10 класс древняя греция. Контрольная работа на тему: Древняя Греция и Древний Рим" (10 класс)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тест по МХК «Художественная культура Древней Греции» (10 класс). 10 класс древняя греция


Древняя Греция- урок 10 класс

Тема : « Художественная культура Древней Греции»

Цели:

  1. Образовательные:

А) Закрепить знания по теме: « ХК Мезоамерики»

Б) Сформировать представления об Эгейской культуре

2. Развивающие:

А) Развитие монологической речи

Б) Развитие коммуникативной компетенции

3) Воспитательные:

А). Воспитание эстетического сопереживания

Б) Воспитание общекультурной компетенции

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, тетрадь, И, Д.

Методы:

А) По источнику знания: словесный, наглядные, практический

Б) По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Методические приемы: беседа, рассказ, анализ, синтез.

Структура урока:

  1. Орг. Момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Сообщение новых знаний

  4. Закрепление

  5. Подведение итогов

  6. Домашнее задание

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Орг. момент

Здравствуйте, садитесь

Проверка д.з.

Что такое эгейское искусство?

Ответы обучающихся

ФНЗ

Культура Древней Греции в период ее расцвета была насыщена красотой. В понимании древних греков красота человека и окружающего его мира заключалась в гармонии и уравновешенности. То есть основным правилом древнегреческого мастера было соблюдение чувства меры, совершенство и пропорциональность форм.

Древние греки очень любили искусство. Литературные произведения великих авторов и музыка преподавались им с раннего детства. Музыка сопровождала греков в течение всей жизни. Под музыку тренировались спортсмены, шли в бой воины. Музыка звучала на праздниках и в театре. О значении музыки в Древней Греции свидетельствует миф об Орфее, чудесное пение которого очаровывало богов и людей и усмиряло дикие силы природы. (Слайд 2. Греческая лира)

Наибольшего успеха древние греки достигли в таком виде искусства, как скульптура.

Лаконичный, мужественный, монументальный — во времена античности считался «мужским» ордером.

Главные отличительные особенности этого ордера — строгость и простота.

От описании стилей, до Акрополя.

А сейчас вашему вниманию предлагается фильм об Акрополе:

Мы рассмотрим только Парфенон. Остальные сооружения, вы изучите самостоятельно.

Закрепление

А сейчас немного поиграем:

Фидий – древнегреческий скульптор, автор статуи Зевса в Олимпии.(Встают)

Чаще всего статуи делали из дерева.(Сидят)

Кариатиды – это колонны в виде фигур девушек. (Встают)

Колонна - утолщающаяся книзу, без украшений – ионический стиль? (Встают)

Парфенон – храм бога Зевса. (Сидят)

Ваза – покрытая черными фигурами на красном фоне – чернофигурный стиль? (Встают)

Скене – круглая площадка, на которой выступали актеры. (Сидят)

Акрополь – холм с крутыми склонами, священное место для афинян. (Встают)

Подведение итогов

Выделите периоды в истории Древней Греции?

Архитектурные сооружения?

Живопись?

Дом.задание

Глава 7. Сообщения, заполнить таблицу, описать по плану 2 вида архитектуры по выбору

infourok.ru

§ 10. Античная Греция. История мировых цивилизаций

§ 10. Античная Греция

Слово «античный» в переводе с латинского языка означает «древний», «старинный». После гибели античного общества интерес к нему возродился в XIII–XV вв. и сохраняется до настоящего времени.

Географически античный мир охватывал огромные территории в Европе, Северной Африке, Азии, но фактически античная цивилизация связана с историей возникновения, развития и упадка Древней Греции и Древнего Рима, когда центром притяжения многих народов были Средиземное море, Апеннинский и Балканский полуострова.

Древняя Греция располагалась в южной части Балкан. Плодородных земель было мало, но Греция располагала полезными ископаемыми (железо, серебро, золото, а также глина, строительный камень, мрамор). Географические условия способствовали развитию мореплавания и морской торговли (бухты и заливы, множество островов в Эгейском море).

Благодаря археологическим находкам Генриха Шлимана (Троя, Микены и Тиринф), Артура Эванса (город Кносс на острове Крит) и дешифровке критского линейного «письма В» англичанином М. Вентрисом историю Древней Греции ведут с крито-микенского периода (3-2-е тысячелетие до н. э.). В ахейской Греции (по названию населявших ее тогда племен ахейцев) происходил переход от родовых отношений к государственным. Существовало рабство. Высокого уровня достигли ремесло и техника, строились мощные дворцы-крепости. На острове Крит с именем царя Миноса связывают появление первых законов, возникновение мощной морской державы. Около 1500 г. до н. э. минойская цивилизация погибла от какого-то страшного катаклизма (предполагают землетрясение, цунами, вражеское нашествие, возможно, и сочетание всех этих факторов).

На рубеже XIII–XII вв. до н. э. ряд ахейских государств под общим руководством Микен и царя Агамемнона предприняли поход против Трои (Илиона), сильного государства на северо-западе Малой Азии. Десятилетняя война, которую некоторые исследователи называют «первой мировой», первой войной «между востоком и западом», получила отражение в эпической поэме «Илиада», которую одни считают гениальным творением слепого певца Гомера, жившего значительно позже, а другие называют величайшей мистификацией. Бесспорным является то, что боги и люди, участвовавшие в тех событиях (Афина, Посейдон, Парис и Елена, Ахилл и Патрокл, Эней и Гектор, Одиссей и Менелай), давно заняли свое место в мировой культуре. Их реальная или вымышленная жизнь, взаимоотношения, нравственный облик давали и дают обильную духовную пишу многим миллионам людей[39]. В рамках гомеровского периода (вторая половина 2-го тысячелетия – начало 1-го тысячелетия до н. э.) Греция пережила катастрофическое нашествие дорийских племен с Севера, результатом которого была примитивизация греческого общества[40].

В архаический период (VIII–VI вв. до н. э.) на территории Древней Греции произошла цивилизационная революция, одна из важнейших в мировой истории. Необходимость бережно использовать ограниченные земельные угодья при сложном горно-долинном рельефе местности в условиях постоянного обнажения, выветривания почвы, была, по мнению А. Д. Тойнби, тем «вызовом», который побудил творческую мысль древних греков и обусловил их «ответ».

Во-первых, участки земли стали индивидуальной частной собственностью. Во-вторых, собственники земли объединились для совместного решения общих проблем в города-полисы, одним из которых являлись Афины. В Афинах в 594 г. до н. э. архонт Солон отменил все существовавшие долги, освободил закабаленных и навсегда запретил продажу в рабство за долги. Афинские граждане были разделены на четыре группы в зависимости от размера их земельных владений. Роль народного собрания значительно возросла, фактически родилась афинская демократия. В архаический период греки стали культивировать маслины. Оливковое дерево считается даром богини Афины жителям города. Действительно, оливковые деревья оказались весьма удачным приобретением. Их корневая система хорошо удерживала почву. Они были приспособлены к местным климатическим условиям. Маслины, оливковое масло являлись полезным, универсальным продуктом и отличным экспортным товаром.

В поисках новых территорий, пригодных для обработки земель население греческих городов стало осваивать берега Средиземного и Черного морей. В Малой Азии и на островах Эгейского моря появились Эфес, Милет, Галикарнас. На восточном направлении по берегам Черного моря возникли Византии, Синоп, Ольвия, Херсонес, Пантикапей и др. На западном направлении были основаны Массилия в Галлии, Сагунт в Испании и т. д. Колонии (в пер. с лат. «поселение») имели собственную конституцию, гражданство, свои суды, законы, монеты. Они были самостоятельны и независимы от метрополии («материнского города») и нередко превращались в крупные, самостоятельные центры. Создание колоний способствовало развитию мореплавания, торговли, росту жизненного уровня горожан. Благоприятные материальные условия, наличие избыточного продукта, богатства, достаточного свободного времени способствовали духовному творчеству, обеспечивали развитие и востребованность интеллектуальных способностей свободных греков. Немаловажную роль играло соревнование, дух соперничества, которое греки называли «агон», а также амбиции знатных родов, отдельных политиков. Дух соревнования, противоборства, активность проявлялись не только в частых войнах, но и в Олимпийских играх (с 776 г. до н. э.), в состязаниях поэтов, актеров и т. д.

Историки выделяют следующие основные факторы становления античной цивилизации:

ускорение темпов культурной эволюции в основных цивилизационных зонах;

развитие товарно-денежных отношений;

освоение письменности, новый уровень накопления знаний;

совершенствование законотворчества, его внедрение в политику и общественную жизнь;

возникновение и распространение морально-этических учений;

интенсивное развитие международных и межгосударственных связей.

Временем наивысшего расцвета античной цивилизации стал классический период (V– первая половина IV в. до н. э.). В 492–479 гг. до н. э. греки выдержали тяжелейшую борьбу против персов. Сражения при Марафоне, Фермопилах, Платее, морское сражение у острова Саламин продемонстрировали мужество, патриотизм, свободолюбие небольшого греческого народа, сплотившегося вокруг Афин и Спарты.

Первоначально разобщенные греческие города-государства в ходе военных действий сплотились в Афинский морской союз (более двухсот общин). Постепенно Афины установили свою политическую гегемонию, стали распоряжаться общесоюзной казной, а союзники фактически превратились в зависимых подданных. Афины богатели за счет резко расширившегося применения труда рабов (в ремесленных мастерских – эргастериях, на Лаврийских серебряных рудниках, в домашнем хозяйстве). Огромный размах приобрела торговля. Из Фракии и Причерноморья поступал хлеб, из Африки – слоновая кость, из стран Востока – пряности, из Италии – железо и медь. Из Причерноморья завозили лес, смолу, мед, кожу, соленую рыбу. Из самой Аттики вывозились оливковое масло, вино, металлические и гончарные изделия. «К нам со всей земли стекается все, и мы можем наслаждаться благами других народов так же легко, как если бы они были плодами нашей собственной земли», – говорили в Афинах.

Пика своего могущества античные Афины, античная цивилизация в целом достигли при Перикле (490–429 гг. до н. э.). При нем избирательное право было расширено, введена жеребьевка при выборах, государственные должности стали оплачиваться. Народное собрание ежедекадно решало все вопросы внутренней и внешней политики. За выполнением принятых законов и деятельностью должностных лиц следил совет 500. Суд осуществлялся полноправными гражданами (суд присяжных или гелиэйя). Большую роль играла коллегия стратегов из 10 человек, в которую десять раз подряд избирался Перикл. Афинская демократия[41] была ограниченной, т. к. избирательных прав были лишены рабы, иностранцы (метеки) и женщины, что, впрочем, для того времени и особенностей полисной организации нельзя не признать вполне разумным.

• Имена. Перикл

Перикл (ок. 490–429 гг. до н. э.). Афинский стратег (главнокомандующий) в 444/443-429 гг. до н. э. (кроме 430-го). Происходил из старинного и знатного рода. Его отец победил персов при мысе Микале. Перикл был выдающимся политиком, оратором и организатором. «В народе, имеющем столь сильную власть, возникают, естественно, всевозможные страсти. Перикл один умел искусно управлять ими, воздействуя на народ главным образом надеждой и страхом, как двумя рулями: то он сдерживал его дерзкую самоуверенность, то при упадке духа ободрял и утешал его. Он доказал этим, что красноречие, говоря словами Платона, есть искусство управлять душами и что главная задача его заключается в умении правильно подходить к различным характерам и страстям, будто к каким-то тонам и звукам души, для извлечения которых требуется прикосновение или удар очень умелой руки. Однако причиной этого была не просто сила слова, но, как говорит Фукидид, слава его жизни и доверие к нему: все видели его бескорыстие и неподкупность. Хотя он сделал город из великого величайшим и богатейшим, хотя он могуществом превзошел многих царей и тиранов, из которых иные заключали договоры с ним, обязательные даже для их сыновей, он ни на одну драхму не увеличил своего состояния против того, которое оставил ему отец», – счел необходимым особо подчеркнуть столь редкое у политиков сочетание достоинств выдающийся биограф Плутарх[42]. На протяжении всей своей жизни Перикл получал доходы со своей земли и жил только на них. Хотя подрастающие сыновья были недовольны чрезмерной отцовской скромностью, Перикл до конца своей жизни остался верен своим принципам.

Женой Перикла была Аспазия, ставшая мировым символом редкого сочетания красоты, ума и образованности. Не удивительно и то, что при определенном стечении неблагоприятных обстоятельств Перикл впал в немилость у народа, был лишен должности, оштрафован. Ему, правда, удалось довольно быстро восстановить свое влияние, но вскоре выдающийся афинянин, «Олимпиец», умер во время эпидемии.

При Перикле Афины украсились произведениями великих архитекторов, скульпторов и художников. Друзьями Перикла были философ Анаксагор, скульптор Фидий, поэт-трагик Еврипид и др. До наших дней сохранились здания, воздвигнутые на афинском акрополе: Парфенон (храм Афины, покровительницы города), Пропилеи (парадный вход в Акрополь), Эрехтейон (храм в честь легендарного афинского царя). Перикл установил «театральные деньги» – оплату билетов в театр для беднейшего населения, т. к. видел в театре не только зрелище, но и средство духовного просвещения.

Падение и смерть Перикла пришлись на начало Пелопонесской войны, которая с перерывами продолжалась 27 лет. Борьба двух коалиций, возглавляемых Афинами и воинственной Спартой[43], которая победила, привела к кризису греческого общества. В первой половине IV в. до н. э. началась «война всех против всех», в результате чего большинство греческих городов-полисов были вынуждены подчиниться своему северному соседу – Македонии.

Аристотель так характеризовал государственный строй Афин в V–IV вв. до н. э.:

«Гражданскими правами пользуются люди, которых родители оба – граждане.

На все вообще должности, входящие в круг обычного управления, афиняне выбирают кандидатов по жребию, за исключением казначея воинских сумм, заведующего зрелищным фондом и попечителем водопроводов. На эти должности избирают поднятием рук. Кроме того, поднятием рук избирают и на все военные должности.

Совет состоит из пятисот членов, избираемых по жребию, по 50 от каждой филы.

Главному народному собранию полагается производить проверку действий властей – находит ли народ их распоряжения правильными, затем обсуждать вопросы относительно продовольствия и защиты страны; далее, в этот день могут делать чрезвычайные заявления (о преступлениях против государства) все желающие; наконец, полагается читать описи конфискуемых имуществ и заявления об утверждении в правах наследства и о наследницах, чтобы все были осведомлены о каждом открывшемся наследстве.

Другое народное собрание назначают для рассмотрения ходатайств; тут всякий желающий, возложив молитвенную ветвь, мог рассказать народу о каких пожелает общественных и личных делах.

Жалованье получает, во-первых, народ, за рядовые народные собрания по драхме (серебряная монета 4,37 грамма, делилась на 6 оболов), а за главные – по девяти оболов. Затем, в судах получают по три обола; далее, члены Совета – по пяти оболов, а тем из них, которые несут обязанности пританов (дежурных членов Совета), прибавляется на продовольствие один обол. Кроме того, девять архонтов получают на продовольствие по четыре обола каждый, причем они содержат глашатая и флейтиста.

Судьями могут быть люди, имеющие свыше тридцати лет от роду, при условии, если они не состоят государственными должниками или не лишены гражданской чести. Большинство судебных отделений состоят из пятисот одного члена. Когда требуется поставить особенно серьезное дело на обсуждение тысячного состава, в гелиэю собирается двойной состав суда. Дела исключительной важности передаются на рассмотрение тысячи пятисот судей, т. е. тройного суда.

Баллотировочные «камешки» – медные с трубочкой посредине; одна половина их – просверленные, другая – цельные. Когда прения сторон закончены, те лица, которым выпало по жребию состоять при баллотировочных камешках, вручают каждому из судей по два камешка – просверленный и цельный, и обе спорящие стороны должны видеть это, чтобы никто не мог получить ни оба цельных, ни оба просверленных. В суде стоят две амфоры – одна бронзовая, другая деревянная. Они поставлены порознь одна от другой, чтобы нельзя было подкинуть незаметно лишних камешков. В эти амфоры опускают свои камешки судьи. Бронзовая имеет решающее значение, деревянная не берется в расчет. Бронзовая покрыта крышкой с просверленным отверстием, через которое может пройти только один баллотировочный камешек… За кого окажется больше, тот выигрывает дело, а если голосов окажется поровну, выигрывает подсудимый».

Последний, эллинистический период в истории Древней Греции открывается походами Александра Македонского (356–323 гг. до н. э., царь македонский с 336 г. до н. э.). Еще отец Александра Филипп, заимствуя достижения греческой цивилизации, создал мощную армию. Он ввел построение войск в виде фаланги, состоявшей из 16–20 рядов. Каждый пехотинец был вооружен длинным копьем (сариссой), коротким мечом, бронзовым щитом. Голову защищал шлем, а туловище – кираса. Копья были разной длины, могли наращиваться. Фалангу, ощетинившуюся копьями, было очень трудно одолеть. Филипп установил четкое взаимодействие родов войск под единым командованием. Ударную силу составляли тяжеловооруженные конники из македонской знати. В отличие от греков, Филипп старался преследовать врагов до полного уничтожения. Он стал использовать своеобразную «артиллерию»: приспособления, которые с помощью пружинного механизма выбрасывали огромные камни, способные разрушить городские стены. Гелеополидами (покорительницами городов) называли громадные осадные машины, тараны. Военная реформа Филиппа была одной из самых серьезных инноваций в военном деле. Филипп объединил все греческие государства, став их гегемоном (лидером). В 337 г. до н. э. он объявил войну персам, но в следующем году был убит (предположительно в интересах жены, царицы Олимпиады, или сына Александра). В 1977 г. археологи обнаружили гробницу, в которой находились останки знаменитого македонского царя.

• Имена. Демосфен. Цицерон

Демосфен (384–322 гг. до н. э.). В греческих городах-полисах, в древних Афинах высоко ценилось ораторское искусство, умение убеждать сограждан в своей правоте. Величайший оратор Демосфен горячо призывал греков к борьбе против захватнической политики Филиппа II. «Филиппиками» стали называть гневные обличительные речи. Демосфен участвовал в сражении с македонцами при Херонее (338 г. дон. э.). Он успешно защитил себя на суде от обвинений во взяточничестве и трусости в бою. Однако «македонская партия» среди афинян была очень влиятельной. Уже после смерти Александра Македонского и неудачного восстания греков против македонцев Демосфен покончил с собой, чтобы избежать казни по ложному обвинению в казнокрадстве.

В Древнем Риме непревзойденным оратором являлся Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.). Славу он приобрел выступлениями в качестве оратора в гражданских и уголовных судах. Активно участвовал в политической жизни, защищая республиканские порядки. Речи, письма и научные труды Цицерона вошли в сокровищницу мировой культуры.

Сын Филиппа Александр Македонский нанес персам сокрушительное поражение. В 334 г. до н. э. он начал свой восточный поход, имея 30 тыс. пехоты, 5 тыс. конницы и флот в 150–160 боевых судов. В битвах при реке Граник, у города Исса, близ местечка Гавгамелы он разгромил численно превосходившую его армию Дария III, занял три его столицы: Вавилон, Сузы и Персеполь. В северной Индии он разбил войско царя Пора, которому не помогли даже боевые слоны. За десять лет непобедимый полководец создал огромную монархию, в которой хотел построить жизнь на разумных началах (учителем Александра был великий Аристотель) и без войн. Благодаря Александру Македонскому влияние греческой культуры распространилось на всю тогдашнюю Ойкумену (известную грекам часть Земли), а в связи с тем, что сами греки называли себя эллинами, а свою страну Элладой (от слова «солнце», от него же произошло имя Елена), новая эпоха и даже цивилизация стали называться эллинистической. После ранней смерти великого завоевателя, а он не достиг и 33 лет, его империя распалась из-за амбиций эпигонов (с греч. – родившиеся после), бывших полководцев Александра. Они основали новые династии, которые правили ранее завоеванными землями. В последовавшие два века собственно греческие государства продолжали слабеть и постепенно вошли в состав Римской державы.

• Имена. Александр Македонский (Великий)

Александр Македонский (Великий) (356–323 гг. до н. э.). Царь Македонский, полководец и создатель империи. При рождении Александра было немало знамений. В частности, в ночь его рождения Герострат поджег храм Артемиды Эфесской. Александр Македонский стал первым полководцем, не потерпевшим ни одного поражения. Он создал одну из самых крупных мировых империй. Он сосредоточил в своих руках огромные богатства, в частности, все золото тогдашнего мира. Основал много новых городов. Самый известный – порт Александрия в Египте. Александрия Египетская стала новой столицей. Александр женился на дочери побежденного персидского царя Роксане. Умер в возрасте 32 лет[44]. Его наследников умертвили. Империю поделили военачальники Александра. Один из них – Птолемей – стал царем Египта и основателем династии Птолемеев. История жизни Александра Македонского неоднократно экранизировалась. В 60-е гг. XX в. его роль сыграл Ричард Бартон, а в начале XX/ в. – Колин Фаррел.

• Инновации. Мусейон и Библиотека

Птолемей Сотер («Спаситель»), основатель державы Птолемеев, хотел превратить свою столицу Александрию в великий культурный центр. По его приглашению перипатетик Деметрий Фалерский, ученик ученика Аристотеля создал Мусейон – «святилище муз», храм наук.

Комплекс Мусейона и Библиотеки включал в себя залы для лекций и научной работы, зал для трапезы, помещения для ученых, поэтов и философов, ботанический сад, зоопарк, обсерваторию и анатомический театр. Через непродолжительное время в Александрийской библиотеке насчитывалось около 400 тыс. свитков папируса (томов), а во времена Цезаря – 700 тыс. свитков. Для Мусейона была выкуплена библиотека Аристотеля. В эллинистический период появились произведения более 1400 авторов. В Александрийской библиотеке переводились и комментировались многочисленные тексты (Ветхий Завет и др.), апокрифы, подготавливались словари, грамматики. Библиотекарь (глава Библиотеки) Каллимах составил в 120 томах «Каталог писателей, просиявших во всех областях образованности, и всех их сочинений». Это был мощный историко-литературный свод, не просто библиографический каталог, а аннотированный указатель.

Библиотека несколько раз горела. В 391 г. фанатики-христиане разрушили Myсейон и уничтожили значительную часть Библиотеки. Остальная часть погибла (или была тайно вывезена) во время захвата Александрии арабами.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Тест по теме: "Древняя Греция" 10 класс

Тест на тему Древняя Греция 10 класс I вариант

Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии1. Афинский морской союз был создан с цельюА. господства в торговлеБ. борьбы с персами В. завоевание островов в Средиземном мореГ. борьба с пиратами2. По преданиям богиня Афина родиласьА. из пены морскойБ. из виноградной лозыВ. из головы Зевса Г. из оливкового дерева3. Кто не мог стать рабом в Афинском государстве?А. коренной афинянин за долги Б. пленникиВ. чужеземцыГ. те, кого захватили в плен пираты4. Имя могущественного царя — владыки огромной Персидской империи,который начал править в начале Vвека до н.э.А. Кир ВеликийБ Дарий Первый В. КсерксГ. Артаксеркс5. Персидские послы, прибыв в Грецию заявляли: «Наш повелитель, царьцарей, великий царь Дарий, владыка всех людей от восхода и закататребует от вас…А. повиновения»Б. сложить короны к его ногам»В. земли и воды» Г. поклясться в верности»6. Какие города не покорились добровольно персам?А. Афины и Спарта Б. Коринф и ПиргосВ. Агринион и ХалкидаГ. Тиринф и Кносс7. Как поступили спартанцы с персидскими послами?А. убилиБ. столкнули со скалыВ. сбросили в пропастьГ. бросили в колодец 8. В каком году персидские корабли показались в Марафонской бухте?А. 480 г. до н.э.Б. 486 г. до н.э.В. 490 г. до н.э. Г. 494 г. до н.э.9. Кто стал победителем в Марафонской битве?А. греки Б. персыВ. греки и персы заключили перемириеГ. греки и персы не смогли друг друга одолеть10. Как назывались военные корабли с тремя рядами веселА. бирема

Б. пентеконтор

В.триаконтор

Г. триера

Тест на тему Древняя Греция 10 класс II вариант

1. В Греции полис – этоА. документ подтверждающий гражданствоБ. небольшое самостоятельное государство В. колющее оружие из железаГ. удобная бухта для кораблей2. Из скольких букв состоит греческий алфавит?А. 33Б. 147В. 24 Г. 563.Кто стал правителем Персии после смерти Дария?А. КирБ. АртаксерксВ. Ксеркс Г. Дарий II4. Какой спартанский царь командовал объединенным греческимвойском против персидской армии Ксеркса?А. ЛикургБ. ДемаратВ. Леонид Г.Полидор5. Главным городом Аттики являетсяА. ХалкидаБ. ПиргосВ.СпартаГ. Афины 6. Природные условия Аттики позволяли выращиватьА. пшеницу и ячменьБ. оливки и виноград В. овес и гречихуГ. яблони и персики7. Демос – этоА. народ Б. знатьВ. ремесленникиГ. торговцы8. Главное занятие спартанцевА. земледелиеБ. скотоводствоВ. торговляГ. военное дело

9. Кто не мог стать рабом в Афинском государстве?А. коренной афинянин за долги Б. пленникиВ. чужеземцыГ. те, кого захватили в плен пираты10. Имя могущественного царя — владыки огромной Персидской империи,который начал править в начале Vвека до н.э.А. Кир ВеликийБ Дарий Первый В. КсерксГ. Артаксеркс

www.metod-kopilka.ru

Древняя Греция и Древний Рим" (10 класс)

МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговский район Курская область

Контрольная работа по теме:

«Древняя Греция и Древний Рим»

(Мировая художественная культура, 10 класс)

Учитель русского языка, литературы, МХК

Курбатова Г.Н.

2017 год

1 вариант

  1. Выбрать, что относится к Древней Греции, а что к Древнему Риму:

  1. Любили устное народное творчество: мифы, легенды.

  2. Были хорошими инженерами, военачальниками, строителями.

  3. Ценили практическую деятельность: строили бани, мосты, дороги, канализацию.

  4. Соревновались во всем: в живописи, в театральном искусстве, в спорте и т.д.

  1. Выбрать только римских богов:

  1. Афина.

  2. Меркурий.

  3. Гермес

  4. Венера.

  5. Марс.

  6. Нептун.

  7. Посейдон.

  1. Назовите новые типы архитектурных сооружений в Древнем Риме:

  1. Базилика.

  2. Дворец.

  3. Пирамида.

  4. Аркада.

  1. Какое утверждение является неправильным?

  1. Театр в Древней Греции пользовался огромной популярностью.

  2. Актеры выступали в масках.

  3. Женщины играли мужские роли.

  4. Театральные представления шли 4 дня: 3 дня ставились трагедии и 1 день комедии.

  1. Что вы знаете о термах Каракаллы?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 вариант

  1. Какие архитектурные сооружения нашли применение в Древней Греции:

  1. Дорическая колонна.

  2. Ионическая колонна.

  3. Атланты и кареатиды.

  4. Аркада.

  1. Выбрать только греческих богов:

  1. Афродита.

  2. Дионис.

  3. Церера.

  4. Венера.

  5. Марс.

  6. Нептун.

  7. Посейдон.

  1. Назовите новые типы архитектурных сооружений в Древнем Риме:

  1. Акведук.

  2. Термы.

  3. Конные статуи.

  4. Триумфальные арки.

  1. Выбрать, что относится к Древней Греции, а что к Древнему Риму:

  1. Стремились к красоте, гармонии.

  2. Были хорошими инженерами, военачальниками, строителями.

  3. Любили смотреть гладиаторские бои.

  4. Соревновались во всем: в живописи, в театральном искусстве, в спорте и т.д.

  1. Что вы знаете о Пантеоне?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

infourok.ru

Тест по МХК «Художественная культура Древней Греции» (10 класс)

Тест по МХК

на тему «Художественная культура Древней Греции»

для 10 класса

1. Художественную культуру Древней Греции делят:

а. на 2 периода;

б. на 3 периода;

в. на 4 периода;

г. на 5 периодов.

2. Понятие «античный» означает:

а. первобытный;

б. давний;

в. древний;

г. доисторический.

3. Лабиринт находился:

а. в Микенах;

б. в Кноссе;

в. в Олимпии;

г. в Афинах.

4. Конструкция Лабиринта была создана мастером:

а. Дедалом;

б. Икаром;

в. Иктином;

г. Поликлетом.

5. Лабиринт воплощал:

а. ритм космической жизни;

б. могущество греческих царей;

в. стремление архитекторов передать объем;

г. восхищение богами.

6. Фреска – это:

а. роспись по сырому камню;

б. роспись по старой краске;

в. роспись по сырой штукатурке;

г. картина из цветных стекол.

7. Квадры – это:

а. треугольные греческие проемы;

б. материал для строительства зданий;

в. четырехугольные предметы посуды;

г. магические числа.

8. Архитектурная система, сложившаяся в Древней Греции, называлась:

а. классическая;

б. храмовая;

в. материковая;

г. ордерная.

9. Ордер означал:

а. последовательность;

б. порядок;

в. утонченность построек;

г. линию горизонта.

10. Каннелюр – это:

а. внутреннее здание греческого храма;

б. мраморное украшение на фронтоне;

в. желобок на колонне;

г. деталь метопы.

11. Для ионического архитектурного ордера характерно:

а. строгость и геометричность;

б. живописность и декоративность;

в. тяжеловесность и мужественность;

г. простота и стройность.

12. Что такое метопа:

а. плита, заполняющая пустоту на перекрытии;

б. ступенчатое основание храма;

в. перекрытие, поддерживаемое колоннами;

г. внутреннее убранство храма.

13. Храм Парфенон был построен:

а. в IV веке до н. э.;

б. в V веке до н. э.;

в. в VI веке до н. э.;

г. в VII веке до н. э.

14. Парфенон является ярким примером:

а. дорического ордера;

б. ионического ордера;

в. строительного ордера;

г. корифского ордера.

15. За внутреннее убранство Парфенона отвечал:

а. Иктин;

б. Калликрат;

в. Фидий;

г. Дорифор.

16. Поза, при которой происходит перенос тяжести на правую ногу, называется:

а. пеплос;

б. фронтон;

в. целла;

г. хиазм.

Ключ

  1. Б.

  2. В.

  3. Б.

  4. А.

  5. А.

  6. В.

  7. Б.

  8. Г.

  9. Б.

  10. В.

  11. Б.

  12. А.

  13. Б.

  14. А.

  15. В.

  16. Г.

infourok.ru