« Назад

Славянские религии: боги страха

За первое тысячелетие нашей эры славяне из своих коренных мест в Польше и Белой Руси распространились по всей Восточной Европе. Они были представлены многочисленными племенами, которые с течением времени организовались в крупные группы. Из них только западные славяне, проживавшие ранее к востоку от Эльбы, и русские оставили следы религиозных верований. Однако, во что они верили, точно сказать трудно, и мнения ученых по этому вопросу расходятся очень широко.

Бог грома

Итак, остается только гадать, в чем же была суть религии русских до образования в девятом веке великого княжества. Наиболее популярным богом был, вероятно, Перун, бог грома и молнии, и несомненно, высшее существо.

Его положение, возможно, укрепилось, когда, примерно в 980 г., Владимир Великий - выходец из викингов - построил для него два культовых центра: один в Киеве, другой в Новгороде. Деревянная статуя Перуна в Киеве была установлена на холме возле княжеского дворца вместе с некоторыми другими богами. Фигура была украшена головой из серебра и бородой из бронзы. В жертву этому богу приносили скот и даже людей. Когда в 988 г. Владимир принял крещение, идола стащили в Днепр, а священную рощу уничтожили. Совершенно очевидно, что культ Перуна развился под влиянием скандинавского культа Тора; Киев, фактически, был колонией викингов.

Среди других русских богов можно назвать Сварога и Даждьбога, отца и сына, которые вместе представляли солнце и огонь. Общий элемент в их именах, бог (сравните с индийским бхага) обозначает "богатство" и одновременно "бог". В качестве бога, именем которого произносились торжественные клятвы, упоминается Волос. Возможно, он был повелителем скота и пастбищ.

Вампиры и оборотни

Народные поверья в России, Польше и Югославии, возможно, сохранили черты древней славянской религии. Наибольшую известность получили вампиры, мертвецы, высасывающие кровь у живых, и оборотни, человеческие существа, превратившиеся в волков. Русалками становятся преждевременно умершие девушки. Злые духи поселяются в багниках и болотниках, плохих людях. Очень часто упоминаются вилы, речные девы, прекрасные и коварные.

Западнославянские храмы

В западной части славянских земель поклонение старой религии продолжалось до 1168 г., когда датский король Вальдемар I разрушил храм в Арконе, на реке Рюгер. В отличие от русских, западные славяне строили в честь своих богов храмы, возможно, очень поздно и возможно, под влиянием германских племен. Служители храмов, похоже, пользовались большим авторитетом. В Арконе, например, только жрецу позволено было заходить внутрь храма, где он совершал возлияния и во время урожая приносил в жертву мясо. Он также занимался прорицаниями; например, определял знамения по поведению белой лошади, посвященной верховному богу, Свантевиту ("священному богу").

Западнославянские боги были чрезвычайно воинственны и всеведущи. Последнее качество отражалось в их многоголовых или многоликих статуях. Так, статуя Свантевита имела четыре головы, две из которых смотрели вперед, а две назад. У Триглава из Штеттина (современный Szczecin) было три головы, Рюгевит в Гарце на Рюгене имел одну голову с семью лицами (и семь мечей на поясе), Порсевит из того же храма был украшен пятью головами, и так далее. Идея многоголовых богов является чисто славянской. Даже в позднем сербском фольклоре присутствует трехголовый ночной всадник Троян (возможно, названный в честь императора Траяна).

Иногда в храмах содержались ценные предметы. Статуя Триглава была сделана из золота (однако статуя Свантевита в Арконе была деревянной, и ее впоследствии разрубил на куски и сжег христианский король Вальдемар). В храме бога войны Яровита хранился священный щит, который выносили для молебнов о даровании победы в предстоящих битвах. Рядом с храмами располагались священные рощи. В Штеттине Триглаву принадлежал священный дуб с расположенным рядом источником. Бог Провен, почитаемый в храме в Ольденбурге, владел целой рощей священных дубов, огороженной деревянным забором. Там в окружении своих подданных князья правили суд, сидя под дубом подобно германским королям.



« Назад