Архитектура древнего царства египет. Древний Египет. Архитектура Среднего царства. Период VII-XVII династий (конец III тыс. до н.э.- XVII в. до н.э.) Часть 1
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древний Египет. Архитектура Древнего царства. Период III-VI династий (ок. 2800-2400 гг. до н.э.) Часть 3. Архитектура древнего царства египет


Древний Египет. Архитектура Древнего царства. Период III-VI династий (ок. 2800-2400 гг. до н.э.) Часть 3

alt

В древности к каждому столбу была прислонена статуя сидящего на троне фара­она Хефрена. Одни статуи были высечены из зеленого диорита, другие - из светлого алебастра, третьи - из желтого шифера.

Наиболее известна статуя Хефрена из диорита. Фараон изображен сидящим на троне. Его поза аб­солютно статична. Фигура построена сим­метрично, т. е. правая сторона повторяет левую. Поза фараона спокойна и величест­венна.

alt

По представлению древних египтян, статуя должна была служить веч­ным вместилищем души фараона, поэтому все случайное, временное, преходящее не могло быть запечатлено в этом идеализиро­ванном образе. Бог-сокол Гор распростер свои крылья над головой обожествленного царя. Это - статуя получеловека, полубога, безграничного властелина. Статуи составляют единое целое со столбами, сливаются с ними.

Синтез архитектуры и скульптуры, во­обще свойственный египетскому искусству, в храме Хефрена выражен очень сильно. Вместе с тем здесь особенно ярко выступает и столь характерная для египетского искус­ства ведущая роль архитектуры. Именно она диктует план всего замысла, подчиняя себе все другие виды искусства.

Невдалеке от пирамиды Хефрена, вдоль прохода к верхнему храму возвышается ог­ромная фигура сфинкса. Статуя высечена из выступавшей на равнине боль­шой скалы, по форме напоминавшей фигуру лежащего льва. Недостающие части фигуры льва скульптор дополнил из плит и придал голове образ человека с портретными чер­тами Хефрена.

На голове у фараона надет клавт - головной платок, ниспадающий на плечи двумя концами, украшенными попе­речными полосами. Высота сфинкса 20 м, длина 57 м. Это самая грандиозная скульп­тура, созданная человеком за всю историю ваяния. Голова сфинкса сильно повреждена, утрачена подвесная борода, изуродовано лицо.

Стела, поставленная у подножья сфинкса в период XVIII династии Тутмесом IV, гла­сит, что однажды во сне будущий фараон предстал перед богом у ног сфинкса; бог повелел ему освободить сфинкса и обещал за это престол. Тутмес исполнил волю бога и был вознагражден. Две другие стелы, по­ставленные между лапами сфинкса фара­оном Рамсесом II, сообщают о вторичной очистке сфинкса от песка. Третья очистка была произведена в 1925 г. археологом Баредом. В настоящее время скульптура видна полностью.

alt

Образ сфинкса проходит через всю еги­петскую мифологию: он воин и страж, борец и мститель; сфинкс быстр и мудр, решите­лен и непреклонен. Из всех скульптурных изображений сфинксов гизехский сфинкс Хефрена - наиболее грандиозный. Вечный страж усыпальницы умершего фараона столь же велик, как пи­рамида, и столь же целен в своем образе.

Кристальная простота и ясность формы, грандиозные размеры придают пирамидам строгое величие и монументальность. Зна­чение их архитектуры было оценено еще в древности. Среди семи чудес света первое место греки отводили пирамидам.

В этих исполинах, созданных гением и руками человека, древнеегипетская идеоло­гия, с ее обожествлением одного наделен­ного нечеловеческой властью человека и принижением сотен тысяч других, прояви­лась наиболее полно.

Пирамида преемника Хефрена фараона Микерина, третья из гизехских пирамид, сильно уступает по величине своим предше­ственникам: ее высота равна 62 м, а длина стороны основания 108,4 м. К погребальной камере, устроенной в грунте ниже уровня основания, ведут два входа.

Пирамида Микерина сложена из очень больших блоков. Снаружи она облицована гранитными плитами. Во время раскопок 1968 г. археолог Алу Хассан на плитах, об­лицовывающих основание пирамиды, обна­ружил иероглифическую надпись Микерина с указанием годов строительства пирамиды. Микерин умер до завершения строитель­ства, и верхняя часть пирамиды осталась необлицованной.

Скромные размеры пирамиды Микерина, неполное покрытие поверхности каменной облицовкой, использование в строительстве храма вместо камня кирпича-сырца и де­рева - все это свидетельствует о том, что в конце IV династии культовое строительство уступает строительству начала династии.

Сын Микерина фараон Шенсескаф для погребения своего тела удовольствовался со­оружением между некрополями Саккары и Дашура кирпичной мастабы. Правда, ма- стаба фараона намного превосходила по своим размерам окружающие ее мастабы знатных вельмож и чиновников.

Важнейшие погребальные ансамбли пер­вых фараонов V династии Сахура Нефериркара, Неферфра и Ниусерра рас­положены на плато Абусира рядом друг с другом, и планы их во многом повторяются. Это сходство объясняется тем, что архитек­торы следовали требованиям погребального ритуала фараона, полностью уже сложив­шегося и принявшего устойчивые формы во второй половине периода Древнего царства.

Пирамида фараона V династии Сахура в Абусире является наиболее типичной и лучше всего изученной царской гробницей этого времени. В высоту пирамида имеет 49,6 м. Погребальный склеп устроен на уровне земли. Для того чтобы избежать сильного давления массы камня на погре­бальную камеру, над ней соорудили двускатное перекрытие из мощных блоков. Кладка основного ядра пирамиды состоит из блоков желтого известняка, для обли­цовки использован белый известняк, вер­хушка пирамиды гранитная.

Использование растительных форм ха­рактерно для египетской архитектуры. Уже в молельне фараона III династии Джосера имеются полуколонны с капителями в виде цветка папируса. В период V династии в связи с некоторой утратой грандиозности и монументальности, присущих сооружениям великих фараонов IV династии, и усилением интереса к декоративности часто исполь­зуют колонны с растительными капителями; появляются капители в виде нескольких бу­тонов папирусов и капители в форме паль­мовых листьев. Колонны храмов Сахура были окрашены в зеленый цвет. Потолок был ярко-синий с золотыми звез­дами, словно ночное небо, распростершееся над пальмовой рощей.

Большое место в оформлении храмов Сахура отведено рельефам. Сцена охоты в пустыне, высеченная на стенах храма, зани­мает площадь в 8 м2. Композиция разде­лена на две части: справа изображен загон, в котором находятся дикие быки, газели, антилопы, зайцы, слева - фараон, стреляю­щий в зверей из лука. За фараоном идут его сын и приближенные, фигуры которых в четыре раза меньше фараона.

Погребальные ансамбли последнего фа­раона V династии Унаса (середина XXVII в. до н. э.), фараонов VI династии, конца Древнего царства, Тети, Пепи I, Меренра и Пепи II (XXVI-XXV вв. до н. э.) были сооружены в Саккаре. Они, как и погребальные ансамбли предшествующего периода, состояли из пирамиды, окружав­шего ее двора и храмов.

Пирамиды этих фараонов имели неболь­шие размеры, их высота не превышала 70 м. Они сложены из небольших каменных бло­ков и из бута. От входа, расположенного на северном склоне пирамиды, идет кори­дор; недалеко от входа он расширяется, об­разуя первый зал; продолжающийся за залом коридор прегражден тремя узкими дверями, за которыми расположено прямо­угольное в плане помещение. В его восточ­ной стене имеется проход в низкую ком­нату, предназначенную, вероятно, для за­упокойной статуи фараона, а в западной стене - проход в длинный погребальный зал с саркофагом.

Однотипность планировки различных пи­рамид была обусловлена требованиями ри­туала. Определенные обряды происходили в специально предназначенных для них по­мещениях.

В отличие от гизехских пирамид IV ди­настии, чьи внутренние помещения были лишены каких бы то ни было надписей и изображений, внутренние помещения пира­мид Унаса, Тети, Пепи I, Меренра и Пепи II покрыты текстами, получившими по месту их расположения название текстов пира­мид. Ритуальное шествие, связанное с по­гребением фараона, начиналось в долине, в нижнем храме, затем по крытому проходу направлялось к верхнему храму, где также происходили обрядовые церемонии, затем - в самую пирамиду.

Порядку совершения обряда в пирамиде соответствуют тексты, высеченные на стенах ее внутренних помещений. Они начинаются от входа и завершаются в погребальной камере. Тексты, высеченные в определенной последовательности, содержат изречения, произносившиеся в каждом помещении во время совершения там обрядов; около про­ходов высечены тексты обращения к боже­ственным стражам дверей - змеям, львам и быкам, заклинания с требованием открыть замок и т. д. Тексты пирамид представляют большой интерес не только для истории ре­лигии, но и для истории архитектуры Древ­него Египта, так как они позволяют устано­вить назначение отдельных помещений, смысл которых не всегда понятен.

(Продолжение следует)

Материал воспроизводится с небольшими сокращениями по источнику:

Всеобщая история архитектуры. Том 1. Издательство литературы по строительству. Москва. 1970

profidom.com.ua

Архитектура эпохи Древнего царства. Египет

Российская академия художеств

Санкт-Петербургский государственный академический

институт живописи, скульптуры и архитектуры

имени И.Е. Репина

Факультет теории и истории искусств

Отделение заочного обучения

Архитектура эпохи Древнего царства. Египет

Реферат по истории искусства древнего Востока

(I курс)

2008г.

Архитектура эпохи Древнего царства. Египет

египет архитектура пирамида

Более десяти тысяч лет назад, когда климат в прилегающих к Нилу степях и саваннах был более влажным, здесь обитали кочевые племена охотников, избегавших селиться в болотистой и нездоровой долине Нила. Однако постепенное иссушение климата превращало саванны и степи в бесплодную пустыню, что заставило первобытных охотников с течением времени заселить берега Нила. Параллельно формировалась египетская народность: с коренным населением протокушитами и протоберберами смешались протосемиты, возможно, пришедшие из Аравии. Пустыни тормозили дальнейший приток кочевых племен, и к концу четвертого тысячелетия до нашей эры здесь сложился относительно однородный этнический тип.

Свою страну древние египтяне называли «Кемет», что означает «Черная», ибо темный цвет плодородной почвы связывался у них с представлением о вечном возрождении жизни. В дальнейшем за страной закрепилось греческое название «Айгюптос», вероятно произошедшее от видоизмененного наименования «Хикупта» («Крепость духа Пта»), соответствовавшего городу Мен-Нефер (Белая стена), известному нам как Мемфис, расположенному неподалеку от современного Каира. История Египта древнейшего периода — до образования государства и возникновения классового общества - восходит к тому времени, от которого сохранились лишь памятники материальной культуры. Первые поселения в долине Нила относятся к каменному веку, который подразделяется на три периода — палеолит, неолит и энеолит. От эпохи палеолита дошли только вещи утилитарного назначения. Искусство заявляет о себе лишь со времени неолита, когда изделия стали украшаться и появились предметы, специально предназначенные для культовых целей. На раннем этапе существования древнеегипетского искусства уже проявилась одна из основных его особенностей: функциональность памятников — соответствие предметов их прямому назначению. При изготовлении культовых вещей — керамических и каменных сосудов, ритуальных ножей, украшений, обнаруженных в захоронениях, использовались те же формы, что и для изделий быта. Жилые постройки древнейших обитателей Нильской долины служили прообразом погребальных сооружений. Раскопки неолитических захоронений, относящихся к Бадарийской культуре, обнаружили различные предметы погребальной утвари, что указывает на существование веры в загробную жизнь. Умершим приписывалась способность покровительства своим живущим сородичам. Отсюда возник культ предков.

Вплоть до конца девятнадцатого века о царствовании первых правителей имелись лишь туманные, порой полудостоверные, полулегендарные представления. Ученые опирались на свидетельства греческих и римских авторов и на древнеегипетские письменные источники, среди которых следует отметить фрагментарно сохранившийся Туринский папирус, содержавший перечень царских имен. Однако и древнеегипетские тексты зачастую имели довольно сильные расхождения. Наиболее авторитетным и ценным из них принято считать Палермский камень - древнейший из дошедших документов. Вся поверхность его была исписана именами фараонов в последовательности их царствования с указанием продолжительности правлений. Вероятно, подобные источники легли в основу труда египетского жреца Манефона (конец IV - начало III в. до н.э.). Манефон разделил всю историю Египта на 30 династий, которые он объединил в три крупные периода, называемые царствами: Древнее, Среднее и Новое. В результате последующих уточнений были выделены эпохи Раннего царства (I—II династии) и два Периода распада, первый (VII-X) и второй (XIII-XVI династии), связанные со временем децентрализации египетского государства. Хотя это подразделение условно, ученые пользуются им и по настоящее время. В последние годы было много сделано в изучении истории Египта I тыс. до н.э. — так называемого Позднего периода. Его начало (XI-VIII вв. до н. э.) открывается кратковременным правлением местной XXI династии, за которой следует период нашествия иноземцев и захват ими египетского трона (XXII—XXV династии). Затем наступает своеобразный период возрождения - эпоха Сажса (XXVI династия). С 525 года до н.э. на египетском престоле воцаряется XXVII персидская династия, а сам Египет входит в состав ахеменидской державы. Далее наступает последний период его самостоятельности, приходящийся на время XXVIII-XXXI династий и продолжавшийся до нашествия Александра Македонского (332 г. до н.э.), не считая кратковременного вторжения персов в 341 году. Завоевание Египта греками положило начало эпохе эллинизма, отмеченной органичной взаимосвязью древнеегипетской культуры с античной.

На основе сохранившихся документов и данных археологических раскопок ученым удалось установить последовательность правителей додинастического периода. Основателем I династии принято считать Мена, однако по другим источникам он отождествляется с Нармером, что в настоящее время рядом ученых справедливо оспаривается. В списке Палермского камня первому фараону I династии предшествовал перечень имен еще более древних правителей. Подтверждение этому документу нашли археологи. В конце XIX века в Абидосе обнаружили некрополь, где среди найденных предметов оказались вещи с изображением сокола над именами царей. Эта находка дала ключ к установлению царских имен. По этому признаку ученые объединили семь правителей, предшественников Мена, в так называемую «нулевую династию».

Но поскольку нас в нашей работе интересует лишь архитектура периода Древнего царства то и остановимся на нём, итак…

Древнее царство — эпоха сооружения великих пирамид. Уже одно это определяет его лицо в общей линии развития древнеегипетской культуры, свидетельствуя о высоком уровне науки, искусства, об оформлении государственного строя, успехах хозяйственной жизни и сложении религиозной системы. Усиление централизации страны привело к установлению полной и неограниченной власти фараона-деспота, достигшей к этому периоду своего апогея. Централизация повлекла за собой развитие бюрократического аппарата. Важнейшие государственные должности распределялись среди вельмож, во многих случаях — родственников фараона. Из их среды назначались правители номов-провинций. Сам же фараон сочетал высшие полномочия с саном верховного жреца, сделавшись, таким образом, и главой духовной власти. Весь Египет с его населением считался собственностью фараона. В Древнем царстве впервые упоминается о людях, именовавшихся «слугами фараона». Самая ранняя надпись, в которой это название встречается, обнаружена на камнях пирамиды Джосера. Подъем хозяйства и развитие ирригационной системы требовало большого притока рабочей силы, которая поступала за счет обращенных в рабов пленных. В религиозной системе в эпоху Древнего царства складываются официальные версии важнейших догматов и теорий. Представление о божественности фараона - сына бога во плоти - содействовало укреплению его единовластия. Наделение царя божественной сущностью и приписываемая ему роль покровителя страны обусловили сложный религиозный ритуал, характер мистериальных празднеств и оказало воздействие на все возрастающее значение заупокойного культа. Об этом свидетельствует небывалый расцвет монументального каменного зодчества, апофеозом которого явились гигантские пирамиды, причисленные еще в древности к семи чудесам света.

Но путь к достижению совершенства пролегал через длительные поиски и находки. Все более внушительные размеры приобретает гробница - мастаба, ставшая конструктивной основой монументальных сооружений из камня. Гробницы знати, так называемые «мастаба»( «Мастаба» по-арабски значит «скамья». Так называют гробницы знати Древнего царства современные египтяне. Это название удержалось и в науке.), состояли из подземной части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Подобные постройки времени I династии имели вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Этот «дом» представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. К такому зданию затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати уже при I династии применялся известняк. Постепенно мастаба усложнялась; молельни и помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части, сплошь сложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количество помещений в мастабах, где к концу Древнего царства появляются коридоры, залы и кладовые.

Для истории египетской архитектуры большое значение имело строительство царских гробниц, сооружению которых посвящались огромные средства, технические изобретения, новые идеи зодчих. Строительству царских гробниц придавалось большое значение и потому, что они явились местом культа умершего фараона, Этот культ играл видную роль в египетской религии, сменив культ предводителя племени доклассового периода. При этом на культ фараона были перенесены пережитки представлений о том, что предводитель племени является магическим средоточием благосостояния племени, а дух умершего предводителя при соблюдении надлежащих обрядов будет и впредь охранять свое пламя. Характерно, например, что пирамида Сенусерта I называлась «Сенусерт, смотрящий на Египет», а на верхушках некоторых пирамид были изображены глаза. В нарастающей грандиозности царских усыпальниц наглядно сказалось желание утвердить деспотическую монархию и в то же время проявилась неограниченная возможность эксплуатации этой монархией труда народных масс. Для постройки таких сооружений требовались громадные усилия, так как камень приходилось привозить издалека и втаскивать с помощью насыпей на большую высоту. Лишь путем крайнего напряжения сил рабов и свободных земледельцев-общинников можно было построить столь гигантские сооружения. Мысль зодчих и совершенствование технических приемов шли по линиям наращивания надземной массы здания, однако горизонтальное увеличение последнего в конце концов не могло уже производить требуемое впечатление подавляющей монументальности. Важнейшим этапом в развитии царских гробниц явилась поэтому идея увеличения здания по вертикали.

mirznanii.com

Древний Египет. Архитектура Среднего царства. Период VII-XVII династий (конец III тыс. до н.э.- XVII в. до н.э.) Часть 1

alt

Среднее царство охватывает период около 300 лет - от конца III тысячелетия до вторжения в Египет в XVII в. до н. э. чужеземных племен гиксосов.

В последний период Древнего царства, т. е. в конце III тысячелетия до н. э., Египетское государство пришло в упадок. Грандиозные строительные работы, предпринятые фараонами Древнего царства, истощили материальные ресурсы страны.

Периоду Среднего царства предшество­вал длительный период междуусобной борьбы. Особенно большую роль стали играть правители Фиванской области. Борьба между Гераклеополем и Фивами, носившая острый характер, принесла победу Фивам. Фиванские правители объединили вокруг себя Южный Египет.

Окончательное объединение страны про­изошло при четвертом фараоне XI династии Ментухотепе I. В сохранившейся от этого времени надписи говорится, что он «заклю­чил в оковы вождей обеих стран, покорил южную и северную страну, чужие земли и обе области Египта».

Для Среднего царства характерно уси­ление людей незнатного происхождения, обязанных своей карьерой только самим себе. В противовес высшей знати они назы­вали себя «малые» - неджесы. Некоторые неджесы Среднего царства владели боль­шими богатствами. Так же как представи­тели высшей знати, неджесы сооружали себе гробницы, покрывали их рисунками и рельефами. Неджесы занимали видное ме­сто в египетском обществе и при фараонах XII династии.

Период XII династии характеризуется большими ирригационными работами. Вос­станавливаются старые каналы и дамбы, пришедшие в упадок во время смут, строят­ся новые. На севере, в районе Фаюма, было осушено много болот, которые преврати­лись в плодородные земли, используемые для сельского хозяйства. Здесь создали огромное водохранилище, названное впо­следствии греками Меридовым озером.

В районе Фаюмского оазиса был пост­роен большой город Кахун, куда Сенусерт II перенес свою резиденцию. На осно­вании проведенных в конце прошлого века раскопок удалось восстановить расположе­ние улиц в этом городе.

В Кахуне сохранился фундамент дома одного из вельмож фараона Сенусерта II, расположенный рядом с царским участком. От улицы дом был отгорожен глухой глинобитной стеной. Узкая входная дверь находилась против помещения при­вратника. Отсюда по открытому коридору вдоль внешней стены можно было попасть в хозяйственные помещения.

Другой откры­тый проход вел к жилым помещениям. Эти помещения состояли из мужской и женской половин, разделенных большим открытым двором. Вдоль южной стороны двора шла галерея, крыша которой опиралась, вероят­но, на деревянные столбы. На эту галерею выходили жилые комнаты.

Плоская крыша центрального, наиболее обширного помеще­ния поддерживалась четырьмя свободно стоящими колоннами. Центральной частью женской половины был квадратный двор, окруженный открытыми галереями на ко­лоннах. В северной части главного двора находилась лестница, которая вела на пло­скую крышу.

Во всей планировке дома следует отме­тить стремление отгородиться от улицы, замкнуться в помещении, являющемся цент­ром всего участка и открывающемся только в сторону двора, ориентированного на се­вер. Жаркое египетское солнце заставляло летом искать прохлады в тени галерей, от­крытых доступу северного ветра.

Стены внутренних помещений были обычно выбелены и расписаны, глиняные полы плотно утрамбованы. О внутренних удобствах такого жилья почти ничего не известно, но в автобиографической повести времени фараона Сенусерта I - «Рассказе Синухета» - упоминается бассейн, устроен­ный в доме одного из царевичей.

О монументальном зодчестве первой по­ловины Среднего царства можно судить на основании заупокойного храма Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри. Он был построен на западном берегу Нила невда­леке от Фив, у подножья высоких скал. От расположенной в долине молельни вела вверх дорога, огражденная с обеих сторон белыми известняковыми стенами; она имела в длину 1200 м, а в ширину 33 м.

Вдоль стен по обеим сторонам дороги были поса­жены деревья и установлены статуи фара­она. Постепенно поднимаясь, дорога подво­дила к массивной стене, окружавшей боль­шой двор. От двора к храмовому комплексу вела широкая аллея, обрамленная колос­сальными статуями фараона, возвышавши­мися за двором, на скалистой террасе.

Пе­реднюю часть комплекса храма образовы­вал многоколонный (гипостильный) зал, перед которым находился открытый портик с двумя рядами столбов. На гранитных столбах портика было высечено имя фара­она Ментухотепа I; составлявшие его иеро­глифы были окрашены в желтый и синий цвет. Известняковые плиты, облицовывав­шие стены портика, были покрыты цвет­ными рельефами, рассказывавшими о воен­ных подвигах и охотах царя.

Посередине портика находился пандус, обсаженный сикоморами, который вел к рас­положенному на более высоком уровне вто­рому портику, окружавшему колонный зал. Портик был образован двумя рядами четы­рехгранных высеченных из песчаника стол­бов, превышавших по величине столбы первого портика. На столбах были высечены рельефы. Дверь в восточной стене портика вела в многоколонный зал, пере­крытие которого опиралось на 140 восьми­гранных колонн.

Посреди зала на открытой площадке возвышалась пирамида, сло­женная из каменных глыб. В западной, ли­шенной портика стене зала, окружавшего пирамиду, находилась дверь, ведшая в от­крытый двор, обнесенный колоннадой. За двором находился зал, перекрытие которого опиралось на 80 столбов. Этот зал осве­щался только спереди.

Фараон Ментухотеп I не был погребен в пирамиде; его гробница была вырублена в скале под гипостильным за­лом. В отличие от пирамид Древнего царства и пирамид фараонов последующей, XII дина­стии, пирамида в комплексе Ментухотепа I лишена погребальных функций и является памятником, символизирующим величие фа­раона.

alt

Архитектурная композиция ансамбля пирамиды и храма Ментухотепа I чрезвы­чайно интересна. Здания располо­жены на разных уровнях, и для их обозре­ния требуется постепенный подъем; при этом перед посетителем храм предстает с различных точек зрения. Обнаруживается стремление зодчего выделить главный фа­сад: к передней части здания прибавлен нижний портик, акцентирующий фасад за­упокойного храма.

Главное внимание зодчего было направ­лено на построение внешнего объема и фа­сада сооружения, и хотя по сравнению с Древним царством роль интерьера усили­лась, но внешний вид еще доминирует. Сна­ружи памятник представляет собой единую, цельную композицию, чего еще нет в ин­терьере.

Проход к задней части храма преграж­ден пирамидой. Задняя часть храма с вну­тренним двором и колоннадой была изолирована от передней части. Она состоит из ряда расположенных по продольной оси помещений, отделенных друг от друга глухими стенами с небольшими дверями, при­чем двери были сдвинуты с центральной оси.

По сравнению с памятниками Древ­него царства в храме Ментухотепа можно отметить уменьшение общей величины со­оружения и усложнение его архитектурной композиции. В Древнем царстве не было такого памятника, где открытые портики представляли бы собой основной мотив ар­хитектуры всего комплекса. Устройство колоннады на фасаде сооружения также было важным новшеством.

Храм Ментухотепа сыграл большую роль в истории египетского зодчества. Но на архитектуру непосредственных преемников Ментухотепа комплекс в Дейр-эль-Ба­хри почти не повлиял, и они продолжали возводить ансамбли в традициях Древнего царства.

alt

Усыпальницы фараонов XII династии (два первых века второго тысячелетия до н.э.) имели традиционную форму пира­миды, но конструкция их иная, чем у пира­мид Древнего царства. Фараоны Среднего царства не имели средств, чтобы воздвиг­нуть для себя гигантские каменные усы­пальницы.

В это время в качестве основно­го материала применялся не камень, а кирпич-сырец; дорогой камень (гранит) использовали только для наружной и вну­тренней облицовки. Основу пирамиды со­ставляли восемь капитальных стен, сложен­ных из известняковых плит и расходив­шихся в виде звезды от центра сооружения. Образованные ими восемь отсеков перего­раживались поперечными стенами и запол­нялись щебнем и кирпичом.

Внутренние помещения пирамиды, чтобы уменьшить опасность ограбления погребаль­ной камеры, строили по сложному и запу­танному плану.

(Продолжение следует)

Материал воспроизводится с небольшими сокращениями по источнику:

Всеобщая история архитектуры. Том 1. Издательство литературы по строительству. Москва. 1970

profidom.com.ua