Архитектура древней индии фото. Архитектура и Проектирование | Справочник
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Архитектура храмов Индии. Архитектура древней индии фото


Мусульманская архитектура Индии | Архитектура и Проектирование

Памятники мусульманской архитектуры индийской школы: Мечеть «Кувват аль-Ислам» («мощь ислама»). Минарет Кутуб-минар. Мавзолей султана Шамс ад-дина Илетмиша. Мавзолей султана Насир ад-дина Хумайюна. Мечеть Джама-Масджид. Гробница Шер-хана в Сазараме. Крепость Агры и мечеть Моти-Масджид (Жемчужная Мечеть). Мавзолей Акбара в Агре. Мавзолей Тадж-Махал.

Газневидский эмир Насир ад-даула Себюк-тегин положил начало набегам на Индию с целью грабежа и захвата рабов. Его сын Йамин ад-даула Махмуд (998–1030) проник в бассейн Ганга. В дальнейшем Индию осваивали Гуриды (1000–1215), благодаря которым возникли султанаты в Северной Индии, а затем и в Бенгалии, Кашмире, Гуджарате и т.д.

Мусульманская архитектура Индии сформировалась под влиянием традиций персидского зодчества. Тем не менее, индийская архитектурная школа отличается от персидской, прежде всего, применением иных строительных материалов, а также собственными традициями, благодаря которым возникла собственная школа возведения исламских культовых зданий.

Наследники Газневидов немало способствовали распространению традиций иранской архитектуры в Индии, где новые правители стремились демонстрировать свою мощь не только силой оружия, но и идеологии, для чего создавались колоссальные культовые сооружения.

Минарет Кутуб-минар и мавзолей султана Шамс ад-дина Илетмиша в Дели. Комплекс мечети Кувват аль-Ислам Минарет Кутуб-минар в Дели. Комплекс мечети Кувват аль-Ислам
Минарет Кутуб-минар и мавзолей султана Шамс ад-дина Илетмиша в Дели. Комплекс мечети Кувват аль-Ислам Минарет Кутуб-минар в Дели. Комплекс мечети Кувват аль-Ислам

В 1192 в правление Гийас ад-дина Мухаммада (1163–1203) в Дели начали строить мечеть, получившую название «Кувват аль-Ислам» («мощь ислама» – араб.). Мечеть имеет гигантские размеры: 250 на 150 м, а общая площадь (вместе с вспомогательными постройками) – 4 гектара. Кутб ад-дин Айбак (1206–1219) построил из красного песчаника необычный минарет Кутуб-минар. Кажется, что минарет составлен из многочисленных конический секций, которые, как кольцами, скреплены ажурными балконами, опирающимися на сталактиты. Высота минарета 72,5 м, диаметр базы – 15 м, а диаметр вершины – 3 м. Тело башни покрыто кораническими надписями в арабо-персидской графике. После смерти Кутб ад-дина был закончен только первый ярус, его зять Шамс ад-дин Илетмиш (1211–1236) добавил еще четыре следующих, а правитель Фируз-шах III (1351–1388) после землетрясения 1368 был вынужден восстановить два верхних яруса, поэтому они были сделаны из мрамора.

Само здание ныне разрушенной мечети напоминает колонные мечети Сирии и Андалузии. Однако это сходство возникло случайно: мастера не владели техникой кладки арок и сводов из клинчатого кирпича. Они сооружали плоские перекрытия, которые опирались на консоли и колонны. Эти колонны были взяты из 27 разрушенных индуистских храмов и украшены фигурной резьбой. Как правило, колонна индийской мечети имеет квадратное основание, но затем мастер придает ей круглое или гранёное сечение и вновь возвращается к квадратуре. Красный песчаник, который использовали индийские мастера, прекрасно поддается обработке, поэтому резьба, как правило, покрывает все поверхности, которые сделаны из этого камня.

Впоследствии к мечети был пристроен мавзолей султана Шамс ад-дина Илетмиша (Ильтутмиш 1211–1236). Очевидно, что в его время мастера уже начали делать нарядные фестончатые арки, однако традиционную для мусульманских культовых зданий сталактитовую конху индийские мастера сделать не могли.

Ала-уд-дин Кхальи, правивший в начале XIV века, построил город Шири рядом с комплексом Кутба. Хотя от Шири почти ничего не осталось, скромная Али-Дарваза в комплексе Кутб указывает на начало процесса совершенствования основного модуля мусульманской архитектуры — кубической колонны, увенчанной правильным полушатровым куполом.

Династия Туглакидов, правившая в Дели с 1320 по 1413 год, внесла подлинный мусульманский колорит в строительство новых городов — это явно прослеживается на примере городов-крепостей Туглаквабада и Фируз-Шах-Котла. Последний город (сейчас является частью Нью-Дели), отражающий типичную планировку мусульманской цитадели, состоит из периферических оборонительных валов, серии дворов, расположенных по оси, которая выводит к великолепным частным дворцовым сооружениям. Династия Туглакидов придала «воинственный» стиль архитектуре.

При штурме войсками Бабура из династии Моголов оборонительные сооружения пали, а опустошение столицы мусульман — города Дели — послужило сигналом для ремесленников и мастеров города перемещаться в различные периферийные центры мусульманского государства, которые развивались вокруг городов Джаппур и Пандуа — на востоке, Ахмедабад — на западе, Малва — в Центральной Индии и Биджапур — на юге.

Мавзолей султана Насир ад-дина Хумайюна

Мавзолей султана Насир ад-дина Хумайюна

Среди выдающихся памятников мусульманской архитектуры Индии следует назвать мавзолей султана Насир ад-дина Хумайюна (1508–1556) из династии Моголов в Дели, построенный в 1557–1565. Его архитектор Мирак-мирза Гийас использовал персидскую композицию чахар-баг («четыре сада»). Восьмигранный план усыпальницы находится в центре сада. Его территория пересекается каналами, которые отождествляются с четырьмя реками рая. Сад огорожен от города стенами с четырьмя порталами. Каждый портал состоит из айвана, под углом к которому расположены два небольших здания той же высоты, с двумя этажами худжр (в плане это здание напоминает «открытую» подкову). Края верхней линии портала фланкированы небольшими чисто индийскими башенками, напоминающими паланкин на спине слона – чаттри. Здание построено из красного песчаника, который прекрасно гармонирует с белым мрамором. Мрамор чаще всего использовался, чтобы подчеркнуть вертикали и контуры арок. Традиционного исламского декора в этом здании нет, однако на внешних фасадах здания цветным камнем обозначены шестиконечные звезды. Венчает мавзолей двойной купол (внутренний и внешний), с небольшим шпилем. Обращает на себя внимание также форма минаретов, которые служат продолжением граней здания. Их количество – почти всегда чётное – приводит к заключению о том, что в Индии минарет скорее всего выполнял декоративную функцию.

Мечеть Джама-Масджид

Мечеть Джама-Масджид

Постепенно проектировщики выработали жизнеспособные и самобытные архитектурные стили, приспосабливаясь при этом к определенным климатическим, географическим и социальным условиям каждого региона. В Бенгалии, например, недостаток камня как строительного материала и непрерывные дожди способствовали устройству характерных покатых парапетов для мечетей, на которых возводились кирпичные стены, декорированные терракотой. Строители при династии Манду выработали выразительное направление, которое наилучшим образом прослеживается в архитектуре мечети Джама-Масджид. Эта мечеть, возведенная Шах-Джаханом, считается одной из красивейших в мире.

На строительство в Южной Индии большое влияние оказали иммигранты, хорошо знавшие технологию возведения зданий в Персии. Это направление проявилось в сооружении мечети в Гулбарга, Гол-Гумбаза.

Мавзолей Шер-хана в Сазараме

Мавзолей Шер-хана в Сазараме

Гробницы, возведенные в Дели династией Лоди, по существу превратили город в величественный Некрополь. Бабур, первый правитель династии Моголов, нанес поражение династии Лоди в легендарной битве при г. Панипат в 1526 году. Всего за четыре года он заложил фундамент империи, которая имела неограниченную власть над большей частью Индии на протяжении последующих 300 лет. Империя, однако, была основана не столько стараниями Бабура, сколько мудростью великого афганского правителя Шер-хана, который принудил сына Бабура Хумаюна отказаться от Дели, и сам правил городом в течение пятнадцати лет. Шер-хан внес огромный вклад в развитие архитектурных традиций. Квила-Кухна-Масджид в Пурана-Квила в Дели стали прототипом развития архитектурных форм Моголов, а гробница Шер-хана в Сазараме является наивысшим достижением в ряду восьмиугольных гробниц, построенных династиями Туглакидов и Лоди. Шер-хан был свергнут сыном Бабура, который вновь поддержал мусульманскую традицию в Дели и оставил Индии великий дар — своего сына Акбара.

С Акбара началась эпоха небывалого строительства. В период его правления персидские черты слились с индусскими и буддийскими традициями, в результате чего возник новый неповторимый стиль. Наглядным примером служит гробница Хумаюна в Дели и многочисленные постройки в новой столице, возведенной Акбаром-Фатихпур-Шикри, а также гробница самого Акбара в Агре.

Сын Акбара Джахангир не был выдающимся строителем, он предпочитал выражать свою индивидуальность в разведении многочисленных садов.  Шах-Джахан, преемник Джахангира, стал рьяным строителем из песчаника и мрамора и довел традиции могольской архитектуры до их вершины, что проявилось в знаменитом мавзолее Тадж-Махал в Агре. Но до того, как был построен Тадж-Махал, мастера Шах-Джахана освоили применение мрамора в качестве строительного материала, возводя такие сооружения, как Диван-и-кхаси и Диван-и-ам, залы для частных и публичных аудиенций и Моти-Масджид, или Жемчужную Мечеть, в форте Агры.

Крепость Агры и мечеть Моти-Масджид (Жемчужная Мечеть)

Крепость Агры и мечеть Моти-Масджид (Жемчужная Мечеть)

Крепость Агры и мечеть Моти-Масджид (Жемчужная Мечеть)

Во второй трети XVII в. представитель династии Моголов (1526–1858) Шихаб ад-дин Шах-Джихан I (1628–1657) построил великолепный мавзолей Тадж-Махал близ Агры. Мавзолей Тадж-Махал, воздвигнутый по велению Шах-Джахана для его рано умершей любимой жены Мумтаз, считается вершиной архитектурных сооружений мусульманского типа. Шах-Джахан тщательно выбирал и корректировал проект мавзолея, обращаясь к лучшим в то время зодчим Востока. Основной замысел проработал Устад Мохаммед Иса Эффенди - византийский турок, ученик крупнейшего турецкого архитектора Синана, грека по происхождению. В разработке проекта участвовали мастера Индии, Средней Азии, Персии, Аравии. Шах-Джахан сам выбрал место для неслыханного мавзолея ниже Агры на правом берегу Джамуны. Стройка продолжалась с 1631 по 1647 год; на ней постоянно было занято около 20 тысяч рабочих.

Мавзолей Тадж-Махал – культовое здание вместе с окружающим его парком занимает значительную площадь – 17 га. Доступ в сады и к мавзолею открыт с южной стороны сада, где на одной линии стоят два входных портала, украшенные традиционными чаттри. После этого посетитель попадает на территорию четко спланированного сада, который разделен на квадраты четырьмя каналами, в точке пересечения которых находится бассейн. Само здание мавзолея находится на северной стороне.

Усыпальница возведена на искусственной платформе на берегу реки Джамна. Платформа вымощена белым мрамором. Мавзолей, авторство которого приписывается индийскому архитектору Устаду Ахмаду Лахори, представляет собой компактное здание из белого мрамора с традиционными для индийской архитектуры срезанными углами, с большим куполом и четырьмя чаттри на крыше. Здание целиком выполнено из белого мрамора, которое великолепно отражает солнечные лучи. По легенде, шах хотел, чтобы ему построили отдельный мавзолей черного цвета на противоположном берегу реки Джамны. Однако Шах-Джихан был свергнут с престола своим собственным сыном Аурангзебом.

Мавзолей Тадж-Махал

Мавзолей Тадж-Махал

На восточной и западной границе комплекса Тадж-Махал строго по поперечной оси относительно главного здания расположены две постройки из красного песчаника. Каждая постройка увенчана тремя белыми куполами. И хотя они имеют иное предназначение (справа – «Джаваб» – приют для именитых гостей, а слева – мечеть, где служили поминальные службы), все здания логично вписываются в мемориальный комплекс.

Внутри мавзолея за ажурной решеткой из белого мрамора находятся кенотафы (надгробный памятник умершим, останки которых покоятся в другом месте или не найдены) Шах-Джихана и его любимой жены, их поверхность инкрустирована полудрагоценными камнями. Над главным помещением (по сложившейся в индийской архитектуре традиции) подняты два купола – один в другом. Внешний купол увенчан шпилем, а внутренний (меньших размеров) сделан для того, чтобы соблюсти гармонию с пространством интерьера. Это конструктивное решение появилось в эпоху Тимуридов, а в Индии впервые было применено при строительстве мавзолея (1518) делийского правителя Низам-хана Сикандара II (1489–1517) из династии Лоди.

Орнаментация внутренних поверхностей Тадж-Махала поражает изяществом. В отделке применялись самоцветы и разноцветный мрамор. Так, черным мрамором выполнен эпиграфический декор, воспроизводящий суры Корана почерком сульс. Известно, что могольские императоры были увлечены флорой: они разводили цветники и розарии, специальные плантации декоративных растений. Эта любовь в полной мере присутствует в орнаментации интерьера мавзолея. Мозаика из разноцветных кусочков агата, сердолика, ляпис-лазури, оникса, бирюзы, янтаря, яшмы и кораллов воспроизводит цветочные гирлянды, букеты, украшающие стены погребального зала. Складывается впечатление, что Тадж-Махал создавался не как усыпальница, а как памятник любви императора к своей несравненной супруге Мумтаз-Махал (Мумтаз – «несравненная», араб.).

С ростом могущества империи, Шах-Джахан закладывает прекрасный город Шахджаханабад в черте Дели. Сераль в Дели включает изысканные павильоны, богато украшенные и окруженные садами с водой.  Под властью сына Шах-Джахана Аурангзеба, империя продолжала существовать еще 60 лет. С распадом ее очаги творчества вновь переместились в периферийные центры.

arx.novosibdom.ru

Архитектура храмов Индии | храмы Индии

Архитектурные стили индуистских храмов

Значительные климатические, культурные, расовые и прочие различия между северными равнинами, Гималайскими предгорьями и южными территориями,прилегающими к побережью, обусловили формирование в различных частях Индии трех архитектурных стилей в храмовом зодчестве, имеющих весьма значительные различия.

Так, древние тексты на архитектуре, классифицируют храмы на три стиля - стиляНагара (Nagara) или «северный» стиль, что дословно переводится как «городской» или «город»,дравидского или южного стиля Дравида иВесара (Vesara) или гибридного стиля, который отмечен в Декане помимо двух основных.

Для южного типа индуистского храма (дравида) характерна шикхара в виде ступенчатой пирамиды с четко выделенными поперечными поясами, завершенная многогранным, колоколовидным перекрытием. Для северного типа культового индуистского здания стала характерна шикхара (шикара) параболических очертаний с приплюснутым кольцом (амалака) наверху.

Кроме того в периферийных областях таких как Бенгалия, Керала и гималайские предгорья и долины развились региональные архитектурные стили. Но безусловно большинство храмов выстроено либо в стиле Нагара либо Дравида, причем это разделение можно проследить с самых ранних, из сохранившихся на сегодняшний день, храмов.

Стиль Нагара, который развивался в течение пятого столетия, характеризуется башней типа улья (названный шикхара, "shikhara", в северной терминологии) составленной из нескольких слове архитектурных элементов, типа kapotas и gavaksas, завершающихся большим круглым подобным подушке элементом, названным "amalaka", а в просторечии "Барабан".

План храма основан на квадрате, но стены часто разбиваются элементами декора в результате чего создается впечатление, что башня круглая. В более поздних событиях, в храмах типа Катармала или Байджнатха , центральная мандапа окружена несколькими маленькими храмиками, создавая визуальный эффект, напоминающий фонтан.

С седьмого столетия Дравида или южный стиль сформировал пирамидальную башню, состоящую из прогрессивно уменьшающихся ярусов, узкого горла, и купола на вершине, названной также shikhara (в южной терминологии). Повторяющиеся горизонтальные ярусы визуально придают южным храмам приземистость.

Менее очевидные различия между двумя главными типами храма включают план местности, выбор и расположение камня, из которого вырезали фигуры на внешних стенах и интерьере, диапазоне декоративных элементов.

Говоря об обширных областях Индии во власти 'северного' стиля, то есть от Гималаев до Декана, должно упомянуть про региональные отличия. Например все нижеперечисленные храмы классифицировано как принадлежащие к стилю Нагара, - и простой храм Parasuramesvara в Бубанешваре (в Ориссе), состоящий только из святилища и зала, и храмы в Каджурахо с их захватывающими суперструктурами, и изящно вырезанный храм Солнца - Surya в Модхере тоже. С другой стороны «южный» стиль, будучи ограниченным меньшей географической областью, был более последователен в развитии и более предсказуем в архитектурных особенностях.

В пограничных областях между двумя главными стилями, особенно в современных государствах Карнатаки и Андхра-Прадеша, было много стилистического наложения так же как нескольких отличительных архитектурных особенностей. Типичный пример - храмы периода Хойсала (Hoysala) с его многочисленными святилищами и замечательным декоративным оформлением стен. Фактически такие особенности иногда столь существенны, что определяют классифицирующие отличные региональных групп. Не маловажное значение оказывали местные типы строительных материалов. Так, мягкий мыльный камень, используемый архитекторами Хойсала двенадцатого- тринадцатого столетия, позволяет скульпторам, работающим в традиции слоновой кости и резьбы по дереву, воспроизвести эти техники в камне и создать самый причудливый и декорированный из всех индийских стилей. Трудно обрабатываемые гранитные скалы, типичные для области вокруг Мамалапурама (Mamallapuram ) Тамил Наду не позволили провести детализированную проработку поверхностей храмов. В областях без камня, типа Бенгалии, храмы, построенные из кирпича также имели весьма различные стилистические особенности, и т.д.

Но самое существенное визуальное различие, сформированное в средневековье, между северными и южными стилями - ворота.На севере шикхара остается самым видным элементом храма, и ворота обычно скромны.В южном стиле стены были построены вокруг целого комплекса и по этим стенам, идеально установлены по восток - запад и между севером и югом сложные, и часто великолепные ворота, названные Гопурам или Гопура (gopuram), которые открывали проход во внутренний двор. Эти гопурами стали фактически стать самой поразительной особенностью южного индийского храма. Они становятся более высокими и более высокими, затмевая внутреннее святилище и его башню и доминируя над целым храмовым комплексом. С периода Виджьянагара (Vijayanagara), столицей которой был Хампи, гопурамы становятся очень многочисленными, высокими, украшенными скульптурой, и часто раскрашенными. Ширина ярусов павильонов и других архитектурных элементов была тщательно подобрана, чтобы создать вогнутый контур, который является отличительной особенностью дравидских храмов, выстроенных к югу, особенно в Тамилнаде.

Строение индуистского храма

В своей основе тип индийского индуистского храма практически без изменений сохранился с 6-ого столетия нашей эры до нашего времени. Строительство храмов и на севере и на юге было подчинено канону, описанному в Самхитах, Агамах и иной религиозной литературе, подробно регламентирующей все от выбора места до ритуала.Первоначально индийские храмы не были предназначены для большого количества верующих, возможно в числе прочего и из-за кастовых различий, что обусловило в большей степени на севере их незначительный размер.

Самой важной частью храма, его сердцем, является гарбхагриха (garbhagrha) то есть святилище, святая святых, sanctum sanctorum на латыни. Это обычно квадратное низкое помещение без дверей и окон за исключением единственного низкого и узкого входа. Изображение Божества размещено в геометрическом центре. Это абсолютно темное место, здесь нет никакого света за исключением света, который проникает через вход, и света от ламп и свечей.

Над гарбхагрихой собственно и находится храмовая башня (вимана). Эта башня бывает весьма высока в Северных индийских храмах и ниже и шире или средней высоты в южноиндийских храмах, подробнее об этом в отдельной статье.

Вокруг святилища обычно есть круговой проход, точнее закрытый с 3-х сторон проход, называемый прадакшина-патха (pradaksinapatha), по которому верующие обходят Божество, т.е. совершают парикрама, так этот проход тоже иногда называют. Этот проход может быть темным и глухим или иметь окна и даже очь большие окна без решеток, похожие на выходы (в Паттадакале например). Только храмы стиля весара (vesara) не имеют этого прохода.

Перед святилищем находится проход в него, соединяющий его с большим залом - мукха-мандапа (mukhamantapa), иногда называемая sukanasior ardhamantapa, в зависимости от его пропорции относительно самого gharbhagrha. Кроме того функции непосредственного прохода мукхамандапа используется для хранения предметов религиозного назначения, включая пищу, подлежащую предложению Богу, и прочих предметов культа.Есть еще antarala, узкий проход, соединяющий gharbhagrha и mukhamantapa или mantapa ( зал), он выделяется в самостоятельную часто только в больших храмах, в большинстве храмов antarala идентичен с mukhamantapa или sukanasi, которые представляют собой в небольших храмах лаз из центрального зала в святилище.

Mantapa, то есть мандапа (также названный nrttamantapa или navaranga) - большой зал, используемый для относящихся к прихожанам религиозных действий. Иногда это довольно большое помещение, включающее в себя несколько соединенных между собой залов, как например, в храме Шивы в Варанаси. Собственно мандапа представляет собой здание между гарбхагрихой и входом в храм.В свою очередь мандапа в зависимости от размера может иметь простой вход, декорированный лишь незначительными орнаментальными полосками по краям двери, или вход с крыльцом, ступенями, предвратными фигурами и скульптурными группами, горельефами и прочими элементами декора.

Перед храмом, то есть входом в него располагается флагшток (dhvajastambha), который находится на центральной оси храма напротив святилища. Флаг зависит от Бога, которому посвящен храм, так же как и вахана ( vahana), то есть ездовое животное Бога, которое находится здесь же, напротив храма. Напортив храмов Шивы лицом, т.е. мордой к храму лежит Нандин ( Nandi), бык. В храмах, посвященных Богине-Матери ( Devi), это - лев, вахана Дурги, в храмах Вишну это Гаруда - человек с птичьей головой.

Балипитха (Balipitha) - пьедестал для жертвенных приношений с лотосом или следами божества установлен рядом с мурти (изображением) Божества. Его можно узнать в любое время по остаткам приношений - красному порошку -куркуме, желтой сандаловой пасте, рису, цветам. В ведический период кровавые жертвы приносились гораздо чаще, чем в наше время, поэтому облик жертвенника должен был измениться, на сколько сказать не могу, но очевидно в очень древних храмах он выглядит иначе.

Храм окружен невысокой стеной или забором - по крайней мере в городской черте в Химачале, Уттаранчале, Уттар Прадеше, где я была. В центральной и южной Индии вокруг храма может быть довольно высокая стена ( prakara) с одним основным и тремя вспомогательными воротами, над которыми высится храмовая башня - Гопурам( Gopuram), то есть Ворота коровы. Гопурамы пока я видела только в Хампи (Карнатака). В храме Вирупакша их было 2 один напротив другого, в боковых входах ворота были без башен. В храмах Виталла был всего 1 гопурам- центральный, никаких боковых. В прочих храмах Хампи, так же как и храмы Паттадакала в Картанате, никакой ограды.

В ограде (prakara) могут находится находятся небольших храма или святыни божеств, связанных с главным божеством храма. Например, в храме Шивы второстепенные святыни посвящены Ганеше (Ganapati), супруге Шивы Парвати (Parvati), Subramanya и Candesvara. В храме Вишну соответственно Лакшми, Хануману и Гаруде. В храме Дурги - Шиве, Ганеше, Subramanya.

Окрестности храма включают yagasala (жертвенный навес), pakasala (навеса кухни), место для утсавамурти (utsavamurti) - изображение Божества, которое несут в процессии или везут в храмовой колеснице на фестивале, саму колесницу, гараж для нее, и прочее. Вообще-то храмы принято строить на берегу реки, а если реки рядом нет - то на горе.

Cимволика индийского храма

Храм - место, где реализуется связь между человеком и Богом, между земной жизнью и божественной жизнью, между фактическим и идеалом. Поэтому храм сам является символом.

Слово ' devalaya', который часто используется, чтобы обозначить в храме, фактически означает "дом Бога'. Это - место, где Бог останавливается на земле, чтобы благословить верующих. Это - Его дом, Его дворец.

' Vimana' - другое слово, которое часто используется, чтобы обозначить храм вообще, и garbhagrha (святилище) в частности, имеет этимологическое значение - "хорошо-распределенная (пропорциональная) структура". Поскольку расширение этого значения произошло от глагола мерить, это обозначает Бога Создателя (как комбинация Шивы и Шакти), того кто 'отмеряет', то есть условно ограничивает здесь некими рамками свое беспредельное существование для лучшего воприятия верующими.

Паломничество имеет важное место в индусской религии.Место Паломничества называют tirtha, оно неизменно связано с храмом, поэтому и храм могут называть tirtha. Храм помогает нам как средство пересечения океана samasara (мира воплощенных душ, круга перевоплощений).

План храма также очень символичен. Горизонтально гарбхагриха представляет голову и гопурам ноги божества. Другие части комплекса здания идентифицируются с другими частями тела. Например, ardhamantapa (маленькое помещение перед garbhagrha) - нос; antarala (проход рядом с предыдущим, приводящий в главную мандапу) - шея; различные mantapas - тело; prkaras (окружающий стены) - руки и так далее. Вертикально, garbhagrha представляет шею, башня sikhara - голова, kalasa (украшение) пучок волос (sikha) и так далее.

Храм также представляет Бога в космической форме, с различными мирами, расположенными на различных частях Его тела. Bhuloka (земля) формирует Hisfeet, и Satyaloka (также названный Brahmaloka) формирует Его sikha, и т.д.Если храм отображает в символической форме тело Бога на макрокосмическом уровне, он так же отображает в символической форме тело человека на микрокосмическом плане. Названия различных частей храма - это названия, используемые для обозначения частей человеческого тела. Cмотрите на следующие технические названия: paduka, pada, carana, anghri, jangha, uru, griva, kantha, sira. Sirsa, karna, nasika, sikha. Pada (нога) - колонна, griva (шея) - часть между карнизом и еще какой то деталью, Nasika (нос) - архитектурная часть и так далее. Garbhagrha представляет сердце и изображение. Эта наука о символах пробует внушить нам потребность искать Бога в нас самих, а не только снаружи.

Храм также представляет Meruparvata - мифическая золотая гора Меру, описанная в Пуранах, как центральная точка вселенной, вокруг которые крутятся все остальные миры. Прототип или тень или напротив проекция золотой горы - реальная гора Меру расположена в Гархвальских Гималаях и имеет высоту 6666, странно не правда ли?

Короче говоря, индуистский храм представляет этот мир во всех его аспектах, фактическом и тонком. Входной гопурам создает ощущение и символизирует великолепие внешнего мира. Бордюры и скульптуры на внешних стенах храма, изображающие мир животных и мирскую жизнь обычных людей, сопровождаются сценами от эпической и мифологической литературы, а также религиозными символами и изображениями богов и богинь, должны напомнить зрителям о истинной цели существования, и большом культурном и религиозном наследии.

Храм также представляет тонкое тело с семью психическими центрами или чакра. Garbhagrha представляет anahata чакру (четвертый психический центр в области сердца), и самая верхняя часть kalasa указывают на sahasrara (седьмой и последний центр, расположенный на макушке головы). Первые три центра (muladhara, svadhisthana и mainpura, расположенные соответственно около заднего прохода, сексуального органа и пупке) - ниже уровня земли, visuddha и ajna, расположенные в корне горла и между бровями, находятся на sikhara области - башне.

Часто план храма представляет собой мандалу. Manadala - геометрическая диаграмма с тайными потенциальными возможностями. Симметрия - ее главная особенность. Созданный мир, который является прекрасным образцом творчества Создателя, может лучше всего быть представлен симметрическим в виде идеяльной мандалы. Движение в manadala, исходит ис наружных частей к внутреннему центру, который является точкой, творческим Принципом. Верующий должен начать снаружи, пройти окольными путями через последовательные стадии, чтобы подойти к центру, подобно тому как человек входит в храм, он должен пройти через несколько ворот, внутренние дворы и проходы, приближаясь к святилищу, отбрасывая внешнее, что бы прикоснуться к основам существования.

Индийская иконография

Индийская иконография - очень древняя наука и искусство, берущая начало от текстов Ригведы и Атхарваведа, и получившая продолжение в большому количеству поздних текстах.

Изображения в индусских храмах делятся на три группы в зависимости от основных деноминаций индуизма: Шайва (или шиваитская), Шакта (шактистская) и Вайшнава (т.е. вишнуитская), и соответственно принадлежат к трем культам Шивы, Шакти и Вишну.Изображения, в свою очередь, могут быть акала или дхравейбра (неподвижным) или (подвижным) кала.

Ранние изображения обычно делались из камня и устанавливались на постоянной основе. Последнее время мурти делаются из металлов как бронза или панчалоха (сплав пяти металлов) и используются в процессиях по праздникам, для омовения, и т.д.Иногда появляются изображения колкала (и подвижный и неподвижный), то есть изображение,хранимое в гарбхагрха,извлекается и помещается на храмовую колесницукак например в случае храма Джаганнатха в Пури (Орисса).

Изображения могут быть в трех положениях: станака (стоящий), асана (сидящий) и (лежащий) саяна, только изображения Вишну делают лежащем положении.Специфический аспект божества, представленного изображениями может быть подчеркнут мудрой(положение рук и пальцев), асаной (положение ног и рук), синха (символ), васана (платье) и абхарана (украшения и орнаменты). Среди мудр и асан падмасана (поза лотоса) и иогасана (относящееся к медитации положение) являются самыми распространенными. Изображения Шивы и Шакти имеют дамару (барабан), тришула (тризубец), паса (петля), анкуша (срекало), бана (стрела), кхадга (меч) и так далее, как их символы. Чакра (диск), санкха (раковина), гада (булава), и падма (лотос) традиционны для изображений Вишну.

Автор и источник публикации: 

achadidi aka Сычева Анна, использованы материалы сайтов www.sanathanadharma.com, www.templenet.com, www.hindunet.com, www.kamat.com. Не подлежит использованию на сторонних ресурсах.

Структура индуистского храма Индии

indonet.ru

Архитектура Индии, Индия архитектура, История архитектуры в Индии

     Древнейшие, сохранившиеся до наших дней памятники Индии, - это города Мохенджо - Даро (современный Пакистан), Хараппа, Лотал, Калибанган и некоторые другие, построенные в третьем тысячелетии до н. э. Это первая попытка человека создать урбанистические центры. Улицы планировались по сетчатой схеме, существовала определенная система использования земли. Здания были сложены из обожженного и необожженного кирпича, имели строго утилитарное назначение. Создатели древних городов возводили ступенчатые арки, а "Большой бассейн" в Мохенджо - Даро свидетельствует о том, что крупные ритуальные сооружения строились уже в то время.

     Архитектура в Индии: в городах просторные покои окружали обустроенные внутренние дворики. В городскую канализационную систему поступали сточные воды из кухонь и многочисленных бань.

     Во втором тысячелетии до н.э., после того, как города Индо-Гангской равнины пришли в упадок, высокоразвитое и стандартизированное искусство, основой которого был кирпич, уступило место ведическому периоду с его безымянными пастушескими поселениями, сооруженными из глины, тростника, бамбукака и других видов деревьев, произрастающих в долинах рек Сарасвати и Ганг. Несмотря на то, что до нас не дошли образцы строений ведического периода, о них можно судить по творениям буддийских скульпторов III и II веков до н.э. Они часто запечатлевали отдельные эпизоды жизни Будды в архитектурной кладке этого периода. Например, в барельефах на воротах величественной ступы в Санчи в центральной Индии, изображены круглые хижины с купольными тростниковыми крышами, шпицами, фронтонами, арочные деревянные дворцы и лоджии. Это свидетельствует о том, что постройки принадлежали богатым людям в  Мохенджо-Даро и Хараппе.

Примерно в III - II веках до н. э. буддизм доминирующей религией в Индии становится буддизм. Кроме дерева, при строительстве зданий стал использоваться камень.

     Множество памятников из камня сохранилось до нашего времени.

     Можно выделить три типичных направления буддийской архитектуры, получившие развитие в этот период:

ступа - монументальные постройки захоронений, чаитья - культовые залы и вихара - монастыри.

     В буддийских центрах в Санчи и Бхархуте в центральной Индии свидетельством связи этих сооружений с деревянной архитектурой прошлого является резьба каменных ограждений и ворот.

     Архитектура в Индии: в монастыре кельи монахов обычно располагались по периметру прямоугольного двора и иногда строились в несколько этажей. Однако, наиболее удивительные буддийские памятники относятся к архитектуре пещерных храмов в районах штата Бихар на востоке и Махараштра на западе. Монахи расширяли и преображали природные гроты и пещеры на горных склонах, создавая при этом огромные и величественные молитвенные залы и монастыри в громадных утесах. Хотя эти монастыри высекались в скалах, планировка и профиль этих пещер в точности повторяли более ранние сооружения и являлись точными каменными копиями предшествующих кирпичных и деревянных зданий. Эта особенность была настолько характерной, что даже структурные деревянные элементы воссоздавались в камне. Монахи-архитекторы, вырубавшие пещеры, ввели пилоны, балочные конструкции, стропила с окнами, балконы и огромные аркообразные проходы, подобные ранним деревянным конструкциям. Наиболее известные памятники находятся в Барабаре (штат Бихар), а также в городах Бхайя, Карли, Аджанта (штат Махараштра). Строительство этих " удивительных пещер света " на скалистых склонах древними архитекторами оставило неповторимый след в индийской архитектурной традиции. Пещеры, высеченные в скалах, есть и в других местах, но эстетические достижения индийских архитекторов не имеют аналога нигде в мире.

     В последующие века влияние буддизма в Индии ослабло, и материальное процветание в V в. проложило дорогу к возрождению идей брахманихма, или индуизма, в период правления великой династии Гуптов.

     Возродившись, индуизм сохранил свое влияние на большинство населения Индии в течение следующего тысячелетия, и это получило отражение в развитии индийской архитектуры, освященной религией.

     Архитектурные памятники Индии эпохи великого возрождения государства Гуптов считаются выдающимися. Эта эпоха создала совершенно новую архитектурную традицию, которая тесно связана с возведением индуистских храмов, ставших могущественными центрами веры и просвещения на многие столетия. До этого общая планировка всех подобных храмов была, как правило, арсидной. В эпоху Гуптов храмы развивались из обычных квадратных камер-святынь, которые существовали в период раннего правления Гуптов в городах Санчи и Эран в центральной Индии, и превращались в более сложные сооружения. По окончании раннего периода пробного строительства в Айхоле и Бадами возникают два направления храмовой архитектуры. Основное различие между этими направлениями заключалось в форме высокой крыши храма, являвшейся отличительной чертой индуистского храма. На севере страны крыша шикхара имела более или менее плавные пирамидальные очертания и поднималась непрерывной линией к закругленной вершине с вытянутым острием. На юге крыша называлась вимана и поднималась уменьшающими ступенями, подобно ступенчатой пирамиде, создавая неповторимую и своеобразную форму.

     Самые ранние образцы высоких пирамидальных крыш шикхара и вимана в храмах VI в. в городах Айхол, Паттадакал и Бадами были выполнены из необработанного камня (штат Карнатака). Позже, в VII-VIII веках, эти крыши были обработаны мастерами из Махабалипурама вблизи Мадраса, которые придали определенную форму нескольким ранним храмам, созданным из обнаженных скал, и внесли свою лепту в традицию скальной индийской архитектуры.

      В период с X по XIII век храмовая архитектура приобретает геометрическую четкость. "Парящие" храмы в Каджурахо (центральная Индия), Конараке (восток страны) и Танджуре(юг) - примеры излюбленной формы триумфально- величественных сооружений, богатой и впечатляющей. Сложная резьба на поверхности этих храмов обогащает структуру форм и стилистически объединяет их, что выражается в единообразии обработки материала и различных местных вариациях. Наиболее яркое отражение такое искусство нашло в западных штатах Раджастхан и Гуджарат при строительстве величественных джайнистских храмов Маунт - Абу и Палитана, декорированных снаружи и изнутри необыкновенно сложной резьбой. В Тамилнаде вестибюли гудха манданас и возвышающиеся ворота гопурамс являются характерной особенностью храмовой архитектуры наравне с залами для танцев и крытыми внутренними галереями, сооруженными в храмах Модхера в штате Гуджарат, Конарак и Пури в штате Орисса и Кхаджурахо в центральной Индии.

      В Рамерсвараме на юге, Кашмире на севере и Конараке на востоке открытые дворы пракамас, арки в виде трилистника, сооружения в виде колесниц стали отличительными чертами храмов этих районов.

В городах-близнецах Халебиде и Белуре слились воедино так называемые "северное" и "южное" направления, воплотившись в великие творения периода правления династии Хоясала (1050-1300гг.). Прямоугольные террасы пирамидальной виманы и криволинейный профиль шикхары трансформировались в колоколовидную башню, венчавшую храм Гарбха - Гриха, имевший форму звезды. Поверхности сооружений обильно украшались скульптурами богов и божественных дев. Последним проявлением индусского мастерства в области монументального строительства стал легендарный город Виджаянагар в области Хампи (современный штат Карнатака), руины которого подтверждают восторженные описания, оставленные людьми, посетившими город в период его процветания. Исторические записи свидетельствуют о том, что архитекторы того времени заботились о сохранении существующего ландшафта, используя его, чтобы подчеркнуть величие возводимых в Виджаянагаре зданий. Создается впечатление, что архитектурные формы в сущности представляют неотъемлемую част ландшафта. Стратегические соображения определили расположение города на местности, изобилующей выходящими на поверхность скалами и огромными валунами. При строительстве архитекторы использовали скалы и пространство возле них, искусно располагая украшенные резьбой небольшие структурные группы с учетом ландшафта. Таким постройкам отдавалось предпочтение перед большими импозантными сооружениями. В таких местах невозможно определить, где кончается ландшафт и начинается архитектура. Эти храмы украшены сложной и многочисленной скульптурой, и кажется, что пластика обрела полную свободу выражения в украшениях сооружений Виджаянагара. Многочисленные обильно украшенные резьбой колонны в павильонах с плоскими крышами - отличительная черта зданий этого города. С этим лесом колонн контрастирует колесница, высеченная из цельной глыбы гранита. Искусно обработанные колеса колесницы, приподнятые на несколько дюймов от земли, могут вращаться. Другие города с храмами - крепостями Мадураи, Шрирангам и Рамерсварам на юге Индии были построены в период мусульманского правленияна севере страны в XIII- XVII вв. Они делают честь настойчивости и неутомимости индийских строителей больше, чем их архитектурному таланту. Строились многие мили коридоров, множество залов с миллионом колонн, многокольцевые зубчатые стены, многочисленные монументальные сооружения, являвшиеся обязательными атрибутами этого стиля, если здесь применим этот термин.

Ранняя мусульманская архитектура Индии

Архитектура Индии в период правления Великих Моголов

e-x.com.ua