« Назад

Путь знания

Концепция мокши не всегда присутствовала в индийской религии. Вероятно, стремление к освобождению возникло в то время, когда понятие цикла перерождений (самсара) стало основополагающим постулатом индуизма (примерно в седьмом веке до н.э.), означающим бесконечный круг существований, зависящих от индивидуальных поступков (кармы) каждого.

Стремление к свободе являлось не политическим, а духовным, а традиции Упанишад подчеркивали освобождение от пут невежества. Именно невежество привязывало человека к кругу "рождение-смерть-новое рождение", выраженному в самсаре. Освобождение будет достигнуто, как только невежество сменится знанием, когда правильно будет воспринята реальность и отвергнуто все преходящее и иллюзорное.

В этом, в основном, и состоит путь знания (джнана-марга) к мокше. Он включает в себя йогу и связанный с ней аскетический образ жизни. Считалось, что с помощью контроля над дыханием можно добиться освобождения души от тела, для чего следовало перекрыть артерию от сердца к голове - путь, по которому душа, как считалось, возвращалась в свой дом в сердце человека. Постижение особых знаний проводится во время медитации в позе йоги и повторения таинственной мантры "Ом", которая являлась представлением всей полноты сущности (другими словами "триады богов в их первоначальном единстве, Брахмане, абсолюте"). Повторение фразы обеспечивало установление и поддержание единения верующего с абсолютом - в этом и заключалась мокша. Но единение не означало отождествления. Иногда она сравнивалась с состоянием комара в листве смоковницы или рыбы в воде - не одно и то же, но и отделить невозможно.

В более поздних песнях Ригведы описывают людей бредущих во тьме, но постепенно осознающих непостижимость тайны в самом центре бытия. Но все же, шаг за шагом они убеждаются в существовании реальности и света в окружающем их мире, и таким образом достигают мокши.

Однако, как принято считать в наше время, это освобождение касается одновременно и самой жизни. Таким образом, путь заключается в подавлении страстей. Как сказал Будда, страсти - это то, что привязывает человека к циклу перерождений. Даже чувство восторга, испытываемое при освобождении, тоже нуждается в очищении от налета страстей, который может привести к принятию желаемого за действительное.

Бхагаватгита видит мокшу как освобождение от зла, от тела, от желаний и гнева, от кармы и от майи. Другими словами, мокша означает освобождение от пут в любом виде.

"От нереальности веди меня к реальности! Oт тьмы веди меня к свету! От смерти веди меня к бессмертию".

Общества Сознания Кришны
На Западе растет популярность восточных религий. С 1960-х члены Международного Общества Сознания Кришны стали обычным явлением на улицах западных городов.

Путь действия

Второй путь к мокше - путь действия (карма-марга). Это дорога к освобождению для тех, кто признает, что в этом мире мы живем своими жизнями, в течение которых должна быть сделана определенная работа и выполнены определенные обязательства. Наше положение в обществе предполагает исполнение долга. Нам не дано выбирать себе моральные правила. Бхагаватгита указывает, что "мы достигаем свободы от действия" не тем, что "воздерживаемся от действия". Самоотречение не поможет нам "достичь вершин совершенства". "Действие" говорят нам, "сильнее бездействия" и поэтому следует исполнять команду "выполнения своей задачи в жизни".

Путь приверженности

Путь приверженности, или любви (бхакти-марга), ведет к вере. Преданность Богу помогает нам совершить прыжок от временного к вечному, от ограниченности к бескрайности абсолюта. Этот путь предполагает, что абсолют противостоит нам в персональной форме - поэтому каждый может ответить на божественную благосклонность. Место безличного Брахмана занимает Бог, к которому можно обратиться и получить в ответ восхитительное ощущение веры.

В Бхагаватгите говорится о том, как Арджуна наблюдает в Кришне бесчисленные чудесные знамения, как Кришна объясняет ему, что "только с помощью бхакти ты можешь видеть меня и приблизиться ко мне". Для приверженцев этого пути - а это путь, к которому инстинктивно тянется большинство индийцев,- спасение не результат человеческих усилий, а дар Бога. Очевидно, что лишь очень немногие уделяют внимание теоретическим обоснованиям своей веры и исповедуемой религиозной философии. Вера не догма, а жизненная необходимость человека.

Кроме всего прочего, бхакти требует проведения актов поклонения. В дополнение к ритуалам и церемониям предусмотрены также гимны для пения и статуи для поклонения и благоговения. Это нельзя считать идолопоклонством как таковым. Идол становится центром внимания, через который производится поклонение самому Богу (которого нельзя представить ни в каком образе).

Индра
Бог войны, Индра

Кришна
Кришна был очень веселым и озорным воплощением Вишну.

Ганеш
Бог-слон Ганеш чрезвычайно популярен как бог мудрости и удачи.



« Назад