« Назад

Вера света и тьмы: манихейство

Эдвин Ямаучи

Персидский пророк Мани (216-276 гг. н.э.) основал дуалистическую религию, которую провозгласил окончательным, универсальным откровением.

Пророк Мани

Найденный в 1970 году небольшой греческий пергамент, "Колонский кодекс", подтвердил достоверность арабских легенд о том, что Мани воспитывался среди элхаситов, еврейских христиан-баптистов. В возрасте двадцати четырех лет Мани выступил против элхаситского крещения водой и стал проповедовать спасение путем тайного знания (гносиса).

Мани проповедовал в Месопотамии, Персии и Индии. Он пользовался благосклонностью персидского царя Шапура из династии Сасанидов. Сын Шапура, Бахрам I, однако, преследовал Мани. После двадцати шести дней в цепях Мани умер в тюрьме.

Для пропагандирования своей веры среди неграмотных одаренный художник Мани составил специальную книжку в картинках. Кроме того, он написал семь книг, включая "Шапуракан", посвященную царю Шапуру, и "Живое Евангелие", где Мани провозглашался параклетом, предсказанным Христом. Хотя ранних текстов на сирийском и среднеперсидском языках очень мало, зато у нас есть тысячи страниц манихейских текстов на коптском, найденных в Египте в 1930 г. Еще одно более позднее собрание манихейских текстов (восьмого и девятого веков н.э.) пришло к нам из китайского Туркестана.

Свет и тьма

Учение Мани утверждает существование двух независимых начал, света и тьмы. В первую эпоху свет и тьма существовали раздельно; во вторую эпоху они смешались; и в эту, последнюю эпоху, они снова должны разделиться.

Христос послан, чтобы освободить в людях частицы света. Правоверные манихейцы должны придерживаться принципов аскетизма до самой смерти, когда заключенные в них частицы света вознесутся по Колонне Славы (Млечному Пути) в рай.

Среди манихейцев существовало резкое разделение между элитным кругом "избранных" (электов) и основной массой мирян "слушателей" (аудиторов). Слушатели вели жизнь обыкновенных людей. Они приносили ежедневную дань фруктами, огурцами и дынями - считалось, что в них содержится много света - избранным.

Манихейцы были рьяными миссионерами и несли свою веру в Африку, Европу и даже в Китай. В четвертом веке они представляли серьезную угрозу христианской церкви, в числе их слушателей был даже Августин. Часть их дуалистских верований была унаследована группами еретиков, процветавшими в средние века, в частности, павликианами, богомилами и альбигойцами.



« Назад