« Назад

Повседневная жизнь джайна

По случаю рождения, вступления в брак или смерти джайны проводят особые церемонии, так же как в большинстве других религий. Однако тут есть один нюанс. Обряды эти скорее индуистские, чем джайнистские. И очень часто проводят их индуистские жрецы.

Жизнь мирянина

Полное спасение возможно для мирянина только в одном случае: если в конце жизни он примет обет старости, включающий обязательство умереть от добровольного голодания. Более того, согласно дигамбарам, спасение невозможно для женщины, разве только она родится мужчиной.

Джайнизм различает четыре источника кармы:

  • Привязанность к вещам, таким как пища, одежда, жилище, женщины и драгоценные камни.
  • Несдержанность в гневе, гордости, обмане и алчности.
  • Привычка тела, разума и речи к мирским заботам.
  • Ложная вера.

Карму можно контролировать путем отказа от каких бы то ни было действий. Джайнизм различает также восемь видов кармы, три времени кармы и четырнадцать этапов избавления от кармы. Между первым и четвертым этапами человек обретает знание и веру, но лишь на пятом осознает важность праведного поведения и, таким образом, становится вправе принять двенадцать обетов, определяющих религиозную жизнь мирянина.

Первыми из двенадцати идут пять "ограниченных обетов":

  • Не причинять вреда душам, имеющим более одного чувства.
  • Быть искренним.
  • Не воровать.
  • Соблюдать целомудрие.
  • Владеть ограниченным количеством мирских вещей.

За ними следуют три "вспомогательных обета", которые помогают соблюдать первые пять:

  • Ограничить путешествия (во избежание греха не следует появляться в местах, где он может быть совершен).
  • Ограничить список используемых вещей, чтобы избежать необходимости лгать, жадничать, воровать, и так далее.
  • Соблюдать осторожность, когда говоришь о других плохо, лишаешь кого-либо жизни, хранишь оружие или показываешь дурной пример.

Оставшиеся четыре обета служат для того, чтобы поощрить религиозное рвение мирянина:

  • Проводить по меньшей мере сорок восемь минут каждый день в непрерывной медитации (самайике), не думая ни о ком плохо, пребывая в мире с окружающей действительностью и размышляя о вершинах, которых сможет достичь душа, и, по возможности, повторять это упражнение три раза в день: утром, в обед и вечером.
  • Определить для себя, по крайней мере, один конкретный день, в который следует серьезно воспринимать обеты, касающиеся ограничения путешествий и медитации.
  • Периодически вести монашеский образ жизни в течение двадцати четырех часов, не прикасаясь к пище, напиткам, духам, оружию или женщинам, и менять наряды не чаще трех раз в течение дня и двух раз за ночь - укрепляя таким образом связь между общинами мирян и монахов (такой обет называется посадха).
  • Поддерживать общину аскетов, предоставляя им любые из четырнадцати предметов, которые они могут принять без упреков, например, еду, воду, одежду, кухонную утварь, одеяла, полотенца, кровати, столы и другую мебель.

Джайны верят, что соблюдение двенадцати обетов приносит огромное физическое и моральное удовлетворение. Тело становится молодым и здоровым, а душа освобождается от любви и неприязни.

Мирянин, желающий достичь высшей ступени на пути к освобождению, должен попытаться соблюсти еще одиннадцать обещаний:

  • Поклоняться истинному дэву (т.е. тиртханкару), почитать истинного гуру (учителя), и верить в истинное учение (дхарму, т.е. джайнизм), при этом избегая семи плохих поступков. т.е. не играть в азартные игры, не есть мяса, не пить вина, не прелюбодействовать, не ездить на охоту, не воровать и не дебоширить.
  • Соблюдать двенадцать обетов и предвкушать смерть от добровольного голодания в полном покое.
  • Заниматься медитацией не меньше трех раз в день.
  • Вести монашеский образ жизни по крайней мере шесть раз в месяц.
  • Не есть сырых овощей.
  • Воздерживаться от еды между заходом и восходом солнца и от питья до наступления рассвета, чтобы случайно не проглотить какое-нибудь насекомое.
  • Обходить стороной собственную жену и никогда не пользоваться духами, чтобы не соблазнить ее.
  • Никогда не затевать ничего, что связано с вовлечением в пучину мирских забот, которые могут привести к крушению жизни.
  • Оставаться послушником до конца дней.
  • Питаться только объедками.
  • Носить одежду аскета, жить в уединении в храме или в лесу, причем жить согласно правилам, установленным в писании для аскетов.

К тому времени, как мирянин примет последний из этих одиннадцати обетов, он уже практически становится аскетом.

Пока мирянин стремится достичь возвышенного состояния, он будет стараться развить в себе двадцать одно качество, которые отличают "благородного" джайна. Он будет всегда "серьезен в поведении; чист в отношении как одежды, так и души; спокоен; популярен в обществе; милосерден; безгрешен; прям; мудр; скромен; добр; умерен; благовоспитан; осторожен в речах; общителен; осмотрителен; прилежен; почтителен к старшим и к старым обычаям; застенчив; приятен; благожелателен; и, наконец, внимателен в делах".

Храм Парсванат
Храм Парсванат в Калькутте свидетельствует о богатстве общины джайнов.

Жизнь аскета

Жизнь аскета начинается с посвящения. Сначала он сдает все свои вещи и драгоценности родственникам и надевает платье аскета (садху), состоящее из трех предметов верхней одежды и двух деталей нижнего белья, цвета которых в разных сектах разные. Затем ему обривают голову. С этого момента он бездомный странник и не должен иметь никаких вещей, кроме своих одежд, нескольких кусков ткани для процеживания воды, в которой могут оказаться насекомые, матерчатой маски, закрывающей рот, чтобы не причинить вреда воздуху, нескольких деревянных кувшинов или бутылок из тыквы и метлы или веника, чтобы подметать землю перед собой, так как на ней могут оказаться насекомые.

Пять великих обетов, принимаемых аскетами джайнов, являются более строгими версиями пяти первых обетов, которые дают миряне:

  • Не причинять вреда - не убивать ни одно живое существо, пяти-, четырех-, трех-, двухчувственное или растение (одночувственное), даже по неосторожности.
  • Быть искренним - говорить только то, что приятно, полезно и правдиво.
  • Не воровать - брать только то, что дают.
  • Соблюдать целомудрие - не иметь никаких дел с богами, людьми или животными другого пола.
  • Отказаться от любви к любым вещам или людям, что значит расстаться со всеми привязанностями и неприязнями по отношению к звукам, цветам или запахам, а равно и к людям - другими словами, быть безразличным ко всем ощущениям, приходящим через органы чувств.

Так же как существует образец мирянина, существует и идеал мона-ха-джайна. Говорят, что настоящий аскет должен обладать двадцатью семью качествами, так как он должен соблюдать пять обетов, никогда не есть ночью, защищать все живые существа, контролировать свои пять чувств, презреть алчность, хранить высокие идеалы и внимательно осматривать все, чем он пользуется, чтобы не нанести вреда случайному насекомому. Кроме того, он должен быть самоотреченным и тщательно соблюдать три правила контролирования разума, речи и тела, владеть двадцатью двумя способами терпения и переносить страдания до самой смерти.



« Назад