« Назад

Способы поклонения

Отрицание джайнами Бога не влечет за собой отказа от молитв и поклонения, которое более точно можно было бы назвать созерцанием. Из всех существ, включая богов и святых, поклоняются только освобожденным душам или тиртханкарам. Но даже к ним не обращаются за помощью или милостью: они служат больше для вдохновения тех, кто продолжает бороться за освобождение и совершенство.

Все это в теории. На практике дела обстоят по-другому. Многие миряне-джайны обращаются за помощью к индуистским богам, во многих храмах джайнов обитают статуи индуистских божеств, многие праздники джайнов включают индуистские ритуалы.

"Он возвышается, огромный, каменный и обнаженный. Поза его суровая, а спокойствие, запечатленное во всем его облике, - непоколебимо. На губах застыло выражение полного безразличия. Он не приемлет материальные ценности этого мира, ибо к ним он равнодушен. Дорогие вещи часто затмевают наш разум, приковывая нас к грешной земле. От этого нужно избавиться, хотя для людей такая задача почти непосильна. И святой Джайн символизирует собой эту вековую борьбу человека с земными искушениями. Невидящим взором окидывает он высохшие долины южной Индии. На людей он взирает, словно Гулливер на лилипутов. В честь святого Джайна устраиваются ритуальные торжества каждые двенадцать лет. Бесчисленные горшки молока и творога выливаются на голову каменного героя во время этих торжеств. В соответствии с канонами этой веры хвала воздается тем, кто благодаря своему упорству и героизму обрел духовную свободу и указал путь к этому другим".

Ниниан Смарт

Храмы и домашние святилища

Славу джайнизму во многом обеспечили прекрасно сохранившиеся великолепные образцы храмовой архитектуры. Самыми выдающимися из них считаются два города-храма, которые объединили сотни святилищ, возведенных в разные века. Их лепным потолкам и резным мраморным колоннам, изукрашенным изображениями людей и цветов, возможно, нет равных во всем мире. Многочисленные современные городские храмы намного меньше и не так выразительны.

Святилища в домах джайнов, согласно требованиям священного писания, должны быть деревянными. Во многих из них сохранились изумительной работы резные двери.

Молитва

Храмы джайнов заполнены статуями тиртханкаров: "При созерцании бесстрастного изображения Бога в джайнском храме в голову сами приходят мысли о самоотречении... Разум очищается в процессе созерцания и поклонения тиртханкарам".

Ежедневно посвященные джайны встают засветло и с гирляндами из 108 розовых бутонов в руках вызывают Пять Великих Созданий, сложив перед собой ладони и кланяясь на восток, север, запад и юг.

При входе в храм поклонники оставляют снаружи обувь и носки. В дверях они наносят на брови шафрановую метку и произносят молитву, ниссахи (которая помогает им оставить все грехи и заботы). Внутри они подходят к святилищу и устраивают торг за право провести омовение главной статуи тиртханкара. Убрав драгоценности и увядшие цветы, они омывают ее водой, молоком и пятью нектарами. Когда она высохнет, ее натирают и жидким шафраном ставят четырнадцать меток на всех частях тела. Все это время продолжается распевание гимнов, на пороге святилища курятся благовония, а на столик перед дверью выставляется блюдо с рисом. После всего проводится ритуал духовного поклонения, по правилам которого все трижды падают ниц перед статуей, восхваляя добродетели тиртханкара, посвящая ему гимны, а затем, пятясь задом, направляются к дверям, произносят авассахи (которая позволяет им снова окунуться в повседневные заботы) и со сложенными перед собой ладонями, кланяясь, выходят.

Празднества

Главный праздник джайнизма проводится в Паджджусане, торжественном сезоне, завершающем джайнинский год. В течение восьми дней или более, в период муссонных дождей, в августе, посвященные джайны постятся и посещают специальные службы. Всех глав семейств заставляют вести монашеский образ жизни, по крайней мере, на протяжении суток, в стенах монастыря, совершая подвиги поста и медитации. В завершающий день праздника все джайны воздерживаются от пищи и воды. По окончании храмовой службы совершается ритуал покаяния, и все просят прощения у соседей за возможные нечаянные обиды и обещают не ругаться и не ссориться на протяжении всего следующего года.

Следующий по значению праздник называется Дивали и совпадает с индуистским празднеством в честь Лакшми, богини преуспеяния. Джайны приспособили его для празднования освобождения Махавиры.

Кроме того, джайны соблюдают посты в полнолуние и с удовольствием участвуют в паломничествах к святым местам.

Джайнизм - это религия самоограничения. Ее цель - бесстрастная отрешенность - достигается лишь с помощью наиболее суровых ограничений жизненных потребностей, кульминацией которых, в идеале, становится добровольная смерть от голода. При этом можно рассчитывать только на себя, а не на помощь Бога или богов.

И все же самоограничение часто может принести пользу другим. На протяжении долгого времени джайнов отличает активность в деле поднятия общественного благосостояния. Они особенно известны своими пожертвованиями для школ и больниц - как для людей, так и для животных.



« Назад