« Назад

Японский буддизм

История японского буддизма прослеживается до начала шестого века н.э., когда из Кореи были присланы первые статуи и сутры (буддийские тексты). Первый значительный акт патронажа имел место при регенте, принце Шотоку (593-622 гг. н.э.), который объявил буддизм государственной религией, связав его с конфуцианскими идеалами морали и управления государством.

Прибывавшие из Кореи и Китая выдающиеся монахи приносили новые знания об учении, и в 805 г. штаб-квартира буддизма была переведена из столицы Нара в новую роскошную резиденцию на горе Хиеи, к югу от Киото. На первый план выдвинулась секта сингон, основателем которой стал знаменитый монах Кукай (744-835), после смерти получивший имя Кубо Дайши и почитаемый как великий святой.

К сектам тэндай и сингон вскоре присоединились другие, сочетавшие специфически китайскую форму буддизма с японскими традициями. Первым нововведением стала практика распевания имени Амитабха-будды, который, согласно сутрам, принес обет забрать с собой всех людей в небесный рай, на "чистую землю", откуда уже лежал прямой путь к нирване.

Распеваемое заклинание, названное нембуцу, по-японски звучало "Наму Амида Буцу" ("Славься, Амида-будда"), хотя на практике последний слог опускался. Распевание нембуцу, по мнению многих, имело магическую силу, приносило здоровье и отводило несчастья. Однако по свидетельству авторитетных учителей Хонэна (1133-1212) и Шинрана (1173-1262), это было символом простой и искренней веры в "другую силу" (тарики) Амитабха-будды, "способную принести спасение. С этими учителями связаны соответственно секты Чистой Земли (Дзёдошу) и Истинно Чистой Земли (Дзёдо Шин-шу).

Вскоре после этого Нитирэн (1222-82) сумел пробудить интерес к Лотус-сутре, которая уже почиталась сектой тэндай. Нитирэн смог дать новую трактовку сутры, и его письменные комментарии послужили основой для формирования ряда новых сект. В их числе оказались некоторые из наиболее влиятельных в наше время школ мирского буддизма. Приверженцев сект Нитирэна объединяет распевание простой фразы "Нам(у) Мьохо Ренге Кьо" ("Славься, Чудесная Дхарма Лотус-сутры").

В это время японские мастера-учителя дзэн, Эйсай (1141-1215) и Догэн (1200-53), занимались созданием собственных практических школ, нацеленных на прямое достижение просветления (сатори). Соответственно сформировались две новые секты, риндзай и сото, которые стали сильнейшими в Японии школами дзэн. Школа риндзай практиковала интенсивную тренировку ума с помощью знаменитых загадок (коанов) примерно такого типа: "Как звучит хлопок одной ладонью?" Секта сото предпочитала развивать медитацию в положении сидя (дза-дзэн), во время которой практикующий отождествляется с состоянием просветления и с самим Буддой.

Внутри каждого из перечисленных видов сект существует множество более узких направлений, основанных на местных разработках и выделяющих тот или иной аспект учения или практики или просто желающих обрести независимость от могущественного и популярного храма. Недавно опубликованный японский справочник насчитывает ни много ни мало как семнадцать сект сингон, девять тэндай, девять сект нихирэнитов, шестнадцать сект дзэн, десять сект Истинно Чистой Земли и четыре секты Чистой Земли. Словарь буддийских организаций в Японии включает в несколько раз больше названий.

При всем своем разнообразии японские буддийские секты относятся к буддийской форме махаяна, распространившейся из Индии по всей восточной Азии. Некоторые из верующих являются строгими приверженцами конкретных сект, что особенно характерно для сект нембуцу или нихирэнитов, однако многие традиции народной религиозности идут вразрез с сектантскими делениями.

Двумя наиболее почитаемыми Спасителями являются бодхисаттвы Дзидзо-сама и Каннон-сама. Считается, что Дзидзо-сама заботится о детях и младенцах, умерших до или во время родов. Каннон-сама (на санскрите Авалокитешвара) предлагает разные виды покровительства и утешения, его статуи можно найти во многих храмах.

Домашний буддизм

Многим семьям напоминает о существовании буддизма маленький домашний алтарь (буцу-дан). В нем обычно хранится изображение Будды или другой символ, семейная поминальная дощечка, цитатник буддийских изречений, подставка для курения благовоний и еще много разных мелочей. Во время утреннего ритуала на алтарь выкладывается еда, читается отрывок из сутры и зажигается палочка благовоний. Приверженцы конкретных сект могут вносить соответствующие изменения.

Буддизм сохраняет почти непререкаемый авторитет в вопросах похорон и кладбищ. Тут тоже разные секты могут вносить несущественные изменения, но ритуал кремации остается универсальным.

Посещение кладбищ проводится, как правило, в день хиган, который отмечается дважды в год в дни весеннего и осеннего равноденствия. Еще один день поминовения, о-бон, проводится в середине лета, когда возле домов жгут костры и танцуют.

Дзэн-буддийские сады
Дзэн-буддийские сады песков помогают предаваться медитации.

Буддийские праздники

Японский буддизм до некоторой степени заимствовал идею праздников (матсури) у синтоизма. К примеру, в начале апреля некоторые буддийские храмы проводят праздники цветов, приуроченные ко дню рождения Будды, 8 апреля. В этот день небольшая статуя стоящего Будды-ребенка помещается в укрытом цветами каркасе, и верующие совершают помазание ее жидкостью из стоящего рядом сосуда.

Еще один знаменитый праздник, апофеоз которого проходит у буддийского храма в Токио,- день сорока семи самураев, потерявших хозяина (ронин). В течение многих веков страна преклоняется перед подвигом этих сорока семи, которые отомстили за своего господина, несправедливо принужденного к самоубийству, а потом покончили с собой. Это один из классических случаев осмысленного ритуального самоубийства (харакири), воспринимаемого как подвиг во имя преданности.

На основании этого сюжета была создана драма Чушингура, регулярно идущая на сцене в дни праздника в декабре. Сам праздник включает костюмированное шествие, изображающее сцену прибытия сорока семи самураев в храм, чтобы сообщить о выполнении долга мести. После чего толпы людей зажигают на их могилах благовония.

Связи буддизма с японской культурой сильны и многочисленны: это традиционный кодекс самурайской чести бусидо; это строгая драма но с большим набором буддийских тем: это чайная церемония, приобщающая к простоте и естественности; это каллиграфия, живопись и многое другое. Самым живым аспектом японского буддизма остается, однако, народная вера в различных Будд, бодхисаттв и буддийских святых традиции махаяна.

шествие во время буддийского праздника
Красочное шествие во время буддийского праздника Гион в Киото, Япония.



« Назад