« Назад

Предмет и мыслители экзистенциализма

Ницше считается первым постмодернистом (см. ниже), так как его взгляды далеко опережают многие из положений светских идеологий конца двадцатого века. Однако, для того чтобы составить более цельное представление об экзистенциализме, мы должны упомянуть Ясперса, Хайдеггера, Марселя, Сартра и Камю.

Карл Ясперс занимался психиатрией и философией. Он подчеркивал, что часто выдаваемое за "объективную истину" отражает лишь рутинные представления текущего момента. Как можно определить, что истинно? Ясперс отмечает, что в Кризисных ситуациях, когда жизненные ресурсы пациента истощаются, все наносное, второстепенное зачастую слетает, оставляя лишь подлинные, истинные для пациента ценности. С одной стороны, такой подход может оказать терапевтическое воздействие, восстанавливая человеку реальность. С другой стороны, то, что предположительно является аутентичной истиной, тоже различается в зависимости от конкретного индивида.

Мартин Хайдеггер полемизировал насчет того, что даже казалось бы общие вопросы философии могут ставиться только конкретно, с исходных позиций мыслителя. Он или она могут философствовать только из пределов своих предшествующих горизонтов. Мыслитель никогда не сможет полностью вырваться из рамок и проблематики этих радикальных пределов.

Хайдеггер считал, что традиционная философия не смогла адекватно учесть эти пределы и границы, выстраиваемые горизонтами индивида. Вслед за Ницше Хайдеггер предвосхитил постмодернистов в предсказаниях "конца" философии (включая теологию) в традиционном смысле этого понятия, рассматривая в своих поздних трудах вариант возрождения мышления "вслушивания" посредством созерцательного обновления, которого можно ждать до бесконечности.

Габриель Марсель пытался использовать экзистенциалистские установки в более позитивных целях в рамках христианства и гуманистических концепций. Рациональность и наука слишком часто рассматривают человека как "случай для изучения" либо "статистическую единицу" в рамках научной теории. Но более личностный и менее рационалистический подходы могут помочь в возрождении достоинства человека, который, в конечном счете, представляет собой не какие-то "данные" для ученых (включая ученых-медиков и социологов), но активных агентов или субъектов. Сартр и Камю вслед за Ницше подвергали нападкам любое определение универсальной или объективной истины, считая ее иллюзорной.

Там, где Ницше видел религию и философию как худших из злодеев, скрывающих корыстные интересы личности или группы под личиной истины для всех, Сартр и Камю также обрушились на паутину ограничений, налагаемых тем, что выдается за истину в банальной системе условностей общества. Личность не должна впадать в обман, считая, что представления, вкладываемые обществом в понятия "Бог", "истина" или "правильное поведение", являются ограничителями или представляют какую-либо ценность для свободомыслящего индивида. К условностям нужно относиться с настороженностью.


YSL.SU - сервис коротких ссылок
« Назад