Александрийская школа древней греции. 27. Искусство эпохи эллинизма (архитектура, школы скульптуры: родосская, пергамская, александрийская).
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Александрийская школа античной науки - основные имена и достижения. Александрийская школа древней греции


3.1. Александрийская школа.

Из новых эллинистических центров ранее других стала играть ведущую роль Александрия (Египет). Здесь работали мастера разных направле­ний. Одни художники, продолжая тради­ции Праксителя, создавали образы идеаль­но прекрасных богов и богинь, другие, ис­пользуя великие реалистические достиже­ния Лисиппа в области пластической ана­томии, композиционных приемов (Рис. 183), изображали в бытовом жанре маленьких детей, стариков и старух, даже типы с физиче­скими недостатками (Рис. 184, 185).

Кроме культовых статуй, в Александрии получила распространение многочислен­ная декоративная скульптура, садово-пар­ковая и для украшения как дворца, так и частного дома.

Одним из излюбленных образов элли­низма, в особенности александрийского искусства, становится образ Афродиты, но сущность его по сравнению с пониманием классического времени изменяется. Афро­дита в эллинистическом искусстве приоб­ретает характер гораздо более человечный: она более кокетлива, жеманна, иногда и легкомысленна: богиня остается по-преж­нему прекрасной, но утрачивает велича­вость олимпийского божества. Афродита, так называемая Медицейская, работы сы­новей Праксителя — Кефисодота Младше­го и Тимарха композиционно близка Афродите Книдской Праксителя, но отли­чается более легкими пропорциями и главным образом иной характеристикой образа. Особенно интересны в таком же плане подлинные эллинистические рабо­ты — это статуи Афродиты из Кирены (Рис. 186).

К кругу александрийских мастеров при­надлежат и статуи старушки пастушки и старика пастуха. Это старые, утомленные работой люди с натруженными руками и ногами. Их сухое старческое тело, вздутые жилы, согбенные плечи даны почти нату­ралистически. Такие фигуры стояли в воль­ерах в парках и должны были дополнять впечатление уголка сельской местности.

Такого рода скульптурой является груп­па мальчика, борющегося с гусем (Рис.187) Маленький мальчик, здо­ровый, жизнерадостный, схватил гуся за шею; тело ребенка передано с поразитель­ной реальностью. В стиле Боэфа выполне­но большое количество изображений де­тей, например прекрасная статуэтка мальчика с уткой (Рис. 188).

К периоду позднего эллинизма относит­ся аллегорическая группа, изображающая реку Нил в виде возлежащей грузной мужской фигуры и играющих около него 16 малюток, символизирующих 16 локтей подъема воды. Отдельные фигурки детей очень выразительны, они выполнены в духе скульптура Боэфа. Ста­рец Нил с длинными мягкими, как бы струящимися волосами, лениво и спокой­но возлежащий, облокотись на сфинкса, превосходно воплощает могучую египет­скую реку. На задней стороне пьедестала низким рельефом изображен большой нильский пейзаж, воспроизводящий, веро­ятно, один из живописных ландшафтов Египта.

В портретном искусстве александрийского круга господствует форма идеального портрета классического периода. Показателен в этом плане портрет исполненный на знаменитой камее из сардоникса портретами Птолемея II и Арсинои (Рис.189) образы идеализированы. Такая трактовка портрета отчасти за­висит и от того, что в Александрии очень быстро были восприняты особенности цар­ской власти в Древнем Египте, с обожеств­лением царя, с изображением его в виде идеального существа.

Крупнейшим эллинистическим центром была Александрия Египетская в дельте Нила, основанная Александром Македон­ским в 332—331 гг. до н. э. и спланиро­ванная родосским архитектором Дейнократом. Периметр города достигал 15 миль (почти 24 км). Александрия имела регу­лярный план и непосредственно связыва­лась с портом. На морском мысу был по­строен огромный маяк — знаменитый в ан­тичные времена Фарос, который является одним из семи чудес света. Высота его до­стигала 140 м, огонь маяка наблюдали за 48 км от Александрии.

Архитектурная композиция Фаросского маяка определялась сочетанием трех по­степенно уменьшавшихся в сечении при­зматических объемов, как бы нанизанных на одну вертикальную ось. Геометрически очерченный четкий силуэт, пропорцио­нальность частей, огромные размеры — все это обеспечивало выразительность это­го исполинского инженерного соору­жения, постройка которого была бы технически невозможна в более ран­нее время.

В Александрии реалистическое ис­кусство 4 в. до н. э. получило свое даль­нейшее развитие в живописном портрете, в ландшафтной живописи и в карикатуре. Именно в Александрии был разработан так называемый нильский пейзаж, где на фоне берегов Нила действуют комические фигурки пигмеев (Рис.190). Этот сюжет стал впоследствии очень популярен в римской стенной живописи в мозаиках.

Живописец Переик (хотя происхожде­ние его точно неизвестно), вероятно, так­же работал в Александрии. Он изображал цирюльни, башмачные мастерские, осли­ка с поклажей, писал натюрморты. За со­держание своих картин он получил в древ­ности прозвище Живописец мусора. Од­нако этот низменный жанр имел огром­ный успех не только в эпоху эллинизма, но особенно в Риме.

Александрийская школа является одним из ярких примеров эллинистического искусства. В искусстве чувствуется применение научных знаний. В образах созданных мастерами этой школы видна перемена в изображаемых образах.

studfiles.net

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ГРАММАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА | Энциклопедия Кругосвет

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ГРАММАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА, наиболее значительная античная школа, занимавшаяся описанием языка (см. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ). Александрия, столица эллинистического государства Птолемеев (4–1 вв. до н.э.), была крупнейшим центром греческой культуры и образованности; эта роль сохранялась за ней и в период, когда Египет входил в состав Римской империи и Византии (1 в. до н.э. – 7 в. н.э).

Александрия была многонациональным городом, там жили носители разных языков, однако языком администрации и культуры был греческий. Это обусловило необходимость обучения обучения негреков греческому языку, для чего требовалось его надлежащим образом описать. Именно поэтому античная лингвистическая традиция, ранее ограничивавшаяся отдельными замечаниями относительно природы и свойств языка, перешла в александрийской лингвистической школе к систематическому описанию языковой системы.

Первые грамматики в Александрии появились в 3 в. до н.э., создателем многих грамматических понятий считается Аристарх (2 в. до н.э.), однако их сочинения до нас не дошли. Из многих трактатов, писавшихся в течение почти тысячелетия, сохранились лишь два, считавшиеся образцовыми и многократно переписывавшиеся: Синтаксис Аполлония Дискола (2 в. н.э.) и грамматика Дионисия Фракийского, время создания которой точно не известно. Эти две книги дают достаточно детальное представление об идеях и методах александрийской лингвистической школы. Некоторые другие грамматики и трактаты известны в отрывках, включенных в сочинения других авторов.

Сложная морфология греческого языка требовала прежде всего обучения морфологическим моделям, правильному склонению и спряжению слов. Поэтому термин «грамматика», во времена александрийской лингвистической школы означавший описание языка вообще, впоследствии закрепился в современном, более узком значении. Большинство описаний языка, созданных в рамках александрийской лингвистической школы, включая грамматику Дионисия Фракийского, начиналось с краткого описания фонетики, за которым следовало занимавшее основное место изложение морфологии; синтаксис либо описывался в конце, либо выделялся в особое сочинение, как это было у Аполлония Дискола. Систематических описаний лексики у александрийцев не существовало, словари не составлялись, и давались лишь толкования непонятных слов у Гомера и других древних уже для того времени авторов. Фонетические описания были очень краткими и не шли дальше разделения звуков на гласные и согласные; звуки смешивались с буквами. Описание морфологии было не только самым пространным, но и наиболее детальным, причем многие понятия и термины, сформировавшиеся в рамках александрийской лингвистической школы, сохранились до наших дней. В качестве центральной и неопределяемой единицы грамматики рассматривались слова; слова детально классифицировались по частям речи: выделялись имя, глагол, причастие, наречие, местоимение, член (артикль), предлог, союз. Выделялись также грамматические категории: род, число, падеж для имени, лицо, время, наклонение, залог для глагола; давались таблицы (парадигмы) склонения и спряжения. Синтаксис у Аполлония Дискола в основном сводился к описанию правил согласования и управления; классификация членов предложения тогда еще не была разработана. Александрийцы занимались также изучением ударения и долгот гласных в связи с правилами стихосложения, толковали и исправляли древние тексты, собирали их рукописи, хранившиеся в обширной Александрийской библиотеке.

Уже с 1 в. до н.э. идеи александрийской грамматической школы проникли в Рим и оказали большое влияние на становление латинского варианта античной традиции. Позже они продолжали господствовать в Византии, в их рамках были написаны, среди прочего, первые грамматики старославянского языка. После завоевания Египта арабами в 7 в. александрийская грамматическая школа прекратила свое существование.

Проверь себя!Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»

Кто из основоположников детективного жанра отбывал тюремное заключение за воровство?

www.krugosvet.ru

Александрийская школа

Медицинское знание в Древней Греции не ограничивалось только открытием новых методов диагностики и лечения. Именно в то время сформировалась тесная связь между эмпирическим и философским направлениями, ставшей основой принципа научного и практического единства, методологии и опыта, активно использующегося по настоящее время.

Медицина и философия

Философы Древней Греции активно интересовались сотворением вселенной, местом человека в мире, его анатомией и физиологией. Их труды оказывали огромное влияние и на развитие медицины.

 

Представители пифагорейской школы, наиболее известным деятелем которой был Пифагор, трудившийся около 571-500 годов до н.э., активно интересовались медицинским знанием. Пифагор считал основой лечения большинства болезней диету и специальный режим. Его последователи верили, что местом пребывания ума является головной мозг, сердце – вместилищем души, а половые органы и пупок необходимы для роста и размножения.

 

Космогонические и натурфилософские учения возникли примерно в V веке до н.э. Их представитель – Анаксагор – впервые выдвинул предположение о наличии мельчайших нерушимых частиц, из которых состоит все живое. Основой и движущим элементом всего он считал разум. Анаксагор – первый, кто стал проводить вскрытие мозга животных. Причиной всех болезней он считал желчь. 

Первые медицинские школы

Алкмеон, создавший в VI-V веке до н.э. одну из первых школ медицины, был представителем космогонических и натурфилософских учений. Он активно занимался практическим врачеванием, вскрытием и изучением трупов. Головной мозг Алкмеон считал вместилищем разума, а органы чувств – неразрывно связанными с ним.

 

Эмпедокл основал школу медицины в Сицилии. По его теориям движущими силами в мире являются любовь и ненависть, которые притягиваются и отталкиваются. Эмпедокл интересовался развитием зародыша и формированием полов. Основной принцип терапии, по его мнению, – «подобное лечить подобным».

 

Ряд медицинских трудов по анатомии и физиологии были написаны Демокритом. Он считал залогом излечения – соблюдение правильного режима.

 

Платон, представитель идеалистического направления философии, предполагал, что болезнь или здоровье определяются пневмой – нематериальной субстанцией, проникающей в организм с дыханием. Он также предлагал установить различные системы лечения для господ и рабов, а также врачей для тех и других.

 

Аристотель верил, что во всех человеческих органах протекают закономерные процессы, обеспечивающие их существование. Он активно занимался практической медициной. Ему принадлежали описания аорты, легочной артерии и понятия об инфекционных процессах.

Труды Гиппократа

Гиппократу приписывался ряд трудов, объединенных в один сборник и являющихся основой эмпирических медицинских знаний Древней Греции. Авторы считали, что деятельность организма связана с четырьмя соками: кровь, слизь, желтая и черная желчь. В сборник вошли произведения не только Гиппократа, но и ряда других врачей, трудившихся в то время.

 

Гиппократ изучил опорно-двигательную систему. В его травматологии описываются способы наложения давящих и фиксирующих повязок. Он классифицировал болезни на индивидуальные и эпидемии, создал основы гигиены и диеты. Гиппократ подробно описал шумы в легких при тех или иных заболеваниях. Основным принципом терапии он считал лечение противоположным. Гиппократ уделял большое внимание врачебной этике. Позже его суждения были оформлены литературно в виде «Клятвы».

 

www.letopis.info

7.5. Александрийская школа

 

Учеником одного из самых известных греческих анатомов, Проксагора из Коса, был Герофил из Александрии. Прославили его не только анатомические знания, но и учение о пульсе с его четырьмя свойствами: наполнением, частотой, силой и ритмичностью. Александрийская школа во многом стала связующим звеном между греческой и римской медициной. Герофил и Эразистрат (IV-IIIB. ДО Н.Э.) — наиболее известные представители александрийской школы. Они открыли немало нового в анатомии и физиологии, пользовались большим авторитетом и оказали существенное влияние на развитие медицины в Древнем Риме. Считают, что Герофил одним из первых начал препарировать человеческие трупы. Исследуя строение глаза, он впервые дал описание стекловидного тела и сосудистой оболочки.

 

Исторические параллели:

В трудах греческих врачей, эюивших в Александрии, содержится множество прямых заимствований из египетской медицины. Это касается, в частности, описания головного мозга, синхронности биения сердца и сокращения пульса, упоминания о подсчете пульса, рассуждений о связи нервной системы с деятельностью различных органов. После прихода к власти в Египте греческой династии Лагидов (Птолемеев) греческие врачи получили не только доступ к фондам египетских библиотек, но и разрешение вскрывать человеческие трупы. Хотя анатомические сведения содержались уже в сочинениях Гиппократа, Алкмеона и других греческих врачей V—IV вв. до н.э., анатомия получила развитие именно в александрийской школе.

Медицинские сочинения врачей Александрийской школы способствовали выделению анатомии в самостоятельную науку, которая пользовалась сравнительными анатомическими исследованиями. Школы последователей Герофила и Эразистрата существовали долгое время после них.

Врачи-эмпирики стали полагаться в основном на внешнее наблюдение, сопоставляя одинаковые симптомы различных заболеваний. Большинство их сочинений не дошло до нашего времени и известно только благодаря упоминаниям более поздних авторов. Вот примеры высказываний врачей-эмпириков: «Земледельцем или кормчим делаются не беседами, а упражнениями», «Неважно, что причиняет болезнь, важно то, что ее устраняет», «Болезнь лечится не красноречием, а лекарством».

 

Исторические параллели:

Развитие анатомии нашло весьма любопытное отражение в александрийском искусстве. Речь идет о распространенном сюжете: сотворение человека. Олицетворением искусного мастера в греческой мифологии был Прометей, которому люди, по преданию, были обязаны даже своим внешним видом. «Прометей, — пишет Овидий, — размочив землю водой, вылепил из нее человека по образу богов, и тогда как у всех зверей голова вечно клонится к земле, человек может поднимать свою голову к небесному своду и смотреть на звезды». Если на греческих барельефах Прометей традиционно работает с глиной подобно скульптору (с.137), то на александрийской камее он начинает работу с изготовления скелета.

Отметим в заключение, что Александрия III в. до н.э., с ее знаменитой библиотекой и Мусейоном, была центром научной жизни и развития техники. В разное время здесь работали Птолемей и Эвклид, Эратосфен и Архимед. Внимание к эмпирическим исследованиям, к точности наблюдений, обобщениям и классификациям было характерно не только для медицины, но и для астрономии и биологии, географии и механики, которые развивались в Александрии.

Выдающийся механик и изобретатель Герон Александрийский в I в. до н.э. оставил описание механизмов, которые приводились в движение сжатым воздухом. Один из них — хирургический инструмент для высасывания крови — прообраз современного шприца. Острием прибора прокалывали кожу, а затем вытягивали поршень. Этот инструмент применяли для кровопусканий и вытягивания из тела ядов наряду с кровососными банками, которые нагревали пламенем лампы и накладывали на кожу поверх небольших разрезов. Кровь всасывалась в такую банку по мере того, как нагретый воздух сжимался при остывании.

В Александрийской библиотеке был составлен «Гиппократов сборник», в котором наиболее полно представлена традиция косской медицинской школы. Этот сборник медицинских трудов часто называют энциклопедией греческой медицины классического периода.

studfiles.net

27. Искусство эпохи эллинизма (архитектура, школы скульптуры: родосская, пергамская, александрийская).

(III—I вв. до н. э.)

Искусство эпохи эллинизма

Новый этап в истории Греции, наступивший в конце IV в. до н. э., после завоеваний Александра Македонского, и продолжавшийся до I в. до н. э., называется эпохой эллинизма. Искусство этого периода — эллинистическое искусство — распространяется на обширной территории, захватывая Грецию, Египет, Малую Азию, Северное Причерноморье, Среднюю Азию. Греческое искусство этого времени обогащает ся некоторыми идеями и темами восточного искусства. Эллинистическому искусству свойствен интерес к личности конкретного человека, к событиям повседневной жизни. Появляются портреты, передающие индивидуальные черты людей: величественных царей, смелых воинов, мудрых философов и поэтов. Распространяются жанровые скульптуры, украшавшие дома и сады богатых граждан, такие, как статуя мальчика с гусем скульптора Боэфа (начало II в. до н. э., Музей античной скульптуры, Мюнхен).

В то же время эллинистическое искусство призвано было прославлять победы царей — новых владык Греции и завоеванных Александром Македонским стран Востока. Характерна для этого периода статуя богини победы Нике Самофракийской (II в. до н. э., Лувр, Париж).

В Пергаме, государстве Малой Азии, в 180 г. до н. э. был сооруженалтарь Зевса — огромный мраморный помост для жертвоприношений верховному богу греков, увенчанный колоннадой и украшенный большим рельефным фризом. Сюжет фриза — битва богов с гигантами, сыновьями богини Земли Геи, — символизировал победу пергамских царей над врагами. Могучие боги стремительными, порывистыми движениями атакуют и повергают наземь гигантов — чудовищ с человеческим туловищем, но со змеями вместо ног. С поразительной силой переданы пафос борьбы, торжество победителей и мучительные страдания побежденных (рельефный фриз Пергамского алтаряхранится в Музеях в Берлине).

Храм Геры в Пестуме. 2-я четверть V в. до н. э.

Мирон. Дискобол. Середина V в. до н. э. Мраморная римская копия с бронзового оригинала. Национальный музей. Рим.

Поликлет. Дорифор (копьеносец). Ок. 440 до я. э. Мраморная римская копия с бронзового оригинала. Национальный музей. Неаполь.

Круг Фидия. Скульптура восточного фронтона Парфенона. Всадники. Рельефы Парфенона. V в. до н. э. Мрамор. Британский музей. Лондон (внизу).

Иктив и Калликрат. Парфенон (храм Афины Пар-фенос) на афинском Акрополе. 447 — 438 до н. э.

Лисипп. Апоксиомен. 2-я половина IV в. до н. э. Мраморная римская копия с бронзового оригинала. Музей Ватикана. Рим.

Скопас. Менада. IV в. до н. э. Уменьшенная мраморная римская копия с мраморного оригинала. Скульптурное собрание. Дрезден. Альбертинум.

Пракситель. Гермес с младенцем Дионисом. Ок. 340 до н. э. Мрамор. Музей. Олимпия.

Нике Самофракийская. II в. до н. э. Мрамор. Лувр. Париж.

Александр. Афродита (Венера) Милосская. Ок. 120 до я. э. Мрамор. Лувр. Париж.

В эллинистическую эпоху существовали и другие произведения, сохранившие красоту и ясность классических образов, созданных лучшими мастерами Древней Греции в V в. до н. э. Такова знаменитаястатуя Афродиты Милосской, созданная скульптором Александром ок. 120 г. до н. э. (статую Афродиты назвали Милосской в честь острова Милоса, где она была найдена в 1820 г.). Эта скульптура относится к числу лучших творений греческого искусства и бережно хранится в Париже, в Лувре.

Наряду с поэтическими и возвышенными изображениями богов, такими, как Афродита Милосская, некоторые произведения эпохи эллинизма выражают идею неотвратимости наказания, посланного богами. Прославленная скульптурная группа изображает Лаокоона и двух его сыновей, погибающих от укусов чудовищных змей. Этому жестокому наказанию Лаокоон, жрец бога Аполлона, был подвергнут за то, что он осмелился противиться воле богов, обрекших на гибель его родной город Трою. Эта выразительная, страшная своей беспощадностью сцена была создана скульпторами Атенодором, Полидором и Агесандром в I в. до н. э. на острове Родосе, а затем перевезена в Рим (Ватикан, Рим).

Искусство эпохи эллинизма, отражающее самые различные стороны жизни того времени, завершает долгий путь развития древнегреческого искусства.

Замечательные произведения Древней Греции оказали огромное влияние на искусство народов всех последующих веков. И сейчас они продолжают восхищать нас не только своей красотой и совершенством исполнения, но и своей глубокой человечностью.

studfiles.net

III. Эллинистическое искусство (конец 4 в. – 1в. До н.Э.)

Монархия Александра Македонского была непрочным и временным объединением. После длительной борьбы за власть между преемниками Александра монархия распалась на ряд новых государств, среди которых выделяются в первую очередь: эллинистический Египет, царство

В эллинистических госу­дарствах возникли многочисленные новые города. Во время похода Александра Ма­кедонского на Восток был основан целый ряд новых центров, получивших название Александрий. Через эти города проходи­ли торговые пути, соединявшие Запад и Восток. Кроме того, с конца 4 по 1 в. до н. э. подвергся реконструкции целый ряд старых восточных городов. Для планиров­ки новых центров и перепланировки ста­рых городов была применена так называе­мая гипподамова система, согласно кото­рой города опоясывались со всех сторон массивными стенами, расположение кото­рых отвечало требованиям фортификаци­онной науки, а в пределах этих городских стен располагались городские улицы, ог­раничивавшие правильные прямоугольные кварталы. Такая четкая геометрическая планировка была рациональна и облегча­ла городское строительство.

Развивавшаяся в эллинистических цент­рах городская жизнь приводила к увеличе­нию количества общественных сооруже­ний. Они строились из одних и тех же ма­териалов, что и храмы, с одинаковой сте­пенью технического и художественного совершенства. Из общественных эллини­стических сооружений следует назвать эклезиастерии — здания народных собра­ний, булевтерии — здания городских сове­тов, пританеи, где находились городские канцелярии, базилики — торговые и су­дебные здания, гимнасии — школьные здания, палестры — спортивные школы, стадионы, театры, библиотеки, бани и так называемые стои — длинные крытые гале­реи, тянувшиеся вдоль улиц. В эллини­стических столицах воздвигались двор­цовые постройки.

Формы храмового здания эллинистиче­ского времени не претерпели существен­ных изменений по сравнению с классиче­ским периодом: это периптеры с более развитыми, чем в классической Греции, передними портиками или же небольшие храмики — простили.

Основным композиционным приемом эллинистической архитектуры был прием перистильного двора, ограниченного со всех сторон колоннами. Многие эллинистические постройки чаще всего имели в центре перистильный двор, по периметру которого размещались отдельные помещения. Примером может служить реконструированное здание булевтерия в городе Милете.

В центре городов находились общест­венные площади, в том числе главная торговая площадь — агора, вокруг которой и располагались общественные сооруже­ния и храмы.

Одним из самых типичных эллинистиче­ских городов является Приена, находив­шаяся вблизи Милета. Несмотря на свои небольшие размеры, этот город приобрел в наши дни большую известность, чему способствовала его хорошая изученность вследствие многолетних систематических раскопок. Приена была спланирована на склоне горы, выше нее находился Акро­поль. Примыкание города к основанию Акрополя отвечало многовековым тради­циям и было характерно для многих элли­нистических городов. План Приены был образован сеткой прямых улиц, из кото­рых 8 шли в продольном, а 16 — в попе­речном направлении. Торговая площадь — агора (76x48 м) имела прямоугольные очертания и ограничивалась с трех сторон колонными дорическими портиками.

Жилые дома были чаще всего изолированы от улицы; в центре дома находился перистильный двор, ограниченный хозяйственными помещениями. В глубине двора располагалась так называемая простада, нередко оформлявшаяся с фасада колонным портиком и представлявшая собой главное помещение жилого дома; сбоку от нее находились собственно жилые помещения (Рис. 179).

Эллинистическая архитектура имела исключительное значение, с одной стороны, для архитектуры Древнего Рима и, с другой стороны, для многочисленных восточных государств, существовавших в более позднее время.

Для того чтобы вести в больших разме­рах строительство во многих городских центрах, строить одновременно сотни со­оружений различного назначения, необходимо было создать теоретические основы этого строительства. Поэтому теперь при­обретает особое значение архитектурная теория. Целый ряд архитекторов пишет трактаты — сочинения, в которых излага­ются основы строительной науки и даются необходимые сведения по теории архитек­туры. Важное место в этих трактатах уде­лялось архитектурным стилям. Если в классической греческой архитектуре ордеры — дорический, ионический, коринф­ский — не были канонизированы и облада­ли в каждом отдельном случае своими осо­быми своеобразными пропорциями, то в эллинистической архитектуре делается по­пытка установить известные каноны, наи­более удачные пропорции ордеров и их от­дельных частей. Такой пропорциональной системой могли теперь пользоваться уже все архитекторы, даже малоквалифициро­ванные.

Масштаб архитектурной деятельности в эллинистических городах определял отча­сти и некоторое снижение технического уровня массового строительства. Это при­вело к плохой сохранности многих произ­ведений эллинистического зодчества, и мы вынуждены пользоваться главным обра­зом данными археологических изысканий, строить свои представления об эллини­стическом зодчестве на основании различ­ного рода реконструкций.

Эллинистическая архитектура имела ис­ключительное значение, с одной стороны, для архитектуры Древнего Рима и, с дру­гой — для многочисленных восточных государств, существовавших в более позднее время.

Изобрази­тельное искусство эллинизма может быть разделено на три периода: 1) ранний элли­низм — конец 4 в. до н. э.— первая поло­вина 3 в. до н. э.; 2) средний — вторая поло­вина 3 в. до н. э. и первая половина 2 в. до н. э.; 3) поздний период — до 1 в. до н. э., когда Римская держава захватила все страны эллинистического мира.

Ведущими центрами художественной жизни становятся новые эллинистические столицы — Александрия, Пергам; из ста­рых — Родос, продолжавший оставаться местом значительных художественных ма­стерских. Афины и Сикион играют второ­степенную роль. Традиции великих масте­ров классической эпохи легли в основу развития новых художественных направ­лений в искусстве эллинизма.

Наряду с монументами героического па­фоса, прославляющими эллинистических владык, создаются и небольшие для част­ных домов украшения. Наряду с об­разом идеальной красоты разрабатывается образ безобразной старости с натурали­стической передачей некрасивых дряхлых черт.

В портретном искусстве эллинизма со­существуют разные направления. Одни продолжают традиции Лисиппа, другие создают произведения классического, то есть идеализированного типа.

К первому направлению следует отнести такой шедевр неизвестного греческого ма­стера, как бронзовая портретная статуя Диадоха (Рис. 180). Необычайно остро охарактеризован элли­нистический владыка, властный и вместе с тем подозрительный. Статуя Демосфена работы Полиевкта 280 г. до н. э. (Рис.181) также очень точно раскрывает образ знаменитого оратора и государст­венного деятеля. Интересен портрет си­рийского царя Селевка Никатора(Рис. 182).

studfiles.net

Александрийская школа античной науки - основные имена и достижения — МегаЛекции

Александрийская школа — ряд философских и литературных течений, сменявшихся в Александрии с III века до н. э. по VI век н. э. Наиболее известными среди них являются александрийская школа неоплатонизма и александрийская богословская школа.

Об александрийской школе говорят и по отношению к принадлежавшим к Александрийскому веку и жившим в Александрии философам. Характерно по отношению к александрийской философии то, что в Александрии соприкасались восточная и западная философии и что здесь вообще господствовало стремление к примирению противоречащих друг другу философских систем; вследствие этого александрийские философы, следовавшие этому направлению к собиранию и соединению, и были часто называемы синкретистами. Но на деле это название применимо не ко всем, так как здесь появились и догматики и — в противоположность им — скептики. Более всего известности приобрели александрийские неоплатоники. Соединяя восточную теософию с греческою диалектикой, они воплощали борьбу древней цивилизации с христианством, поэтому их философия оказала некоторое влияние на способ понимания христианства в Египте. Из слияния восточных воззрений с христианскими образовались некоторые течения гностицизма; некоторые самые важные гностические системы были выработаны в Александрии. Не в меньшей степени были проникнуты духом этой философии и самые видные преподаватели возникшего и процветавшего там христианского катехизического училища; поэтому александрийскую церковь и волновали сильнейшие религиозные споры, так как в Александрии встречались самые разнообразные элементы. Это продолжалось до тех пор, пока из их среды не вышел в борьбе против арианства, при помощи Афанасия, принцип неприкосновенности правоверных положений религии.

Наконец, александрийское направление отличалось еще и разработкою точных наук — медицины, географии, физики, математики и естествоведения; эти последние дошли здесь до самой высокой в древности степени развития. Уже в III-м столетии до н. э. Евклид написал здесь свое классическое сочинение по геометрии. Астрономы этой школы отличались с самого ее начала от своих предшественников тем, что они оставили в стороне всякие метафизические спекуляции и посвятили себя всецело наблюдениям. Как физики, математики и географы отличались: Аристилл и Тимохарис, Архимед в Сиракузах, Эратосфен, Аристарх Самосский, Птолемей и другие. Александрийская школа продержалась в своих различных направлениях в течение более восьми столетий на такой — правда, с течением времени несколько изменявшейся, — высоте, что она была постоянно главным центром учености и литературы тогдашнего мира.

 

12. Античная механика - основные положения и создатели.

По мере накопления знаний о мире задача их систематизации становилась всё более насущной. Эта задача была выполнена одним из величайших мыслителей древности​Аристотелем (384­322гг. до н. э.)

“Аристотель​“самая универсальная голова” среди древнегреческих философов”,

сказал Ф. Энгельс про этого великого учёного Древней Греции. Аристотель родился в Греции , в г. Стагире, расположенном рядом с Македонией. В 366 г. до н. э. он приехал в Афины в академию Платона и пробыл там вместе с Платоном около 20­ти лет. В 339 г. до н. э. Аристотель организовал в Афинах свой Лицей и успешно руководил им 13 лет. Умер Аристотель в 322 году до н. э. на острове Эвбея. В аристотелевской натурфилософии фундаментальное место занимает учение о движении. Движение он понимает в широком смысле, как изменение вообще, различая изменения качественные, количественные и изменения в пространстве. Кроме того в понятие движения он включает психологические и социальные изменения ­ там, где речь идёт об усвоении человеком знаний или об обработке материалов. Понятие движение включает в себя также переход из одного состояния в другое, например из бытия в небытие. Все механические движения Аристотель делит на три вида: круговые, естественные и насильственные. Круговое движение ­ это самое совершенное движение, присущее только небесному миру. Это движение вечно и неизменно, и причиной его является перводвигатель ­ бог, живущий за сферой неподвижных звёзд, где кончается материальная Вселенная. бывают естественные и насильственные. Естественное движение­ это движение тяжёлого тела вниз к центру Мира, к центру Земли, и лёгкого вверх. Это движение тел происходит само собой, в результате стремления тела занять своё естественное место. Оно не нуждается в силах. Все остальные движения на Земле насильственные и могут происходить только под действием внешних сил ( в том числе равномерное и прямолинейное движение). Свой основной принцип динамики Аристотель формулирует так: “ Всё, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого”. У Аристотеля мы находим также и соображения, дающие основание для, количественного определения силы. Для того чтобы лучше разобраться в сути дела введём некоторые современные термины и обозначения: f­ сила, действующая

на тело, р - в​ес тела. Рассуждения Аристотеля сводятся к следующему: сила пропорциональна произведению скорости тела, к которому она приложена, на его вес, т.е. f= pv = ps/t , где s­ пройденный путь, t­ соответствующее время, а v ­ скорость. Но вместе с тем Аристотель верил в бога, противопоставлял земное и

небесное, в центре ограниченной Вселенной он поместил неподвижную Землю, как тело, обладающее наибольшей тяжестью. За эти и подобные им моменты в учении Аристотеля ухватилась церковь, превратив их в догмы. Земные же движения, где всё несовершенно и имеет начало и конец, Аристотеля называют крёстным отцом физики: ведь название его книги “Физика” стало названием всей физической науки.

 

 

megalektsii.ru