« Назад

Расцвет джайнизма

Махавира выбирал себе учеников преимущественно из кшатрийской аристократии и организовал из них постоянную общину, состоявшую из мирян и монахов обоих полов. Не лишено оснований предположение, что прежде чем присоединиться к Джине, некоторые из его последователей отказывались от всего имущества, включая одежду, что способствовало обретению бесстрастия и отрешенности, в то время как других останавливало требование соблюдения наготы.

Только эта разница и еще более поздние разногласия по вопросам канонов священного писания привели к разделению джайнизма на две основные секты. Никаких фундаментальных различий по вопросам догматов веры между ними не возникало даже в последующие века.

Две секты

На протяжении двух веков последователи Махавиры продолжали оставаться маленькой общиной. Но после того, как отрекся от престола и присоединился к ним основатель великой Маурианской династии, император Магадхана Чандрагупта (примерно 321-297 гг. до н.э.), ряды джайнов стали быстро расти. Эта легенда подтверждается историческими исследованиями, во всяком случае, до некоторой степени. Кроме того, в конце правления Чандрагупты случился великий голод, который привел к исходу большого количества монахов-джайнов из долины Ганга на севере Индии в южные районы Деккана. Там, на территории штата Мисор, они основали несколько крупных религиозных центров.

Затем, гласит легенда, когда после одиннадцатилетнего отсутствия лидер эмигрантов Брадрабаху, одиннадцатый старейшина в общине, возвратился в Бихар, он обнаружил, что связанные с голодом трудности и смуты принудили северных монахов, которыми руководил Ситхулабхадра, отказаться от традиций, завещанных Махавирой, и одеться в белые одежды.

Так образовались две основные секты джайнизма, дигамбары ("одетые в небо" или "одетые в воздух") и шветамбары ("одетые в белое"). Раскол был узаконен в первом веке н.э. и существует по сей день.

Священные писания

Аналогичным образом, тоже согласно легенде, начиная с времен Махавиры священные тексты передавались от поколения к поколению устным путем. Но последним человеком, кто знал их в совершенстве, был Брадрабаху. После его смерти, в начале третьего века н.э., канон был по мере возможности восстановлен в виде двенадцати частей (Ангас), которые заменили ранние четырнадцать текстов (Пурвас). Признанный шветамбарами канон не удовлетворил дигамбаров, считавших, что старый утерян безвозвратно. В окончательную форму канона, принятого в пятом веке н.э., входят восемьдесят четыре текста, составленных шветамбарами. Они включают сорок одну сутру, несколько неклассифицированных текстов, двенадцать комментариев и один общий комментарий. Все они написаны на языке ардха-магадхи.

Взлет и падение

В последующие века джайнизм распространился от восточного до западного побережья Индии. Временами он находился под покровительством царей и князей, чье расположение помогло создать несколько великолепнейших образцов храмовой архитектуры в мире. Но по мере расцвета в средние века индуистской концепции теистической преданности (бхакти), особенно культов Шивы и Вишну, наступила пора относительного упадка джайнизма.

Джайнизм отстоял свои позиции в двух регионах, где он существует до сегодняшнего дня: в штатах Гуджарат и Раджастан, где преобладают шветамбары, и в Деккане, теперешнем Мисоре, где расположена штаб-квартира дигамбаров. Но, в отличие от буддизма, джайнизм сохранился в местах своего рождения. Возможно, этому способствовало то, что религия допускала не только монашеский, но и мирской образ жизни. В годы гонений только поддержка власть имущих и богатых мирян позволила приверженцам религии не покидать родину.

Осталось упомянуть еще один поворот в истории джайнизма: отпочкование в 1653 г. н.э. от шветамбаров секты "обитателей залов" (штханакаваси). Подобно европейским протестантским реформаторам и, возможно, под влиянием мусульманства, они восстали против всех форм идолопоклонства и храмового служения как противоречащих учению Махавиры. Основополагающих доктрин религии этот последний раскол, однако, не затронул.

Мраморное изображение
Мраморное резное изображение из храма на горе Абу.



« Назад