« Назад

Возраст эпоса

В период с 300 г. до н.э. по 300 г. н.э. проходил процесс создания того, что сейчас называют классическим индуизмом. Хотя на это же время приходится период наиболее широкого распространения в Индии буддизма и джайнизма, именно тогда происходило развитие ортодоксальных ведических традиций. В это время были написаны сутры. Они представляют собой сборники афоризмов, применяемых в качестве комментариев к Beдам и Упанишадам. Но еще большее значение для развития популярной религии имело то событие, что в это время в религию пришла практика бхакти (поклонения одному из богов), то есть то, что первоначально являлось когда-то неотъемлемой частью религии, снова получило право на существование. Кроме того, расширилась область синтеза арийских и неарийских традиций. Ведические божества были либо заменены старыми богами, либо отождествлены с ними. Например, Рудра, могущественный бог ведических гимнов, был отождествлен с Шивой, танцующим богом, чьи статуэтки числятся в списках находок при раскопках в долине Инда.

Легенда и история

Это было время перенесения на бумагу древних преданий. То, что возникло и передавалось в качестве местных легенд, стало рассматриваться как основное свидетельство индийских взглядов на мир. Несмотря на ряд исторических ссылок на события далекого прошлого, эпические произведения в основном посвящены непрекращающейся борьбе добра со злом, космосу и хаосу в людских делах. Они вселяют уверенность в утверждение порядка и в наличие пути через трясину сомнения и замешательства.

Основой сюжета как Рамаяны (в которой 24 000 двустиший), так и Махабхараты (90000 двустиший) служит цикличность истории мира. Вначале миром правят справедливость и порядок (дхарма). Потом, в течение четырех эпох, нравы постепенно приходят в упадок, и, наконец, боги решают разрушить этот мир и построить его заново. В поэмах выражена необходимость отыскания смысла и цели даже во времена беспорядков.

Любящий муж и верная жена: Рамаяна

Действие Рамаяны происходит во вторую эпоху, когда порядок, несмотря на сильные потрясения, оставался достаточно прочным. Это история о том, как в результате интриг Рама был изгнан с трона, а его верная жена Сита похищена и увезена на Шри-Ланку. Бог-обезьяна, Хануман, символ верной службы и изобретательности, помогает освободить Ситу, построив из обезьян мост от Индии до Шри-Ланки. Рама служит олицетворением справедливости и считается одним из десяти земных воплощений (аватар) Вишну. Постепенно развилось понятие, что боги посылают одну аватару в каждую эпоху. (Это же понятие о существовании ряда эпох, или эонов, и появлении спасите ля в каждой из них характерно и для учения буддизма.)

Для народного индуизма характерно, что история Рамы является не только сказкой, знакомой каждому с малых лет, но и руководством в повседневной жизни. Раму вспоминают перед началом любого предприятия и благодарят после его успешного завершения. Его подвиги стали примером для подражания и поощрением к соблюдению правил поведения.

Сита, в свою очередь, стала образцом верной жены, которая так привязана к супругу, что готова, когда придет время, взойти на его погребальный костер, чтобы быть сожженной вместе с ним. Ситу чтут за добродетельную почтительность, покорность, скромность и приветливость.

Время действия Махабхараты отнесено к концу третьей эпохи. Гражданская война, о которой ведется повествование, переходит в четвертую эпоху, период окончательного распада и несправедливости.

Две группы двоюродных братьев заявляют о своих правах на царствование. В конце концов, победа достается пятерым братьям Пандоры, но происходит это после длительной борьбы.

Основное внимание в истории уделено отношению братьев к происходящим событиям. Старший брат, Юдхиштхира, не одобряет войну и желает уклониться от участия в конфликте. Он тяготеет к аскетической медитации. Постепенно главным героем становится третий брат, Арджуна, который разделяет не приязнь брата к войне, но выказывает большие способности в качестве военачальника.

Кульминацией повествования является часть, получившая название Бхагаватгита ("Песнь бога"), в которой Арджуна сомневается в необходимости вступить в битву со своей родней. Он ведет беседу со своим возничим, которым является не кто иной, как Кришна, восьмое воплощение Вишну.

Бхагаватгиту из-за ее популярности иногда называют "библией индуизма". О ней написано больше комментариев, чем о любом другом произведении индийской литературы. История повествует о том, как Арджуна в конечном итоге убедил Кришну отдать приказ о сражении против семьи Кауравов. Кришна приводит аргумент о том, что смерть не разрушает душу и что люди должны исполнять свой долг в соответствии со своей кастовой принадлежностью. Исполнение своего долга не влечет за собой вины, если оно проводится беспристрастно. Кришна указывает на то, что знание, труд и почтение к богам являются путями к спасению. Через почтение к себе (безличный брахман, заключенный внутри него, становится конкретным, любящим богом) Арджуна может освободиться от сомнений и привязанностей. Бхагаватгита утверждает, что спасение доступно всем: классовые различия являются не препятствием, а гарантией спасения.

колесо жизни
Современная резьба на старую индуистскую тему "колеса жизни". Концепция самсары - цикла перерождений - основана на вере, что после смерти душа переселяется в другое тело.

Цикл Кришны

Широкое распространение получил еще один цикл сказаний о Кришне. Наибольший интерес из них представляет Бхагаватапурана. Истории начинаются с того, как он был принцем племени Ядава, и описывают различные чудеса, связанные с его рождением и детскими годами.

В юные годы он сбежал от злой двоюродной сестры, Камсы, и обосновался среди пастухов Вриндабана. Легенды рассказывают о его мастерстве игры на свирели и проделках, которые он вытворял с женами и дочерьми пастухов, обогнав Дон Жуана в искусстве соблазнения. Существует мнение, что для своих почитателей он является отцом, другом и старшим братом - но одновременно любовником и мужем. Эротическое изображение соединения с Кришной служит символом близости почитателя к богу и характерно для усиления роли бхакти в индуизме.

Священная корова

Тот факт, что Кришна обычно изображается в образе пастуха, тоже имеет большое значение, так как приводит культ поклонения Кришне в соответствие с древним культом Богини-Матери. Корова является живым символом Матери-Земли, которая осчастливила человечество присутствием этого животного. Простое кормление коровы - это уже акт поклонения. Даже коровья моча считается священной и используется, например, в ритуалах очищения теми, кто нарушил кастовые табу.

Корова
Одной из общих для всех индуистских верований черт является уважение к коровам. Корова - священный символ праматери, источника и продолжательницы жизни.



« Назад