Бог термин в древнем риме. Почему мы так говорим? Боги Древнего Рима в современном языке
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Научно-популярный портал "Нечто". Бог термин в древнем риме


Термин | Боги римской мифологии

Назад к разделу

Термин

Термин — у древних римлян божество границ, под покровительством которого состояли пограничные камни и столбы, считавшиеся священными.

 

Введение и упорядочение культа Термина приписывается преданием Титу Тацию, освятившему пограничный камень на Капитолии, и Нуме, учредителю Терминалий, которые праздновались в конце древнеримского года. В связи с этим Нуме приписывается разделение области на участки, состоявшие из совокупности посёлков и дворов и объединённые общим управлением и культом. При этом было установлено, что тот, кто выкопает пограничный камень, вместе с волами подлежит проклятию. Формула этого установления сохранилась до нашего времени в обломках найденной в мае 1899 года на форуме надписи, принадлежащей к древнейшим остаткам латинского языка. Культ Термина на Капитолии, согласно легенде, существовал до построения капитолийского храма Юпитера. Наряду с Капитолийским Термином существовал ещё исконный римский Термин, изображение которого находилось на форуме. При постановке пограничных камней соблюдались обряды.

 

Прежде всего, камни ставились близ ям, в которые их предстояло опустить, натирались мазью и украшались повязками и венками. Затем в ямах приносились и сожигались жертвы. Дно ям орошалось кровью жертвенных животных и усыпалось курительными веществами и полевыми плодами в соединении с мёдом и вином. Когда жертвенное животное обращалось в пепел, камни ставились на горячие головни и остатки сгоревшей жертвы и с величайшею аккуратностью устанавливались в ямы. При этом обряде должны были присутствовать владельцы тех участков, которые размежевывались означенными пограничными камнями. При праздновании сельских терминалий пограничные камни украшались венками, и над ними приносили жертвы, обыкновенно бескровные; в празднестве принимали участие все члены семейства. Допускались и кровавые жертвы: закалывались телята или поросята, и их кровью окроплялся пограничный камень. Праздник носил веселый, мирный характер: жители соседних посёлков собирались для общего пира, пели песни, посвящённые Термину, как установителю границ и примирителю вражды и споров. Те же обряды совершались на Капитолии, на древней границе городской территории и в роще Терминов на Лаврентинской дороге (в 9 верстах от Рима).

Назад к разделу

world-of-legends.su

Терминус - Боги Рима

В римской религии Терминус был богом, который защищал пограничные сигнальные маяки; его название было латинским словом, означающим сигнальный огонь. Ему приносились жертвы, чтобы освятить каждый камень, а землевладельцы праздновали фестиваль, названный Терминалия (Terminalia) в честь Терминуса каждый год 23 февраля. Храм Юпитера Оптимус Максимуса (Optimus Maximus) на Капитолийском Холме, как думали, был построен на святыне, построенной для Терминуса, а он иногда опознавался как аспект Юпитера под названием Юпитер Терминалис.

Древние авторы полагали, что вероисповедание Терминуса было введено в Рим во время господства первого царя Ромула (Romulus) (традиционно 753–717 гг. до н.э.) или его преемника Нума (Numa) (717–673 гг. до н.э.).

Имя бога Терминуса было латинским словом означавшим граничный камень, и его вероисповедание как зарегистрировано в последней республике и Империи, было сосредоточено на этом камне, с которым мог быть опознан и сам бог. Сицулус Флаккус (Siculus Flaccus), автор о рассмотрении земли, делает запись ритуала, которым был освящен камень: кости, пепел и кровь жертвенной жертвы, наряду с зерновыми культурами, сотами и вином, были помещены на алтарь бога.

23 февраля ежегодно, фестиваль в честь Терминуса праздновался, вовлекая методы, которые могут быть расценены как отражение или ежегодное возобновление этого основополагающего ритуала. Сам граничный камень был пропитан в крови пожертвованного ягненка или свиньи. Затем следовал общественный банкет и гимны в похвалу Терминуса.

Эти обряды были осуществлены частными землевладельцами, но также были связанные общественные церемонии. Камень или алтарь Терминуса был расположен в Храме Юпитера Оптимуса Максимуса на Капитолийском Холме в Риме. Из-за веры, что этот камень должен был быть выставлен небу, было маленькое отверстие в потолке непосредственно над этим камнем.

Древние авторы согласились, что вероисповедание в Терминуса имело происхождение из Сабины, приписывая его введение в Рим Титусом Татиусом (Titus Tatius). Плутарх говорит, что, в соответствии с характером Терминуса как гаранта мира, его самое раннее вероисповедание не вовлекало жертвы крови. Камень на Капитолийском Храме, как полагали, был среди алтарей, расположенных на Капитолийском Холме прежде, чем строительство Храма началось в 616–579 гг. до н.э.

Согласно доминирующему академическому представлению во время последней части 19-ого и большей части 20-ого столетия, римская религия была первоначально анимистической, направлена к духам, связанным с определенными объектами или действиями, которые были только позже восприняты как боги с независимым личным существованием. Терминус, с его нехваткой мифологии и его близкой ассоциацией с физическим объектом, казалась ясным примером божества, которое развилось немного с начальной стадии.

romanpeace.ru

Почему мы так говорим? Боги Древнего Рима в современном языке

Немало слов в современном лексиконе имеют «божественное» происхождение из античного Рима. Обо всех поговорить, конечно же, не удастся, так что оставим за рамками статьи самые известные и обратимся к тем, что употребимы часто, но связь их с именами древних богов менее узнаваема.

В своей речи, особенно профессиональной, мы не обходимся без терминов, которые, по определению, обозначают понятия в какой-либо области знания. А в Древнем Риме Термин был божеством границ покровителем пограничных камней и столбов, межей. Культ Термина был введен Титом Тацием, с которым сражался в незапамятные времена еще легендарный Ромул, брат Рема.

Позже римский царь Нума Помпилий ввел в «красный календарь» римлян праздник Терминалий, отмечавшийся 23 февраля, – день сближения соседей и прекращения споров (поскольку считалось, что Термин еще и примиритель), а также установил закон, по которому земледелец, выкопавший пограничный камень, подлежал проклятию.

Кстати, о календаре. В римской мифологии богиня, благословляющая начало каждого месяца, звалась Календарией.

Традиция праздничных салютов, впервые вошедшая в обиход у древних этрусков и перешедшая к римлянам, тоже связана с божественным именем Салюты (Салюсы), ответственной в то время за здоровье и благополучие. По традиции осенью, когда по погодным условиям прекращались военные действия боевитых латинян, к ней обращались за посредничеством в мольбе Юпитеру и Роме о благополучии Рима, а больные круглогодично (и не реже, чем Эскулапа) просили Салюту дать здоровье.

В родных мне северных широтах лишь в теплое время года бьют фонтаны, названные так по имени Фонта (Фонса) – божества источников, также позаимствованного римлянами у этрусков. Фонтаналии, праздники в его честь, отмечались ежегодно 13 октября, и цветочные венки, брошенные римлянами, качались в этот день на водах повсеместно. Примечательно, что этот праздник был популярен и у рабов, поскольку им дозволялось законом быть служителями культа Фонта.

Так что 13 октября в Древнем Риме, видимо, был условной датой межклассового консенсуса. А слово «консенсус», как и «консультация», «консилиум» хранит память о Консе, древнеримском божестве собранного и упрятанного в подземные хранилища зерна. Они открывались дважды в год, 21 августа и 15 декабря, в праздник консуалий, сопровождавшийся состязаниями пастухов и возложением венков, то есть увенчанием, лошадей и мулов. Этот праздник в мифологии памятен еще и причиной упомянутого в начале статьи конфликта, из-за которого бился с Титом Тацием Ромул: похищением этим самым Ромулом женщин-сабинянок. Позднее из-за созвучности имени небожителя Конса со словом «совет» он стал почитаться как бог добрых советов.

Восторженно произнося: «Гений!», мы не задумываемся о том, что у римлян он был первоначальным божеством, – основателем рода, а затем – богом мужской силы и способностей. День рождения римского гражданина отмечался как праздник в честь его Гения , которому приносились бескровные жертвы (к слову сказать, божество первого крика ребенка и зарождения речи звалось Ватикан). Свои Гении были у семей, городов, общин и целых народов. Иногда, правда, предполагалось, что их два: добрый и злой. Забавно: в латинском языке «гений» – слово женского рода.

В наше беспокойное время нередко звучит «маньяк», «мания», – необязательно в качестве диагноза, но и на бытовом уровне. Так вот, если у древних греков Мания, воплощавшая неистовство и безумие, обрекала человека на самоуверенность, презрение к божественным и людским обычаям и традициям, вселяя бушующие непреодолимые страсти, то у римлян она была богиней подземного царства, и ее изображения вывешивали над входом в дом для его защиты.

Самым удивительным образом изменился смысл слова «гонор», которым сегодня характеризуется чванство, высокомерие, заносчивость и спесь. А ведь в античные времена это было именем римского бога заслуженной почести за доблесть и мужество. Гонор – звучало гордо!

Наверняка кому-то есть что добавить к этому очень краткому обзору. Но цель его заключается не в демонстрации познаний, а в том, чтобы поделиться интересом к происхождению слов, дабы относиться к тому, что говорим и пишем, внимательнее и уважительнее.

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-10173/

Статьи на тему:

  • Шестидневная война. Египет, 1967 год Карьера капитана Николая Кутынцева в Египте началась неудачно. В тот мартовский день 1970 года он проводил учебные стрельбы ракетами С-125. И надо ж было такому случиться! Буксировщик мишеней &ndash...
  • Гитлер после мая 1945 скрывался в Аргентине Известный аргентинский публицист Абель Басти (Abel Basti), прославившийся сенсационными исследованиями по истории нацизма, в своей последней книге утверждает, что Адольф Гитлер и его жена Ева Браун ...
  • ГОЛОДОМОР ПО-АМЕРИКАНСКИ В американской истории есть преступление против своего народа - это Великий Американский Голодомор того же, злополучного 1932/33 года, в результате которого США недосчитались миллионов своих граждан...
  • Изгнаны и убиты 14 миллионов немцев были выгнаны из своих домов в Польше, Чехии, Венгрии и других странах Восточной Европы после окончания войны. Лишь 12 миллионов сумели добраться до Германии живыми. Трагедия изгн...
  • Происхождение слова О.К Английское слово O.K. является, одними из самых распространенных слов в мире. Оно присутствует во многих языках. О.К. воспринимается уже как отдельный символ, означающий «всё в порядке»....
  • Отношение к кошкам в древности Как сказал выдающийся английский драматург Бернард Шоу, «человек культурен настолько, насколько он способен понять кошку». Этому замечательному животному, в течение всей жизни человечест...
  • «Доллар» — не английское слово Как это ни странно, но США позаимствовали не только наименование своей национальной валюты- “доллар”, но и её символ, знаменитый $. Но обо всём по порядку... Уже не является историче...
  • История косметики Само слово “cosmet” греческое, означает оно искусство украшать. Уже в Древней Греции существовала специальная профессия — “космет”. К космету обращались за помощью жен...
  • Из истории Арабского танца живота Арабский танец живота имеет много корней. Его истоки прослеживаются на фресках древних храмов Месопотамии, которая находилась на территории Западной Азии. Фрески сохранили красивые изображения танцу...
  • Мемуары о холокосте оказались вымысломМемуары о холокосте бельгийской писательницы оказались вымыслом.71-летняя бельгийская писательница Миша Дефонсека призналась, что ее переведенная на 18 языков книга Миша: мемуары о холокосте является ...

на Ваш сайт.

nechtoportal.ru

Почему мы так говорим? Боги Древнего Рима в современном языке

Немало слов в современном лексиконе имеют «божественное» происхождение из античного Рима. Обо всех поговорить, конечно же, не удастся, так что оставим за рамками статьи самые известные и обратимся к тем, что употребимы часто, но связь их с именами древних богов менее узнаваема.

В своей речи, особенно профессиональной, мы не обходимся без терминов, которые, по определению, обозначают понятия в какой-либо области знания. А в Древнем Риме Термин был божеством границ, покровителем пограничных камней и столбов, межей. Культ Термина был введен Титом Тацием, с которым сражался в незапамятные времена еще легендарный Ромул, брат Рема.

Терминалии, с сайта www.clubs.psu.edu

Позже римский царь Нума Помпилий ввел в «красный календарь» римлян праздник Терминалий, отмечавшийся 23 февраля, – день сближения соседей и прекращения споров (поскольку считалось, что Термин еще и примиритель), а также установил закон, по которому земледелец, выкопавший пограничный камень, подлежал проклятию.

Кстати, о календаре. В римской мифологии богиня, благословляющая начало каждого месяца, звалась Календарией.

Традиция праздничных салютов, впервые вошедшая в обиход у древних этрусков и перешедшая к римлянам, тоже связана с божественным именем Салюты (Салюсы), ответственной в то время за здоровье и благополучие. По традиции осенью, когда по погодным условиям прекращались военные действия боевитых латинян, к ней обращались за посредничеством в мольбе Юпитеру и Роме о благополучии Рима, а больные круглогодично (и не реже, чем Эскулапа) просили Салюту дать здоровье.

Casa della Fontana Grande в Помпеях

В родных мне северных широтах лишь в теплое время года бьют фонтаны, названные так по имени Фонта (Фонса) – божества источников, также позаимствованного римлянами у этрусков. Фонтаналии, праздники в его честь, отмечались ежегодно 13 октября, и цветочные венки, брошенные римлянами, качались в этот день на водах повсеместно. Примечательно, что этот праздник был популярен и у рабов, поскольку им дозволялось законом быть служителями культа Фонта.

Так что 13 октября в Древнем Риме, видимо, был условной датой межклассового консенсуса. А слово «консенсус», как и «консультация», «консилиум» хранит память о Консе, древнеримском божестве собранного и упрятанного в подземные хранилища зерна. Они открывались дважды в год, 21 августа и 15 декабря, в праздник консуалий, сопровождавшийся состязаниями пастухов и возложением венков, то есть увенчанием, лошадей и мулов. Этот праздник в мифологии памятен еще и причиной упомянутого в начале статьи конфликта, из-за которого бился с Титом Тацием Ромул: похищением этим самым Ромулом женщин-сабинянок. Позднее из-за созвучности имени небожителя Конса со словом «совет» он стал почитаться как бог добрых советов.

Восторженно произнося: «Гений!», мы не задумываемся о том, что у римлян он был первоначальным божеством, – основателем рода, а затем – богом мужской силы и способностей. День рождения римского гражданина отмечался как праздник в честь его Гения , которому приносились бескровные жертвы (к слову сказать, божество первого крика ребенка и зарождения речи звалось Ватикан). Свои Гении были у семей, городов, общин и целых народов. Иногда, правда, предполагалось, что их два: добрый и злой. Забавно: в латинском языке «гений» – слово женского рода.

В наше беспокойное время нередко звучит «маньяк», «мания», – необязательно в качестве диагноза, но и на бытовом уровне. Так вот, если у древних греков Мания, воплощавшая неистовство и безумие, обрекала человека на самоуверенность, презрение к божественным и людским обычаям и традициям, вселяя бушующие непреодолимые страсти, то у римлян она была богиней подземного царства, и ее изображения вывешивали над входом в дом для его защиты.

Самым удивительным образом изменился смысл слова «гонор», которым сегодня характеризуется чванство, высокомерие, заносчивость и спесь. А ведь в античные времена это было именем римского бога заслуженной почести за доблесть и мужество. Гонор – звучало гордо!

romanpeace.ru

1. Исконно римские божества. Сексуальная жизнь в Древнем Риме

1. Исконно римские божества

Перейдем к деталям. Во-первых, мы должны четко указать, что множество связанных с сексуальной жизнью божеств, которым в поздние времена поклонялись в Риме, были не римского происхождения, а позаимствованы из других стран. Какие же из них, зададимся вопросом, были исконно римскими?

Почти все старые римские божества представляют собой одну из сторон примитивной жизни народа, добывающего средства к существованию изнурительным сельским трудом и ведущего непрерывные войны с соседями. Таким, например, был Юпитер, небесный бог, который дождями и солнечным светом ускорял рост посевов; Янус, бог дома; Сатурн, бог сева; Церера, богиня роста; Фавн, бог лесов; Марс, защищавший общину в ежегодно возобновлявшихся войнах; и Термин, страж межевых камней в поле. Должно быть, эти божества – не первый этап в развитии религиозных представлений, но более древние римские боги нам неизвестны. Среди них мы не видим ни одного божества, связанного с любовной жизнью римлян. Даже имя Венеры не встречается в древнейших жреческих записях. Однако среди этих старых богов мы находим божество секса, которое упоминали в разделе о браке. Это божество известно под двойным именем Мутун-Тутун; согласно Фесту («О значении слов», 155), в Древнем Риме имелось святилище этого бога, которое женщины посещали под покрывалами. Очевидно, он играл очень важную роль в свадебных церемониях.

Ученые пытались связать имя этого бога со сферой, находящейся под его покровительством, связывая основу слова Mutunus с mentula, мужским половым органом; но эта связь сомнительна. Августин, от которого нам известно многое о римских свадебных обрядах, отождествляет Мутуна-Тутуна с заимствованным в более поздние времена Приапом. Но видимо, ближе к истине подошел Лактанций (i, 20, 36): «Почитается и Тутун; на половой член этого бога садятся невесты, чтобы казалось, будто целомудрие их первым познает бог». Этот обычай существует у многих других первобытных народов – каждая женщина отдает свою девственность богу, или же совершает символический акт, означающий этот дар. В основе этого обычая лежит первобытное представление о необходимости заручиться содействием бога в грядущем браке, чтобы тот принес свои плоды, так как первобытный человек не видит связи между сожительством и беременностью или, по крайней мере, представляет ее себе очень смутно. Из подобных соображений мы можем сделать вывод о древности этих сексуальных божеств. Конечно, неизвестно, выполнялся ли этот древний обряд при каждой римской свадьбе. Однако его упоминают многие христианские авторы, а значит, в их время он еще существовал.

К тому же разряду сверхъестественных существ относятся божества, отождествляемые с дальнейшим прохождением первой брачной ночи. Августин пишет о них («О граде Божием», vi, 9): «Тут находятся и богиня Виргиниенсия, и бог Субиг – отец, и богиня Према – мать, и богиня Пертунда, и Венера, и Приап. Зачем это? Если мужчине нужна в этом случае помощь со стороны богов, то не достаточно ли кого-то из них одного или одной? Неужели мало одной Венеры, которая потому, говорят, и получила свое имя, что без ее содействия женщина не перестает быть девицей? Если есть у людей хоть капля стыда, которого нет у богов, то разве при представлении о том, что присутствует и вникает в это дело такое множество богов того и другого пола, не проникаются ли супруги таким стыдом, что один меньше требует, а другая больше сопротивляется? Но пусть богиня Виргиниенсия присутствует затем, чтобы развязан был у новобрачной девственный пояс; пусть бог Субиг – чтобы она подчинилась мужу; богиня Према – чтобы, подчинившись, сохраняла покорное положение: что делает там богиня Пертунда? Да будет ей стыдно: пусть идет она вон. Должен же сделать что-нибудь и сам муж! В высшей степени позорно, если роль, от которой она имеет свое имя, исполняется кем-либо другим, кроме мужа».

Из этого интересного отрывка мы узнаем не только имена и функции сексуальных божеств, но и важный факт, что во времена Августа истинное значение всех этих божеств было забыто, – они стали предметом шуток. В давние времена, когда жила вера в необходимость божественной помощи в этих интимных вопросах, божества никогда не наделялись такой антропоморфностью. Их не представляли себе как толпу любопытных, чье присутствие неизбежно помешает важному брачному обряду, и поэтому вызывает негодование или насмешки. Христианский автор со своей язвительной критикой оказывается на одном уровне с насмешником Лукианом, автором «Разговоров богов».

Из сочинения Августина мы узнаем также, что в очень древние времена в Риме существовали и другие боги брака. Юнона выступала как страж женских сексуальных функций; но она была, в частности, также богиней брака и в этом качестве имела особое имя для каждой функции. Как Итердука она приводила домой невесту; как Унксия или Цинксия наблюдала за умащением невесты; как Пронуба играла роль подружки невесты и как Луцина присутствовала при рождении ребенка.

Юноне в жизни женщины соответствовал Гений в жизни мужчины. Один ученый справедливо заметил: «Гений и Юнона так же соотносятся друг с другом, как деторождение и зачатие». Слово Genius непосредственно происходит от корня gen, имеющего значение «производить» или «порождать». Разумеется, роль Гения со временем разрослась, и он превратился в божество, охраняющее личность и духовное существование каждого человека. И здесь мы сталкиваемся с представлением о том, что у каждого мужчины есть собственный Гений (как у каждой женщины есть собственная Юнона). Аналогично представляли себе и домашних божеств, особенно Лара: у каждого конкретного дома имелся собственный Лар. Но, как бы интересна ни была эта тема, мы не станем в нее углубляться.

Согласно Августину, другие божества, которые никак не сопоставляются с сексуальными функциями, в некотором смысле все же считаются связанными с ними. Например, Янус, бог начинаний, присутствует при обряде, «чтобы открыть дорогу для излияния семени ради зачатия телесного плода». А Сатурн, чья сфера – посев, оберегает мужское семя. Августин справедливо говорит, что «второстепенные должности были розданы одна за другой многочисленным божествам». Но это характерно для всей римской теологии.

Вот и все о древнейших известных римских богах, связывавшихся с сексуальной жизнью. Они вполне соответствуют характеру любовной жизни в самый ранний период существования Рима, которая была чрезвычайно примитивна. Брак пользовался глубоким уважением как ядро сексуального удовлетворения, но утонченный и изысканный эротизм более поздних эпох был еще неизвестен. В частности, совершенно отсутствовали культы Диониса, Венеры и Приапа, которые с такой легкостью переросли в оргиастические обряды. Но не будем торопиться с выводом, что их отсутствие доказывает идею, что даже сексуальная жизнь человека находит свое воплощение лишь в моногамном браке, утвержденном им самим. Мы уже видели, что проституция существовала в Риме с древнейших времен; а кроме того, для удовлетворения сексуальных желаний своих хозяев служили и рабы, и рабыни.

Благодаря контактам с другими народами римляне постепенно познакомились с другими богами и отвели им место среди своих религиозных представлений. Поразительно, насколько римляне были восприимчивы к новым влияниям. Если бы мы писали серьезный научный труд, то показали бы, какие божества были позаимствованы от италийских племен, какие – от греков. Кроме того, остается спорным вопрос, являются ли какие-нибудь боги исконно италийскими или все они в конечном счете греческого происхождения. Но мы не будем касаться этих частностей, тем более что они обсуждаются в любой крупной работе по римской мифологии (см., например, углубленное раскрытие этой темы Уиссовой в «Справочнике по классической античности» Паули-Уиссовы, которому мы до некоторой степени следуем в данном отношении). Для нас в первую очередь важно дать верное изображение самых важных богов, которые в ходе столетий были позаимствованы римлянами как сексуальные божества.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru