« Назад

Пограничные религиозные группы

Две из наиболее значительных пограничных религий возникли в непосредственной близости друг от друга, в штате Нью-Йорк. Церковь Иисуса Христа и Святых Последнего Дня (мормоны) была основана на утверждениях Джозефа Смита, младшего сына фермера, объявившего о том, что пред ним предстал ангел и открыл ему место, где были зарыты в землю золотые пластины с начертанной на них историей переселения в Америку двух волн библейских народов. Золотые пластины призваны были исправить ошибки, допущенные существующими церквами и восстановить христианство в том виде, как того желал Господь.

Лишь немногие (если вообще кто-либо) видели золотые пластины, однако интерпретация Смитом якобы поведанного ему - Книга Мормона - по-прежнему является основой вероучения мормонов (несмотря на то, что она была дополнена рядом новых догматов и без лишнего шума изменена во многих местах по сравнению с исходным вариантом Смита). Сегодня церковь Смита несомненно является самой динамичной пограничной группой, принадлежащей к христианству,- в основном благодаря энергичной реализации двухлетней программы добровольной миссионерской деятельности, в результате которой большое число проповедников-мормонов разъехалось по всему миру.

Почти в то же время, а именно 31 марта 1848 года, маленькая девочка смогла вступить в контакт с духом. Семье Фокс из Аркадии, штат Нью-Йорк, докучало загадочное привидение, и вот теперь их младшая дочь открыла способ общения с ним. Несмотря на насмешки, которыми была встречена эта новость, известие о ней получило широкий резонанс, и в течение нескольких лет еще одно новое вероучение - спиритизм - стало находить своих приверженцев повсюду в мире.

Мир спиритизма не представляет из себя единого целого. Существует множество различных течений, которые можно условно разделить на последователей Алена Кардека (пользующегося влиянием во Франции и Бразилии) и тех, которые представлены группами вроде Национального Союза Спиритов Великобритании. Даже в самом НСС ведутся оживленные дебаты на предмет того, является ли спиритизм религией с присущими последней жесткими догматами веры или свободным духовным поиском. "Христианские спириты" веруют в Иисуса Христа, так как они принимают откровения духов, которые удостоверяют божественность Христа; однако ряд спиритов не принимает подобные откровения.

Следующая волна пограничных религиозных групп пришлась на конец XIX века. В то время наблюдался рост интереса к религиозным концепциям Востока, которые мы и попытаемся рассмотреть в данном разделе. Однако именно напряженное ожидание конца света привело к созданию в начале 1880-х годов общества Свидетелей Иеговы (или Общества Сторожевой башни, Библии и брошюр). Свидетели получили известность благодаря своей энергичной, напористой работе по месту жительства после 1922 года, когда их лидер, судья Рутерфорд, выдвинул идею о том, что каждый Свидетель должен энергично агитировать за движение, спасая человечество от грядущего Армагеддона, в котором найдут свою гибель три миллиарда людей.

20-е и 30-е годы явились эпохой коммерции и психологии. Свидетели были отнюдь не единственной группой, отточившей в этот период технику сбыта своих идей. Бывший рекламный агент Херберт Армстронг основал собственную группу, построив свое учение на идиосинкразической трактовке Библии; его движение реализовывало идеологический товар посредством радиопрограмм, а позднее и через бесплатный глянцевый журнал "Чистая Истина". "Радио Церковь Господа" теперь называется "Всемирная Церковь Господа" и, несмотря на скандалы, раздирающие ее, эта группа по-прежнему процветает и имеет большой объем вещания в эфире.

Однако самое значительное религиозное движение нашего века появилось в 60-х годах. После ухода в небытие эры психоделии и поисков духовности, основанной на приеме наркотиков, появилось множество групп, предлагающих аналогичный духовный "кайф" без химической угрозы здоровью. Движение Харе Кришна (ISKCON) и Миссия Божественного Света являются двумя примерами подобных групп.

Движение Иисуса также породило ряд девиантных христианских групп в приблизительно тот же период времени. Дети Господа (изменившие название на Семья Любви, или просто Семья, но по-прежнему широко известные под своим оригинальным названием) положили в основу своего учения противоречивые наставления экс-проповедника Давида Берга, "Моисея Берга", и постепенно утеряли контакт с ортодоксальным христианством. Они практиковали различные формы оккультизма, проституции как пути к познанию веры и даже педофилии (как утверждают некоторые).

Дети Господа получили известность за прочное овладение умами своих последователей; семидесятые годы нашего столетия стали временем расцвета нескольких групп (Сайентология, Церковь объединения и прочих), которые использовали различные методы принуждения для подчинения и удержания под своим контролем обращенных в их веру людей.

Этот период закончился на трагической, кровавой ноте, когда 900 членов культа "Народного Храма" из Сан-Франциско совершили по приказу своего лидера акт массового самоубийства в Джонстауне, поселке, расположенном в тропиках Гайяны.

Тем не менее, имеются признаки и доказательства того, что человеческая память коротка. В момент работы над данной статьей многие группы, практически исчезнувшие после Джонстауна, начали вновь заявлять о себе. В 1993 году произошла новая трагедия, когда американские стражи порядка предприняли штурм штаб-квартиры Колена Давидова, последователей "пророка" Давида Кореша, что окончилось гибелью 86 сектантов.

В начале 80-х годов казалось, что Бхагаван Шри Райниш (бывший преподаватель философии в одном из университетов Индии) сможет создать в Орегоне "культовый" город прежнего "строгого" типа. Но накануне смерти "Ошо" (так поклонники называли Райниша) движение раскололось из-за внутренних противоречий, скандалов, обвинений в подтасовке голосов и отравлении. Новое, очистившее свои ряды движение Райниша в настоящее время ведет борьбу за восстановление своего былого влияния.

Бхагаван Шри Райниш
Бхагаван Шри Райниш, известный культовый деятель 80-х годов нашего века, проезжает мимо рядов своих последователей, облаченных в оранжевые одежды (Орегон, США). Начиная с 60-х годов восточные течения приобрели особую привлекательность для представителей западного мира, занимающихся духовными исканиями.



« Назад