« Назад

Оппозиция

Пока Иисус был, по крайней мере вначале, популярен среди простых людей в Галилее, у него очень быстро появилась оппозиция в лице местных религиозных лидеров. Его поведение во многих случаях было необычным. Он отказывался признавать барьеры, разделявшие людей на разные классы, общаясь с представителями тех из них, которые подвергались гонениям. Завоевав репутацию "друга сборщиков налогов и грешников", Иисус несомненно представлял угрозу для еврейского религиозного истеблишмента.

Женщины играли необычно важную роль среди его последователей, но далеко не все из них были уважаемы в обществе. Ему, казалось, доставляло удовольствие переворачивать общепринятые стандарты своим лозунгом: "Первые станут последними и последние станут первыми".

Он не разделял характерное для евреев отвращение к самаритянам - презираемому безродному меньшинству. Он даже сделал самаритянина героем одной из наиболее популярных своих историй, причем за счет уважаемых еврейских клерикалов.

Несмотря на то, что Иисус редко бывал за пределами еврейской территории, он доброжелательно отнесся и к вере воина, который не был евреем, и к вере женщины-сирийки, заявив даже, что нееврейская нация, джентайлы, вытеснит евреев из Царства Божьего. Иисус намеренно отвергал благоустроенную жизнь и не скрывал своего презрения к роскоши. Неудивительно, что религиозный истеблишмент считал его неудобным.

Он был так же радикален и в религиозных вопросах. Он вступал в споры с религиозными авторитетами по поводу обязательного соблюдения шабата, дня отдыха, и заявлял, что ритуальные очищения значат гораздо меньше, чем чистота сердца. Его смелая интерпретация законов Ветхого Завета уходила значительно дальше внешнего следования правилам к более глубокой и требовательной этике.

Он объявлял о воле Бога с независимой уверенностью, которая пронеслась через столетия изменяющихся традиций и поставила его на путь противоречий с библейскими схоластами и фарисеями, чей бессердечный легализм он категорически отвергал.

Иисус также не удовлетворял и саддукеев - правящее духовенство. Он учил, что еврейская нация уже созрела для Суда Божьего, и предсказывал неизбежное крушение идеалов, на которых была создана национальная религия. Символическим жестом он "очищал" храмы, изгоняя оттуда торговцев, чье присутствие там поощрялось священниками.

Более того, его последователи с энтузиазмом пообещали нарушить то хрупкое равновесие, которое сложилось в отношениях с Римом. Все это, можно быть уверенным, не уменьшило популярности Иисуса среди простых людей, которые вскоре стали принимать его за долгожданного Спасителя и даже хотели, чтобы он стал их предводителем в восстании против Рима. Но Иисус дал им понять, что его идея спасения не является политической. И поэтому число его последователей постепенно снижалось по мере того, как ожидавшие воинственного мессию расставались со своими иллюзиями. Один из двенадцати учеников Иисуса в конце концов предал его, а остальные так и не поняли действительных намерений Иисуса до самой его смерти.

"Я готов поверить, что Иисус был великим учителем морали, но я не верю, что он - Бог". Это единственная вещь, о которой мы не должны говорить. Человек, который был просто человеком и говорил такие вещи, которые говорил Иисус, не может быть великим учителем морали. Он или лунатик, или дьявол из преисподней. Вам делать выводы. Или этот человек был и есть Сын Божий, или он сумасшедший, или даже хуже того. Вы можете считать его дураком, вы можете плевать на него и убить его как демона, или вы можете пасть у его ног и называть его Господом и Богом. Но давайте оставим всю эту чушь о том, что он - великий учитель людей. Он не дал нам ясно понять это. Он и не собирался этого делать".

К. С. Льюис, "Обыкновенное христианство"

"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: Так гнали и пророков, бывших прежде вас".

Нагорная проповедь, Евангелие от Матфея


« Назад