Акведуки в древнем риме. Архитектура и Проектирование | Справочник
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Акведуки - постройки Древнего Рима. Акведуки в древнем риме


Акведуки Древнего Рима - чудо инженерии. История и постройка

 

Акведуки стали важным достижением древнеримских инженеров: благодаря строительству этих сооружений римлянам удалось наладить идеальную систему водоснабжения городов, требующих большого расхода воды.

 

 

Акведук представляет собой оросительный канал, идущий через дороги и реки: по таким каналам в города доставляли воду. Если акведук протягивали на поверхности земли, то перекрывали верх с целью сохранить воду чистой. Нередко на пути таких древних трубопроводов встречались овраги или ямы: тогда архитекторы трудились над созданием прочных и почти воздушных конструкций. Арочные пролеты украшали и дополняли ландшафт. Арки шли в несколько ярусов: это помогало сделать сооружение особенно устойчивым.

 

 

Известны самые старые водопроводы мира – это египетские и ближневосточные конструкции, которые снабжали водой древние государства, Египет и Ниневию.

 

 

Римские акведуки: история

 

Наиболее выдающимися по величию архитектурной мысли и сложности конструкций были акведуки Древнего Рима. До сих пор туристы могут видеть на экскурсиях некоторые отлично сохранившиеся водопроводы в европейских городах.

 

 

В 6 веке до нашей эры у жителей миллионного города Рима возникла насущная потребность в постройке акведука для подачи в город питьевой и технической воды. Горожанам не поступала вода в достаточном количестве, кроме того – вода требовалась для обеспечения терм, римских саун.

 

 

Аквия Апия стал первым мостом длиной в 16 км. Далее римляне выстроили акведуки Марция и Клавдия: они исправно снабжали город водой.

 

 

Известные древние водопроводы

 

1. Лучше всех удалось сохранить 275-метровый Гардский акведук, расположенный в одной из французских провинций поблизости от крупного города Нима. На стене конструкции архитекторы оставили надпись, по которой ученым удалось установить примерное время постройки и первоначальную высоту моста – акведук был выше, чем известный Колизей.

 

Работали над возведением сооружения каменщики, руководил которыми зять императора Августа. Мост с многочисленными арками выстроили из каменных блоков: вес некоторых из них достигал 6 тонн. Этот акведукпоставлял воду из речки Фонтан-дель-Юр: несмотря на отсутствие декоративных элементов мост очень функционален и прост в конструкции.

 

Длинный и прочный акведук тянул воду над очень сложным рельефом местности: архитекторы моста смогли с высокой точностью рассчитать несущие детали и расположить арки по закону строгой симметрии. Трехъярусный акведук состоит из нескольких рядов арок, размещенных друг над другом.

Среди сохранившихся акведуков Древнего Рима именно этот долгое время интенсивно использовался в качестве магистрали, но ввиду износа сооружения мост закрыли для проезда транспорта. В наши дни по акведуку запрещено автомобильное движение – пропускают лишь пешеходов.

 

Особой изюминкой акведука является его уникальный способ построения: большое количество каменных блоков держится лишь на ювелирной подгонке камня. В конструкции не использован цемент или другие скрепляющие строительные компоненты, но блоки безупречно прилегают друг к другу. На блоке во втором ярусе исследователи отыскали высеченное на камне имя «Вераний» - возможно, это имя принадлежит архитектору моста.

 

 

2. Среди других акведуков Древнего Рима известен Карфагенский водопровод – сейчас от него остались лишь руины, а когда-то он подавал в город воду из рек Тунисского Атласа. Это мощное сооружение имело длину 132 км. Потоки воды текли естественно, по уклонам рельефа. Сам акведук заложили жители Карфагена, а завершили постройку римляне. Несколько раз сооружение было разрушено и восстановлено.

 

 

3. Древний водопроводный мост 30-метровой высоты расположен в испанской провинции Сеговия – он тянется на 17 километров. Ныне сохранившийся один из пролетов бывшего моста можно увидеть в центре города. Поток из этого водопровода направлялся сначала в большие цистерны, затем из резервуаров вода шла по другим внутригородским каналам. Сооружение разрушили мавры в XI веке, но затем акведук быстро восстановили.

 

 

4. Константинополь был крупным и хорошо развитым городом, где также была велика потребность в снабжении чистой водой. Даже на северных землях Африки можно встретить акведуки Древнего Рима - римляне и на этой территории выстроили общественную систему водоснабжения. Сейчас в окрестностях Стамбула до сих пор туристам демонстрируют руины - небольшой фрагмент постройки. Это был один из известных и мощных акведуков - Валента, также много раз подвергавшийся реконструкции. Водопровод отличался классическим римским стилем, мост был украшен арками, от одной из которых начинался знаменитый туристический маршрут - бульвар Ататюрка.

 

 

5. Древним инженерам было под силу не только снабдить город водой, но и разработать успешную систему сохранения влаги. В старинном Стамбуле работали более 40 водохранилищ, некоторые из них функционируют и сейчас.

 

Туристы едут в Стамбул посмотреть на уникальный подземный зал-резервуар с 336 колоннами: это Цистерна Базилика, расположенная неподалеку от Храма Софии. Хранилище воды отстраивали почти четверть века, а пользовались этим резервуаром больше 1000 лет. Теперь это настоящий музей рукотворных чудес, привлекающий путешественников со всего мира.

 

 

6. Также интересен и акведук в Эфесе – древнем городе, в котором был возведен беломраморный храм Артемиды. После войн город оказался во власти римлян, которые стремились благоустроить все свои наделы. В Эфесе выстроили не только бани и библиотеки, школы и театр, но и провели систему водоснабжения с акведуком. Водопровод создали из керамического материала, он проходил над и под землей. Водную магистраль собрали из трубных секций, соединенных между собой функциональными растровыми соединениями.

 

 

Водопроводы Древнего Рима 

 

 

Увидеть древние акведуки и посетить самые интересные места, связанные с историей Рима, вполне реально – достаточно приобрести доступную по цене туристическую путевку в бюро путешествий Resort.ru. Это обширный выбор туров и самые комфортные условия поездки, приятные впечатления от экскурсий и великолепного сервиса.

 

Читайте также

www.vostok.resort.ru

Акведуки Древнего Рима - чудо инженерии. История и постройка

 

Акведуки стали важным достижением древнеримских инженеров: благодаря строительству этих сооружений римлянам удалось наладить идеальную систему водоснабжения городов, требующих большого расхода воды.

 

 

Акведук представляет собой оросительный канал, идущий через дороги и реки: по таким каналам в города доставляли воду. Если акведук протягивали на поверхности земли, то перекрывали верх с целью сохранить воду чистой. Нередко на пути таких древних трубопроводов встречались овраги или ямы: тогда архитекторы трудились над созданием прочных и почти воздушных конструкций. Арочные пролеты украшали и дополняли ландшафт. Арки шли в несколько ярусов: это помогало сделать сооружение особенно устойчивым.

 

 

Известны самые старые водопроводы мира – это египетские и ближневосточные конструкции, которые снабжали водой древние государства, Египет и Ниневию.

 

 

Римские акведуки: история

 

Наиболее выдающимися по величию архитектурной мысли и сложности конструкций были акведуки Древнего Рима. До сих пор туристы могут видеть на экскурсиях некоторые отлично сохранившиеся водопроводы в европейских городах.

 

 

В 6 веке до нашей эры у жителей миллионного города Рима возникла насущная потребность в постройке акведука для подачи в город питьевой и технической воды. Горожанам не поступала вода в достаточном количестве, кроме того – вода требовалась для обеспечения терм, римских саун.

 

 

Аквия Апия стал первым мостом длиной в 16 км. Далее римляне выстроили акведуки Марция и Клавдия: они исправно снабжали город водой.

 

 

Известные древние водопроводы

 

1. Лучше всех удалось сохранить 275-метровый Гардский акведук, расположенный в одной из французских провинций поблизости от крупного города Нима. На стене конструкции архитекторы оставили надпись, по которой ученым удалось установить примерное время постройки и первоначальную высоту моста – акведук был выше, чем известный Колизей.

 

Работали над возведением сооружения каменщики, руководил которыми зять императора Августа. Мост с многочисленными арками выстроили из каменных блоков: вес некоторых из них достигал 6 тонн. Этот акведукпоставлял воду из речки Фонтан-дель-Юр: несмотря на отсутствие декоративных элементов мост очень функционален и прост в конструкции.

 

Длинный и прочный акведук тянул воду над очень сложным рельефом местности: архитекторы моста смогли с высокой точностью рассчитать несущие детали и расположить арки по закону строгой симметрии. Трехъярусный акведук состоит из нескольких рядов арок, размещенных друг над другом.

Среди сохранившихся акведуков Древнего Рима именно этот долгое время интенсивно использовался в качестве магистрали, но ввиду износа сооружения мост закрыли для проезда транспорта. В наши дни по акведуку запрещено автомобильное движение – пропускают лишь пешеходов.

 

Особой изюминкой акведука является его уникальный способ построения: большое количество каменных блоков держится лишь на ювелирной подгонке камня. В конструкции не использован цемент или другие скрепляющие строительные компоненты, но блоки безупречно прилегают друг к другу. На блоке во втором ярусе исследователи отыскали высеченное на камне имя «Вераний» - возможно, это имя принадлежит архитектору моста.

 

 

2. Среди других акведуков Древнего Рима известен Карфагенский водопровод – сейчас от него остались лишь руины, а когда-то он подавал в город воду из рек Тунисского Атласа. Это мощное сооружение имело длину 132 км. Потоки воды текли естественно, по уклонам рельефа. Сам акведук заложили жители Карфагена, а завершили постройку римляне. Несколько раз сооружение было разрушено и восстановлено.

 

 

3. Древний водопроводный мост 30-метровой высоты расположен в испанской провинции Сеговия – он тянется на 17 километров. Ныне сохранившийся один из пролетов бывшего моста можно увидеть в центре города. Поток из этого водопровода направлялся сначала в большие цистерны, затем из резервуаров вода шла по другим внутригородским каналам. Сооружение разрушили мавры в XI веке, но затем акведук быстро восстановили.

 

 

4. Константинополь был крупным и хорошо развитым городом, где также была велика потребность в снабжении чистой водой. Даже на северных землях Африки можно встретить акведуки Древнего Рима - римляне и на этой территории выстроили общественную систему водоснабжения. Сейчас в окрестностях Стамбула до сих пор туристам демонстрируют руины - небольшой фрагмент постройки. Это был один из известных и мощных акведуков - Валента, также много раз подвергавшийся реконструкции. Водопровод отличался классическим римским стилем, мост был украшен арками, от одной из которых начинался знаменитый туристический маршрут - бульвар Ататюрка.

 

 

5. Древним инженерам было под силу не только снабдить город водой, но и разработать успешную систему сохранения влаги. В старинном Стамбуле работали более 40 водохранилищ, некоторые из них функционируют и сейчас.

 

Туристы едут в Стамбул посмотреть на уникальный подземный зал-резервуар с 336 колоннами: это Цистерна Базилика, расположенная неподалеку от Храма Софии. Хранилище воды отстраивали почти четверть века, а пользовались этим резервуаром больше 1000 лет. Теперь это настоящий музей рукотворных чудес, привлекающий путешественников со всего мира.

 

 

6. Также интересен и акведук в Эфесе – древнем городе, в котором был возведен беломраморный храм Артемиды. После войн город оказался во власти римлян, которые стремились благоустроить все свои наделы. В Эфесе выстроили не только бани и библиотеки, школы и театр, но и провели систему водоснабжения с акведуком. Водопровод создали из керамического материала, он проходил над и под землей. Водную магистраль собрали из трубных секций, соединенных между собой функциональными растровыми соединениями.

 

 

Водопроводы Древнего Рима 

 

 

Увидеть древние акведуки и посетить самые интересные места, связанные с историей Рима, вполне реально – достаточно приобрести доступную по цене туристическую путевку в бюро путешествий Resort.ru. Это обширный выбор туров и самые комфортные условия поездки, приятные впечатления от экскурсий и великолепного сервиса.

 

Читайте также

aydinbey.famous.resort.ru

Акведуки Древнего Рима - чудо инженерии. История и постройка

 

Акведуки стали важным достижением древнеримских инженеров: благодаря строительству этих сооружений римлянам удалось наладить идеальную систему водоснабжения городов, требующих большого расхода воды.

 

 

Акведук представляет собой оросительный канал, идущий через дороги и реки: по таким каналам в города доставляли воду. Если акведук протягивали на поверхности земли, то перекрывали верх с целью сохранить воду чистой. Нередко на пути таких древних трубопроводов встречались овраги или ямы: тогда архитекторы трудились над созданием прочных и почти воздушных конструкций. Арочные пролеты украшали и дополняли ландшафт. Арки шли в несколько ярусов: это помогало сделать сооружение особенно устойчивым.

 

 

Известны самые старые водопроводы мира – это египетские и ближневосточные конструкции, которые снабжали водой древние государства, Египет и Ниневию.

 

 

Римские акведуки: история

 

Наиболее выдающимися по величию архитектурной мысли и сложности конструкций были акведуки Древнего Рима. До сих пор туристы могут видеть на экскурсиях некоторые отлично сохранившиеся водопроводы в европейских городах.

 

 

В 6 веке до нашей эры у жителей миллионного города Рима возникла насущная потребность в постройке акведука для подачи в город питьевой и технической воды. Горожанам не поступала вода в достаточном количестве, кроме того – вода требовалась для обеспечения терм, римских саун.

 

 

Аквия Апия стал первым мостом длиной в 16 км. Далее римляне выстроили акведуки Марция и Клавдия: они исправно снабжали город водой.

 

 

Известные древние водопроводы

 

1. Лучше всех удалось сохранить 275-метровый Гардский акведук, расположенный в одной из французских провинций поблизости от крупного города Нима. На стене конструкции архитекторы оставили надпись, по которой ученым удалось установить примерное время постройки и первоначальную высоту моста – акведук был выше, чем известный Колизей.

 

Работали над возведением сооружения каменщики, руководил которыми зять императора Августа. Мост с многочисленными арками выстроили из каменных блоков: вес некоторых из них достигал 6 тонн. Этот акведукпоставлял воду из речки Фонтан-дель-Юр: несмотря на отсутствие декоративных элементов мост очень функционален и прост в конструкции.

 

Длинный и прочный акведук тянул воду над очень сложным рельефом местности: архитекторы моста смогли с высокой точностью рассчитать несущие детали и расположить арки по закону строгой симметрии. Трехъярусный акведук состоит из нескольких рядов арок, размещенных друг над другом.

Среди сохранившихся акведуков Древнего Рима именно этот долгое время интенсивно использовался в качестве магистрали, но ввиду износа сооружения мост закрыли для проезда транспорта. В наши дни по акведуку запрещено автомобильное движение – пропускают лишь пешеходов.

 

Особой изюминкой акведука является его уникальный способ построения: большое количество каменных блоков держится лишь на ювелирной подгонке камня. В конструкции не использован цемент или другие скрепляющие строительные компоненты, но блоки безупречно прилегают друг к другу. На блоке во втором ярусе исследователи отыскали высеченное на камне имя «Вераний» - возможно, это имя принадлежит архитектору моста.

 

 

2. Среди других акведуков Древнего Рима известен Карфагенский водопровод – сейчас от него остались лишь руины, а когда-то он подавал в город воду из рек Тунисского Атласа. Это мощное сооружение имело длину 132 км. Потоки воды текли естественно, по уклонам рельефа. Сам акведук заложили жители Карфагена, а завершили постройку римляне. Несколько раз сооружение было разрушено и восстановлено.

 

 

3. Древний водопроводный мост 30-метровой высоты расположен в испанской провинции Сеговия – он тянется на 17 километров. Ныне сохранившийся один из пролетов бывшего моста можно увидеть в центре города. Поток из этого водопровода направлялся сначала в большие цистерны, затем из резервуаров вода шла по другим внутригородским каналам. Сооружение разрушили мавры в XI веке, но затем акведук быстро восстановили.

 

 

4. Константинополь был крупным и хорошо развитым городом, где также была велика потребность в снабжении чистой водой. Даже на северных землях Африки можно встретить акведуки Древнего Рима - римляне и на этой территории выстроили общественную систему водоснабжения. Сейчас в окрестностях Стамбула до сих пор туристам демонстрируют руины - небольшой фрагмент постройки. Это был один из известных и мощных акведуков - Валента, также много раз подвергавшийся реконструкции. Водопровод отличался классическим римским стилем, мост был украшен арками, от одной из которых начинался знаменитый туристический маршрут - бульвар Ататюрка.

 

 

5. Древним инженерам было под силу не только снабдить город водой, но и разработать успешную систему сохранения влаги. В старинном Стамбуле работали более 40 водохранилищ, некоторые из них функционируют и сейчас.

 

Туристы едут в Стамбул посмотреть на уникальный подземный зал-резервуар с 336 колоннами: это Цистерна Базилика, расположенная неподалеку от Храма Софии. Хранилище воды отстраивали почти четверть века, а пользовались этим резервуаром больше 1000 лет. Теперь это настоящий музей рукотворных чудес, привлекающий путешественников со всего мира.

 

 

6. Также интересен и акведук в Эфесе – древнем городе, в котором был возведен беломраморный храм Артемиды. После войн город оказался во власти римлян, которые стремились благоустроить все свои наделы. В Эфесе выстроили не только бани и библиотеки, школы и театр, но и провели систему водоснабжения с акведуком. Водопровод создали из керамического материала, он проходил над и под землей. Водную магистраль собрали из трубных секций, соединенных между собой функциональными растровыми соединениями.

 

 

Водопроводы Древнего Рима 

 

 

Увидеть древние акведуки и посетить самые интересные места, связанные с историей Рима, вполне реально – достаточно приобрести доступную по цене туристическую путевку в бюро путешествий Resort.ru. Это обширный выбор туров и самые комфортные условия поездки, приятные впечатления от экскурсий и великолепного сервиса.

 

Читайте также

ww.resort.ru

Акведуки Древнего Рима - чудо инженерии. История и постройка

 

Акведуки стали важным достижением древнеримских инженеров: благодаря строительству этих сооружений римлянам удалось наладить идеальную систему водоснабжения городов, требующих большого расхода воды.

 

 

Акведук представляет собой оросительный канал, идущий через дороги и реки: по таким каналам в города доставляли воду. Если акведук протягивали на поверхности земли, то перекрывали верх с целью сохранить воду чистой. Нередко на пути таких древних трубопроводов встречались овраги или ямы: тогда архитекторы трудились над созданием прочных и почти воздушных конструкций. Арочные пролеты украшали и дополняли ландшафт. Арки шли в несколько ярусов: это помогало сделать сооружение особенно устойчивым.

 

 

Известны самые старые водопроводы мира – это египетские и ближневосточные конструкции, которые снабжали водой древние государства, Египет и Ниневию.

 

 

Римские акведуки: история

 

Наиболее выдающимися по величию архитектурной мысли и сложности конструкций были акведуки Древнего Рима. До сих пор туристы могут видеть на экскурсиях некоторые отлично сохранившиеся водопроводы в европейских городах.

 

 

В 6 веке до нашей эры у жителей миллионного города Рима возникла насущная потребность в постройке акведука для подачи в город питьевой и технической воды. Горожанам не поступала вода в достаточном количестве, кроме того – вода требовалась для обеспечения терм, римских саун.

 

 

Аквия Апия стал первым мостом длиной в 16 км. Далее римляне выстроили акведуки Марция и Клавдия: они исправно снабжали город водой.

 

 

Известные древние водопроводы

 

1. Лучше всех удалось сохранить 275-метровый Гардский акведук, расположенный в одной из французских провинций поблизости от крупного города Нима. На стене конструкции архитекторы оставили надпись, по которой ученым удалось установить примерное время постройки и первоначальную высоту моста – акведук был выше, чем известный Колизей.

 

Работали над возведением сооружения каменщики, руководил которыми зять императора Августа. Мост с многочисленными арками выстроили из каменных блоков: вес некоторых из них достигал 6 тонн. Этот акведукпоставлял воду из речки Фонтан-дель-Юр: несмотря на отсутствие декоративных элементов мост очень функционален и прост в конструкции.

 

Длинный и прочный акведук тянул воду над очень сложным рельефом местности: архитекторы моста смогли с высокой точностью рассчитать несущие детали и расположить арки по закону строгой симметрии. Трехъярусный акведук состоит из нескольких рядов арок, размещенных друг над другом.

Среди сохранившихся акведуков Древнего Рима именно этот долгое время интенсивно использовался в качестве магистрали, но ввиду износа сооружения мост закрыли для проезда транспорта. В наши дни по акведуку запрещено автомобильное движение – пропускают лишь пешеходов.

 

Особой изюминкой акведука является его уникальный способ построения: большое количество каменных блоков держится лишь на ювелирной подгонке камня. В конструкции не использован цемент или другие скрепляющие строительные компоненты, но блоки безупречно прилегают друг к другу. На блоке во втором ярусе исследователи отыскали высеченное на камне имя «Вераний» - возможно, это имя принадлежит архитектору моста.

 

 

2. Среди других акведуков Древнего Рима известен Карфагенский водопровод – сейчас от него остались лишь руины, а когда-то он подавал в город воду из рек Тунисского Атласа. Это мощное сооружение имело длину 132 км. Потоки воды текли естественно, по уклонам рельефа. Сам акведук заложили жители Карфагена, а завершили постройку римляне. Несколько раз сооружение было разрушено и восстановлено.

 

 

3. Древний водопроводный мост 30-метровой высоты расположен в испанской провинции Сеговия – он тянется на 17 километров. Ныне сохранившийся один из пролетов бывшего моста можно увидеть в центре города. Поток из этого водопровода направлялся сначала в большие цистерны, затем из резервуаров вода шла по другим внутригородским каналам. Сооружение разрушили мавры в XI веке, но затем акведук быстро восстановили.

 

 

4. Константинополь был крупным и хорошо развитым городом, где также была велика потребность в снабжении чистой водой. Даже на северных землях Африки можно встретить акведуки Древнего Рима - римляне и на этой территории выстроили общественную систему водоснабжения. Сейчас в окрестностях Стамбула до сих пор туристам демонстрируют руины - небольшой фрагмент постройки. Это был один из известных и мощных акведуков - Валента, также много раз подвергавшийся реконструкции. Водопровод отличался классическим римским стилем, мост был украшен арками, от одной из которых начинался знаменитый туристический маршрут - бульвар Ататюрка.

 

 

5. Древним инженерам было под силу не только снабдить город водой, но и разработать успешную систему сохранения влаги. В старинном Стамбуле работали более 40 водохранилищ, некоторые из них функционируют и сейчас.

 

Туристы едут в Стамбул посмотреть на уникальный подземный зал-резервуар с 336 колоннами: это Цистерна Базилика, расположенная неподалеку от Храма Софии. Хранилище воды отстраивали почти четверть века, а пользовались этим резервуаром больше 1000 лет. Теперь это настоящий музей рукотворных чудес, привлекающий путешественников со всего мира.

 

 

6. Также интересен и акведук в Эфесе – древнем городе, в котором был возведен беломраморный храм Артемиды. После войн город оказался во власти римлян, которые стремились благоустроить все свои наделы. В Эфесе выстроили не только бани и библиотеки, школы и театр, но и провели систему водоснабжения с акведуком. Водопровод создали из керамического материала, он проходил над и под землей. Водную магистраль собрали из трубных секций, соединенных между собой функциональными растровыми соединениями.

 

 

Водопроводы Древнего Рима 

 

 

Увидеть древние акведуки и посетить самые интересные места, связанные с историей Рима, вполне реально – достаточно приобрести доступную по цене туристическую путевку в бюро путешествий Resort.ru. Это обширный выбор туров и самые комфортные условия поездки, приятные впечатления от экскурсий и великолепного сервиса.

 

Читайте также

trehgorka.resort.ru

Акведуки Римской империи | История архитектуры

После бурного периода гражданских войн новым императорским властям пришлось в первую очередь заняться реставрацией существовавших акведуков, а вскоре после этого и постройкой новых в связи с быстрым ростом города и его богатств. В 33 г. до н.э. Агриппа — доверенный сотрудник и личный друг Августа — восстанавливает Аква Аппиа, Анио Ветус, Аква Марциа. Почти полностью перестраивается Аква Тепула. Тогда же был построен и новый акведук — Аква Юлиа. Каналы двух последних акведуков были поставлены на арки старого акведука Марция. Однако уже в 19 г. до н.э. в связи со строительством бань Агриппы на Марсовом поле потребовалось сооружение еще одного водопровода — Аква Вирго.

С этими работами связано важное нововведение в строительстве акведуков — замена дорогого тесаного камня более дешевым бетоном. Это изменение сказалось не только на стоимости сооружения, но и значительно изменило методы постройки и внешний вид акведуков. Однако старая техника строительства не была полностью отброшена. Во времена Клавдия к ней вновь возвращаются, и тогда появляется такое своеобразное произведение, как акведук Клавдия, выполненный по-старому, подобно акведуку Марция из тесаного камня. Поверх канала акведука Клавдия вскоре был уложен канал Анио Новус, но целиком в бетонной технике, что испортило вид аркады акведука Клавдия.

Подобное решение до сих пор остается загадкой и может быть объяснено только сменой руководства постройкой и политическими событиями.

Постройка Аква Клавдиа и Анио Новус была начата еще Калигулой в 38 г. н.э., а закончена Клавдием в 52г.н.э. (рис. 155). Акведук Клавдия начинается на очень небольшом расстоянии от истоков Аква Марциа (около 150 м). Заметно, что Аква Марциа служил образцом при строительстве нового водопровода, но тем не менее можно отметить и значительные различия между ними. Во-первых, трасса Клавдиева акведука значительно короче. Она равна 69,75 км, что означает сокращение трассы примерно на 25% по сравнению с Аква Марциа. Над уровнем земли трасса поднята на расстоянии 17,42 км, из них на аркады приходится 15,05 км. Таким образом, можно отметить, что в этом акведуке продолжается линия, начатая еще в республиканскую эпоху, — все больше возрастает роль надземных частей водопровода. Подобное спрямление трассы, естественно, требовало повышения высоты субструкций, и аркады Клавдиева акведука местами достигают высоты 27 м.

Как и акведук Марция, Аква Клавдиа имеет аркады из тесаного камня и при первом взгляде довольно похож на него. Но при почти одинаковом расстоянии между столбами (5,5—5,6 м в акведуке Клавдия и 5,35 м в акведуке Марция) высота аркад Аква Клавдия значительно больше. Столбы его уширены, они увенчиваются импостами, состоящими из нависающего на 30—35 см ряда камней высотой 35—38 см, хотя и сильно разрушенных, но хранящих следы профилировки в форме трех следующих друг за другом обломов. Благодаря введению импоста контур арок значительно усложнен и перспектива аркады живописнее. Канал лежит непосредственно на теле арки без промежуточного ряда камней. Вследствие этого, несмотря на введение импостов, тектоническое членение аркады Аква Клавдиа не имеет той чистоты и ясности, которая была присуща акведуку Марция и выражалась в строгом выделении несущих и несомых частей. Несколько по-иному решены и проблемы пропорционирования.

В Аква Марциа органически сочетаются модульная система и «золотое сечение», в Аква Клавдиа сохраняется только модульная система, причем за исходную величину, как и в Аква Марциа, взята ширина канала.

По качеству работ акведук Клавдия также значительно ниже Аква Марциа. Огромная высота его столбов недостаточно компенсировалась укреплением части из них контрфорсами, недостатки были и в других местах. В результате уже через 30 лет потребовался первый ремонт, затем — второй. Во II в. н.э. часть пролетов была заложена, а затем значительные участки были усилены бетонными футлярами.

Архитектура Древнего Рима. Акведук Клавдия, середина I в. н.э. Общий вид

155. Акведук Клавдия, середина I в. н.э. Общий вид и фрагмент акведука

156. Рим. Порта Маджоре, середина I в. н.э.

Архитектура Древнего Рима. Акведук Клавдия, середина I в. н.э. Фрагмент акведука Архитектура Древнего Рима. Рим. Порта Маджоре, середина I в. н.э.

На окраине Рима высокая аркада Аква Клавдиа пересекает Лабиканскую и Пренестинскую дороги, которые здесь сливаются. Это пересечение оформлено в виде монументальных ворот, известных как Порта Маджоре (рис. 156) — одного из наиболее интересных сохранившихся сооружений древнего Рима.

Необходимость выделения такого важного места в городском пейзаже потребовала индивидуального решения, акцентирования этого участка в общей композиции аркады акведука. Решение не могло быть достигнуто за счет увеличения высоты сооружения, поэтому были использованы два других приема: изменение пропорций арок и усиление пластической разработки фасадных поверхностей.

Высота сооружения, как и всей аркады в этом месте, достигает 24 м, тогда как по длине фасада оно занимает 32 м. Для строительства употреблен прочный камень — травертин.

Пилоны в Порта Маджоре расширены до 6,35 м, приближаясь в плане к квадрату; арки увеличены в своем пролете также до 6,35 м, что дает отношение столба к просвету, равное 1:1. Высота арочных просветов уменьшена за счет снижения пят более чем на 3 м, что в результате повлекло полное изменение пропорций арочного просвета, получившего теперь отношение к пролету 2:1, а не 3:1, как в типовой арке акведука. Пилоны Порта Маджоре прорезаны тремя малыми арками, украшенными неглубокими портиками с треугольными фронтонами, что еще более изменило и усложнило общий рисунок. Границы между уровнями каналов выглядят как трехчастный аттик. Тем самым достигалась поставленная цель — Порта Маджоре резко отличались от соседних участков аркады. Отличие усиливалось еще и тем, что блоки и барабаны были оставлены без окончательной отески. Архитектурный образ Порта Маджоре приобрел черты своеобразной величественности и в то же время живописности, что лучше подходило для оформления входа в город.

После завершения строительства Аква Клавдиа в Риме строились только бетонно-кирпичные водопроводы. Самым интересным из них является акведук Нерона, ажурная и легкая аркада которого могла быть создана только с помощью этой техники. Очень важен для истории водоснабжения Рима период Траяна, когда широкая волна реформ коснулась и этой области. Весь опыт строительства и эксплуатации римских водопроводов был обобщен в труде Фронтина «Об акведуках». В это же время был создан и акведук Траяна, уже десятый по счету в Риме.

Последний период строительства акведуков в Риме связан с императорами династии Северов (Аква Александрина, рис. 157). В период империи акведуки широко строились в провинциях, особенно западных (Галлии, Северной Африке, Испании).

Архитектура Древнего Рима. Рим. Аква Александрина, 226 г. н.э. Архитектура Древнего Рима. Сеговия (Испания). Акведук, середина II в. н.э.
157. Рим. Аква Александрина, 226 г. н.э. 158. Сеговия (Испания). Акведук, середина II в. н.э.

Однако, если в Риме с середины I в. н.э. преобладала кирпично-бетонная техника, то в этих провинциях, в частности в инженерных сооружениях, квадровая техника продолжала сохранять свое значение.

Из испанских акведуков наиболее интересен акведук в Сеговии (середина II в.) — одно из самых замечательных произведений инженерного искусства, снабжающий до сего времени город водой (рис. 158). Одной из важнейших особенностей его является огромная по высоте двухъярусная аркада на отрезке трассы, проходящей через долину в центре города. В Северной Африке в правление Антонинов (II в.) был сооружен огромный акведук в Карфагене, крупнейший не только в Северной Африке, но и вообще во всем античном мире. Он брал воду на расстоянии, превышающем 130 км от города, и подходил к нему в виде двухъярусной аркады, доходившей по высоте до 40 м.

Глава «Акведуки» подраздела «Архитектура Римской империи» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Автор: И.С. Николаев (Москва, Стройиздат, 1973)

totalarch.ru

Дороги, мосты и акведуки Древнего Рима | Архитектура и Проектирование

 

СООРУЖЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ: ДОРОГИ, МОСТЫ, АКВЕДУКИ

Греция, наложившая свой отпечаток на все, что только касается внешней формы, играет зато весьма ничтожную роль в истории сооружений чисто утилитарного характера. Мы видели, что греки не имели ни регулярно функционировавших дорог, ни прочных мостов, так как они не пользовались сводами. Честь проведения воды по горам (Альбанский водоспуск) и осушения болотистых местностей подземными каналами (водоспуск Ла-Марта, клоака Максима) принадлежит этрускам. Римляне приписывали проведение первых мощеных дорог карфагенянам, но монументальный характер был придан этим трем видам общественно-полезных сооружений (дороги, мосты и акведуки) уже самими римлянами.

Дороги — Большие дороги проводились римлянами исключительно со стратегическими целями. Они идут, по возможности, по прямой линии от одного крупного центра к другому, не обслуживая промежуточных районов. Они только изредка отклоняются от прямой трассы, чтобы избежать подъемов. Шоссированная часть дороги служила для особо быстрых сообщений, а так как римские лошади не подковывались, то справа и слева оставляли широкие обочины с естественным грунтом, по которым и происходило обычное движение. Шоссе предназначалось исключительно для армии и императорской почты, и правила были в этом отношении настолько строги, что правителю Вифинии, нарушившему их по крайней необходимости для своих личных нужд, пришлось извиняться перед императором.

Помимо мостов, к которым мы вернемся ниже, римские дороги были оборудованы строениями для смены лошадей, а также, ввиду незначительного количества гостиниц, и этапными пунктами для ночлега, обозначаемыми в путеводителях словом «mansiones». При постройке дорог римляне задавались целью свести почти к нулю работы по ремонту. Одежда шоссе состоит из слоя щебня огромной толщины, никогда не требовавшего подбивки; эта одежда уложена иногда на растворе и образует длинные искусственные глыбы. Часто встречаются также и дороги, мощеные плитами.

Нередко римские дороги выступают рельефом на гребне холмов и кажутся уложенными на насыпи. В действительности же мы имеем здесь дело с простым вымыванием окружающей почвы под длительным действием дождей.

Водопроводы. — Римляне, считавшие изобилие воды первой потребностью больших городов, оставили нам монументальнейшие водопроводы. Римская Кампанья исчерчена акведуками; подходы к большим городам, как например к Фрежю и Лиону или к Аспендосу в Азии, отмечены линиями водопроводов.

Греки применяли в качестве водопроводов только желоба с непрерывным уклоном; римляне же впервые осмелились спускать воду по склону долины, чтобы заставить ее вновь подняться по противоположному склону. Этого результата они достигли, только заключив воду в свинцовые трубы, но так как свинец не может сопротивляться сильному напору, то при пересечении ложбин переход всегда, смягчался рядом арок (рисунок 345, В), которые заполняли часть пересекаемой долины. Мы видим это на примере Лионского акведука.

Архитектура Древнего Рима. Лионский акведук
Рис. 345
Архитектура Древнего Рима. Мост в Римини
Рис. 346

Римляне были, кроме того, знакомы с разрушительным действием гидравлических ударов. Чтобы предупредить таковые и дать вместе с тем выход воздуху, содержащемуся в воде, пониженные части водопроводов прерывались водонапорными колоннами А. Вода поднимается в них, достигая на мгновение своего естественного уровня, и затем снова падает. Такие разделенные водопроводы допускали более легкое исправление аварий и давали возможность производить частичный забор воды из резервуаров, расположенных наверху у водонапорной колонны.

Этот прием, по-видимому, практиковался, начиная с эпохи Витрувия; он был осуществлен в Помпеях и находит до наших дней обычное применение на всем Востоке. Мы видим вблизи Аспендоса на дне долины, которую пересекает акведук, подъемы и обратные спуски, сложенные из камня и заменяющие водонапорные колонны. Что касается самой разбивки водопроводных линий, то римляне не располагали для этой цели такими точными приборами, как современные гидротехники. Единственными нивеллировочными приборами являлись ватерпас и уровень с отвесом, и Плиний Младший приводит случай ошибки, обусловленной употреблением столь несовершенных приборов. Памятники гидротехнического строительства римлян свидетельствуют скорее об интересе, с которым они относились к проблеме водоснабжения, чем о совершенстве методов.

От эпохи империи нам сохранились, наконец, весьма замечательные портовые сооружения: в настоящее время частично очищен порт в Остии с его набережными, молами и огромными складами. Мол Тапса на африканском берегу выявляет все особенности приемов римской конструкции: это — массив из щебня на растворе, пересекавшийся деревянными связями, от которых остались следы в виде пустот в кладке.

Витрувий описывает способ защиты молов с помощью искусственных массивов, возводившихся на отмели, подмываемой волнами. Развалины в Пуццолах и одна из помпейских фресок знакомят нас с волнорезами в виде сквозных аркад, разбивавших большие волны, но сохранявших внутри порта легкое волнение, которое препятствовало занесению порта песком. Морские побережья Римской империи освещались маяками (маяк в Булони и др.).

Мосты, акведуки. — К числу крупнейших сооружений римского строительства относятся мосты. Очертания арок всегда приближаются к полукругу, причем каждый бык является параллельно и устоем арки, что позволяет одновременно возводить ряды арок. Мост в Римини дает нам образец стиля этих сооружений (рисунок 346): ничего, кроме нескольких украшений на тимпанах и карниза с кронштейнами. Еще проще и строже оформление моста св. Ангела в Риме, моста Фабриция и римских мостов в Везоне и Сомьере.

Для больших мостов и очень высоких акведуков применялись параллельно две системы: в высоту возводилось по два и даже по три ряда аркад, образовывавших как бы мост в несколько ярусов. Мы видим такое разрешение задачи на примере Гардского моста. В других же случаях быки пропускались во всю высоту, но стягивались посредине арочными связями. Система отдельных быков применена в мосту Нарни; Сеговийский акведук построен по системе быков, соединенных связями.

На рисунке 347 изображены оба разрешения задачи: А — Гардский мост, В — Сеговийский акведук.  Второй тип почти исключительно господствовал в римской Испании и придает памятникам этой провинции своеобразный отпечаток (Алькантра, Мерида, Теруэц и др.).

Архитектура Древнего Рима. А — Гардский мост, В — Сеговийский акведук

Рис. 347

Отметим в сооружениях Галлии в качестве местной конструктивной особенности частое применение системы, показанной на рисунке 301 (Гардский, Сомьерский и Вермантонский мосты). Эта система будет применена в средние века в мостах св. Духа и Авиньонском.

Архитектура Древнего Рима. Парапеты Везонското моста и моста Саларио

Рис. 348

На рисунке 348 приводится в виде примера декоративных деталей изображение двух римских парапетов. Один из них заимствован из Везонского моста, другой — из моста Саларио. Эти узкие перила составлены из кубиков, соединенных друг с другом фальцованными плитами. Чтобы не сокращать ширину моста, их по возможности устраивали над выступами. 

Из деревянных мостов римлян пользуются известностью мост Цезаря на Рейне и мост с тройными арками, переброшенный через Дунай при Траяне (рисунок 316). 

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

arx.novosibdom.ru

Акведуки Древнего Рима - чудо инженерии. История и постройка

 

Акведуки стали важным достижением древнеримских инженеров: благодаря строительству этих сооружений римлянам удалось наладить идеальную систему водоснабжения городов, требующих большого расхода воды.

 

 

Акведук представляет собой оросительный канал, идущий через дороги и реки: по таким каналам в города доставляли воду. Если акведук протягивали на поверхности земли, то перекрывали верх с целью сохранить воду чистой. Нередко на пути таких древних трубопроводов встречались овраги или ямы: тогда архитекторы трудились над созданием прочных и почти воздушных конструкций. Арочные пролеты украшали и дополняли ландшафт. Арки шли в несколько ярусов: это помогало сделать сооружение особенно устойчивым.

 

 

Известны самые старые водопроводы мира – это египетские и ближневосточные конструкции, которые снабжали водой древние государства, Египет и Ниневию.

 

 

Римские акведуки: история

 

Наиболее выдающимися по величию архитектурной мысли и сложности конструкций были акведуки Древнего Рима. До сих пор туристы могут видеть на экскурсиях некоторые отлично сохранившиеся водопроводы в европейских городах.

 

 

В 6 веке до нашей эры у жителей миллионного города Рима возникла насущная потребность в постройке акведука для подачи в город питьевой и технической воды. Горожанам не поступала вода в достаточном количестве, кроме того – вода требовалась для обеспечения терм, римских саун.

 

 

Аквия Апия стал первым мостом длиной в 16 км. Далее римляне выстроили акведуки Марция и Клавдия: они исправно снабжали город водой.

 

 

Известные древние водопроводы

 

1. Лучше всех удалось сохранить 275-метровый Гардский акведук, расположенный в одной из французских провинций поблизости от крупного города Нима. На стене конструкции архитекторы оставили надпись, по которой ученым удалось установить примерное время постройки и первоначальную высоту моста – акведук был выше, чем известный Колизей.

 

Работали над возведением сооружения каменщики, руководил которыми зять императора Августа. Мост с многочисленными арками выстроили из каменных блоков: вес некоторых из них достигал 6 тонн. Этот акведукпоставлял воду из речки Фонтан-дель-Юр: несмотря на отсутствие декоративных элементов мост очень функционален и прост в конструкции.

 

Длинный и прочный акведук тянул воду над очень сложным рельефом местности: архитекторы моста смогли с высокой точностью рассчитать несущие детали и расположить арки по закону строгой симметрии. Трехъярусный акведук состоит из нескольких рядов арок, размещенных друг над другом.

Среди сохранившихся акведуков Древнего Рима именно этот долгое время интенсивно использовался в качестве магистрали, но ввиду износа сооружения мост закрыли для проезда транспорта. В наши дни по акведуку запрещено автомобильное движение – пропускают лишь пешеходов.

 

Особой изюминкой акведука является его уникальный способ построения: большое количество каменных блоков держится лишь на ювелирной подгонке камня. В конструкции не использован цемент или другие скрепляющие строительные компоненты, но блоки безупречно прилегают друг к другу. На блоке во втором ярусе исследователи отыскали высеченное на камне имя «Вераний» - возможно, это имя принадлежит архитектору моста.

 

 

2. Среди других акведуков Древнего Рима известен Карфагенский водопровод – сейчас от него остались лишь руины, а когда-то он подавал в город воду из рек Тунисского Атласа. Это мощное сооружение имело длину 132 км. Потоки воды текли естественно, по уклонам рельефа. Сам акведук заложили жители Карфагена, а завершили постройку римляне. Несколько раз сооружение было разрушено и восстановлено.

 

 

3. Древний водопроводный мост 30-метровой высоты расположен в испанской провинции Сеговия – он тянется на 17 километров. Ныне сохранившийся один из пролетов бывшего моста можно увидеть в центре города. Поток из этого водопровода направлялся сначала в большие цистерны, затем из резервуаров вода шла по другим внутригородским каналам. Сооружение разрушили мавры в XI веке, но затем акведук быстро восстановили.

 

 

4. Константинополь был крупным и хорошо развитым городом, где также была велика потребность в снабжении чистой водой. Даже на северных землях Африки можно встретить акведуки Древнего Рима - римляне и на этой территории выстроили общественную систему водоснабжения. Сейчас в окрестностях Стамбула до сих пор туристам демонстрируют руины - небольшой фрагмент постройки. Это был один из известных и мощных акведуков - Валента, также много раз подвергавшийся реконструкции. Водопровод отличался классическим римским стилем, мост был украшен арками, от одной из которых начинался знаменитый туристический маршрут - бульвар Ататюрка.

 

 

5. Древним инженерам было под силу не только снабдить город водой, но и разработать успешную систему сохранения влаги. В старинном Стамбуле работали более 40 водохранилищ, некоторые из них функционируют и сейчас.

 

Туристы едут в Стамбул посмотреть на уникальный подземный зал-резервуар с 336 колоннами: это Цистерна Базилика, расположенная неподалеку от Храма Софии. Хранилище воды отстраивали почти четверть века, а пользовались этим резервуаром больше 1000 лет. Теперь это настоящий музей рукотворных чудес, привлекающий путешественников со всего мира.

 

 

6. Также интересен и акведук в Эфесе – древнем городе, в котором был возведен беломраморный храм Артемиды. После войн город оказался во власти римлян, которые стремились благоустроить все свои наделы. В Эфесе выстроили не только бани и библиотеки, школы и театр, но и провели систему водоснабжения с акведуком. Водопровод создали из керамического материала, он проходил над и под землей. Водную магистраль собрали из трубных секций, соединенных между собой функциональными растровыми соединениями.

 

 

Водопроводы Древнего Рима 

 

 

Увидеть древние акведуки и посетить самые интересные места, связанные с историей Рима, вполне реально – достаточно приобрести доступную по цене туристическую путевку в бюро путешествий Resort.ru. Это обширный выбор туров и самые комфортные условия поездки, приятные впечатления от экскурсий и великолепного сервиса.

 

Читайте также

new.arkhyz.resort.ru