« Назад

Земля и религия

Основная модель японской религии в некотором роде отражает географическое положение и характер страны. Япония многое заимствовала с азиатского континента, но почти все пришло к ней через Корею или Китай. Основными импортными религиями, следовательно, являются буддизм, преимущественно в форме махаяны, и конфуцианство. Влияние даосизма в данном случае было в основном опосредованным, и выразилось частично в обрядовой практике и частично в развитии дзэн-буддизма. Местная вера синто оформилась в конкретное учение главным образом для противостояния могущественным системам буддизма и конфуцианства, с их научным престижем и политическим влиянием. И действительно, рассматривать японскую религию с точки зрения исторической культурной панорамы лучше всего в разрезе влияния на нее китайской, а затем западной культуры.

Определенное влияние оказал и тот факт, что страна состоит в основном из четырех больших островов, протянувшихся на большое расстояние с севера на юг.

Самые известные исторические синтоистские святилища и буддийские храмы расположены в южной части крупнейшего острова, Хонсю. Древнейшие синтоистские святилища, сохранившие до сих пор национальное значение, находятся в Изе, где проходит поклонение богине солнца Аматерасу и где новый премьер-министр докладывает о сформировании кабинета, и в Изумо, куда раз в год собираются все боги Японии (ками).

Между двумя святыми местами расположены бывшие столицы, Нара и Киото, которые могут похвастаться не только несколькими известными синтоистскими святилищами, такими как Касуга в Наре, но многими прекрасными буддийскими храмами и статуями. Свидетельством расцвета буддийских сект тринадцатого века стали храмовые здания и статуи Камакура, расположенные восточнее, недалеко от Токио. Меньший по размеру остров Шикоку, который вместе с Хонсю баюкает живописное Внутреннее море, никогда не имел ни малейшего политического значения и поэтому не имеет крупных исторических памятников. Но зато через него проходит знаменитый путь паломников, ведущий сразу к восьмидесяти восьми буддийским храмам. Сейчас они особенно популярны для автобусных туров, этакого современного японского сочетания воскресного пикника и религии. В других частях страны тоже проходят паломнические маршруты, среди которых наиболее престижным считается посещение тридцати трех мест поклонения бодхисаттве Каннон-саме в западной части Хонсю.

Северный остров Хоккайдо считался глухой провинцией, пока в девятнадцатом веке на нем не появились молодые поселенцы из Токио, поставившие себе задачу покорить сравнительно суровый климат. Главный город острова, Саппоро, был в то время центром приложения усилий протестантских миссионеров, хотя следует отметить, что сегодня большинство его жителей придерживаются традиционной японской религии.

Кюсю, самый южный остров, располагает древнейшими из известных исторических памятников Японии, что, видимо, объясняется его близостью к Корее. Его значение, как центра пересечения торговых морских путей с Запада, объясняет причину, по которой в шестнадцатом веке римские католические миссионеры выбрали его своей основной базой: позднее римское католическое движение было жестоким образом подавлено, частично потому, что пользовалось поддержкой феодальных правителей Кюсю, проводивших политику сепаратизма. В середине девятнадцатого века, после того как двухсот пятидесятилетнему безоблачному правлению военного правительства в Эдо (теперешний Токио) пришел конец, Кюсю стал географическим центром возрождения синтоистской императорской власти.

очистительный ритуал
Верующие синтоисты совершают очистительный ритуал, потом приближаются к дверям святилища и звонят в колокольчик или стучат, чтобы привлечь внимание ками.

Святилища на горных вершинах

Горный рельеф страны не мог не оказать значительного влияния на формы религиозной жизни японцев. На многих горных вершинах расположены святилища, привлекающие паломников, ищущих очищения и вдохновения. Самой знаменитой, конечно, считается вершина Фудзи, ставшая квазирелигиозным символом всей нации.

В Китае буддисты успели освоить горы в качестве изолированных убежищ от мирских забот и не замедлили перенести эту практику на Японию. Наибольшую известность в этом плане получила гора Койя, на которой обосновалась штаб-квартира буддийской секты Шинон (см. ниже).

Культ гор породил одно из самых удивительных синкретических течений в истории религии, шугендо, которое связало буддизм и синтоизм. Члены секты искали просветления с помощью магических сил шаманизма, применяя аскетические упражнения и совершая обряды духовного исцеления и хождения по огню. Хотя время расцвета секты давно кануло в Лету, она по сей день не прекратила своего существования и оказала значительное влияние на формирование некоторых новых религий.

святилища
В японских домах часто есть маленькие домашние святилища.



« Назад