« Назад

Реформа

Реформатство, которое противостояло таким злоупотреблениям, было, по сути своей, движением "Слова". Оно было нацелено на возвращение к Слову Божьему, записанному в Библии, а также на отход от драматизма, многоцветности и движений в ритуалах и сосредоточению на Слове, чтобы сделать их более доходчивыми и понятными людям. Сами реформаты усиленно пытались возвести празднование причастия в центр церковной жизни, но устоявшиеся давние привычки прихожан были сильнее. Еженедельные молитвы в большинстве протестантских церквей были сфокусированы на проповедях. В лютеранских церквях было распространено пение гимнов, которое сопровождало службу и молитвы. Англиканская церковь установила свой спокойный и уравновешенный ритуал Книги Молитв, по которому на ежедневное чтение Библии, псалмов и молитв обращалось больше внимания, чем на проповеди.

Реформатство также породило более четкие традиции. Анабаптисты, например, поддерживали тех, кто был против крещения младенцев, и вместе с тем давали выход своим эмоциям, "ведомые Духом Божьим" во время общих молитв. В семнадцатом веке квакеры в буквальном смысле тряслись ("quaked" англ. - "трястись") во время молитвы.

Большие перемены начали сказываться на всем англоязычном протестантстве в восемнадцатом веке. Для евангельского возрождения, которое дало начало методизму, было характерно воодушевленное исполнение гимнов. Гимны были объективными в своем богатом содержании, однако в них выражались и личные эмоции по отношению к Богу. Древние метрические псалтыри уступали место гимнам Уаттса, Уэсли, Каупера и Топледи. Чаще стали праздновать и Вечерю.

Несмотря на гимны, протестантизм приобретал сходство с римским католичеством в своей серьезности и в том, что службой зачастую управлял священник или ведущий. Но в двадцатом веке в среде католиков и протестантов возникло литургическое движение, которое пользовалось широкой поддержкой в силу доступности и понятности службы и созданной вокруг него атмосферы братства во Христе.

В римской церкви это привело к реформам в литургии Второго Ватиканского Собора. После 1600 лет царствования латыни было разрешено вести службу на местных языках. Появилось новое чувство, что служба - это не только одна лишь проповедь с соблюдением некоторых обязательных формальностей.

Как непосредственный результат такой открытости римской церкви возникли многочисленные обсуждения ее новой доктрины с целью устранения недопонимания. В области проведения службы, англиканская/ римская католическая международная комиссия в 1971 году приняла совместное заявление по вопросу Святого причастия. Многостороннее сближение позиций по вопросам церковной службы было ускорено докладом "Крещение, Причастие и Духовенство", подготовленным Всемирным Советом Церквей в 1982 году, на который церкви всего мира откликнулись в течение последующего десятилетия.



« Назад