« Назад

Освобождение от жизни?

Раймонд Хаммер

Насколько сильно индуизм занят проблемами повседневной жизни и насколько большое значение для традиционного учения имеет "освобождение" от жизни? Жизнь делится на несколько ступеней.

  • Все начинается с жизни ученика.
  • Затем следует жизнь главы семьи.
  • После чего следует жизнь, не связанная с потребностями семьи, общины или общества.

Индуизм ассоциируется не только с многолюдными фестивалями, но и со странствующим садху (святым человеком) или почти полностью обнаженным аскетом, который, в позе йога, кажется совершенно отрешенным от физического мира. Большую часть своей семейной жизни Махатма Ганди не имел сексуальных отношений с женой. Существует множество свидетельств очевидного отрицания мира, хотя тот же Ганди, например, одновременно мог вести борьбу за политическую свободу и улучшение статуса внекастовых групп, требуя общественного признания их достоинства.

Если повседневный мир является иллюзией и если результат поступков прошлой жизни определяет настоящее существование, то что это означает: отрицание или свободу?

Беспокойство души

В некотором смысле точкой опоры образа мышления индийцев можно скорее считать душевное беспокойство, чем любопытство ума, и это основная причина отрицания мира. Философия, в индуистском понимании, не может быть академической гимнастикой ума, оторванной от жизни и по своей природе умозрительной. Следовательно, знание должно преобразоваться в "видение" - восприятие реальности.

В то время как философия Запада (в ее нерелигиозной форме) считает человека "мерилом всего" и, следовательно, тяготеет к индивидуализму, индуизм рассматривает человечество как часть космического целого, и это влечет за собой уважение к жизни и ее проявлениям. Жизнь "вне" (индивидуалистский подход) считается разрушающей силой. Отсюда требование жесткой дисциплины (йога) и медитация, позволяющая ощутить себя частью целого.

Отрицание индивидуализма может привести к отрицанию активной позиции в жизни. В жизни индийцев всегда присутствует элемент пассивности, хотя он оставляет место для провозглашения элемента свободы и отрицания всевластности судьбы.

Парадокс

Тем не менее, имеет место парадокс. Аскетизм не противоречит накоплению богатства и собственности (артхе), которое входит в обязанности главы семьи, и получению наслаждений (каме). Строгая религиозная дисциплина сочетается с крайней чувственностью и отказом от соблюдения культовых правил, отбрасывающими в сторону все ограничения и запреты.

Похоже, что две противоположности, "привязанность" (утверждение) и "равнодушие" (отрицание), выражают в целом единство. Противоположности соединяются в определении божества и его женской половины. Пассивность может сочетаться с творчеством; слабость с силой; отрицательное с положительным. Только таким образом "порядок" может включить в себя "свободу". Но цель состоит только в полном освобождении от пут бессмысленности. Один индийский автор сказал по этому поводу, что весь образ жизни и мысли индийцев определен "скорее душевными устремлениями, чем поисками ума или желаниями тела".

образец индусской резьбы
Эта богиня-дерево - типичный образец индусской резьбы.


« Назад