« Назад

Священные писания

В центре этого ритуала, как и всех сикхских обрядов, находится Священная Книга. Церемония начинается чтением отрывков из нее, и ей же посвящены многие молитвы и песни. Гуру Грантх содержит духовные стихотворные произведения исторических гуру. Большая ее часть создана гуру Арджаном, хотя в последнее издание, подготовленное гуру Говин-дом Сингхом, включены также работы преемников Арджана. Этот сборник носит название Ади Грантх, или Подлинная Первая Священная Книга. Гимны и стихи, созданные гуру Говиндом Сингхом, не вошли в этот сборник. Но после смерти гуру один из его учеников составил сборник Дасам Грантх - сочинения десятого гуру.

Когда в 1708 г. гуру Говинд Сингх передал Книге свои полномочия, он изменил всю структуру религии сикхов, переключив внимание верующих на постоянный, неизменный предмет. Индийская религия всегда подчеркивала практическое значение существования предметного объекта духовной концентрации и поклонения. Храмы, святые места, священные реки и святые люди с давних пор служили основой для индийской духовности.

Хотя сам гуру Нанак не придавал значения внешним атрибутам религии, считая главным достижение согласия сердца с богом посредством любовного созерцания, большинство его последователей ощущали необходимость стимулирования веры с помощью материальных объектов. Поэтому признание Говиндом Сингхом Священной Книги в качестве источника божественной истины и пути духовного проникновения способствовало тому, что вскоре она получила статус святыни.

В настоящее время она прочно занимает центральное место во всех религиозных действиях и ритуалах. Сикхи бьют перед ней поклоны точно так же, как индусы перед своими статуями. Когда в храм приносят новорожденного, имя ему выбирают из прочитанного наугад отрывка из Грантха. Вокруг Книги проводится брачная церемония. Жених с невестой несколько раз обходят вокруг нее под аккомпанемент песен о долге и супружеских обязанностях. Смерть сопровождается обязательным чтением священных текстов на протяжении семи - десяти дней. Некоторые праздники предполагают непрерывные двухдневные чтения писания.

Сикхский храм, гурдвара (дверь гуру), является в основном местом, где Книга хранится и где вокруг нее могут собираться члены общины. Книга плюс община составляют гуру. Гуру Грантх и Гуру Пантх знаменуют присутствие гуру в современном мире.

Важнейшим следствием этого развития стало резкое увеличение ответственности за веру, падающей на плечи каждого члена общины. У сикхов нет священников: богослужение может вести каждый, хотя небольшая группа членов общины специально обучается чтению и толкованию Грантхов. Это еще более усиливает в сикхах чувство исключительности своей веры, в которой как ни в одном другом течении индуизма развит конгрегационализм и тесна связь религиозного и общинного самосознания.

Несмотря на столь сильный общинный аспект, религия сикхов в основе своей строго индивидуальна. Об этом свидетельствуют основные положения Гуру Грантх. При этом следует иметь в виду, что взгляды на божественное и мирское не могут быть втиснуты в строгие рамки догматов веры. Догмы сикхизма возникли скорее как следствие попыток выразить человеческое восприятие Бога в процессе религиозной жизни и поисков, чем как результат теологических изысканий.

"Существует только один Бог, имя которому Истинный, Создатель, свободный от страха и ненависти, бессмертный, нарожденный, существующий сам по себе, великий и бесстрастный. Истинный был вначале, Истинный был в конце. Истинный есть сейчас. О Нанак! Истинный будет всегда".

Начало гимна гуру Нанака из сборника Ади Грантх. Повторяется сикхами каждое утро в знак выражения веры.



« Назад