом деторождения.

Благодаря фрескам и другим предметам искусства, украшенным грациозными кошачьими фигурками, также стало известно, что египтяне называли своих питомцев «миу» или «миут». Существует предположение, что такое прозвище кошки получили из-за издаваемых ими мяукающих звуков. Это имя давали и девочкам, чтобы подчеркнуть их красоту, грацию и мягкость.

Жители страны пирамид очень чтили пушистых животных. Они восхищались их чистоплотностью и изяществом. Особую тайну для человека представлял тайный сумеречный образ жизни кошки, ее светящиеся в темноте глаза, бесшумная походка, независимый нрав. Эти необычные и необъяснимые качества вызывали трепет у древних людей и вселяли в их сердца безграничное уважение к свободолюбивому зверю. Помимо этого, кошке приписывались и мистические способности — по мнению египтян, она могла посещать потусторонний мир.

Поэтому кошки и были желанными гостями во многих храмовых комплексах Древнего Египта. Там их кормили свежей рыбой, которую специально разводили в прудах. Уход за храмовыми животными осуществлялся жрецами — «стражами кошек» и являлся одной из самых почетных служб в государстве. Причем эта уважаемая профессия с гордостью передавалась по наследству от отца к детям. Суеверные египтяне считали, что храмовые зверьки способны предсказывать будущее. Потому жрецы внимательно следили за каждым их жестом, а потом истолковывали знаки, считая, что так с ними общаются сами боги.

Причины, по которым светятся глаза в темноте у кошек: научное объяснение

1.1

Практическая сторона вопроса

Почитание кошки в Древнем Египте имело и экономические предпосылки, помимо мистических. В те далекие времена государство занималось исключительно аграрной деятельностью и славилось на весь мир своим богатым урожаем зерновых культур. Фактически жизнь страны пирамид напрямую зависела от количества выращенной пшеницы и ее сохранности.

Но урожай нередко подчистую уничтожался несметными полчищами грызунов. Именно тогда древние египтяне и обратили внимание на пушистых зверьков, каждому из которых было под силу спасти до десяти тонн зерна в год. Таким образом, кошки являлись жизненно необходимыми животными для выживания целой нации.

А еще маленькие хищники ловко уничтожали ядовитых рогатых гадюк, которых в тех землях водилось великое множество. Кошек брали и на охоту в качестве охотничьих животных, они добывали птиц и рыбу.

Благодаря дошедшим до наших дней кошачьим мумиям, археологам и ученым удалось выяснить, как выглядели эти зверьки в те далекие времена. Они были небольшого размера, худощавые, грациозные и в основном однотонного красноватого окраса.

Переводчик с кошачьего языка на русский: как понять кота по звукам и жестам?

Переводчик с кошачьего языка на русский: как понять кота по звукам и жестам?

2

Значение богини Бастет в религиозном культе

Археологи предполагают, что в древнеегипетском пантеоне значились имена нескольких сотен богов. Но одним из самых популярных божеств, входящих в «священную девятку» (девять верховных божеств), считалась молодая и прекрасная девушка с головой кошки — богиня Бастет (Баст).

Ее статуи высекались из камня, изготавливались из золота или бронзы. В руках она держала систр (музыкальный инструмент), а у ног богини резвились четыре котенка. На основаниях этих статуй и обелисках высекались священные молитвы: «Я кошка, мать жизни. Она может даровать жизнь и силу, все здоровье и радость сердца».

Кошки Египта почитались и в двояком обличии: самого бога Солнца часто запечатлевали в образе рыжего кота (мужская ипостась Бастет). А в древнеегипетской Книге мертвых изображен Великий Мату – кот белого цвета, который спас человечество от змея Апопа.

Иногда богиню изображали и со львиной головой, чтобы подчеркнуть двойственность натуры. Это связано с одной интересной легендой о дочери верховного бога Ра, которая могла принимать облик львицы, - Сехмед (или Муут). Она была владычицей пустыни, грозной и беспощадной богиней войны и палящего солнца. В качестве оружия у нее были знойные ветры самума и стрелы, поражающие врагов в самое сердце.

Несмотря на вздорный характер, Сехмед считалась хранительницей мира и защитницей людского рода. К ней возносили молитвы тысячи верующих в минуты опасности и просили защиты от недоброжелателей.

Если доверять мифу, Ра отправил Муут на землю, чтобы наказать непокорных людей. Но попав однажды к простым смертным, жестокая богиня вкусила людской крови, обезумела и перешла все дозволенные границы. Она начала беспощадно истреблять человечество. Тогда бог Онурис решил обмануть львицу и облил землю пивом, подкрашенным в красный цвет (по другой версии красным вином).

Перепутав напиток с кровью, она принялась лакать его и вскоре опьянела. Именно тогда боги и обратили кровожадное дикое животное в пушистую миниатюрную кошку. Поэтому кроме утонченной кошачьей сущности, Баст имела и вторую темную натуру жестокой хищницы Сехмед. Со временем этот миф забылся, и после 2000 года до нашей эры изображения Бастет значительно изменились – ее стали изображать исключительно в образе грациозной кошки.

В стране пирамид Баст олицетворяла саму жизнь, плодородие женщины и земли, являлась покровительницей домашнего очага и защитницей фараона и его семьи. Кроме того, царственную богиню связывали с солнечным и лунным светом. Ей была дана власть открывать зарю нового утра.

Также богиня-кошка чтилась как покровительница беременных и рожающих девушек, поскольку именно эти животные легко котятся. Древние египтяне верили, что Баст оберегает детей от укусов ядовитых змей и скорпионов, а также тяжелых недугов. Поэтому для новорожденных изготавливались амулеты с изображением кошки, а детям постарше наносились соответствующие татуировки.

Описание самых дорогих пород кошек в мире

Описание самых дорогих пород кошек в мире

2.1

Храмы, построенные в честь женщины с кошачьей головой

В религии Древнего Египта божественная кошка имела огромное значение и влияние. В ее честь недалеко от дельты Нила был построен религиозный центр поклонения — город Бубастис, в котором находился прекраснейший храм, посвященный кошачьей богине, если верить описанию древнегреческого историка Геродота. Именно здесь проходили ежегодные религиозные торжества, связанные с кошачьим культом, куда стекалось множество паломников со всей страны. Археологи даже нашли в древнем городе крупнейшее захоронение мумифицированных пушистых зверьков (около трехсот тысяч мумий).

Также известно, что в храмовом комплексе Саккары, недалеко от ступенчатой пирамиды Джосерра, в честь кошки египтяне воздвигли большое святилище. В его центре возвышалась статуя Бастет гигантских размеров, изготовленная из дорогого Ассуанского мрамора. Во время религиозных торжеств изваяние выносили из храма, погружали в ладью и провозили вдоль речных берегов.

Историки связывают подобное возвышение богини с кошачьей головой с серьезными политическими изменениями в стране пирамид, когда центральная власть перешла из Верхнего Царства в Нижнее, а у государства появилась новая столица — Пер-Баст (дом Баст). Культ Бастет продержался на египетской земле вплоть до IV века нашей эры.

3

Малоизвестные факты

Потомками священных нубийских кошек являются современные египетские мау, которые прославились на весь мир благодаря своему природному леопардовому окрасу. Существует также версия о том, что первые кошки страны пирамид были потомками камышовых и степных котов. Особую роль при дворе фараона играли и бесшерстные животные — сфинксы, которые со временем исчезли с территории Египта и возродились к жизни в Канаде только в 70-х годах XX века.

Интересные факты о древнеегипетских кошках, которые лишь подчеркивают их значимость для жителей страны пирамид:

  • Почти у всех простых египтян была своя пушистая любимица. Для нее оставляли в качестве угощения свежую рыбу, ухаживали, как за самым почетным членом семьи, и верили, что за это она будет защищать всех жильцов дома. Если внезапно начинался пожар, питомицу выносили из пылающего здания первой и только потом детей.
  • Египтяне оберегали священную кошку и препятствовали ее вывозу за пределы страны, поскольку зверек являлся собственностью самого фараона. Нарушение этого правила каралось смертной казнью, а животные, покинувшие государство, возвращались обратно домой с помощью выкупа или похищения.
  • Даже за неумышленное убийство маленького крысолова преступник расплачивался собственной жизнью. Греческий историк Диодор Сицилийский засвидетельствовал случай, как один из римлян случайно проехал по зверьку на колеснице и был за это растерзан разгневанными египтянами.
  • Если пушистая любимица погибала, ее похороны проходили с большими почестями и погребальными песнями, а хозяева сбривали брови и волосы на голове в дань уважения и погружались в длительный 70-дневный траур.

Умерших животных мумифицировали, оборачивая в льняную ткань с орнаментами и священными молитвами и умащивая тело благовониями и маслами. Считалось, что душа питомца благодаря этому обряду обретет способность возрождаться в новом теле. Богатые граждане надевали на мумию золотую маску, помещали ее в деревянный, бронзовый или золотой саркофаг и оставляли в гробнице любимые игрушки и забальзамированные тушки мышей.

Фото мумии кошки, выставленной в Лувре

Но поклонение пушистой любимице некогда сыграло с египтянами злую шутку. Если верить записям историка Птолемея, в 525 г. до н.э. кошки отрицательно повлияли на результаты осады персидскими войсками пограничного города Пелузия. Обстоятельства вынудили персов встать под стенами, поскольку они не отличались умением штурмовать хорошо защищенные города.

Тогда царь Камбиз II приказал поймать множество кошек и привязать их к доспехам и щитам воинов, шагающих впереди всего войска. Увидев это, египтяне не осмелились применить копья и стрелы, чтобы не покалечить ни одно священное животное. В результате битва была проиграна. Но несмотря ни на что кошки продолжали обожествляться в Египте вплоть до завоевания страны греками, а чуть позднее римскими легионами.

kot-i-koshka.ru

Как кошке поклонялись? От египетской богини до любимицы Пророка | Животные

Например, в египетской «Книге мёртвых» описывалось, как бог солнца Ра каждую ночь проплывает на своей ладье по подземному Нилу. По пути ему всячески гадит змей ночи Апоп, который старается выпить подземную реку и не дать солнцу взойти. За что Ра, приняв образ рыжего кота, отрезает змеюке голову ножом. Поэтому одно из обращений к богу солнца звучит так: «Ты — великий кот, мститель богов». Возможно, данный миф возник, благодаря кошачьим глазам, способным ярко светиться во тьме. Ра в образе кота убивает змея Апопа.Ра в образе кота убивает змея Апопа.4.bp.blogspot.com

Однако главным кошачьим божеством в Древнем Египте была Баст (или Бастет), которую часто изображали в виде женщины с головой кошки. Дочь Солнца и Луны, она считалась богиней плодородия, радости, женской красоты и домашнего очага. Центр поклонения этой богине был сконцентрирован в храме города Бубастис. Древнегреческий историк Геродот, посетивший в 450 г. до н.э. Египет, был безмерно удивлён размахом поклонения этому, практически незнакомому грекам, животному. Он писал о том, что в Бубастис ежегодно съезжались до 700 тысяч почитателей кошачьей богини.

Статуя египетской богини Баст.Статуя египетской богини Баст.Einsamer Schutze; commons.wikimedia.org

Многочисленных кошек, населявших город, после смерти мумифицировали, из-за чего образовывались обширные кошачьи некрополи с сотнями тысяч мумий. Интересно, что когда в XIX веке пронырливые деляги обнаружили эти захоронения, то, ничтоже сумяшеся, продавали их на… удобрения (пока «эффективных менеджеров» не схватили за руку учёные).

Гибель кошки в Древнем Египте была настоящей трагедией. Если в доме начинался пожар, то в первую очередь спасали не детей (и не сало, как в известном украинском анекдоте), а именно кошку. Если же священная питомица всё-таки умирала, то вся семья носила траур, сбривая брови и подрезая волосы. Диодор Сицилийский писал, что даже во времена страшного голода, когда люди умирали прямо на улицах, ни одному из египтян даже в голову не пришло съесть кошку.

Понятно, что человек, убивший священное животное (осознанно или неосознанно), на пощаду надеяться не мог! Такому злодею обычно сначала отрубали руку, а потом умерщвляли. Незнание местных обычаев не избавляло от народного гнева даже захвативших Египет эллинов.

Диодор Сицилийский:«Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно».

А в Мемфисе толпа египтян чуть было не устроила погром греческого квартала, когда прошёл слух, что кто-то из греков утопил кошку. Бастет и Анубис.Бастет и Анубис.скрин; кадр из к-ф «Бессмертные. Война миров» (2004).

Впрочем, однажды почитание кошек сыграло злую шутку с самими египтянами. В сочинениях древнегреческого писателя Полиэна приводится анекдот о венной хитрости, которую персидский царь Камбиз применил во время безуспешной осады египетского города Пелусия в 525 г. до н.э. Царь отдал своим воинам приказ гнать впереди себя египетских священных животных — ибисов, собак и кошек, олицетворявших богов Тота, Анубиса и Баст. Боязнь совершить святотатство оказалась сильнее страха смерти. Египетские лучники отказались стрелять, и город сдался.

Мусульмане, конечно, кошек не обожествляли, но относились к ним тоже с безмерным уважением (в отличие от «нечистой» собаки).

Традицию подобного отношения заложил не кто иной, как сам пророк Мухаммед, который был известным «кошатником». Хрестоматийной стала история о том, как однажды пророк собирался помолиться, но обнаружил, что любимая белая кошечка Муэзза уснула на широком рукаве его рубашки. Чтобы не будить любимицу, Мухаммеду пришлось отрезать край рукава. Говорят, что именно в память о Муэззе белые кошки стали единственными животными, которым позволено заходить в мечеть.

«Кошатником» был и сподвижник пророка — Абу-Хурайра. Своё имя (точнее, прозвище) — «отец котёнка» — он получил после того, как приютил котят дикой кошки. Впоследствии Абу-Хурайра его подтвердил, подкармливая множество котов, бродивших около мечети. Говорят, что однажды и кошка отплатила мусульманину добром за добро — спасла его от ядовитой змеи.

Не удивительно, что пророк Мухаммед завещал всем правомерным мусульманам заботиться хотя бы об одном бездомном коте.

С особым размахом этот завет воплотил в жизнь султан Бейбарс I, правивший Египтом и Сирией в XIII веке. Он оставил в наследство своим котам целый фруктовый сад в окрестностях Каира. Все доходы от этого сада шли на кошачье пропитание. Статуэтка кошки, инкрустированная золотом и серебром. Иран, XIX век.Статуэтка кошки, инкрустированная золотом и серебром. Иран, XIX век.Fabos; commons.wikimedia.org

Ценили кошек и в Восточной Азии. Недаром в 12-летнем календаре японцев и вьетнамцев один год цикла символизирует кот (в то время как у китайцев на этом месте кролик).

Правда, отношение к кошкам в Азии не было постоянным. Например, в Японии этих животных поначалу любили, но потом неожиданно решили, что они — воплощение демонов. Всё из-за длинного хвоста, похожего на змею. Из-за этого хвосты японским кошкам вплоть до 1602 года старательно купировали. «Четыре кошки в разных позах» Куниёси Утагавы.«Четыре кошки в разных позах» Куниёси Утагавы.Utagawa Kuniyoshi; commons.wikimedia.org

Говорят, что кошек недолюбливал и «великий кормчий» Китая — Мао Цзэдун. И это несмотря на то, что «мао» по-китайски обозначает именно кошку.

Однако самые тёмные годы кошачьей истории пришлись на европейское Средневековье…

shkolazhizni.ru