Богиня древнего египта хатор. Миф о том как Богиня любви Хатор превратилась по приказу Ра в безжалостную Сехметем и немного о пиве
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Боги Древнего Египта. Хатор (Хатхор). Богиня древнего египта хатор


Великая богиня Хатхор

Одной из самых почитаемых богинь древнего Египта является – Хатхор. Могуществу ее нет равных. Богиня часто отождествляется с множеством других высших сил из-за многообразия способностей, которыми она обладает.

Чудеса божественной силы

Богиня Хатхор особо почиталась в древние времена. Именно к ней обращались люди с различными проблемами и ожидали ее благословения. Она символизировала любовь, красоту, музыку, танцы, творчество и плодородие. Женщины обращались к великой покровительнице за женской мудростью. Даже сама Клеопатра не раз обращалась за помощью к божественному существу.

Богиня Хатхор, фото которой изображено ниже, была дочерью бога Ра и олицетворяла небеса и силу жизни. богиня хатхорОна стоит на носу ладьи и разгоняет зло и тьму. В древней мифологии богиня занимала самое почитаемое место среди равных. Она слыла могущественной защитницей женщин и материнства, олицетворением красоты и света. Богиню почитали по всему Египту и приветствовали танцами и пением. Согласно поверьям, женщины, преклонявшие головы перед статуей и просившие любви, в том же году выходили замуж или обретали молодого человека, а тому, кто страдал бесплодием, покровительница дарила ребенка.

Изображение Хатхор

Как ни странно, но вначале богиню представляли в виде божественной коровы. Мифы гласят, что богиня Хатхор, как повелительница всего живого, могла принимать любые образы живой природы. Со временем изображения начали меняться. Люди изображали божественное существо как корову с изогнутыми рогами или в виде женщины с головой коровы. Животное было выбрано из-за сроков беременности, так как у человека и коровы это время практически одинаково.египетская богиня хатхор

Дальше изображения богини стали максимально приближены к человеку, и от коровы у Хатхор остались только изогнутые рога. Между рогов у богини золотой диск Ра, а в руке, как и у большинства богинь, папирусный жезл. Также присутствует минат – это особый предмет культа, обозначающий женское начало. Изображения богини наносили на музыкальные инструменты и обереги для защиты от злых духов. Ее культ также связан со многими деревьями и растениями, такими как финская пальма и сикоморы. Сама же богиня выглядит стройной и привлекательной, как олицетворение любви и радости. Ей часто воспевали песни, употребляя эпитет "золотая".

Храмовый комплекс

Величайший храм в истории Египта, посвященный богине, строился 200 лет. Полностью храм смогли откапать только в 19 веке. До настоящего момента ученые уверены, что под массивным сооружением таится еще одно святилище, более древнее. Храм стал настоящим центром жизни нескольких исторических периодов. Внутри это - очень просторный зал с 24 колоннами по периметру. В верхней части храма можно увидеть карту звездного неба. богиня хатхор фотоПодземная же его часть хранит много тайн и неизведанных мест. Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению, одни уверены, что в древние времена уже существовало электричество и лампочки, другие же уверенны, что раньше были другие секреты освещения. Но представить, что люди находились в кромешной темноте без источников света, просто невозможно. Согласно исследованиям на стенах и потолке храма не замечено следов от факелов, а на настенных изображениях видно, как люди пользовались шарообразными источниками света, что натолкнуло ученых на различные гипотезы. В храме также были найдены сокровища и атрибуты для различных обрядов и ритуалов.

Почитание богини в наши дни

Независимо от обстоятельств и смены религиозных интересов, ежегодно к храму богини приходят почитатели древних культов и верующие люди со всего мира. В основном, чтобы преклониться перед статуей и попросить удачи в любовных отношениях и сохранении брака.богиня хатхор изображения

Женщины преклоняют колени у ворот знаменитого храма, прося подарить им дитя. Считается, что храм богини является мощнейшим энергетическим источником. Согласно впечатлениям людей, проводившим время в зоне святилища, организм человека приобретает неведомый энергетический запас, умиротворение и просветление. Чудодейственным является не только сам комплекс, но и ворота рядом с ним. Говорят, если взяться за ворота и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Век поклонения древним богам прошел, но египетская богиня Хатхор, изображения которой можно встретить в храме, всегда слушает своих почитателей и всегда помогает нуждающимся.

fb.ru

Богиня Хатор - мать всего живого

Египетская мифология – это огромный интереснейший пласт в истории развития всей культуры в целом, который до сих пор не удалось досконально изучить. Ученые постоянно находят все новые и новые подробности развития египетской цивилизации, делают открытия и пополняют пантеон богов новыми «персонажами». Однако всем исследователям давно известны основные, главные боги, среди них и египетская богиня Хатор, или Хатхор. О ней следует рассказать поподробнее, так она является достаточно интересной богиней Древнего Египта.

Богиня Хатор

Богиня неба, солнца, красоты, женственности, а также веселья - все это Хатор. Она считалась дочерью верховного бога Ра и супругой Хора, родившей от него Солнце. Однако интересно, если богиня Хатор – дочь бога Солнца Ра, как же она тогда родила Солнце, если оно существовало еще до ее появления на божественный «свет»? По этому поводу существует много споров, в итоге исследователи пришли к выводу, что она, быть может, и не мать Ра, а его жена. Правда это или нет, мы, увы, никогда уже не узнаем.

Богиня хатор

Так как древние люди пытались найти объяснения, пускай даже самые нелепые, для любых природных явлений, а также предметов, существующих на этом свете, они объясняли наличие Млечного пути молоком Хатор, которая часто выступала в образе небесной коровы. Почему именно корова? В Египте с давних времен это животное являлось священным, оно символизировало начало новой жизни, саму природу и даже красоту.

Что обозначает имя богини?

Имя богини с египетского обозначает либо «дома», либо «Гор» (бог солнца), но все же историки склоняются к тому, что «хатор» - дом Гора. Доказательством этому служат рисунки, найденные при раскопках. На них изображалась гора, а на ее вершине дом, в котором обитает сокол Гор. Именно с этого момента ученые начали задумываться о том, а не женой ли бога Ра была богиня Хатор и не ее ли сыном был бог Солнца Гор? Наверное, так оно и было, ведь тогда все снова встает на свои места.

По другим источникам имя божества означает «небо», этот факт подтверждается связью богини с небом, Солнцем и Млечным путем. Вообще, древние египтяне все непонятные процессы, происходящие на небе, часто связывали именно с богиней Хатхор.

богиня хатор фото

Внешний вид Хатхор

Самой красивой среди египетских богинь всегда была богиня Хатор. Описание рассказывает нам о том, что она изображалась в виде красивой стройной женщины с рогами на голове, позднее они трансформировались в корону, между двумя частями которой находился круг, наверняка он символизировал солнечный диск. Время от времени на рисунках и фресках появлялась Хатхор с ушами и рогами коровы, в работах же некоторых авторов она вообще имела облик обычной среднестатистической коровы.

Очень часто случалось так, что божество в виде женщины с рогами изображалось рядом с коровой, но это уже поздние фрески. Интересно, что египтяне не завидовали грекам и их вере, ведь у них была своя Афродита - богиня Хатор. Фото не передадут того, что чувствовали верующие люди к Хатор, но все-таки видно, что сравнения с Афродитой не беспочвенны.

Неудивительно, что иногда она была изображена в виде львицы, так как существует одна легенда о Хатхор-Сехмет. Она гласит о том, что изначально Ра жил среди людей, но состарился и проговорился о том, что все это время боялся людей и боится до сих пор. Люди же, недолго думая, пошли войной на своего владыку. богиня хатор описаниеКак ни пытался Ра испепелять их, не получалось справиться с разъяренной толпой. Тогда Геб предложил Хатхор превратиться в Сехмет – богиню-львицу и истреблять людей. Богине так понравилось убивать, что она больше не хотела перевоплощаться обратно. Тогда Ра пошел на хитрость. Он выключил Солнце, Сехмет уснула, а боги приготовили ей пиво и добавили в него краситель цвета крови. Львица проснулась и выпила пиво, приняв его за кровь. Опьянев, она снова превратилась в Хатор.

Символ Хатор

Главный атрибут богини – систр. Этот музыкальный инструмент являлся защитой от злых духов, именно поэтому его изображения использовали в качестве оберегов. Почему именно музыкальный инструмент – неизвестно, известно лишь, что ее сыном был бог музыки Ихи. Да и в некоторых областях Древнего Египта богиня Хатор сама считалась покровительницей музыкантов.

египетская богиня хатор

В позднее время культовым символом Хатхор считался специальный столб с двумя коровьими голова на конце, так как богиня считалась олицетворением двойственной женской души.

fb.ru

Миф о том как Богиня любви Хатор превратилась по приказу Ра в безжалостную Сехметем и немного о пиве: nastya_maks

В дополнению ко вчерашнему рассказу о Хатхор и сегодняшнему о Сехмет, хотелось бы поподробнее остановиться на их связи и рассказать о мифе, в котором  древнеегипетская богиня любви Хатхор, вдруг превращается в безжалостную и воинственную Сехмет.Хатор, как и большинству богов Египта, многолика. В далекой древности она была преимущественно богиней неба, изображая женщину с головой коровы, между рогов которой помещался солнечный диск. Таков был вариант мифа о небесной корове, рождающей Солнце. Но ее называли также дочерью Ра. А как свидетельствует ее имя, она была женой Хора (Гора). В то же время она почиталась порой как Око Гора, или Око Ра. В качестве Ока Ра она отождествлялась с Тефнут, богиней влаги (утреннее Око Ра, приносящее росу?), с Сехмет – богиней войны и палящего Солнца (жаркое полуденное Око Ра?). В таком случае можно предположить, что Хатор была вечерним Оком Ра (подобное триединство божеств достаточно распространено в египетской мифологии).

Чаще всего Хатор (подобно двум другим ее образам) почиталась в виде женщины с львиной головой. Пожалуй, именно в таком виде она истребляла людей… Впрочем, об этом имеет смысл рассказать подробно.

В одном из древних мифов о состарившемся одряхлевшем Ра, против которого люди замыслили недоброе, боги посоветовали своему владыке: «Да пойдет Око твое и да поразит оно для тебя замышляющих злое… и да сойдет оно в образе Хатор».

И пошла богиня, и поразила она людей в пустыне. Сказало величество бога этого: «Иди в мире, Хатор, ибо ты сделала то [для чего я послал тебя]».

Сказала богиня эта: «Жив ты, победила я людей, и сладостно это для сердца моего».

Сказал его величество Ра: «Могуч я». И возникло имя Сехмет». Сделаем отступление. Вера в магическую силу слова в данном случае соединяется с игрой слов: «сехмет» означает «могучий». Так не только материализуется, но уже само звучание, невольный каламбур чудесным образом реализуется. И то, что сказал Ра о себе, становится качеством и именем богини: Хатор Сехмет.

Слово сказано, и богиня, почувствовав свою необычайную силу, принялась убивать людей. Однако Ра уже удовлетворился местью, и в душе его проснулась жалость к людям. Он приказал принести ему побольше красного камня «диди» (охры?), а также приготовить побольше пива. Растертый красный камень бросили в пиво, и оно стало подобным крови.

Было приготовлено 7000 сосудов с пивом. осмотрел на них его величество Ра и сказал: «О как прекрасны они. Я спасу ими людей».

Сказал Ра: «Отнесите их в место, где она хочет убить там людей».

Его величество царь Верхнего и Нижнего Египта Ра поднялся рано в красотах ночи, чтоб дать вылить жидкость этих сосудов.

И были полны поля влагой до четырех мер (в высоту)…

Утром пришла эта богиня и нашла все залитым. И было лицо ее радостным там. И пила она, и сладостно было это сердцу ее. И пошла она пьяная и не узнала людей.

И сказал Ра богине этой:

«Иди в мире, о богиня могучая».Таков миф. Он наводит на размышления. В бытовом плане мы узнаём, что богиня не просто любила пиво, но и упивалась допьяна, да так, что переставала узнавать людей. Ясно, что подобные случаи происходили не только с богинями или богами, но и с людьми.Более того, пьянство, судя по всему, не считалось чем то постыдным. Ведь пьяные египтяне и египтянки, согласно свидетельству данного мифа (его связь с действительностью вряд ли можно отрицать), становились добрее и забывали даже о своих злых замыслах. Во всяком случае, хочется верить, что было именно так.

Есть у мифа и естественнонаучный аспект. В нем говорится – в аллегорической форме – о крупном наводнении в долине Нила. Мифы о потопах вообще очень характерны для самых разных племен и народов, обитающих в Евразии, Америке, Австралии. Наименее распространены они в Африке. В тех регионах, где наводнения были особенно сильны, например в Двуречье, возникали предания о всемирном потопе (одно из них вошло в Библию).Основная область водного питания Нила лежит в экваториальной зоне, где распространены тропические леса, саванны и озера. Это обеспечивает реке относительную стабильность и сравнительно небольшие, верней некатастрофические, наводнения в период дождей. Как мы знаем, подобные регулярные разливы являются залогом плодородия полей. О каком же тогда потопе, особенно сильном, да еще с красной водой, может идти речь?Об этом нетрудно догадаться. Дело в том, что южная половина Белого Нила – основного водного потока – расположена в зоне широкого распространения красноземов. Пять шесть тысячелетий назад на месте нынешних пустынь и полупустынь этого района находились саванны, а на месте нынешних саванн – леса. Охотники, а затем скотоводы кочевники и первые земледельцы стали активно выжигать и вырубать леса и примитивными способами обрабатывать почву. В результате началась эрозия земель. Во время сильных дождей красные почвы размывались и в огромном количестве поступали главным образом в Белый Нил от его левых притоков, большинство из которых позже превратились в сухие долины.Это явление и наблюдали древние египтяне, сочинив по такому случаю историю с окраской пива в красный цвет и мощном наводнении. Возможно даже, что легенда возникла не сразу, а в первое время люди передавали сведения о сильных наводнениях с необычной красноватой водой. Постепенно подобные явления случались все реже и, наконец, прекратились вовсе: пустыни и полупустыни взяли свое, притоки Нила стали маловодными. Расширение опустыненных земель в Сахаре привело к тому, что в этом регионе климат стал значительно суше. Теперь уже «красные разливы» Нила остались только в преданиях.Изменилось к тому времени и отношение к богине Хатор. Если когда то катастрофические нильские «потопы» приносили бедствия жителям долины, то нормальные периодические наводнения оставались благом. Хатор превратилась в покровительницу деревьев (она принимала образ финиковой пальмы, сикоморы) и дарующую плодородие богиню любви, музыки и пляски, веселья (как видим, не только на Руси веселье было связано и с питием).

Важную роль играла Хатор и в царстве мертвых, встречая души умерших и одаряя их животворной влагой. Ее атрибутом был музыкальный инструмент, изображения которого из сердолика, красного камня или фаянса носили как амулет, приносящий удачу.

В конце Нового царства Хатор стали отождествлять с Исидой, а древние греки – с Афродитой.

nastya-maks.livejournal.com

ХАТОР (ХАТХОР). 100 великих богов

ХАТОР (ХАТХОР)

Эта богиня, подобно большинству богов Египта, многолика. В далекой древности она была преимущественно богиней неба, изображая женщину с головой коровы, между рогов которой помещался солнечный диск. Таков был вариант мифа о небесной корове, рождающей Солнце. Но ее называли также дочерью Ра. А как свидетельствует ее имя, она была женой Хора (Гора). В то же время она почиталась порой как Око Гора, или Око Ра. В качестве Ока Ра она отождествлялась с Тефнут, богиней влаги (утреннее Око Ра, приносящее росу?), с Сехмет — богиней войны и палящего Солнца (жаркое полуденное Око Ра?). В таком случае можно предположить, что Хатор была вечерним Оком Ра (подобное триединство божеств достаточно распространено в египетской мифологии).

Чаще всего Хатор (подобно двум другим ее образам) почиталась в виде женщины с львиной головой. Пожалуй, именно в таком виде она истребляла людей… Впрочем, об этом имеет смысл рассказать подробно.

В одном из древних мифов о состарившемся одряхлевшем Ра, против которого люди замыслили недоброе (на этот миф мы уже ссылались, говоря о Нуне и Ра), боги посоветовали своему владыке: «Да пойдет Око твое и да поразит оно для тебя замышляющих злое… и да сойдет оно в образе Хатор».

И пошла богиня, и поразила она людей в пустыне. Сказало величество бога этого: «Иди в мире, Хатор, ибо ты сделала то [для чего я послал тебя]».

Сказала богиня эта: «Жив ты, победила я людей, и сладостно это для сердца моего».

Сказал его величество Ра: «Могуч я». И возникло имя Сехмет». Сделаем отступление. Вера в магическую силу слова в данном случае соединяется с игрой слов: «сехмет» означает «могучий». Так не только материализуется, но уже само звучание, невольный каламбур чудесным образом реализуется. И то, что сказал Ра о себе, становится качеством и именем богини: Хатор-Сехмет.

Слово сказано, и богиня, почувствовав свою необычайную силу, принялась убивать людей. Однако Ра уже удовлетворился местью, и в душе его проснулась жалость к людям. Он приказал принести ему побольше красного камня «диди» (охры?), а также приготовить побольше пива. Растертый красный камень бросили в пиво, и оно стало подобным крови.

Было приготовлено 7000 сосудов с пивом. Посмотрел на них его величество Ра и сказал: «О как прекрасны они. Я спасу ими людей».

Сказал Ра: «Отнесите их в место, где она хочет убить там людей».

Его величество царь Верхнего и Нижнего Египта Ра поднялся рано в красотах ночи, чтоб дать вылить жидкость этих сосудов.

И были полны поля влагой до четырех мер (в высоту)…

Утром пришла эта богиня и нашла все залитым. И было лицо ее радостным там. И пила она, и сладостно было это сердцу ее. И пошла она пьяная и не узнала людей.

И сказал Ра богине этой:

«Иди в мире, о богиня могучая».

Таков миф. Он наводит на размышления. В бытовом плане мы узнаём, что богиня не просто любила пиво, но и упивалась допьяна, да так, что переставала узнавать людей. Ясно, что подобные случаи происходили не только с богинями или богами, но и с людьми.

Более того, пьянство, судя по всему, не считалось чем-то постыдным. Ведь пьяные египтяне и египтянки, согласно свидетельству данного мифа (его связь с действительностью вряд ли можно отрицать), становились добрее и забывали даже о своих злых замыслах. Во всяком случае, хочется верить, что было именно так.

Есть у мифа и естественнонаучный аспект. В нем говорится — в аллегорической форме — о крупном наводнении в долине Нила. Мифы о потопах вообще очень характерны для самых разных племен и народов, обитающих в Евразии, Америке, Австралии. Наименее распространены они в Африке. В тех регионах, где наводнения были особенно сильны, например в Двуречье, возникали предания о всемирном потопе (одно из них вошло в Библию).

Основная область водного питания Нила лежит в экваториальной зоне, где распространены тропические леса, саванны и озера. Это обеспечивает реке относительную стабильность и сравнительно небольшие, верней некатастрофические, наводнения в период дождей. Как мы знаем, подобные регулярные разливы являются залогом плодородия полей. О каком же тогда потопе, особенно сильном, да еще с красной водой, может идти речь?

Об этом нетрудно догадаться. Дело в том, что южная половина Белого Нила — основного водного потока — расположена в зоне широкого распространения красноземов. Пять-шесть тысячелетий назад на месте нынешних пустынь и полупустынь этого района находились саванны, а на месте нынешних саванн — леса. Охотники, а затем скотоводы-кочевники и первые земледельцы стали активно выжигать и вырубать леса и примитивными способами обрабатывать почву. В результате началась эрозия земель. Во время сильных дождей красные почвы размывались и в огромном количестве поступали главным образом в Белый Нил от его левых притоков, большинство из которых позже превратились в сухие долины.

Это явление и наблюдали древние египтяне, сочинив по такому случаю историю с окраской пива в красный цвет и мощном наводнении. Возможно даже, что легенда возникла не сразу, а в первое время люди передавали сведения о сильных наводнениях с необычной красноватой водой. Постепенно подобные явления случались все реже и, наконец, прекратились вовсе: пустыни и полупустыни взяли свое, притоки Нила стали маловодными. Расширение опустыненных земель в Сахаре привело к тому, что в этом регионе климат стал значительно суше. Теперь уже «красные разливы» Нила остались только в преданиях.

Изменилось к тому времени и отношение к богине Хатор. Если когда-то катастрофические нильские «потопы» приносили бедствия жителям долины, то нормальные периодические наводнения оставались благом. Хатор превратилась в покровительницу деревьев (она принимала образ финиковой пальмы, сикоморы) и дарующую плодородие богиню любви, музыки и пляски, веселья (как видим, не только на Руси веселье было связано и с питием).

Важную роль играла Хатор и в царстве мертвых, встречая души умерших и одаряя их животворной влагой. Ее атрибутом был музыкальный инструмент, изображения которого из сердолика, красного камня или фаянса носили как амулет, приносящий удачу.

В конце Нового царства Хатор стали отождествлять с Исидой, а древние греки — с Афродитой.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Боги Древнего Египта. Хатор (Хатхор)

Боги Древнего Египта. Хатор (Хатхор)

     Эта богиня, подобно большинству богов Египта, многолика. В Далекой древности она была преимущественно богиней неба, изображая женщину с головой коровы, между рогов которой помечался солнечный диск. 

Хатор

   Таков был вариант мифа о небесной корове, рождающей Солнце. Но ее называли также дочерью Ра. А как свидетельствует ее имя, она была женой Хора (Гора). В то же время она почиталась порой как Око Гора, или Око Ра.

    В качестве Ока Ра она отождествлялась с Тефнут, богиней влаги (утреннее Око Ра, приносящее росу?), с Сехмет - богиней войны и палящего Солнца (жаркое полуденное Око Ра?). В таком случае можно предположить, что Хатор была вечерним Оком Ра (подобное триединство божеств достаточно распространено в египетской мифологии). 

Хатор

   Чаще всего Хатор (подобно двум другим ее образам) почиталась в виде женщины с львиной головой. Пожалуй, именно в таком виде она истребляла людей... Впрочем, об этом имеет смысл рассказать подробно. 

   В одном из древних мифов о состарившемся одряхлевшем Ра, против которого люди замыслили недоброе (на этот миф мы уже ссылались, говоря о Нуне и Ра), боги посоветовали своему владыке: «Да пойдет Око твое и да поразит оно для тебя замышляющих злое... и да сойдет оно в образе Хатор». 

   И пошла богиня, и поразила она людей в пустыне. Сказало величество бога этого: «Иди в мире, Хатор, ибо ты сделала то [для чего я послал тебя]». 

   Сказала богиня эта: «Жив ты, победила я людей, и сладостно это для сердца моего». 

Сказал его величество Ра: «Могуч я». И возникло имя Сехмет». Сделаем отступление. Вера в магическую силу слова в данном случае соединяется с игрой слов: «сехмет» означает «могучий». Так не только материализуется, но уже само звучание, невольный каламбур чудесным образом реализуется. И то, что сказал Ра о себе, становится качеством и именем богини: Хатор-Сехмет. 

   Слово сказано, и богиня, почувствовав свою необычайную силу, принялась убивать людей. Однако Ра уже удовлетворился местью, и в душе его проснулась жалость к людям. Он приказал принести ему побольше красного камня «диди» (охры?), а также приготовить побольше пива. Растертый красный камень бросили в пиво, и оно стало подобным крови. 

   Было приготовлено 7000 сосудов с пивом. Посмотрел на них его величество Ра и сказал: «О как прекрасны они. Я спасу ими людей». 

   Сказал Ра: «Отнесите их в место, где она хочет убить там людей». 

Его величество царь Верхнего и Нижнего Египта Ра поднялся рано в красотах ночи, чтоб дать вылить жидкость этих сосудов. 

   И были полны поля влагой до четырех мер (в высоту)... 

Утром пришла эта богиня и нашла все залитым. И было лицо ее радостным там. И пила она, и сладостно было это сердцу ее. И пошла она пьяная и не узнала людей. 

И сказал Ра богине этой: «Иди в мире, о богиня могучая». 

   Таков миф. Он наводит на размышления. В бытовом плане мы узнаём, что богиня не просто любила пиво, но и упивалась допьяна, да так, что переставала узнавать людей. Ясно, что подобные случаи происходили не только с богинями или богами, но и с людьми. 

   Более того, пьянство, судя по всему, не считалось чем-то постыдным. Ведь пьяные египтяне и египтянки, согласно свидетельству данного мифа (его связь с действительностью вряд ли можно отрицать), становились добрее и забывали даже о своих злых замыслах. Во всяком случае, хочется верить, что было именно так. 

   Есть у мифа и естественнонаучный аспект. В нем говорится - в аллегорической форме - о крупном наводнении в долине Нила. Мифы о потопах вообще очень характерны для самых разных племен и народов, обитающих в Евразии, Америке, Австралии. Наименее распространены они в Африке. В тех регионах, где наводнения были особенно сильны, например в Двуречье, возникали предания о всемирном потопе (одно из них вошло в Библию). 

   Основная область водного питания Нила лежит в экваториальной зоне, где распространены тропические леса, саванны и озера. Это обеспечивает реке относительную стабильность и сравнительно небольшие, верней не катастрофические, наводнения в период Дождей. Как мы знаем, подобные регулярные разливы являются залогом плодородия полей. О каком же тогда потопе, особенно сильном, да еще с красной водой, может идти речь? 

   Об этом нетрудно догадаться. Дело в том, что южная половина Белого Нила - основного водного потока - расположена в зоне Широкого распространения красноземов. Пять-шесть тысячелетий Назад на месте нынешних пустынь и полупустынь этого района находились саванны, а на месте нынешних саванн - леса. Охотники, а затем скотоводы-кочевники и первые земледельцы стали активно выжигать и вырубать леса и примитивными способами обрабатывать почву. В результате началась эрозия земель. Во время сильных дождей красные почвы размывались и в огромном количестве поступали главным образом в Белый Нил от его левых притоков, большинство из которых позже превратились в сухие долины. 

   Это явление и наблюдали древние египтяне, сочинив по такому случаю историю с окраской пива в красный цвет и мощном наводнении. Возможно даже, что легенда возникла не сразу, а в первое время люди передавали сведения о сильных наводнениях с необычной красноватой водой. Постепенно подобные явления случались все реже и, наконец, прекратились вовсе: пустыни и полупустыни взяли свое, притоки Нила стали маловодными. Расширение опустыненных земель в Сахаре привело к тому, что в этом регионе климат стал значительно суше. Теперь уже «красные разливы» Нила остались только в преданиях. 

   Изменилось к тому времени и отношение к богине Хатор. Если когда-то катастрофические нильские «потопы» приносили бедствия жителям долины, то нормальные периодические наводнения оставались благом. Хатор превратилась в покровительницу деревьев (она принимала образ финиковой пальмы, сикоморы) и дарующую плодородие богиню любви, музыки и пляски, веселья (как видим, не только на Руси веселье было связано и с питием). 

   Важную роль играла Хатор и в царстве мертвых, встречая души умерших и одаряя их животворной влагой. Ее атрибутом был музыкальный инструмент, изображения которого из сердолика, красного камня или фаянса носили как амулет, приносящий удачу. В конце Нового царства Хатор стали отождествлять с Исидой, адревние греки - с Афродитой. 

     Понравилась статья? Оставьте Ваш комментарий или поделитесь статьей в социальных сетях.

                                                          И будет Вам счастье!

secretworlds.ru

Мифология - Египетская мифология: Хатхор

Египетская мифология, богиня Хатхор.Почитание богини Хатхор первоначально существовало в  XXII номе Верхнего Египта, 6,7 и 10 номах Среднего и в третьем номе Нижнего Египта.  Ее имя означает «Дом Гора», т. е. неба, как обиталища солнечного бога. Она изображалась в виде коровы или женщины с коровьими рогами и солнечным диском между ними. В «Текстах пирамид» она выступает даже как мать Хора (Гора), хотя впоследствии в гелиопольской космогонии ее вытеснила в этой роли Исида. Тем не менее, Хатхор оставалась одной из самых популярных богинь, и отождествление с ней сулило локальным «владычицам» возвышение их культов. Обладающая эпитетом «Око Ра», она отождествлялась с Тефнут, Сехмет, Исидой, Нейт, Баст и др.  В то же время эта богиня выступала богиней любви с эпитетом «Золотая», веселья, музыки, танцев и пирушек («владычица опьянения»). Ее связь с числом семь("семь Хатхор") по одному из мнений соотносило с богиней созвездие Большой Медведицы (семь священных коров) и Полярную - быка, по другому "семь Хатхор", являвшиеся чтобы предсказать судьбу новорожденного," были Плеядами, которые у ряда других народов являются созвездием человеческой судьбы (особенно зловещей судьбы), а также предсказателями урожая". В этом случае  выражение "семь Хатхор с их быком" означает их связь с созвездием Тельца, поскольку Плеяды являются  частью этого зодиакального созвездия. «Семь Хатхор» было распространенным в египетском фольклоре образом Хатхор как богини-предсказательницы судьбы». Также как и Нут, Хатхор считалась владычицей неба, но «только той его части, где Солнце восходит». 

 

Египетская мифология, богиня Хатхор.Уже в эпоху Раннего царства ее культ проникает за пределы страны – она считалась покровительницей путешествующих египтян: экспедиций на Синай («владычица бирюзы»), в Пунт и Нубию. Ладья, на которой знатный египтянин отправлялся в паломничество в Абидос, где, как считалось, была захоронена голова Осириса, была оснащена  «двумя большими рулевыми веслами из раскрашенного дерева, заканчивавшимися резной головой Хатхор – владычицы далеких стран и покровительницы путешественников".  В городе Дендера, название которого, возможно, связано с одним из названий Египта – Тан-та-рер («Земля гиппопотамов»), находился знаменитый храм, посвященный богине Хатхор, в котором  были обнаружены знаменитые Дендерские зодиаки. «Культ Хатхор, «владычицы Дендеры», восходит к глубокой древности, ко временам «служителей Гора»... т. е. к эпохе, предшествующей объединению Египта».  Ее культовым символом был круглый столб, с которого глядят вниз две коровьи головы, в Дендере – две женские головы с коровьими ушами.

В Фивах Хатхор в облике коровы почиталась как богиня мертвых. Считалось, что она охраняла от власти тьмы и умирающие желали «быть в свите Хатхор». Благословение Хатхор выражалось в пении и плясках, что объясняло присутствие изображений плясок в погребальных сооружениях: «Английский археолог Мэс сообщает, что проводя раскопки неподалеку от современного кладбища, он наблюдал, как спустя некоторое время после погребения на могилу являлась группа женщин с бубнами и красными платками, они образовывали круг и танцевали под определенную мелодию. Мэс усматривает в этом пережиток глубокой древности».  В Верхнем Египте на острове  Филэ "наряду с храмом богини Исиды существовал храм в честь богини Хатхор; богослужение в нем сопровождалось ночным пением и плясками".  В ритуальных текстах Хатхор в образе коровы  появляется из зарослей папируса, «когда нежный, мелодичный перезвон их стеблей, колеблемых рукой покойного, подобно серебряным нитям систра, призывает богиню». В изображениях Нового царства она предстает перед умершим в образе «божественной коровы, с головой и рогами, увитыми метелками папируса». 

Египетская мифология, богиня Хатхор.В разных местах и в разное время Хатхор, как уже сказано,  отождествлялась с другими «владычицами городов». Широко был известен миф, в котором богиня в качестве  «Ока Ра»,  выступала в образе львицы.  Эта история известна как «Сказание о возвращении Хатхор-Тефнут из Нубии». Содержание демотической версии сводилось к тому, как разгневанная в ссоре со своим отцом, богом солнца  Ра, Хатхор-Тефнут в облике  свирепой львицы покинула Египет и удалилась в Нубию. Соскучившийся по дочери Ра, отправил Тота и Шу разыскать и вернуть богиню домой. Увещеваниями и обещаниями построить храм в честь богини, приносить ей ежедневные жертвы и совершать винные возлияния вином, которым Тот в подтверждение своих слов угостил Хатхор-Тефнут, посланцам удается добиться согласия богини на возвращение, и  веселый караван  прибывает сперва  в Филэ, потом в Ком-Омбо, Эдфу, Эсне и, наконец, Дендеру. Заключительным актом возвращения богини становится ее брак с Шу. В целом праздник носил оргиастический характер и сопровождался необузданным весельем.

В другом сказании Хатхор-Сохмет, «Око Ра», в образе кровожадной львицы жестоко расправляется с людьми, «замыслившими злые дела против бога».  Богиня начинает истреблять людей, упиваясь их кровью. Наконец это истребление принимает такой размах, что сам Ра собирает совет богов, чтобы решить, каким образом спасти оставшихся  от расправы. Совет решает примешать к огромному количеству свежесваренного  ячменного пива порошок из красного минерала, который придаст напитку цвет крови. Этим пивом ночью заливают поля, а наутро Сохмет  выпивает эту «кровь», пьянеет и забывает о своем желании истребить оставшихся в живых людей. Это миф, известный как "Книга Коровы", записан на стенах гробниц фараонов XVIII, XIX и XX династий, Впервые он был обнаружен на стенах гробниц Сети I и Рамсеса III. Рядом с записью находилось изображение небесной коровы.

Египетская мифология, богиня Хатхор.Одним из  наиболее частых атрибутов богини был систр - инструмент в виде трещотки, зеркало и тамбурин. Ее священным деревом в Верхнем Египте была акация, в Мемфисе  - сикомора и богиня называлась Небт-Нехт, «владычица сикоморы», а  в Нижнем Египте – финиковая пальма. «Уже в изречении "Текста пирамид" встречается обращение к "мировой сикоморе" как к молодой женщине». Древняя сикомора как  прообраз священного дерева встречается  «в виде обуглившихся остатков ветвей или ствола, лишенного сердцевины». В ряде изображений содержится намек на ее первообраз и связь с огнем, когда молния превратила цветущее дерево в обуглившийся остов». Мы видим богиню выходящей из обуглившегося ствола и  орошающей землю. В акте творения присутствует образ дерева, «которое существовало изначально, доросло до колоссальных размеров, так что корни его  погрузились в первозданную водную стихию nwn, а вершина достигла неба». Наиболее подходящим аналогом этого мирового древа была сикомора, дерево «с самыми раскидистыми в Египте ветвями».  

Само небо в ранней концепции описывалось как «громадное дерево, осеняющее землю, звезды – плоды или листья, свисающие с его ветвей». Оно исчезало утром, когда бог-солнце поднимался из его листьев, и появлялось вечером, раскидывая свои ветви над миром. Несмотря на то, что архетипом священной сикоморы был обугленный ствол,  чаще всего она была представлена деревом с пышной кроной и плодами, из ствола которой «выходят две богини» – Хатхор и Нут. Обе богини олицетворяли небесную сферу, но Хатхор изображалась чаще, поскольку была причастна  и земле, и небу. «Появляясь в зарослях папируса и выкармливая своим молоком фараонов, она наделяла их тем самым божественным покровительством». Название сикоморы буквально означает «защитная тень», и, таким образом, символика дерева и символическое осмысление культа богини были взаимосвязаны.  Богиня оказывала покровительство и давала свою защиту как живым, так и мертвым. Умерший фараон должен был переплыть на восточную сторону неба, где растут две сикоморы – деревья жизни и бессмертия. Там его ожидало возрождение, после чего он мог  взойти на ладью Ра.

 

 

Использованные материалы:

  1. Уоллис Бадж. Египетская религия. Египетская магия;
  2. Н.В. Мамуна. Зодиак мистерий.
  3. М.А. Коростовцев. Религия Древнего Египта;
  4. Н.А. Померанцева. Эстетические основы искусства Древнего Египта.

 

www.a700.ru

Богиня Хатхор, Хотхор - Древний Египет

Дата создания: 05.05.2010, изменено: 13.01.2012, общий рейтинг: 4.455

Хатхор, или Хатор, Хотхор («дом Гора», то есть «небо») — в египетской мифологии богиня неба, любви, женственности и красоты, а также супруга Хора. Первоначально считалась дочерью Ра.

В древнейший период Хатхор почиталась как небесная корова, родившая солнце. Фактически она была персонификацией Млечного Пути, представлявшегося древним египтянам в качестве молока небесной коровы. Хатхор почиталась в образе небесной коровы, перевозящей Ра, ещё со времён II династии, хотя целый ряд свидетельств указывает на то, что этот культ существовал уже при Царе Скорпионе. Отсюда следовала и последующая традиция её изображения в образе привлекательной женщины с рогами (позже превращёнными в своеобразную корону) и иногда ушами коровы, однако в некоторых местностях богиня сохранила облик коровы (одной из ипостасей Хатхор была корова Мехурет).

Фетишами Хатхор являлись столб, увенчанный двуликой головой богини с коровьими ушами (в ранний период — головой коровы), и малахит. Основным центром культа Хатхор был город Дендера (отсюда и её эпитет — «владычица Дендеры»), но почитание Хатхор было распространено по всему Египту, а также в Нубии, Библосе, Пунте, на Синае. В поздние периоды египетской истории она отождествлялась с богинями любви и красоты других народов, в частности, с греческой Афродитой и месопотамской Иштар.

В мифологической традциии Хатхор являлась женой Гора Бехдетского и матерью Гopa-Сематауи,но в некоторых городах почиталась как жена Ра,а также четырёх других детей Гора (в Мемфисе в роли её мужа иногда выступал Птах). С ней отождествляли некоторых других богинь египетского пантеона — Ихет, Мугп, Нут. С возвышением культа Ра Хатхор стала считаться его дочерью, солнечным Оком, тождественным дочерям Ра Сехмет и Тефнут, что вызвало и недолгий период поклонения ей в образе львицы. В этом качестве Хатхор занимает место центрального персонажа мифов о приносящем весну возвращении солнечного Ока (Тефнут-Хатор) из Нубии, а также об истреблении людей в наказание за их грехи по приказу Ра его Оком (Сехмет-Хатор). В мифе об истреблении людей Ра отправляет Сехмет-Хатхор наказать людей, прекративших повиновение богам, однако богиня демонстрирует неуправляемую жестокость, и верховный бог решает спасти человеческий род, напоив на следующий день «Своё Око» вином.

Как и Гор, Хатхор почиталась в роли защитницы фараона, даровавшей плодородие, а также выступала в качестве богини-матери (подобно супруге Амона Мут). С Хатхор был связан культ деревьев — финиковой пальмы, сикоморы (считалось, что их образ может принимать богиня). Выступая из ветвей сикоморы загробного мира, Хатхор поит души умерших живительной влагой. Кроме того, с Хатхор отождествлялась воплощавшаяся в акации богиня Иусат.

Хатхор почиталась также и как богиня любви, веселья, музыки, пляски (её атрибутом был музыкальный инструмент систр, изображения которого часто носили в качестве амулета, охраняющего от злых духов). Один из распространённых её эпитетов — «золотая». В Дендере сыном Хатхор и Гора Бехдетского считался бог музыки Ихи.

Древние греки отождествляли Хатхор с Афродитой. Хатхор считалась связанной с заупокойным культом, в религиозной традиции она вместе с богиней Таурт встречала умерших на пороге подземного царства. Как «владычица прекрасного запада» в период Нового царства отождествлялась с Аментет. В поздний период Хатхор отождествлялась с Исидой, а также Таурт, Нейт, Баст, Небтуи, Кудшу.

svr.su