« Назад

Восстание в VI веке

В VI в. до Рождества Христова произошла целая волна выступлений против жречества. Она ослабила власть существовавших религий, но отправление старых культов продолжалось еще многие столетия. Однако меньше чем за 50 лет этого движения против засилья жречества появились семь мировых религий: зороастризм, иудаизм, буддизм, джайнизм, конфуцианство, ведантизм и даосизм.

По-видимому, началом этого движения послужило учение Зороастра в Персии. В зороастризме многое остается неясным. Ученые до сих пор не решили, был ли он дуалистом или монотеистом. Полагают, что зороастризм возник в первой половине VI в. до Рождества Христова, хотя некоторые считают, что это могло произойти и намного раньше. Известно, что эта религия оказала влияние на древнеперсидского царя Кира, который отпустил первую группу иудеев из вавилонского плена назад в Палестину, чтобы они восстановили свой храм. Это случилось после покорения Киром Вавилонской империи в 539 г. до Рождества Христова.

К тому времени, когда храм был восстановлен в 516 г. до Рождества Христова, четыре религиозных гиганта в Индии и Китае - Будда, Маха-вира (основатель джайнизма), Конфуций и Лао-Цзы - осмелились бросить вызов власти браминов и китайских жрецов. Через 100 лет после Зороастра в Греции свое учение создал Сократ (470-399 гг. до Рождества Христова). Но еще до Сократа в VI в. до Рождества Христова первые революционные идеи высказывал Пифагор (расцвет его деятельности был около 530 г. до Рождества Христова).

Первопричины этого великого религиозного движения были так же сложны, как и первопричины, вызвавшие Возрождение или Реформацию в Европе 2000 лет спустя. Но в качестве одной из причин, очевидно, можно рассматривать проповедническую деятельность Исайи и других израильских пророков того времени, а также повторение этих пророчеств Иеремией и Иезикиилем 100 лет спустя. Конечно, многие из высказываний этих великих израильских пророков мы встречаем позднее в этике Зороастра, Будды (около 563-483 гг. до Рождества Христова), Махавиры (599-527 гг. до Рождества Христова) и Конфуция (551-479 гг. до Рождества Христова).

Сейчас трудно поверить, что пророчества Исайи, Иеремии, Иезикииля и других не были услышаны нигде, кроме Израиля и Иудеи. Заметим, что язык Исайи был понятен без перевода в городах всего Плодородного Полумесяца, а религиозные идеи, особенно революционные, распространялись тогда чрезвычайно быстро. Молва разносила их повсеместно, и делала это быстрее, чем происходит распространение идей с помощью книг в современном мире. Ведь на написание и издание книги уходит довольно много времени.

В то время было немного больших городов на расстоянии от Афин до Китая, и все они были космополитическими. В них жили люди разных национальностей, говорившие на нескольких языках. Кроме того, религиозные учителя и их последователи постоянно странствовали, и, что самое главное, у людей были и время, и интерес слушать их.

Восстание в Индии

Какой бы ни была причина волны религиозных восстаний, ее силу лучше всего проследить на примере Индии. Взятые в порядке их написания Веды, Брахманы и Упанишады, работы ранних буддистов и джайнов, дают нам ясную картину того, что происходило. Подобную ясность мы находим лишь при описании религиозных событий в Библии.

Как мы уже видели, доминирующую роль в жизни индийского общества играли жрецы-брамины. Вместо примитивной простоты принесения в жертву животных, существовавшей 1000 лет, ими была разработана сложная ритуальная система. Специализация браминов, принадлежность их к различным школам, имеющим свою литературу, свободное время для учебы, доступ к самым важным книгам - все это увеличивало их власть над простыми людьми. Создавалось впечатление, что они и только они могли предлагать жертвы богам, а их магические молитвы обладали такой силой, что все сущее на земле и даже боги должны были им подчиниться. Алчность браминов становилась просто невыносимой, так как они требовали денежных даров по любому случаю, будь то рождение ребенка, достижение кем-то половой зрелости, вступление в брак или нарушение ритуальных законов, война или чья-то смерть.

Все это еще можно было бы стерпеть, но они стали настаивать на своем праве вмешиваться в политику. Это вызвало нарастающее недовольство воинов, знати и царей. Восстание стало неизбежным. Вполне вероятно, что искра, от которой оно вспыхнуло, была занесена из Израиля не через Персию, но важно отметить одновременное начало восстания в Индии и Китае. Борьба против засилья жречества принимала различные формы.

Индуистские жрецы
Индуистские жрецы все еще выполняют ритуалы вековой древности, описанные в ведических священных писаниях. Скандируя гимны на санскрите, жрецы исполняют ритуал огня, который должен обеспечить хороший урожай.

Атеизм

Атеизм возник в среде касты воинов. Первые атеисты утверждали, что поскольку Бог не существует, то абсурдной является вся система жрецов, жертвоприношений и бессмысленных ведических молитв. Первый зафиксированный пример истинного атеизма мы находим в Иерусалиме: "Сказал безумец в сердце своем: "Нет Бога". Вторая группа активных атеистов появилась в Индии за 5 столетий до Рождества Христова. Безусловно, в древние времена недостаточно было просто провозгласить атеизм. Необходимо было указать свой путь к спасению.

Если Бога нет, то что же должен делать человек? Ответ, который давали атеисты, был следующим: единственное благо, которое мы знаем - это счастье. И поэтому высшим добром было бы делать то, что делает человека истинно счастливым. В этом утверждении первые атеисты предвосхитили греческих эпикурейцев на 2 столетия.

Буддизм

Будда, живший около 563-483 гг. до Рождества Христова, был царевичем, принадлежавшим к воинской касте. Самые первые его жизнеописания составлены, по крайней мере, через 200 лет после его смерти. Ученые считают, что 2 основные формы современного буддизма отошли достаточно далеко от истинного учения самого основателя этой религии. Некоторые факты жизни Будды считаются установленными. Предание гласит, что к поиску смысла жизни его подтолкнул вид прокаженного, старика и трупа. В течение многих лет Будда вел аскетический образ жизни, пока не достиг просветления.

Он, конечно, был хорошо знаком с культом Брахмана и решительно его отвергал. Можно сказать, что Будда был атеистом или, по крайней мере, не полностью принимал это верование. Он был противником ритуальных жертвоприношений, существования жрецов и даже кастовой системы как внешних проявлений религиозности. Учение Будды было простым и доступным. Причина всех несчастий - желание. Жажда власти, успеха, денег и всех физических удовольствий является причиной несчастий и болезней. Таким образом, нирвана - полное освобождение от всякого желания. Хотя это вовсе не означает, что человек должен стать отшельником или отказаться от самых элементарных действий: важно, чтобы не возникало желания выполнять их.

Буддисты в конечном счете становятся тихими, спокойными людьми, однако вместе с эгоистическими желаниями они искореняют в себе стремление делать добро другим людям, чувство общественной справедливости. Христос призывал нас любить ближних своих, как самих себя. Будда же отрицал любовь к себе, так что значение любви к ближним не имело смысла.

Этицизм

Одним из современников Будды был Варохамана Махавира (599-527 до н.э.), также принц воинской касты. Он в ответ на аморальность жрецов призывал совершать добрые дела. В его понимании жрецы, жертвоприношения и даже Бог были ненужными, так как этот мир имеет свой внутренний жесткий моральный контроль, который автоматически вознаграждает добро и карает зло. Нирвана достигается путем совершения добрых поступков и искоренения зла из своего сердца. Его философская система, джайнизм, была изложена детально лишь около 1000 лет спустя и сейчас поддерживается небольшой группой верующих в Индии.

Интересно, что в этической системе Махавира вегетарианство сначала было необходимым условием. Имелось в виду, что не должно быть причинено никакого вреда любой жизни. Джайнизм подарил Индии слово "ахинса" (непричинение вреда), которое было заимствовано и использовано Ганди в совершенно ином контексте. Изначально оно было связано с неприкосновенностью любой жизни животного или насекомого, но довольно тяжело практиковать подобное в современном мире.

Если исключить этот элемент из этики Махавиры, то становится очевидной совершенная идентичность его философии и философии его предшественника из Персии Зороастра и его современника из Китая Конфуция (551-479 до н.э.). Все трое были первыми и наиболее выдающимися учителями этики. Идея о правильных и добрых делах встречается в истории философии. Аристотель (384-322 до н.э.) и стоики из Греции, глубоко принципиальные китайцы, римляне и англичане, современные гуманисты, либеральные евреи - все они придерживаются этой идеи. Я назвал здесь этицизм видом религии, потому что он требует от человека реального сознания и чувства праведности. Существует Бог или нет, верующий уверен, что все есть и будет хорошо.

Монизм

Мы кратко рассмотрели три вида протеста против нестерпимых интриг жрецов. Все три учителя отрицали ритуализм, систему жречества и даже Бога, в честь которого приносились жертвы. Из-за того, что их учения были направлены против брахманизма и кастовой системы, они были отлучены от индуизма более чем на 2000 лет. Сегодня брахманисты нашли другие способы укрепления своих позиций через образование, а буддизм, джайнизм и даже атеизм снова приняты как возможные пути внутри индуизма.

Протестанты также подошли опасно близко к возможности включения этицизма и даже атеизма в христианство.

Сейчас следует обратить внимание на четвертое течение, которое намного важнее с точки зрения философии и стало в этом столетии главным соперником христианства. Монистическая мысль впервые возникла в индусских Упанишадах (учения о дисциплине). Существует более 200 Упанишад. Большинство из них относится к периоду VI в. до н.э., хотя некоторые возникли гораздо позже.

Приверженцы этого учения не стремились к отрицанию существующего верования, но предложили параллельный и более глубокий способ единения с Абсолютом. Ритуалы были более одухотворены, а слову "Бог" придавалось новое значение. Бог являлся теперь не теистическим Создателем, а Абсолютом, первичной реальностью, или, как пишут сейчас, "началом бытия". Жрецы и ритуалы предназначались для непосвященных, а настоящие монисты могли объединиться с Абсолютом, миновав ритуалы. Чтобы достичь такого уровня, была разработана дисциплина - йога. Она до сих пор широко практикуется в Индии и энергично пропагандируется на Западе.

Можно выделить четыре основные позиции в монизме:
Пантеизм

  • Абсолютный пантеизм: Бог - все, что существует.
  • Измененный пантеизм: Бог - реальность или принцип вне природы.

    Веданта
  • Измененный монизм: Бог относится к природе, как душа к телу.
  • Абсолютный монизм: только Бог существует реально. Все остальное - воображение.

Китайский учитель Лао-Цзы (год рождения примерно 550 или 600 до н.э.) был современником Конфуция и, очевидно, принадлежал к той же волне протеста против жреческого культа. Он настаивал на освобождении от священных ритуалов. Он откровенно не признавал обуздания своих желаний и самоограничения, свойственных этицизму, так что Конфуций счел его учение неприемлемым.

Лао-Цзы призывал к подчинению принципу естественного возникновения, развития и исчезновения всех вещей (Дао). Из четырех видов монизма даосизм более всех близок к пантеизму или измененному пантеизму, чем к веданте. Значение придавалось не столько медитации, сколько стремлению быть естественным и быть как можно ближе к общему развитию природы. И все-таки даосизм был монистическим по сравнению с теизмом или политеизмом Китая.

Конфуций,  Будда и Лао-Цзы
Конфуций, Будда и Лао-Цзы. Все трое выступали против существующего в их времена культа. Это сцена их воображаемой встречи.

Монизм и христианство

Монизм имеет довольно долгую историю. После мощной атаки со стороны гностицизма во II веке христианская церковь столкнулась с монистической контратакой неоплатонистов в III веке. Плотин (ок. 205- 269) совершил путешествие на Восток и вернулся полный монистических идей, направленных против быстро растущей христианской церкви в Римской империи. Чтобы утверждать, что система Плотина вытекает из греческого философского наследия, он включил в нее некоторые идеи Платона. Но созерцательность, присущая Плотину, имела много общего с йогой индуистского монизма.

Плотину не удалось объединить Римскую империю в борьбе с Иисусом Христом. Но через много столетий его идеи неоплатонизма были открыты вновь и использованы против христианства. Итальянский философ Джордано Бруно (1548- 1600 гг.) был одним из первых представителей Западного монизма, возникшего как реакция протеста на засилье средневекового духовенства.

Его философия пантеизма оказала большое влияние на Спинозу (1632-77 гг.).

В немецкую церковь идеи философского монизма проникли благодаря Иоганну Фихте (1762-1814 гг.), которого считают представителем этического монизма. Он был уволен из Иенского университета за атеистические взгляды в 1799 г., но позднее получил назначение в Берлинский университет. Преподававший в Берлине Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.) способствовал превращению одного крыла последователей идеализма Фихте в истинных материалистов, таких как Людвиг Фейербах (1804-1872 гг.) и Карл Маркс (1818-1883 гг.). Существовала еще философская группа со взглядами, более близкими к монизму индуистско-ведантского толка, чем к материализму. Во главе ее стоял Фридрих Шеллинг (1775-1854 гг.). Фридрих Шлейермахер (1768-1834 гг.) был лидером второго крыла идеалистов. Он старался показать, что истинное христианство на самом деле является одним из видов монизма.

В настоящее время также предпринимаются попытки рассматривать христианскую теологию с позиций монизма.

В Северной Америке эти идеи распространяются Мэтью Фоксом и многими представителями движения Новой Эры.

Возобновившееся вторжение восточных религиозных идей, распространяемых различными индуистскими гуру, учителями дзэн-буддизма, популярность тибетских ритуалов являются свидетельством того, что и в наши дни идет острая борьба альтернативных религий и идеологий.

Таблица ниже включает главные религиозные системы, проповедуемые в VI в. до Рождества Христова, и их последующее развитие.

Жречество возникло в результате вырождения первой религии. Атеизм, буддизм и монизм возникли как возможные ответные реакции мыслящего человечества на засилье жрецов. История этих направлений насчитывает, по крайней мере, 25 веков.

Совершенно очевидно, что все пять религиозных систем, помещенных в таблице, существуют и сегодня.



« Назад