« Назад

Верования зороастрийцев

Десятый век был не только временем, когда "отцы-пилигримы" зороастризма отправились в Индию, это было и время литературной активности среди персидских зороастрийцев. Для поощрения, вдохновения и образования верующих было создано несколько текстов на языке Пехлеви, или среднеперсидском. Священная книга, Авеста, была написана на языке, понятном лишь нескольким образованным священникам. Были подготовлены переводы, краткие пересказы и толкования, а также тексты в защиту веры от мусульманского, христианского и индуистского учений. Хотя они были написаны в десятом веке, их все же можно рассматривать в качестве постулатов традиционного зороастризма. Эти среднеперсидские тексты разъясняют, развивают и систематизируют учение Зороастра.

Сотворение мира

Древним названиям Бога и "Дьявола" Ахура-мазда и Анхра-Майнью соответствуют средне персидские Ормузд и Ариман. Считается, что Ормузд пребывает в вышине в совершенной доброте и свете, в то время как Ариман вечно погружен в темноту бездны. Битва между этими двумя первичными духами была неизбежна, поэтому Ормузд создал небесный и материальный миры, чтобы они помогли ему в этой битве. Сначала он сотворил небесные создания, затем мир в чисто духовной форме, т.е. невидимый и неощутимый. Согласно зороастрийской вере, материальный мир не является злым и испорченным, напротив, это видимое, ощутимое воплощение духовного творения. Это творение Бога, и поэтому это добро.

Основными характеристиками зла являются жестокость, хаос и стремление к разрушению. Когда Ариман увидел Совершенное Творение Бога, он попытался разрушить его, поразив несчастьем, страданием, болезнью и смертью. Ни одно из этих зол, однако, не исходит от Бога, они не входили в его план сотворения. Они являются неестественными бедствиями, созданными совершенно независимым "Дьяволом", который стремится разрушить совершенство божественного творения.

Согласно мифу о мироздании, Ариман осквернил все элементы творения: поразил порядок хаосом; в круглой, плоской земле разверзлись ущелья и вздыбились горы; солнце сместилось с идеального положения в зените; огонь был отравлен дымом; первочеловек и первобык были поражены мучениями и смертью. Ариан возликовал.

Но случилось чудо: умирающие бык и человек извергли семя: из семени быка возникли животные, из семени человека взошло растение, чьи листья выросли, разделились, и из них возникла первая человеческая пара. Зороастризм утверждает, что человеческие существа неотделимы от окружающего мира.

Космическая битва

Затем Ариман попытался покинуть этот мир, но оказалось, что он заперт внутри него. Таким образом, космическая битва продолжается сейчас на арене мировой истории. Первые 3000 лет после нападения Аримана две силы находились в состоянии равновесия, и это был "век смешения" (т.е. добра и зла). Затем родился пророк Зороастр. После откровения Божественного Промысла поражение Аримана стало неизбежным. С этих пор начинается разгром зла. Но зороастризм не предполагает, что победа придет неожиданно, "аки тать в ночи". Еще 3000 лет Ариман будет продолжать бесплодные попытки разрушить все добро на свете. Но этот последний удар бесполезен. С интервалом в тысячу лет родятся три спасителя: каждый родится от девственницы, зачавшей от семени пророка, сохранившегося в воде озера, где они искупаются. Они явятся, таким образом, потомками пророка, хотя и рождены от девственниц. Каждый из них разрушит часть творения зла, и третий спаситель призовет мертвых на страшный суд. Оттуда человечество отправится на небо или в ад, чтобы через некоторое время вернуться и пройти последнее испытание - перейти поток расплавленного металла перед тем, как все присоединятся к Ормузду, чтобы пребывать в полном совершенстве.

Во время этих катаклизмов небесные силы будут вовлечены в битву с силами дьявола и победят их. Расплавленный металл, который к этому моменту вернет землю в первоначальное состояние, заполнив долины и сровняв горы, начнет заливать ад. Таким образом, Ариман навечно останется обессиленным. Впервые Ормузд станет всемогущим. Зло будет сметено. Далее, согласно мифу, Земля поднимется к Луне, небо опустится на Луну - но ничто не будет уничтожено. Зороастрийцы не говорят о "конце света", так как это был бы конец творения Бога. Вместо этого они ожидают "возобновления творения", времени, когда небо и земля объединятся и образуют в буквальном смысле лучший из миров.

Природа и назначение человека

Согласно учению Зороастра, каждому человеку предстоят два страшных суда. Первый состоится после смерти, когда его или ее мысли, слова и поступки будут положены на весы. Если добро перевесит зло, то совесть переведет его или ее через Разделяющий Мост (Шинват) на небеса. Тех, у кого перевесит зло, дрожащих от страха, совесть поведет на мост, с которого они сорвутся в бездну ада. Второй страшный суд состоится после восстания из мертвых.

В то время как христианство не имеет объяснения веры в два страшных суда, у зороастризма такое объяснение есть. Человеческая природа имеет две стороны, материальную и духовную. Обе они творения Бога. Человек должен предстать перед судом, быть вознагражден или наказан с обеих сторон его или ее сущности. Первый суд после смерти - это, разумеется, суд над душой, так как мертвое тело продолжает оставаться на земле. Однако ад, по зороастрийской вере, не вечен. Цель наказания состоит в исправлении. Каким бы образом ни толковать определение "вечный" - либо как длящийся бесконечно, либо как абсолютный - вечный ад не может быть наказанием с целью исправления. В аду, считают зороастрийцы, способ наказания соответствует виду преступления, и жестокий правитель, мучивший и моривший голодом своих людей, в аду сам подвергнется пыткам и голоду. Но после восстания из мертвых все вернутся из рая или ада, чтобы представить на суд уже свое тело и затем в соответствии с решением суда отправиться либо в рай, либо в ад, чтобы получить физическое вознаграждение или наказание.

Цель состоит в том, чтобы исправить человека целиком, душой и телом, чтобы он или она могли пребывать с Богом, как единое, совершенное существо. Мужчина и женщина являются божественным творением и созданы, чтобы быть помощниками Бога: их окончательное предназначение быть с Богом. Во время земной жизни они совершили свободный выбор между добром и злом. Они могут жить вопреки своей природе, но они не могут, в конечном итоге, изменить эту природу. С помощью страшного суда, рая и ада они исправляются и получают вознаграждение за свое участие битве добра со злом.

Скальный рельеф в Накш-и Рустом
Скальный рельеф в Накш-и Рустом, "долине царей ", недалеко от древнего персидского дворца Персеполиса. Царь Шапур I из династии Сасанидов (около 242-273гг. н.э.) проезжает во всем величии мимо коленопреклоненной фигуры побежденного римского воина. Подобно своим предшественникам ахеменидам и парфянам, династия Сасанидов правила империей, протянувшейся от Индии до берегов Средиземноморья. На протяжении более чем тысячи лет зороастрийский Иран был самым могущественным государством в известном мире.

Тело и душа

Первейший долг человека состоит в том, чтобы сделать его или ее тело вместилищем Благородных Бессмертных; как уже говорилось, человеческая жизнь должна определяться Благим Намерением к Праведности и Преданности, нацеленным на приобщение к власти Бога, Благости и Бессмертию, и отвергать демонов, таких как Жестокость, Алчность и Ложь. Люди должны стремиться стать отражением щедрого созидательного духа Бога и отвергать неправедные пути.

Поступая таким образом, они должны поддерживать равновесие духовной и материальной сторон своей натуры. Религиозным долгом человека является развитие материального творения Бога и поддержка его духовного творения. Мужчина должен жениться и иметь детей, он должен стремиться увеличивать свои стада и улучшать окружающий мир, возделывая землю. Остаться холостяком значит совершить грех уклонения от обязанностей. С другой стороны, он не должен бесчестить божественный дар супружества путем разврата. Для зороастрийцев монах является не меньшим грешником, чем прелюбодей - оба противостоят воле Богa. По той же причине человек не должен поститься, чтобы дух не возобладал над телом, не должен он и чревоугодничать и допускать преобладания тела над духом. Здоровье духа и тела взаимосвязаны, и относиться к ним надо с одинаковой заботой.

Мир является Совершенным Творением Бога, и долг верующего оберегать и наслаждаться этим творением, так как "несчастье изгоняет божественное". В отличие от некоторых религий в зороастризме нет понятия о духовной сути, заключенной во враждебную материальную оболочку. Скорее наоборот - духовным существом, пойманным в ловушку враждебного мира добра, является "Дьявол". Дух счастья пронизывает не только этику зороастризма, но их обряды.

Если в материальном мире зло ассоциируется со смертью и разложением, то люди должны избегать контакта, который бы в любой степени способствовал этому злу. Грязь, разлагающаяся и мертвая материя являются местами, где присутствует смерть и, следовательно, зло. Хозяйка, убирающая жилище, обряды, связанные с рождением, браком и смертью, правила личной гигиены - все это связано с великой космической битвой добра со злом. Участвуя в этом, каждый человек, помощник Ормузда, старается изгнать зло и восстановить мир в его созданном Богом совершенстве.

Личная ответственность

Зороастризм - это религия, основанная на понятиях Благого Бога, Благого Творения и благости человечества. Ее приверженцы часто называют ее "Благая Вера". В ней нет догмата о первородном грехе или об одном человеке, умирающем, чтобы спасти всех. Каждый несет ответственность за его или ее собственное участие в космической битве и за его или ее собственную судьбу. Это религия непреклонной решительности - что, возможно, и дало ей силы выжить, несмотря на тысячелетние притеснения.

Символ Ахура-мазды
Священный огонь, символ Бога Всеведущего, Ахура-мазды, в настоящее время заключен в храмах огня. Первоначально обряды поклонения зороастрийцы проводили на свежем воздухе, храмовый культ был введен во времена древней персидской династии Ахеменидов и получил щедрое царское покровительство.


« Назад