« Назад

Распространение зороастризма

Первые 700 лет после смерти пророка окутаны тайной. Воссоздание ранней истории зороастризма невозможно по причине отсутствия источников, предположительно, он распространился по Персидскому плоскогорью, главным образом вместе с движением племен и племенными войнами. В седьмом веке до н.э. к власти в западной Персии пришли мидийцы, а в шестом веке до н.э. - персы. К этому времени зороастризм уже представлял значительную силу в этих краях.

Персидская империя

Впервые Персия появляется в истории в 559 г. до н.э., когда Кир взошел на трон маленького персидского царства Аншан на юго-западе страны. В 550 г. до н.э. он захватил трон в Мидии, затем взял в плен сказочно богатого царя Лидии и Анатолии (современная Турция). В 539 г. до н.э. перед ним капитулировал могущественный Вавилон. Так за двадцать лет он вырос из правителя крошечного царства в повелителя величайшей в мире империи тех времен.

Захватив Вавилон, Кир освободил из изгнания народ евреев, факт, который о библейской книге Исайи приписывается могущественному влиянию Бога, избравшему Кира для этой цели. Ни об одном чужеземном царе не говорится в Библии в таких восторженных тонах. Своей справедливостью и терпимостью Кир повсеместно заслужил себе прекрасную репутацию. Правившая в Персии после него династия Ахеменидов (по имени легендарного прародителя) продолжала придерживаться его идеалов. Благодаря ей зороастризм приобрел влияние по всему царству.

Распространением зороастризма занимались преимущественно маги (племя жрецов из Мидии), которые продолжали пользоваться влиянием во все периоды существования зороастризма в Персии. Они были царскими священниками, участвовали во всех важных посольствах, исполняли военные и дипломатические обязанности. Они жили во многих персидских городах в различных частях империи. Поэтому когда в Евангелии от Матфея говорится о приходе мудрецов (магов) к младенцу Христу, читатель поймет все значение этого события. Более поздняя христианская версия о том, что маги были царями, неправильна.

Александр "Вандал"

Конец империи Ахеменидов положил в 331 г. до н.э. Александр. В персидской истории он известен не как "Александр Великий", а как "Александр Проклятый", потому что он убивал жрецов и разрушил царский дворец в Персеполисе. Он говорил, что желает объединить культуры Греции и Персии, но он и его преемники Селевкиды оставили о себе память только как о захватчиках, непрошено вторгшихся в жизнь Персии.

Парфянская империя

К середине второго века до н.э. власть Селевкидов постепенно была вытеснена из страны коренной персидской династией. Они известны как парфяне, по названию местности в Иране, откуда они родом. Из своей провинции они не могли принести какой-либо прогрессивной технологии, поэтому в начальный период своего правления они переняли некоторые эллинистические особенности, например, форму монет и некоторые архитектурные стили. Однако в народных сказаниях и легендах остались прежде всего сведения о их феодальной персидской культуре. Именно в период парфянского правления были предприняты попытки собрать древние традиции и была составлена священная книга зороастризма, Авеста.

Парфянская культура не была исследована надлежащим образом прежде всего из-за недостатка археологических и письменных материалов. И все же парфяне правили Персией примерно 400 лет, а их империя не уступала более знаменитым предшественникам, ахеменидам, и простиралась от северной Индии до современной Турции. Она была самой значительной силой из всех противостоявших могуществу Рима. У них были хорошие отношения с Израилем; захватив страну в 40 г. до н.э., они сместили ненавистного Ирода и поставили на его место иудея. Два года спустя вернулись римляне и вернули власть Ироду.

Интересно порассуждать, как могла бы развиваться дальше история, если бы Израиль во времена Христа находился под властью толерантных парфян, а не ненавистных народу римлян. Не придается значения и тому факту, что во времена Христа парфяне сделали зороастризм самой могущественной религией тогдашнего мира.

Церковь и государство

В 224 г. н.э. правитель юго-западной провинции Персии поднял восстание против парфян. Новая династия была названа по имени легендарного предка, Сасана. Сасаниды правили Персией до самого вторжения мусульман в седьмом веке. Они оставили после себя великолепное материальное наследие и множество письменных памятников, создав тем самым впечатление, что их эпоха была периодом максимального процветания зороастризма в Персии.

Верховный жрец являлся главным сановником у царского трона, во многом определяя политику империи. После того как Константин и его преемники сделали христианство официальной религией Римской империи, дав религиозное обоснование ее объединению, для крупнейшей империи Востока тоже возникла необходимость обеспечить относительное единство. Зороастризм всегда подчеркивал необходимость единства церкви и государства, и это получило полное развитие в эпоху Сасанидов.



« Назад