Береста в древней руси. В Великом Новгороде обнаружена первая берестяная грамота
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Возрождение старинных ремесел - изделия из бересты. Береста в древней руси


Берестяные грамоты Древней Руси — История России

В Древнем Вавилоне писали на глиняных табличках, в Египте – на папирусе, в Европе – на пергаменте, а в Древней Руси – на коре березы. Береста была главным материалом для письма на наших землях еще задолго до того, как к нам привезли пергамент и бумагу.

По основной версии, появление берестяных грамот относится к периоду XI–XV веков, но первооткрыватель новгородских грамот А. В. Арциховский и многие его коллеги считают, что первые грамоты были уже в IX–X веках.

Открытие берестяных грамот

Береста как материал для письма в Древней Руси использовалась издревле. Иосиф Волоцкий писал, что в обители святого Сергия Радонежского «самые книги не на хартиях писаху, но на берестех». До наших дней сохранилось много (правда, довольно поздних) документов и даже целых книг (в основном старообрядческих), написанных на расслоенной бересте.

Местом открытия берестяных грамот стал Великий Новгород. Сохранению этих древних находок способствовали благоприятные природные условия и особенности местной почвы.

В 1930-е годы в Великом Новгороде велись археологические раскопки, экспедицию возглавлял А. В. Арциховский. Тогда были найдены первые обрезные листы березовой коры и инструменты для письма. Более серьезных открытий в тот период сделать не удалось, так как началась Великая Отечественная война. Работы продолжились в конце 40-х годов XX века.

А.В. Арциховский

26 июля 1951 года на одном из раскопов была найдена берестяная грамота № 1. В ней содержался перечень феодальных повинностей в пользу трех жителей города. Эта грамота подтвердила гипотезу историков о возможности подобных находок. В дальнейшем события 26 июля стали поводом для утверждения ежегодного праздника, отмечаемого в Новгороде, – Дня берестяной грамоты. На этом открытия не закончились. В том же году археологи нашли еще девять берестяных документов.

Впоследствии открытия берестяных грамот стали обычным явлением. Первые грамоты в Смоленске были найдены в 1952 году, в Пскове – в 1958-м, в Витебске – в 1959-м. В Старой Руссе первая находка появилась в 1966 году, в Твери – в 1983-м. В Москве первую берестяную грамоту обнаружили только в 1988 году, когда проводились раскопки на Красной площади.

Количество берестяных грамот

Археологическая экспедиция в Великий Новгород – это уже традиция.  Ежегодно с 1951 года археологи открывают свои сезоны. К сожалению, количество грамот, найденных в разные годы, сильно разнится. Были сезоны, когда ученые находили несколько сотен экземпляров, а были и нулевые. Тем не менее сегодня найдено уже более 1000 берестяных грамот.

На конец 2017 года общее количество найденных грамот распределяется следующим образом:

Великий Новгород

1102 грамоты и 1 берестяная грамота-иконка

Старая Русса

48

Торжок

19

Смоленск

16

Псков

8

Тверь

5

Москва

4

Звенигород Галицкий (Украина)

3

Мстиславль (Белоруссия)

2

Витебск (Белоруссия)

1

Старая Рязань

1

Вологда

1

Общая характеристика грамот

Березовая кора как письменный материал широкое распространение получила в начале XI века и использовалась вплоть до середины XV века. С распространением бумаги использование данного материала для письма сошло на нет. Бумага была дешевле, да и писать на бересте становилось не престижно. Поэтому обнаруженные археологами грамоты – это не сложенные в архивах документы, а выброшенные и попавшие в землю в связи с ненадобностью.

При написании грамот очень редко использовались чернила, так как они были очень нестойкие, и авторы просто выцарапывали на бересте буквы, которые хорошо читались.

Бо́льшая часть найденных грамот – это бытовые частные письма на тему взыскания долгов, торговли и пр. Имеют место и черновики официальных актов на бересте: это завещания, расписки, купчие, судебные протоколы.

Были найдены и церковные тексты (молитвы), школьные шутки, заговоры, загадки. В 1956 году археологи обнаружили учебные записки новгородского мальчика Онфима, которые в дальнейшем получили широкую известность.

В большинстве своем грамоты лаконичны и прагматичны. В них сосредоточена только важная информация, а все, что и так известно адресату, не упоминается.

Характер берестяных грамот – послания незнатных людей – является ярким свидетельством распространения грамотности среди населения Древней Руси. Горожане обучались азбуке с детства, сами писали свои письма, женщины также знали грамоту. То, что в Новгороде была широко представлена семейная переписка, говорит о высоком положении женщины, которая посылала мужу наказы и самостоятельно вступала в денежные отношения.

Значение найденных берестяных грамот огромно как для изучения отечественной истории, так и для русского языкознания. Они – важнейший источник для изучения повседневной жизни наших предков, развития торговли, политической и общественной жизни Древней Руси.

histrf.ru

Берестяная азбука Древней Руси написана матом

Читателей «Правды.ру» очень заинтересовала новость о том, что в ходе археологических раскопок близ новгородского Кремля были обнаружены две берестяные грамоты, в которых содержалась ненормативная лексика . Это сообщение вызвало определённый интерес к ведущимся в Великом Новгороде и его окрестностях уже более 50 лет раскопкам берестяных грамот, представляющих собой важнейшие памятники бытовой жизни Новгорода XI-XV вв.

Ценность открытия подобных грамот заключается в опровержении мнения, что до татаро-монгольского нашествия русские люди не пользовались ненормативной лексикой. Это, в принципе, заблуждение – половина грубых слов в польском, чешском, болгарском и сербско-хорватском языках  те же, что и в русском, что говорит о славянском происхождении большей части русского мата. Но как утверждают специалисты, подобные открытия в Великом Новгороде и окрестностях делались и намного раньше – просто на этом так не заострялось внимание, потому что и кроме ненормативной лексики открытий хватало.

Действительно, раскопки в Новгороде – целая эпопея, которая длится с начала июня по середину августа. С начала июля в компанию взрослых затесались приезжавшие на практику первокурсники истфаков МГУ и СПбГУ. И уже более 50 лет, начиная с 1951 г., находят не только матерные берестяные грамоты, но и причастные ложки, палочки для письма, финно-угорские женские украшения, средневековые монеты и многие другие предметы быта разных сословий Древнего Новгорода  – от князей и их дружин до простых горожан.

Эти открытия позволяют историкам максимально реконструировать жизнь людей в XI-XV вв. Однако, говоря о Новгороде, следует остановиться на берестяных грамотах, поскольку именно в Новгороде они сохранились в наибольшем количестве из-за особо влажной почвы в этих краях. За 50 с лишним лет раскопок их нашли уже 956. Эти грамоты представляют собой письма и документы на берёзовой коре. Буквы процарапывались острой костяной или металлической палочкой ( писалом ) на специально подготовленной для этого бересте. Обнаруживали грамоты в слоях, сохраняющих растительные остатки – очевидно, авторы или получатели выбрасывали их за окно.

Их содержание – самое разнообразное. В большинстве своём берестяные грамоты представляют собой частную переписку, рассказывающую о быте, конфликтах, завещания, любовные письма и т.д. Многие из них представляют собой образцы юмора и анекдотов того времени. Но есть и документы политического свойства - протесты крестьян против феодальных повинностей, списки этих повинностей, а также сообщения о деяниях того или иного князя и сводки с полей сражений. Многие из листов бересты с текстом были сплетены между собой и таким образом появлялись целые берестяные книги.

После того, как удалось расшифровать тексты грамот, были опровергнуты многие стереотипы о том, что представляла собой Древняя Русь . Была найдена азбука  11 в., а также трактат 13 в. о том, какследует детей учить грамоте. Выяснилось также, что среди авторов записей на бересте очень много простолюдинов и даже женщин, что полностью не соответствует бытовавшим представлениям о том, что грамотными на Руси были только представители духовенства и представители высшей знати. Бесценны эти открытия и для филологов – ведь берестяные грамоты представляют собой памятники русского разговорного языка, а не «казённого», на котором писались летописи и официальные документы.

Находки в Новгороде и окрестностях подтолкнули поиск подобных документов и в других районах. Археологам удалось найти берестяные дощечки и грамоты в Смоленске, Старой Руссе, Витебске, Москве. Небольшое количество их было обнаружено в Центральной и Северной Европе. Выяснилось, что в те давние времена письменный язык существовал не только у русичей, но и у карелов. Были найдены берестяные грамоты, представлявшие собой древние памятники карельского (или карело-финского) языка. Это, в свою очередь, опровергает мнение о том, что письменность на этих близкородственных языках появилась в XVI веке, благодаря лютеранской реформации в Швеции, в состав которой входили финны и карелы.

О существовании берестяных грамот указывалось в сочинениях церковного деятеля рубежа XV-XVI вв. Иосифа Волоцкого . Примерно тогда же, в 1478 г., когда Новгородская земля была присоединена к Московскому государству,  берестяные грамоты впервые появились в Москве. Однако с тех пор в столице произошло много пожаров, с появлением книгопечатания содержание многих из них легло на бумагу, и они практически исчезли. И вот в в 1951 г. археологическая экспедиция во главе с академиком А.В. Арциховским дала им «вторую жизнь». А его преемник и продолжатель В.Л. Янин поставил поиск берестяных грамот «на конвейер», и теперь студенты-историки, да и не только они, имеют возможность косвенного общения с человеком из глубины веков. В настоящее время берестяные книги и грамоты хранятся в Библиотеке Академии наук, Библиотеке Салтыкова-Щедрина и Государственном историческом музее в Москве.

Вот так – с песнями, шутками и анекдотами современные первокурсники под руководством опытных наставников открывают нам историю собственного государства. Их стараниями удалось выяснить, что уровень развития как высокой, так и бытовой культуры на Новгородской земле практически не уступал Европе, а местами и превосходил её. И если об этих находках больше бы сообщалось не только применительно к мату – глядишь, «Иванов, не помнящих родства», стало бы у нас куда меньше. Хотя и в привлечении внимания к большому делу через ненормативную лексику тоже нет ничего плохого – ведь это ступень к проявлению большего интереса к российской истории, культуре, быту, а также к развитию «великого и могучего».

Вадим Трухачев

Новгородские берестяные грамоты XII века полны мата

Блудливая Россия забылась навсегда?

www.pravda.ru

Берестяная библиотека древней Руси - Общество гуманитариев

Археология ХХ века привела к открытию уникального исторического источника — берестяных грамот.

Правда, следует оговориться, что первую коллекцию берестяных грамот собрал еще в конце XIX века новгородский коллекционер Василий Степанович Передольский (1833–1907).  Именно он, проведя самостоятельные раскопки, выяснил, что в Новгороде есть прекрасно сохранившийся культурный слой. Найденные или выкупленные у крестьян берестяные грамоты Передольский выставил в первом в городе частном музее, построенном на собственные деньги, Берестяные грамоты, по его словам, были «письменами предков наших». Однако разобрать что-либо на старых обрывках бересты было невозможно, поэтому историки говорили о мистификации или считали "письмена предков" каракулями безграмотных крестьян. Словом, разыскания "русского Шлимана" относили к разряду чудачеств.В 1920-х годах музей Передольского был национализирован, а потом закрыт. Директор государственного Новгородского музея Николай Григорьевич Порфиридов выдал заключение о том, что «большинство вещей не представляло особой музейной ценности». В результате первая коллекция берестяных грамот была безвозвратно утеряна. Чисто русская история.

Сенсация пришла с полувековым опозданием. Как говорится, не было счастья, да несчастье помогло... При восстановлении города в 1950-х годах проводились масштабные археологические раскопки, открывшие в толще многометрового культурного слоя средневековые улицы и площади, терема знати и дома простых горожан. Первая берестяная грамота (конец XIV в.) в Новгороде была обнаружена 26 июля 1951 года на Неревском раскопе: она содержала перечень феодальных повинностей в пользу некоего Фомы.

Академик Валентин Янин в книге «Берестяная почта столетий» описывал обстоятельства находки так: «Случилось это 26 июля 1951 года, когда молодая работница Нина Федоровна Акулова нашла во время раскопок на древней Холопьей улице Новгорода, прямо на настиле ее мостовой XIV века, плотный и грязный свиток бересты, на поверхности которого сквозь грязь просвечивали четкие буквы. Если бы не эти буквы, можно было бы думать, что обнаружен обрывок еще одного рыболовного поплавка, каких в новгородской коллекции к тому времени насчитывалось уже несколько десятков. Акулова передала свою находку начальнику раскопа Гайде Андреевне Авдусиной, а та окликнула Артемия Владимировича Арциховского, на долю которого достался главный драматический эффект. Оклик застал его стоящим на расчищаемой древней вымостке, которая вела с мостовой Холопьей улицы во двор усадьбы. И стоя на этой вымостке, как на пьедестале, с поднятым пальцем, он в течение минуты на виду у всего раскопа не мог, задохнувшись, произнести ни одного слова, издавая лишь нечленораздельные звуки, потом хриплым от волнения голосом выкрикнул: «Я этой находки ждал двадцать лет!»В честь этой находки 26 июля в Новгороде отмечается ежегодный праздник — «День берестяной грамоты».

Этот же археологический сезон принёс ещё 9 документов на бересте. А сегодня их насчитывается уже больше 1000. Самая древняя берестяная грамота относится к X веку (Троицкий раскоп), самая «молодая» — к середине XV-го.

Буквы на грамотах процарапывали заостренным писалом.

Писала находили в археологических раскопах регулярно, но было непонятно, зачем их обратная сторона сделана в виде лопатки. Ответ был вскоре найден: археологи стали находить в раскопах хорошо сохранившиеся доски с углублением, залитым воском — церы, служившие также для обучения грамоте.

Воск разравнивали лопаткой и писали по нему буквы. Самая древняя русская книга — Псалтирь XI века (ок. 1010 г., более чем на полвека древнее Остромирова Евангелия), найденная в июле 2000 года, была именно такой. Книга из трех табличек 20х16 см, залитых воском, несла на себе тексты трех Псалмов Давида.

Берестяные грамоты уникальны тем, что, в отличие от летописей и официальных документов, дали нам возможность «услышать» голоса простых новгородцев. Основная масса грамот — это деловая переписка. Но среди грамот есть и любовные послания, и угроза вызвать на божий суд — испытание водой...

Широкую известность получили обнаруженные в 1956 году учебные записи и рисунки семилетнего мальчика Онфима. Процарапав буквы азбуки, он напоследок изобразил себя в виде вооруженного воина, верхом на коне сокрушающего врагов. С тех пор мечты мальчишек не сильно изменились.

Подлинной сенсацией стала берестяная грамота №9. Это — первое на Руси женское письмо: «Что мне дал отец и родичи дали в придачу, то за ним (имеется ввиду — за бывшим мужем). А теперь, женясь на новой жене, он мне не дает ничего. Ударив по рукам в знак новой помолвки, он меня прогнал, а другую взял в жены». Вот уж, действительно, долюшка русская, долюшка женская…

А вот любовное письмо, написанное в начале XII в. (№ 752): «Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и примчался… хочешь ли, чтобы я тебя оставила? Даже если я тебя по своему неразумению задела, если ты начнешь надо мною насмехаться, то пусть судит тебя Бог и я».Интересно, что письмо это было разрезано ножом, обрывки завязаны в узел и выброшены в кучу навоза. У адресата, видно, завелась уже другая зазнобушка...

Есть среди берестяных грамот и первое на Руси предложение руки и сердца (конец XIII в.): "От Микиты к Анне. Пойди за мене. Я тебя хочу, а ты меня. А на то послух (свидетель) Игнат..." (№377). Вот так буднично, зато без обиняков.

Еще один сюрприз преподнес 2005 год, когда было найдено несколько посланий XII-XIII веков с нецензурной лексикой — е... (№35, XII в.)., б... (№ 531, начало XIII в.), п...(№ 955, XII в.) и т. д.. Так был окончательно похоронен устоявшийся миф о том, что своеобразием нашего «русского устного» мы якобы обязаны монголо-татарам.

Берестяные грамоты открыли нам поразительный факт почти поголовной грамотности городского населения древней Руси. Причем, русские люди в те времена писали практически без ошибок — по оценкам Зализняка, 90% грамот написаны грамотно (простите за тавтологию).

Из личного опыта: когда мы с женой студентами работали сезон 1986 г. на Троицком раскопе, была найдена грамота, начинавшаяся с оборванного "...янину". Много было смеха над этим посланием академику через тысячелетие.

Бродя по Новгородскому музею, натолкнулся на грамоту, которая может служить хорошей альтернативой заглавию известной книги Янина "Я послал тебе бересту" — "Я послал тебе ведёрко осетрины", ей-Богу, звучит лучше, заманчивее))...

По оценкам археологов, Новгородская земля хранит еще не менее 20-30 тысяч берестяных грамот. Но поскольку их обнаруживают в среднем по 18 в год, потребуется больше тысячи лет, чтобы извлечь на свет божий всю эту бесценную библиотеку.

Полный свод берестяных грамот выложен в 2006 г. на сайте "Древнерусские берестяные грамоты"  http://gramoty.ru/index.php?id=about_site

culturology.livejournal.com

В Великом Новгороде обнаружена первая берестяная грамота

26 июля 1951 г. на Неревском раскопе Новгорода археологическая экспедиция под руководством А. В. Арциховского обнаружила первую берестяную грамоту, содержащую перечень феодальных повинностей.

Сведения об использовании бересты в качестве материала для письма в Древней Руси были известны достаточно давно, в том числе, из сочинений средневековых авторов. Об этом упоминал, например, церковный и политический деятель второй половины XV — начала XVI вв. Иосиф Волоцкий. Однако до 1951 г. встречались находки лишь отдельных иноязычных текстов (грамота на английском языке 1570 г., золотоордынский документ XIV в.).

Самая первая древнерусская берестяная грамота — короткое письмо простолюдина, жившего в XV в., — была обнаружена в ходе археологических раскопок в Новгороде. Раскопки велись экспедицией А. В. Арциховского с 1932 г., но лишь в 1951 г. археологи переместились в Неревский конец города. Именно здесь, между плахами настила древней мостовой Холопьей улицы в слоях конца XIV в. 26 июля 1951 г. участница экспедиции Н. Ф. Акулова увидела долгожданный кусочек бересты с русским текстом. К концу полевого сезона экспедиция обладала ещё девятью аналогичными документами.

Впоследствии берестяные грамоты были найдены на раскопах в Москве, Пскове, Смоленске, Старой Руссе, Твери, Торжке, Витебске, Мстиславле, Звенигороде Галицком. Сегодня их число превысило тысячу. Древнейшие берестяные послания датируются первой половиной XI в., а наиболее поздние — серединой XV в.

Обнаружение берестяных грамот открыло новую страницу в изучении истории русского языка, расширило представления учёных об особенностях жизни средневекового человека. В отличие от древнерусских летописей, тексты берестяных грамот полны бытовых деталей. Большинство грамот содержат письма, встречаются также различные реестры, ярлычки, черновики документов, ученические упражнения, азбуки, заговоры, тексты церковного характера. Бытовая тематика обусловила форму изложения — большинство документов написано на древнерусском разговорном языке.

Берестяные грамоты существенно изменили и традиционные представления ο степени распространения грамотности в древней Руси. Среди их авторов и адресатов наряду со служителями церкви, сановниками, домовладельцами и купцами встречаются старосты, ключники, ремесленники, воины, женщины, дети и т. д. По оценкам специалистов, новгородские культурные слои хранят ещё около 20 тыс. древнерусских берестяных грамот.

Лит.: Арциховский Α. Β. и Тихомиров М. Н. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1951 г.). М., 1953; Арциховский А. В. Археологическое изучение Новгорода. М., 1956; Берестяные грамоты : 50 лет открытия и изучения = Birchbark documents : 50 years of discovery and study : Материалы международной конференции, Великий Новгород, 24-27 сент. 2001 г. / Под общ. ред. акад. В. Л. Янина. М., 2003; Берестяные грамоты // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4. XII век. СПб., 1997; То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4948; Жуковская Л. П. Новгородские берестяные грамоты. М., 1959; Зализняк А. А., Янин В. Л. Берестяные грамоты из новгородских раскопок 2005 г. // Вопросы языкознания. 2006. № 3. С. 3-13; Момотов В. В. Берестяные грамоты — источник познания русского права XI-XV вв. : дис. ... к. ю. н. Краснодар, 1997; Тюняев А. А. Берестяные грамоты как документ // Организмика. 2009. 01 июня. № 6 [78]; То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.organizmica.org/archive/606/bgkd.shtml; Хорошкевич А. Л. Открытие новгородских берестяных грамот в историографическом контексте начала 50-х годов XX в. // Берестяные грамоты: 50 лет открытия и изучения. М., 2003, С. 24-38; Черепнин Л. В. Новгородские берестяные грамоты как исторический источник. М., 1969; Янин В. Л. Я послал тебе бересту... М., 1975; То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/rusYaninBeresta/index.htm; Янин В. Л., Зализняк А. А. Новгородские грамоты на бересте : Палеография берестяных грамот и их внестратиграфическое датирование. М., 2000.

www.prlib.ru

Возрождение старинных ремесел - изделия из бересты

Береста дает человеку положительную энергию.Люди испокон веков ценили и знали лечебные свойства бересты. И сейчас березу называют теплым деревом. Даже в холодной комнате кусок бересты или изделие из нее остается теплым, так как обладает большой положительной энергетикой. Достаточно возбужденному человеку некоторое время посмотреть на нее и подержать в руках – и он сразу же успокаивается. На Руси говорили, что береза забирает боль и дает здоровье. Многие крестьяне в России носили босяки и лапти из бересты вовсе не от бедности, а чтобы быть здоровыми и предохранить суставы от ревматизма.

Целебные свойства берёзы известны человеку давно. Это дерево отдает человеку для его здоровья все : кору, сок, почки, нежные корешки, листья, молодые веточки, берёзовый гриб, дёготь, берёзовый уголь . Обладает она и прекрасным биоэнерготерапевтическим действием. В берёзовой роще вы будете чувствовать себя спокойным, бодрым, наполненным силой жизни. Многочисленные советы по лечению заболеваний приводятся в травниках XYI-XYII вв. С помощью бересты лечили болезни суставов, нервной и мочевыводящей систем. Толчёной берестой присыпали раны, чтоб быстрее заживали и не гноились. Береста снимает головные боли, залечивает раны и приводит в порядок кровяное давление. Ободки и заколки, сделанные из бересты, не накапливают статическое электричество, а берестяные украшения не содержат веществ, которые вызывают раздражение кожи.

Целебный экстракт из бересты, который веками используется в лечении и в быту представляет собой природное сочетание различных целебных природных соединений – бетулин, лупеол, бетулиновая кислота и другие.

Бетулин, содержащийся в верхнем слое коры берёзы (защитное вещество самой берёзы, окрашивающее её ствол в белый цвет), является основным действующим биологически активным веществом экстракта. Береста на треть состоит из бетулина, который имеет и другое название – березовая камфара. Сначала в США, а потом и в России, это вещество за его особые биологические свойства стали называть "белым золотом".

берестяная шкатулка

Бересту (кора березы) заготавливают преимущественно из растущих деревьев и деревьев после рубки. При этом надрезают верхний белый пласт коры до луба. Наилучшей считается береста со средней части дерева. Заготовленное сырье сушат на воздухе. Сырье официально разрешено к использованию в медицине в России, США и многих других странах.

Бетулин1. Защищает клетки печени от повреждений различными химическими веществами.2. Предупреждает возникновение раковых клеток, подавляет возбудителя туберкулёза, помогает избежать заболевания при близком контакте с больными.3. Способствует нейтрализации и выведению вредных веществ из организма.4. Снимает проявления аллергии: аллергический насморк, слезотечение (сенная лихорадка), кожные высыпания и др.5. Облегчает течение болезни.6. В берестяных туесках хлеб сохраняется значительно дольше обычного и не долго не плесневеет.7. Давно известный способ обеззараживания воздуха.Несколько капель березового дегтя, который получают из бересты, капните на угли и воздух в Вашей комнате станет практически стерильным. Так в старину готовили помещения к родам.

берестяные изделия

Береста - белый полис здоровья

С давних пор береста играет важную роль в жизни русского человека. На Руси знали, что береста имеет не только красивый внешний вид, но и обладает могущественной целебной силой. Поэтому из неё делали предметы домашней утвари, обувь, различные украшения (ободки, пояски, браслеты, оберёги). Из бересты получали берёзовый дёготь, который считался вторым продуктом по целебной силе после мёда.

Посмотрим, что ещё можно сделать из бересты, кроме берестяно-медных стелек. Интересный оберёг из бересты "Звезда". Его можно подвесить над колыбелькой младенца, у изголовья постели, в автомобиле на зеркало салона или на лампу местного освещения рабочего места в офисе. Правильные очертания амулета и сама береста действует успокаивающе на нервную систему человека. Маленький ребёнок будет с удовольствием смотреть на свою звёздочку и спокойно засыпать, когда она рядом с ним.

берестяной амулет

Как частичка дерева-донора, береста подпитывает человека положительной энергетикой, снимая усталость и плохое настроение.

Кроме того, при повышении температуры воздуха свыше 35º С (летний зной в офисе или автомобильная пробка под палящим солнцем), оберёг начинает выделять бетулин в микроскопических дозах. Это вещество обладает противовоспалительным, антиоксидантным, антисептическим, противоопухолевым, антивирусным, гепатопротекторным, желчегонным, антилитогенным, гипохолестеринемическим свойствами.

берестяной оберег Такой оберёг не уступит по своим качествам известным всем янтарю и жемчугу

Наверное никто не будет спорить. что дерево самый экологически чистый материал для человека и животных. Давно было замечено (а теперь и научно доказано), что разные деревья по-разному влияют на здоровье и настроение человека. Больше того, название дерева соответствующее человеку зависит от даты рождения последнего. Есть специальный календарь-гороскоп друидов. Поэтому каждому человеку желательно всегда иметь рядом с собой кусочек "своего" дерева. Например в виде амулета или оберёга. Разумеется, в природе есть деревья, которые однозначно подходят для любого человека. Это осина, дуб и берёза. Если вампир-осина "специализируется" на поглощении энергии (как плохой, так и полезной), то берёза и дуб являются донорами положительной энергии для человека и птиц. Из осины даже дрова не дают жара и горят очень плохо. А вот дуб и берёза - отдают человеку всю свою полезную знергетику. Будь то дрова, паркетный пол или берестяные изделия. Не зря на Руси берёза считается национальным богатством.

Берестяные изделия, пришедшее к нам из Древней Руси имеют красивый эстетический вид, обладают мощной положительной энергетикой и терапевтическим эффектом за счёт выделения бетулина при нагревании до температуры тела человека. Наши предки говорили: «Если в доме береста, жить вам лет до ста». Такие слова, как беречь, оберёг, берёза, береста, берегиня - считаются родственными и имеют один корень. Из бересты до сих пор мастерят очень много предметов быта (посуда, обувь, подушки, лодки, поплавки на сети, украшения, игрушки).

Берестяная посуда была очень популярна на Руси. Береста прекрасно сохраняла как сыпучии, так и жидкие продукты. Такие, как квас, молоко и просто воду. В домашних условиях, имея минимальный опыт работы с берестой, можно поступить так. Нужную полоску бересты вставить в пластиковую банку или стеклянную бутылку. Предварительно нужно снять слой с белым налётом и удалить явные пороки (сучки и наросты).

Бутылка при этом получиться для монопродукта (например, молока), а из банки бересту легко вынимать, промывать при необходимости и заменять на новую. Но часто этого делать не обязательно. Береста сохраняет свои свойства - годами. В такой ёмкости можно хранить молоко, квас, воду, окрошку, сыпучие прдукты (чай, муку, крупы), сухофрукты и сушёные грибы.

По аналогии берестяных стелек можно изготовить впрок берестяно-медный "горчичник". Его можно сделать и однослойным. Он пригодится тем людям, кто страдает поясничным остеохондрозом или радикулитом. Больной участок растирают с помощью любой спиртовой настойки (например, сабельника или багульника), берестяной горчичник прикладывают к пояснице "бархатной" стороной и закрепляют специальным поясом, шерстяным платком или длинным шарфом. Этот горчичник будет греть и лечить до тех пор, пока соприкасается с телом человека. Носить можно продолжительное время, вплоть до прекращения болей в спине.

Источник

 

Рекомендуем к ознакомлению: 

ПОМОРЫ РУССКОГО СЕВЕРА

РУШНИК - ДРЕВНИЙ СЛАВЯНСКИЙ ОБЕРЕГ

КОГДА НА САМОМ ДЕЛЕ КРЕСТИЛИ РУСЬ?

dostoyanieplaneti.ru