« Назад

Фоу Папуа Новой Гвинеи

Джоан Рул

В племенной религии народа фоу, населяющего южное нагорье Папуа Новой Гвинеи, присутствуют внушающее благоговейный страх, редко упоминаемое существо Сируваге и верховный дух Ама-а Хай Та-о ("Старик на востоке"), но никто из них не является создателем земли, поэтому и нет поклонения Творцу.

Кроме того, есть еще три группы духов, проживающих в определенных местах:

  • злые создания (maame gai)
  • хисаре (hisare)
  • хибу йии (hibu yii)

В каждой деревне есть специальные люди, которые входят в особого рода контакт с одной из этих групп и за плату совершают жертвоприношения от имени остальных жителей.

Злые создания

"Злые создания" населяют кроны огромных деревьев, большие скалы или другие необычные природные образования. Например, в 1967 году у юго-восточного берега озера Кутубу, на островке среди болотистых зарослей дикого бамбука, человек по имени Игаре из деревни Гезе обнаружил небольшую поляну, поросшую опрятными красными кустами кордилина. Все согласились, что в этом месте должны жить духи, и с тех пор считается, что там обитают злые создания. К тем, кто вошел в контакт со злыми созданиями и произнес правильные заклинания, отношение было благоприятное и им не причиняли вреда. Но у тех, кто разгневал их, распухали ноги и живот.

Детям, чьи родители имели огороды поблизости от этого места, было запрещено подходить близко и шуметь, чтобы не беспокоить злых духов.

Дальше по берегу озера живет несколько духов хисаре. В водах озера обитают страшные водяные духи гурука. Люди, которые входят в контакт с духами хисаре, связываются и с этими гурука. После того как они закончат танец с хисаре, из воды выйдут гурука и тоже будут танцевать с ними. Они принесут перья казуара или человеческие кости и подарят их людям хисаре, которые выступали от имени духов. В зависимости от подарка, в следующем месяце удастся поймать казуара, или кто-то умрет, или произойдет какое-нибудь соответствующее подарку событие.

Хибу йии

Люди хибу йии строили в деревне дом, и на тайных церемониях к ним приходили духи хибу йии. Во многих деревнях этот ритуал больше не проводится.

Блуждающие духи

Остальные духи ведут бродячий образ жизни. Духи воздуха, соро, бродят, где им вздумается, и всегда готовы сделать какую-нибудь пакость людям. Дети боятся духов воздуха, считая, что те могут сделать с ними плохие вещи; но взрослые объясняют, что они не могут ничего сделать без помощи духов, живущих внутри человека (байзезе). Пара или группа байзезе должна связаться хотя бы с одним духом воздуха. Если у кого-то есть враг, то его дух выйдет из него и найдет духа того человека, затем они найдут дух воздуха и отправятся творить зло. Например, в 1960 г. в спальню одного человека влетел камень. Человек понял, что его дух уходит помогать духу его друга. Он сказал, что в деревне Хегесо кто-то пострадает, и назвал имя того человека. Через два дня тот человек умер.

Духи мертвых

Самыми страшными считаются духи мертвых. В их число входят духи людей, убитых в схватках между деревнями, и духи тех, кто умер от других причин. И те, и другие могут принести вред или вызвать тяжелую болезнь, войдя в тело человека в виде камня или палки, которые и станут причиной смерти.

Сильнее всех духи убитых (баувабе). Эти духи живут "сверху" и всегда выкрашены в красный цвет. К человеку, который приносит жертву духу убитого, этот дух является во сне и обещает удачу и помощь. Но если человек и его родичи являются врагами убитого, то появление духа означает беду. Если у человека появляются язва или боли в животе, то это точно дело рук духа убитого.

Дух того, кто умер по какой-то другой причине (амена денане), уходит на восток, но потом возвращается и находится неподалеку некоторое время. Он может вызвать болезнь, но не смерть. Рассерженная мать может сказать ребенку: "Если не перестанешь плакать, то придет дух с бамбуковой чашкой, соберет твои слезы и выпьет, и если они будут сладкими, то он сделает тебе много плохого".

Знахари

Раньше знахари говорили, что могут "высосать" камни и палки, которые духи ввели в тело человека.

Им платили ожерельями из раковин каури или свиньями. Этот культ умер своей смертью. Цена была слишком высока, и количество исцеленных не впечатляло. С другой стороны, в местных медицинских центрах такими лекарствами, как пенициллин и хлорхинин, демонстрировали чудеса исцеления совершенно бесплатно.

Некоторые знахари были готовы за плату отогнать вызвавшего болезнь духа с помощью заговора. Эта практика тоже постепенно приходит в упадок.

Бамбук и колдовство

Колдунов очень боятся. Когда известный колдун показал маленькую бамбуковую палочку, купленную им у колдунов с запада, и сказал, что назовет имена тех, кто должен умереть, в группе из двухсот или трехсот человек мгновенно воцарилась мертвая, наэлектризованная тишина. Колдуны фоу пользуются тремя основными способами.

Первый, и самый действенный, "касание кожи палкой"; человек умирает в течение одного-двух дней. Колдовское средство, сделанное тоже из бамбука, обычно в виде мелкого белого порошка, наносится на кожу обреченного с помощью бамбуковой палки или посыпается на него во время сна. При добавлении в бамбуковую чашку с водой или едой средство действует так же хорошо.

Для второго способа следует взять какой-нибудь предмет из одежды человека - кусочек тростникового ножного браслета или кусочек ткани или листьев, прикрывающих его ягодицы, - и положить их в бамбуковую чашку, наполненную колдовским средством, которую следует поместить в развилку дерева или в большой муравейник на пне дерева, или в маленький ручей. По мере того как предмет истлеет или его съедят, человек заболеет и умрет в течение четырех-пяти месяцев.

Третий способ, белое колдовство, проводится с помощью набора маленьких белых камешков. Колдун берет древесную смолу и втирает ее в камешки, произнося при этом свое заклинание. Это тоже вызывает смерть.



« Назад