« Назад

Вера джайнов

Махавира и другие учителя-гетеродоксы его эпохи интересовались главным образом поисками освобождения от круга перерождений.

Вселенная

Некоторые из основных положений философии джайнов не свойственны системам буддизма или индуизма. Джайнизм утверждает существование бесчисленного количества одушевленных и неодушевленных субстанций - дживов и адживов, представляющих противопоставление дух/материя - каждой из которых свойственно неограниченное число собственных последовательных делений. Более того, все субстанции существуют вне нашего восприятия и знания о них. С этой стороны философию джайнизма можно назвать реалистичной.

Однако бесчисленность душ, населяющих Вселенную, заставляет их бесконечно перерождаться в самсаре, цикле рождения, смерти и перерождения. Нашему миру тоже свойственна цикличность расцвета и упадка. Являясь частью Вселенной, не имеющей ни начала, ни конца, он проходит через такое же неограниченное число космических циклов, каждый из которых разделяется на фазы повышения и понижения, совпадающие с расцветам и крушениями цивилизаций. В настоящее время мы находимся в пятом периоде фазы понижения.

Очевидному фатализму и детерминизму системы ученые джайны противопоставляют уникальную теорию "многосторонности" (анекантаваду). Она соотносит справедливость любого утверждения с точкой зрения того, кто его делает. Подъемы и падения цивилизаций строго определены с точки зрения универсальных законов, но, со своей стороны, каждый человек волен искать индивидуального спасения. Лишь освобожденной душе известна полная и абсолютная истина. Популярной иллюстрацией может служить пример слона и шести слепых. Каждый из них ухватился за какую-то часть огромного животного, и когда их спросили, на кого похож слон, один ответил, что на стену, другой - на змею, третий - на веревку, четвертый - на опахало и так далее. Только душа, находящаяся в нирване, обладает полным и совершенным знанием.

Душа

Основными свойствами души являются ее чувствительность и знание. В своем первоначальном состоянии душа знает все: от нее ничего нельзя утаить, она владеет знанием бытия во всех его проявлениях, во все времена, в прошлом, настоящем и будущем. В наш мир она приходит в оболочке материального тела, и ее знание несовершенно и неполно в силу ограничений, налагаемых на нее материей.

В зависимости от формы, в которой душа проводит свое земное существование, выделяются пять уровней.

  • На самом нижнем уровне находятся души, обладающие только одним ощущением,- прикосновения. В их число входят базовые элементы творения, земля, вода, воздух и огонь, а также все, что относится к обширному растительному царству.
  • На втором уровне стоят души, имеющие два чувства: прикосновения и вкуса - включая червей и улиток.
  • На третьем уровне стоят души с тремя чувствами: прикосновения, вкуса и запаха - сюда относятся муравьи, жуки и мотыльки.
  • На четвертом уровне - души, имеющие четыре чувства: прикосновения, вкуса, запаха и зрения; в их число входят, например, осы, саранча и бабочки.
  • На самом высшем, пятом уровне, находятся души, обладающие всеми пятью чувствами: прикосновения, вкуса, запаха, зрения и слуха. Эти души подразделяются на четыре вида: инфернальные создания, высшие животные, люди и божественные создания.

Перемещение души от одного уровня сознания к другому или из одной группы в другую, вверх или вниз по шкале, зависит от неумолимого закона кармы.

Карма и перерождение

Подобно всем индийским религиям, джайнизм признает универсальный закон кармы. Согласно этому закону, каждое действие - мысль, слово или поступок - имеет свои последствия, которые, в свою очередь, служат причиной следующего действия, и так далее. Эта причинно-следственная цепь известна под названием "кармическая связь", или просто карма. Так как джайнизм, как мы уже видели, придерживается доктрины переселения души и перерождения, следовательно, для него состояние души в каждый конкретный момент определяется кармой, накопленной за бесчисленные века.

Тем не менее, доктрина кармы у джайнов достаточно самобытна. В то время как индусы рассматривают карму как чистый закон природы, джайны верят, что карма состоит из мельчайших неощутимых частиц материи, которые прилипают к душе, как глина к горшку. И все же, с помощью определенных усилий, дисциплины и знания люди могут контролировать карму. Эгоистичные, беспечные и жестокие поступки приводят к накоплению тяжелой кармы, которая тянет душу вниз. Но карма, происходящая от добрых поступков, рассыпается почти мгновенно и не оказывает почти никакого влияния. Более того, добровольно принятые страдания могут уменьшать накопленную карму, помогая просветлению души.

Чтобы достичь спасения (мокши), душа должна освободиться от материи. Когда это произойдет, природная легкость позволит ей подняться на поверхность Вселенной и поселиться там навечно среди блаженства всеведения. Души героев, таких как Махавира, достигают спасения еще в этой жизни. С землей их связывает только остаточная карма, но когда, с помощью постов и обетов, она развеется, они немедленно вознесутся над высочайшими из божественных небес, к вечному отдыху нирваны.

Джайнизму не свойствен фатализм, зато он является атеистическим учением. В нем отсутствует вселенский дух, творец и властитель Вселенной, нет никого, кроме самого себя, кто бы помог людям в их стремлениях (за исключением тиртханкаров, да и те могут служить лишь наставниками и примерами).

Подобным образом, несмотря на всю ИСКУСНОСТЬ и тщательность отделки доктрины кармы и перерождения, джайнизм на практике остается глубоко пессимистичным учением. Мир полон крайней нищеты и горя, которое ни в коей степени нельзя компенсировать несколькими мгновениями счастья, дарованными нам в этой жизни.

Путь спасения

Бесчисленное количество душ во Вселенной и длительность цикла перерождения являются причиной того, что земное рождение души случается крайне редко. В силу этого, каждый человек должен использовать любую возможность вступить на путь спасения, для чего необходимо собрать Три Бриллианта:

  • Правильное знание.
  • Правильную веру.
  • Правильное поведение.

Правильное знание приходит через постижение учения джайнов, правильная вера через убежденность в его истинности, и правильное поведение через следование ему. Первые два не стоят ничего без третьего, поэтому монахи и монахини, миряне и мирянки джайнов дают обеты правильного поведения, самым важным и всеобъемлющим из которых является ненасилие.

Ненасилие

Причинить вред живому существу, даже нечаянно, значит привлечь самый тяжелый из потоков кармы. Причинение зла с преднамеренным умыслом приводит к самым страшным последствиям. А так как практически вся Вселенная пульсирует жизнью, становится понятно, что питание и образ жизни джайнов поставлены в рамки строжайших ограничений. Даже мирянин-джайн должен быть строгим вегетарианцем. Он не может быть крестьянином, так как, вспахивая почву, он может причинить вред животным и растениям, не говоря уже о самой земле. Он не может заниматься определенными ремеслами, так как металл на наковальне кузнеца и дерево на верстаке столяра испытывают при обработке нестерпимую боль. Вместо этого он должен выбрать безопасную профессию торговца или ростовщика, а лучше всего стать богатым купцом или преуспевающим банкиром.



« Назад