« Назад

Рождение джайнизма

Период с седьмого по пятый век до н.э. был переломным пунктом для интеллектуального и духовного развития во всем мире: среди других достаточно назвать хотя бы философов в Древней Греции, великих пророков в Хевроне, Конфуция в Китае и Зороастра в Персии.

Для северной части Индии шестого века до н.э. было особенно характерно социальное, политическое и интеллектуальное брожение. Древние, отжившие племенные структуры разрушались. Их сменили несколько крупных региональных царств и более мелких племенных союзов, известных, за неимением лучшего термина, как республики. Они сохраняли некоторые черты племенной структуры, но были слабыми в политическом отношении, так как зависели от наиболее крупных царств.

В этот переходный период, когда отмирал старый общественный порядок, а новый еще окончательно не оформился, многие люди чувствовали себя брошенными на произвол судьбы как в социальном, так и в моральном смысле. По мере того как встречались и входили в конфликт противоречивые течения религиозной мысли и практики, возникали смуты в вопросах веры.

Возможно, что появление буддийских, джайнистских и авиджистских сект связано именно с этим конфликтом. Их основателями были так называемые учителя-гетеродоксы, которые, в свою очередь, были последователями шрамананов, религиозных наставников древности, отличавшихся от браминов тем, что проповедовали доктрину спасения через атеизм и аскетизм. Термин "гетеродоксы" указывает на отрицание авторитета основополагающих индуистских текстов, Вед, и неприятие кастовых и жертвенных традиций.

Домашнее святилище джайнов
Домашнее святилище джайнов.



« Назад