Бог древнего египта сокар. Оскар - символ египетского бога мертвых?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Бог Сокар (Sokar). Бог древнего египта сокар


Бог Сокар и лодка Хенну (Хену)

Сокар. Птолемеев период, 332–30 до н.э. Многоцветный гипс и позолоченное дерево. Музей McClung, Ноксвилл, Теннесси, СШАСокар. Птолемеев период, 332–30 до н.э. Многоцветный гипс и позолоченное дерево. Музей McClung, Ноксвилл, Теннесси, СШАЕгипетский погребальный бог и отчасти бог плодородия в облике сокола. Основным культовым центром был некрополь в Саккаре, который являлся кладбищем Мемфиса.

Здесь находился храм, посвященный этому богу. Возможно, что и само название местности – Саккара – связано с именем Сокара.

Культ Сокара возник еще в додинастические времена. Вначале, видимо, он выступал в качестве духа-хранителя могил. После 3000 г. до н.э. его статус вырос до полноценного божества.

Сокар и Птах

Еще в эпоху Древнего царства обозначилась связь Сокара с важнейшим богом Мемфиса – Птахом. Как отмечают исследователи, такая связь уже точно существует во времена фараонов V династии (ок. 2494-2345 гг. до н.э.) – она нашла отражение в «Текстах пирамид». Жрецы Пта выступали одновременно и жрецами Сокара.

Возможно, что свою роль в сближении этих божеств сыграло то, что Сокар так же, как Птах, был покровителем строительного и иного ремесла и сам был мастером. В частности в эпоху Древнего царства он считался божественным создателем костей фараонов. Египтяне обожествляли своих фараонов, а у богов, как они верили, кости из металла (серебра).

Позже Сокар определенным образом был связан со смешиванием ароматических веществ в процессе изготовления различных мазей, игравших исключительно важную роль в египетских ритуалах. Такие общие «ремесленнические» черты приводят к тому, что даже супругой у Сокара иногда выступает богиня-львица Сехмет, которая в других случаях являлась женой Птаха.

Дальнейшее развитие этой тенденции привело к появлению единого божества Пта-Сокара. Птах-Сокар изображался в виде сокола или в облике человека с головой сокола. Он мог иметь и облик, который характерен для Патайкоса (Патека) – кривоногий карлик с большой головой, увенчанной скарабеем.

Триединое божество Осирис-Птах-Сокар

Сокар и фараон Сети I. Рельеф на портике храма Сети I в АбидосеСокар и фараон Сети I. Рельеф на портике храма Сети I в АбидосеВ период Среднего царства, когда усилилось влияние культа Осириса, появилось триединое синкретическое божество Осирис-Птах-Сокар. Впервые появление такого бога отмечено на траурных стелах в некрополях Абидоса. В некоторых древнеегипетских списках это тройственная фигура называется Осирис-Сокар-Асар.

В Поздний период Осирис-Птах-Сокар может появляться в облике быка или в виде мумии с человеческой головой (в каких-то случаях сокола), увенчанной сложным головным убором, представляющим собой коническую атеф-корону с диском солнца, кобрами и волнообразно-изогнутыми рогами.

Культ Сокара

Сокар был персонификацией подземного мира. Сокар охранял дверь входа в подземный мир, сам он жил в некой секретной пещере, называемом Imhet или “Двери дорог”, которая помещалась в самом сокровенном месте этого мира. Отсюда он питал сердца покойников и был ответственным за них.

Сокар символизировал тьму и распад, которые для древних египтян выражала и ночь, и одновременно защиту и опору. Ночью мертвые оставались с Сокаром и под его охраной, пока утренний свет, связанный с Ра, не пробуждал их. Таким образом, пробуждение невозможно без Сокара, без его покровительства. Связь с богом солнца проявлялась и в том, что Сокар считался «ба Ра», то есть одной из душ этого божества.

Для древних египтян кратковременная земная жизнь была только прелюдией к смерти и вечной загробной жизни, достижение которой и было их главной целью. Этой задаче у них было подчинено все, начиная от строительства величественных пирамид для обеспечения бессмертия фараонов, заканчивая скромными захоронениями простых людей.

В могиле Тутмоса III (ок. 1504-1450 гг. до н.э., XVIII династия) в Долине Королей он изображен как человек с головой сокола, стоящий на многоголовой подземной змее, подчеркивая тем самым свою власть над нижними областями и их обитателями.

Серебряный человекообразный гроб с головой ястреба фараона XXII династии Шешонка I (ок. 945-924 гг. до н.э.), был, вероятно, предназначен для того, чтобы магическим образом преобразовать мертвого короля в Сокара.

Парадокс древнеегипетской культуры в том, что все жизнерадостные мотивы, которые в ней, несомненно, присутствуют, связаны с ожиданием смерти. В честь погребальных богов устраивались празднества и фестивали.

Испанские исследователи полагают, что у него было и женское воплощение в облике богини Сокарет, которая также присутствовала и участвовала в ритуале погребения.

Фестивали в честь Сокара

Фестивали в честь Сокара известны с древнейших времен. Есть свидетельства этого относящиеся ко времени II династии, упоминается такой фестиваль и в надписях, высеченных на Палермском камне – одного из самых древних письменных памятников древнеегипетской цивилизации.

С более поздних времен известно, что фестиваль Сокара проходил в месяце Хояк (Choiak). Хояк – четвертый месяц древнеегипетского календаря, его начало по григорианскому календарю приходится на 10 декабря.

Празднования продолжались 10 дней и заканчивались на 30 день месяца подъемом джед-столба, который был символом Осириса – бога возрождения.

В ходе самого фестиваля совершались, в том числе и ритуальные действия, направленные на повышение урожайности и плодородия земли, поскольку фестиваль по времени совпадал с началом сельскохозяйственных работ. Поэтому Сокар, помимо качеств погребального бога и покровителя умерших, одновременно имеет характеристики бога плодородия.

Фестиваль Сокара праздновался с большим размахом особенно в западных Фивах, где рельеф на стенах погребального храма Рамзеса III (XX династия) в Мединет Хаби показывает, что это почти конкурировало с новогодним фестивалем Опет.

Лодка Сокара – Хенну (Хену)

Лодка Сокара - Хенну. Цветная роспись. Лувр, ПарижЛодка Сокара - Хенну. Цветная роспись. Лувр, ПарижОдним из самых распространенных иконографических образов, связанных с Сокаром, является «лодка Сокара» - Хенну (Hennu или Henu). Ладья Hennu имеет архаичную полукруглую форму с высоко поднятыми носом и кормой.

Нос судна заканчивается изображением головы газели или сернобыка с очень длинными рогами, повернутой в сторону самой лодки, то есть в сторону кормы. В центре лодки находится погребальный сундук с крышкой в виде головы сокола или ястреба, символизирующая самого Сокара. А вся конструкция покоилась на санках с полозьями.

В «Текстах Пирамид» упоминается о том, что умерший фараон всходит на ладью Сокара и равняется с богом (ТП 620,1824,2240, и т.д.).

Лодка Hennu не только изображалась в иконографике. Она в виде реально выполненной большой модели была важным атрибутом фестивалей, посвященных Сокару. Ее нагружали камнями и люди тащили ее на салазках.

Из «Книги мертвых» следует, что это одно из похвальных дел, улучшающих возможности покойного в загробном мире. Для таких лодок иногда строились специальные святилища (Нижний Египет).

общие

Также интересно будет посмотреть:

piramidavorever.ru

Оскар - символ египетского бога мертвых? | Блог Sage

Масонский символизм

Удивительное сходство золотой статуэтки «Оскар» американской киноакадемии и египетского бога зла, огня, царства грешников и покровителя мертвых Сокара. Не трудно заметить и внешнее сходство статуэток. Обращает на себя внимание и излюбленный прием оккультистов — игра букв (OSCAR — SOCAR).

(Справка:

СОКАР

(œkr), в египетской мифологии бог плодородия и покровитель мёртвых. Центр его культа - Мемфис. Эпитет С. - «из Ра-сетау», т. е. из царства мёртвых. Изображался в виде сокола, нередко - сидящим на холме около некрополя. Отождествлялся с Птахом (Птах-Сокар), Осирисом (Осирис-Сокар) и считался его бо (душой) и мумией (впоследствии культ Осириса оттеснил в Мемфисе почитание С.). С эпохи Среднего царства известен синкретический бог загробного царства Птах - Сокар - Осирис. Праздник С. в птолемеевский период связывали с поворотом солнца к весне.

Р. р-

(Источник: «Мифы народов мира».)

Сокар

в египетской мифологии бог плодородия и покровитель мертвых. Центр его культа - Мемфис. Эпитет Сокара - "из Расетау". то есть из царства мертвых. Изображался в виде сокола. нередко - сидящим на холме около некрополя. Отождествлялся с Птахом (Птах-Сокар) и считался его ба (душой) и мумией (впоследствии культ Осириса оттеснил в Мемфисе почитание Сокара. С эпохи Среднего царства известен синкретичный бог загробного царства Птах - Сокар - Осирис. Праздник Сокара в птолемеевскнй период связывался с поворотом солнца к весне.

В. Д. Гладкий "Древний Мир" Том 2

(Источник: «Древнеегипетский словарь-справочник».)

Осирис-Сокар.

Рисунок из «Книги мёртвых» Ани.

Около 1450 до н. э.

Лондон.

Британский музей.

Источник

×

cont.ws

Cокар — Язычество

Сокар представлен в мифологии Египта в роли божества, которое царит в загробном царстве, а так же, повелевает свойствами плодородия и покровительствует мертвыми. Центральной оккультной частью становится город Мемфис. К этому богу применимо только эпитет «из Ра-сетау» для Сокару, иными словами, это и есть царство мертвых. Его изображали в виде птицы сокола, который в частом виде сидит на холме возле некрополя. Его отождествляют с Птахом, а именно, Птах-Сокар, Осирисом, а именно, Осирис-Сокар. Сокара считали душой и мумией в этих всех божественных личностях. Однако, оккультные верования в Осириса внесли свои коррективы и вытеснили с поля зрения в Мемфисе все почитание Сокара. В эпоху прохождения Среднего царства, стал более известным синкретический бог в загробном царстве Сокар-Птах-Осирис. Празднование Сокара происходит в птолеемеевский период, когда солнца поворачивалось на весну.

Мемфисом являлся город в Древнем Египте. Сейчас в Мемфисе есть хорошая фирма, которая обеспечивает хороший монтаж кондиционера в Москве такие фирмы, кстати, тоже есть. Это была столица, которую первой приписывали к фараону Мине, смертному в своем роду. Однако большее значение получил этот город, когда имел форт под названием «Белая стена» вместе с храмом для божества и покровителя Птаха.

 

pagandom.ru

Культ Сокара. Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних

Сокар – самый мрачный из египетских божеств, он олицетворяет собой состояние смерти. В месяце Хойяк ежегодно в Египте устраивались мистерии в честь этого божества, представляющие собой трансформацию Осириса в бога Сокара. Данным ритуалом древние египтяне как бы придавали мертвой форме новую жизнь; ритуал сложный, как собственно и все древнеегипетские ритуалы, но одновременно загадочный и потрясающе интересный.

Все атрибуты Сокара были связаны со смертью: нос и корма его ладьи украшались головами или черепами птиц, а сама ладья делалась из костей животных. В центре ладьи помещался ковчег, увенчанный мертвым соколом, внутри которого скрывалось тело Осириса, источник новой жизни, возродившийся благодаря силам земли. На ладью складывались украшения из стеблей лука, любимого растения Осириса.

Многие храмы Египта до сих пор сохранили изображения ритуала превращения Осириса в бога Сокара. Начинался ритуал с торжественного обращения жрецов храма к статуе Сокара-Осириса с целью призвать Осириса прийти в священный ковчег. Символически образ Осириса, выполненный из смеси земли, песка, ила и зерна, снабженный эрегированным фаллосом, помещали в ковчег его 9 спутников, особых жрецов. Одновременно произносились заклинания о том, что Осирис победил врагов, а божества собрали его тело, забальзамировали и подготовили к переходу в иное состояние.

Ладью с Осирисом сопровождали лодки с богиней Хатхор и ее спутницами, исполнявшими гимн божества. Во второй день Сокару-Осирису приносили в жертву дикого осла, символ бога Сетха; в этот же день проводился ритуал символического умерщвления змея Апопа, а умершим приносились различные жертвы. Процессия из священных лодок отправлялась к озеру, где и происходило символическое погребение Осириса в сакральном месте.

В заключение ритуала жрецы сообщали об открытых дверях небес, из которых выходит бог.

Ритуал Сокара, символизирующий собой одновременно ликование и траур, свет и мрак, проходил во всех крупных храмах Египта и всегда был пышно обставлен. Этому ритуалу посвящены многочисленные барельефы в храмах; его прохождение описано в нескольких папирусах.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Сокар. - Сообщество любителей Древнего Египта

Сокар. [Jul. 22nd, 2003|11:43 pm]

Сообщество любителей Древнего Египта

[Current Music |Сергей Калугин - Восхождение Черной Луны]
Интересует информация о древнеегипетском боге смерти, «владыке гробниц» Сокаре. В рунете я как-то особо не нашёл сведений про это божество, на англоязычных ресурсах ситуация получше. Предположительно, Сокар — один из самых древнейших египетских богов. (То бишь, покруче там всяких Осирисов… ;-)))))))))))

Update: по просьбе трудящихся, ссылка на англоязычную статью.

Comments:

(Deleted comment)

Посмотри в моём ЖЖ за прошлую неделю сообщения. Там где-то я давал ссылку на англоязычный ресурс про Сокара.

Гм... а ты знаешь, только в ранние эпохи Сокар присутствовал как самостоятельное божество, а позднее его культ слился с культом Осириса, и Сокар продолжал принимать участие в мистериях в роли Сокар-Осириса? ;))))(к вопросу о "покруче" ;)). Кста, в чем, с твоей точки зрения, заключается его "крутость"?)

Осирис, кстати, тоже - "один из самых древнейших". Как и Хор, Тот, Мин, Нэйт, Сет, Исида, его имя встречается на документах ранних династий (имени Сокара я пока на всяких палетках не видела... но это, конечно, ничего не означает ;))

Ладья Сокар-Осириса принимала участие в мистериях Осириса, насколько я знаю, и в Книге Мертвых это божество присутствует во многих сценах (но это читать надо самому и целиком, пересказывать бессмысленно)С ходу более ничего не скажу, надо копать архивы... найду что-ндь интересное - обязательно запощу ;)./me

Зы: ушел читать по твоей ссылке... (прозрачный намек: может, в сообщение свое ее вставиш?)

Ой, да, знаю я; меня как раз ранняя эпоха и интересует. 8-) Я просто встретил в одной желтоватой статье про проклятья гробниц упоминание некоего «владыки кладбищ», который представлялся то в виде юноши с длинными зубами (это, кстати, вопрос о крутости))), то в виде старца с кадильницей в руках — это из статьи. Сама статья не представляет собой практически ничего интересного. Путём копания в интернете, я встретил связку «Сокар — владыка гробниц», и начал копать в этом направлении. Об этом боге я почти ничего не знал, а в рунете про него почти ничего не написано, поэтому стало очень любопытственно. К тому же, я хотел это использовать для своего рассказика. 8-)

Если найдешь — буду очень благодарен и скажу очень много приятных пасибов 8-))))) Даже если и не найдешь, но поищешь — пасибы тоже скажу 8-)

Зы: намёк понял 8-) Ща вставлю таки.

А что за статья, можеш ссылк кинуть или опознавательные знаки? ;) Просто в таком контексте я имя Сокара никогда не слышала (то, что некрополь Саккары с ним связан - это понятно, но насчет длинных зубов - хм... ;-/ и проч... :-/... сомнительно это все... ;-/)

Зы: пойми меня правильно: от той эпохи мало какие свидетельства остались, а фантазия тех, кто пишет статьи в журналы про "проклятия гробниц" поистине безгранична, так что сорри мой здоровый скептицизм на эту тему 4)))

ЗыЗы: я так понял, что всякие "Яндексы" ты уже облазил, и та статья - самое приличное, что ты нашел на эту тему, так?

Смотри ссылку в самом посте.

Длинные вампирские зубы меня интересуют постольку-поскольку… больше всего меня интересует Сокар. Его ещё почему-то иногда называют богом плодородия, хотя это видится мне неправильным.

А та «желтая статья» про проклятья пирамид к Сокару имеет косвенное отношение и бога этого вообще не упоминает.

«Яндексы» я облазил — это что касается рунета. Может, я неправильно искал, но мне кажется, что от рунета в отношении Сокара мало чего толкового можно добиться. А вот забугорный инет я пробежал мельком, оставив более детальные поиски на потом (взял небольшую паузу на обдумывание прочитанного). Там и стоит искать — англоязычных сайтов, посвященных Египту, прудь пруди.Так что «Гугл» тебе в руки 8-)

Кстати, цитата из той статейки:«Помимо статуй, пирамиды охраняли духи. Древнеегипетские источники невнятно упоминают о некоем "владыке кладбищ". Иногда дух принимал вид юноши с длинными зубами и пожелтевшей кожей... Может, это самое древнее упоминание о вампирах? Видели духа пирамид и в виде старца, который бродил вокруг гробниц, размахивая огнем в сосуде, напоминавшим кадильницу... »Сама статья.

Что касается Сокара: археологи на Сокара обращали вообще мало внимания, поэтому всё может быть и правдой.

(вылезая из небытия с книжками в зубах):Порылась я тут в своих завалах - выводы неутешительные. Во-первых, именно проблемой Сокара, насколько я понял, никто вплотную не занимался (ессно, всегда держи в уме, что я могу чего-то не знать).На невнимание археологов пенять неча - материал по архаической эпохе крайне скуден, все упоминания начинаются уже в ипостаси Сокар-Осириса, и тут, как ни печально, в твоей статье практически все упомянуто.Так, по мелочи:Записи Первой и Второй династии на Палермском камне отмечают праздник СокараДалее Сокар иногда именуется Ба Осириса, Сах Осириса и Ба Геба; с эпохи Среднего царства упоминается также как Пта-Сокар и Пта-Сокар-ОсирисИз "Сказания о Сатни Хаэмуасе": "Если они [боги] находили, что что злодеяния человека равны его добрым делам, они помещали его среди кающихся душ, которые служат богу Сокар-Осирису" (но это уже поздние времена, сам понимаешь)В книге о магии его имя не упомянуто (а я рассчитывала, ага! ;))(Кста, ехидно: сам Ра не знает, что происходит в областях, подвластных Сокару, а ты знать хочеш 8))Насчет связи с вуду - оставляю все на совести Эйгена, бо, имхо, это просто его глюк 8)(также можно развить тему о сходстве иконографии сокола-Хора и сокола-Сокара и связи и того и другого с правящей династией ШемсуХор и I-II династий, но это будет из серии тех же домыслов :-/)Негусто ;(.

Если есть желание рыть эту тему серьезно, могу посоветовать вот что:- спросить на форуме сайта maat.ru (лучший русскоязычный египтологический сайт). Но, поскольку тема слишком специфична, вариант два:- задать тот же вопрос на египтологической ссылке EEF (если не хочеш подписываться ради ответа на один вопрос, напиши сюда английский текст вопроса, и я скину его в рассылку, а потом перепощу тебе то, что египтологи скажут 8).)Собссно вотЪ ;) . А более я вариантов не имею 8).

From: iolly2003-07-27 09:08 pm (UTC)

Сорри, вот ссылк , если вдруг захочешь...

(Link)

Вау, фенькс! Запихиваю тебя теперь во френды 8-))))

Насчёт: «сам Ра не знает, что происходит в областях, подвластных Сокару, а ты знать хочеш»Есть такое дело…

Итак, что мы имеем — имеем негусто, но это уже что-то. Пасибки тебе! По идее, это я должен был закусывать книжки и вести поиски — но дело в том, что книжек-то у меня и нет… поэтому большие пасибки тебе!

На форуме maat.ru задам вопрос.А по-английски — если тебя не затруднит… I’m very interested in everything known about egyptian god of death called Sokar. Especially -- in Sokar’s description, his cult and legends about him. Can you help me? и тд и тп И это серьёзно то, что мне надо. Никаких конкретных вопросов, так как конкретно известно не очень. 8-))))) А если ты не можешь этого сделать, тогда я сам обращусь к буржуям, конечно… но, боюсь, у меня просто лап не хватит… вот, а если бы ты — да всё замечательно стало бы! 8-)

по описанию sokar/osiris смахивают на вудуистских ghede/legbaвуду происходит из западной африки - дагомея (ныне бенин) и окрестности - неблизко, но в принципе досягаемоинтересно бы хронологически сопоставить, если вдруг есть сведения

А что это за вудуистские...? Когда? Можеш в общих чертах описать?(длинные статьи на тему я сейчас вряд ли осилю...)

вот это пожалуй всего ближе к делу:"If Legba was the sun, at first young, then growing old, Ghede is the master of that abyss into which the sun descends. If Legba was time, Ghede is that eternal figure in black, posted at the timeless cross-roads at which all men and even the sun one day arrive. The cross upon a tomb is his symbol. But the sun is each year rebord. If Carrefour is the night death which attends each day, then Ghede is the night sun, the life which is eternally present, even in darkness. The cosmic abyss is both tomb and womb. In a sense, Ghede is the Legba who has crossed the cosmic threshold to the underworld, for Ghede is now everything that Legba once was in the promise and the prime of his life. [...] Ghede is, today, the phallic deity also. If Legba was once Lord of Life, Ghede is now Lord of Resurrection; and the difference between them is Death, which is Ghede."тут же видно сходство и с кроносом/зевсом ака сатурном/юпитеромhttp://www.gede.org/lwas/index.htmlhttp://www.pantheon.org/areas/mythology/americas/haitian/articles.html Under the heading of "Magical Figures" must certainly be included the so-called Ptah-Seker-Ausar figure which is usually made of wood; it is often solid, but is sometimes made hollow, and is usually let into a rectangular wooden stand which may be either solid or hollow. The three gods or trinity of Ptah, Seker (Socharis), and Ausar (Osiris), are intended to represent the god of the sunrise (Ptah), the god of the night sun (Seker), and the god of the resurrection (Osiris). The name Ptah means "Opener," and is usually applied to the sun as the "opener" of the day; and the name Seker means "He who is shut in," that is to say, the night sun, who was regarded as the sun buried temporarily. Now the life of a man upon earth was identified with that of the sun; he "opened" or began his life as Ptah, and after death he was "shut in" or "coffined," like it also. But the sun rises again when the night is past, and, as it begins a new life with renewed strength and vigour, it became the type of the new life which the Egyptian hoped to live in the world beyond the grave. ©если Seker (Socharis) это то же самое, то можно ещё и по этим словам дальше поискать

Да, Сокар, Секер и Сокарис — одно и то же.

From: ex_evengar5402003-07-22 09:51 pm (UTC)

Также вот ещё ссылочка, которую я на винче оставил.

(Link)

ru-egypt.livejournal.com

Бог Немти (Анти) - перевозчик-лодочник

Саркофаг для мумии сокола. Период Птолемеев. Розенкрейцеров музей, СШАСаркофаг для мумии сокола. Период Птолемеев. Розенкрейцеров музей, СШАНемти - древний бог в облике сокола, имя которого интерпретируется как «странник». Сейчас большинство египтологов признали прочтение его имени как Анти, под которым он часто фигурировал ранее в египтологической литературе, устаревшим. Основная функция Немти – быть перевозчиком-лодочником. В образе Немти слились несколько древних образов и легенд, которые между собой логически не стыкуются (впрочем, это характерно как для множества других богов Древнего Египта, так и для мифологического восприятия мира в целом).

Бог, который ослушался Ра

Согласно «Бог Сокар в своей лодке. Впереди стоит сокол - это Немти. Лувр.Бог Сокар в своей лодке. Впереди стоит сокол - это Немти. Лувр.Текстам пирамид» он отвечал за безопасность лодки солнечного бога Сокара.

В более поздних мифах, рассказывающих о споре Гора и Сета на право занять трон Египта, он был богом-лодочником, перевозчиком других богов. Когда божественный трибунал собрался на острове, чтобы рассудить спорщиков, бог Ра-Горахти приказал Немти не перевозить на остров богиню Исиду – мать Гора, против появления которой возражали члены трибунала.

Исида, узнав о таком запрете, под видом старухи обратилась к Немти с просьбой перевезти ее на остров, якобы чтобы покормить своего сына-пастуха, пасшего стадо на острове. За это она предложила Немти еду. Однако Немти отказался ее перевезти.

Тогда Исида предложила ему золотое кольцо в качестве оплаты за перевозку. Немти согласился и перевез Исиду на остров, где она своим появлением внесла сумятицу в ряды божественного трибунала. За нарушение приказа Ра Немти был сурово наказан – ему отрубили пальцы ног.

Жестокое наказание

К эпохе Птолемеев относится записанный на папирусе другой миф о наказании Немти. Эта темная и жестокая история связана с тем, что Немти казнил богиню – свою мать в облике коровы – Хатхор (в некоторых случаях Хесат), отрубив ей голову. В наказание боги приказали содрать с него живьем кожу и плоть, оставив Немти только кости скелета. Милосердная мать-богиня Хатхор (Хесат) восстановила прежний облик сына, помазав его своим молоком.

Согласно египетской мифологии у богов «кости - из золота, мясо - из серебра, волосы - из ляпис-лазури». После наказания Немти клянется, что золото должно быть запрещено в его городе навсегда (конечно, за этим мифом скрываются какие-то финансово-экономические реалии той эпохи). Именно поэтому культовые изображения этого бога в главном центре его почитания – городе Пер-Немти (греческий Антаеполис) в 12 номе Верхнего Египта - были сделаны из серебра. Другой важный культовый центр Немти был в 18 номе Верхнего Египта.

Бог-перевозчик и Сет

О значимости этого бога говорит тот факт, что его имя вошло в состав полного имени фараона VI династии Меренра I Немтиемсафа (ок. 2279-2270 гг. до н.э.), пирамиду которого можно и сейчас увидеть на юге Саккара. После эпохи Древнего царства индивидуальные черты бога Немти размываются, и он почти полностью сливается с другим богом-соколом – Гором, превращаясь в его ипостась. Тем более парадоксальным является то обстоятельство, что существуют изображения (редкие), на которых Немти изображен с головой Сета – традиционного соперника и врага бога Гора. В таком синкретическом облике Немти выступал в качестве бога-покровителя Антаеполиса.

О том, что Немти – проявление Сета, говорится в «Текстах саркофагов» (942 предложение). Связь с Сетом, возможно, объясняется также и тем, что Немти, как и Сет, был также богом Восточной (Аравийской) пустыни и покровителем караванного пути к Красному морю.

Связь с Анубисом

Стрелка указывает на фетиш (Имиут). Фрагмент росписи саркофага. Новое царство. Розенкрейцеров музей, СШАСтрелка указывает на фетиш (Имиут). Фрагмент росписи саркофага. Новое царство. Розенкрейцеров музей, СШАОпределенная связь Немти прослеживается и с богом Анубисом. Согласно некоторым мифам после того, когда с Немти содрали кожу и плоть, они были повешены на установленный в горшке шест. Анубис передал их матери Немти. Мать-богиня Хатхор (или Хесат) магическим образом вернула утраченный облик сыну, поливая своим молоком вывешенную кожу.

Интересно, что фетиш в виде вывешенной на шесте коровьей шкуры (Имиут) идентифицируется в египетском пантеоне богов не с Немти, а с Анубисом, являясь его ипостасью. Также тесно связан Немти и с местной богиней 12 нома – богиней-львицей Матит. Она иногда отождествлялась с Хатхор, матерью Немти, а для синкретического божества Немти-Сета могла выступать и в качестве супруги.

Немти изображался в виде сокола, иногда с развернутыми крыльями, или человека с головой сокола, обычно стоящего на лодке в форме полумесяца.

piramidavorever.ru