« Назад

Парсы и теософия

Подобные экстремистские настроения не могли не внести в стан ортодоксов раскол, который, однако, принял неожиданную форму в силу того, что к этому вопросу была привлечена теософия, возникшее на Западе религиозное течение, призывавшее индийцев к отказу от западного материализма и отстаиванию древних традиций. Этот призыв нашел отклик у многих парсов, которые, не вступая формально в "Теософское общество" восприняли часть его постулатов.

Затем, в начале двадцатого века, Бехрамшах Шрофф (1857-1927) стал основателем специфической парсистской формы теософии. Он заявил, что со странствующей группой тайных зороастрийцев посетил секретное убежище в горах Персии. Там, укрытые в пещерах, покоятся древние сокровища и священные книги персидского зороастризма. В этих книгах Шрофф, по его словам, обнаружил разительное сходство с многими положениями теософии.

На протяжении тридцати лет после своего возвращения Шрофф хранил тайну, но последние двадцать лет жизни посвятил проповеди своего открытия. Трудно сказать, скольких последователей привлекло его учение (получившее название "путь познания'', Йльм-и Кшнум), так как они не оформились в организованную секту. Похоже, что их сравнительно немного, но их голоса в среде парсов звучат достаточно громко. Основная часть парсов не обращает внимания ни на западное, ни на теософское течения. Спокойно, не задавая вопросов, они исповедуют веру своих предков. Им мало известно о теологических спорах, об официальном и историческом подходах и реформаторстве. Но они знают точно, что у них есть идеалы и духовные ценности. Их вера - это, прежде всего их повседневная жизнь.



« Назад