« Назад

Шива

Третьим членом тримурти является Шива. В этом божестве сосредоточились и слились в еди ное целое все возможные противоположности. Хотя его символом считается фаллос (лингам) и его повсеместно отождествляют с мужской ролью в вопросах плодородия и произведения потомства, все же часто его изображают вечным девственником. (В большинстве храмов Шивы видное место занимает статуя бычка, символа половой зрелости.)

Шива - разрушитель жизни, но он же ее воссоздатель, он воплощение ужаса, но при этом воплощение мягкости. Неудержимость действия сочетается в нем с вечным покоем. В нем ярко выражено сексуальное отличие, и все же он символ единства, стоящий выше всяких различий. Он источник добра и зла одновременно.

В художественных произведениях, начиная с XII века н.э., он часто представлен в образе короля танцев - воплощения космической энергии. Танец символизирует ритм существования - как космоса, так и индивидуального сознания, в нем проявляются желания и чувства, заключающие в себе конфликт знания и иллюзии (майя). Кроме того, у него много рук, одна пара служит выражением равновесия между жизнью и смертью, другая указывает на борьбу добра со злом.

Как Вишну, так и Шива являются центрами культов, приверженцы которых ищут единения с богом. Цель шиваитов (поклонников Шивы) в отождествлении с источником движения (самой жизнью). Популярность культа Шивы, начиная с двенадцатого века н.э. на юге Индии, в Бихаре и Бенгале (куда арийское влияние пришло сравнительно поздно), свидетельствует об отрицании арийских форм брахманизма - жертвоприношений животных, поклонений мертвым и прочих обрядов.

В одной популярной легенде Шива предотвращает катастрофу, вызванную разливом вод Ганга по всей земле. Завязав в узел волосы, он подставил голову потоку вод и отвел угрозу наводнения.

Шива-разрушитель
Изображение Шивы-разрушителя открывается раз в год при совершении ритуального жертвоприношения вола.


« Назад