« Назад

Установившиеся шаблоны

В последующие за апостольскими годы постепенно устанавливались определенные шаблоны и возникала более ясная структура лидерства, в которой епископ обычно главенствовал над приходом местной церкви. Епископы самостоятельно писали великую молитву благодарения, которую они произносили над освящаемым хлебом и вином. Эти молитвы в дальнейшем начинали постоянно использоваться на территории обширных регионов по мере того, как они копировались другими епископами.

По мере расширения конгрегаций, они иногда выходили за пределы своих изначальных границ. Отдельные группы (даже во времена гонений) сооружали особые помещения для совершения обрядов. Они выработали еще более детальную программу церковного года - не только отмечая "неделю создания" (при этом празднуя как святой первый день недели вместо последнего), но и ежегодно отмечая следующие события: прежде всего Пасху (когда Иисус умер и воскрес), далее Пятидесятницу (когда сошел Святой Дух) и, наконец, Рождество (празднуя рождение Христа), а также "дни смерти" разных святых мучеников.

Мир Константина в 313 г. от Рождества Христова дал новый импульс строительству церквей и ассимиляции церкви и государства последовавшей за этим, не только поощрял празднование языческих праздников (как это случилось с Рождеством), но и начал формирование церковной организации по типу и подобию гражданских структур. Людей крестили целыми группами, родилась западная концепция "христианского мира". Впоследствии естественный консерватизм, присущий последователям любого института, имеющего свои ритуалы, способствовал тому, что в церкви продолжалось использование латинского языка, а не языка повседневного общения, у ведущих проповеди священников сохранился стиль одежды, характерный для четвертого столетия, на сооружение церквей привлекались архитекторы и многочисленные рабочие, в то время как другие стройки предавались забвению.

Восточные ортодоксальные церкви сохранили близость к духу четвертого и пятого столетий более, чем какие-либо другие. На востоке никогда не было реформатства или чего-то подобного Римскому католическому Ватикану II.

В средние века позиции священнослужителей в западной церкви значительно укрепились. Обет безбрачия еще более способствовал созданию атмосферы таинственности вокруг священников. Они были единственны ми, кто играл активную роль в исполнении обрядов. Вера в их особенные, почти мистические, способности превращать хлеб и воду в плоть и кровь Христа, утверждала за ними роль духовных пастырей. Определенная часть простых должна была посещать службу и восхвалять Христа. Люди не понимали латыни, на которой читалась Библия и совершались молитвы. Они получали причастие только на Пасху и даже тогда, начиная с конца тринадцатого века, только хлеб.

Христианское поклонение
Христианское поклонение выражается в особой службе, но общая концепция гораздо шире. Вся жизнь должна быть посвящена Богу и служению Ему. Поклонение Богу означает прославление Его во всех проявлениях жизни. Празднование венчания в церкви.



« Назад