« Назад

Во что верят сикхи

Как только люди убеждаются в присутствии Бога, они начинают рассматривать свою жизнь в ином свете. Каждый верующий осознает, что связан путами своекорыстия, невежества и себялюбия, помноженными на всепоглощающую страсть к мирским удовольствиям. Словно гипнотические чары материального заслоняют истинную суть жизни от человека, которому мир начинает казаться морем, тянущим его ко дну, почти без надежды на спасение. Иногда даже святые люди могут, при исполнении ими обрядов, испытывать подобное ощущение собственного невежества.

xxxxxxxxx
В сикхских гурдварах добровольцы готовят еду для "свободной кухни", где кормят всех желающих.

Любовь Бога

Единственной надеждой грешника остается вера в то, что истинный Гуру, Бог, милосерден. Бог дарует истинному верующему ощущение божественного присутствия, которое помогает человеку вырваться из пут и воспарить над жизнью, полной зла и насилия. Сикх должен искать общество таких, как он сам, и вместе они станут петь гимны, сложенные теми, кто уже обрел знание Бога. По мере того как они с искренностью и любовью станут повторять имя Господа в священных стихах, Божественный Властитель заключит их в свои объятия и позволит ощутить глубоко в душе истинную природу Бога. После этого послушники смогут почувствовать свое единство с Учителем.

Для сикхского образца веры и поклонения типичен язык любви, часто не уступающий по страстности желанию невесты к жениху - подлинный мистицизм любви. Несмотря на то что изначально Бог неопределим, его все же характеризуют такие черты, как милосердие, бессмертие, всемогущество, влияние на ход всего на свете, плохого или хорошего. Бог одинаково присутствует и в червяке, и в слоне.

Настоящее духовное паломничество, происходящее в сердце и уме - в отличие от физического путешествия к святым местам,- это перенос центра внимания от себя к Богу. Сикхи обозначают это понятие словами манмукх и гурмукх, где "ман" означает самосознание человека как сердцем, так и умом, а "гур" означает Бог. Таким образом, в основе понятия пути спасения стоит не человек, но Бог.

Гордыня и эгоизм

Мир и люди в нем подвержены заблуждениям - силе майя - которые затуманивают ясность мыслей и понятий. В конечном итоге, Бог тоже несет ответственность за это. Однако сикхи не связывают это явление с теологической категорией зла. Люди воспринимают мир в его негативных проявлениях лишь потому, что они подчинены силе хаумайн, гордыне. Только после того как, благословляя имя Бога, человеку удастся одолеть силу хаумайн, он станет свободен для служения Всевышнему. Но без помощи истинного Гуру нельзя ни освободиться от эгоизма, ни преодолеть его последствий.

Спасение - это любовный союз с Богом, который возникает в результате духовного общения и преданности ученика Учителю. Пока не окрепнет этот союз (сахай), человек должен претерпеть несколько перерождений. Процесс переселения души прекратится только тогда, когда человек обретет истинного Гуру. Воистину, лишь немногие ищут Его, и из них лишь немногие находят Его.

В сердцах тех, кто обрел истинного Гуру преобладают любовь и страстное желание служить. В религии сикхов служению придается особая важность. Многие обязанности членов хальсы, как простые бытовые, так и почетные, связаны с ним. Убирать в гурдваре, готовить еду, представлять сикхскую общину в мире чужой веры - все эти действия считаются служением.

Стиль и содержание Гуру Грантх отличают поэтичность и широкое использование метафор. Книга напоминает библейские псалмы. Она не является систематизированным изложением постулатов веры. Ее сила в захватывающем действии на ум и в возбуждении сердца для любви к Богу.

"Человек, который потерян в себялюбии, тонет без воды, его ум подобен жабе, а характер - грязи. И все же Бог - это океан, а человек - маленькая рыбка: тот, кто понял это, способен прийти к единению с Богом, это подобно тому, как металл сплавляется с металлом, кипящая вода смешивается с холодной. Этот союз достигается с помощью слова истинного Гуру. Слово Гуру проникает в сердце человека, оно неуничтожимо и обладает силой созидания и разрушения. Когда оно приходит, словно цветок лотоса расцветает в сердце, оно, как корабль, на котором можно пересечь океан существования, заполненный злом. Спящий проснется, а охваченный горячкой охладится до дрожи. Испытавший это чувство почувствует, что не заслуживает его. Это подобно тому, как нечистому ученику Бог протянет свою руку и умоет его. После этого тело перестает быть игрушкой в руках майя и освобождается для служения истинному Гуру".

У сикхов есть множество вариантов толкования Священного Писания, но цель всех объяснений заключается в оказании помощи в поиске единения с Богом. Во многих отношениях это очень практичная религия, которая предпочитает ученых святым или, по крайней мере, желает ученым стать святыми. Когда в двадцатом веке сикхи попытались возвести свою веру в ранг мировой религии, эта концепция вызвала ряд ироничных замечаний. Ведь не всегда желания ученых соответствуют желаниям святых, а тем более рядовых членов религиозного движения.



« Назад