« Назад

Синтоистские святилища

В наши дни синтоизм является преимущественно религией одного храма. Хотя большинство святилищ, достаточно больших, чтобы иметь постоянный штат, официально подчиняются Ассоциации синтоистских храмов, большинство прихожан вряд ли даже подозревают об этом. Существование каждого святилища имеет конкретное обоснование, будь то природный феномен, такой как гора, историческое событие, имеющее важность для данной общины, акт персонального поклонения или покровительство властей. Причин может быть множество.

Например, древнее святилище в Кашиме, на Тихоокеанском побережье Хонсю, пользуется покровительством представителей боевых искусств и борьбы кендо. В то же время на его территории располагаются несколько святилищ меньшего размера.

Одно из них посвящено пробивающемуся из склона холма источнику и представляет собой символические ворота, установленные в пруду у его подножия. Другим является обнесенная забором площадка с громадным камнем, от которого на поверхности видна одна круглая верхушка, пробивающаяся из песка. Считается, что этот камень проходит сквозь землю и удерживает гигантского ската, который является причиной землетрясений.

Богом, или ками, конкретного святилища может быть сам природный феномен или одно из божеств, упоминаемых в Кодзики или Нихонги, а может быть легендарный или исторический персонаж. В тех храмах, где ками хранится во внутреннем святилище, обычно никто не знает, что он из себя представляет, так как его никто никогда не видит.

Синтоистские святилища имеют общие черты, которые заметны почти всегда. Первое, что бросается в глаза посетителю,- это большие символические ворота из двух вертикальных и двух поперечных столбов, обозначающие вход в святилище. Чтобы привлечь посетителей, ворота (тории) могут стоять довольно далеко, где-нибудь на людной улице среди магазинов и лавок; на пути к святилищу могут стоять двое, трое или целая аллея ворот. На наружном дворе обязательно стоит большая бадья с чистой водой, снабженная крышей и чистыми деревянными черпаками. Здесь верующие могут ополоснуть лицо и руки, совершив тем самым несложный очистительный обряд. Основное здание святилища, которое может иметь одну из традиционных архитектурных форм, состоит из зала для молений (хайдэн) и расположенного за ним внутреннего зала (хондэн). Внутренний зал обычно меньшего размера и закрыт для посещения, так как там хранится ками.

Время от времени в зал для молений входят небольшие группы просителей. Одиночные посетители, как правило, остаются снаружи, бросают монету в ящик для пожертвований, дергают за веревку с подвязанным вверху колокольчиком, дважды хлопают в ладоши, кланяясь, произносят короткую молитву, еще раз хлопают в ладоши и уходят. Звук колокольчика и хлопки в ладоши должны привлечь внимание ками к присутствию верующего.

Переднюю часть зала для молений часто украшает толстая веревка (шименава) и сложенные во много раз белые бумажные полоски, которые обычно обозначают границы священной территории или священного предмета. Иногда их просто развешивают вокруг скалы или дерева в знак того, что они тоже считаются святилищами и в них обитает ками.

Известны три основных типа святилищ:

  • святилища чисто местного значения, где хранятся ками данной местности (удзигами);
  • святилища целевого назначения, такие как святилища Инари, которые посещаются для обеспечения успеха в деловых операциях;
  • общенациональные святилища большого религиозного и отчастиполитического значения, как упомянутые ранее святилища Изе и Изумо.

Еще одним общенациональным святилищем является храм Мэйдзи в Токио, воздвигнутый в честь императора Мэйдзи, который только на Новый год посещают около трех миллионов человек. Еще одно такое святилище, Ясукуни, тоже находится в Токио и служит мемориалом погибшим на войне.

Со времени окончания Тихоокеанской войны статус святилищ Изе и Ясукуни стал предметом полемики, так как существовала опасность возрождения под знаменами синто шовинистических движений.

Из других типов святилищ, разбросанных по всей стране, следует назвать святилища Хачимари, посвященные ками войны и воинской доблести; святилища Тошогу, воздвигнутые в память генерала-диктатора Иеясу (умер в 1616) и напоминающие о разноцветной пышности его мавзолея в Никко; а также святилища Тенмангу, где почитается верный правительству несправедливо пострадавший аристократ и возносятся молитвы об успехе в литературе и учебе.

символические ворота
Дорогу к синтоистским святилищам отмечают символические ворота, тории. Иногда они одни, а иногда их столько, что образуется целая колоннада.



« Назад