« Назад

От памяти к письму

Вульф Метц

После смерти Гаутамы возникла необходимость упорядочить его учение и собрать его в связной форме. Поэтому через несколько месяцев в Раджагрихе был собран Совет, решения которого были пересмотрены через сто лет на втором Буддийском Совете в Весали. Решающим собранием, однако, явился Третий Синод, собранный в Паталипутте в 253 г. до н.э., примерно через двести лет после смерти Гаугамы, под покровительством императора Асоки. В течение девяти месяцев тысяча монахов занималась проверкой, обработкой и окончательной классификацией ушедших в прошлое традиций. На этой стадии материал находился все еще в устной форме; лишь в первом веке до н.э. на острове Цейлон были записаны первые буддийские тексты.

Основное собрание рукописей, канон, называется палийским каноном, по названию языка, на котором он написан. Он включает основную часть учения консервативных буддистов тхеравадинов; другие течения располагают дополнительными манускриптами. Популярное название палийского канона, Трипитака, или "тройная корзина", указывает на то, что он состоит из трех частей, которые первоначально были записаны на пальмовых листьях и хранились в корзинах.

Первая часть называется Виная-питака, "корзина устава". Вместе с материалами о жизни Будды и возникновении монашеской общины она содержит правила поведения для монахов.

Вторая часть называется Сутта-питака. Сутта на языке пали соответствует санскритскому сутра, что означает "направление", или "книга поучений". В ней рассматривается учение Будды и монахов, а также содержатся 547 легенд и историй о предыдущих перерождениях Будды.

Последняя ее часть, Абхидамма-питака ("корзина чистого знания"), состоит из семи книг, возможно, составленных в третьем-первом веках до н.э., написанных в сухом академическом стиле, предназначенных для специалистов, а не для широкой публики.

В дополнение к палийскому канону существует много других важных буддийских манускриптов на языках пали, санскрите, китайском и других азиатских языках. Из наиболее выдающихся следует назвать "Вопросы царя Милинды" (Милиндапаньха), написанный в первом веке н.э.; сборник догматов "Путь к Очищению" (Висуддхимагга), составленный Буддахагхоссой в пятом веке; и "Краткое изложение значения чистого знания" (Абхидхамматтха-сангаха), которое написал Аннуруддха в одиннадцатом веке.

Буддисты махаяны кроме канонических текстов тхеравадов признают еще множество дополнительных текстов. Среди них можно перечислить "Описание рая Сукхавати" (Сукхавативьюха); "Лотос Закона Справедливости" (Садхармалундарика), используемая японской сектой Тэндай; "Откровения учения в Ланке" (Ланкаватара); и, конечно, интереснейший "Путеводитель к Совершенной мудрости" (Праджнапарамита-сутра), исчерпывающее руководство о том, как стать Буддой.

Одни из этих книг написаны с практическим уклоном, другие имеют философскую направленность. Целые философские школы собирались для обсуждения различных учебников или сутр, а затем писали собственные руководства (шастры), чтобы дать еще одно тщательное обоснование буддизма или представить новое его толкование.



« Назад