Архитектура древнее царство египта. Искусство Древнего мира
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Архитектура древнее царство египта


Архитектура Раннего Царства - Энциклопедия Древнего Египта

Саркофаги в форме жилого дома: деревянный из гробницы Раннего царства в Таркхане (сверху) и богатый каменный (снизу). Музей в Каире

анним царством в истории Египта называют время, непосредственно следующее за созданием около 3000 г. до н. э. единого государства. В это время в долине Нила уже сложилось примитивное рабовладельческое общество, в котором наряду с эксплуатацией рабов существовала и эксплуатация свободных людей. Население было объединено в сельские общины. Во главе государства стоял фараон.

Столицей государства был Мемфис, расположенный в начале дельты Нила. Мемфис рано стал главным религиозным и художественным центром страны, оказавшим огромное влияние на формирование египетской культуры и искусства.} В настоящее время от древнеегипетской столицы почти ничего не сохранилось, и судить о ее величии можно лишь на основании письменных источников. Кроме Мемфиса в период Раннего царства существовали и другие крупные города: Буто на юге, Нехен (Иераконполь) на севере, Саис в западной части дельты, Коптос у начала пути от Нила к Красному морю.

От периода Раннего царства сохранились главным образом культовые сооружения и гробницы. Жилые строения, сделанные из дерева, тростника, глины и кирпича-сырца, почти не дошли до нас, и их облик восстанавливается лишь на основании открытых при раскопках остатков, а также по изображениям на стенах гробниц и по моделям домов, найденным в погребениях.

Рядовые члены общины жили в небольших хижинах, сплетенных из тростника, обмазанного глиной, или сложенных из кирпича-сырца. Богатые слои населения имели дома больших размеров, обнесенные стеной из кирпича-сырца. Перед входом сооружали навес.

В Таркхане в гробнице Раннего царства был найден деревянный саркофаг, по форме повторяющий жилой дом богатого общинника этого времени. Его стенки имеют остов из бревен, к которым прикреплены доски; покатое перекрытие завершается карнизом. Обстановка домов, судя по найденным в погребениях предметам, была простой: невысокая деревянная кровать с опорами в виде бычьих ног, табурет, плетеные корзины для одежды.

Кровать эпохи Раннего царства

Жилища фараонов Раннего царства, которые условно могут быть названы дворцами, возводились из бревен. Представление о таком дворце дает найденное в Абидосе изображение на стеле фараона I династии Джета (рис. 9). Основу здания составляют вертикально врытые в землю бревна, к которым прикреплены бревна горизонтальные. Входы во дворец располагались в нишах. Простые по своей архитектуре, дворцы фараонов Раннего царства имели строгий и внушительный вид.

Найденные в Абидосе и Нехене остатки дворцов последующих фараонов Раннего царства были сооружены из кирпича-сырца. Дворцы в Абидосе и окружавшие их дворы были обнесены двойными стенами. Внутренние стены имели ниши и выступы.

Культовые сооружения, согласно древней традиции, в течение долгого времени делали из тростниковых циновок, укрепленных на тростниковой или деревянной основе. Искусство плетения в Египте во времена Раннего царства достигло высокого мастерства.

В последующие периоды при сооружении культовых построек из камня для декора здания использовали орнамент, воспроизводящий некоторые основные конструктивные приемы построения древнейших тростниковых святилищ и деревянных дворцов.

Мемориальная стела фараона Джета с изображением дворца. I династия. Абидос (photo by Yevgeniya Shestakova)

Гробницы Раннего царства лучше всего сохранились в некрополях Саккары и Абидоса.

Культ мертвых, существовавший в додинастический период, в период Раннего царства в связи с развитием классового общества получил еще большее значение. Именно в этот период сформировались основные принципы египетской религии, выработались культовые обряды, сохранившиеся на протяжении длительного времени.

Так как египтяне верили, что человек и после смерти продолжает существовать, они стремились сохранить тело (вместилище души) и обеспечить покойного всем необходимым для продолжения жизни: едой, питьем, одеждой, утварью, орудиями труда.

Для того чтобы предотвратить тление, тело бальзамировали. Но способы бальзамирования в начале III тысячелетия были несовершенными, тело разрушалось, и, следовательно, душа, лишенная пристанища, не могла обеспечить человеку вечное существование. Желая предохранить умершего от гибели, египтяне ставили в гробницу, статую—двойник покойного, в котором в случае исчезновения тела должна была пребывать душа.

Гробницы мыслились вечным домом человека, поэтому формы их были близки к формам жилища.

Первоначально гробницы Раннего царства напоминали могилы додинастического периода. Умершего погребали в яме, над которой насыпали холм из камней и гальки. В дальнейшем для сохранения насыпи и придания ей правильной формы ее стали обмазывать илом и обкладывать кирпичом. Форма и размеры гробницы зависели не только от времени ее создания, но и от имущественного положения владельца. В одном и том же некрополе встречаются и простые могилы с одним помещением, принадлежащие рядовым общинникам или чиновникам, и большие гробницы приближенных и родственников царя со множеством наземных и подземных помещений, богато декорированные, снабженные многочисленным инвентарем и припасами.

Большая гробница I династии № 3471. Саккара

Стены гробниц были массивными; для большей прочности им придавали небольшой наклон. Так как по своему внешнему виду гробница напоминает завалинку у дома современного египтянина, арабы называют такую гробницу мастабой, что по-арабски значит «скамья». Это название утвердилось за гробницей и в египтологической науке.

Наиболее крупной гробницей знатного вельможи Раннего царства, превосходящей по величине даже царские погребения, является мастаба визиря Хемаки, воздвигнутая в Саккаре при фараоне I династии Депе. Ее длина 57,3 м при ширине 26 м; размеры погребальной камеры — 7,7 м в длину и 4,8 м в ширину. Внутри гробницы размещались две подземные и четыре наземные кладовые, четко и умело распланированные и богато декорированные. Снаружи мастаба Хемаки была окружена стеной с выступами. От мастабы теперь мало что сохранилось, но некогда она, как и многие мастабы Саккарского некрополя, имела внушительный вид: строгие формы гробницы, расчлененные разноцветными выступами и нишами, четко выделялись на фоне светло-коричневых скал, желтых песков пустыни и синего египетского неба.

Большая гробница I династии № 3507. Конструкция погребальной шахты. Саккара

Наилучшим примером царской усыпальницы Раннего царства является гробница царицы I династии Хер-Нейт, открытая в Саккаре в 1956 г. Гробница имеет наземную и вырубленную в известняковом массиве подземную часть; последняя состоит из двух помещений, расположенных одно над другим. Перекрытие было сделано из бревен, поверх которых лежали каменные плиты. Каменная притолока украшена рельефными фигурами, львов — стражей гробницы. Деревянный саркофаг царицы стоял в нижнем помещении, из которого по деревянной лестнице можно было попасть в помещение второго этажа, служившее кладовой. Над гробницей после погребения был насыпан из мелких камней холм, облицованный для большей прочности кирпичом. Над ним было сооружено из кирпича прямоугольное в плане помещение (22 x 45м), разделенное на несколько изолированных комнат, аналогичное помещению, сохранившемуся в гробнице №3507. Снаружи гробница царицы Хер-Нейт имела слегка наклонные стены, расчлененные прямоугольными выступами и нишами, окрашенными в красный и желтый цвет. Вокруг мастабы шла невысокая глиняная приступка, на которой стояли вылепленные из глины головы быков с настоящими бычьими рогами. Подобная приступка хорошо сохранилась в гробнице № 3504. Строгие формы гробницы, скульптурные украшения, яркий цвет наружных стен придавали сооружению величественный и нарядный вид.

Гробницы фараонов Раннего царства достигали значительных размеров. Гробница фараона I династии Гора-Аха имела площадь в 561 м2. Под землей было расположено 5 камер, а над землей — 27 помещений. Гробница царя I династии Джета была еще больших размеров, ее площадь равнялась 672,5 м2.

Гробница последнего фараона I династии Ка превосходила своими размерами обе предыдущие; она имела большие подземные камеры, наземные кладовые также были весьма обширными. Возле гробницы сохранились приступка, украшенная скульптурными головами быков, и остатки заупокойного храма, в котором стояли две деревянные статуи.

Гробницы внутри были богато украшены росписью. Покрывавший их узор напоминал циновки, сплетенные из красных, синих, белых и черных прутьев. Среди гробниц Раннего царства особенно выделяется гробница фараона I династии Джета, обшитая внутри досками с узором из листового золота.

Большая гробница I династии № 3504. Фрагмент южного фасада с головами быков. Саккара

Большая группа памятников, принадлежавших фараонам Раннего царства, была найдена в Абидосе. По формам они напоминали саккарские мастабы, но в отличие от последних в них не были обнаружены человеческие останки. Следует отметить, что, согласно сохранившимся надписям, некоторые из абидосских мастаб принадлежали тем же фараонам, чьи гробницы были открыты в Саккаре: Гора-Аха, Джера, Джета, Ка и др. По своим размерам абидосские мастабы несколько уступали саккарским. Например, подземная часть мастабы Гора-Аха в Саккаре состояла из пяти помещений, а мастаба того же фараона в Абидосе имеет лишь одно. Причины строительства двух гробниц для одного и того же фараона не до конца установлены; существуют различные точки зрения по этому вопросу. Согласно одной теории, строительство второй гробницы в Абидосе было вызвано политическими соображениями: одна из гробниц предназначалась для фараона в качестве царя Нижнего Египта, а другая — для него же в качестве царя Верхнего Египта. По другой теории, которой придерживаются советские египтологи М. Э.Матье и Н. М. Пастовская, подлинными погребениями были саккарские гробницы, а абидосские гробницы являются кенотафами, т. е. ложными гробницами, сооружавшимися в связи с обрядом хеб-сед.

Согласно древним верованиям, предводитель племени у первобытных народов, а позднее, в период раннеклассового общества, царь покровительствовал плодородию природы. Представление, что с возрастом царь утрачивает способность воздействовать на природу, приводило к убийству состарившегося царя и замене его молодым. Позднее физическое уничтожение вытеснил обряд «убийства» и «возрождения» правителя, состоявший из торжественного выноса культовой статуи божества, посещения фараоном молельни, жертвоприношения, торжественного шествия, в котором принимали участие фараон, приближенные и жрецы, и ритуального бега фараона. Этим ритуалом он как бы подтверждал свою силу, крепость и символизировал быстрое приближение к божеству. Божеству приносили жертвы, чтобы получить у него благословение и благополучие. Божеству также приносили землю, прося сделать ее плодородной. Богатый урожай в год хеб-седа считался явным свидетельством крепости сил фараона и его права на власть. В церемонию хеб-седа входили и символическое убийство царя, и возведение ложной гробницы — кенотафа.

Большая гробница I династии № 3500. Камеры в южной комнате склада. Саккара

Наземные сооружения абидосских кенотафов не сохранились, и судить об их архитектуре можно лишь на основании подземных помещений. Кенотафы первых фараонов I династии имели всего одно подземное помещение, в кенотафе последнего фараона I династии Ка было много изолированных кладовых, расположенных вокруг центральной камеры и по обеим сторонам лестницы. Подземные помещения кенотафов облицовывались кирпичом и обшивались деревянными планками, полы, за редким исключением, тоже были деревянные; из дерева же делались и перекрытия.

Раскопки абидосского и саккарского некрополей еще не закончены. Каждый год приносит новые сенсационные открытия, обогащающие наши представления об египетской архитектуре, особенно об архитектуре Раннего царства.

egyptopedia.info

Архитектура Среднего Царства - Энциклопедия Древнего Египта

Город Кахун (около пирамиды Сенусерта II в оазисе Фаюм). Среднее Царство. XII Династия, первые века II тысячелетия до н.э.

реднее царство охватывает период около 300 лет — от конца III тысячелетия до вторжения в Египет в XVII в. до н. э. чужеземных племен гиксосов. В последний период Древнего царства, т. е. в конце III тысячелетия до н. э., Египетское государство пришло в в упадок. Грандиозные строительные работы, предпринятые фараонами Древнего царства, истощили материальные ресурсы страны. Отвлечение на сооружение пирамид большого числа людей пагубно отразилось на сельском хозяйстве, которое основывалось на искусственном орошении, связанном с большими затратами труда.

Кахун. Модель дома с портиком, выходящим в сад. Из гробницы Мекет-Ра. Каирский музей

Периоду Среднего царства предшествовал длительный период междуусобной борьбы. В конце Древнего царства все большее значение приобретала местная знать. Власть номархов усиливалась, и часто они противопоставляли себя столичной знати и самому фараону. В конце концов это привело к распаду страны на полузависимые от власти фараона области. Последним сильным фараоном VI династии был Пепи II. После него правила VII династия, во время которой, по свидетельству древнего греческого историка Манефона, за 70 дней сменилось 70 царей. VIII династия, происходившая из города Мемфиса, правила недолго. Фараоны IX и X династий, происходившие из Гераклеополя, пытались объединить страну. Но хотя гераклеопольские фараоны и подчинили себе значительную территорию, номархи продолжали активно бороться за свою самостоятельность.

В папирусе № 1116А из Государственного Эрмитажа — так называемом Поучении гераклеопольского царя — фараон Ахтой III призывает жестоко бороться с теми, кто вербует себе сторонников и сеет смуты.

Особенно большую роль стали играть правители Фиванской области. Борьба между Гераклеополем и Фивами, носившая острый характер, принесла победу Фивам. Фиванские правители объединили вокруг себя Южный Египет.

Кахун. Модель скотного двора из гробницы Мекет-Ра. Каирский музей

Окончательное объединение страны произошло при четвертом фараоне XI династии Ментухотепе I. В сохранившейся от этого времени надписи говорится, что он «заключил в оковы вождей обеих стран, покорил южную и северную страну, чужие земли и обе области Египта». На рельефном изображении в качестве врагов фараона показаны ливиец, нубиец, житель Азии и египтянин. Этим четвертым врагом был гераклеопольский царь. Победа над ним позволила фиванцам создать мощное централизованное государство.

Для Среднего царства характерно усиление людей незнатного происхождения, обязанных своей карьерой только самим себе. В противовес высшей знати они называли себя «малые» — неджесы. Некоторые неджесы Среднего царства владели большими богатствами. Так же как представители высшей знати, неджесы сооружали себе гробницы, покрывали их рисунками и рельефами. Неджесы занимали видное место в египетском обществе и при фараонах XII династии.

Модель скотного двора из гробницы Мекет-Ра

Период XII династии характеризуется большими ирригационными работами. Восстанавливаются старые каналы и дамбы, пришедшие в упадок во время смут, строятся новые. На севере, в районе Фаюма, было осушено много болот, которые превратились в плодородные земли, используемые для сельского хозяйства. Здесь создали огромное водохранилище, названное впоследствии греками Меридовым озером. Оно было соединено особым каналом с Нилом. Благодаря постройке шлюзов и плотин стало возможным направлять воду из Нила во время разлива в водохранилище, а затем использовать ее для орошения.

В районе Фаюмского оазиса был построен большой город Кахун, куда Сенусерт II перенес свою резиденцию. На основании проведенных в конце прошлого века раскопок удалось восстановить расположение улиц в этом городе.

Носительница даров. Музей в Каире

Кахун был построен в короткий срок по единому плану. Город занимал лощадь около 10 га (260 X 380 м) и был обнесен кирпичной стеной. Стена имела двое ворот — с юго-западной и с северо-западной стороны. Части города, к которым вели эти входы, не сообщались между собой, их разделяла глухая мощная кирпичная стена. Меньшая часть города занимала сравнительно небольшую площадь в 105 x 260м и была, вероятно, предназначена для строительных рабочих. Здесь располагалось около 250 глинобитных хижин, построенных таким образом, что каждые две хижины имели общую стену. С юга на север шла главная улица шириной 8—9 м. Перпендикулярно ей были расположены переулки, на которые выходили фасады хижин. Кварталы строительных рабочих не сообщались с остальной частью города. Рабочие могли выйти только на место строительства гробниц, расположенное за пределами города. Остальная часть города тоже делилась на кварталы. От городских ворот с востока на запад шла прямая улица длиной около 280 м. В середине по всей ее длине был устроен водосток. По обе стороны улицы были расположены занимавшие большую территорию участки, принадлежавшие, очевидно, царю и знати.

Кахун. Изображение жилища на стене гробницы

В конце главной улицы, с правой ее стороны, на некотором возвышении был расположен царский дворец, окруженный со всех сторон толстой кирпичной стеной (в настоящее время дворец совершенно разрушен).

Основным строительным материалом в Кахуне был высушенный на солнце кирпич. О жилых и хозяйственных постройках этого времени, кроме открытых раскопками строений, можно судить на основании обнаруженных в гробницах моделях домов и хозяйственных построек. Эти модели, по представлению египтян, должны были превратиться в настоящие дома, а изображенные на них слуги — ожить и продолжать обслуживать своих хозяев так же, как они это делали при жизни. Сохранились также изображения домов на стенах гробниц.

Строительные рабочие жили в крошечных жилищах. Дома людей среднего достатка имели по фасаду 7—10 м длины. Перед домом был двор, обнесенный глинобитной стеной. К нему примыкало открытое спереди помещение, плоскую крышу которого поддерживали круглые деревянные столбы. На одной модели дома видно, что в постройках из кирпича иногда применялись в качестве перекрытия коробовые своды.

Кахун. «Дом вельможи»

В Кахуне сохранился фундамент дома одного из вельмож фараона Сенусерта II, расположенный рядом с царским участком. От улицы дом был отгорожен глухой глинобитной стеной. Узкая входная дверь находилась против помещения привратника. Отсюда по открытому коридору вдоль внешней стены можно было попасть в хозяйственные помещения. Другой открытый проход вел к жилым помещениям. Эти помещения состояли из мужской и женской половин, разделенных большим открытым двором. Вдоль южной стороны двора шла галерея, крыша которой опиралась, вероятно, на деревянные столбы. На эту галерею выходили жилые комнаты. Плоская крыша центрального, наиболее обширного помещения поддерживалась четырьмя свободно стоящими колоннами. Центральной частью женской половины был квадратный двор, окруженный открытыми галереями на колоннах. В северной части главного двора находилась лестница, которая вела на плоскую крышу.

Дейр-эль-Бахри. Комплекс заупокойных храмов. Генеральный план

Во всей планировке дома следует отметить стремление отгородиться от улицы, замкнуться в помещении, являющемся центром всего участка и открывающемся только в сторону двора, ориентированного на север. Жаркое египетское солнце заставляло летом искать прохлады в тени галерей, открытых доступу северного ветра.

Стены внутренних помещений были обычно выбелены и расписаны, глиняные полы плотно утрамбованы. О внутренних удобствах такого жилья почти ничего не известно, но в автобиографической повести времени фараона Сенусерта I — «Рассказе Синухета» — упоминается бассейн, устроенный в доме одного из царевичей.

Помимо построенного на новом месте Кахуна в период Среднего царства расширялись ранее существовавшие города: Ону, Мемфис, Танис, Абидос, Гебти, Хмун и др.

Ансамбль Фив. Генеральный план

О монументальном зодчестве первой половины Среднего царства можно судить на основании заупокойного храма Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри. Он был построен на западном берегу Нила невдалеке от Фив, у подножья высоких скал. От расположенной в долине молельни вела вверх дорога, огражденная с обеих сторон белыми известняковыми стенами; она имела в длину 1200 м, а в ширину 33 м. Вдоль стен по обеим сторонам дороги были посажены деревья и установлены статуи фараюна. Постепенно поднимаясь, дорога подводила к массивной стене, окружавшей большой двор. От двора к храмовому комплексу вела широкая аллея, обрамленная колоссальными статуями фараона, возвышавшимися за двором, на скалистой террасе. Переднюю часть комплекса храма образовывал многоколонный (гипостильный) зал, перед которым находился открытый портик с двумя рядами столбов. На гранитных столбах портика было высечено имя фараона Ментухотепа I; составлявшие его иероглифы были окрашены в желтый и синий цвет. Известняковые плиты, облицовывавшие стены портика, были покрыты цветными рельефами, рассказывавшими о военных подвигах и охотах царя.

Статуя фараона Ментухотепа I (Музей в Каире)

Посередине портика находился пандус, обсаженный сикоморами, который вел к расположенному на более высоком уровне второму портику, окружавшему колонный зал. Портик был образован двумя рядами четырехгранных высеченных из песчаника столбов, превышавших по величине столбы первого портика. На столбах были высечены рельефы. В работах над рельефами храма принимали участие скульпторы Иртисен и его сын Сенусерт. Дверь в восточной стене портика вела в многоколонный зал, перекрытие которого опиралось на 140 восьмигранных колонн. Посреди зала на открытой площадке возвышалась пирамида, сложенная из каменных глыб. В западной, лишенной портика стене зала, окружавшего пирамиду, находилась дверь, ведшая в открытый двор, обнесенный колоннадой. За двором находился зал, перекрытие которого опиралось на 80 столбов. Этот зал освещался только спереди. За залом располагалось вырубленное в скале темное святилище с алтарем и наосом, покрытых рельефами.

Дейр-эль-Бахри. Реконструкция комплекса заупокойных храмов: слева — Ментухотепа, справа — Хатшепсут

Фараон Ментухотеп I не был погребен в пирамиде; его гробница была вырублена в скале под гипостильным залом.

В заупокойном ансамбле фараона Ментухотепа I тип скальной гробницы, свойственный погребениям его предков — фиванских номархов, сочетается с обязательной для фараонов предшествующего периода гробницей в форме пирамиды, помещенной здесь в центре его заупокойного храма. При этом в отличие от пирамид Древнего царства и пирамид фараонов последующей, XII династии, пирамида в комплексе Ментухотепа I лишена погребальных функций и является памятником, символизирующим величие фараона.

Архитектурная композиция ансамбля пирамиды и храма Ментухотепа I чрезвычайно интересна. Здания расположены на разных уровнях, и для их обозрения требуется постепенный подъем; при этом перед посетителем храм предстает с различных точек зрения. Обнаруживается стремление зодчего выделить главный фасад: к передней части здания прибавлен нижний портик, акцентирующий фасад заупокойного храма.

Саккара. План пирамиды Среднего царства с указанием расположения гробницы

Главное внимание зодчего было направлено на построение внешнего объема и фасада сооружения, и хотя по сравнению с Древним царством роль интерьера усилилась, но внешний вид еще доминирует. Снаружи памятник представляет собой единую, цельную композицию, чего еще нет в интерьере.

Проход к задней части храма прегражден пирамидой. Задняя часть храма с внутренним двором и колоннадой была изолирована от передней части. Она состоит из. ряда расположенных по продольной оси помещений, отделенных друг от друга глухими стенами с небольшими дверями, причем двери были сдвинуты с центральной оси. Как и в заупокойных ансамблях Древнего царства, линия движения во внутренних помещениях храма несколько раз ломается. По сравнению с памятниками Древнего царства в храме Ментухотепа можно отметить уменьшение общей величины сооружения и усложнение его архитектурной композиции. В Древнем царстве не было такого памятника, где открытые портики представляли бы собой основной мотив архитектуры всего комплекса. Устройство колоннады на фасаде сооружения также было важным новшеством.

Голова Сенусерта III (Музей в Вашингтоне)

Храм Ментухотепа сыграл большую роль в истории египетского зодчества. Но на архитектуру непосредственных преемников Ментухотепа комплекс в Дейр-эль-Бахри почти не повлиял, и они продолжали возводить ансамбли в традициях Древнего царства.

Усыпальницы фараонов XII династии (два первых века второго тысячелетия до н. э.) имели традиционную форму пирамиды, но конструкция их иная, чем у пирамид Древнего царства. Фараоны Среднего царства не имели средств, чтобы воздвигнуть для себя гигантские каменные усыпальницы. В это время в качестве основного материала применялся не камень, а кирпич-сырец; дорогой камень (гранит) использовали только для наружной и внутренней облицовки. Основу пирамиды составляли восемь капитальных стен, сложенных из известняковых плит и расходившихся в виде звезды от центра сооружения. Образованные ими восемь отсеков перегораживались поперечными стенами и заполнялись щебнем и кирпичом.

Статуя Аменемхета III из известняка (Музей в Каире)

Внутренние помещения пирамиды, чтобы уменьшить опасность ограбления погребальной камеры, строили по сложному и запутанному плану.

Пирамида и заупокойный храм фараона XII династии Аменемхета I были сооружены в Лиште. В большей своей части пирамида сложена из блоков, взятых из строений Древнего царства. От входа, находившегося на северном фасаде, к погребальной камере ведет длинный коридор, облицованный гранитом. После похорон коридор был забит гранитными плитами, затруднявшими доступ к гробнице фараона.

Расположенный к востоку от пирамиды погребальный храм плохо сохранился, и план его может быть восстановлен лишь частично. Храм с трех сторон был обнесен стеной. Пирамида не находилась в центре двора: восточные и западные части его шире, чем северные и южные. Возле пирамиды Аменемхета I были обнаружены плита с изображением ложной двери, покрытой надписями, и прекрасный, высеченный из гранита, жертвенный стол.

Лестница внутри гробницы Аменемхета III в Хаваре

Пирамида фараона Сенусерта I в Лиште — наиболее сохранившаяся из царских усыпальниц XII династии. Ее высота 61 м, а длина стороны основания 107 м. На северной стороне пирамиды находится вход в погребальную шахту; он замаскирован стоящей здесь прямоугольной в плане молельней с плоским перекрытием. Стены № потолок молельни сложены из прекрасно отесанных плит. Внутреннее помещение украшено рельефами с ритуальными сценами и ярким фризом, состоящим из плит с изображениями связок папируса синего, зеленого и красного цвета. Как явствует из надписи на заупокойной стеле строителя пирамиды и заупокойного храма Сенусерта I зодчего Мери, возле храма находилось озеро.

Преемники Сенусерта I воздвигали свои заупокойные ансамбли в Северном Египте: Аменемхет II — в Дашуре (архитектор пирамиды Сахатор), Сенусерт II — в Кахуне, Сенусерт III — в Дашуре, Аменемхет III — в Хаваре (район Фаюмского оазиса).

Плита Хенену. XI династия (Музей в Москве)

Пирамида Аменемхета III была сложена из известняка и облицована известняковыми плитами. От входа, расположенного на южной стороне, вниз вела лестница. Она приводила в прямоугольное помещение, вход в которое был перекрыт огромной плитой. От этого помещения отходили коридоры, каждый из которых был перегорожен плитой; это были ложные входы, так как ни один из них не сообщался с пирамидой. Третий коридор приводил в помещение, расположенное над погребальной камерой, к западу от центра пирамиды. Отсюда к погребальной камере вел колодец, облицованный камнем. По колодцу в вырубленное в скале помещение был спущен огромный (1,83 X 2,44 X 6,7 м) блок желтого кварцита, в котором была высечена погребальная камера. Над ней под углом поставили плиты в виде двускатного перекрытия; выше них находилась арка, сложенная из кирпича-сырца, к которой примыкали кирпичи, составлявшие кладку самого массива пирамиды. Хотя строители пирамиды фараона Аменемхета III приложили много стараний, чтобы уберечь погребальную камеру, грабители, преодолев все препятствия, проникли внутрь камеры, разграбили сокровища и сожгли деревянный саркофаг фараона.

Рельеф с изображением царицы Кавит. XI династия (Музей в Каире)

Заупокойный храм Аменемхета III примыкал к восточной стороне пирамиды. В настоящее время от него сохрлнилось немного, но, судя по описаниям греческих авторов, он был грандиозных размеров. Греки называли храм Лабиринтом. Название это происходит от тронного имени Аменемхета III — Нимаатра, в греческом произношении Лабира. Во II книге «Истории» Геродот писал:

Лабиринт превосходил самые пирамиды. Это двенадцать крытых зал, расположенных своими порталами один против другого и соединенных между собой в одно помещение; шесть зал обращены на север, шесть на юг. Снаружи они окружены общей стеной. Покои в Лабиринте двоякого рода; одни подземные, другие на поверхности земли над первыми; всех покоев три тысячи, по полторы тысячи в каждой половине. Действительно, переходы через покои и извилистые повороты от одной залы до другой, исполненные разнообразнейшего великолепия, представляли тысячи чудес, когда, бывало, переходишь из залы в покои, из покоев в коридоры, из коридоров в другие покои, из этих покоев в новые залы. Крыша над всеми помещениями, равно как и стены, сделана из камня; на стенах в изобилии рельефные изображения; каждая зала снабжена кругом колоннами из кусков белого камня, отлично сложенных. К тому самому углу, где кончается Лабиринт, тесно примыкает пирамида в сорок сажен вышиною».

Ассуан. Скальная гробница Сиренповета, сына правителя Сатетхотепа. Галерея

Геродот. История. Кн. II. М, 1888, стр. 148.

Описания Лабиринта сохранились также в трудах Страбона и Диодора.

Археологические раскопки, произведенные на территории этого храма, выявили под слоем земли фундаменты многочисленных залов, молелен, коридоров, кладовых, обломки каннелированных колонн, рельефов, и статуй и подтвердили описания Геродота и других авторов; здание Лабиринта было грандиозных размеров, его площадь равнялась 72 тыс. м2.

Гробницы знатных вельмож в период Среднего царства сооружались в непосредственной близости от усыпальниц фараонов.

Бени-Хасан. Внутренний вид зала гробницы Аменемхета III

Гробницы вельмож времени фараона Ментухотепа I, построенные недалеко oТ погребального храма фараона в Дейр-эль-Бахри, по плану очень близки между собой: у подножия скалы сооружались ворота, за которыми находилась небольшая молельня со статуей покойного; перед ней совершались жертвоприношения. От ворот вверх вел крутой подъем, обрамленный кирпичными стенами. Непосредственно перед входом в гробницу возводили иногда портик с колоннами, от него вел длинный коридор, в конце которого находился зал с нишей, где стояла другая статуя покойного. Рельефы и росписи покрывали стенЫ: портика, коридоров и зала. Под залом в скале вырубалась шахта, которая вела в погребальную камеру. Стены камеры облицовывались известняковыми плитами, покрытыми раскрашенными рельефами.

Бени-Хасан. Наружный портик гробницы Хнумхотепа. XII династия

Гробницы рядовых номархов сооружались на территории их нома. Для периода Среднего царства характерен тип скальной гробницы. Хотя по плану все эти сооружения однотипны, но внутреннее оформление гробниц в различных областях неодинаково.

В гробницах номархов в Моалли вырубленные в скалах помещения имеют неправильную форму, колонны в одном и том же зале различны по виду, стволы грубо отесаны.

Гробницы номархов Среднего Египта отличались более тщательным выполнением: по сторонам входа в гробницу стояли колонны с каннелированными стволами, напоминающие «протодорические» полуколонны в храме пирамиды Джосера. Внутреннее помещение гробниц разделялось колоннами на длинные коридоры.

Гробница Хнумхотепа в Бени-Хасане. Фрагмент росписи: птицы

В скальных гробницах часто применялись колонны в виде пучка из четырех перевязанных стеблей лотоса, с капителями в форме цветов. Колонны и покрывавшие их иероглифы ярко окрашивались.

Росписи на стенах изображали, как и в Древнем царстве, различные эпизоды из жизни покойного: охоту, рыбную ловлю, земледельческие работы. Наряду с ними часто встречаются военные сюжеты, появившиеся в результате постоянных междуусобных войн в Египте в конце III — начале II тысячелетия до н. э.

Гробница Хнумхотепа в Бени-Хасане. Фрагмент росписи: кормление газелей

Сочетание полихромных стенных росписей с пестрыми архитравами и яркими стволами колонн, увенчанными разноцветными капителями, придавали гробницам нарядный, красочный вид. Наибольшей известностью пользуются гробницы в Бени-Хасане, эль-Берше и Меире. У берега реки обычно сооружалась небольшая молельня, от которой к скальной гробнице вела дорога, заканчивавшаяся площадкой, обрамленной портиком с колоннами. За ней шел центральный колонный зал, разделенный двумя рядами колонн на три нефа. Потолок зала, вырубленный в форме тройного свода, опиравшегося на архитравы, был расписан яркими геометрическими орнаментами. Из-за трудности работы в скалах боковые нефы делали ниже центрального.

В отличие от массивных гробниц Древнего царства с их замкнутым внешним объемом, в скальных гробницах Среднего царства обнаруживается интерес к разработке интерьера. Важное место здесь отводилось колонне как в наружном, так и во внутреннем оформлении здания. Большую роль играли также росписи, наносившиеся либо на сглаженную поверхность стены, либо на слой стука, окрашенного в кремовый или серо-голубой цвет. Для соблюдения точности рисунка-поверхность стены делили на клетки. Сюжеты росписей были разнообразнообразны: земледельческие работы, мастерские ремесленников, военные походы, штурм крепостей, игры, танцы, семейные группы, охота в пустыне и в нильских зарослях. Для росписей использовали естественные красители — уголь для черной краски, соединение меди для синей, окись железа для коричневой и красной. По сравнению с локальной окраской, применявшейся в росписях Древнего царства, в росписях Среднего чаще используются полутона.

Гробница Хнумхотепа в Бени-Хасане. Фрагмент росписи: кошка

Росписи сплошь заполняли всю поверхность стены по обеим сторонам двери, так же как это было в сооружениях Древнего царства. Фигура владельца гробницы была крупнее всех остальных, тело человека изображалось условно: при профильном положении головы и ног плечи и глаза изображались в фас.

Новшеством является расположение центральной композиции: она не строится рядами, а покрывает всю поверхность стены; усложняется передача движения, более естественными становятся жесты людей, жизненнее — позы животных.

Гелиополь. Обелиск Сенусерта I. XII династия

В одной из гробниц Бени-Хасана изображен номарх в лодке, охотящейся с острогой на рыб в зарослях папируса, в которых гнездятся птицы разнообразных пород.

На другой росписи изображено дерево с птицами, причем мастер очень точно показывает пестрого удода, сорокопута. Дикая кошка собирается прыгнуть на гнездо с птицами. Исключительно хорошо передана напряженность тела зверька, насторожившегося и приготовившегося к прыжку; папирус согнулся под тяжестью кошки, взгляд ее прикован к добыче. Серовато-коричневыми мазками ПО желтому фону художник передает шелковистую шерсть, тенью подчеркивает мускулы поджарого тела. В росписях Среднего царства впервые появляются зачатки светотеневой моделировки изображения.

Наряду с заупокойными сооружениями от периода Среднего царства сохранились архитектурные памятники, непосредственно не связанные с загробным культом.

Карнак. Молельня Сенусерта I. Общий вид

Сенусерт I воздвиг величественный храм Атума в Ону, от которого в настоящее время сохранился один обелиск. Он построил также храм Осириса в Абидосе, подробно описанный в заупокойной стеле - архитектора, руководившего строительством храма, начальника всех работ царя Ментухотепа:

Я вел работы в храме, построенном из аянского камня, я вел работы по священной ладье, я сделал... жертвенники из лазурита, бронзы, электра и серебра, медь была в изобилии без конца и бронза без границ, ожерелья из настоящего малахита, всякие украшения из драгоценных камней».

Карнак. Молельня Сенусерта I. Деталь портика

Вел Сенусерт строительство и в фиванском святилище — Карнаке. Реставрированная молельня этого фараона дает представление об египетском храме начала II тысячелетия до н. э. К прямоугольному в плане храму, стоящему на высоком цоколе, с двух сторон ведут лестницы. Храм окружен четырехгранными столбами, на которые опирается перекрытие, обрамленное вогнутым карнизом. Молельня Сенусерта производит цельное и гармоничное впечатление.

Архитекторы Среднего царства не воздвигали таких грандиозных сооружений, как пирамиды Древнего царства. Постройки этого времени характеризуются разработкой внутренних пространств, увеличением длины здания, усилением роли колонны в наружном и внутреннем оформлении здания. Все эти черты получили дальнейшее развитие в архитектуре Нового царства.

egyptopedia.info

Архитектура Египта периода Древнего царства

Общая характеристика

Основой изобразительного искусства и архитектуры Египта являются мифы. Согласно мифам боги передали людям основные законы бытия, и за их соблюдение человек награждался бессмертием. Вечная жизнь требовала сохранения тела — создания «дома вечности» (гробницы). Присутствие богов на земле требовало постройки им жилья — храмов. Жилой дом, гробница, храм по своей сути исполняли одну и ту же функцию жилища: жилища для реальной жизни человека, жилища для вечной жизни, жилища для бога. Одна функция — одна форма и даже одно название в египетском языке — «пер»(хозяйство).

Жилой дом

Архитектура древнеегипетского жилого дома отличается соразмерностью пропорций и функциональностью. Здание строилось из кирпича, высотой чаще всего в один этаж. Главное помещение располагалось в центре дома, было окружено меньшими по размеру комнатами и сохраняло тепло зимой и прохладу летом. Свои дома для реальной жизни египтяне воспринимали как своего рода «постоялые дворы» (Диодор Сицилийский).

Гробницы

Домом, предназначенным для жизни вечной, были гробницы — мастабы, по своей структуре сходные с жилым домом. Отличие мастабы заключалось в её двухуровневой структуре. Нижним этажом была погребальная камера. По мере роста благосостояния египетской знати увеличивались размеры жилых домов, а вслед за ними и гробниц. Рост мастаб по горизонтали уже не производил должного впечатления, и мастаба фараона Джосера была перестроена в ступенчатую пирамиду.

Идею пирамиды как первозданного холма, связующего звена между временем богов и временем настоящим, воплотил архитектор Имхотеп. При этом для «дома вечности» он впервые использовал «вечный» материал — камень. Пирамиды, как и мастабы, представляли собой целое хозяйство, в которое входили: нижний храм «на границе жизни и смерти»; крытая дорога; верхний храм, примыкающий к пирамиде; окружающая архитектурную композицию стена. Автором этой классической композиции был, видимо, также Имхотеп.

Классическими пирамидами, символами Египта, считаются постройки на плато Гиза — пирамиды Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафры) и Микерина (Менкаура). Своим расположением по отношению к Нилу, пирамиды повторяют расположение звёзд пояса Ориона по отношению к Млечному пути (небесному Нилу), превращая данный район Гизы в каменную карту звёздного неба.

Храмы

Первые заупокойные храмы предстают в виде ниши на передней стене мастабы, куда приносятся жертвоприношения и поминают умершего. После превращения мастабы в пирамиду, храм становится небольшим однокомнатным помещением. Впоследствии с появлением колонны, храм модифицируется. Колонна предоставляет возможность варьировать размеры помещения и их количество. Кроме того, своим ритмом колоннада подчеркнула наметившееся расположение помещений анфиладой.

Похожие записи

ancientart.ru